Подризники. Подризник камчатой, красной, оплечье бархат по белой земле, травчатое. Два подризника кутни полосатой, ветхи. Подризник тафтяной, лазоревой, оплечье бархатное, ветхи. Подризник киндяшной лазоревой. Епитрахили. Епитрахиль отлас золотной, дватцать пугвиц серебряных. Епитрахиль отлас золотной, на ней шиты святые семнатцать пугвиц серебряных, ветхи. Епитрахиль отлас желтой, четырнатцать пугвиц серебряных. Епитрахиль бархатная вишневая, красная, девять пугвиц серебряных. (Л. 118) Епитрахиль камчатая жаркая, двенатцать пугвиц серебряных. Епитрахиль изарбавывая красная, пугвицы медные. Поручи. Поручи отлас золотной, на них крест низан мелким жемчюгом, дватцать две пугвицы серебряные, золоченые. Поручи шиты золотом по вишневому бархату, двенатцать пугвиц серебряных. Поручи отласные золотные по зеленой земле, двенатцать пугвиц серебряных. Поручи бархатные черные, по них кладены золотные плетешки, ветхи, восмь пугвиц серебряных. Поручи отласные желтые, восмь пугвиц серебряных, ветхи. (Л. 118 об.) Поясы. Два пояса шелковых у однех варворки серебряные, кисти шелковые. Пояс нитяной, у них крюк серебряной. Стихари. Стихарь бархат красной, травчатой китайской, оплечье шито по черному бархату золотом и серебром, нарукавцы отлас зеленой, подольник тафта зеленая, подложены крашениной. Стихарь лазоревой, оплечье изарбавное золотной, нарукавцы отлас зеленой, ветх. Стихарь дороги полосатые, оплечье отласные, травчатые, обложено оплечье кружевом золотным, ветх. Стихарь дороги двоелишные, оплечье отласное, таусинной, ветх. Стихарь дорогильной белой, оплечье отласное, травчатое, ветх. (Л. 119) Орари. Шесть орарей розных материй, ветхи. Покровы. Пять покровов киндяшные, выбойчатые, тафтяные, ветхи. Покров монашеской, надгробной. Килим ветхой черкаской. Под ризничным анбаром казенной анбар. А в нем по осмотру налицо. Подголовок окован железом, а в нем казенных монастырских денег пять рублев и те денги у переписки запечатаны. По скаске того монастыря казначея монаха Исаия, кроме тех денег в казне золотых, и ефимков, и жемчюгу, и серебряной посуды, кои не в деле, и никаких вещей нет. (Л. 119 об.) В том подголовке привесы от образов Дионисия и Анфилофия, Глушицких чюдотворцов, а сняты те привесы для бережения от воровских людей из другово монастыря, что на Сосновце где лежат их чюдотворные мощи. Дватцать два креста серебряных женских и мужских. Ефимок да четверть ефимка. Серги лапчатые. Дватцать три алтына две денги, копеек золоченых. Дватцать четыре алтына, четыре денги не золоченых. Возглавие от образа Пречистыя Богородицы небольшое, низано по красному отласу самым мелким жемчюгом.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

3 . И наконец, меньше всего повезло крапивницам. В отличие от углокрыльниц С-белое, 9 из 15 бабочек крапивниц не выдержали, когда птицы приблизились к ним совсем близко (на расстояние см), и всё-таки выполнили «коронный прием» павлиньего глаза – резко распахнули свои крылья, демонстрируя птицам свою яркую дорсальную окраску. Однако лазоревки почему-то не оценили этот жест. И в результате выжила только 1 крапивница из тех, которые были обнаружены птицами (птицы обнаружили 13 крапивниц из 15). В общей сложности, только 20% крапивниц выжило в этих исследованиях (2 крапивницы не были обнаружены птицами). Таким образом, можно сказать, что яркая окраска дорсальной стороны крыльев либо вообще не помогла крапивницам, либо почти им не помогла, потому что та единственная крапивница, которая всё-таки сумела выжить после обнаружения её лазоревкой, вошла в число именно тех 9 крапивниц, которые не выдержали, и распахнули свои крылья. Авторы отмечают, что такое поведение крапивниц не оказывало существенного влияния на лазоревок, но, тем не менее, лазоревки всё-таки отступали назад на незначительное расстояние, когда крапивница в первый раз распахивала свои крылья. В связи с этим авторы предположили, что защитное поведение крапивниц (выразившееся в резком распахивании крыльев), хотя и оказалось практически неэффективным против опытных лазоревок (в эксперименте были задействованы опытные птицы, взятые из дикой природы), но возможно, такое поведение могло бы помочь или в случае еще более мелких видов воробьиных (которые могли оказаться более пугливыми, чем лазоревки), или в случае неопытных молодых птиц. И в этом, возможно, и заключается смысл подобного защитного поведения крапивницы (сделали предположение авторы). Честно говоря, это меня не удивляет. Я бы тоже, наверное, «отступил назад на незначительное расстояние», если бы прямо под моими ногами что-нибудь внезапно и быстро задвигалось (напоминаю, в этом исследовании получилось, что крапивницы распахивали свои крылья только на расстоянии см от приблизившейся птицы).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Перстни, Кольца, Напалки, Жиковины – составляли необходимую принадлежность мужских и женских украшений; их носили цари и царицы, князья и княгини, святители, бояре, боярыни, житые люди, посадники, крестьяне. Старинные духовные завещания указывают на них как на родовое наследство; в рядных записях они занимают почетное место. Перстни делались из золота, серебра, меди, булата, железа, олова; украшались различными узорами, насечками, чернью, финифтью и т. п.; в средине из вставлялись драгоценные камни; на них вырезывались различные надписи, персоны людские, птицы, клейма, опахальца и другие и изображения 586 : «Перстень с розными финифты, в нем изумруд четвероуголен, на нем вырезано персона человеческая на лошади с саблею, под лошадью змей. – Перстень с чорным финифтом, в нем яхонт червчат продолговат, на нем вырезан пес борзой. – Перстень с розными финифты, а в нем лал осмероуголен, на нем вырезан орел двоеглавой с коруною и с подписью. – Перстень резной с чернью, в нем в средине яхонт лазорев, на нем вырезаны две персоны людские: одна сидит на стуле с посохом, а другая льву держит челюсти; около его искорки яхонтовыя червчатыя и изумрудныя, по сторонам два яхонта червчатых. – Перстень с розными финифты, в нем яхонт лазорев четвероуголен, на нем вырезана птица неясыть с детми. – Перстень с розными финифты, в нем изумруд четвероуголен, на нем вырезана персона людская стреляет из лука. – Перстень с розными финифты, в нем камень перелефть невелик, на нем вырезано опахальцо. – Перстень золот с розными финифты, в нем яшма, на яшме вырезано клеймо. в клейме орел двоеглавой, над клеймом коруна. – Перстень золот с розными финифты, в нем яхонт лазорев граненой, к верху островат, по сторонам по изумрудцу, в нем часы. – Перстень золот, в нем в ногтях изумруд, в нем на престоле вырезана персона, а около его подпись блаженные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца» 587 . – «Перстень золот, а в нем сделаны часы солнечные в печати» 588 . – Перстень, надеваемый на большой палец, назывался напалком и, сравнительно, был массивнее других; а перстень с резною вставкою назывался жиковиною или жуковиною: сие слово, по замечанию Карамзина, часто употребляется в грамотах XV и XVI века, особенно в Крымских. В старинной русской сказке о Девгении говорится: «бе на стратиге злат крест прадеда его многоценен и у сынов его жуковины многоценны с драгым камением». – «Молвя: жиковиною запечатав, ярлык послал есми» 589 . В духовной записи князя Димитрия Иоанновича (1509 г.) значатся «дватцать и три жиковины женских золоты с яхонтцы и с лалцы и с изумруты и з жемчушки и с плохим каменейцом; … а перьстней золотых: напалок да четырьнатцать жиковин с лалом и с яхонтцом и з берюзами и з жемчушки и с перелефтми и с плохим каменьем» 590 . Перья

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Обыкновенная лазоревка раньше носила научное название Parus caeruleus. Сегодня ее называют Cyanistes caeruleus. Новое название рода указывает на меньшее родство с большой синицей (Parus major), чем считалось ранее. Конечно, она по-прежнему относится к семейству синиц (Paridae). Птица живёт в Европе, Азии, Северной Африке и на Канарских островах. Однако некоторые орнитологи теперь признают обитающих там синих синиц отдельным видом. Синяя синица особенно распространена в Центральной Европе. Поголовье  лазоревок по всему континенту насчитывает от 16 до 21 миллиона особей. На Россию приходится 10% численности лазоревок. В Европе встречается практически во всех странах, однако отсутствует в Исландии, на севере Шотландии, высокогорных районах Альп и возможно Балкан, а также северных регионах Скандинавского полуострова и России. До 1963 года обитала на Внешних Гебридах. В Норвегии на север поднимается до 67й параллели, в Швеции и Финляндии до 65й параллели. На западных рубежах России граница ареала проходит севернее Карельского перешейка (62° с. ш.), однако затем постепенно смещается к югу и в Башкирии у подножий Уральского хребта не встречается севернее 58й параллели. Восточная граница ареала достаточно сложная и, по всей видимости, подвержена колебаниям — в последние годы поселения лазоревки были отмечены в лесостепной зоне Южной Сибири и на восток почти достигали Иртыша. На юге распространена в Северо-Западной Африке, Канарских островах, Азии до северной Сирии, северного Ирака и Ирана (горы Загрос и южное побережье Каспия). Голос и пение Слушайте Лазоревка — Parus caeruleus на Яндекс Музыке Голос синей синицы не особенно сильный, но высокий, поэтому его отчетливо можно услышать: её пение любят описывать как «серебристо-яркое». Кроме того, птица по-прежнему издает различные возбуждающие и предупреждающие звуки, которые она издает, особенно вблизи места своего гнездования. Молодые птицы любят издавать настойчивые призывы к молитве. Отличительным признаком синей синицы, однако, является немного более темная трель, которой она завершает пение и позывные. Миграционное поведение

http://azbyka.ru/garden/obyknovennaya-la...

Брюсова в 1–м вып.); но г. Вл. С. увлекся желанием позабавить публику, что повело его к ряду острот сомнительной ценности и к умышленному искажению смысла стихотворений. Говорим — " умышленному " : г. Вл. С., конечно, должен легко улавливать самые тонкие намеки поэта, потому что сам писал символические стихотворения, как, напр., " Зачем слова… " ( " Вестн. Евр. " , 1892, 10) " . Почему, однако, гг. символисты так уверены, что это стихотворение символическое оно или нет — принадлежит автору рецензий? Ведь стихотворение подписано: " Владимир Соловьев " , а рецензии обозначены буквами Вл. С., под которыми, может быть, скрывается Владислав Сырокомля или Власий Семенов. Отвечать за г. Владимира Соловьева по обвинению его в напечатании символического стихотворения в " Вестнике Европы " мне не приходится. Но по обвинению меня в злоумышленном искажении смысла стихотворений г. Брюсова и К я, Власий Семенов, имею объяснить, что если бы даже я был одушевлен самою адскою злобой, то все-таки мне бьшо бы невозможно исказить смысл этих стихотворений — по совершенному отсутствию в них всякого смысла. Своим новым выпуском гг. символисты поставили дело вне всяких сомнений. Ну, пусть кто-нибудь попробует исказить смысл такого произведения: Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко–звучной тишине. И прозрачные киоски В звонко–звучной глубине Вырастают точно блестки При лазоревой луне, Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне; Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне, Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. Если я замечу, что обнаженному месяцу всходить при лазоревой луне не только неприлично, но и вовсе невозможно, так как месяц и луна суть только два названия для одного и того же предмета, то неужели и это будет " умышленным искажением смысла " ? Ну а этот набор слов: Сердца луч из серебра волнений Над простором инея встает, И, дрожа, звучит хрусталь молений И, обрызган пеною, плывет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=875...

Что касается до других старинных саккосов, то из числа двадцати трёх более замечательные по ризничной описи за 1690 год представляются; саккос, шитый золотом по белому атласу в кругах и украшенный жемчугом, дробницами, плащами и каменьями, переделан был из риз архиепископа Пимена при митрополите Киприане в 1627 году. Саккос из крестчатой камки по лазоревой земле с двойными кругами, из коих в одном выткано: IC. XC. НИ. КА, а в другом имя Фотия – (Ф), устроен был из Фотиевских риз 565 при митрополите Киприане в 1627 году. В то же время переделан был из риз другой подобный саккос из крестчатого атласа по лазоревой земле, с ткаными кругами, крестами и херувимами 566 . Саккос из золотного атласа по лазоревой земле с большими кругами, пожалован был от патриарха в 1605 году 567 , вероятно, митрополиту Исидору. Саккос из золотного атласа по белой земле, устроен был из риз при митрополите Исидоре. Саккос из золотного крестчатого бархата сначала устроенный при митрополите Никоне с употреблением на него более фунта жемчугу от государыни царицы Марии Ильиничны, а потом в 1680 году переделанный царевной Татианой Михайловной для митрополита Корнилия. Саккос из участка двойного греческого по серебряной земле большими золотными травами и с шитьём греческим. Саккос из золотного атласа по зелёной земле с мелкими травами, пожалован от государыни царицы Марии Ильиничны митрополиту Никону. Саккос из объяри серебряной травчатой, пожалован от той же государыни царицы тому же митрополиту. Саккос из атласа золотного с ткаными крестами в кругах, пожалован в 1651 году от той же государыни царицы также митрополиту Никону. Саккос панахидной из таусинного бархата, пожаловав от той же государыни царицы тому же митрополиту. Саккос многокрестчатой из атласа червчатаго, пожалован в 1674 году от государя царя Алексея Михайловича митрополиту Иоакиму. Саккос аксамитный золотной с большими травами, подарен митрополиту Корнилию боярином князем Михаилом Яковлевичем Черкасским. Из этого краткого указания на некоторые саккосы по описи 1690 года видно 568 , что право носить оные дано новгородским митрополитам не в 1675 569 или 1667 570 году, а гораздо прежде, и именно не позже 1605 года, в который упоминается о саккосе, пожалованном от патриарха Иова новг. митрополиту Исидору.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

194 . Подризник атлас полосатой травчатой с кружевом серебряным, подкладка тафта осиновая. 195 . Ризы бархат золотной по червчатой земле травчатой крестами, оплечье шито волоченым золотом, около кружево золотное кованое, по подолу кружево серебряное, опушка камка травчатая осиновая, подложен дорогами желтыми; для управления службы по местам пять пуговиц серебряных. 196 . Ризы бархат Виницейской по серебряной земле, оплечье аксамитное, около кружево золотное кованое, подложены дорогами двоеличными. 197 . Ризы бархат рытой, травы зеленые по червчатой земле, оплечье бархат золотной по червчатой земле, около оплечья кружево серебряное кованое, опушка камка белая, подложены киндяком лазоревым. 198 . Ризы участок золотной по зеленой земле, в кругах кресты, да Херувимы тканые, оплечье атлас золотной, на нем воображение лица Спасова тканое ж, кресты и около кружево серебряное, подложены киндяком лазоревым. 199 . Ризы атлас золотной по червчатой земле, оплечье аксамитное, около кружево серебряное, опушка дороги желтые, подложены темно зеленым киндяком. 200 . Ризы атлас золотной по червчатой земле, оплечье шито золотом, вкруг обведено серебряным кружевом, опушка дороги зеленые. 201 . Ризы атлас золотной, вместо оплечья кружево серебряное, подложены лазоревым киндяком. 202 . Ризы атлас золотной, Турской по червчатой земле травы оплечье бархат золотной, а прежне оплечье атлас золотной с лицами взят в казну; около риз кружево серебряное, подкладка дороги желтые. 204 . Ризы атлас золотной по червчатой земле, оплечье было до сей переписки аксамитное, около кружево золото с серебром, на подоле кружево Турецкое с шелками, подложены дорогами красными, а по сказке Ризничего те ризы иманы к Москве, и то оплечье снято, а положено низаное жемчугом по червчатому бархату средним и мелким жемчугом, которой иман был из ризной казны в ином строении и в пеленах. 205 . Ризы атлас золотной по червчатой земле, оплечье байберек травы золото с шелком по зеленой земле, а прежнее с тех риз жемчужное оплечье, что было низано по вишневому атласу, на Москве взято в иное церковное строение переделано.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Обыкновенные лазоревки — неперелётные птицы, поэтому они остаются на одном и том же месте круглый год. Лишь небольшая часть перелетает зимой в близлежащие, но более богатые пищей регионы. Заросли тростника и камыша популярны в холодное время года, где многие насекомые зимуют в виде личинок или куколок. В остальном синица — обычная птица: она любит летать небольшими отрядами в поисках пищи, ежедневно преодолевая примерно одни и те же маршруты. Таким образом, там, где есть обычные лазоревки, очень скоро можно узнать «расписание полётов», и тогда можно с удовольствием наблюдать за привлекательными птицами в одно и то же время суток. Кроме того, синие синицы очень способны к адаптации и обучению, что приносит им пользу в добывании пищи. Эти полученные знания они также передают друг другу и своему потомству. Среда обитания Естественная среда обитания синей синицы — лиственные и смешанные леса, но её также часто можно встретить в парках и садах населённых пунктов, при условии, что она найдет здесь гнездовые ящики или другие подходящие укрытия для гнёзд. Там общительные птицы очень акробатически и проворно перемещаются по деревьям и кустарникам. В отличие от более тяжёлой большой синицы, миниатюрная лазоревка любит сканировать самые кончики веток в поисках насекомых. На земле синих синиц можно увидеть довольно редко. Поведение Маленькая лазоревка проявляет удивительно агрессивное поведение по отношению к другим видам птиц, а также к сородичам, вторгающимся на её территорию. Правда, в спорах о дуплах для гнёзд она в основном уступает большой синице и другим более крупным претендентам на место. С другой стороны, в местах кормления она нередко отгоняет другие виды птиц. Синие синицы вступают в брачный союз, то есть они, как правило, остаются верными своему партнеру в течение одного сезона размножения и ищут нового партнера в следующем. Семейные союзы постепенно распадаются после окончания сезона размножения, и к следующей весне лазоревки объединяются в более крупные группы, в которые часто входят и другие виды птиц.

http://azbyka.ru/garden/obyknovennaya-la...

69 и другия). Относительно же паникодил мы не имеем сведений, местного ли они производства или покупные. Правда составители «Краткого описания Новгородского музея» (Новгород, 1893, стр. 45) утверждают, что в числе хранящихся там древностей имеются два «мельхиоровых паникадила нюренбергской работы конца XVI века, пожалованные Борисом Годуновым Кирилло-белозерскому монастырю». Но вкладные книги не упоминают об этом пожертвовании. 518 Приводим описание алтаря Успенского собора, сделанное в 1601 году: «В церкви Успения ж Пречистые Богородицы в олтаре за престолом образ Пречистые Богородицы Одегитрия. Оклад и венцы серебрян золочен басмян. Гривна басмянная золочена, 5 гривен витых золочены, у Спасова образа 4 гривны витые ж, у того ж образа на другой стране образ Николы чюдотворца да Леонтей ростовский да Кирил чюдотворец, венцы и оклад басмян золочен, 13 гривен серебряны золочены витые. Престол оболочен камкою багровою, крест сажен жемчюгом, репьи (?) серебряны золочены. Пелена у престола от царьских дверей, а на ней шит золотом и шолки образ Пречистые Богородицы Воплощение со святители по бархату червчяту. На престоле крест благословеной обложен серебром золочен. Евангильо тетр в десть оболочено камкою багровою, евангилисты и застежки серебряны золочены. Другая евангилие апракос писмяное оболочево бархатом цветным, евангилисты и застешки серебряны. Покров на престоле камка желта чешуйчата, а на ней крест шит золотом и серебром. Другой покров празничной отлас золотной по черной земле серебряник отлас червчят. Да по левую сторону престола свеча постьная (sic) невелика с красками, налеп железной. 3 образы выносные в киотех. Образ Пречистые Богородицы Умиление обложен серебром, венцы скапные, в венце яхонт лазорев, да две берюзы, да камень как хрусталь, да камень червец, цата серебряна золочена, восм гривен витые серебряны золочены, две гривны не золочены, пелена бархат вишнев сажена жемчюжком мелкии, на пелене крест сажен жемчюгом, промеж жемчюгу репейки серебрены золочены. Образ Николы чюдотворца, оклад и венец басмян серебрян золочен, в венце камышок лазорев да два сердолики, гривна басмяна серебряна золочена, около киота оклад медной золочен, пелена бархат зелеп з золотцом, крест шит серебром по червчятону бархату. Образ преподобного чюдотворца Кирила, венец серебрян золочен сканной, а в нем 2 жемчюга да камышек лазорев, 6 гривеи серебряные витые да гривна басмяна золочена, оклад басмян золочен, киот обложен медью золочен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Крест серебрян золочен глаткой на корсунское дело; у него пять вкладин: две винисы да два достокана зелены, посреди того креста камень лазорев льялик; по сторонам два репья с каменьем глаткие, у одного деветь каменей: посреди камень хрусталь да по сторонам два камешки виниски, шесть камешков достоканцов. Да на другом репье восмь каменев: (Л. 36 об.) камень хрусталь, два камешка виниски, пять камешков достоканцов зелены, а девятое гнездо порозжее. Да у Пречистые ж Богородицы поднизь низана жемчюгом во рефидь, в поднизи семь каменей: камень червец, три камени достокана зелены, два камени взмазни, камень лазорев достоканчик, — а обведены все гнезда жемчюгом. У Пречистые ж Богородицы ожерелье низано жемчюгом во рефидь, да у Превечного Младенца ожерелье низано жемчюгом в шахмат. У Пречистые ж Богородицы дробницы серебряны, золочены на концах, а в них вставки (Л. 37) два камени винисы, два камешки взмазеньки ; у них рясы жемчюжные четверные, посреди их и по концам шестнатцеть дробниц резных серебряны золочены, у исподних дробниц восмь жемчюгов. Серьги яхонты лазоревы на серебре з жемчюги и с копейками золочеными. Серьги камень баусы на серебре, золочены, з жемчюги. Серешки двойни на кольцах: бечета, на другой — жемъчюшки с копейками серебряны золочеными. Серьги одинцы жемчюжные на серебре (Л. 37 об.) с копейками , золочены. Нет. Серешки на серебре червцы з жемъчюшки. Серешки жемчюжные одинцы на серебре, золочены. Серешки серебряны виниски, золочены. Нет. Серешки на серебре червцы з жемчюшки и с копейками . Серешки виниски золочены, з жемъчюшки и с копейками . Серешка одиночка камень льялик на серебре с копейками и з жемчюшки. Нет. Да на манисте крест аспидной серовишной, обложен сребром, а на нем Распя (Л. 38) тие Господне з главою; у него четыре перевити. Крест аспид лазорев, обложен сребром, во главе и в ручьках два жемчюшка; у того ж креста два каменя виниски да по перевитям четыре жемчюшка. Крест тощей невелик старинное дело серебрян золочен, во главе и в ручьках шесть жемчюжин.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010