Пасха ветхозаветная Пасха ветхозаветная (от еврейск. глагола passah – переходить) ( Bmop. XVI, 2–6 , Ucx. XII, 3–20 , Лeb. XXIII, 5–8 , Чuc. XXVIII, 16–25 ) – самый важный у евреев праздник, соединявшийся с праздником опресноков и положенный в средине первого месяца (авив, или низан, соответствующий второй половине нашего марта и первой половине апреля). Праздник этот установлен Господом пред исходом израильтян из Египта в то именно время, когда фараон, несмотря на предыдущие ниспосланные Богом казни на народ египетский, не отпускал израильтян в пустыню, и Господь объявил последнюю и самую тяжелую казнь – смерть первенцев от первенца фараона до первенца рабыни и всего первородного из скота. И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или коз. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Не оставляйте от него до утра (и. кости его не сокрушайте); но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил ( Ucx. XII, 2–27 ). Уважение к празднику Пасхи еврейской от язычников было так велико, что вошло в обычай на праздник Пасхи отпускать одного узника по указанию народа ( Mф. XXVII, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 21. Чин о Панагии и Артосе Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем изучать некоторые элементы богослужебной жизни светлой седмицы и не только. Сегодня начнем разговор об Артосе. Это слово переводится с греческого как «квасной хлеб». Он по окончании пасхальной Литургии освящается особой молитвой с окроплением св. водой и в продолжение всей светлой седмицы занимает в храме самое видное место — на солее пред образом Спасителя. Что эта традиция и с чем связна? Начало свое она берет от общих трапез Господа с учениками. В воспоминание их апостолы за своей трапезой завели обычай оставлять праздным среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. И в этом отношении они, будучи иудеями по происхождению, не расходились с практикою своей нации. Дело в том, что у иудеев был обычай при совершении трапезы оставлять незанятым одно место для пророка Илии. Также для него откладывался кусок маццы (пресный хлеб) и кубок, из которого все пили в конце трапезы 1029 . Так вот Апостолы после своей трапезы с молитвою и благодарением возвышали хлеб Христов, говоря: «Велико имя Святой Троицы» и к этому добавляли еще — Христос воскресе или Господи Иисусе Христе, помогай нам. Так они совершали до успения Матери Божией. В третий же день после Ее успения, когда по обычаю апостолы стали возвышать хлеб, и как только сказали: «Велико имя Святой Троицы», вдруг явилась на облаке Матерь Божия с ангелами и сказала: «Радуйтесь. Я с вами во все дни». Ученики обрадовались и вместо: «Господи Иисусе Христе – возвали: «Пресвятая Богородице, помогай нам». Сообразно этому преданию в древности совершался, а в некоторых монастырях и до сих пор совершается «Чин о Панагии» или чин о возвышении Панагии. «Панагия» (παναγα) в переводе означает «Всесвятая» или «Пресвятая». Как вы, знаете, так называют Богородицу! Это название прилагается к просфоре, из которой на Литургии изымается частица в честь Пресвятой Богородицы. Надо сказать, что из всех просфор Литургии Панагия является наиболее священной после той, из которой изымается святой Агнец и которую называют антидором! Антидор от Панагии отличается тем, что после Литургии антидор раздают в храме и вкушают до принятия пищи, а Богородичную просфору по окончании Литургии должны торжественно переносить из храма в трапезу, где ее и съедают по особому чину после трапезы.

http://azbyka.ru/video/21-chin-o-panagii...

Разделы портала «Азбука веры» Агнец Божий – символическое имя Господа Иисуса Христа , указывающее на Него как на принесшего Себя в Жертву (по человеческому естеству) (на Кресте) ради Спасения, Искупления людей, зафиксированное в Священном Писании и Священном Предании Церкви. Поскольку Господь Иисус Христос – вочеловечившийся Бог, постольку допустимо утверждение, что Сам Бог принес Себя в Жертву на Кресте (но по человеческому естеству). Прообразом Крестной Жертвы служили все виды законных ветхозаветных жертв. Вероятно, начало жертвоприношениям было положено Адамом и Евой. Первое упоминание жертвоприношения в Библии связано с повествованием о жизни их сыновей – Каина и Авеля ( Быт.4:3-4 ). Ветхозаветные жертвы не имели того искупительного значение, какое имела Крестная Жертва Христа, Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:12 ). Образ Агнца ассоциируется с ягнятами, приносившимися в жертву представителями еврейского народа, а особенно с теми пасхальным и агнцами, мясо которых евреи вкушали перед выходом из Египта, и кровью мазали косяки и перекладины дверей своих домов ( Исх.12:7 ), посредством чего спаслись от поражения ангелом-истребителем, посланным для того, чтобы уничтожить всех египетских первенцев. Апостол Филипп истолковал евнуху, вельможе Эфиопской царицы одно из мест из книги пророка Исаии о Месии: «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» ( Деян.8:32-33 ). Он указал читавшему на то, что страдающий Агнец, о котором возвещал пророк Исаия, – Господь Иисус Христос ( Деян.8:35 ). Согласно Евангелию, впервые во всеуслышание, назвал Христа Агнцем Божиим пророк Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Апостол Петр свидетельствовал о Христе как о «непорочном и чистом Агнце» ( 1Пет.1:19 ), чье заклание в Божественном Предвечном Совете было предопределено «еще прежде создания мира» ( 1Пет.1:20 ). Апостол Иоанн отметил в составленном им Евангелии такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней… Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» ( Ин.19:32-33,36 ). Это примечание отражает преподанный Богом запрет на раздробление костей ветхозаветного пасхального агнца при употреблении его в пищу ( Исх.12:46 ).

http://azbyka.ru/agnec-bozhij

В Благовещении — все наши праздники. Все вырастает и расцветает из Благовещения. В нем — Рождество Христово : «Я возвещаю вам радость, которая будет всем людям». В нем — Крест и Воскресение и, наконец, Пятидесятница . Пречистая Дева, вся уже исполненная Духа Святого, как свидетельствует Ангел: «Радуйся, Благодатная», слышит благовестие: «Дух Святой найдет на Тебя». Это возвещение Пятидесятницы, ибо Церковь призвана с этого момента восходить от Пятидесятницы к Пятидесятнице, чтобы достигнуть обожения человека, успения, вознесения всего святого человечества. В Благовещении Пресвятой Богородицы сокрыта тайна поклонения Кресту Христову, которое Церковь Христова приносит сегодня. Пречистая Дева принимает благую весть о рождении во плоти Превечного Слова, Дающего нам жизнь вечную: «Да будет Мне по глаголу Твоему». «Слово обманутой диаволом Евы, — говорит святой Иоанн Златоуст, — воздвигло древо, которым Адам был изгнан из рая. Слово Девы воздвигло древо Креста, которым разбойник — образ Адама — входит паки в рай». Доныне ни один человек не знал Бога в полноте истины, ибо Бог может быть увиден только во Христе Искупителе. «Дай нам увидеть Твое лицо», — молится Псалмопевец. Тайна Благовещения открылась, когда Христос в Своей смерти явился Сыном Божиим. Бог явился более чем когда-либо непостижимым — в пасхальном лике Христа, покрытом бесчестием и славой. Он — Агнец, Который стоит и Агнец закланный, как свидетельствует Откровение о единой тайне всемогущества Христова Воскресения и предельной немощи Его смерти (Откр. 5, 6). Сила и немощь, всемирное владычество и абсолютное смирение действуют в Нем одновременно. Смерть и жизнь — неразделимы в Пасхе Христовой и различаются только нашим духом. В Апокалипсисе Христос приходит как лев от Иуды, принося победу, и Он же — закланный Агнец. В Пасху мы воспоем: «Возбудил еси уснув мертвыя от века, царски рыкавый, яко от Иуды лев». Он — Пастырь бесчисленного стада, и Он — Агнец, меньший из всех в этом стаде, возвеличенный закланием. Чтобы постигнуть величие Божие, наш дух должен устремляться в двух, по видимости противоположных, направлениях — в высоту и глубину, к тайне Благовещения и к тайне Крестной смерти Христовой. И это значит — туда, где всемогущество Божие, поставляющее Его бесконечно превыше всего творения и туда, где Его отказ утвердить Свою силу перед нами. Кто может дойти до конца этих двух пределов и привести их в единство? Невозможно истинно познать Бога, не увидев Его Духом Святым во Христе Распятом и Воскресшем, где Его бесконечная сила и есть Его абсолютное предание Себя ради нас на заклание.

http://pravoslavie.ru/60601.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О тайне Благовещения и Креста 06.04.2015 Рубрика: Крест и Воскресение Метки: Благовещение Пресвятой Богородицы В Благовещении — все наши праздники. Все вырастает и расцветает из Благовещения. В нем — Рождество Христово: «Я возвещаю вам радость, которая будет всем людям». В нем — Крест и Воскресение и, наконец, Пятидесятница. Пречистая Дева, вся уже исполненная Духа Святого, как свидетельствует Ангел: «Радуйся, Благодатная», слышит благовестие: «Дух Святой найдет на Тебя». Это возвещение Пятидесятницы, ибо Церковь призвана с этого момента восходить от Пятидесятницы к Пятидесятнице, чтобы достигнуть обожения человека, успения, вознесения всего святого человечества. В Благовещении Пресвятой Богородицы сокрыта Крестная тайна великих Страстных дней. Пречистая Дева принимает благую весть о рождении во плоти Превечного Слова, дающего нам жизнь вечную: «Да будет Мне по глаголу Твоему». «Слово обманутой диаволом Евы, — говорит святой Иоанн Златоуст, — воздвигло древо, которым Адам был изгнан из рая. Слово Девы воздвигло древо Креста, которым разбойник — образ Адама — входит паки в рай». Доныне ни один человек не знал Бога в полноте истины, ибо Бог может быть увиден только во Христе Искупителе. «Дай нам увидеть Твое лицо», — молится Псалмопевец. Тайна Благовещения открылась, когда Христос в Своей смерти явился Сыном Божиим. Бог явился более чем когда-либо непостижимым — в пасхальном лике Христа, покрытом бесчестием и славой. Он — Агнец, Который стоит и Агнец закланный, как свидетельствует Откровение о единой тайне всемогущества Христова Воскресения и предельной немощи Его смерти (Откр. 5, 6). Сила и немощь, всемирное владычество и абсолютное смирение действуют в Нем одновременно. Смерть и жизнь — неразделимы в Пасхе Христовой и различаются только нашим духом. В Апокалипсисе Христос приходит как лев от Иуды, принося победу, и Он же — закланный Агнец. Скоро мы воспоем: «Возбудил еси уснув мертвыя от века, царски рыкавый, яко от Иуды лев». Он — Пастырь бесчисленного стада, и Он — Агнец, меньший из всех в этом стаде, возвеличенный закланием.

http://moral.ru/blagoveschenje/

Борис Горелик Скачать epub pdf А аббат – abbot; abbate; abbe аббатиса – abbess аббатский – abbatial аббатство – abbey аблегат – ablegate аборт – abortion аброгация – abrogation абсолюция – absolution абуна – abuna Авва – Abba; Father августинец – augustinian (friar) августинианский – augustinian августинианство – augustinianism августинский орден – augustinian order августинцы успения – augustinians of the assumption Аве Мария – Ave Maria авраамово лоно – abraham’s bosom автокефалия – autocephaly автокефальный – autocephalous автономия (церковная) – (church) autonomy автономный – autonomous Авторизованная версия Библии – the Authorized Version (of the Bible) аггел – Devil; satan; evil angel агенда – agenda агиасма – agiasma; consecrated water агиографический – hagiographical агиография – hagiography агиологический – hagiological агиология – hagiology агнец – lamb; (Божий) the Holy Lamb, the Lamb of God, the (sacred) Host агнец апокалипсиса – apocalyptic lamb агнец пасхальный – paschal lamb агностик – agnostic агностицизм – agnosticism агнус деи – agnus Dei аграф – agrapha ад – hell; hades адвент – the Advent (season) адвентизм – Adventism адвентист – Adventist адвентистская христианская церковь – Advent Christian Church адвентистский – Adventist адвентисты-реформисты – Adventists-Reformists адвентисты седьмого дня – Seventh Day Adventists адвокат Божий – God’s advocate адвокат дьявольский – devil’s advocate адепт – adherent; disciple аджорнаменто – aggiornamento адиафора – adiaphora адский – hellish; infernal азимит – Azymite академический – academic академия духовная – theological academy, ecclesiastical academy академия папская – pontifical academy акафист – acathistus; canticle акафистник – book of acathistus аккламация – acclamation аколит – acolyte аколуф – acolouthia акросолий – acrosolium аксиос – axios актуарий – actuary акт принятия – adopting act Акты святых – Acts of Saints; hagiography Албанская православная церковь – Albanian Orthodox Church Александрийская православная церковь – Alexandrine Orthodox Church

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Если рассматривать Великий понедельник в связи с Ветхим заветом, то оказывается, это было 10 число месяца нисана – это был день выбора пасхального агнца Божьего. Его выбирали, а после этого приготовляли, чтобы на Пасху совершить жертвоприношение. Протоиерей Георгий Бреев рассказывает о значении и смысле событий, вспоминаемых в первый день Страстной седмицы . Великим понедельником открывается период Страстной седмицы . Само название «Страстная седмица» говорит о том, что не только сосредоточие всей ее молитвы и внимания, но, по сути, всё содержание ее – это страдание, или, как мы именуем, – страсти Господни.  Страданием Господа и Спасителя завершилось то, что предвечно было предопределено в совете Святой Троицы. Агнец Божий взял на себя грехи мира, пригвоздил их ко кресту и оправдал, искупил человеческий род. Дни первые – понедельник, вторник, среда – показывают, что Спаситель всегда имел эту внутреннюю готовность. И Он скажет перед лицом Пилата, что уготовал Себя на жертвенное служение. Если рассматривать Великий понедельник в связи с Ветхим заветом, то оказывается, это было 10 число месяца нисана – это был день выбора пасхального агнца Божьего. Его выбирали, а после этого приготовляли, чтобы на Пасху совершить жертвоприношение. Это созвучно Страстной седмице. Ветхозаветного агнца выбирал народ и, скорее всего, первосвященники. А сейчас мы видим, что Христос Сам Себя ставит во главу, то есть, понимая и зная, что Он, как агнец Божий, должен быть заклан за грехи всего человечества. Понедельник – как раз и есть такой день, когда Спаситель духовно, внутренне готовит себя к этому пути. Естественно, это отражается на апостолах, на учениках Христовых. Они чувствуют, что Спаситель старается по-особому проводить дни после того, как он вошел в Иерусалим: в основном  это время его пребывания в Храме. На какие-то короткие там моменты он уходил в Вифанию, но больше всего поучал народ в притчах и в иносказаниях, а иногда проповедовал прямо – о судьбах Иерусалима и последних днях. Все в нем говорило, что наступает момент завершенности.

http://pravmir.ru/velikij-ponedelnik-vyb...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся Духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии 2009 год Христос - новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира. 9-я песнь канона Святой Пасхи Вновь наступили светозарные дни Святой Пасхи, и мы от избытка сердца глаголем друг другу и всему миру: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Празднование Пасхи Христовой для всех нас - благодатная возможность прикоснуться к жизни будущего века, вступить в Царство Света, предвкусить жизнь, победившую смерть. Коль возлюблена и коль желанна для нас Пасха! Вспоминая Страсти Господни в дни Страстной седмицы, мы старались очиститься покаянием, дабы в жизни своей не уподобляться Христовым распинателям. А ныне, в день Восстания Христова из мертвых, мы утешаем себя надеждой, что Воскресший Господь примет нас в Свою новую жизнь, как принял в общение Своих учеников, некогда в страхе покинувших Его. Ибо для того и создал он Церковь Свою, чтобы она стала спасительным кораблем для утопающих, пристанищем для кающихся грешников. " Любишь ли ты Меня? " - вопрошает Христос Симона Ионина, которого когда-то наименовал Петром - Камнем, твердыней веры, - и который в самый тяжелый момент малодушно отрекся от Него и покинул Его. " Господи! Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя! " - отвечает Петр, измученный своим отречением. И где еще, кроме как в Церкви Воскресшего Христа, мы встретим столь безмерную силу прощения, воскрешающую из тьмы уныния и страха! Где еще возможно почерпнуть столь обильную радость нового начала, нового бытия, нового творения!

http://old.aquaviva.ru/news/2009-04-18/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Митрополита Новосибирского и Бердского боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Новосибирской Митрополии 04.05.2016 982 Время на чтение 7 минут ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В " сей нареченный и святый день " , прославляя Воскресшего Христа, каждый христианин чувствует особую радость. Но пасхальная радость наша не может сравниться с неизреченной радостью жизни вечной в Царстве Небесном. Как свидетельствует тайнозритель неба апостол Павел, " не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " (1 Кор. 2,9). Поэтому Святая Церковь, призывает нас радоваться благой вести о Воскресении Христовом здесь, на земле, указывает нам и спасительный путь к вечной радости с Воскресшим Спасителем нашим в Царстве Небесном. Слово " пасха " на языке церковных песнопений означает " спасение " : Пасха нетления - мира спасение " (эксапостиларий праздника Пасхи). Святой апостол Павел учит: " Пасха наша - Христос, заклан за нас " ( 1 Кор. 5,7 ). Вместе с преподобным Иоанном Дамаскиным мы поем в пасхальном каноне: " Христос - Новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира " . И в пасхальных стихирах Пасхой мы именуем Самого Христа Спасителя: " Пасха - Христос Избавитель! " Поэтому " Церковь Христова каждый раз напоминает нам, что Крестом пришла " радость всему миру " , учит молитвенно обращать духовный взор в жизнь будущего века: " О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам совершеннее Тебе причащатися в невечерные дни Царствия Твоего " (тропарь 9-й песни канона праздника Пасхи). Святитель Иннокентий (Вениаминов), просветитель народов Америки и Сибири, в своем огласительном поучении " Указание пути в Царствие Небесное " так говорит о цели человеческой жизни: " люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают, но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Именно это означает выражение «Евхаристический канон» или «канон Евхаристии», вошедшее в историю христианства с момента заключения Иисусом Христом Нового Завета (т. е. Договора) на Тайной вечере. Что именно поется и читается в этот самый важный момент литургии? Именно это означает выражение «Евхаристический канон» или «канон Евхаристии», вошедшее в историю христианства с момента заключения Иисусом Христом Нового Завета (т. е. Договора) на Тайной вечере. Завет состоит в том, что безгрешный Христос отдает Себя на заклание, чтобы искупить грешников из-под власти греха и смерти, а выкупленные ценою Его Крови люди имеют возможность приобщиться спасительным плодам Его жертвенного подвига посредством благодарственного воспоминания, правила которого заложены Самим Христом: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). О том, что именно поется и читается в этот самый важный момент литургии, рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС. Христос — новая Пасха Древним иудеям было заповедано Богом ежегодно благодарно вспоминать важное событие — исход из Египта, означавший для израильского народа освобождение от рабства и смерти. Египтяне, не желавшие отпустить от себя порабощенное ими племя, которое они использовали как дешевую рабочую силу, жестоко поплатились за свое противление Богу: в ночь исхода все первенцы Египта были умерщвлены. Смерть обошла стороной только дома евреев, помазавших косяки дверей кровью ягненка, которого Бог повелел им съесть перед долгим путем. Отсюда название как самого праздника, так и праздничной трапезы, ягненка, — Пасха (от еврейского «прошел мимо»). Тайная вечеря Спасителя и апостолов осталась бы такой же ветхозаветной Пасхой с ее благодарением за исход, если бы Господь, идя как чистый Агнец на добровольную смерть, не добавил к древнему чину благодарения слова, наполнившие иудейский обычай новым, всемирным по масштабу смыслом. В этом «правиле благодарения» центральное место заняло воспоминание избавления, представляющее всю историю нашего спасения. Но, как и в древности, это воспоминание приурочено к священной трапезе. Как и в Сионской горнице (месте Тайной вечери), молитвы хвалы, благодарения и прошения в христианском храме произносятся над хлебом и вином, которые по слову Спасителя превращаются в Его Тело и Его Кровь, навсегда заменившие собою древнего Пасхального агнца.

http://pravmir.ru/pravilo-blagodareniya/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010