Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Слово в день Воспоминания уверения апостола Фомы " loading="" decoding="" title=""/> Христос Воскресе! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — шестьдесят пятое зачало Евангелия от Иоанна. Здесь мы находим следующие слова: “В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!” Святитель Иоанн Златоуст , предлагая нам истолкование этого отрывка, обращает внимание на приветствие Иисуса Христа. Казалось бы, это было стандартное еврейское приветствие: Шолом-Алейхем — мир вам, но с точки зрения Златоуста в этой ситуации эти слова имели совсем другой смысл. Златоуст восклицает: “В результате грехопадения весь род человеческий оказался во враждебных отношениях с Богом-Отцом.” И знаком этих враждебных отношений с Богом был огненный Херувим с огненным мечом, который закрывал доступ в Рай Сладости. Но, так как Христос Своей кровью искупил наши грехи, а Своим Воскресением из мертвых оправдал нас, то это приветствие, с точки зрения Златоуста, означает, что после Воскресения Христа из мертвых, вражда между Богом-Отцом и родом человеческим прекращается. И Христос первое о чём свидетельствует — о прекращении этой вражды. Он и говорит: “мир вам”. То есть, наконец-то, между Богом-Отцом и родом человеческим воцарился долгожданный мир. Тот же Златоуст писал, что когда римский воин ударил копьём под ребро Спасителя, этим ударом было остановлен огненный меч Херувима, который препятствовал людям входить в Рай Сладости. Мир с Богом — это тот подлинный мир, который мы должны искать и который мы обретаем во Христе и со Христом. Ибо грешное человечество ничего не может предложить Богу-Отцу, кроме жертвенного служения Его Сына — Христа Иисуса, Господа нашего. Ещё древние пророки восклицали: “кто бы стал бы в проломе?” — имеется в виду пролом, который образовался в результате грехопадения между Богом-Творцом и всем человечеством. Но тогда в ветхозаветные времена не нашлось такого человека, который мог бы стать в проломе. И в книге Иоанна Богослова мы читаем, что, когда решался вопрос о снятии печати с Книги Памятной, то ни на небе, ни на земле не нашлось никого, кто смог бы это сделать. Ни Ангел, ни Архангел, ни Херувим, ни Серафим, ни святые, ни праведные, токмо Агнец Божий Христос Иисус один обладает властью всё рукописание наших преступлений властной рукою пригвоздить к древу креста.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-v...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Во времена Ветхого Завета израильский народ был хранителем веры в единого и истинного Бога. Согласно многочисленным пророчествам, в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю мира. Ожидания пришествия Спасителя в мир были особенно сильны в период, непосредственно примыкающий ко времени выхода Христа на общественное служение. В это время Иоанн Предтеча обращается к еврейскому народу с проповедью и крестит народ в водах реки Иордан, возвещая людям о приближении Царства Божьего, о скором приходе Мессии (Христа). И вот, в какой-то момент, он видит идущего в его сторону Спасителя, и тогда, по вдохновению свыше, объявляет об этом присутствующим: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Описание На огромном полотне перед зрителем предстает грандиозная сцена, представляющая один из моментов проповеди Иоанна Крестителя. Художник делает акцент на первом явлении Христа народу. Толпа собравшихся на берегу Иордана людей развернута перед зрителями в виде фриза. Этот традиционный академический прием дает возможность внимательно изучить особенности каждого образа, его психологическую характеристику, его место и значение в картине. Картину можно условно разделить на две части.  Также художник компонует персонажи по возрастным группам. В левой части полотна представлены выходящие из воды юноша и старец, в чем некоторые исследователи видят указание на завершение ветхозаветного периода (как периода подготовки человеческого рода к Пришествию Мессии) и наступление новозаветного. Художник здесь задает зрителю философский вопрос: способно ли человечество воспринять истинное учение Спасителя? Не «обветшало» ли оно духовно?  Старик, опирающийся на посох, обратившийся к проповеди, и напряженно прислушивающийся к проповеди апостол Петр будто символизируют мудрую, размышляющую старость, крепость и силу веры, стремление следовать за Спасителем. Однако проповедь Иоанна принимают не все: фанатичное противостояние и неприятие Христа, явившегося в мир ради спасения людей обозначено группой фарисеев и левитов. Это те, для кого буква закона выше духа. От них отделяется мужчина в красно-коричневом хитоне, написанный с Н. В. Гоголя, и юноша – это те, кто жаждут истинной веры, стремясь освободиться от показного благочестия и устремиться ко Христу, восприняв его любовь всем сердцем и душой.

http://azbyka.ru/art/yavlenie-hrista-nar...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Апостол Иоанн Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был младшим братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии – дочери от первого брака святого Иосифа Обручника. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником. Спаситель называл Иоанна и его брата Иакова «сынами грома» (Воанергес), возможно, за их порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение, а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. До призвания в апостолы Иоанн, как и многие ученики Христовы, был рыбаком (в церковнославянском переводе – рыбарем). Согласно Евангелию по Иоанну, после того как двое учеников Иоанна Крестителя, одним из которых был Андрей, услышали от учителя, что Христос – Агнец Божий, они последовали за Христом. Вторым учеником, согласно известной трактовке, был Иоанн Богослов. Считается, что он не назвал себя по имени по причине свойственной ему благочестивой скромности. Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту, это отношение подчеркивается в Евангелии: «Один из учеников… которого любил Иисус», «ученик... которого любил», «ученик, которого любил Иисус». После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Христом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на горе, которая согласно преданию, носит название Фавор. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Иоанн Богослов занимает особое место в ряду апостолов также потому, что следовал за Господом, Которого, связав, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы (впрочем, по мнению некоторых исследователей, это мог быть и апостол Марк). Он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем.

http://azbyka.ru/test/apostol-ioann-bogo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» январь 2023 29 мин., 07.03.2023 Обложка : На красном фоне изображена Вифлеемская звезда, и по середине страницы — надпись белыми буквами: НАМ ДАЛИ СЛОВО, а внизу — С Рождеством Христовым ! Рисунок Юлии Каменщиковой. Пролог : Лидия Чуковская . « В один прекрасный день я все долги отдам... » . Стихотворение. 1947 Фото Alain Gehri /Unsplash.//Фома. январь 2023. — С.2. —  (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: январь //Фома. январь 2023. — С.4-7. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 11 января. День памяти 14 тысяч Вифлеемских младенцев. [Младенцев, убитых по приказу иудейского царя Ирода Великого в Вифлееме и его окрестностях, называют первыми мучениками за Христа. [«Мученик» в буквальном переводе с греческого языка означает свидетель, очевидец. Так называли мучеников за их свидетельство о Христе, ради Которого они готовы были принять смерть.] Причиной гибели младенцев стал страх Ирода, узнавшего от волхвов о рождении Того, Кто, как он думал, собирается лишить его престола. Он приказал убить всех новорожденных детей, уверенный в том, что среди них будет и младенец Иисус...]. Ил.: Плач праматери Рахили об избиенных Вифлеемских младенцах. — С.4; 19  января. Крещение Господне. [В Евангелии говорится, что в то время, когда Иоанн крестил людей в Иордане во оставление их грехов, туда пришел и Господь Иисус Христос. Видя Его, Иоанн сказал бывшим при нем людям: Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Этими словами он пророчествовал об истинном предназначении Иисуса Христа — пострадать за грехи мира, а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей...]. Ил.: Крещение. Антон Овсяников, 2002. — С.4; 6  января. Рождественский сочельник. [Рождественский сочельник — последний день перед Рождеством. Богослужение в сочельник особое. Во время него, в частности, прочитываются восемь особых рождественских паремий — отрывков из Священного Писания о рождении Спасителя. В конце богослужения на середину храма выносят свечу, перед которой духовенство поет тропарь и кондак праздника Рождества. Также, согласно народной традиции, полагается есть особое блюдо — сочиво (оно же — кутья, коливо). Собственно, по названию этого блюда и стали называть сам праздник — сочельник.]. Фото Ольги Бакуменко. Казанский храм села Молокова. — С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-237-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Явление Христа народу»,  — какие важные христианские смыслы вложил художник в картину 18 мин., 18.01.2023 «Если бы в сию минуту Богу было угодно лишить меня здешней жизни, то я поблагодарил бы Его за то, что Он прославил меня отысканием первого сюжета в свете», — писал Александр Иванов, начиная главную картину своей жизни — «Явление Христа народу». Почему он выбрал именно этот евангельский эпизод для будущего полотна? Какие смыслы заложил в него? И что мы знаем о духовных поисках самого Иванова? Миссионер с кистью Иванову пришлось пройти через тяжелый религиозный кризис, и его картина, вырас­тая из реалий своего времени, отразила духовный надлом не только автора, но и целой эпохи, большей части интеллигенции середины XIX века. Картину «Явление Христа народу» Иванов задумывает в Риме, куда он прибыл в 1830 году в качестве пенсионера Петербургской Академии художеств. Круг его общения в Риме был не широкий, но выбор знакомств делал ему честь: он дружил с Гоголем, Жуковским, общался с Герценом, сблизился с Николаем Рожалиным — знатоком античности и немецкой литературы и философии. Рожалин и представил Иванову мир немецкого романтизма, который в ту пору быстро укоренялся в России не как философское течение, а как новый способ переживания жизни. В романтическом мировидении художник не просто творец, это преобразователь жизни, миссионер с кистью в руках, ведущий обезличенную толпу. Гигантские задачи, священные цели — этим был наполнен исторический день. К примеру, отрывок из письма Огарева к Герцену: «Ради Бога не доводи себя до дуэли, вспомни, кто ты и для чего»! В контексте того времени становится понятен пафос творческих задач Иванова: «Я уже обрек себя умереть на пути к пользе отечества», отсюда же не простá картина, а «сюжет моей картины всемирный». Свой «всемирный сюжет» Иванов находит в Евангелии: «…я остановился на Евангелии Иоанна , увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу. Сей-то последний момент выбираю я предметом картины моей, то есть когда Иоанн, увидев Христа, идущего к нему, говорит народу “Се агнец Божий, вземляй грехи мира!”» — в этом эпизоде Иванов увидел сущность всего Евангелия.

http://foma.ru/dozhdatsya-hrista.html

С. Девятова Скачать epub pdf Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928–1992) «Если ты хочешь одолеть врагов своих без брани, победить без оружия, укротить без труда и покорить себе, будь кроток, терпелив, тих, незлобив, как агнец, и ты одолеешь, победишь, укротишь и покоришь». Святитель Димитрий Ростовский Схиархимандрит Виталий (в миру Виталий Николаевич Сидоренко) родился в 1928 году, в селе Екатериновка Краснодарского края. (По одним сведениям это произошло 5 мая, по другим 3 июня.) Его отец был добрым, умным, трудолюбивым человеком, много помогал бедным и сиротам. Он погиб во время Великой Отечественной войны. В пятилетнем возрасте Виталий начал поститься: мяса не вкушал совсем, а в среду и пятницу отказывался от молочной пищи. Когда ему исполнилось восемь лет, он пошел в школу. Как только он научился читать, Евангелие стало его настольной книгой. Виталий часто убегал молиться в кукурузное поле или прятался в камышах у реки. Когда ему было лет восемь, он вырыл в огороде яму и подолгу молился там. Впоследствии отец Виталий так вспоминал об этом времени в письме к духовной дочери: «В юности работал в колхозе, но не давали мне зарплаты... А не давали за то, что ежели среди седмицы праздник, то я бросал работу – и в Божий храм. Вот и не давали». Однажды Виталия послали пасти колхозное стадо. Он выгнал коров на пастбище, а сам стал читать Евангелие и не заметил того, что коровы забрели в пшеницу, объелись жита и слегли. Юный подвижник не растерялся, стал с молитвой крестить со всех сторон каждую корову. С Божией помощью поднял все стадо и пригнал в село. С 14 лет он взял на себя подвиг странничества. Часто ночевал в стогах сена в поле или заброшенном сарае. В 16 лет отправился в Таганрог, там получил благословение на монашеский подвиг от слепого прозорливого старца Алексия. В 1948 году Виталий поехал в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, только что открывшуюся после войны, помогал некоторое время восстанавливать монастырь. Так как у юного подвижника не было документов, его не смогли принять в число насельников обители, а посоветовали поехать в Глинскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.Е. Недумов Месяц май 1 мая Память св. Пророка Иеремии Св. Иеремия родом из Анафофа, скончался мученически, будучи убиен камнями от Иудеев, погребен в Египте. Могила пророка находится на месте селения фараонова, и Египтяне чтут память его, получив от него много благодеяний, молитвами его избавившись от вредоносных животных. Перст от могилы св. Иеремии исцеляет до сего времени обращающихся с верою, от уязвлений аспидов. Древнее предание свидетельствует, что Александр Македонский, быв на могиле пророка, и узнав о совершающихся на ней чудесах перенес мощи его в Александрию, где воздал оным подобающее чествование. В своих писаниях пророческих св. Иеремия так говорит, провидя страдания Христовы: Я как Кроткий Агнец ведомой на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: положим ядовитое дерево в пищу Его, и отторгнем Его от земли живых, чтоб и имя Его более не упоминалось. ( Иер. 11:19 , по переводу Русской библии, Синодального издания 1875 г.) Предсказал св. Иеремия и жрецам Египта падение идолопоклонства с рождением на земли Спасителя миру. Древнее предание свидетельствует, что царь Птолемей видел, как Египтяне покланяются младенцу, положенному в яслях, и вопрошал, что сие значит? Тогда ответствовали ему Египтяне: св. пророком (Иеремию) заповедан обычай сей отцам нашим, и мы ждем разрешения тайны сея. Далее писатель пролога вносит в рассказ свой, такое таинственное описание таинственных действий пророка, прежде запустения церковного взял св. Иеремии ковчег закона, и то, что находилось в нем, и положил его в особое вместилище, и сказал предстоящему народу: от Сиона отошел на небо Господь, и опять придет Законодавец в Сион. И будет знамением пришествия Его то, что все страны Древу поклонятся. И сказал: никто не может взять ковчега того, токмо Аарон и всего того, что вмещает в себе ковчег тот, никто не может коснуться, токмо Моисей, избранник Божий. Находится вместилище ковчега того в пустыне, посреди двух гор, где лежат Моисей и Аарон, и никто не знает места того. Память св. мученика Ваты

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С юности апостол Андрей отличался духовной жаждой обретения Бога. Он, в отличие от своего брата Симона Петра, не вступил в брак, желая посвятить себя Богу. Когда святой Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, многие думали, что, возможно, он и есть ожидаемый Мессия. Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым, происходившим из одного с ним города Вифсаиды, сделались учеником пророка, надеясь в его учении найти ответы на свои духовные вопросы. Скоро юноша Андрей стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя. Когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1,36), то есть добровольная жертва, приносимая ради спасения всего человечества. Услышав это, Андрей с Иоанном Зеведеевым немедленно последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» - «Пойдите и увидите», - ответил Иисус. И они провели почти весь тот день в беседе с Иисусом. Эта встреча и беседа с Учителем произвели на них настолько сильное впечатление, что они с того дня сделались Его учениками. Поскольку Андрей первым последовал за Иисусом, то он традиционно и зовётся «Первозванным». В этот же день апостол Андрей с радостью сообщил своему брату Симону: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу» (Ин.1,41-42). Таким образом, Андрей был первым из апостолов, который исповедал Иисуса Спасителем (Мессией). После возвращения Господа из пустыни Он увидел братьев Андрея и Петра на берегу Геннисаретского озера, закидывающих сети, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним». (Мф. 4,18-20; Мк.1,16). Из Евангелия мы узнаем, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек; вопрошал Господа вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Масличной горе о признаках Второго Пришествия Спасителя (Мк.13,3). Вместе с апостолом Филиппом привёл к Иисусу эллинов - язычников, которые пришли в Иерусалим на Пасху, чтобы увидеть Иисуса Христа (Ин.12,20-22). Он присутствовал на Тайной вечере. После славного Воскресения Христова и Его Вознесения, свидетелем которого также был святой апостол Андрей (Деян. 1,13), он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей он исполнился Духа Святого, как и предсказал Сам Господь.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/31/...

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 6/19 января Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное . Мф.4:17 Только что раздался в пустыне Иудейской голос великого подвижника и последнего из пророков Крестителя Иоанна: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» ( Мф.3:2 ), как тот же самый призыв к покаянию мы слышим теперь уже из уст Самого Господа нашего Иисуса Христа в Капернауме. И как к Иоанну Крестителю толпами шел народ, чтобы креститься от него во Иордане во оставление грехов, так и в стране Галилейской многочисленный народ следовал за Христом, чтобы слышать учение Его и подготовить себя к крещению Духом Святым и огнем в возрождение к новой духовной жизни благодатью Животворящего Духа Божия. Итак, покаяние, сознание своей греховности – вот с чего начинается духовная жизнь человека. Без покаяния нет спасения; нераскаянный грешник не может войти в Царствие Небесное. Понятно теперь, почему и Иоанн Креститель, и Сам Иисус Христос , этот «Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ), начал свою проповедь о Царстве Божием с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Только через покаяние лежит путь в Царство Небесное. А между тем сколько наших отцов, братьев и детей умерло, да и теперь еще умирает без покаяния и причащения Святых Таин Христовых?! Заболел человек тяжелой болезнью. С грустью ожидают его смерти близкие к нему, родные. И не подумают о том, что умирающего необходимо причастить, дать ему возможность соединиться со Христом и иметь жизнь вечную. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:53, 56 ). Очистив себя от грехов в Таинстве Покаяния, человек в Таинстве Святого Причащения теснейшим образом соединяется со Христом и становится, по словам Спасителя, наследником вечной жизни. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровъ имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Скачать epub pdf 10.10 Служба священномученику Петру, митрополиту Крутицкому Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал 78). Месяца сентября в 27-й день Священномученика Петра, митрополита Крутицкаго На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 4. Подобен: Я ко добля: Храм Божий себе соделав,/священномучениче Петре,/столп Церкве непоколебимый показался еси,/яви бо тя Христос утверждение/всем, в раздорех мятущимся,/светильника верным во тьме безверия,/ограждение пастве от волков злохищных/и хранителя верна дома Божия./Темже моли спастися душам нашим. Слову Божию последовав,/священномучениче Петре,/яко агнец непорочный заклался еси/и, живоносным зерном в земли нашей сокрывся,/плод мног Богу принесл еси,/верныя же люди от разделения сохранив,/яко раб благий и верный,/в радость Господа твоего вшел еси./ егоже моли спастися душам нашим. Древним пророком в скитаниих подобяся,/ничтоже имеяй и вся содержай,/в болезнех и трудех неустанных/апостольски пожил еси,/священномучениче Петре./Святителем же Московским в трудех и ревности последовав,/новым мучеником кончиною соединился еси,/всем житием твоим Богу послуживый./ егоже моли спастися душам нашим. Ины стихиры, глас 6. Подобен: В се отложше: Все возложив на Бога упование,/глаголом патриарха Тихона внял еси/и, архиерейство из рук того приемь,/первосвятителю гонимому во всем последовал еси,/небоязненный же исповедник Христов явився,/в гонениих мужески взывал еси:/веру Православную в любви и смирении/потщимся, братие, сохранити./Мы же, священномучениче Петре,/прославляюще крепость твою, вопием:/моли Милостиваго Бога/спастися душам нашим. Все отложив плотское мудрование,/глаголал еси, Петре смиренномудре:/житие мое, егоже дни преходят,/страдание и скорбь есть,/обаче точию единаго страшуся,/разделения и смуты церковныя,/сего ради престол патриарший блюсти не отрекаюся./Мы же, прославляюще крепость твою, вопием:/моли спастися душам нашим. Вся стрелы лукаваго отразив:/новых раскольников лживая ухищрения,/братии неповиновение,/безбожников клевету,/соблазны, устрашения и мучения,/единство Церкве Русския сохранил еси./Мы же, прославляюще терпение твое, вопием:/моли Милостиваго Бога/спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010