Сам этот переход через Чермное море (которое обычно принято отождествлять с Красным морем, но тем не менее, возможно это был какой-то залив Красного моря или одно из озер, располагавшихся между Египтом и Израилем) обозначается древнееврейским словом «» – «песах» – «прохождение мимо», символизирует для нас, сегодняшних христиан, равно как и для ветхозаветных иудеев, путь от рабства греху к свободе, от смерти духовной – к воскресению, от смерти физической – к жизни вечной. Особым знамением, знаком, символом этого праздника являлся пасхальный агнецягненок, которого следовало заколоть и вкушать, не разламывая костей, приправляя горькими травами. Стоит вспомнить о том, что фараон не отпускал еврейский народ из Египта на поклонение святыням и за это был наказан казнями египетскими. Последняя казнь, призванная окончательно вразумить фараона и предоставить евреям возможность уйти от него, была особенно страшна – в Египте погибли все первенцы, от человека до животных. Евреям было заповедано помазать двери домов, в которых они жили, кровью однолетнего, чистого ягненка. В ночь, когда истребляющий Ангел прошелся по египетской земле, и все первородное было уничтожено, еврейские дома, помеченные кровью, оказались сохранены – искуплены кровью агнца. Это стало прообразом крестной смерти Спасителя, символом Его искупительной жертвы и залогом нашего спасения. Все эти древние пророчества хранились в еврейском народе, передаваясь из уст в уста, но до конца не были поняты им, так же как и апостолами, до того момента, пока Сам Христос не явил в Себе Агнца непорочного, Чьей кровью был окроплен Крест, на котором Его распяли. Этой кровью каждый из нас был искуплен от смерти, освобожден от греха и изпод власти дьявола. И вот праздник приближался. Иисус был в Вифании, как написано, у Симона прокаженного. Об этом Симоне говорится и в других Евангелиях, так же как и о женщине, которая пришла тогда к Иисусу со скляницей мира – особым образом приготовленного благоуханного и очень дорогого масла. Этой женщине посвящено богослужение, совершаемое на Страстной седмице Великого поста. Известно, что она была блудницей. Жизнь ее была скверна и нечиста, и вдруг она приносит чистейшее благовоние, как бы становясь на то место, которое когда-то занимали волхвы. Ведь миро был одним из даров, которые волхвы принесли Младенцу Христу в Вифлеемскую пещеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Во втором звере, по нашему мнению, естественнее всего видеть воплощение той псевдонауки, о которой говорили мы раньше и которая, действительно, по всем своим типичным сторонам есть подлинное «детище земли» – и исходящее исключительно отданных земли, и знающее, и признающее только землю. Этот второй зверь будет занимать положение, служебное по отношению к первому зверю – антихристу. На это указывает и выражение действует перед ним, а также и сущность всей его, описываемой далее, деятельности. Его личная характеристика определяется главным образом данными 11-го стиха – тем, что он имел два рога, как бы агнчих, но говорил, как дракон. В этих символах пред нами вырисовывается определенно тип лицемера, по внешности мягкого, кроткого и, как говорят, симпатичного (как агнецягненок), в душе же, а равно и в учении своем по существу – лютого, деспотичного и злобного, как дракон... Конечно, тут полное соответствие тем лжеучителям, о которых предупреждал Господь в Нагорной проповеди верующих Своих: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре 297 , а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их ( Мф.7:15–16 ). Так как два его рога агнчих явно напоминают Агнца Христа, то нужно думать, что он придет под личиной проповедника христианского и учение свое облечет как будто в соответствующие формы гуманности, благожелательности, терпимости ко всему (в том числе особенно к заблуждению, т.е. лжи, и ко всем видам греха). Но, встречая на пути своем твердость убеждений, устойчивость и религиозных, и нравственных принципов, в особенности же крепкую и непоколебимую веру в Бога и во Христа как воплотившегося Божия Сына, он этот индифферентизм свой заменит потом свирепою, прямо сатанинскою враждебностью и злобой и обрушится на таких исповедников с теми же мерами террора и насилия, как и сам антихрист, всемерно содействуя ему и помогая в стремлении изничтожить всех этих «врагов», нарочито хитроумно изыскивая для того подходящие средства. И тогда первый зверь передаст ему всю власть свою, и он станет заставлять, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Пс.104:4.   Взыщите Господа, и утвердитеся, взыщите лица Его выну. Брат спросил великого старца: «Как может грешный человек «взыскать Господа выну» (всегда)?» Старец в течение нескольких дней молил Господа открыть тайну этого Писания и Господь отвечал Ему: «Очисти сердце свое от помыслов ветхого человека и исполню прошения твои; ибо дарования Мои вмещаются лишь в чистых и им подаются. Но пока сердце твое движится гневом, памятозлобием и тому подобными страстями ветхого человека, не войдет в него премудрость. Кто желает сподобиться Моих дарований, тот пусть рассмотрит следы Мои: как незлобивый агнец (ягненок), претерпел Я все страдания, не противореча ни в чем, и вам завещал быть незлобивыми, подобно голубям» (см. Мф. 10:16). Дерзновение перед Богом бывает следствием частого с Ним собеседования и многой внимательной молитвы, посредством воздержания от удовольствий. «Лицем» называет не лице существа (ибо этого никто не увидит, чтобы остался в живых, как говорит Моисей), но «Лице» Бога есть познание Его (Варсонофий В., Исаак, Исихий). Пс.104:5.   Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его, и судьбы уст Его. Здесь указывает путь, по которому можно искать Бога: непрестанно иметь в памяти «чудеса Его» , и законы, и заповеди. Ибо поистине, не один только человек получил закон, но все видимое: море, чтобы не выступало из берегов; горы, чтобы были крепки; земля, чтобы стояла; солнце, чтобы совершало течение; разнообразный лик звезд; естество телесных, растений, и все прочее. А «судьбами уст» называет чудеса, совершаемые Богом по правде Его для наказания. Ибо как имеет повествовать о Египте, то наперед показывает праведность в наказании египтян (Златоуст, Феодорит). Пс.104:6.   Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его. Пс.104:7.   Той Господь Бог наш, по всей земли судьбы Его. В предлежащих стихах Пророк научает всех людей, как часто и сколько Бог благодетельствовал иудеям, и в какой мере они соделались неблагодарными за благодеяния, — чтобы все дознали справедливость их отвержения (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Потом настанет май, и наши ящики с рассадой будут стоять в саду под цветущими яблонями, пока мы приготовим грядки. Всего этого еще нет, но в то же время это есть: в ящиках с землей, в семенах на мокрых тряпочках, в нас самих. И мы не просто свидетели, мы участники непрерывного процесса – рождения будущего. Кот пришел и обнюхивает ящики с холодной землей. Скворушка Почему я так их жду?.. Кажется, и весна не весна, пока не слышно этой песенки. Простая песенка, три колена: посвист, щелканье и жужжание. Скворец – не соловей. По улице катится поток талой воды – вниз, к пруду. Во дворе запахло уже тополем – почки набухли, зеленовато-янтарная смолка выступила на коричневых чешуйках. Тепло – я без шапки, куртка расстегнута, нет, пожалуй, зябко еще, застегнусь. Кот сидит на заборе и смотрит в сад – яблони стоят в воде по колено. Поселятся ли скворцы в нашей скворешне? Она старая уже – по-хорошему заменить бы ее. Воробьи суетятся и шумят, но скворушки не слышно пока. Вот ведь, исстари на Руси его так звали – скворушка. И скворешни для него всегда мастерили. Любили, значит. Вешняя птаха, простая, неутомимая, неунывающая. Своя – и крестьянину, и горожанину. Что-то очень важное о русском сердце говорит это слово – скворушка. Завтра утром я выйду во двор и услышу его посвисты, щелканья, жужжание. И увижу его на крышке нашей старой скворешни. От переполненности счастьем он будет закидывать головку, раздвигать и приподнимать крылышки. А пока скворца нет, есть только ожидание скворца. Агнец – Зайдите, посмотрите, какой у нас ягненочек народился! Баба Надя стоит в раскрытой калитке: она в новой голубой куртке, юбке в крупный горох, ярко-зеленых галошах и съехавшем набок оранжево-красно-желтом платке. Крохотный саманный сарайчик для овец отгорожен от остального двора ржавой сеткой-рабицей. Пахнет навозом, сопревшей соломой, овцами. Ягненок – черный, как ночь, не просох еще и нетверд на ножках. Он стоит на светло-желтой соломе, ошеломленный огромным миром, в котором вдруг оказался. Младенческим своим блеянием он зовет ту единственную, которая ему в этом мире знакома, ту, которая существует – хоть и по-разному совсем, но в обоих мирах: и в том, первом, вытолкнувшем его из себя, и в этом, другом – незнакомом, пугающем, но уже интересном.

http://pravoslavie.ru/120871.html

«Долей и судьбой, – говорит св. Григорий Нисский , рассуждая и беседуя о судьбе, – делается произволение каждого, самовольно избирающее, что ему угодно» 570 . Примечание. «Впрочем, та судьба неизбежна, что избирающим доброе предлежит достойная награда, равно как избирающим противное предлежат достойные наказания» 571 . д) Что (род человеческий) со свободным произволением или поступает хорошо, или грешит, мы, – говорит св. Иустин Философ , – таким образом доказываем: мы видим, что один и тот же человек переходит из одного состояния в другое, про тивное; а если бы судьбой определено было ему или быть порочным, или честным, то он не мог бы переходить в противные состояния и не мог бы многократно переменяться» 572 . В этом отношении, природа бессловесных животных связана; например, змея по природе зла и ядовита, почему все змеи таковы; волк привык похищать, и все волки того же свойства; ягненок по простоте похищается, и все они того же свойства, голубь нехитр и невинен, все голуби того же свойства. Но человек не таков. Один – волк хищный, а другой похищается, как агнец, и оба происходят от одного и туго же человеческого рода. Иной не довольствуется собственной своей женой и живет блудно; а другой не позволит на сердце свое и взойти похоти. Один расхищает достояние ближнего; а другой из богочестия раздает и свое собственное. Видишь, как удобоизменяема одна и та же природа, наклонена то к худому, то, наоборот, к прекрасному, и вследствие того и другого имеет способность соизволять на какие захочет дела. Поэтому природа наша удобоприемлема и для добра, и для зла, и для Божией благодати, и для сопротивной силы. Но она не может быть приневоливаема» 573 . То же самое утверждает и св. И. Златоуст. «Овца, – говорит он, – никогда не может быть свирепой, потому что она от природы кротка; волк никогда не может сделаться кротким, потому что свирепость у него от природы. Законы природы не нарушаются, но остаются неизменными. Во мне не так; но бываю и свирепым, когда захочу , и кротким, когда пожелаю, потому что я не связан природой, но одарен свободным произволением » 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

В своде одной из часовен, пристроенных папой Гиларием (461–467) в Латеранской крестильне, возле церкви S. Giovanni Laterano и посвященной евангелисту Иоанну, находится мозаика второй половины V-ro столетия, также, в стиле живописи катакомб. (Смотри приложенный рисунок). В ней чрезвычайно грациозно, изящно представлена группа христианских символов. В середине изображен агнец – как известно, Спаситель – с нимбом, разделенным крестом. Кругом его, венец из растений и плодов, заключенный в четырехугольник 949 ; последний помещен в центре равностороннего креста. В углах этой рамки видны небольшие кресты в кругах; от каждого угла четырехугольника, окруженного гирляндой цветов и листьев, идут орнаментальные фигуры в классическом стиле, начинающиеся крестом и кончающиеся кругами, в которых изображены предметы, имеющие вид книг, может быть, евангелия. В промежутках представлены вазы с плодами и птицы; все это окружено декоративными линиями и фигурами, подражающими растениям. Спаситель тут, под видом агнца, царит над светом, символически переданным четырьмя временами года или четырьмя стихиями, и это соединение христианских символов с декоративными мотивами римского классического искусства, совершенно в стиле катакомбных фресок. То же самое можно сказать о другой мозаике, второй половины V-ro столетия, не существующей более, и известной нам только по рисункам. Она находилась в своде часовни, посвященной Иоанну Предтече, также пристроенной к Латеранской крестильне. И тут, в центре всего сочинения, стоял ягненок в круге, образованном из листьев и плодов; последний был заключен в четырехугольник, от которого расходилась грациозная орнаментация, состоящая из геометрических фигур, растений, птиц, сидящих на ветках, цветов и павлинов с распущенными хвостами, стоящих на сферах, чисто во вкусе римского искусства. Сюжеты подобного рода, очень напоминающие веселую, светлую символику катакомб, составленные из декоративных мотивов, заимствованных художниками у прекрасной, окружающей их, природы, очень немногочисленны в мозаиках и скоро, совершенно пропадают в них. Всего чаще в мусивной живописи представлены слава Спасителя, Его учеников, святых и апокалиптические видения. Едва не самое раннее, дошедшее до нас изображение подобного рода, это мозаика церкви святой Пуденцианы в Риме, конца IV-ro столетия, описанная в 3-й части этого сочинения. Величественный образ Христа, может дать некоторое, хотя и отдаленное понятие о грандиозных фигурах, являющихся во многих средневековых мозаиках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рус. языке Г обозначает звуки [г] и [г " ]: голос, гимн. После букв, обозначающих согласные звуки, парные по твердости-мягкости, Г обозначает твердость этих звуков: восторг, изгородь. В позиции перед буквами, обозначающими глухие согласные звуки, и на конце слова Г обозначает звук [к]: ногти, друг,- а также звуки [х] и [х " ] в закрытом списке слов: Бог, мягкий, мягко, мягче, смягчать, легкий, легко, легче, облегчать. В окончаниях прилагательных, местоимений, причастий род. падежа ед. ч. муж. и ср. рода (-ого, -его) Г передает звук [в]: доброго, синего, моего, читающего. В совр. церковнослав. языке обозначает звуки [г] и [г " ]:      . После букв, обозначающих согласные звуки, парные по твердости-мягкости, обозначает твердость этих звуков:    . В заимствованных из греч. языка словах перед буквами и в соответствии с греч. произношением произносится как [н]:   (γγελος),   (εαγγλιον),   (σγκλητος),      . Исключениями являются имя собственное     и   с неподтитленным написанием в значении «злой дух» - в обоих случаях произносится не [нг], а [гг]. До нач. XX в. в церковнослав. языке нормативным являлось фрикативное произношение ([γ]), у части старообрядцев такое произношение сохраняется до наст. времени. Под влиянием литургического языка правосл. Церкви фрикативное произношение Г было обязательным в высоком стиле лит. языка в XVIII - нач. XIX в., при этом в живой рус. речи звучал взрывной звук ([г]). В грамматических руководствах 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (М. В. Ломоносова , Н. Г. Курганова, А. К. Барсова , еп. Аполлоса (Байбакова) , академической грамматике 1802 г.) приводятся перечни слов, произносимых с фрикативным или со взрывным Г. С фрикативным Г всегда (т. е. в любом стиле речи) произносились явные церковнославянизмы (Бог, Господь, благий, агнец и т. п.), со взрывным Г - русизмы (город, ягненок, деньги, гулять). Однако существовало большое количество слов, к-рые могли произноситься по-разному в зависимости от стиля речи. Так, согласно «Грамматике» Байбакова 1794 г., Г в слове «гром» в фразе «Господи, глас грома Твоего грядет» произносится как [γ], то же слово в фразе «гром гремит» произносится со взрывным звуком.

http://pravenc.ru/text/161185.html

20. Посему, если кто любит Бога, то и Бог сообщает ему любовь Свою; кто однажды уверовал в Бога, тому прилагает небесную веру, и человек делается сугубым. Посему, как ты от членов своих принесешь Ему дар; так и Он, подобно сему от собственных Своих членов уделит душе твоей, чтобы все тебе делать, и любить и молиться, чисто. Ибо высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил успокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому, человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать не только видимых, но и невидимых тварей, то есть служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: сотворим по образу и по подобию Нашему (Быт. 1, 26), но сказал об умной человеческой сущности, разумею бессмертную душу. Написано: Ангельские ополчения окрест боящихся Его (Псал. 33, 8); а видимые твари связаны каким-то неподвижным естеством. 21. Однажды приведены в устройство небо, солнце, луна, земля, и не в них благоволил Господь; напротив того, не могут они выйти из того состояния, в каком созданы, и не имеют воли. А ты создан по образу и подобию Божию; потому что, как Бог свободен и творит, что хощет (если угодно Ему будет, - по власти Своей, пошлет праведных в геенну и грешных в царство; но не изберет сего и не согласится на сие, ибо Господь правосуден), так свободен и ты; и если хочешь погибнуть, то природа твоя удобоизменяема; если хочешь изрыгнуть хулу, составить отраву, убить кого, - никто тебе не противится и не возбраняет. Кто хочет, тот и покорствует Богу, и идет путем правды, и владеет пожеланиями; потому что ум сей есть противоборник, и твердым помыслом может препобедить порочные стремления и гнусные пожелания. 22. Если в большом доме, - где стены и потолки покрыты золотом и серебром, где есть различная одежда, золото и серебро, живущие рабы и рабыни (хотя природа наша, по присущему в ней греху, всего вожделеет), - обуздывают свой ум, и, из человеческого страха пред господами, удерживают стремления пожеланий: то кольми паче там, где есть Божий страх, должен ум противоборствовать и противодействовать живущему в человеке пороку; потому что Бог заповедал тебе возможное для тебя. Итак, природа бессловесных животных связана; например, змея по природе зла и ядовита, почему все змеи таковы; волк привык похищать, и все волки того же свойства; ягненок по простоте похищается, и все они того же свойства; голубь нехитр и невинен, все голуби того же свойства. Но человек не таков. Один - волк хищный, а другой похищается, как агнец, и оба происходят от одного и того же человеческого рода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1891...

2. Чем опасна болезнь гордости? 3. Как помочь мышонку вылечить эту болезнь? 4.Д.З. Приготовить рассказ о строительстве вавилонской башни. Попробуйте подобрать примеры из сказок, фильмов или случаев вашей жизни, где проявляется болезнь гордости. Не заметил ли ты у себя этого заболевания? Как вылечиться от гордости? Ты, наверное, слышал о вредном воздействии ТВ на душу. В чем же этот вред? Чтобы ответить на этот вопрос, вместе со взрослыми посмотри несколько реклам или отрывки из передач. Чем они опасны? Урок 9.  Ветхозаветная Пасха. 1. 1. Что такое грех? как первый грех вошел в жизнь людей? ппс 2. Почему грех постепенно воцарился на земле? 3. Почему люди начали строить башню до неба? 4. Что помешало закончить строительство? 5.Чем опасна болезнь гордости? Приведи примеры, которые ты приготовил дома. 6. Чем вредны некоторые рекламные ролики, телепередачи? Какой вывод ты для себя сделал при выполнении домашнего задания? Можно ли вылечить болезнь гордости? Каков способ лечения? (можно на конкретных примерах). 7. Можно ли построить на земле рай без Бога? Почему? 8. Как можно обнаружить болезнь гордости? Не заметил ли ты у себя ее признаков? 9. Что происходило в жизни людей в следующие времена? Планирование. Рассказ учителя Анализ описанных событий. Выводы для себя. 2. 1. Мы вновь пропустим большой промежуток времени и отправимся в Египет. В этой стране оказался еврейский народ. Вначале они были гости у египтян, но затем превратились в рабов. При необходимости пояснить слово «раб». Притеснение евреев в Египте. (рассказ учителя) 2. Бог забоится о своем народе. Среди евреев рождается человек, имя которого Моисей. Именно его Бог избирает вождем для своего народа, чтобы вывести евреев на свободу. - ппс. Как вы думаете, почему Бог выбирает именно Моисея для этого? 3. Моисей просит египетского царя – фараона отпустить евреев. Знáмения (казни) египетские. (кратко, т.к. подробно изучаются в 4 классе) Фараон обманывает Моисея. 4. Ветхозаветная Пасха. (прохождение, пощада) Агнец (ягненок) – жертва, которая умирает вместо первенца.

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

Н.А. Маясова Словарь терминов Агнец (ягненок) – ветхозаветная жертва, преобразовавшая Христа; Иисус Христос; часть просфоры, вынимаемая на проскомидии и предназначаемая к таинственному пресуществлению в тело Иисуса Христа. Акафист – молитвословие, состоящее из одного кондака, который поется, и из двенадцати кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Аксамит, оксамит – драгоценная ткань с шестью нитями основы, затканная по шелковому фону пряденой серебряной или золоченой нитью, плотная и ворсистая, как бархат. Алавастр – сосуд с узким горлом для хранения ароматов. Алтабис – драгоценная ткань, затканная по шелковому фону волоченой серебряной или золоченой нитью. Апалав – то же, что параманд – принадлежность монашеского облачения, небольшой прямоугольный плат с изображением Страстей Господних. Атлас – шелковая гладкая блестящая ткань. Басми – ювелирная техника ручного тиснения по матрице на тонких металлических листах Бить – тонкая серебряная или золоченая плоская полоска. Ворворка – шарик, прикрепляемый сверху к кисти, золотой, серебряный, жемчужный, шелковый и проч. Вязь – декоративное письмо, буквы которого связываются в сложный непрерывный орнамент. Галун – декоративная тканая лента из металлических или шелковых нитей для обшивки и украшения одежд и других предметов. Шматий – верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани, надеваемая поверх хитона. Далматика – парадное одеяние, род мантии с широкими рукавами. Дискос – литургический сосуд в виде блюда на стояне для евхаристического хлеба. Дробницы – небольшие металлические накладки различной формы, часто с чеканкой, резьбой, чернью, эмалью, камнями. Евхаристия (благодарение) – приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на божественной литургии, во время которой происходит пресуществление Святых Даров для таинства причащения. Ердань – часть оплечья епитрахили, которая охватывает шею. Запона – золотая или серебряная бляха декоративного назначения, часто с камнями. Звездица – две крестообразно соединенные металлические дуги, устанавливаемые на дискос. Знаменует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к новорожденному Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010