Финляндская Автономная Православная Церковь Описание: История С православными купцами и монахами христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода уже в XII в. Изначально центрами Православия были небольшие монастыри, однако уже в начале второго тысячелетия на Ладоге был основан Валаамский монастырь, а в конце XIV в. и Коневецкая обитель. Печенгский монастырь на берегу Баренцева моря был основан в XVI в. Однако в ходе продолжавшихся на протяжении последующих двух столетий войн монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI в. западные карельские земли оказались под шведским владычеством. Часть населения бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была обращена в лютеранство. После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII в. начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге, и в конце XIX в. был восстановлен и Трифоно-Печенгский монастырь на севере. Приблизительно в те же годы была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула , позднее получившая статус монастыря. В начале XIX в. в результате русско-шведской войны за передел сфер влияния в Финляндии между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мирной договор, по которому бывшие шведские земли в Финляндии (в т.ч. Выборгский лен) отошли к Российской империи. В результате этих перемен число православного населения в Финляндии выросло в 10 раз. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. Церковное управление в Финляндии осуществлялось митрополитом Санкт-Петербургским. В 1892 г. была основана самостоятельная епархия Выборга и всей Финляндии. Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари. В результате переворота 1917 г. в России Финляндия обрела независимость. В независимой Финляндии Православная Церковь получил статус государственной Церкви наряду с Лютеранской. В 1921 г. Святейший Патриарх Тихон предоставил Финляндской Православной Церкви статус автономной Поместной Церкви. Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, Православное Церковное управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финляндскую Православную Церковь под омофор Патриарха Константинопольского. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского Патриарха как православная автономная архиепископия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244576...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В Ново-Валаамском монастыре совершена интронизация нового архиепископа Финляндской Православной Церкви 17.12.2001 16 декабря избранный в октябре церковным собором Финляндской Православной Церкви новым архиепископом Финляндии митрополит Хельсинский Лев был интронизован в монастыре Новый Ваалам в финской Карелии. На церемонии интронизации присутствовали представители Константинопольской и Русской Православных Церквей, а также других конфессий. Президент Финляндии Тарья Халонен также присутствовала на посвящении. Избрание на высшее в Финляндской Православной Церкви служение митрополита Льва состоялось в связи с уходом на покой архиепископа Иоанна. Митрополит Лев неоднократно заявлял, что хотел бы продолжить деятельность по сближению православных христиан Финляндии и России. Православная Церковь является второй государственной конфессией Финляндии. Ее паствой являются три процента всех верующих страны, что составляет около 58 тыс. граждан Финляндии. Православная Церковь в Финляндии действует в юрисдикции Константинопольской патриархии в качестве автономной. ИТАР-ТАСС/РАДОНЕЖ Традиционные Иннокентьевские чтения проходят в Иркутске 16.12.2001 Традиционные чтения, посвященные памяти жившего три столетия назад первого епископа Иркутского Иннокентия/Кульчицкого/проходят в Иркутске. В областном театре юного зрителя имени Александра Вампилова 16 декабря собрались представители духовенства, деятели культуры, активисты общественных движений и организаций. Молебном первосвятителю чтения открыл архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим. Выступавшие говорили о роли св. Иннокентия не только в духовных, но и государственных делах тогдашней России. По велению Петра Первого епископ был направлен с миссией в Пекин, но китайские власти не допустили в свои владения русского иерарха, и он остался правящим архиереем огромного края от берегов Енисея до Тихого океана. Епископ Иннокентий канонизирован Русской Православной Церквью, его святые мощи покоятся в Знаменском кафедральном соборе Иркутска.

http://zavet.ru/news/news011212.htm

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить надежду, что избрание Блаженнейшего Германа Предстоятелем Православной Церкви в Америке послужит дальнейшему укреплению братских связей между Русской и Американской Православными Церквами и будет содействовать развитию отношений между народами наших стран.   ЖУРНАЛ 69 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей, об официальном визите в Русскую Православную Церковь Высокопреосвященного Льва, Архиепископа Карельского и всей Финляндии. Справка: 15-20 июля 2002 года Русскую Православную Церковь с официальным визитом посетил Предстоятель Финляндской Автономной Православной Церкви Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев. Его сопровождали протопресвитер Микко Кяркки, настоятель храма в Куопио, священник Тимо Тынккынен, клирик прихода в Лапеенранта и протодиакон Пааво Кокотти, эконом Церковного Управления Финляндской Церкви. 16 июля, в день празднования памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Высокопреосвященный Архиепископ Лев совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. В Патриарших покоях Московского Кремля состоялась беседа Предстоятелей Русской и Финляндской Православных Церквей. В тот же день в Отделе внешних церковных связей прошли переговоры Архиепископа Льва с Председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Был обсужден широкий круг вопросов, связанных с урегулированием отношений между Русской и Финляндской Православными Церквами, а также перспективы дальнейшего межправославного сотрудничества. 17 июля Архиепископ Лев возглавил в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры всенощное бдение накануне дня празднования памяти преподобного Сергия Радонежского. В самый день праздника Святейший Патриарх Алексий и Архиепископ Лев совершили в Успенском соборе Божественную литургию и праздничный молебен на Лаврской площади.

http://patriarchia.ru/db/text/4892958.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: В связи с прошением Преосвященного митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла открыть мужской монастырь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в селе Татарка близ города Ставрополя и назначить настоятелем этого монастыря иеромонаха Афанасия (Гриценко).   ЖУРНАЛ 56 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилл о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Брюссельско-Бельгийская епархия Включить в состав Брюссельско-Бельгийской епархии новоучрежденный Богоявленский приход в городе Мехелене, Бельгия. Корсунская епархия 1. Включить в состав Корсунской епархии новообразованный Покровский приход в городе Мелида, Швейцария. 2. Иеромонаха Святослава (Засенко), заштатного клирика Киевской епархии Украинской Православной Церкви, по представлению Блаженнейшего митрополита Владимира направить в клир Корсунской епархии для назначения настоятелем Покровского прихода в городе Мелида, Швейцария. Сурожская епархия Включить в состав Сурожской епархии новоучрежденный приход святителя Николая Мирликийского в городе Лондоне, Великобритания.   ЖУРНАЛ 57 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении Архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва. Справка: Преосвященный Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письмо с подтверждением готовности принять протоиерея Константина Стрекачева, заштатного клирика Архангельской епархии, в клир Финляндской Автономной Православной Церкви. Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил возражений против такового перехода в клир Финляндской Церкви не имеет. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить протоиерею Константину Стрекачеву, заштатному клирику Архангельской епархии, переход в клир Финляндской Автономной Православной Церкви, в связи с чем направить Архиепископу Карельскому и всей Финляндии Льву отпускную грамоту.   Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/3664563.ht...

Как складывались отношение у владыки Александра и архиепископа Германа (Аава), судить очень сложно. С одной стороны, нельзя отрицать, что у них были очень доверительные отношения: в общей сложности им совместно пришлось прослужить в епископском сане 25 лет. С другой стороны, есть свидетельства, по которым мы узнаем, что «Хельсинская епархия считает себя автономной от епархии, центр которой находится в Куопио. Епископ Александр даже не допускает Герману служить в Соборе» . К вопросу объединения Финляндской Православной Церкви с Московской Патриархией епископ Александр относился осторожно, но полностью поддерживал восстановление молитвенно-евхаристического общения. Когда в октябре 1945 г. в Финляндию с целью воссоединения прибыл митрополит Григорий (Чуков), епископ Александр (Карпин) 7 октября в Хельсинки подписался под актом о воссоединении, составленным 4 октября в Куопио и уже подписанным архиепископом Германом (Аавом). Сразу же после этого в Москву была отправлена телеграмма, где говорилось, что епископат Финляндской Православной Церкви согласился на воссоединение, и что «они письменно заявили о своем намерении всячески содействовать делу объединения церквей на предстоящем церковном Соборе согласно законам страны, если Московская Патриархия не ускорит разрешения вопроса о возвращении их в лоно Матери Церкви путем непосредственного сношения с Вселенским Патриархом» . Получив в 1946 г. от митрополита Григория приглашение совместно с архиепископом Германом посетить Советский Союз, епископ Александр (Карпин) категорически отказался, сославшись на болезнь и необходимость соблюдать диету, «нарушение которой в Москве угрожало бы ему сложной операцией» . В 1948 г. должен был состояться Собор Финляндской Православной Церкви, на котором мог бы положительно решиться вопрос о ее воссоединении с Русской Православной Церковью. Но Собор созван не был в связи с выборами в Сейм. Владыка Александр (Карпин) считал, что созыв Собора нужно отложить до окончания выборов, так как победа правых партий стала бы причиной открытых высказываний на Соборе о нежелании воссоединиться с Московской Патриархией, а это было бы преждевременным. Необходимо было подождать несколько месяцев для определения политического курса нового правительства, но по прогнозам владыки стоило ожидать противодействия руководства страны в дальнейшем решении вопроса о присоединении Финляндской Православной Церкви к Русской.

http://pravoslavie.ru/77869.html

Финляндская Православная Церковь стремилась соответствовать статусу национальной, который “социализировал” ее, Церковь должна была стать частью финляндского общества и избавиться от негативного образа части российской государственной машины. Средствами для достижения этой цели были обретение автономного статуса и переход в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, а также некоторым образом и календарная реформа. В 1920 г. прошение об автономии было направлено в Москву через Эстонию. Уже в начале следующего года вопрос был улажен. Патриарх Тихон в отправленном архиепископу (тогда он уже получил этот сан) Серафиму письме сообщал, что Синод рассмотрел прошение об автономии и, приняв во внимание положение православных в независимой Финляндии, решил это прошение удовлетворить. Правительство Финляндии беспокоило то, что существовала оппозиционная Церковному Управлению группа “русофилов” во главе с архиепископом Серафимом. Кроме того, правительство раздражало то, что архиепископ постоянно апеллировал к мнению Московского Патриарха в вопросе о календарной реформе, который к этому времени сильно обострился. Поэтому правительство посоветовало руководству Финляндской Православной Церкви обратиться к Константинопольскому Патриарху с просьбой о даровании автокефалии 12 . Летом 1923 г. было решено отправить в Константинополь комиссию, в которую вошли: представитель государства проф. Се­тяля, представитель Церковного Управления Солнцев и эстонский протоиерей Герман Аав, кандидат на должность викарного епископа. Переговоры проходили 3–10.7.1923. Представители Вселенского Патриарха отказали в просьбе об автокефалии, но взамен предложили вариант, по которому Финляндская Православная Церковь приобрела бы статус, который был у Православной Церкви Чехословакии. Это означало полную независимость во внутренних делах и каноническую связь с Константинополем. Комиссию такой вариант удовлетворил, Вселенский Патриарх Мелетий утвердил автономию, дарованную Патриархом Тихоном, и таким образом Финляндская Православная Церковь стала автономным архиепископством в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Позже это решение было утверждено правительством Финляндии и внеочередным Собором Финляндской Православной Церкви. В Константинополе Г. Аав был посвящен в епископа Карельского, викария архиепископа Финляндского 13 .

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

Патриарх всея Руси Алексий поздравил митрополита Льва с избранием его главой Финской Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Патриарх всея Руси Алексий поздравил митрополита Льва с избранием его главой Финской Православной Церкви Православие.Ru , 1 ноября 2001 г. Хельсинки, 31 октября 2001 г. Митрополит Хельсинкский Лев избран на церковном Соборе новым предстоятелем Финской Православной Церкви. Избрание состоялось в связи с уходом на пенсию архиепископа Иоанна. Митрополит Лев получил 23 голоса, в то время как другой претендент архиепископ Амвросий - 13 голосов. Интронизация новоизбранного предстоятеля назначена на 12 декабря в Ново-Валаамском монастыре. 54-летний митрополит Лев (Макконен) принял священный сан в 1973 году. Он был епископом губерний Йоенсуу и Оулу, а в 1996 году стал митрополитом Хельсинкским. Избрание нового главы Православной Церкви в Финляндии приветствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Он с удовлетворением отметил, что на своей первой пресс-конференции возглавивший ее митрополит Лев " назвал одной из приоритетных задач восстановление нормальных отношений с Московским Патриархатом " . Патриарх Алексий сказал, что на протяжении десятилетий у Русской Церкви были добрые отношения с Финляндской Церковью, которая является " дочерней Церковью по отношению к Московскому Патриархату " . Эти связи не осложнило вмешательство бывшего главы Финляндской Церкви архиепископа Иоанна в дела Русской Православной Церкви в Эстонии. Предшественник митрополита Льва архиепископ Иоанн несколько лет назад поддержал Константинопольский Патриархат в его претензиях на часть православных приходов в Эстонии, входивших в юрисдикцию РПЦ. После этого отношения между Московским Патриархатом и Православной Церковью в Финляндии заметно осложнились. Православная Церковь является второй традиционной конфессией Финляндии. Ее прихожанами являются около 3% населения Суоми, или около 58 тысяч человек. Финская Православная Церковь имеет статус автономной в подчинении Константинопольского Патриархата. Она единственная из Православных Церквей празднует Пасху и непереходящие праздники по григорианскому календарю. В 1917 году Финляндия получила независимость от России, а в 1918 году православные в Финляндии объявили себя автономной Церковью, связанной с Москвой. В 1921 году патриарх Московский святитель Тихон признал этот статус, в 1923 году Финская Православная Церковь была принята Константинопольским Патриархатом в качестве автономной. В 1957 году Московский Патриархат признал автономию Финской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. В 1980 году Генеральная ассамблея Финской Православной Церкви проголосовала за то, чтобы просить у Вселенского Патриарха предоставить Церкви автокефалию, но никакой реакции на это прошение не последовало.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «AAMUN KOITTO» предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 17 опубликовано: 1 октября 2007г. «AAMUN KOITTO» (фин.- Утренняя заря), духовный журнал, офиц. орган автономной Финляндской Православной Церкви (ФПЦ). Основан в 1896 г. Издает правосл. Братство преподобных Сергия и Германа. Выходит 3 раза в месяц в г. Куопио. Рубрики: Финляндская автономная Православная Церковь Финляндская автономная Православная Церковь. Духовное просвещение (книгопечатание, переводческая деятельность и т.д.) Книговедение. Периодические издания Ключевые слова: Финляндская Православная Церковь Журналы церковные " Aamun Koitto " (фин.- Утренняя заря), духовный журнал, официальный. орган Финляндской автономной Православной Церкви См.также: АРХАНГЕЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ (1888-1920) АСТРАХАНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Астрахань, 1875-1918 гг. «БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили в 1899-1918 гг. «ВЕРА И ЖИЗНЬ» см. «Черниговские епархиальные известия». «ВЕРА И РАЗУМ» журнал, издававшийся в 1884–1917 гг. при Харьковской ДС; с 2000 г. журнал Харьковской епархии «ВЕРА И ЦЕРКОВЬ» богословско-апологетический журнал, издавался в Москве в 1899-1907 гг. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/62366.html

758. КОМАРОВ Е. Две беседы о приходской жизни. (Современное состояние приходской жизни – тема беседы корреспондента “Ж.М.П.” с епископом Йоэнсуским Амвросием). – 1990, 4, 33. 759. КЫРЛЕЖЕВ А. Архиепископ Герман – Предстоятель Финляндской Православной Церкви (1924–1960). – 1990, 4, 55. 760. ИОАНН, архиеп. Поздравление (с избранием на Патриарший престол) Святейшему Патриарху Алексию II. – 1990, 11, 3. 761. КОМАРОВ Е. “Ищите прежде Царства Божия …”. – 1991, 3, 19. 762. ВИКТОРОВ Е. Визит Предстоятеля Финляндской Церкви. – 1991, 10, 55. 763. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 23 февраля 1996года: Имели суждение об антиканоническом “Деянии” (приводятся аргументы) Патриарха и Синода Константинопольской Церкви. Постановили: 1. Признать данную акцию раскольнической, вынуждающей приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом и Финляндской Автономной Архиепископией. 2. Обратиться к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с разъяснением канонической позиции Московского Патриархата. – 1996, 3, 8. ХРОНИКА: 1986, 2, 61. 1989, 8, 58. 1990, 3, 64;7, 61. 18. Китайская Автономная Православная Церковь 764. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 февраля 1997 года: Слушали о положении Православной Церкви в Китае. Справка об истории Православия в Китае. – 1997, 3, 5. Постановили: 1. Осуществлять попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви. 2. Управление епархиями (до избрания Поместным Собором Китайской Автономной Православной Церкви) осуществляется Предстоятелем Матери- Церкви- Патриарха Московского и всея Руси. 3. Решение практических вопросов православной жизни Китая поручить Председателю ОВЦС. 4. Отметить церковными мероприятиями в текущем году 40– летие дарования автономии Православной Церкви Китая. – 1997, 3, 6. 765. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 апреля 1997 года: Слушали доклад о возобновлении богослужебного почитания 222 святых мучеников Китайской Автономной Православной Церкви. Справка об истории почитания святых мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010