Расходы по храмам и на содержание священнослужителей сами приходы осуществлять не могли, поэтому с возникновением общин были организованы в Покровском приходе «Ортодоксальное братство», в Никольском приходе «Братство св. Николая», которые ежегодно проводили базары-лотереи, а вырученные средства шли на нужды храмов [iv] . Московский Патриархат с 1945 г. выплачивал незначительную дотацию на содержание клира, но все же духовенство, в сравнении с духовенством Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии и Финляндской Автономной Православной Церкви, жило бедно и было вынуждено часто сочетать пастырское служение с мирской работой [v] . Восстановление в 1957 году молитвенно-канонического общения между Русской и Финляндской Православными Церквами не могло не затронуть жизнь и Патриарших приходов в Хельсинки. Так, анализируя деятельность Патриарших приходов, сотрудники Советского посольства в Финляндии в 1958 г. отмечали, что «настоятели приходов, сами не являясь сторонниками сближения с Финляндской Православной Церковью, в своей повседневной работе не разъясняют своим прихожанам значение решений Синода и не пресекают разговоров и выпадов, наносящих вред отношениям между русской и финляндской церквами» [vi] . Есть свидетельства, что решение Священного Синода Русской Православной Церкви о восстановлении общения с Финляндской Православной Церковью духовенство и прихожане обоих приходов встретили холодно, а некоторые даже с обидой. Последние заявляли: «Мы пережили большие тяготы и гонения, но сохранили чистоту веры и преданность русской церкви, но нас может постигнуть участь монахов Валаамского монастыря, которых Московская Патриархия так легко отдала реформаторам» [vii] . О подобном же священноначалию в 1960 г. сообщал и благочинный протоиерей Михаил Славнитский, говоря, что клирики Патриарших приходов «очень плохо настроены по отношению к официальной (Финляндской) Православной Церкви и делу молитвенного общения Русской Православной Церкви и Финляндской» [viii] . Советское посольство в 1962 году указывало новому благочинному Патриарших приходов протоиерею Евгению Амбарцумову, что «Патриаршие Приходы в их настоящем виде не являются проводниками политики Русской Православной Церкви в деле укрепления и развития восстановленного молитвенно-канонического общения с Финляндской Православной Церковью, не укрепляют наших позиций в кругах местной русской эмиграции» [ix] .

http://bogoslov.ru/article/5102206

Финская Автономная Православная Церковь в юрисдикции Вселенского Патриархата При этом с 2 по 13 июля 1923 года в Константинополе находилась финская делегация, которая и обратилась к Константинопольскому Патриархату с просьбой об автокефалии; несмотря на протесты как Московской Патриархии, так и Русской Зарубежной Церкви, 6 июля 1923 года последовал Томос о даровании автономии Финляндской православной Церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата, а 8 июля того же года Патриарх Мелетий Метаксакис совершил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава, который был хиротонисан в викарного епископа Карельского. Чрезвычайный Собор Финляндской Церкви в Сердоболе (13 — 20 ноября 1923 года) под председательством архиепископа Выборгского и всея Финляндии Серафима (Лукьянова) единогласно принял переход под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, каковое решение было наделено силой закона правительством Финляндии. На основании пар.3 Указа Президента Финляндии К. И. Стольберга от 29 декабря 1923 г. архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) с 1 января 1924 года был отстранён от управления Церковью ввиду его несоответствия требованиям закона об официальном языке. Местом его пребывания был определен Коневский монастырь. Исполняющим должность Архиепископа назначался епископ Карельский Герман (Аав). Высланный Финляндскому Церковному Управлению Патриархом Тихоном указ от 28 ноября 1923 года, предписывавший «выяснить, в сношении с правительством Финляндской Республики, возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение», был оставлен правительством без последствий. В начале октября 1945 года переговоры с целью возвращения Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Московсковского Патриархата вёл митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), о чём 3 октября была достигнута предварительная договорённость с архиепископом Карельским Германом (Аавом) (для принятия решения о «воссоединении» предусматривалось проведение Собора Финской Церкви). Но 30 апреля 1957 года Синод Русской Православной Церкви принял решение признать Финляндскую Архиепископию в сущем статусе, т.е. как автономную Церковь в составе Константинопольского Патриархата и передать в её юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь. 7 мая 1957 года между Русской Православной Церковь и Финляндской Архиепископией было восстановлено молитвенно-каноническое общение.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-finlyand...

По примеру данного уже Православной Церкви Финляндии разрешения предоставить церковной власти Эстонии разрешать православным приходам, которые того пожелают, при праздновании церковных праздников пользоваться новым стилем» 980. Представитель Православной Церкви в Эстонии передал Святейшему Патриарху Тихону приглашение посетить Таллин (Ревель) и принять участие в организационном Соборе и рукоположении первого архипастыря новоучрежденной Ревельской и Эстонской епархии. Святейший Патриарх 15 июня 1920 г. обратился в ВЧК с просьбой разрешить ему поездку в Таллин. Отрицательный ответ Секретного отдела за подписью М. И. Лациса последовал 17 июня и хранится до сих пор в Епархиальном архиве Эстонии. По благословению Святейшего Патриарха Тихона в октябре 1920 г. епископом Ревельским и Эстонским Автономной Православной Церкви в Эстонии (АПЦЭ) избрали священника Преображенского храма Пярну (Пернов) Александра Паулуса. Это избрание было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 12/25 октября 1920 г. 5 декабря того же года в Таллине хиротонисали архимандрита Александра во епископа Ревельского и Эстонского архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) и епископ Финляндский и Выборгский Серафим (Лукьянов). Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа. Правление АПЦЭ было возложено на ее исполнительный орган Синод, в который кроме архипастыря вошли и клирики и миряне, избираемые Собором Церкви и утверждаемые архиепископом. Через Синод осуществлялась связь между Автономной Православной Церковью в Эстонии, Святейшим Патриархом Тихоном и Автономной Финляндской Православной Церковью. Таким образом, автономия Православной Церкви в Эстонии была осуществлена в силу внутренних и внешних обстоятельств и сформирована священноначалием Русской Православной Церкви на безусловном каноническом основании. Это позволило Православной Церкви в Эстонии без ущерба для полноценной жизнедеятельности иметь необходимую связь со священноначалием Матери-Церкви в Москве, а в чрезвычайных обстоятельствах самостоятельно продолжать служение столько времени, сколько потребуется. Как уже отмечалось, в таком же сложном положении оказались и другие епархии Русской Православной Церкви, расположенные на территории новообразованных независимых государств: Финляндская и Выборгская, Рижская и Митавская, Варшавская и Привислинская и другие в пределах Польши. Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод 11 февраля 1921 г. даровали широкую автономию Финляндской Православной Церкви, 21 июня 1921 г.— Православной Церкви в Латвии и 27 сентября 1921 г.— Православной Церкви в Польше.

http://sedmitza.ru/lib/text/430328/

Статья Финляндская Православная Церковь, перешедшая в 1923 г. в юрисдикцию Вселенского Патриархата, в 1945 г. с целью нормализации отношений и восстановления молитвенно-евхаристического общения вступила в переговоры с Церковью Матерью – Русской Православной Церковью. Финляндская сторона настаивала на сохранении своего статуса-кво, Московская Патриархия видела свою задачу в возращении Православной Церкви Финляндии в сферу своего влияния и даже рассматривала возможность предоставления ей автокефалии. Однако многолетние переговоры двух сторон так и ни к чему не привели, пока на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством патриарха Алексия I от 30 апреля 1957 г. не было принято: 1. Предать забвению все канонические споры и недоразумения, имевшие место между Финляндской Православной Церковью и Русской Православной Церковью. 2. Признать статус-кво Финляндской Автономной Православной Церкви, состоящей в Константинопольском Патриархате. 3. Валаамский монастырь считать находящимся в ведении Финляндской Автономной Православной Церкви не только в административном, но и молитвенно-каноническом отношении. Таким образом, переговоры о статусе Православной Церкви Финляндии были завершены, а в мае 1957 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) выехал в Финляндию и на заседании Церковного Управления Финляндской Православной Церкви в городе Куопио огласил постановление Священного Синода Русской Православной Церкви о восстановлении молитвенно-канонических отношений. В своей речи он призвал высокое собрание с любовью принять решение Московской Патриархии, которая «во имя установления мира в церковной области официально признала самочинный переход Финляндской Церкви в юрисдикцию Константинополя, положив тем самым конец 30-летним спорам и недоразумениям между двумя Церквями» . В ответном слове предстоятель Финляндской Православной Церкви архиепископ Карельский и всей Финляндии Герман (Аав) выразил глубокую радость и полное удовлетворение решениями Священного Синода Русской Православной Церкви. Однако же на деле первые годы после восстановления общения между Церквами можно охарактеризовать как состояние взаимной осторожности и непонимания.

http://bogoslov.ru/article/5418350

свв. Кирилла и Мефодия кандидат богословия протоиерей Сергий Звонарёв представил доклад на тему «Отношение Московского Патриархата к автономии Финляндской Православной Церкви и межцерковные контакты в 60х — начале 70х годов XX столетия по свидетельству церковных источников». Автор отметил, что Московский Патриархат в апреле 1957 года предал забвению канонические споры и недоразумения и восстановил нарушенное в 1918 году молитвенно-каноническое общение с Финляндской Автономной Православной Церковью, признав ее status quo в составе Константинопольского Патриархата. Нормализация отношений двух Церквей позволила развивать контакты в области межправославного взаимодействия, поддержки христианского мирного движения, научно-богословского и академического сотрудничества. Особое место в двусторонних связях занимали визиты священноначалия Русской и Финляндской Церквей, студенческих делегаций и паломнических групп, позволявшие знакомиться с церковной жизнью в СССР и Финляндии. Наместник московского Андреевского монастыря, заведующий Аспирантурой Московской духовной академии, профессор кафедры богословия кандидат богословия игумен Дионисий (Шлëнов) в своем сообщении рассмотрел толкования Феодора Вальсамона на 17е и 19е правила Трулльского собора и на 10е правило VII Вселенского Собора. Докладчик подверг критике мнимое обоснование этими правилами экстерриториальных действий Константинопольского Патриархата сегодня. Проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов в своем докладе «Юридическая герменевтика и канонический комментарий» пришел к выводу о том, что техника библейско-богословской экзегезы равно лежит в основании и юридической герменевтики, и канонического комментария (имеющих и самостоятельное происхождение). Общие корни должны помочь избежать «конфликта интерпретаций». Разработка и унификация самостоятельных принципов канонического комментария еще один путь к реальному статусу Церкви как института sui juris.

http://azbyka.ru/news/v-moskovskoj-duhov...

После внезапной смерти в Иркутске проф. Каэласа в апр. 1920 г. и ввиду того что Эстонская Церковь, находившаяся в пределах новообразованного Эстонского гос-ва, получила от Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавинв) 10 мая 1920 г. согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эст. храма в Пярну прот. Александр Паулус был в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллинским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом. Архиерейская хиротония Александра Паулуса состоялась в Таллине 5 дек. 1920 г. в Александро-Невском соборе и была совершена бывш. архиеп. Псковским и Порховским Евсевием (Гроздовым) и архиеп. Финляндским и Выборгским Серафимом (Лукьяновым). Накануне хиротонии прот. Александр принял рясофор и произнес архиерейское исповедание. Свою деятельность Предстоятеля автономной Эстонской Церкви А. осуществлял с помощью возглавляемого им исполнительного органа - Синода, избиравшегося Собором Церкви. Кафедральным собором стал эст. Преображенский собор в Таллине. Под настойчивым давлением эст. властей и радикальной части эст. духовенства, желавших разрыва связей между Эстонской и Русской Церквами и получения автокефалии от К-польского Патриарха , 23 сент. 1922 г. Собор автономной Эстонской Церкви принял решение об обращении к Патриарху К-польскому и Свящ. Синоду К-польской Церкви с просьбой довершить каноническое устройство Эстонской Православной Церкви и предоставить ей канонические права автокефальной Церкви. В июне 1923 г. в Стамбуле прошли переговоры между Патриархом К-польским Мелетием IV (Метаксакисом), провозгласившим принадлежность своему Патриархату всей правосл. диаспоры, к к-рой К-поль относил также и епархии РПЦ, оказавшиеся за пределами РСФСР (позднее СССР), и делегацией Эстонской Православной Церкви, возглавляемой А. 7 июля 1923 г. Патриарх Мелетий вручил главе эст. делегации томос, к-рым утверждался новый статус Эстонской Православной Церкви, преобразованной в автономный церковный округ в составе К-польского Патриархата под названием «Эстонская Православная Митрополия». Правящему Таллинскому епископу присваивался титул Митрополита Таллинского и всей Эстонии. Неканонический переход Эстонской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата, совершившийся в то время, когда Святейший Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923), не был признан священноначалием Русской Церкви. В июле 1926 г. Эстонская Православная Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ).

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДР ...

В довоенное время деятельность Церкви была особенно активной именно в Карелии, где функционировала большая часть приходов Финляндской Православной Церкви. После Второй мировой войны эвакуированное из Карелии население было расселено по всей стране и потому была создана новая сеть приходов. В 1950-е гг. активно велось церковное строительство. Были созданы 2 епархии, территориально охватывавшие всю страну. Для Центральной Финляндии была создана Карельская епархия, а Южная Финляндия и Лапландия, в соответствии с новым делением составили Гельсингфорсскую епархию. В 1979 г. был открыт викариат Йоэнсуу, епископ которого исполнял свои архипастырские обязанности непосредственно под руководством Предстоятеля Поместной Церкви Финляндии. В том же году была создана митрополия и рукоположен митрополит. Епархия стала функционировать с начала 1980 г. На Поместном Соборе Финляндской Православной Церкви в ноябре 2017 г. было принято решение о переносе кафедры и канцелярии Архиепископии Финляндской Православной Церкви из города Куопио в Хельсинки. Решение Собора вступило в силу 1 января 2018 г. Управление Финляндская Православная архиепископия является Автономной Православной Церковью в составе Вселенского Константинопольского Патриархата. Включает 3 епархии: Хельсинкскую, Куопиоскую и Оулускую. Епископ Хельсинский является и Архиепископом всей Поместной Церкви. Титул Предстоятеля Финляндской Православной Церкви: «Архиепископ Хельсинки и всей Финляндии». Епархиальные архиереи носят титул митрополитов. С начала 2018 г. архиерейская кафедра в Куопио переименована в «Епархию Куопио и Карелии». Общее число приходов — 24, монастырей — 2. Церковь пользуется т.н. новым или григорианским календарем. Высшей законодательной властью являются Поместный и Архиерейский Соборы. Поместный Собор созывается раз в три года Архиепископом и состоит из 32 избранных на него клириков и мирян. Исполнительной властью, отвечающей за проведение принятых решений в жизнь, является Церковное управление, состоящее из епископов, секретаря и двух членов, одного духовного звания и одного мирянина, избираемых на Поместном Соборе.

http://patriarchia.ru/db/text/194466.htm...

По благословению Святейшего Патриарха Тихона в октябре 1920 г 52 . епископом Ревельским и Эстонским автономной православной Церкви в Эстонии (АПЦЭ) избрали священника Преображенского храма Пярну (Пернов) Александра Паулуса. Это избрание было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 12/25 октября 1920 г. 5 декабря того же года в Таллинне хиротонисали архимандрита Александра во епископа Ревельского и Эстонского архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) и епископ Финляндский и Выборгский Серафим (Лукьянов). Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа. Епископ Александр (в миру Александр Карлович Паулус) родился 2 февраля 1872 г. в эстонской православной крестьянской семье. Учился в саалемской вспомогательной школе (1881/82), фенцериской приходской школе (1883/84). Как лучший ученик был направлен в рижское духовное училище (1884–1888), продолжал обучение в Рижской духовной семинарии (1888–1894). По окончании семинарии зачислен в клир Рижской епархии и определен на должность псаломщика-учителя на приход в Лсэзи, в 1897 г. переведен в Колга-Яани, в 1900 г. – в Феллин (Вильянди). В 1901 г. вступил в брак с Зинаидой Ахтманн, в 1909 г. овдовел. 29 августа 1901 г. еп. Рижским и Митавским Агафангелом рукоположен во священника и служил на эстонских приходах Рижской епархии – в Кыргессааре на острове Даго (Хийумаа) (1901–1903), в Каркси (1903–1908), в Лайузе (1908–1916) и в Пярну (1916–1920). 21 марта 1919 г. на первом Соборе Эстонской православной Церкви в Таллинне протоиерей Александр Паулус был избран кандидатом на замещение должности викарного епископа Эстонской Православной Церкви. Вскоре после избрания протоиерей Александр отказался от предложенной ему хиротонии в связи с полным отсутствием поддержки со стороны представителей русских приходов, воздержавшихся при голосовании. На том же Соборе при единодушном одобрении собравшихся клириков и мирян кандидатом на кафедру правящего архиерея заочно был избран другой эстонец – профессор Московского университета Александр Каэлас. После внезапной смерти в Иркутске профессора Каэласа в апреле 1920 г. и ввиду того, что Эстонская Церковь , находившаяся в пределах новообразованного Эстонского государства, получила согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эстонского храма в Пярну протоиерей Александр Паулус в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь был избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллиннским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, действительно присутствовала половина Поместных Церквей, всего тоже семь, а именно Церкви Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Русская, Кипрская, Элладская и Финляндская. Правда, две из отсутствующих Церквей, Антиохийская и Польская, были представлены первая Константинопольской, а вторая Московской Патриархией. Из отсутствующих Церквей, Сербская Церковь объяснила неприсылку представителей недостатком материальных средств. Другие Церкви не прислали никаких объяснений, но отсутствие болгарских представителей объяснялось многими фактом совпадения работ нашей Комиссии с избранием болгарского патриарха. Что же касается румын, то встретившийся со мною на заседаниях комиссии «Вера и Церковный Строй» в Лувене румынский проф. Китеску сказал мне, что отсутствие их представителей в Хельсинки объясняется происходившими в то время экзаменами в богословских школах Румынии. Странное объяснение, если вспомнить, что дата работ Комиссии, первая половина июля, была установлена в Шамбези с согласия того же Китеску, сказавшего, что к этому времени экзамены закончатся. Более вероятно, что румыны не приехали потому, что работы Комиссии не развиваются так, как они настаивали в Шамбези («Прекратить всякую критику англиканства, а говорить только о том, что нас с ними объединяет»). А вообще, отсутствие столь многих Церквей объясняется, как мне кажется, падением интереса к диалогу, который топчется на месте, ибо все, что можно, уже было высказано об англиканах, серьезные разногласия обнаружились как с ними, так и между православными, а нового с тех пор не произошло. Как бы то ни было, это массовое отсутствие представителей Автокефальных Церквей в Комиссии по диалогу с англиканами крайне нежелательно как само по себе, ибо подрывает серьезность всего дела, так и потому, что фактически создает трудно терпимое и опасное для всей Православной Церкви засилие и почти даже монополию греков в Комиссии, ибо, к сожалению, как раз негреческие Церкви там отсутствовали, кроме одной Русской (Финляндская Церковь , как автономная, также движется в орбите греков).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Автор отметил, что Московский Патриархат в апреле 1957 года предал забвению канонические споры и недоразумения и восстановил нарушенное в 1918 году молитвенно-каноническое общение с Финляндской Автономной Православной Церковью, признав ее status quo в составе Константинопольского Патриархата. Нормализация отношений двух Церквей позволила развивать контакты в области межправославного взаимодействия, поддержки христианского мирного движения, научно-богословского и академического сотрудничества. Особое место в двусторонних связях занимали визиты Священноначалия Русской и Финляндской Церквей, студенческих делегаций и паломнических групп, позволявшие знакомиться с церковной жизнью в СССР и Финляндии. Наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, заведующий аспирантурой Московской духовной академии, профессор кафедры богословия кандидат богословия игумен Дионисий (Шленов) в своем сообщении рассмотрел толкования Феодора Вальсамона на 17-е и 19-е правила Трулльского Собора и на 10-е правило VII Вселенского Собора. Докладчик подверг критике мнимое обоснование этими правилами экстерриториальных действий Константинопольского Патриархата сегодня. Проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов в докладе «Юридическая герменевтика и канонический комментарий» пришел к выводу о том, что техника библейско-богословской экзегезы равно лежит в основании и юридической герменевтики, и канонического комментария (имеющих и самостоятельное происхождение). Общие корни должны помочь избежать «конфликта интерпретаций». Разработка и унификация самостоятельных принципов канонического комментария еще один путь к реальному статусу Церкви как института sui juris. На конференции была представлена группа канонистов из Казанской духовной семинарии. Доцент кафедры общей и церковной истории Казанской духовной семинарии кандидат исторических наук А.Ю. Михайлов в докладе «Концепт " автокефалии " в трудах Казанской научной школы церковного права» отметил, что казанская научная школа канонистов (И.С.

http://radonezh.ru/2023/12/01/v-moskovsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010