Проблема широкого внутрицерковного распространения разрушительного антиэкуменического мировоззрения рассматривалась на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 3 октября 1997 г. В ходе обсуждения отмечалось, что ряд церковных изданий систематически публикует материалы подобного содержания. В итоге было принято решение «заявить, что упомянутые публикации воспринимаются Церковью как оскорбительные, направленные на дискредитацию архипастырей и пастырей в глазах верующего народа, печатаются с намерением посеять недоброжелательность и подозрительность как в обществе, так и в церковной среде и таким образом спровоцировать внутренние настроения внутри Русской Православной Церкви» 1110 . Таким образом, со стороны сявщенноначалия канонической Церкви резкому осуждению в антиэкуменической идеологии подвергаются не призывы к охранению чистоты православного духовного наследия, а те фундаменталистские интуиции, которые лежат в основе раскольнического мировосприятия. Заключение При изучении явления старокалендарной схизмы становится очевидным, что возникновение этого феномена является следствием целого ряда причин, главной из которых представляется неглубокая укорененность в церковном предании. Изучение древней истории Христианской Церкви позволяет убедиться в том, что в эпоху формирования Александрийской Пасхалии и принципов церковного времяисчисления, которая совпала с периодом Вселенских Соборов, при разрешении календарных вопросов Отцы Церкви всегда ориентировались на принцип церковного единства и принцип астрономической точности. Именно поэтому каноническое указание на запрет совершения Пасхи одновременно с иудеями означает отказ от неточной иудейской пасхалии. Неприятие схизматиками новоюлианского календаря основывается на том, что при переходе на это исчисление в определенные годы праздник Пасхи будет совершаться совместно с иудеями. В данном случае раскольники, ссылаясь на известный канон, трактуют его в абсолютно противоположном смысле. Более того, заявляя о нарушении «новостильными» Церквями канонических норм, старокалендаристы возводят вопрос времяисчисления на догматический уровень, что дает им повод к разрыву церковного единства. Таким образом, важнейшей причиной возникшего раскола является вышеупомянутое неглубокое укоренение в Предании Церкви и забвение базовых принципов разрешения календарного вопроса. В этой связи весьма уместна характеристика сущности всякой традиции, в том числе и церковной, которую дает современный мыслитель Мартин Бубер: «Традиция – благороднейшая свобода для тех, кто воспринял ее ясно и осознанно, но зато убогое рабство для унаследовавших ее как привычку, воспринятую косно и инертно» 1111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Кемерово вопрос помощи бездомным решили иным образом: учитывая особенности региона и малую проходимость вокзалов, нахождение там добровольцев сочли нецелесообразным. Тем не менее на всех вокзалах размещена информация о церковных социальных пунктах и службах, и всех, кому необходима помощь, туда направляют сотрудники вокзала и ППС, рассказали в епархии. Программу «Путь домой» уже реализуют в Воронеже и в Волгограде. Всего на территории России действуют 72 православных приюта для бездомных общей вместимостью в 1990 мест, 110 крупных благотворительных столовых, 56 пунктов выдачи вещей и 12 автобусов милосердия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 мая, 2016 26 мая, 2016 2 июня, 2016 17 декабря, 2022 25 июля, 2022 8 февраля, 2022 15 января, 2022 27 ноября, 2021 16 ноября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/tserkov-pomozhet-bezdo...

В 1801 г. Александр I особым указом подчинил военное духовенство Синоду (ранее Павел I сделал его автономным). С 1801 г. военному духовенству после 20 лет службы, кроме жалованья, стала начисляться еще и пенсия. В 1816 г. была учреждена должность второго обер-священника Главного штаба Его Императорского Величества с подчинением ему духовенства гвардейских полков (с 1844 г. и Гренадерского корпуса). В 1840 г. была учреждена должность третьего обер-священника (Кавказского корпуса). В 1858 г. обер-священники были переименованы в главные священники: 1) армии и флота, 2) гвардии и гренадер и 3) Кавказского корпуса. С 1883 г. управление духовенством и церквами армии, гвардии и гренадер временно было сосредоточено в руках одного главного священника, а в 1889 г. окончательно было объединено под ведением главного священника гвардии и гренадер, армии и флота, с переименованием его в протопресвитера военного и морского духовенства. При нем было учреждено Духовное управление. Некоторые церкви военного ведомства одновременно являлись и приходскими, поэтому военному духовенству этих церквей давалось право выполнять требы гражданского населения. В 1890 г. управление церквами и духовенством военного ведомства было вверено протопресвитеру военного и морского духовенства, который назначался Синодом по ходатайству военного министра и утверждался императором. По своему рангу он приравнивался к архиепископу и генерал-лейтенанту армии. При нем учреждалось Духовное правление из лиц по его собственному выбору. Ом же назначал и дивизионных благочинных. Благочинные следили за состоянием походных церквей, преподаванием Закона Божьего солдатам, рассматривали поступавшие жалобы на полковых священников. В 1891 г. в армии и флоте числилось 272 церкви и 569 священников. Для служивших в российской армии лиц католического, протестантского и мусульманского вероисповеданий назначались католические капелланы, евангелические проповедники и муллы. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. были учреждены должности главных священников фронта, каждый из которых находился в подчинении протопресвитера армии и флота. В 1916 г. были учреждены особые должности армейских проповедников – по одному на каждую армию. Они должны были безпрерывно объезжать с проповедями воинские части своей армии. На эти должности были поставлены «самые выдающиеся духовные ораторы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово «диптих» в христианской Церкви уже с 4 или 5 в. стало употребляться не только по отношению к изделию определенного вида, но и к самому содержанию текста, помещавшегося на таких изделиях, а именно – к спискам христиан, предназначенным для их церковного поминовения. Затем диптихами обозначались уже сами эти поминальные списки, независимо от их вида и материала. В Древней Церкви употреблялись диптихи разных видов: 1) мартирологи – списки мучеников и других святых; 2) крещальные диптихи, в которые вносились имена новокрещеных лиц; 3) списки живых христиан, куда обыкновенно вносились имена местного епископа и иных архиереев, а также клириков и других членов общины; 4) списки усопших христиан, в которые прежде всего вносились имена преставившихся местных епископов, затем также епископов других, в особенности близлежащих епархий, а также пресвитеров, диаконов и всех вообще клириков местной общины, скончавшихся православных государей и иных мирян, оставивших по себе добрую христианскую память; 5) епископские списки, куда вносились имена лишь епископов, отдельно живых и усопших. Все такие диптихи читались за Божественной литургией. Включение в диптих имени клирика или мирянина было знаком церковного признания его христианских добродетелей, исключение из диптиха, ввиду приверженности ереси, расколу, по причине иных церковных преступлений или особо тяжких грехопадений, – актом, подобным отлучению от Церкви, а при действительном отлучении исключение из диптиха производилось непременно. Исключение из диптихов усопших могло быть совершено лишь на основании выявленных уже после смерти, а ранее не известных церковных преступлений. Диптихи с именами усопших и здравствующих христиан велись в кафедральных соборах, монастырях и на приходах, по ним совершалось их церковное поминовение. Впоследствии они стали называться синодиками. В настоящее время в синодики, как правило, вносятся имена христиан для временного их поминовения, например, в течение 40 дней или года. По усопшим существует также вечное поминовение, продолжительность которого ограничена лишь экстремальными событиями – например, прекращением самого существования общины приходской или монастырской, как это случалось в Русской Церкви во времена гонений в 20 в., когда закрывались монастыри и приходы, разрушались храмы и истреблялось духовенство. Другим видом современных диптихов являются частные помянники, которые ведутся в благочестивых христианских семьях или лично православными христианами и подаются вместе с просфорами за проскомидией для поминовения на Божественной литургии живых и усопших родственников, друзей и иных православных. Наименование таких помянников диптихами употребляется редко, хотя оно этимологически обосновано тем, что складывается собственно из двух списков, один из которых предназначен для поминовения о здравии, а другой – о упокоении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Архиерей в своей епархии заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия; наблюдает за правильным отправлением богослужения; созывает Епархиальное собрание и Епархиальный совет и председательствует на них; «применяет право «вето» на решения Епархиального собрания с последующей передачей соответствующего вопроса на рассмотрение Священного Синода» (10, 18); утверждает гражданские уставы приходов, монастырей, подворий и иных канонических подразделений своей епархии; посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих представителей; имеет начальственное наблюдение за епархиальными учреждениями и монастырями; за деятельностью епархиального клира; назначает настоятелей, приходских священников и всех вообще клириков; представляет на утверждение Синода кандидатуры ректоров духовных учебных заведений, настоятелей или настоятельниц и наместников епархиальных монастырей, утверждает состав Приходских собраний, внося в него при необходимости изменения, принимает решение о созыве Приходских собраний; утверждает кандидатуры председателей Приходских советов и Ревизионных комиссий; выводит из состава Приходских советов членов Приходских советов, нарушающих канонические нормы и уставы приходов; утверждает отчеты Приходских советов и доклады Ревизионных комиссий приходов; утверждает председателей Приходских советов и отстраняет их от должности «в случае нарушения ими канонических норм и устава прихода» (10, 18); утверждает протоколы Приходских собраний; предоставляет отпуска клирикам; заботится о духовном и нравственном состоянии духовенства и о повышении его образовательного уровня; имеет попечение о подготовке клириков, для чего направляет достойных кандидатов в духовные школы; наблюдает за состоянием церковной проповеди ; ходатайствует перед патриархом о награждении достойных клириков и мирян патриаршими наградами и в установленном порядке сам награждает таковых; благословляет учреждение новых приходов, дает благословение на постройку и ремонт храмов, молитвенных домов и часовен и заботится о соответствии их внешнего вида и внутреннего убранства православной традиции; освящает храмы; несет попечение о состоянии церковного пения, иконописи и прикладных церковных искусств; ходатайствует перед органами государственной власти о возврате епархии храмов и иных сооружений, предназначенных для церковных целей; решает вопросы, связанные с имуществом епархии; распоряжается ее финансовыми средствами; осуществляет контроль за деятельностью приходов, монастырей, учебных заведений и других учреждений епархии; издает исполнительно-распорядительные акты по всем вопросам епархиальной жизни и деятельности, заботится о делах милосердия и благотворительности; об обеспечении приходов всем необходимым для совершения богослужения и об удовлетворении прочих церковных нужд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Такие города православной диаспоры, как Лондон или Париж, являются резиденциями нескольких православных архиереев, правда с разными титулами. Проблема канонически правомерного размежевания юрисдикции Поместных Церквей в диаспоре приобрела особую остроту в 20 в., когда православная диаспора в Западной Европе многократно возросла как вследствие переселения православных, так и, в меньшей мере, в результате присоединения к Православию инославных христиан. Идеальным решением проблемы размежевания юрисдикции Поместных Церквей в диаспоре было бы образование на ее территории новых Автономных, или Автокефальных, Церквей, но для этого, по меньшей мере, должны сложиться надлежащие условия: находящиеся в диаспоре общины должны для этого вырасти и созреть, в частности иметь достаточное число епископов. К тому же уважения заслуживает и стремление оказавшихся в диаспоре православных христиан сохранить юрисдикционную связь с Поместной Церковью, к которой принадлежат они сами и принадлежали ранее их предки, и такое стремление может препятствовать образованию новых Поместных Церквей в диаспоре. В связи с этим в вводной главе Устава Русской Православной Церкви, озаглавленной «Общие положения», вслед за обозначением канонических границ Русской Церкви, включающих в себя территорию всех государств, ранее входивших в состав Советского Союза, за исключением Грузии и Армении, ввиду того что Грузия составляет каноническую территорию Грузинской Православной Церкви, а православные приходы в Армении находятся в юрисдикции не только Русской, но также Грузинской Православной Церкви, содержится положение о том, что юрисдикция Русской Церкви «простирается также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах» (Устав 1, 3) – очевидно, что под этими странами подразумеваются не Болгария, Сербия и другие православные страны, территория которых находится в исключительной юрисдикции своих автокефальных, или автономных, Православных Церквей, а страны диаспоры, например Западной Европы или Дальнего Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1722 г. указом императора учреждается должность синодального обер-прокурора. Первым обер-прокурором был И. В. Болтин, занимавший эту должность с 1722 по 1725 г. Инструкция обер-прокурора была буквально списана с Инструкции генерал-прокурора при Сенате. Обер-прокурором, по мысли Петра I, должен был назначаться «из офицеров добрый человек…». Ему вменялось в обязанность быть «оком государя и стряпчим по делам государственным» 312 . Для высшей церковной власти XIX в. характерно поэтапное расширение прав обер-прокурора: при князе А. Н. Голицыне, графе Н. А. Протасове и особенно К. П. Победоносцеве права эти были расширены настолько, что из чиновника, только контролирующего ведение синодальных дел со стороны юридической правильности и соблюдения интересов государства, как это было предусмотрено в петровской Инструкции, обер-прокурор стал полномочным министром, ответственным перед императором не только за соблюдение юридической формы в деятельности Синода, но и по существу. Эти новые полномочия обер-прокурора возникли из того, что при Александре I были отменены личные доклады царю первоприсутствующего члена Синода. Право представления регулярных личных докладов императору по церковным делам и присутствия на заседаниях Комитета министров и Государственного Совета приобрел обер-прокурор. В круг обязанностей обер-прокурора входило: 1) наблюдение за исполнением государственных законов по Духовному ведомству и контроль за своевременным исполнением дел; 2) просмотр протоколов Святейшего Синода, прежде чем они будут приведены в исполнение; 3) представление докладов Синода императору и объявление Синоду высочайших повелений; 4) присутствие на заседании Государственного Совета и Комитета министров по делам Православной Церкви; 5) через обер-прокурора осуществлялись все сношения Синода с министрами и другими высшими светскими начальниками; 6) к нему на предварительные заключения поступали все рассматриваемые в Сенате дела, которые касались церковной недвижимости; 7) обер-прокурор являлся главным начальником для светских чиновников, состоявших на службе в Духовном ведомстве. Как государственный сановник, равный по своим правам министрам, обер-прокурор имел при себе заместителя – товарища обер-прокурора и канцелярию, подобную департаментам при министерствах. Эта канцелярия была учреждена в 1839 г. Кроме канцелярии обер-прокурора, существовала еще канцелярия Святейшего Синода, но и она подчинялась обер-прокурору. В ней рассматривались и подготавливались дела, утверждаемые затем Синодом. Обер-прокурору были также подчинены секретари епархиальных духовных консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Священный Синод, возглавляемый патриархом или местоблюстителем, является органом управления Русской Православной Церковью в период между Архиерейскими Соборами. Предыдущий Устав характеризовал его статус иначе – как орган «высшей законодательной, исполнительной и судебной власти» в межсоборный период. Но различие в формулировках не означает, что Синод совершенно утрачивает законодательную власть. А его судебные полномочия действительно Устав в значительном объеме передает иному учреждению – Общецерковному суду, сохраняя, однако, за Синодом право утверждения постановлений этого суда. Синод ответствен перед Архиерейским Собором (опущено в сравнении с прежним Уставом упоминание ответственности также и перед Поместным Собором в связи с изменением полномочий этого Собора) и через патриарха представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период. Священный Синод состоит из председателя – патриарха или местоблюстителя, семи постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев. «Постоянными членами являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии» (5, 4). В сравнении с положением, существовавшим до принятия действующего Устава, в число постоянных членов Синода дополнительно включен митрополит Кишиневский, а число временных членов соответственно сокращено с шести до пяти. «Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март–август) и зимнюю (сентябрь–февраль)» (5, 5). Правящие архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры Духовных академий могут присутствовать на заседаниях Синода с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, школ или несения ими общецерковного послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В повестку дня благочиннических съездов, которые назывались также благочинническими собраниями и действовали под председательством благочинных, входили такие вопросы, как меры к охранению православной веры от распространения католической пропаганды (в западных епархиях), о противодействии старообрядчеству и сектантству, о миссионерстве среди иноверцев, о воскресных и праздничных беседах приходских священнослужителей с народом, о распространении в народе грамотности, об открытии и содержании церковноприходских школ, о комплектовании благочиннических и приходских библиотек. Значительное место на съездах занимала также тема церковного проповедничества. Благочиннические съезды имели попечение о состоянии приходских храмов, обсуждали меры по изысканию средств на их ремонт, на строительство новых церквей, а также на содержание духовенства и причтов. На благочиннических съездах уделялось внимание религиозным и нравственным качествам клириков, их поведению в храме и вне храма, на съездах разрешались недоумения и конфликты между клириками, принимались меры по исправлению нерадивых священнослужителей и причетников. Епархиальной властью благочинническим съездам предоставлялись определенные права и полномочия. Съезды по докладу благочинного выносили суждения о проступках и о заслугах клириков, которые доводились до сведения епархиальной власти и служили основанием для прещении или награждения достойных. Съезды от своего имени объявляли замечания и выговоры клирикам, налагали на провинившихся денежные штрафы, рассматривали жалобы прихожан на священнослужителей и принимали меры по ним в пределах своей компетенции либо в более важных случаях и при более серьезных обвинениях, которые признавались справедливыми, докладывали дело епархиальной власти. В связи с учреждением в большинстве епархий в конце 1860-х годов благочиннических советов, которые избирались баллотировкой всего духовенства благочиннического округа с последующим утверждением избранного кандидата епархиальным архиереем, обязанности съездов и советов распределялись следующим образом: разбор дел, связанных с проступками клириков, был передан в благочиннические советы, а за съездами остались вопросы пастырского служения. В некоторых епархиях благочиннические советы по докладу благочинного или его помощника рассматривали неблагополучную ситуацию в том или ином приходе, если она не была типична для всего округа, а в последнем случае дело переносилось на благочиннический съезд. В отдельных епархиях благочиннические советы были подчинены съездам и отчитывались перед ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1942 г. в Крыму появились архиереи Украинской автономной Церкви и автокефалисты, после чего церковный подотдел прекратил свое существование. Ранее пребывавший в Николаеве автономный епископ Серафим (Кушнерюк) был резко негативно встречен автокефалистами и румынами, началась борьба, подобная существовавшей на Украине. Вскоре бывший обновленческий, а теперь автокефальный епископ Викентий (Николорчук) по указанию румынского командования подчинился патриарху Румынской Церкви. В докладе генерального комиссара Крыма от 28 декабря 1942 г. говорилось, что о стремлении к объединению представителей двух направлений ничего неизвестно: «Напротив, вследствие подчинения автокефалистов Бухарестскому патриарху противостояние усилилось». Сам генеральный комиссар отнесся к этому шагу еп. Викентия негативно и договорился с главой полиции безопасности в Симферополе, что епископу будут препятствовать в исполнении его службы 849 . Реакция вышестоящих германских ведомств также была резко отрицательная. РМО 7 апреля 1943 г. писало в МИД, что еп. Викентий и его священники получают постоянную поддержку румынских комендатур, а для германской администрации признать его невозможно. В связи с этим Восточное министерство просило оказать давление на румынское правительство. Встревоженный МИД 21 апреля направил запрос в РСХА, отметив: «Необходимо предпринять все, чтобы воспрепятствовать этим устремлениям к объединению». Шеф полиции безопасности и СД 23 июня выразил свое полное согласие с такой позицией и предложил побудить службу РМО при командующем войсками в Крыму указать румынским войскам, что с их стороны необходимо проявлять сдержанность в церковных делах гражданского населения. 2 июля 1943 г. референт МИД Колреп сообщил это мнение Восточному министерству, указав, что непосредственное давление на румынское правительство в настоящий момент оказывать не следует 850 . Вскоре еп. Викентий был арестован и расстрелян, но не за свои контакты с румынским патриархом. В упоминавшемся докладе протоиерея Архангельского сообщалось, что протоиерей кладбищенской церкви Симферополя Николай Швец зачитал прихожанам воззвание Патриаршего Местоблюстителя Сергия, а распространять его среди верующих помогал диакон А. Бондаренко. «Их патриотический подвиг поддерживал старец Викентий, бывший обновленческий епископ… Все они… были расстреляны немецким гестапо… о. Н. Швеца обвиняли еще в том, что он крестил евреев» 851 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010