Наиболее известным и длительным (до 1946 г.) стал печально известный «обновленческий» раскол, всецело поддержанный властями. Обновленческая («Живая») Церковь, возникшая в 1922 г. в результате раскола РПЦ и при активном содействии органов госбезопасности, выступала за возврат к «апостольскому христианству», активное участие верующих в церковной жизни, против безбрачия епископата и «засилья монашествующих», упрощение богослужения, его ведение на национальных языках, ликвидацию монастырей и «социальное христианство». Созданный в мае 1925 г. Синод обновленцев в Украине ежемесячно получал от ГПУ 400 Один из циркуляров спецслужбы цинично наставлял стравливать между собой «разные направления, течения, секты, церкви, верования», добиваться взаимной борьбы и дискредитации в стане православия, «чтобы враги топили друг друга». Уже 23 июля 1921 г. в Обращении к верующим Украины Патриарх Тихон отмечал: «Враги векового единения православных украинцев со всей Русской Православной Церковью произвели рознь и вражду… сказавшуюся в нарушении церковной дисциплины и самовольном насильственном введении в некоторых храмах богослужения на украинском языке». Украина (где, несмотря на гонения, к 1925 г. оставалось 6453 канонических православных приходов с почти 5 млн стала настоящим «полигоном» для подрыва единства православия путем насаждения расколов. Среди инспирированных властью расколов: Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), оформившаяся в октябре 1921 г. на Первом Всеукраинском Православном Соборе УАПЦ. Представляла собой проявление ереси филетеизма (осужденной в 1871 году), ставившей в церковной жизни политические, национальные и иные мирские мотивы выше канонической жизни Церкви по апостольской традиции. Брала начало от Всеукраинской Православной Церковной Рады (ВПЦР) 1917–1919 гг. протоиерея Василия Липковского. Епископат УАПЦ, рукоположенный из белого духовенства, и рукоположенные ими безблагодатные иереи получили в народе название «самосвятов». Деятели автокефалии публично (и лицемерно) всячески подчеркивали свое «революционное родство» с советской властью, прямо призывая к расправе с канонической церковью. После отстранения (по указания ГПУ) В. Липковского и его сторонников от руководства УАПЦ на ее Всеукраинском Церковном Соборе в октябре 1927 г. верхушка автокефалов стала полностью подконтрольна чекистам. 29-30 января 1930 г. 40 «епископов» на Чрезвычайном съезде объявили о роспуске УАПЦ за «контрреволюционную деятельность», объявив заодно Липковского «иудохристопродавцем» (27 ноября 1937 г. расстрелян).

http://ruskline.ru/opp/2020/11/05/nasazh...

В письме от 2.10.2003 года 4749 Святейший Патриарх Алексий повторно выразил удовлетворение оценкой Святейшим Патриархом Варфоломеем неканонических действий митрополита Иринупольского Константина. Однако, в письме содержится сожаление о том, что несмотря на увещания, митрополит Константин продолжает контактировать с раскольническими группами на Украине, чему приводятся конкретные примеры. " Так, по сообщению июльского номера газеты Украинской Православной Церкви Канады " Вестник " , митрополит Константин направил приветственное послание епархиальному собранию Львовской и Галицкой епархии " Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), состоявшемуся 10 июня 2003 года. Данное собрание также приняло решение о проведении в конце 2003 года собора УАПЦ с участием представителя Константинопольского Патриархата, которым, как ожидают в УАПЦ, станет митрополит Иринупольский. Кроме того, " архиепископ Харьковский и Полтавский " УАПЦ Игорь (Исиченко) неоднократно делал утверждения о том, что назначен на должность управляющего делами УАПЦ указом " блаженнейшего " митрополита Константина и является его представителем на Украине. Текст соответствующих указов публиковался в раскольнической печати. Митрополит Константин не только не опровергает данные заявления, но продолжает поддерживать контакты с Игорем (Исиченко) и другими представителями неканонических групп " . Поскольку митрополит Константин является иерархом Константинопольского Патриархата, то, как указал Святейший Патриарх Алексий, его деятельность на Украине " создает иллюзию признания раскола со стороны Константинопольской Церкви, что подрывает авторитет Вселенского Престола в глазах верующих " . В завершение письма Святейший Патриарх Алексий выразил надежду, что Святейший Патриарх Варфоломей богомудро усмотрит способ разрешить возникшие проблемы, " да пребывают наши Церкви всегда в единстве, мире и согласии, тесно сотрудничая во благо святого Православия " . Отвечая на вышеупомянутое письмо Святейшего Патриарха Алексия, Святейший Патриарх Варфоломей, в своем 925 от 27 мая 2004 года, сообщает, что относительно упомянутых антиканонических действий в поддержке раскольнической " Автокефальной Украинской Православной Церкви " митрополиту Иринупольскому Константину " уже сделаны должные серьезные рекомендации к прекращению какого бы то ни было сотрудничества с находящимися на Украине раскольническими группировками якобы от имени Вселенской Патриархии " .

http://mospat.ru/archive/86408-03-10-200...

Юрий Ткачев, Одесса Митрополит-заочник Кадры Одним из героев саги о предоставлении автокефалии Украинской церкви Константинопольским патриархатом стал митрополит самопровозглашенной Украинской автокефальной православной церкви Макарий Кроме звания предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макарий (в миру Николай Малетич) именуется еще митрополитом Киевским и всей Украины, хотя такого звания в церковном мире никто, кроме немногочисленных последователей УАПЦ, не признает. Николай Малетич родился 1 октября 1944 года в селе Красном Турковского района Львовской области в крестьянской семье. Женился после окончания восьмилетней школы в родном селе, работал в совхозе. В 1975 году поступил в Одесскую духовную семинарию, откуда был отчислен, но в «отрасли» остался — служил псаломщиком в церкви Горловки (Донецкая область), потом был последовательно рукоположен в сан диакона и священника, после чего назначен в храм города Константиновки. В 1982 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, служил в Луганской, Ростовской и Львовской епархиях Украинского экзархата. В 1993 году, после кончины супруги, присоединился к самопровозглашенной Украинской автокефальной церкви, где уже в 1996 году получил сан епископа (Львовского, УАПЦ). В 2015 году Поместный собор УАПЦ избрал Макария митрополитом Киевским. После решения Константинопольского патриархата об отмене акта 1686 года о включении Киевской метрополии в состав Московского патриархата и учреждении ставропигии Константинопольского патриархата в Киевской метрополии Макарий вместе с главой УПЦ КП Филаретом оказался в центре интриги: если исходить из логики Константинополя, все клирики УАПЦ и УПЦ КП (а значит, и Макарий, и Филарет) перешли под омофор Константинопольского патриархата, и в повестке дня теперь вопрос об объединительном Соборе, выработке общего устава и, главное, выборе главы новообразования. Борьба за первенство в паре Макарий — Филарет уже началась, а прелесть перспективы в том, что венец может никому из них не достаться.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Украинская автокефальная Православная Церковь» попросилась в Константинопольский Патриархат 11 июля, 2016. Новостная служба Ранее непризнанная организация уже обращалась с подобной просьбой 11 июля. ПРАВМИР. Не признанная в православном мире Украинская автокефальная православная церковь обратилась в Константинопольский Патриархат с просьбой принять ее в свой состав. Обращение к Патриарху Константинопольскому Варфоломею принял Архиерейский Собор, сообщает Интерфакс со ссылкой на сайт Карпатской епархии УАПЦ. В организации считают, что это поможет преодолеть «разделение украинских православных и утверждения единой поместной Автокефальной украинской православной церкви». Украинская автокефальная Православная Церковь Ранее Верховная Рада Украины приняла обращение к Константинопольскому Патриарху с просьбой предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви. В обращении содержался призыв к Патриарху Варфоломею издать Томос (указ) об автокефалии Православной Церкви на Украине, на основе которого «она могла бы занять надлежащее место в семье поместных Православных Церквей». В обращении утверждается, что «большинство населения Украины уже не воспринимает идею церковного единения» с патриархом Московским и всея Руси Кириллом» и делается ссылка на войну с Россией. Депутаты просят «признать недействительным акт 1686 г. как принятый с нарушением священных канонов Православной Церкви» и «принять активное участие в преодолении последствий церковного разделения путем созыва под эгидой Вселенского Патриархата Всеукраинского объединительного Собора». Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что депутатами Верховной Рады, проголосовавшими за принятие проекта обращения к Константинопольскому Патриарху, движет не стремление уврачевать раскол, а желание продемонстрировать презрение к канонической Церкви Украины, ее мнению и законным интересам. Близкой к изложенной в обращении Рады позиции придерживаются и в УАПЦ. В конце августа 2009 года было объявлено, что непризнанная организация заявила о намерении войти в состав Вселенского Патриархата на правах автономии. В начале октября того же года в Киеве состоялась встреча митрополита Мефодия (Кудрякова) с делегацией Константинопольского Патриархата, в ходе которой стороны обсуждали возможное принятие УАПЦ в юрисдикцию Вселенского престола. 16 июля 2010 года в Киеве состоялся Архиерейский Собор УАПЦ, утвердивший обязательное поминовение за всеми богослужениями имени Константинопольского Патриарха.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-avtokefaln...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Украинская Православная Церковь инициирует преодоление церковного раскола на Украине 05.06.2015 Украинская Православная Церковь выразила готовность к диалогу с самопровозглашенной и не признанной в православном мире " Украинской автокефальной православной церковью " (УАПЦ). Делегация УПЦ в четверг, 4 июня, во главе с викарием Киевской митрополии епископом Бородянским Варсонофием присутствовала на т.н. Поместном Соборе УАПЦ в Киеве в качестве наблюдателей, сообщает сайт УПЦ. " В настоящее время именно на нас лежит ответственность за судьбу Церкви Христовой в Украине . Все мы желаем единства, но каждый из нас имеет собственное видение способа ее достижения " , - заявил епископ, обращаясь к участникам встречи. Он указал на то, что недавно почивший глава УАПЦ Мефодий Кудряков был убежденным сторонником восстановления единства между православными христианами на Украине именно на основе канонического права Православной Церкви. Епископ Варсонофий по поручению митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия передал участникам заседания предложение по возобновлению диалога между двумя Церквями. " Мы предлагаем продолжить идти навстречу друг другу, не обращая внимания на попытки нас рассорить, на информационную пропаганду, которая имеет цель сделать врагами детей одних родителей, и помнить, что мы дети одного Бога и одной Родины – Украины " , - сказал иерарх. Он призвал обсуждать вопросы, которые разделяют православных на Украине, в церковном, а не политическом духе. При этом архиерей констатировал, что со стороны УАПЦ нет агрессивного отношения к УПЦ, и такое " братское и незлобивое отношение друг к другу может быть тем евангельским камнем, на котором могло бы возникнуть твердое и незыблемое здание единой Церкви Христовой в Украине " . В настоящее время на Украине действуют три православных организации: УПЦ, УАПЦ и не признанный в православном мире Киевский патриархат. Представители " Киевского патриархата " за время с начала боевых действий на Украине захватили десятки храмов УПЦ. При этом лидер этой организации, Филарет Денисенко, неоднократно высказывался крайне жестко в отношении российских властей и Русской Православной Церкви и заявлял о необходимости создания в стране единой поместной Православной Церкви. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.06.2015 16:45:37

http://drevo-info.ru/news/18993.html

Архиереи Константинопольского Патриархата молились с епископом УАПЦ 5 июня 2006 г. 16:41 Два иерарха Константинопольского Патриархата молились на воскресной литургии, совершенной архиепископом Львовским непризнанной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макарием Малетичем. Как сообщил «Интерфаксу» в понедельник источник в УАПЦ, речь идет об архиепископе Всеволоде Майданском, проживающем в Чикаго иерархе Украинской Православной Церкви США, находящейся под юрисдикцией Константинопольского Патриарха, а также о епископе Иларионе Руднике, которому Константинопольская Патриархия поручила окормление украинцев, проживающих в Португалии и Испании. По словам собеседника агентства, целью прибытия представителей Константинопольского Патриархата является «развитие братских отношений» с этой религиозной организацией. Ожидается, что в ближайшие дни с согласия львовских городских властей состоится открытие подворья (официального представительства) Константинопольского Патриархата во Львове. Такое подворье планируется открыть в Успенской церкви, захваченной представителями УАПЦ в 1989 году (до этого в храме действовал приход Московского патриархата). Архиепископ Всеволод и епископ Иларион намерены отслужить литургию в этом храме и назначить ее настоятелем архимандрита Филиппа, в прошлом - настоятеля храма УПЦ в США в штате Индиана. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) заявил корреспонденту «Интерфакса», что «смущен и поражен» тем обстоятельством, что гости из Константинопольского патриархата не нашли нужным хотя бы уведомить его как канонического архиерея Львовской епархии о своем приезде, а вместо этого «посетили раскольников, молились на их службе и создавали впечатление, что Константинопольская Церковь находится в общении не с канонической Церковью, признанной всем православным миром, а со схизматической группой». «Это - небратское поведение. Более того, это явное нарушение священных канонов православной Церкви», - заявил архиепископ Августин.

http://patriarchia.ru/db/text/117842.htm...

Иерейские «хиротонии» в УАПЦ также совершались с грубым нарушением православных канонов, в частности практиковались групповые «рукоположения» – по несколько священников за одной литургией. В мае 1942 г. на Соборе УАПЦ, проходившем в Киеве, Поликарп (Сикорский) был возведен в сан «митрополита», во «епископов» в июне–августе 1942 г. «хиротонисали» видных политиков Мстислава (Стефана Скрыпника), Геннадия (Шеприкевича), Михаила (Федора Хорошего), Сильвестра (Гаевского), а также связанного с украинским подпольем Платона (Артимюка). Еще ранее, в феврале 1942 г., в числе «епископов» УАПЦ оказался Игорь Но более всего отталкивал верующих (особенно монашествующих) от «поликарповцев» откровенно нецерковный характер деятельности их «иерархов» и «священников», которые мало того что внешне выглядели обычно, как светские лица, но и церковный амвон сделали местом регулярной политической агитации. Будучи в прошлом профессиональными политиками, большинство автокефалистских епископов ввиду закрытия украинских национально-политических учреждений воспользовались УАПЦ как легальной организацией для дальнейшей деятельности в направлении развития националистической идеи и достижения украинской государственной независимости, пытаясь через церковное влияние воспитать в людях националистические убеждения. Об этом, в частности, наглядно свидетельствуют многочисленные донесения немецкой службы безопасности, в которых УАПЦ характеризуется как организация, не имеющая ничего общего с Церковью, похожая более на «клуб украинских Осудил неканонические, противные духу Церкви, действия епископа Поликарпа (Сикорского) и Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий (Страгородский). Он направил верующим и духовенству Украины ряд посланий, а также судебное определение Собора епископов Русской Православной Церкви в Ульяновске от 28 марта 1942 г. Последнее подтверждало запрет Поликарпа в священнослужении и назначало ему 2-месячный срок для принесения Относительно митрополита Дионисия (Валединского) и сущих с ним архиереев Московская Патриархия заявила, что не торопится с мерами взыскания в надежде на их В апреле 1942 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Большого распространения " Лубенский раскол " так никогда и не получил. Харьковский Благовещенский собор Впоследствии власти советской Украины, убедившись в слабой эффективности " Лубенского " и прочих расколов в борьбе с канонической Православной Церковью, перешли к политике борьбы с этими раскольничьими сообществами. В результате тотальных антицерковных репрессий число приходов, состоящих под началом Феофила (Булдовского), в 1930-х гг. резко сократилось. Центр " Лубенского раскола " и резиденция самого Феофила были перенесены из Лубен сначала в Харьков, куда " митрополит " перевез из Мгарского Спасо-Преображенского монастыря главную святыню обители - мощи святителя Афанасия Пателярия, Патриарха Константинопольского (ум. в Лубнах в 1654 г.; ныне мощи св. Афанасия почивают в харьковском кафедральном Благовещенском соборе). Впоследствии Феофил был вынужден перенести свой центр в Луганск. В 1937 г. в Луганске был закрыт последний храм, принадлежавший " лубенцам " , после чего Булдовский переехал в Харьков, где проживал как частное лицо. В 1941 г., после начала Великой Отечественной войны и оккупации Украины немецко-фашистскими войсками, некоторые приходы, возрожденные в годы войны на территории Полтавской, Харьковской, Сумской, Воронежской и Курской областей признали своим " первоиерархом " Феофила (Булдовского), объявившего себя в ноябре 1941 г. " митрополитом Харьковским " . Активным пособником Феофила в создании новой раскольничьей группировки стал протоиерей Александр Кривомаз. Содействие раскольникам оказал бургомистр оккупированного гитлеровцами Харькова Крамаренко. С его помощью Феофилу удалось подчинить себе большую часть православных приходов Харьковской епархии. Однако попытки Булдовского утвердиться и в Полтавской епархии успеха не имели, так как здесь были сильны позиции канонической Автономной Украинской Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Алексием (Громадским). 27 июля 1942 г. Феофил издал акт о своем присоединении к раскольничьей т.н. " Украинской автокефальной православной церкви " , созданной в 1942 г. при поддержке германских оккупационных властей бывшим архиереем Московского Патриархата - епископом Луцким Поликарпом (Сикорским). Переход общин " митрополита " Феофила в состав УАПЦ Сикорского был еще раз подтвержден на проходившем в Харькове в 1942 г. совещании с участием " епископа Переяславского " УАПЦ Мстислава Скрипника и ряда бывших активистов " Липкивщины " и " Лубенского раскола " . В возрожденной УАПЦ за Феофилом были закреплены Харьковская и Полтавская епархии. Булдовский несмотря на преклонный возраст (в 1942 г. ему исполнилось 77 лет) принимал довольно активное участие в деятельности УАПЦ. В октябре 1942 г. он приезжал в Луцк для участия в " соборе " УАПЦ.

http://pravoslavie.ru/archiv/lubenskijra...

Возглавляемая Александром Лотоцким дипломатическая миссия (в штат которой посол не преминул назначить супругу и дочь) прибыла в Константинополь, когда патриарший престол стал вакантным после смерти патриарха Германа, а его преемника не позволяли выбрать турецкие власти. Комбинация не состоялась, а 5 февраля 1919 г. в Киев вошла Красная Армия. Правда, Липковский со товарищи продолжал действовать. 22 мая 1919 г. отслужил первую Литургию на украинском языке в Никольском соборе Киева. В августе 1919 г. митрополит Антоний (Храповицкий) ввел запрет на служение всем клирикам, связанным с автокефалами. Иерархи РПЦ дважды запрещали Липковского в служении. Епископат УАПЦ, рукоположенный из белого духовенства, и рукоположенные ими безблагодатные иереи получили в народе название «самосвятов». С православием - «в бешеном тоне» Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), оформившаяся в октябре 1921 г. на Первом Всеукраинском Православном Соборе УАПЦ, представляла собой проявление ереси филетеизма (осужденной в 1871 г.), ставившей в церковной жизни политические, национальные и иные мирские мотивы выше канонической жизни Церкви по апостольской традиции. Она вела преемственность от Всеукраинской Православной Церковной Рады (ВПЦР) 1917-1919 гг., координационного органа автокефального движения, который возглавляли М. Мороз и протоиерей В. Липковский. По словам исследователя истории Церкви, д. и. н. Аллы Киридон, «украинское церковное движение пробудили национализм, церковный радикализм и общий общественно-политический подъем. Это движение проэцировало украинский национализм на церковно-религиозную По сути, наблюдался политический вызов режиму - среди клира и активистов УАПЦ велика была прослойка активных участников Украинской революции и государственности 1917-1921 гг. Автокефальному движению способствовал и ряд политико-мирских причин. Прежде всего, партия большевиков в критические периоды Гражданской войны и развития массового повстанческого движения в Украине верно оценила значение для победы адекватного понимания национального фактора и необходимости удовлетворения этноконфессиональных прав народов.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/6/gonim...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости УАПЦ отказалась от выдвижения кандидатов на пост главы новой украинской церкви 06.12.2018 13:12 Версия для печати ©  пресс-служба президента Украины Москва, 6 декабря. Украинская автокефальная православная церковь не станет выдвигать своих епископов на пост главы единой поместной церкви, сообщил представитель УАПЦ Герман Семанчук, передает «Интерфакс» .  «По идее каждый епископ может стать предстоятелем этой объединенной православной церкви Украины. Собор покажет, кто будет кандидатом, какие кандидатуры будут выставлены. Пока никаких переговоров не ведется», - сказал Семанчук в эфире телеканала «Громадське». В то же время, по информации Семанчука, никто из епископов УАПЦ, включая ее руководителя Макария Малетича, не будет выдвигать свою кандидатуру на пост главы новой церкви. «Насколько мне известно, никто не собирался и не собирается выставлять свою кандидатуру на пост предстоятеля объединенной церкви. Но я готов голосовать за другого кандидата», - отметил Семанчук. Представитель УАПЦ также сообщил, что, по состоянию на 5 декабря, ни он, ни другие епископы пока не получили от Константинопольского патриархата приглашение на Объединительный собор 15 декабря, на котором пройдут выборы главы создаваемой церкви, независимой от Москвы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010