Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИФАНИЙ (ранее 1624 - 14.04. 1682, Пустозерск), Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества , духовный отец протопопа Аввакума , писатель. Источниками основных сведений о Е. являются его автобиографические Записка (составлена в 1665-1666) и Житие (написано между 1667 и 1676), а также основанные на предании сочинения писателей Выголексинского общежительства , созданные в 1-й трети XVIII в. Е. происходил из крестьянской семьи (писал о себе в Житии: «Родился я в деревне»). Его мирское имя, время и место рождения неизвестны. В 1638 г., после смерти родителей, переселился «во град некий зело велик и многолюден» (по предположению Я. Л. Барскова и А. Н. Робинсона, в Москву). В 1645 г. пришел в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , где 7 лет пробыл в трудниках и в 1652 г. принял монашеский постриг от архим. Илии. Нек-рое время Е. был келейником старца Мартирия, у к-рого в 1649-1651 гг. находился «под началом» Арсений Грек , впосл. активный помощник патриарха Никона (Минова) в деле богослужебных реформ. Е. был кандидатом на рукоположение во иерея, однако он, видимо, не счел себя достойным (в Житии он воспроизводил слова, обращенные им к себе самому: «На обещании в Соловецком монастыре в попы ставили - и ты не стал» - Житие протопопа Аввакума. 1994. С. 100) (учитывая церковные каноны, согласно к-рым ставленник в священники не должен быть моложе 33 лет, можно предположить, что Е. род. до 1624, по-видимому, он был сверстником Аввакума). Голгофский крест. Рис. Епифания из «Жития Протопопа Аввакума». Ок. 1676 г. (ИРЛИ. Оп. 24. 43. Л. 164 об.) Голгофский крест. Рис. Епифания из «Жития Протопопа Аввакума». Ок. 1676 г. (ИРЛИ. Оп. 24. 43. Л. 164 об.) В окт. 1657 г. в Соловецкий мон-рь были присланы новопечатные книги (12 экз. Служебника издания 1655, 1656 и 1657 гг. и Скрижали издания 1656 г.), однако по распоряжению архим. Илии они не были переданы в храмы для богослужения, но стали предметом рассмотрения монастырских соборных и книжных старцев.

http://pravenc.ru/text/190079.html

По поводу одного письма в «Автобиографических записках» Саввы [Тихомирова], архиепископа Тверского Источник (Первая ревизия Уфимской епархии епископом Никанором в 1877 г.) В сентябрьской книге «Богословского Вестника» за текущий год, стр. 590–592, в статье «Автобиографические записки» Саввы, архиепископа Тверского помещено анонимное письмо «Уфимского священника», в котором депутат от духовенства описывает первую ревизию Уфимской епархии, произведенную в июне – августе этого года преосвященным епископом Никанором, передает свои впечатления от беседы с епископом по поводу этой ревизии и в заключение, характеризует последнего, как самолюбивого и гордого деспота, не слушающего никаких возражений, вспыльчивого до невероятности», который «попов в храме обзывает дураками, мерзавцами, ослами и пудовишниками и передвигает их из прихода в приход, как шашки». Располагая подлинными бумагами покойного Уфимского (впоследствии Херсонского и Одесского) епископа Никанора, в числе которых есть и его «Отчет по обозрению Уфимской епархии, произведенному в 1877 году», лично покойным преосвященным составленный и его же «Докладная записка», представленная Обер-Прокурору Святейшего Синода, по поводу анонимного доноса из Уфы, от 18декабря 1881 года, обвинявшего, как и «Уфимский священник» обвиняет епископа Никанора в разных противозаконных действиях, в гневливости, издевательствах над духовенством и т. п.; – я позволяю себе ответить на анонимное письмо «Уфимского священника» в двух отношениях. Во 1) без передержек, хотя и с пропусками описания некоторых приходов, я воспроизвожу Уфимскую ревизию 1877 года буквальными словами преосв. Никанора. Во 2) даю копию подлинного ответа епископа Никанора на обвинения его в гневливости, гордости, вспыльчивости и т. под. Первый приход, оставивший, по словам «Уфимского священника», худое впечатление о епископе Никаноре, было село Березовка. «Прихожане священника Малиновского (?) как будто знать не хотели, что к ним приехал архиерей, .... спросил молитвы и молитвы знают не все, за что (?) и вынужденным нашелся удалить священника в другой приход» (Бог. вестн. стр. 590–591).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЗЕРСКИЙ ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ СКИТ Соловецкого мон-ря, расположен на Анзерском о-ве, одном из островов Соловецкого архипелага, в Белом м., близ Троицкой губы. Источниками сведений об основании А. Е. с. являются автобиографическая записка («Свиток») прп. Елеазара Анзерского и житие святого, составленное, вероятно, иноком Макарием [Маркианом]. В 1614 г., стремясь «имети житие пустынное», постриженик Соловецкого мон-ря прп. Елеазар по благословению игум. Соловецкого мон-ря прп. Иринарха поселился на горе Анзерского о-ва, у оз. Круглого. Первые неск. лет прп. Елеазар жил один, добывая средства к жизни изготовлением деревянных сосудов, к-рые он ставил у морской пристани, взамен рыбаки и купцы оставляли преподобному хлеб и др. припасы. Ок. 1616 г. прп. Елеазар встретился с отшельником иером. Фирсом и принял от него постриг в схиму. Когда к подвижнику стали приходить насельники Соловецкого мон-ря, искавшие отшельнического образа жизни, он перешел на др. место (недалеко от Троицкой губы), где рядом с ветхой ц. свт. Николая Чудотворца срубил келью. Ц. во имя свт. Николая была построена в Соловецком мон-ре при игум. Иакове и в 1583 г. перенесена на Анзерский о-в для окормления солеваров и рыбаков (ок. 70 чел.), трудившихся на монастырских варницах и рыболовных тонях. Игум. Иаков предполагал основать на Анзерском о-ве мон-рь, но по неизвестным причинам в 1596 г. грамотой царя Феодора Иоанновича строительство обители было запрещено. К нач. XVII в. варницы были закрыты, остров посещался лишь моряками. Анзерский Елеазаров во имя Св. Троицы скит Анзерский Елеазаров во имя Св. Троицы скит 18 марта 1620 г. Патриарх Московский Филарет, извещенный игум. Иринархом и мон. Александром (Булатниковым) о существовании общины отшельников на Анзерском о-ве, выдал грамоту на основание скита на острове и указ на строительство силами Соловецкой обители деревянного «клетчата» храма с 2 престолами: во имя Св. Троицы и «государева царева ангела» прп. Михаила Малеина (церковь освящена в 1621); позже царь Михаил Феодорович пожертвовал скиту утварь, а также определил ружное жалованье насельникам - по 3 четверти ржаной муки в год, «по осмине солоду ячменного и по осмине овса», по 1 р. 50 к. каждому на облачение.

http://pravenc.ru/text/115452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАМ ЗЕРНИКАВ [нем. Zernikaw - Черниговский] (1652, Кёнигсберг [Крулевец] - 1692/93), правосл. богослов, апологет. Из семьи лютеран, в Крулевецкой академии слушал курс философии и богословия. Под влиянием книги иером. (впосл. Александрийского Патриарха) Митрофана Критопулоса «Ομολογα τς Ανατολικς Εκκλησας τς καθολικς κα ποστολικς» (Исповедание Вост. кафолической апостольской Церкви; изд. на лат. языке: Confessio catholicae et apostolicae in Oriente Ecclesiae. Helmstadii, 1661) А. З. усомнился в основных положениях лютеранства. В б-ках Оксфорда, Парижа, Рима и др. городов А. З. изучал деяния Всел. Соборов и творения святых отцов, что окончательно убедило его в истинности правосл. догматов. Перебравшись на территорию Русского гос-ва, А. З. явился в 1680 г. в Чернигов к еп. Лазарю (Барановичу) , перешел в Православие и с 1681 г. жил в Батурине при дворе гетмана И. Самойловича. В Чернигове стал называть себя Зерникавом. Несмотря на то что его знания весьма высоко ценили (он был военным инженером, владел неск. европ. языками, знал рим. право), карьера у него не сложилась, попытки поступить на службу к царю Феодору Алексеевичу не удались. Ок. 1683 г. А. З. принял монашество. Скончался в одном из южнорус. мон-рей (возможно, в Батурине). Обладая значительными познаниями в области святоотеческих творений, А. З. ок. 1682 г. написал трактат на лат. языке «De processione Spiritus Sancti a solo Patre» (Об исхождении Св. Духа от одного только Отца). В 19 главах трактата А. З. показывает истинность правосл. учения об исхождении Св. Духа и доказывает необоснованность введения католич. Церковью Filioque в Символ веры. Рукопись хранилась в б-ке КДА, где ее читал Феофан (Прокопович) , к-рый использовал трактат А. З. при составлении своего сочинения на эту тему (изд. на рус. языке: История о начатии и происхождении раздора между греками и римлянами о исхождении Святого Духа. М., 1773). После переезда в С.-Петербург (1716) Феофан (Прокопович) ходатайствовал и добился 2 указов Петра I о присылке подлинника сочинения А. З. в Сенат, что не было исполнено. Трактат А. З. переписывался, списки его были в б-ках многих духовных школ. Впервые трактат был напечатан в Кёнигсберге в 1774-1775 гг., в 1797 г. вышел его перевод на греч. язык, выполненный архиеп. Славянским Евгением (Булгарисом) , к-рый снабдил перевод многочисленными примечаниями. По указу императрицы Екатерины II перевод книги А. З. на рус. язык был сделан киево-печерским иером. Иеронимом (Копцевичем), но не был напечатан и вышел только в 1902 г. Соч.: [Автобиографическая записка]//ТКДА. 1860. Кн. 3. С. 173-204; Православно-богословские исследования об исхождении Св. Духа от одного только Отца. Почаев, 1902. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Т. 1. СПб., 1884. С. 209; Евгений. 1995. С. 27-30. Б. Серов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63462.html

Автобиографическая записка 1 Видел я эту статыо и в самом «Амуре», и видел, что в ней есть ошибки (впрочем, главную из них я относил к недосмотру типографии). Но я оставил это без всяких последствий, полагая, что статья эта умрет вместе с газетою. Но вышло не так. И потому теперь с моей стороны было бы даже непростительно не указать на эти ошибки. 1) В метрических книгах, хранящихся в Иркутской духовной консистории, точно, написано, что я родился 11 сентября (1797 г.). Но мне покойная мать моя сказывала, что я родился в день Адриана и Наталии, т. е. 26 августа; а этот день она очень хорошо помнила по некоторому достопримечательному в то время в нашем селе обстоятельству. Доказательством тому может быть и то, что день именин моих был 2-го сентября, т. е. в 8-й день по рождении. А в старину многие, держась буквы Требника,, так давали имела. Отец мой помер не в апреле, а в августе: это уже сам помню, – по времени созревания овощей. Но не на эти ошибки я хочу указать. Для одного этого не стоило бы и пера в руки брать. Кому, кроме моих родных, какая надобность знать – в тот или другой день я родился, в том или другом месяце помер отец мой? 2) Но далее говорится, что я четырех лет на пятом читал уже Апостол за литургиею. Это слишком много сказано! Этого пропустить уже нельзя, иначе это может подать иным повод думать обо мне что-нибудь необычайное, или приравнивать меня, Бог знает, к кому! Нет, это было далеко не так. Четырех лет на пятом я лишь начал учиться грамоте и не у кого-либо другого, а у своего отца, который, будучи долго болен, почти всегда лежал в постели. Апостол же я читал не в Пасху, а в Рождество Христово. Я это очень хорошо помню; и это было уже тогда, когда я учился у дяди своего, т. е. после смерти отца моего (в 1803 г.). Следовательно, я читал Апостол, когда был шести лет на седьмом, если только не на восьмом. Этим и можно было бы кончить эту статейку, потому что дальнейшие неточности очень неважны. Но быть может, что мне не удастся уже, или не будет случая, сказать кое-что о себе 2 . И потому я пройду всю статью, напечатанную в Духовной Беседе, поправляя оную, где нужно, и дополню ее некоторыми сведениями – в славу Божию. Пусть мой пример будет новым доказательством той истины, что от Господа исправляются человеку пути его и что все мы, служители церкви Его, ничто иное, как орудие в руках Его. Ему угодно было назначить мне поприще служения в Америке – и это исполнилось, несмотря даже на противление воли моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Видел я эту статью и в самом «Амуре», и видел, что в ней есть ошибки (впрочем, главную из них я относил к недосмотру типографии). Но я оставил это без всяких последствий, полагая, что статья эта умрет вместе с газетою. Но вышло не так. И потому теперь с моей стороны было бы даже непростительно не указать на эти ошибки. 1) В метрических книгах, хранящихся в Иркутской духовной консистории, точно, написано, что я родился 11 сентября (1797 г.). Но мне покойная мать моя сказывала, что я родился в день Адриана и Наталии, т. е. 26 августа; а этот день она очень хорошо помнила по некоторому достопримечательному в то время в нашем селе обстоятельству. Доказательством тому может быть и то, что день имянин моих был 2-го сентября, т. е. в 8-й день по рождении. А в старину многие, держась буквы Требника, так давали имена. Отец мой помер не в апреле, а в августе: это уже сам помню, – по времени с о з р е в а н и я о в о щ е й. Но не на эти ошибки я хочу указать. Для одного этого не стоило бы и пера в руки брать. Кому, кроме моих родных, какая надобность знать – в тот или другой день я родился, в том иди другом месяце помер отец мой? 2) Но далее говорится, что я четырех лет на пятом читал уже Апостол за литургиею. Это слишком много сказано! Этого пропустить уже нельзя; иначе это может подать иным повод думать обо мне чтó нибудь необычайное, или приравнивать меня, Бог знает, к кому! Нет, это было далеко не так. Четырех лет на пятом я лишь начал учиться грамоте и не у кого либо другаго, а у своего отца, который, будучи долго болен, почти всегда лежал в постели. Апостол же я читал не в Пасху, а в Рождество Христово. Я это очень хорошо помню; и это было уже тогда, когда я учился у дяди своего, т. е. после смерти отца моего (в 1803 г.). Следовательно, я читал Апостол, когда был шести лет на седьмом, если только не на восьмом. Этим и можно было бы кончить эту статейку, потому что дальнейшия неточности очень неважны. Но быть может, что мне не удастся уже, или не будет случая, сказать кое-что о себе 2 . И потому я пройду всю статью, напечатанную в Духовной Беседе, поправляя оную, где нужно, и дополню ее некоторыми сведениями – в славу Божию. Пусть мой пример будет новым доказательством той истины, что от Господа исправляются человеку пути его и что все мы, служители церкви Его, ничто иное, как орудие в руках Его. Ему угодно было назначить мне поприще служения в Америке – и это исполнилось, не смотря даже на противление воли моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Память Е. включена в ряд рукописных правосл. месяцесловов. На основании Кайдаловских святцев архиеп. Сергий (Спасский) указал память Е. под 21 июля. В хронологическом списке всех рус. святых, составленном игум. Андроником (Трубачёвым) , память Е. отнесена к 20 марта - дню памяти прп. Евфросина Синозерского ( Андроник (Трубачёв), игум. Святая Русь// Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 735). Общерус. канонизацией Е. можно считать включение его имени в 80-х гг. XX в. в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 374). Ист.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пуст. СПб., 1862. С. 79-80; Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исслед. и тексты. М., 1963; Житие инока Епифания//Житие протопопа Аввакума. Житие инока Епифания. Житие боярыни Морозовой/Изд. подгот.: Н. В. Понырко. СПб., 1994. С. 87-89; Карманова О. Я. Автобиографическая записка соловецкого инока Епифания: (К пробл. мотивации текста)//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.)/Отв. ред. и сост.: Е. М. Юхименко. М., 1999. [Вып. 2]. С. 247-260; Денисов А. Слово надгробное Петру Прокопьеву/Публ.: Е. М. Юхименко//Выговская поморская пуст. и ее значение в истории России. СПб., 2003. С. 266, 270-272. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 881; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 181-182; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 558; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 100. В. И. Галко, А. А. Романова, Е. М. Юхименко Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕЛИСЕЙ прп. Киево-Печерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/187845.html

«Братья, сестры, будьте так добры, Сообщайте в храм, когда случаются По молитвам старицы дары». Вход у Новодевичьего кладбища… Здесь вороны сторожат покой… Захожу, могилку, словно клад, ища. Каждый крест – для памяти людской. Вдруг меня неведомою силою Прямо к ней тропинка повела. Средь зимы мерцают над могилою Свечки, а кругом – земля бела. Рядом в высоту стремится деревце, Пояском записок ствол обвит. – Люд мipckoй на старицу надеется, Что она добром благословит. Свят кто или нет – Творцом решается… Нет! Не зря здесь сердце утешается! Та тропинка к месту упокоения Дарьюшки ознаменовала для меня также начало пути к знакомству с русской духовной писательницей, переводчицей Софией Ивановной Снессоревой. Грустно, что сегодня немногим известно её имя. А ведь эта необычайно талантливая, скромная женщина как никто другой заслуживает нашей благодарной памяти! Кто из нас в детстве не зачитывался немецкими сказками братьев Якоба и Вильгельма Гримм? А ведь именно благодаря переводу С. И. Снессоревой мы получили урок справедливости от госпожи Метелицы, сопереживали красавице Белоснежке. Почему-то сразу вспомнились эти две сказки с зимними названиями… Видимо, так отозвался в памяти февральский день, начавший мое знакомство с переводчицей этих волшебных историй. Воспоминаний о Софии Ивановне почти не сохранилось. В Интернете практически нет её фотографий, лишь представлены скупые строки о жизни писательницы да автобиографическая записка, выполненная ею от третьего лица. Можно найти также пару документальных фильмов и перечень названий её трудов. Ближе познакомиться с Софией Ивановной мне помогло чтение писем, адресованных к ней её духовником Святителем Игнатием (Брянчаниновым) . Впервые они были опубликованы через полвека после упокоения Преосвященного Игнатия и через 11 лет после смерти самой писательницы — в 1915 г. Эти письма свидетельствуют о путеводительстве Промысла Божьего в её судьбе. Родилась писательница в 1816 (по иным данным в 1815) году в Воронеже и была шестым ребенком из двенадцати чад семьи Руновских. Её отец Иван Николаевич, происходил из обер-офицерских детей. Он получил личное дворянство при службе на Кавказе, и был внесен в 3ю часть Дворянской родословной книги Воронежской губернии. В 1826 г. произведён в коллежские асессоры.  Иван Николаевич снискал репутацию человека неподкупного и мудрого.  К нему обращались за советами жители не только Воронежской, но и соседних губерний. По воспоминаниям Софии Ивановны её отец «вопреки пословице «один в поле не воин» всегда выигрывал правые дела на поле юридической брани».

http://azbyka.ru/fiction/put-k-svetu-dob...

В своем автобиографическом очерке проф. Н. В. Покровский пишет, что И. А. Карабинов под его руководством «готовился к кафедре церковной археологии и литургики» 23 . Поэтому не стало большим сюрпризом, что именно И. А. Карабинов мог занять эту кафедру после Н. В. Покровского , и вообще в это время он один был оставлен при кафедре в качестве стипендиата. Кафедра состояла из двух предметов, а областью научных знаний И. А. Карабинова была литургика, поэтому проф. Н. В. Покровским , который оставался сверх штата, 28 февраля 1907 года г. в Совет была подана докладная записка с просьбой разрешить ему преподавать церковную археологию в приватном порядке, а И. А. Карабинову «предоставить чтение лекций по Литургике» 24 . При этом проф Н. В. Покровский просил разделить кафедру на два отдельных предмета. Чтение лекций было позволено согласно прошению, но кафедру не разделили. Только через три года, в 1910 г. Святейшим Синодом был утвержден новый устав духовных академий, а в 1911 г. к нему были приняты дополнения, согласно которым литургика и церковная археология были разведены по двум различным кафедрам: литургики и церковной археологии в связи с историей христианского искусства. 25 2 ноября 1911 г. путем закрытого голосования Совета на свободную кафедру церковной археологии в качестве исполняющего должность доцента был избран Н.В. Малицкий 26 , который также как и И.А. Карабинов , являлся учеником проф. Н.В. Покровского . Впоследствии они вместе развили в своих работах «основные направления научного наследия учителя» 27 . Интересным является вопрос о взаимоотношениях проф. И.А. Карабинова и А.А. Дмитриевского , который также был кандидатом на кафедру церковной археологии. Между ними имелись расхождения во взглядах на «некоторые основные проблемы, например, о происхождении Устава Великой Константинопольской Церкви, о Студийском уставе» 28 . Несмотря на то, что А.А. Дмитриевский не занял желаемую должность в СПбДА, впоследствии он был избран почетным членом всех четырех духовных академий 29 , и после революции поддерживал дружественные отношения с И.А. Карабиновым . К примеру, в 1926 г. он писал: «Любезнейший Иван Алексеевич. По Вашему желанию высылаю, наконец, Типикон, в котором помещен чин литургии, интересующий Вас. Посмотрите его и оповестите меня рукописно дня через два. Ваш слуга А.А. Дмитриевский » 30 . Подтверждением того, что и после революции два великих ученых поддерживали отношения, является их совместная работа в Богословском институте Петрограда и на Высших богословских курсах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Вот как художественно изложен материал раздела «Тайная» археологическая экспедиция А.Н.Авдонина и Г.Т.Рябова». «В августе 1976 года в Свердловске лауреат Государственной премии, помощник министра внутренних дел СССР и киносценарист Г.Т.Рябов представлял свою картину «Рожденная революцией». Во время этой поездки, Рябов познакомился со знатоком истории Екатеринбурга, кандидатом геолого-минералогических наук А.Н.Авдониным. Обоих чрезвычайно интересовал один сюжет - подробности расстрела и захоронения царской семьи. Они решили объединить усилия и найти место этого захоронения. Свой поиск они начали с изучения книги следователя Н.А.Соколова «Убийство царской семьи», фотографий и карт, опубликованных в прессе. По письму Министра внутренних дел СССР Н.А.Щелокова Рябов получил в Управлении милиции по Свердловской области современную секретную топографическую карту местности Ганиной ямы. Г.Т.Рябову удалось также разыскать детей Я.М.Юровского. От адмирала в отставке А.Я. Юровского в 1978 году он получил копию так называемой «записки Юровского», в котором было указано место захоронения: «Коптяки в 18 верстах от Екатеринбурга. К северо-западу от железной дороги проходит на 9-й версте, между Коптяками и Верх-Исетским заводом. От места пересечения с железной дорогой погребены саженях в 100 ближе к Верх-Исетскому заводу». Замечу попутно, что ни оригинал, ни копия, ни хотя бы полный текст «записки Юровского» на выставке представлена не были. Ну, в общем-то правильно и в чем-то даже разумно, ведь историкам хорошо известен факт существования на белом свете не менее шести или семи подобных записок ...(5). А тут еще М.К. Касвинов по своими «Двадцать три ступени вниз» вносит в художественно-фантастические повествования о пресловутой «записке Юровского» собственный ржавый пятак, утверждая следующее: «Кроме того, автор располагал неопубликованными рукописями Я.М.Юровского: «Воспоминания» (январь 1934 года, 21 с.), «Записка коменданта Дома особого назначения в Екатеринбурге. Историку Н.М.Покровскому о казни Романовых (1920 г.), а также рукописью его сына А.Ю.Юровского «В дни Невьянского восстания в 1918 г.» (10 с.) и автобиографическими заметками М.А. Медведева, б.члена коллегии Уральской ЧК (декабрь 1962 г., 10 с.)». (6)

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/23/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010