Важный материал для понимания возможных причин антропоморфитской смуты и изменения позиции Патриарха Феофила дает коптское «Житие апы Афу». Афу подвизался в стаде диких антилоп в окрестностях Оксиринха (копт. Пемдже), приходя в город только раз в год на Пасху. Услышав Пасхальное послание Феофила, подвижник пришел в смущение от слов: «Образ Божий - не тот, что носим мы, человеки» - и отправился в Александрию к Феофилу за их разъяснением. Патриарх объяснил, что лишь один Адам был сотворен по образу и подобию, но дети Адама этого не наследуют. На это Афу ответил, что любой человек, как бы грешен он ни был, несет в себе образ Божий, так же как изображение (εκν) царя все признают образом царя, даже если знают, что оно написано красками на дереве. Афу удалось убедить Феофила в своей правоте. С A. в среде егип. монахов связан др. эпизод, описанный у прп. Кассиана в «Собеседованиях» (Collat. X 3). Там говорится, что егип. подвижник Серапион долгие годы держался, как пишет прп. Кассиан, заблуждения антропоморфитов. Когда авва Пафнутий и каппадокийский диак. Фотин убедили его в ошибочности таких взглядов, Серапион впал в смятение и воскликнул: «О, несчастный я! Отняли у меня Бога моего; кого теперь держаться не имею, или кому кланяться и молиться, уже не знаю». По предположению о. Георгия Флоровского , представления Серапиона могли быть связаны не с еретическим антропоморфизмом, наделяющим антропоморфными характеристиками Бога-Отца, а с древней молитвенной практикой, стоявшей на позициях евангельского реализма. На существование А. среди части егип. монашества указывает творение свт. Кирилла Александрийского «Против антропоморфитов», где подробно опровергаются заблуждения монахов «горы Каламон» (возможно, мон-ря), к-рые утверждали, что если человек сотворен по образу Бога, то и Бог имеет образ человека. Термин «А.» использовал блж. Августин в 50-й главе своего трактата «О ересях» (V в.), обозначая так секту авдиан, основанную Авдеем Едесским и распространенную в Сирии, Месопотамии и, возможно, в Скифии (Aug. De Haer. 50: avdianos quos ... alii vocant anthropomorphitas). Блж. Августин указывает, что нек-рые из А. имеют общение (communicare) с Церковью в Египте.

http://pravenc.ru/text/114074.html

Иногда строились церкви по обету всего народа для умилостивления Бога, в отвращение каких-либо общественных бедствий, и строились обыкновенно в один день, отчего и назывались обетными и обыденными. Такую церковь построили новгородцы в 1390 г., когда между ними свирепствовало моровое поветрие, за Софийским собором во имя святого Афанасия: в один день привезено было дерево из леса, срублена церковь, поставлена, освящена самим владыкою Иоанном и в ней совершена литургия. Такую же обыденную церковь и во имя святого Афанасия поставили у себя псковитяне в 1407 г. по случаю великого мора. В 1417 г., когда страшная язва опустошала многие северные наши города, построены были две обыденные церкви: одна в Новгороде во имя святой Анастасии, а другая — новоторжцами в их городе во имя святого Афанасия. В 1420 г. в Пскове по случаю мора построена обыденная церковь Всемилостивого Спаса, а в 1442 г. по случаю нового мора построена там же еще обыденная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы . В архитектуре церквей не произошло никакой перемены . Церкви по-прежнему строились небольшие и примрачные, освещавшиеся чрез узкие слюдовые окна с железными решетками. Только церковь Пресвятой Богородицы, созданную князем Даниилом галицким в Холме, летопись называет «превеликою» и, как бы за редкость, рассказывает, что другая холмская церковь во имя святого Златоуста имела три окна, «украшенные стеклами римскими» . В настоящий период уже не встречаем таких богатых церквей, какие существовали прежде, особенно в Киеве и княжестве Владимирском. Но и теперь некоторые храмы отличались ценностию своих украшений и утвари. В новгородском Софийском соборе крыша была свинцовая, главные двери (с 1336 г.) медные, позлащенные, и большая глава, или маковица (с 1408 г.), также позлащенная. В тверском Спасском соборе пол был мраморный и одна дверь, обращенная к дому епископа, медная. Собор псковский Троицкий покрыт был свинцом, а ростовский Успенский — оловом, и имел пол из красного мрамора . В холмской церкви святого Златоуста четыре свода стояли на четырех головах человеческих, изваянных каким-то художником; при входе в алтарь помещены были два столпа из цельного камня, на которых опирался верх алтаря, украшенный золотыми звездами по лазурю; пол был слит из меди и чистого олова, так что блестел подобно зеркалу; двое дверей были обложены камнем белым — галицким и зеленым — холмским, с разными золотыми узорами и прилепами, устроенными каким-то «хитрецом Авдеем»; иконы были украшены драгоценными камнями и золотым бисером.

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Посетителям выставки предлагалось сфотографироваться, вставив свое лицо в отверстие, вырезанное в традиционном иконописном изображении Христа. Явная антихристианская направленность сборища естественно вызвала негодование верующих москвичей, и в минувшую пятницу днем шестеро мужчин вошли в выставочный зал и залили краской стены и " картины " , разбили хамский витраж. На место происшествия был вызван наряд милиции, который и задержал оскорбленных православных… Директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров считает неправомерной позицию Московской Патриархии в отношении выставки " Осторожно: религия! " . Он заявил..., что у организаторов выставки не было намерения оскорбить чувства верующих. " Если бы мы считали, что выставка оскорбляет религиозные чувства, мы бы ее не открыли " , - заверил Ю. Самодуров. Вместе с тем он допускает вероятность того, что некоторые люди, видевшие выставку, могли " почувствовать себя задетыми " . Однако в этом вина не организаторов выставки, а неправильного понимания заложенного в экспонаты смысла, уверен он. " Многие работы современного искусства, в отличие от классического искусства, строятся не на прямом прочтении образа, а на понимании смысла образа от противного. К этому требуется привычка " . Такая привычка, видимо, выработана лишь у современных " художников " , у большинства населения же ее нет. Пока. Однако, мнение хельсинкской группы не разделяют известные писатели, скульпторы и художники России, выступившие с открытым обращением по поводу событий 18 января в Музее Сахарова.. В числе подписавших: писатели Валентин Распутин, Василий Белов, кинорежиссер Никита Михалков, математик Игорь Шафаревич, актер и режиссер Николай Бурляев, художник Илья Глазунов, скульптор Вячеслав Клыков, историк Михаил Назаров и другие . В обращении, в частности говорится : " С одним из участников выставки, Авдеем Тер-Оганьяном православная общественность столкнулась в 1998 г., когда в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы произошло кощунство, вновь напомнившее о временах открытого гонения на Церковь.

http://pravoslavie.ru/press/obzor28.htm

На западной (верхней) стороне, внутри двора, находится большой двухэтажный каменный дом (бывший Саблиных), верхний этаж которого обращен во временную церковь ; для чего с юго-восточной стороны приделано к нему алтарное полукружие, а с северо-западной деревянная крытая галерея; церковь предположена двупрестольная, чему способствуете разделение верхнего этажа во всю длину его капитальною стеною, в которой устроены две кафельные печи, а по краям пробиты две арки, для соединения обоих приделов; северо-западная галерея, служа притвором для обоих приделов, имеете два выхода: один ведет прямо па улицу, а другой внутрь монастыря, в нижнем же предположено устроить больницу. – Дом этот окружен с северо-восточной стороны большим фруктовым садом: а с юго-западной надворным строением, которое состоите из: а) небольшого одноэтажного Флигеля, занятого просфорней; б) больших, высоких каменных со сводами крытых железом кладовых, которые предполагается обратить в жилые келии, в) и скотного двора деревянного здания. На северной стороне, впереди большого сада, находится также монастырский двухэтажный дом (низ каменный, верх деревянный) с надворным строением, который выходите передним фасадом на Большую Белевскую улицу; в нем устраивается монастырская гостиница, для приема приезжающих в обитель посетителей. Внутреннее пространство между большим садом с одной стороны и задней линией выходящих на монастырский переулок домов, с другой, занятом огородом, расположенным на скату горы; в нем виднеются местами ягодные кустарники и несколько деревьев, остатки бывших здесь небольших обывательских садиков. г) Отдаленные принадлжедности монастыря К монастырю принадлежат в городе две каменных часовни: одна Никольская, на главной торговой площади; об этой часовне упоминается еще в описи 1764 года, что она построена вместо деревянной каменным зданием, в том же году, на дворовом месте, пожертвованном сему монастырю в 1701 году Белевским посадским человеком Авдеем Андреевым сыном Басовым. В ней тогда еще (1764 года) значилось два образа: Святителя Николая Чудотворца, из коих на одном поля п венец обложены серебряным окладом, а на другом венец серебряный.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Авдей с горячностью настаивал на своем требовании. Но я заявил, что от принятого плана беседы не отступлю, потому что не вижу для того разумных оснований. Тогда сектанты волей-неволей сдались. «Отвечать» мне они уполномочили Поликарпа с Авдеем. Поликарп, при общем напряженном внимании, заговорил: – Детей своих мы не крестим и крещение их в Православной Церкви признаем противным заповедям Божиим. В Ев. от Матфея Господь сказал ученикам своим: «идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). То же повторил Он в Ев. от Марка: «идите по всему Миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет вероватъ и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мр. 16, 16 ). Из этих свидетельств Слова Божия мы усматриваем, что Господь приказал Апостолам крестить лишь наученных и верующих людей, а у младенцев нет веры; их и крестить нельзя... Отвечая Поликарпу, я сказал – помните, братья, какой вопрос предложил я сектантами? – Помним, помним! послышалось из толпы. – Да. Я спрашивал: где в Слове Божием запрещается крестить детей? А нам, вместо того, читают из Евангелия повеления, как крестить взрослых . Этих повелений не отметает и Церковь Православная. И она, посылая проповедников, напр., в Сибирь, к язычникам, требует, чтобы они прежде всего благовестили там Христа и допускали бы потом до крещения тех из язычников, которые хорошо усвоят веру Евангельскую. Так зачем же сектанты напоминают нам то, что мы твердо знаем и без них, и чего Церковь наша никогда не нарушала? – Другое дело, если бы в Евангелиях от Матфея и Марка возбранялось крещение детей. Но о них в прочитанных главах не сказано ни слова; Господь не к младенцам посылал учеников своих на проповедь, а к тем, которые могли слушать ее. Если же в Ев. от Марка разуметь и детей, тогда надобно признать, что они уже осуждены , потому что «не имеют веры». Но кто не восстанет против такого предположения?.. Посему пусть сектанты не от своего вымысла, а из книг Св. Писания покажут нам, что детей без веры крестить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Крестьяне заключали челобитную, указывая, что они, видя его, попово, бесчиние и бесстрашие, «трепещут душами» не решаются приходить к нему в великий пост на исповедь, и просили архиерея отвести их души от погибели, избавить их от попа Никиты и позволить им на его место «выбрать иного священника или бельца во священники, кого миром излюбят». 1047 Но если мир не был равнодушен к поведению священника, которого нанимал, то с другой стороны и на священнике лежал надзор за нравственностью своей паствы. —176— Он ведь был духовником прихожан и поэтому должен был следить за исполнением религиозных обязанностей детьми духовными. Этот надзор стал особенно пристален со времени появления раскола, когда от приходского священника епархиальная власть начала требовать «сказок», донесений о том, нет ли в его приходе раскольников и бывают ли приходские люди, его дети духовные, на исповеди и у св. причастия и когда христианская забота пастыря о пасомых должна была вследствие таких требований неизбежно превращаться в формальный сыск агента, обязанного доносить по начальству о благополучии в приходе в смысле раскола и о чистоте веры прихожан. 1048 Донос священника архиерею с неблагоприятным отзывом о прихожанине мог причинить последнему серьезные неприятности и неудобства. Так в 1686 г. священник Шарженской волости Устюжского уезда доносил архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому на сына своего духовного Авдея Семенова Корепина, что он Авдей с детьми своими в прошлом 1685 г. в Великий день светлому Христову воскресению не радовались, ко кресту не приходили и «Христос воскресе» не говорили; что и вообще он, Авдей Корепин с семьею, надеясь на свое самовольство и ябедничество к церкви Божией во время церковного пения не ходят, а приходят на погост по воскресным дням и то после обедни. У заутрени многие годы не были ни разу; на погост приходят только для мирских свар и тяжбы. На исповедь к нему, священнику, не являются и т. д. У священника с Авдеем Корепиным, видимо, были какие-то счеты, отношения были очень натянуты и 1-го августа 1685 года разыгралось открытое столкновение, когда встретившись с попом в избе у дьячка, раздраженный прихожанин назвал его, попа, бесом, стал бранить всякою скаредною бранью и, не сдержавшись, ударил его, как жаловался священник, дубиною по голове и по руке и тем ударом ему руку перешиб.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот как описываются эти часы: «Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитая часы ночныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено». В Новгороде в 1436 году владыка Евфимий устроил у себя над палатою часы звонящие, а под 1449 годом говорится, что тот же владыка поставил часозвоню. О построении и украшении церквей в Юго-Западной Руси можем иметь понятие из рассказа волынского летописца о построении церквей в Холме Даниилом Романовичем под 1259 годом: построена была церковь св. Иоанна, красивая и великолепная; построена она была так: четверо комар, с каждого угла перевод, а стояли они на четырех головах человеческих, изваянных некоторым хитрецом; три окна украшены были стеклами римскими; при входе в алтарь стояли два столпа из цельного камня, и на них – комара; потолок был украшен звездами золотыми на лазури; внутренний помост был слит из меди и олова чистого и блестел как зеркало; двое дверей украшены камнем галицким, белым и зеленым холмским, тесаным, сработаны некоторым хитрецом Авдеем, прилепы от всех шаров – из золота, напереди их изваян св. Спас, а на полунощных – св. Иоанн, на удивление всем смотрящим; иконы, принесенные из Киева, украшены были драгоценными камнями, жемчугом и золотом; колокола привезены были также из Киева, а другие слиты на месте. Другая церковь была построена в честь св. безмездников Кузьмы и Дамиана; верх ее поддерживали четыре столпа из цельного камня истесанного. Построена была и церковь св. Богородицы, величиною и красотою не хуже первых, и украшена пречудными иконами: князь Даниил принес из Венгрии чашу, мраморную, багряную, изваянную чудесно, с змеиными головами вокруг, и поставил ее перед дверями церковными, называемыми царскими: в этой чаше святили воду на Богоявленье. Князь Владимир Василькович построил в Каменце церковь Благовещения, украсил ее иконами золотыми, сковал сосуды служебные серебряные, евангелие дал также окованное серебром, положил и крест воздвизальный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Во время пения, сектанты успокоились и пришли к какому-то решению. Едва в училище наступила тишина, как Авдей громко сказал: – Позвольте нам начать беседу. Мы первые зададим вам вопрос!.. – Для чего же хочется вам непременно начинать уже начатую мной беседу? – спросил я Авдея. Должно быть, вы намереваетесь «уловить» меня какими-нибудь хитрыми словами? Но подумайте: по рассказу Евангелия, так поступали только «лукавые люди» ( Лк.20:20 ; Мф.22:18 ); а христианам стыдно подражать им. Поэтому прошу вас не прибегать к «хитросплетениям» ( 2Пет.1:16 ) и отвечать мне на предложенный вопрос со всей «кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ): где в Слове Божием нашли вы запрещение крестить младенцев? Сектанты продолжали упорствовать. Авдей с горячностью настаивал на своём требовании. Но я заявил, что от принятого плана беседы не отступлю, потому что не вижу для того разумных оснований. Тогда сектанты волей-неволей сдались. «Отвечать» мне они уполномочили Поликарпа с Авдеем. Поликарп, при общем напряжённом внимании, заговорил: – Детей своих мы не крестим и крещение их в Православной Церкви признаём противным заповедям Божиим. В Ев. от Матфея Господь сказал ученикам своим: «идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). То же повторил Он в Ев. от Марка: видите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Из этих свидетельств Слова Божия мы усматриваем, что Господь приказал Апостолам крестить лишь наученых и верующих людей, а у младенцев нет веры; их и крестить нельзя... Отвечая Поликарпу, я сказал: – помните, братия, какой вопрос предложил я сектантам? – Помним, помним! послышалось из толпы. – Да. Я спрашивал: где в Слове Божием запрещается крестить детей? А нам, вместо того, читают из Евангелий повеления, как крестить взрослых. Этих повелений не отметает и Церковь Православная. И она, посылая проповедников, напр., в Сибирь, к язычникам, требует, чтобы они прежде всего благовестили там Христа и допускали бы потом до крещения тех из язычников, которые хорошо усвоят веру Евангельскую. Так зачем же сектанты напоминают нам то, что мы твёрдо знаем и без них, и чего Церковь наша никогда не нарушала? – Другое дело, если бы в Евангелиях от Матфея и Марка возбранялось крещение детей. Но о них в прочитанных главах не сказано ни слова: Господь не к младенцам посылал учеников своих на проповедь, а к тем, которые могли слушать её. Если же в Ев. от Марка разуметь и детей, тогда надобно признать, что они уже осуждены, потому что «не имеют веры». Но кто не восстанет против такого предположения?.. Посему пусть сектанты не от своего вымысла, а из книг Св. Писания покажут нам, что детей без веры крестить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На мониторах, расставленных в различных частях зала, одновременно демонстрировались омерзительные видеозаписи, в том числе обнаженных размалеванных людей, совершавших непристойные телодвижения. Как признает в одной из них сама участница выставки Оксана Саркисян, «подобные жесты могут показаться кому-то кощунственными». 18 января, на следующий день после публикации в «НГ» группа возмущенных православных верующих пришла в помещение выставки и уничтожила размещенные там кощунственные изображения и экспонаты. Шесть человек задержано милицией. Против них возбуждено уголовное дело по статье 213, ч.2 УК (групповое хулиганство, срок заключения до 5 лет). Ущерб оценивается организаторами выставки в 14 тыс. долларов. С одним из участников выставки, Авдеем Тер-Оганьяном православная общественность столкнулась в 1998 г., когда в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы произошло кощунство, вновь напомнившее о временах открытого гонения на Церковь. На выставке работ современных художников в Манеже была представлена экспозиция: стенд, увешанный иконами. В приклеенной тут же листовке значилось. «Прекрасный материал для богохульства - Спас Вседержитель, Владимирская Божия Матерь, Спас Нерукотворный... Осквернение иконы в присутствии заказчика- 50 рублей. На глазах у посетителей были разрублены топором около десяти православных икон. «Художественный руководитель» т.н. галереи «Вперед» Тер-Оганьян заявил, что он «сознательно рубил, подписывал, продавал. Это такая форма надругательства». Против А. Тер-Оганьяна было возбуждено, расследовано и передано в суд уголовное дело, однако подсудимому удалось скрыться заграницу. Ныне он значится в каталоге выставки как гражданин Чехии. В 1999 году в дни празднования Святой Пасхи «группа московских художников» организовала кощунственную акцию «ХВ. 1999», в ходе которой купол московского планетария был задекорирован под огромное пасхальное яйцо с надписью «ХВ». Там же состоялось кощунственное действо, в котором принимал участие ряженый под православного священника, видимо один из «продвинутых художников». Фотографии этой акции, размещенные в форме креста так же «украшали» одну из стен выставки «Осторожно - религия!»

http://moral.ru/news03_0120_Muzei2.htm

Карфагенский собор, – о котором вы слышали, очевидно, краем одного уха, – лишь подтвердил бывший задолго до него обычай крещения младенцев. Об этом обычае, идущем от времен апостольских, свидетельствует, напр., Тертуллиан, писатель 2-го века по рождестве Христовом. Жаль, что не знаете вы прошлых судеб святой церкви нашей. Вы не восставали бы тогда против ее божественных порядков... Поликарп о чем-то посоветовался с Авдеем, порылся в своем Евангельице- и закрыл его. В толпе пронесся веселый шепот. Лица всех оживились. – Я жду ответа, сказал я. Можете думать и совещаться между собой, сколько угодно. Только, пожалуйста, не забывайте моего вопроса. Наступило долгое молчанье. Среди сектантов поднимается глухой ропот. Наконец, один из них произносит громко. – Что вы затрудняете братьев наших пустыми вопросами, которых нет в Писании? Нешто это беседа? Вы капканы и сети расставляете нам, а не истину выказываете... – Напрасно, друзья мои, заподозриваете вы меня в таких нехристианских намерениях. Я не запутать стараюсь вас, а распутать из сетей, в которые вы уже попали. – Вот вы говорили, что дети христианские святы по одному плотскому рожденио, а доказать этого не можете. Да и никто того не докажет. Прочтите хорошенько место из посл. к Коринфянам, на которое вы ссылаетесь в свое оправдание, – вы сами согласитесь со мной. " Неверующий муж освящается женою верующею и жена неверующая освящается мужем верующим», пишет апостол. Что это значит? То-ли, что язычница- жена, чрез сожительство с христианином мужем, становится чистою по природе, и ей не нужно уже крещение? – Ни в каком случае: перерождение плотского человека в «сына света» (Ср. 1Петр. 2: 9 ; 2Кор. 4:6 ) совершает один Господь в крещении ( Ин. 3:5–9 ср. 1Кор. 6:11 ; 2Кор. 5:17, 18 ; 1Ин. 2:29 ; Иез. 36:25,26 ; Ин. 1:13 ). Человек же человека переродить не может. Он может молиться о нем Богу, может своею любовью и кротостью постепенно привести его к познанию истины, – и только в этом смысле христханин освящает или спасает своего ближнего ( 1Кор. 7:16, 17 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

  001     002    003