Вот и собираюсь первое заменить вторым» 191 . Духовное чтение В письмах к супругам Шишковым святитель Феофан упоминает духовную литературу, которую он советует прочитать. Среди авторов – Исаак Сирин , Иоанн Лествичник , Ефрем Сирин , Авва Дорофей , Варсануфий и Иоанн, преп. Исихий, «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Алфавитный патерик» и др. 192 . Святитель также отправляет свои книги, делая при этом важные ремарки: «Посылаю вам 5-й том «Добротолюбия». Если потрудитесь прочитать, увидите не только то, что бывает на последних степенях христианского строгого жития, но и то, как того достигнуть. Тут есть изображения всего пути к Богу, написанные лицами и ранга высокого и жизни отрешённой и совершенной. Что из сего к вам при житейских порядках приложимо, сами увидите. Только не думайте, что ничего нет приложимого. Ибо цель у всех христиан одна – быть в живом единении с Богом. И все такие единое составляют тело и вне сего тела нет людей живых духом. И всем один труд сей: победить страсти и стать чистыми, житейски ли кто живёт, или удалившись от житейских порядков» 193 . И в другом письме: «Вы получили «Добротолюбие». – Добре! Потрудитесь вникнуть наипаче в то, что извлечено из св. Макария Египетского , а отчасти Марка Подвижника . Да и везде там рассеяны указания отеческие на дело – главное» 194 . Также: «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев» (М., 1881), отмечая, что эта книга «понемножку может настраивать душу на настоящую молитву» 195 ; «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов в указанием оснований, почему именно такой, а не другой избран порядок последования евангельских событий одних за другими» (М., 1885) 196 ; «Невидимая брань: Блаженной памяти старца Никодима Святогорца » (М., 1886), отмечая, что «хоть это заглавие пахнет монашеством; но вы встретите здесь все почти так представленным, что от советов сих никому отказываться не следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Недопустимым искажением святоотеческого учения о послушании (см. прп. Иоанн Лествичник , прп. авва Дорофей и др.) является сообщение о том, что духовник Александро-Невской Лавры иеросхимонах Серафим, окормлявший будущих первоиерархов Русской Православной Церкви, сам имел послушание у некого иеродиакона и бегал по Петрограду искать для него какую-то “ясную пуговицу” (с.с. 25, 26). Следовало бы назвать имя этого иеродиакона и сослаться на выписку из журнала Духовного Собора Лавры о назначении иеродиакона “N” духовным руководителем духовника Лавры иеросхимонаха Серафима (Муравьева). В книге же А. Трофимова говорится: “Вот иеродиакон идет в Лавре, а ему духовник (отец Серафим) имеет послушание…” (с. 25). Кто бы мог представить, что сегодня архимандриты Кирилл (Павлов) и Иоанн (Крестьянкин) находятся в послушании у каких-то, вчера рукоположенных, иеродиаконов, выполняя их прихоти… Неужели неизвестно издателям, что духовным руководителем может быть только опытный наставник, прошедший многолетнюю школу монашеского делания… На с. 29 помещен короткий рассказ об исцелении одержимой злым духом, содержание которого заимствовано из аналогичного, но полного рассказа из книги “Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа”. Составители убрали из него самое главное — прежде, чем помазать лоб страждущей маслом из лампады, горевшей пред иконой Пресвятой Богородицы, старец долго коленопреклоненно молился с болящей перед иконой, а затем, наложив на голову страждущей епитрахиль, читал молитвы от злых духов. Таких, наспех выхваченных из чужого труда и поэтому искажающих факты и выхолащивающих смысл православного делания фрагментов в книге, небрежно составленной А. Трофимовым, немалое количество. (По А. Трофимову выходит, что женщина зашла к отцу Серафиму, словно в поликлинику — батюшка помазал ей лоб, и она исцелилась… Только Господу известно, чего стоила батюшке одна молитва за такую одержимую…) Вновь навязывается читателю мысль о пребывании отца Серафима в заключении (с. 30). Согласно имеющимся архивным свидетельствам, 18 февраля 1932 года было арестовано 40 иноков Александро-Невской Лавры. В этом списке нет имени иеросхимонаха Серафима (Муравьева), так же, как в списке насельниц Воскресенского Новодевичьего монастыря, арестованных в тот же день, нет имен схимонахини Серафимы (Муравьевой) и внучки отца Серафима, послушницы Маргариты Муравьевой, жившей в монастыре при бабушке, ибо еще за 2 года до ареста монашествующих, они вместе со старцем отбыли в Вырицу.

http://azbyka.ru/fiction/starec-ierosxim...

Добрый день! Как здорово сказано про спасение в миру. Я сейчас без работы, а мне уже 48, и чего греха таить, всякие мысли посещают, даже самые - самые. И про монастырь и про вообще...Но держит отцовский долг - ребёну 10лет всего, как то он без меня? Терпишь. Правда пример - отец бездельник - не очень хороший, надеюсь сын поймёт, когда вырастет.Вот уже три года, как около меня длится череда всяких нехороших напастей. Нет, ни к кому ни обид ни претензий не имеется. Во всём виноват сам. Недостойный грешник. Заслужил.Слабый. Даже заставить себя идти в храм на исповедь не получается. Душа иной раз так болит..Случались даже срывы. Вымаливаю у Бога сил и терпения. Спасибо Вам что Вы есть.За поддержку. За поддержку моей, наверное, очень слабой веры - кидает из стороны в сторону.Только три года, как всерьёз стал задумываться о Боге и осмысливать свою жизнь, так стыдно за себя, а ведь крестился в 33 года и ничего тогда не понял.. Р.S/вот и телевизор вызывает только рвотное чувство - что это нервы?/ свящ. Тимофей 23 сентября 2010, 23:06 Замечательное, очень " тонкое " по ощущению интервью! Напоминает отточенный клинок, который режет только то, что нужно, не более. А мы " жиреем " и нам есть, что отсечь... Спаси Бог, отче! Ника 23 сентября 2010, 19:44 Женя, Спасибо вам! Женя 23 сентября 2010, 02:28 Кто-то из великих сказал : начни говорить о духовном и тебя засмеют. Для Ольги, Мариники и всех - трезвые мысли не мои мысли, а: - свв. отцов (авва Дорофей, Иоанн Лествичник, др.) - свт Игнатия Брянчанинова - игумении Арсении(Себряковой) - " Путь немечтательного делания " - схиигумена Иоанна(Алексеева) - почитайте, умоляю, письма его (117 писем) - игумена Никона(Воробьева) - почитайте сборник писем " Нам оставлено покаяние " - Осипова А.И. проф. МДА - послушайте его лекции Особенно Маринике совет прочитайте, пожалуйста, этих авторов, если не читали. Только не переусердствуйте. Потихоньку, начните с писем, а там в письмах ссылки и на свв. отцов. Обязательно для понимания сегодняшнего положения вещей ( " обязательно " не приказ, а совет) - лекции общественные А.И.Осипова: " что есть духовная жизнь " и похожие, найдете у него есть сайт. Сам недавно обрел все это, после трудного периода, поэтому и советую (не учу). Эти авторы - это критерий.Гораздо полезнее чем сидеть на форумах(слепота относительно себя самого).

http://pravoslavie.ru/39133.html

293 Ср.: Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. XII, гл. 4; преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 12. 294 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 138, 320, T. VI. С. 365—410; T. VII. С. 150. 295 Он же. Беседы 16 и 9. 296 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 1. 297 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. V. Слово 22. О гордости. С. 227. 298 Преп. Нил Синайский. О гордости//Добротолюбие. Т. II, § 38. С. 270. 299 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 35. 300 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. V. С. 228. 301 Еп. Петр. Указание пути ко спасению. Изд. 3-е. Троице-Сергиева Лавра. 1905. С. 43—44. 302 Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. Т. II. § 277—278. С. 422; свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. T. I. С. 14; T. II. § 72. С. 188; T. V. Слово 22. С. 227—228; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 12, гл. 29; преп. Иоанн Лествичник. Слово 4, §§ 48, 44, 81—82, Слово 23, §§ 6, 7, 8, 11, 12, 16, 18, 20; Слово 25, §§ 54, 10, 51; Слово 26. С. 205. 303 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 12, гл. 29. С. 161//Добротолюбие. T. II, § 150. С. 90. 304 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X, II; преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 26, 29. 305 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 34. 306 Он же. Слово 25, § 44. 307 Он же. Слово 25, §§ 12, 26, 83, 129. 308 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 3. 309 См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. 1855. 310 Ср. Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 14. 311 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, 26, 37, 180. Ср. Преп. авва Дорофей. Поучение 2. 312 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 9; Слово 27, § 80. 313 Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 17. С. 45. 314 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II, § 70. С. 157. 315 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Мф.25. 316 См. об этом в «Лавсаике» повесть о подвижниках, впавших в прелесть и другие грехи через гордость (о Валенте, об Эроне, о Птолемее, об иерусалимской девственнице), под 29—32. 317 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 4, 5, 38. 318 См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XI. С. 576; V, 60, VI, 6 и I, 539; VII, 640, VIII, 159, 442; XI, 416, XI, 136; XII, 628 и др. О высокомерии и надменности — I, 533; II, 50, 320; IV, 38, 48; V, 522, VII, 31—32, 598; VI, 51—52, 116; VIII, 66; IX, 768; XII, 599.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Свт. Тихон Задонский. Творения. T. V. С. 228.    Еп. Петр. Указание пути ко спасению. Изд. 3-е. Троице-Сергиева Лавра. 1905. С. 43—44.    Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. Т. II. § 277—278. С. 422; свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. T. I. С. 14; T. II. § 72. С. 188; T. V. Слово 22. С. 227—228; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 12, гл. 29; преп. Иоанн Лествичник. Слово 4, §§ 48, 44, 81—82, Слово 23, §§ 6, 7, 8, 11, 12, 16, 18, 20; Слово 25, §§ 54, 10, 51; Слово 26. С. 205.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 12, гл. 29. С. 161//Добротолюбие. T. II, § 150. С. 90.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X, II; преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 26, 29.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 34.    Он же. Слово 25, § 44.    Он же. Слово 25, §§ 12, 26, 83, 129.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 3.    См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. 1855.    Ср. Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 14.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, 26, 37, 180. Ср. Преп. авва Дорофей. Поучение 2.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 9; Слово 27, § 80.    Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 17. С. 45.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II, § 70. С. 157.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Мф.25.    См. об этом в «Лавсаике» повесть о подвижниках, впавших в прелесть и другие грехи через гордость (о Валенте, об Эроне, о Птолемее, об иерусалимской девственнице), под 29—32.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 4, 5, 38.    См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XI. С. 576; V, 60, VI, 6 и I, 539; VII, 640, VIII, 159, 442; XI, 416, XI, 136; XII, 628 и др. О высокомерии и надменности — I, 533; II, 50, 320; IV, 38, 48; V, 522, VII, 31—32, 598; VI, 51—52, 116; VIII, 66; IX, 768; XII, 599.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 8, § 5.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II, § 85. С. 163.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 8, § 14.    Свт. Тихон Задонский. Творения T. II, § 78—79. С. 160.    О зависти: Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. Т. II, гл. 2, § 78—83; гл. 3, §§ 84—90; T. V, письмо 112. С. 135—136, свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. I. С. 454, 825; II, 23; III, 59; IV, 516, 517; V, 562; VII, 124, 295, 433, 438, 640; VIII, 102, 224, 240, 316, 435; IX, 147, 557, 560; X, 312, 680, 702, 707; XI, 237, 453; XII, 605 и далее. О ненависти: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 49, 569, VII, 632, XII, 610, I, 599. О злобе: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IV. С. 203; VII, 74, 254, 275, 502, VIII, 338; IX, 104, XII, 1017. О злопамятстве: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 14, 15; IV, 832; VI, 221; VII, 800; XI, 201; XII, 166, 733 и далее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

352 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 6. 353 Он же. Слово 22, § 44. 354 Он же. Слово 22, §§ 23, 45. 355 Он же. Слово 22, 46. Слово 25, § 25. О тщеславии и славолюбии — Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 87, 158, 187, 421; IV, 864; VIII, 250; III, 53; VII, 121, 212, 215, 219, 234, 287; VIII, 32, 189, 224; IX, 714; XI, 260. T. I. С. 38, 65, 465, 575; IV, 39, 325; V, 103; VI, 219, 273; VII, 48, 737; V, 251, 572; VIII, 30, 31, 33, 190; 250, 291; IX, 262, X, 360, XI, 260, 284, 340, 589, 850, 852—853; XII, 628. О тщеславии также см.: Добротолюбие. T. II — у преп. Иоанна Кассиана, Иоанна Лествичника, Нила Сорского, Ефрема Сирина и др. О славолюбии и честолюбии см.: Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. §§ 128—134. 356 Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий (I, Тип. IV, 3). С. 298—300; ср.: Толкование посл. Тит. (I, 15). С. 73—79. 357 Св. Климент Александрийский. Педагог. II. 1, 8. 358 С. Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907. Кн. 2. T. I. С. 262—263. 359 Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 20. См. также: С. Зарин. Указ. соч. С. 263, примеч. 2. 360 Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. Т. II, § 24. С. 21. Он же. Писания. Кн. V, гл. 3. 361 Если помышляем о пище с «безмерным желанием до страсти» (свт. Василий Великий). См. также: Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Отв. 86; а также: Добротолюбие. T. II, §§ 29—30. С. 567. 362 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Сергиев Посад, 1907. Ч. 1. С. 20. 363 Преп. авва Дорофей. Поучение 15. О св. Четыредесятнице. 364 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Сергиев Посад, 1907. Ч. 1. С. 21. О признаках чревоугодия см.: Преп. Варсонофий и Иоанн. Руков. к духовн. жизни. Отв. 86, 88; преп. Иоанн Кассиан. О борьбе с чревоугодием//Добротолюбие T. II. С. 18, 30; преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 15; свт. Василий Великий; Нравоучение — см. Еп. Петра. Указание пути ко спасению. § 20; преп. Иоанн Лествичник. Слово 14; преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 1. С. 20—21. 365 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, §§ 2, 3, 4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

262 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. Т. II. С. 260. 263 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. С. 261. 264 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. T. II. С. 282—284 (§§ 200—201). С. 300—343 (§§ 253—254). Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2-я. §§ 8, 41; Сот. 3-я. §§ 8, 56, 57. 265 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 51. С. 226. Ср. Еп. Феофан. Толкование Послания Кол. (3, 12). С. 175—176 («самость есть источник всех страстей»). Он же. Толкование Послания 2Тим. (3, 2). С. 326 («самолюбие — корень всех злых страстей»). См. также: Еп. Феофан. Толкование Послания Еф. (5, 6). С. 346. 266 Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Изд. 10-е. Шамордино. С. 2, 14. 267 Преп. Ефрем Сирин. Наставления новоначальному иноку, § 39. Ср.: 1 Тим. (3, 2). 268 Св. Феодор Едесский. Деятельные главы. § 10//Добротолюбие. Изд. 3-е. М., 1895. T. III. С. 321; преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. Кн. 1. С. 10—11; св. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 59; Сот. 3. §§ 56, 57; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 1-е. T. I. С. 107—115. Ср.: Свт. Григорий Синаит. Главы о заповедях, догматах и проч., § 91: «Есть восемь начальственных страстей. Три главные: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость». «Три вещи, — говорит преп. Максим Исповедник, — около которых кружатся все человеческие (желания и утехи): яства, деньги и слава, которыми диавол всегда и ввергает людей в бездну погибели; этими тремя покушался он обольстить и Господа» (Слово подвижн. § 10). 269 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 3. 270 См. К. Попов. Блж. Диадох и его творения. T. I. С. 152—161. С. Зарин. Аскетизм. Т. I. Кн. 2. С. 309—353. Ср.: Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V. Гл. 2; кн. V, гл. 1. 271 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 16. См. также у преп. Ефрема Сирина, у Иоанна Лествичника (гл. 22) и др. 272 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13—14. 273 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 25.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

172 См.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 247. 173 См. Еп. Феофан. Письма. Душеполезное чтение. 1896. Т. III. С. 304. Он же. Начертание христианского нравоучения. С. 158—159. 174 Ср. Преп. Пимен Великий//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 61; преп. Варсонофий. Руководство к духовной жизни. Отв. 253. 175 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 276. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 30. 176 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 209. 177 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 21, § 7. Преп. Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы//Добротолюбие. Т. 2. М., 1889. С. 509. 178 См. Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, гл. 18—19. 179 Преп. Исихий. Слово о трезвении и молитве. §§ 20, 29, 105 и др. 180 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 58. С. 313—314. 181 Преп. Нил Сорский. Скитский Устав. Слово 5; преп. авва Дорофей. Поучение 9, 17. 182 Преп. Варсонофий. Руководство к духовной жизни. Отв. 177. С. 143. 183 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 3-е. СПб., 1908. T. V. Гл. 45. С. 344—345. 184 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изречения преп. Пимена Великого. § 59. 185 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 277—278. Он же. Что есть духовная жизнь. Письмо 61; Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 16. 186 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 278—280. 187 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 15. О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно. 188 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3-я, § 53; преп. Исаак Сирин. Слово 73. Ср. Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 44. О том, чтобы никогда не думать, что уже успели в чем-либо и ни под каким видом не позволять себе льгот. 189 Преп. авва Аполлос//Древний Патерик. Гл. 5, § 4. С. 69. 190 Св. Марк Подвижник. Наставления к тем, которые думают оправдаться делами. §§ 151—153//Добротолюбие. Т. I. С. 553. 191 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 60. Как вести себя после победы над врагами. С. 138—141.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

670 . Прохоров Г. И. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. – ТОДРЛ, 1968, т. 23, с. 86–108. Об афонском исихазме ( Григорий Синаит , Григорий Палама , Филофей Коккин, старец Исаия, игумен Русского Пантелеимонова монастыря): с. 88, 95–97, 99, 103 и др. 671 . – К истории литургической поэзии: гимны и молитвы Патриарха Филофея Коккина. – ТОДРЛ, 1972, т. 27, с. 120–149. Список произведений патриарха Филофея, переведенных на славянский язык: с. 142–149. 672 . – Келейная исихастская литература ( Иоанн Лествичник , авва Дорофей , Исаак Сирин , Симеон Новый Богослов , Григорий Синаит ) в библиотеке СТСЛ с XIV по XVII в. – ТОДРЛ, 1974, т. 28, с. 317–324. 673 . Пузанов Н. Д. Дневник путешественника в Иерусалим и на Афон в 1895 г. Н. Д. Пузанов. М., 1897. 136 с. с портр. 674 . Пустынная обитель Введения во храм Пресвятой Богородицы на Святой Афонской Горе. 1895. 675 . Путеводитель по Святой Афонской Горе с объяснением ее святынь и прочих достопримечательностей с необходимыми руководствами для лиц, отправляющихся с родины на Афон и Палестину и Иерусалим, с 35 иллюстрированными видами монастырей и скитов Афона, и прилож. 2-х литографических видов: северо-восточной и юго-западной стороны и картою его. Изд. 5-е, испр. и доп. Одесса, АРОССПИ, 1902. XI, 115 с. 676 . Путеводитель по Святой Афонской Горе и указатель ее святынь и прочих достопамятностей. С 29 видами монастырей и скитов и картою Афона. СПб., РПМА, 1871. II, 132 с. Изд. 3-е. М., РПМА, 1883. 129 с; 24 илл.; 1 л., карт. Изд. 5-е. М., 1888. 232, II с. с илл. Изд. 6-е, испр. М., 1890. 179, II с. На 1-м тит. л.: Путеводитель по Святой Афонской Горе. М., РПМА, 1891. Изд. 7-е. М., 1895. Изд. 8-е. Путеводитель... с 31 видом... Афона. М., 1903. 237, II с. То же. В малом формате, сокращ. Изд. 2-е. М., РПМА, 1888. Изд. 3-е. М., 1891. Изд. 5-е. М., РПМА, 1903. Ср.: Серафим, иеромонах (Веснин С. Α.). Путеводитель по Святой Горе Афонской... 750). 677 . Путеводитель по Святой Горе Афонской. Изд. 3-е. М., 1891. Изд. 4-е. М., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В смысле навыка и привычки понимают её большинство из отцов христианской церкви, как, напр., И. Златоуст, Исаак Сирин , Ефрем Сирин , И. Лествичник, Филофей Синайский, авва Дорофей и др 104 . 6. Страсть, как болезнь души Судя по описанию св. отцов, страсть есть явление сложное, обнимающее собою все стороны душевной жизни. В основе её находится природное влечение, которое, под влиянием порочной воли, переходит свои законные естественные границы и становится ложным и чрезмерным. Такое превращение, как видели, совершается постепенно. Исключение делается, кажется, только в отношении страстей с эмоциональной основой, каковым является, напр. гнев, любовь. Давид, увидевши обнажённую красивую женщину с кровли своего дворца, почувствовал вдруг к ней страстное влечение. Без сомнения, это не была страсть к Вирсавии лично, но страсть к женщине вообще, или, вернее, сладострастие, обнаружившееся внезапно и приведённое в исполнение волею царя. Гнев может возникнуть внезапно без предварительной подготовки. «Иному кажется, говорит авва Дорофей , что она по себе сидит в мире и спокойствии, но когда брат скажет оскорбительное слово, то он возмущается, и потому считает себя вправе негодовать на него и говорить: если бы он не пришёл и словами своими не огорчил меня, то я не согрешил бы. Вот смешное и безрассудное суждение! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил ему страсть? Он только вызвал наружу ту, что уже была в нём... Такой человек похож на гнилой хлеб, который снаружи хорош, а внутри заплесневел, и когда кто-либо разломит его, то обнаруживается гнилость его. Точно так же и он сидел, как ему казалось, в мире, не замечая, что страсть была внутри его. Брат сказал ему одно слово и обнаружил гнилость, сокрытую внутри его 105 ». В данном случае первое впечатление оказывается настолько сильным, что прямо возжигает пламя страсти, независимо от участия воли данного человека. В обычном ходе развития страсти мысль и чувство принимают большое участие. Переходя в область сознания, инстинктивное влечение является здесь на первых порах в форме мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010