Недопустимым искажением святоотеческого учения о послушании (см. прп. Иоанн Лествичник , прп. авва Дорофей и др.) является сообщение о том, что духовник Александро-Невской Лавры иеросхимонах Серафим, окормлявший будущих первоиерархов Русской Православной Церкви, сам имел послушание у некого иеродиакона и бегал по Петрограду искать для него какую-то “ясную пуговицу” (с.с. 25, 26). Следовало бы назвать имя этого иеродиакона и сослаться на выписку из журнала Духовного Собора Лавры о назначении иеродиакона “N” духовным руководителем духовника Лавры иеросхимонаха Серафима (Муравьева). В книге же А. Трофимова говорится: “Вот иеродиакон идет в Лавре, а ему духовник (отец Серафим) имеет послушание…” (с. 25). Кто бы мог представить, что сегодня архимандриты Кирилл (Павлов) и Иоанн (Крестьянкин) находятся в послушании у каких-то, вчера рукоположенных, иеродиаконов, выполняя их прихоти… Неужели неизвестно издателям, что духовным руководителем может быть только опытный наставник, прошедший многолетнюю школу монашеского делания… На с. 29 помещен короткий рассказ об исцелении одержимой злым духом, содержание которого заимствовано из аналогичного, но полного рассказа из книги “Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа”. Составители убрали из него самое главное — прежде, чем помазать лоб страждущей маслом из лампады, горевшей пред иконой Пресвятой Богородицы, старец долго коленопреклоненно молился с болящей перед иконой, а затем, наложив на голову страждущей епитрахиль, читал молитвы от злых духов. Таких, наспех выхваченных из чужого труда и поэтому искажающих факты и выхолащивающих смысл православного делания фрагментов в книге, небрежно составленной А. Трофимовым, немалое количество. (По А. Трофимову выходит, что женщина зашла к отцу Серафиму, словно в поликлинику — батюшка помазал ей лоб, и она исцелилась… Только Господу известно, чего стоила батюшке одна молитва за такую одержимую…) Вновь навязывается читателю мысль о пребывании отца Серафима в заключении (с. 30). Согласно имеющимся архивным свидетельствам, 18 февраля 1932 года было арестовано 40 иноков Александро-Невской Лавры. В этом списке нет имени иеросхимонаха Серафима (Муравьева), так же, как в списке насельниц Воскресенского Новодевичьего монастыря, арестованных в тот же день, нет имен схимонахини Серафимы (Муравьевой) и внучки отца Серафима, послушницы Маргариты Муравьевой, жившей в монастыре при бабушке, ибо еще за 2 года до ареста монашествующих, они вместе со старцем отбыли в Вырицу.

http://azbyka.ru/fiction/starec-ierosxim...

Древнерусская христианская антропология является органической частью эсхатологической историософии. Как для Киевской, так и для Московской Руси нехарактерны представления об отдельном индивиде и его судьбе, основное внимание приковано к судьбе нации, всей Руси, предстоящей перед Богом. Киево-Печерский патерик дает новый образец антропологических рассуждений, смысл которых заключается в том, что, освободившись от родоплеменных связей, человек обретает духовную свободу, будучи включен («вчинен») в монашество, где он обретает новую социальную нишу. Характерно, что первые монастыри на Руси строятся в столице и больших городах, а феномен отшельничества, жизни «в пустыне» остается редким, единичным явлением. Монахи становятся новым социальным чином (сословием), духовно укрепляющим молодое христианство, что соотносится с концепцией монашества как духовного руководителя народа, выработанного в Византии в период иконоборческих гонений и окончательно утвержденного к Х в., ко времени крещения Руси 42 . Древнерусская эсхатологическая историософия сложилась как книжная и интеллектуальная традиция под влиянием переводной христианской литературы и народного религиозного мироощущения. Что касается переводной литературы, то на протяжении многих веков переводились разнообразные тексты в соответствии с потребностями новой паствы. В первый поток переводной литературы (так называемое «первое болгарское влияние») попали сочинения отцов-каппадокийцев (свт.  Иоанн Златоуст , свт.  Григорий Богослов , свт.  Василий Великий ), «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, исторические «Хроники» Иоанна Малалы и Георгия Амартола, полумифическая «Александрия» и другие произведения, которые должны были способствовать приобщению к истории Церкви и усвоению русичами догматических основ христианства. Во второй поток переводной литературы («второе болгарское влияние») входит большое количество аскетической и мистической литературы, книги исихастской монашеской школы ( авва Дорофей , прп.  Симеон Новый Богослов , прп.  Григорий Синаит , Дионисий Ареопагит , прп.  Исаак Сирин , прп.  Иоанн Лествичник , «Диоптра» Филиппа Пустынника и др.) 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Древняя русская литература XI–XVII вв. М.; Л., 1945; Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982; Человек в контексте культуры: Славянский мир. М., 1995; Райнов Т.И. Наука в России XI–XVII вв. М.; Л., 1940; Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI–XVIII вв. М., 1963; Турилов А.А. Духовная литература и письменность: X–XVII вв.//Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. РПЦ. С. 372–406; У истоков общности философских культур русского, украинского и болгарского народов. Киев, 1983; Цейтлин Р.М. Лексика старославянского языка. М., 1977; и др. 5. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 136. 6. См.: Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. С. 75; Прохоров Г.М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря с XIV по XVII в.//Монастырская культура: Восток и Запад; Он же. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Троице-Сергиевой лавры с XIV по XVII в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28; Яцимирский А.И. Византийский религиозный мистицизм XIV в. перед переходом его к славянам//Странник. 1908. Т. 2. Ноябрь. 7. Подробнее см.: Романенко Ю.М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. СПб., 2003. 8. «Термин славяно-русский применительно к книжности означает: церковно-славянский текст, переписанный на Руси и имеющий признаки восточнославянского извода. … В указанном значении термин, можно считать, уже устоялся» (Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси: Лингвотекстологические разыскания. М., 2001. С. 9). Применительно к культурной традиции термин указывает на видовой признак православной восточнославянской духовной традиции. 9. Архангельский А.С. К изучению древнерусской литературы: Творения отцов Церкви в древнерусской письменности. СПб., 1888; он же. Из лекций по истории русской литературы: Литература Московского государства (кон.

http://pravoslavie.ru/36953.html

На Русь сочинения Г. С. приходят через болг. посредство (вероятно, через Афон) в эпоху «второго южнославянского влияния», не позднее нач. XV в. В 2 монашеских сборниках идентичного состава нач. 10-х гг. XV в., сопровождающих Патерик Азбучный и Иерусалимский (РНБ. Погод. 872; ЯМЗ. Инв. 15479), содержатся «Толк о еже яко несть наша брань» и 142 «Главизны с краегранесием» (для 1-го кодекса не исключено создание его рус. писцом на Афоне, 2-я рукопись, возможно, написана в Спасо-Преображенском мон-ре в Ярославле). Практически современен им (1-я четв. XV в.) рус. сборник сочинений Г. С. (ГИМ. Син. 923), созданный в каком-то крупном книгописном центре (описание см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 465-470, 172). Др. рус. списки XV в.- РГБ. Троиц. 186 (1866) (этому списку в части сочинений Г. С. тождествен список РГБ. Троиц. 748 (1647), XV в., принадлежавший, по всей видимости, старцу Паисию Ярославу), БАН. 1261 (2-я четв. XV в.- Срезневский В. И. , Покровский Ф. И. Описание Рукописного отделения Библиотеки Имп. АН. СПб., 1915. Т. 2. С. 56-59), РГБ. Рум. 200, 1431 г.). Позднее аскетические сочинения Г. С. получили достаточно широкое распространение в рус. монашеских сборниках XVI-XVIII вв., но их рукописная традиция остается недостаточно исследованной (нек-рые наблюдения см.: Прохоров Г. М. Келейная исихастская лит-ра (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в б-ке Троице-Сергиевой лавры с XIV по XVII в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 321-323; Прохоров Г. М. Келейная исихастская лит-ра (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в б-ке Кирилло-Белозерского мон-ря с XIV по XVII в.//Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 44-58; Tachiaos. 1983; см. также раздел «Почитание»). Наибольшее внимание к сочинениям Г. С. из рус. книжников проявил в кон. XV в. прп. Нил Сорский, активно использовавший их и в своей иноческой практике и в лит. творчестве (см.: Прохоров Г. М. Нил Сорский//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 137; Нил Сорский, Иннокентий Комельский, прп. Сочинения/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров. СПб., 2005). В XVI в. сочинения Г. С. вошли во состав ВМЧ под 11 февр. (ГИМ. Син. 991, 179; см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 464; ЧОИДР. 1886. Кн. 1. С. 119-141).

http://pravenc.ru/text/168073.html

«Греховное неспасительное терпение проявляется многими людьми по страсти корыстолюбия и сребролюбия, в целях наживы и стяжательства, из плотоугодия и животолюбия, из человекоугодия и тщеславия и мн. др.» 43 Греч, слово πειρασμς – искушение – происходит от глагола πειρω – испытывать, делать испытание; искушать, соблазнять; быть опытным; переживать, претерпевать. Этим словом «искушение» иногда переводятся и другие греч. слова: δοκιμιον, δοκιμ, περα. Искушение – по-славянски «напасть». «Напасть» еще имеет значение: беда, несчастье, злополучие (злоключение), гонение. Русское слово «искушать» – испытывать, подвергать кого-либо испытанию; убеждаться опытом в образе мыслей, чувств и действий; смущать соблазном, стараться совратить кого с пути блага и истины. Искуситель – соблазнитель, прельститель, совратитель, лукавый, сатана, диавол. 59 Хульные помыслы происходят от врага рода человеческого диавола и бывают в виде навязчивых мыслей сомнения, неверия в Бога, нелепых и нечистых (срамных) мыслей, особенно во время молитвы в храме, хулы на Бога и Его святых, на Пресвятую Богородицу Приснодеву Марию, на таинство Боговоплощения, на Св. Тайны Тела и Крови Христовых, на св. иконы, мощи, православную Церковь и мн. др. Возможность внушения диаволом хульных помыслов связана с духовно-нравственным состоянием христианина. а) Хульные помыслы бывают наказанием за гордость и есть ее порождение (прп. Иоанн Лествичник . Сл. 23, § 43; авва Дорофей . Поуч. 2, стр. 48). Хульные помыслы происходят также от дщерей гордыни: от оклеветания, от укоренил и осуждения, от своеволия и, особенно, от гнева и раздражительности. Ибо после гнева демоны всевают лютейшую горечь, а за сим хульные помыслы ( авва Дорофей – там же). «Хульные помыслы бывают и от того, когда кто думает о себе, что он хорошо живет, или думает, что усердно молится, а других осуждает» (Арх. Макарий Оптинский . Письма к монах., § 149, стр. 294). б) Помыслы сомнения, неверия и хулы на Бога, на христианскую веру и на все Божественное бывают от чтения богохульной литературы, написанной отступниками от веры Христовой и безбожниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Как особый вид мыслительных страстей, отцы перечисляют страсти и языка: коварство, любопытство, осуждение, уничижение, болтливость, притворство, ложь, срамословие, лесть, насмешливость и др. 2800 Но более любят делить подвижники страсти по степени важности и силы, которые имеют они в общем течении душевной жизни, причем делается попытка построения генетической связи между страстями. 2801 Указывают 8 главных страстей и между ними три главнейших родовых, от которых происходят все остальные. 2802 Три главнейших страсти: – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. 2803 Все отцы говорят, что всякая страсть рождается от сих трех причин: сластолюбия, славолюбия и сребролюбия» – пишет авва Дорофей . 2804 Действительно, ближайшее рассмотрение аскетических творений подтверждает мысль аввы. Указанные три страсти считаются родовыми, с тем небольшим различием, что под сластолюбием одни из отцов Церкви, напр., свят. Марк подвижник , разу- —415— меют вообще любовь к удовольствиям, 2805 другие же определенно указывают чревоугодие и таковых большинство: напр., Нил Синаитский, Иоанн Лествичник , Ефрем Сирин , Максим Исповедник , Григории Синаит , Авва Фалассий и др. 2806 В отношении пяти за ними следующих страстей замечается некоторое разногласие. Св. Григории Синаит , св. И. Дамаскин перечисляют блуд, гнев, скорбь, леность и гордость, 2807 а пр. Кассиан, св. Ефрем Сирин и св. И. Лествичник упоминают блуд, гнев, печаль, уныние и гордость, вводя новую страсть – уныние. 2808 Таким образом получается восемь следующих страстей: 1) чревоугодие, 2) блуд, 3) сребролюбие, 4) гнев, 5) печаль, 6) уныние (леность), 7) тщеславие и 8) гордость. Основанием или началом всех страстей главных и второстепенных считается самолюбие. 2809 От самолюбия происходят три главнейших страсти: чревоугодие, тщеславие и сребролюбие. 2810 Чревоугодие относится к телесным страстям. Из 8 главных страстей гнев, печаль и уныние относятся к раздражительной силе, а сребролюбие и тщеславие – к вожделевательным, и, наконец гордость к мыслительной силе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Телесные страсти делятся ещё частнее следующим образом: страсть чревоугодия, с её видами ­ – объядением и страстью к лакомой пище 37 , блуд, видами которого служат: прелюбодеяние, распутство, нечистота, кровосмешение, деторастление и скотоложство 38 ; пьянство и все те мелкие страсти, которые ищут телесного успокоения и связаны с излишними заботами о здоровом теле, каковы, напр., страсть к лени, к нарядам, к удовольствиям, к щегольству, к неге и т.п. 39 Душевные страсти разделяются частнее на страсти раздражительной, вожделевательной и мыслительной силы 40 . Страсти раздражения суть: гнев, горечь, бранчливость, вспыльчивость, дерзость, надменность, кичение, жестокосердие, ненависть, злопамятство и др. Страсти вожделения: самолюбие, сластолюбие, ненасытность, сребролюбие, лихоимание, славолюбие, честолюбие и др. Страсти мыслительной силы: самомнение, превозношение, самодовольство, противоречие, непослушание, мечтательность, гордость. Как особый вид мыслительных страстей, отцы перечисляют страсти и языка: коварство, любопытство, осуждение, уничижение, болтливость, притворство, ложь, срамословие, лесть, насмешливость и др 41 . Но более любят делить подвижники страсти по степени важности и силы, которые имеют они в общем течении душевной жизни, причём делается попытка построения генетической связи между страстями 42 . Указывают 8 главных страстей между ними три главнейших родовых, от которых происходят все остальные 43 . Три главнейших страсти: – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие 44 . Все отцы говорят, что всякая страсть рождается от сих трёх причин: сластолюбия, славолюбия и сребролюбия –пишет авва Дорофей 45 . Действительно, ближайшее рассмотрение аскетических творений подтверждает мысль аввы. Указанные три страсти считаются родовыми, с тем небольшим различием, что под сластолюбием один из отцов Церкви, свят. Марк подвижник , разумеет вообще любовь к удовольствиям 46 , другие же определённо указывают чревоугодие и таковых большинство: Напр. Нил Синаитский, Иоанн Лествичник , Ефрем Сирин , Максим Исповедник , Григорий Синаит , Авва Фалассий и др.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

И конечно, для пастыря нужны все творения: одни (святые Афанасий Великий , Григорий Богослов , Василий Великий , Иоанн Дамаскин , Иоанн Златоуст и др.) – для верного и точного выяснения христианского мировоззрения с догматической стороны, другие (особенно святые Иоанн Златоуст , Иоанн Кассиан Римлянин , Авва Дорофей , Димитрий Ростовский , Тихон Задонский и др.) – с нравственной, третьи (святые Макарий Египетский , Иоанн Лествичник , Исаак Сирин , Варсанофий Великий, тот же Златоуст, св. Симеон Новый Богослов , из русских – Нил Сорский , еп. Феофан Затворник и известное пятитомное Добролюбие) – с аскетическо-мистической. Если первый род творений важен для точного мировоззрения, второй – преимущественно для проповедничества, то третий особенно важен пастырю для личного руководства пасомых в индивидуальных переживаниях каждого из них. Для этого здесь заключается такой поразительно богатый материал, что весьма часто можно встретить мелкие вопросы даже в той же формулировке, какую встречает пастырь и теперь спустя тысячелетия 124 . Вполне естественно поэтому, что даже светский человек – А. С. Хомяков нередко, вместо того чтобы самому отвечать на поставленный вопрос, доставал творения какого-либо святого отца, открывал нужное место и читал его вопрошавшему. Известно, что и все пастыри-подвижники, кончая о. Иоанном Кронштадтским , воспитывались на святых отцах, и между прочим, у нас, в России, особенно на св. Иоанне Златоусте , этом всеобъемлющем, глубоком при крайней простоте, одушевленном при полной естественности, великом отце и учителе Церкви 125 . И это вполне понятно. «Пустыня (в которой воспитывались отцы-аскеты и, между прочим, св. Иоанн Златоуст . – Прим. авт.), – говорит один автор статьи «О необходимости изучения аскетических творений в деле пастырского служения», – пустыня – это как бы громадный ученый кабинет, где почти непрерывно день и ночь заняты изучением человеческого духа. Строгое наблюдение (эксперимент), постепенное самоуглубление открывают перед ними удивительные явления и стороны души человеческой. Отсюда аскетику, нисколько не сомневаясь, можно назвать сборником необычайных открытий в духовной жизни человека. Если сравнить эти открытия со всевозможными учеными психологическими сочинениями новейшего времени, то нет сомнения, что предпочтение придется отдать первым» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

93. Протоиерей Георгий Шумкин. 94. 2 мая 1937 г. 95. Митрополит Антоний проводит здесь различение между «аскетическими» отцами, т. е. теми из святых отцов, кто писал в основном об аскетических упражнениях, предназначенных для монахов в их духовном восхождении (например, преподобный Иоанн Лествичник, авва Дорофей и др.), и «богословскими» отцами, в своих сочинениях обсуждавшими не проблемы духовной жизни одного человека, но общие догматические вопросы — тринитарные, христологические, экклезиологические и др. (таковы, например, святитель Григорий Богослов, преподобный Максим Исповедник, святитель Григорий Палама и др.). Некоторые Отцы (например, святитель Исаак Сирин) писали и о духовной жизни, и об общих вопросах богословия; эти темы переплетались иногда в одном сочинении, так что настоящее деление в некоторых случаях условно. 96. Имеется в виду так называемый «Паспорт Нансена» — временное удостоверение личности для перемещенных лиц с портретом Фритьофа Нансена, Верховного комиссара по делам беженцев в Лиге Наций, и надписью «Société des Nation». Этот документ был принят на международной конференции в Женеве в июне 1922 г. и одобрен правительствами 52 стран. «Паспорт Нансена» обеспечил возможность тысячам людей вернуться домой или обосноваться в других странах. 97. Архимандрит Афанасий (Нечаев). О нем см. воспоминания митрополита Антония в книге «Проповеди и беседы». М., 1991. 98. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. Русская Церковь в эмиграции разделилась на несколько частей. Одна находилась в юрисдикции так называемого Карловацкого Синода в Югославии (впоследствии Русская Православная Церковь Зарубежом, или Синодальная Церковь), другая оформилась как Русский Западноевропейский Экзархат Константинопольского Патриархата с центром в Париже, возглавляемый митрополитом Евлогием (так называемая Евлогианская Церковь), третья — в Северной Америке — в конце концов провозгласила себя временно автономной (пока не получила автокефалию от Московской Патриархии в 1970 г.), четвертая сохранила каноническую верность Московскому Патриарху (зарубежные епархии и приходы Московского Патриархата, в том числе и Сурожская епархия в Великобритании).

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

е. теми из святых отцов, кто писал в основном об аскетических упражнениях, предназначенных для монахов в их духовном восхождении (например, преподобный Иоанн Лествичник , авва Дорофей и др.), и «богословскими» отцами, в своих сочинениях обсуждавшими не проблемы духовной жизни одного человека, но общие догматические вопросы – тринитарные, христологические, экклезиологические и др. (таковы, например, святитель Григорий Богослов , преподобный Максим Исповедник , святитель Григорий Палама и др.). Некоторые Отцы (например, святитель Исаак Сирин ) писали и о духовной жизни, и об общих вопросах богословия; эти темы переплетались иногда в одном сочинении, так что настоящее деление в некоторых случаях условно. 11 Имеется в виду так называемый «Паспорт Нансена» – временное удостоверение личности для перемещенных лиц с портретом Фритьофа Нансена, Верховного комиссара по делам беженцев в Лиге Наций, и надписью «Societe des Nation». Этот документ был принят на международной конференции в Женеве в июне 1922 г. и одобрен правительствами 52 стран. «Паспорт Нансена» обеспечил возможность тысячам людей вернуться домой или обосноваться в других странах. 13 В конце 1920-х – начале 1930-х гг. Русская Церковь в эмиграции разделилась на несколько частей. Одна находилась в юрисдикции так называемого Карловацкого Синода в Югославии (впоследствии Русская Православная Церковь Зарубежом, или Синодальная Церковь), другая оформилась как Русский Западноевропейский Экзархат Константинопольского Патриархата с центром в Париже, возглавляемый митрополитом Евлогием (так называемая Евлогианская Церковь), третья – в Северной Америке – в конце концов провозгласила себя временно автономной (пока не получила автокефалию от Московской Патриархии в 1970 г.), четвертая сохранила каноническую верность Московскому Патриарху (зарубежные епархии и приходы Московского Патриархата, в том числе и Сурожская епархия в Великобритании). 15 «Свободная Франция» (с 1942 г. – «Сражающаяся Франция») – антифашистское движение, сложившееся во время второй мировой войны (1939–1945) по призыву генерала Ш.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010