Описание сирийской церковной истории до VII века, достаточно подробное, базируется на трудах византийских авторов. Далее Макарий опирался на информацию, почерпнутую из трудов Феофана Исповедника и Евтихия Александрийского, иногда добавляя сведения из каких-то других источников, похоже книг Никона Черногорца. Известна, кстати, копия хроники Евтихия, выполненная рукой Павла Алеппского. 2173 Летопись Яхьи Антиохийского Макарий переписывает в свою «Историю» целыми страницами. По завершении описания периода, отраженного в этом источнике, изложение становится лапидарным. 2174 Изредка историк ссылается на Кедрина, Никона Черногорца, сочинения арабо-христианских авторов XI века Абдаллаха Антиохийского и монаха Михаила. Начиная с эпохи крестоносцев, повествование сводится к сухому перечню антиохийских патриархов, преимущественно латинских. Список, действительно, заканчивается на Илие и Христиане, которых упоминает Павел, сообщая о своих исторических трудах (см. выше). Возможно, Павел где-то пересказал хронику Макария о первых ста антиохийских патриархах, подобно тому, как он продублировал историю Макария о патриархах XVI – начала XVII века Перечень антиохийских патриархов мамлюкской эпохи принадлежит Павлу Алеппскому. Текст включен в предисловие к «Странствию Макария», а также – с небольшими разночтениями – в летопись Михаила Брейка. Попытка Павла реконструировать преемство патриархов XIII – первой половины XIV в. закончилась плачевно – это столетие просто «провалилось» в хронике, Павел посчитал, что патриаршая кафедра была перенесена в Дамаск практически сразу после разорения Антиохии Бейбарсом. Сам поход Бейбарса описан у Павла довольно подробно благодаря тому, что это событие хорошо отражено в мусульманских летописях. Что же до собственно христианской истории, то, как писал Павел, «с этого времени сведения о патриархах совершенно прекратились за неимением нового историка... Всему этому причиной были умножение забот и печалей, пленения и стеснения, кои постигли сынов крещения». 2175 Единственное связное историческое повествование мамлюкского периода принадлежало антиохийскому патриарху Михаилу, жившему на рубеже XIV–XV вв.; его хроника дошла до нас лишь в передаче Павла. Этот источник, впрочем, представлял собой не более чем краткий перечень имен и дат, начиная с переселения патриархов в Дамаск в середине XIV в. до 1404 г. Дальнейшее исследование Павла превратилось в охоту за колофонами: «После него (патриарха Михаила. – К.П.) другой рукой записано о нем, что он скончался», «Я нашел в конце старого Апостола... дарственную запись», «Я нашел также в конце одной старинной книги следующее...», «в другой книге нашел…» и т.д. 2176 Последующие историки с похвалой отзывались о манере работы Павла, почти всегда указывавшего свои источники и пытавшегося подвергать их научной критике. 2177

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

аппарате. Халиф аль-Азиз (975-996) был женат на православной египтянке. Один из ее братьев, Орест , стал в 986 году Иерусалимским патриархом, другой, Арсений , - митрополитом Каира и Фустата. По всей видимости, митр. Арсений оттеснил стареющего Илию от реального управления Патриархатом. Пользуясь близостью к халифу, Арсений отнял у коптов ряд храмов и монастырей, принадлежавших православным в византийскую эпоху и утраченных после арабского завоевания. Видимо, ему удалось восстановить также церковь св. Михаила, т. к. она упоминается среди каирских церквей, пострадавших от погромов в мае 996 года. Нападения на церкви в 996 году были вызваны пожаром, уничтожившим фатимидский флот, который готовился к походу на Византию. Каирская чернь обвинила в поджоге итальянских купцов из Амальфи; 160 человек купеческой колонии было убито, а их имущество и некоторые церкви разграблены. Власти, однако, сурово наказали участников погромов и добились возвращения расхищенного имущества. Патриарх Илия I упоминается в послании 968 года сиро-яковитского Антиохийского патриарха Иоанна VII коптскому Александрийскому патриарху Мине . Известно также о переписке Илии с Антиохийским патриархом Агапием I (II), который по вступлении на кафедру в кон. 977 году разослал известительные грамоты остальным православным патриархам. Патриарх Илия в своем ответе (это единственное известное нам произведение патриарха, сохранившееся лишь в пересказе хронистов) осудил Агапия за то, что тот оставил Халебскую кафедру ради Антиохийской. Он выражал сомнения в каноничности поставления Агапия, требуя объяснения причин избрания этого патриарха и письменного свидетельства антиохийского духовенства и старейшин об их согласии с его поставлением. Ответное послание Агапия от 7 декабря 978 года целиком приводится в летописи Яхьи и воспроизведено в более поздних сочинениях арабо-христианских хронистов. Агапий с достоинством и тактом доказывал правомерность своего вступления на кафедру с т. зр. церковных канонов, а также ввиду единодушного желания антиохийцев и указывал, что сомнения патриарха Илии не должны служить препятствием к общению оторванных друг от друга православных Церквей Востока. Патриарх Илия, получив послание Агапия, без дальнейших споров включил его имя в диптихи. Патриарх Илия скончался 12 мая 1000 года в Каире , однако погребение патриарха произошло в Александрии , и там же состоялось избрание его преемником Каирского митр. Арсения . Литература Использованные материалы   Assemani. BO. T. 2. P. 133 Редакция текста от: 07.10.2018 17:32:05 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13678194.h...

Довольно разнообразные свидетельства о Владимире Святославиче содержатся в латиноязычных памятниках - послании к герм. кор. Генриху II архиеп.-миссионера Бруно Кверфуртского (1008) и хронике саксонца Титмара Мерзебургского (1012-1018). В прочих содержатся почти только сведения о внешнеполитических обстоятельствах Крещения Владимира Святославича: в визант. хронике Иоанна Скилицы (создана на рубеже XI-XII вв., но использовала достоверные источники 2-й пол. X в.), в арабо-сир. хронике весьма осведомленного Яхьи Антиохийского (ум. ок. 1066), в сочинении араба Абу Шоджи ар-Рудравери (ум. в 1095), в арм. хронике Степаноса Таронеци (Асолика) (нач. XI в.). История до Крещения. Год рождения Владимира Святославича неизвестен. На уникальное сообщение «Летописца Переяславля Суздальского» (XIII в., сохранившемся в единственном списке 3-й четв. XV в.) о 73 годах как возрасте князя ко времени его кончины (ПСРЛ. Т. 41. С. 44) полагаться трудно по неясности происхождения этой информации и, главное, по сбивчивости хронологии «Летописца» (так, смерть Владимира Святославича датирована в нем 6543, т. е. 1035 (!) г.). Подсчеты на основании возраста Святослава (род. за 3-5 лет до гибели своего отца киевского кн. Игоря, происшедшей не ранее зимы 944/5 г.) и более или менее надежных фактов биографии самого Владимира Святославича (рождение старшего сына кн. Вышеслава не позднее 978 г. и др.) приводят к приблизительному разбросу дат от 955 до 963 г., причем наиболее вероятной выглядит дата ок. 960 г. Такому заключению вряд ли противоречит известие Титмара, что Владимир Святославич умер «глубоким стариком» («decrepitae aetatis») и «ветхим деньми» («plenus dierum») (Thietm. VII, 73-74. P. 488; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 136, 141), поскольку впечатление от возраста ок. 55 лет, и без того весьма почтенного по понятиям средневековья, могло усугубляться необычайной длительностью киевского княжения Владимира Святославича (без малого 40 лет). Матерью Владимира Святославича, согласно ПВЛ, была «ключница» святой княгини Ольги Малуша, дочь некоего «Малъка Любечанина» (т.

http://pravoslavie.ru/38465.html

80 . Сократ Схоластик . Церковная история. Саратов, 1911 (на шмуцтитуле-1912). 81 . Сфрандзи Георгий. Хроника/Пер. и прим. Е.Д.Джагацпанян/Кавказ и Византия. Т. 5. 1987. 82 . Феофан. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта/Пер. В.И.Оболенского и  Ф.А.Терновского . М., 1890. 83 . Феофилакт Симокатта. История/Пер. С.П.Кондратьева. М., 1957. 84 . Филосторгий. Сокращенная церковная история Филосторгия, сделанная патриархом Фотием/ХЧ, 1854. 4. 85 . Чичуров М.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора1/Текст, пер., комм. М., 1980. (Переводы даны в сокращенном по ср. с виде). 86 . Эклога. Византийский законодательный свод VIII в./Пер., комм. Е.Э.Липшиц. М., 1965. 87 . Эпиграммы Павла Силенциария и Македония Консула/ВВ. Т. 30. 1969. 88 . Яхья Антиохийский/Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского/3ап. Имп. Акад. Наук. Т. 44, ч. 1. Спб., 1883. 89 .Номоз Зтратиотикоз (Воинский закон)/Пер. В.В.Кучмы. ВВ. Т. 32. 1971. 2. Литература 90 . Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. 91 . Азаревич Д.И. История византийского права. Т. 1, ч. 1, 2. Ярославль, 1876–1877. 92 . Алексеев Ю.Г. Государь Всея Руси. Новосиб., 1991. 93 . Алексей (Дородницын), еп. Чистопольский. Византийские церковные мистики XIV века (Препод. Григорий Палама , Николай Кавасила  и преп. Григорий Синаит )/Православный собеседник. Казань, 1906. 94 . Античность и Византия: Сб. статей/Отв. ред. Л.А.Фрейберг. М., 1975. 95 . Ариньон Ж.-П. Международные отношения Киевской Руси в середине X века и крещение княгини Ольги/ВВ. Т. 41. 1980. 96 . Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза:Альбом репродукций. Л.; М., 1966. 97 . Барабанов Н.Д. Византия и Русь в начале XIV века. Некоторые аспекты отношений патриархата и митрополита/ВО. М., 1991. 98 . Беляев Д.Ф. Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм св. Софии в IX-X вв./3аписки Имп. Русск. Археологического О-ва. Т. 5, вып. 1–4. Спб., 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Наибольшего процветания К. достиг в период, когда был резиденцией Арсения , митрополита Каира в 985-1000 гг. и патриарха Александрийского в 1000-1010 гг. Будучи братом жены халифа аль-Азиза (975-996) из династии Фатимидов, Арсений обладал огромным влиянием и немалыми средствами, позволившими ему обнести стеной и перестроить обитель. Однако в эпоху гонений на христиан халифа аль-Хакима (996-1021) К. подвергся разграблению и разрушению (25 апр. 1010), патриарх и монахи были изгнаны. Нападавшие разорили монастырское кладбище и выбросили из могил останки тел на съедение псам. Разгром К. стал одним из самых трагических событий в коллективной памяти егип. мелькитов. К концу своего правления аль-Хаким охладел к преследованиям инаковерующих и отменил мн. репрессивные меры в отношении христиан. В частности, по ходатайству настоятеля Синайского мон-ря Соломона халиф летом 1020 г. разрешил восстановить К. и вернуть туда монахов. В летописи Яхьи Антиохийского приводится полный текст соответствующего указа, где оговаривается и возвращение обители конфискованного у нее недвижимого имущества (вакфов). Перечень собственности К. включает в себя деревни, пашни и др. земельные угодья, портовые сооружения, дома, кайсарии (торговые комплексы), бани, винные лавки, гончарные мастерские, сады, огороды, финиковые рощи в Египте и на всей территории гос-ва. Данный перечень, хотя и представляет собой набор стандартных формулировок, дает представление о структуре и масштабах монастырской экономики. Игум. Соломон был назначен распорядителем монастырского имущества. Он организовал восстановление К. и населил его иноками, к-рые получили содержание за счет доходов от имений мон-ря. После прекращения гонений на христиан и нормализации византийско-фатимидских отношений укрепились связи ближневост. мелькитов с К-полем. Это хорошо прослеживается на палестинском материале, но, похоже, подобные процессы затронули и Египет. Культ прп. Арсения Великого получил широкое распространение в Византии, а его мощи были перенесены в к-польскую ц. Богородицы Перивлепты (основана в 1034) предположительно из К.

http://pravenc.ru/text/2462329.html

преимущественно историю с 959 по 976 г. Примером ему служила история Агафия, что придало его изложению довольно искусственный характер. Эпоху Василия II, больше как введение, кратко изложил в первой книге своей знаменитой истории Михаил Пселл . Иоанн Скилица , высокопоставленный византийский сановник, написал в конце XI в. хронику, продолжающую Феофана и охватывающую период с 811 по 1057 г. Для периода вплоть до низвержения Романа Лакапина он пользовался прежде всего Продолжателем Феофана. Дальнейшее изложение покоится в первую очередь на не дошедших до нас источниках и имеет большое значение. Для времени до конца правления Никифора Фоки Скилица использует тот же самый источник, семейную хронику рода Фок, что и Лев Диакон, и наряду с этим источник церковного происхождения 469 . Особенно важна для рассматриваемой в этом разделе эпохи часть, относящаяся ко времени Василия II. Оригинальный текст этого важнейшего труда не издан до настоящего времени: Боннский корпус, как и более старые издания, довольствуется перепечаткой Георгия Кедрина, переписавшего основную часть Скилицы 470 . Под именем Скилицы в Боннском корпусе содержится только имеющееся в некоторых рукописях и не принадлежащее Кедрину продолжение 1057–1079 гг., которое, однако, как показывают новейшие исследования, принадлежит не Скилице, а является компиляцией неизвестного автора 471 . Иоанн Зонара , другой высокопоставленный сановник, написал в середине XII в., удалившись в монастырь, пространную всемирную хронику, оканчивающуюся на 1118 г. Впрочем, по сравнению с более ранними источниками Зонара не предлагает по этой эпохе никакого нового материала, однако из уважения к самостоятельности, с которой он использует источники, его труд остается заслуживающим внимания. Важные дополнения к неполным сообщениям византийских исторических сочинений дают арабские источники. Для византийской истории эпохи Македонской династии особенно содержательна хроника Яхьи Антиохийского (ум. 1066) 472 . Выдающимся латинским источником для истории Византии середины X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В гражданской войне, начавшейся в Сирии в 2011 г., регион Л., населенный преимущественно алавитами и отчасти христианами, в целом сохраняет лояльность правительству Б. Асада. Однако в зонах расселения суннитов, большей частью в туркоманских селах к северу от Латакии, неоднократно происходили боевые столкновения. Епископы Л. св. Лукий (Луций; сер. I в.), Филимидр (50-е гг. III в.), Илиодор (кон. 50-х гг. III в.), Сократ (нач. 60-х гг. III в.), Евсевий (ок. 262-268), свт. Анатолий (268 - ок. 282), Стефан (80-е гг. III в.- ок. 303), свт. Феодот (после 303 - 20-е гг. IV в.), Георгий (до 340 - после 359), свт. Пелагий (360 - 80-е гг. IV в.), Аполлинарий (?; до 362-390), Елпидий (до 394 - после 415), Макарий (до 431 - после 451), Максим (упом. в 458), Никий (упом. в 511-512), Константин (до 519; монофизит), Стефан (553), Дометий (553-563/4; яковит), Константин (818-845; яковит), Нико (886-912), Феодор (ок. 890?), Симеон (886-912), Иосиф (IX-X вв.), Феодор (X-XI вв.), Илия (X-XI вв.), неизвестный (1089), Иосиф (XII в.), Василий (до 1147 - после 1157), Павел Ахкар (1961; Мелькитская Церковь), Юханна Мансур (с 1979 по наст. время). Лит.: Le Quien. OC. Т. 2. Col. 789-796; Le Strange G. Palestine under the Moslems. L., 1890. P. 490-491; Спасский А. А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Серг. П., 1895; он же. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 19142; Pauly, Wissowa. Bd. 8. Sp. 713-718; СИППО. 1898. Т. 7. С. 334-335; 1908. Т. 19. С. 322; 1912. Т. 23. С. 116; 1913. Т. 24. С. 319; Eutych. Annales. Pars 2. P. 161, 175, 207 (рус. пер.: Розен В. Р., ред. Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883. С. 16-17, 30, 154); Devreesse R. Le patriarcat d " Antioche depuis la paix de l " église juscu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 168-169; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951; Elisseeff N. Al-Ladhikiyya//EI. Vol. 5. P. 589-593; Fedalto. Hierarchia. T. 2. P. 703-705; Guidoboni E. Catalogue of Ancient Earthquakes in the Mediterranean Area up to the Xth Cent. R., 1994. P. 323-325; Болотов. Лекции; Большаков О. Г. Средневек. город Ближ. Востока. М., 2001; Courad L. Ibn Butlan in «Bilad al-Sham»: The Career of a Travelling Christian Physician//Syrian Christians under Islam: The First Thousand Years. Leiden, 2001. P. 150-151; Butcher K. Roman Syria and the Near East. L., 2003; Панченко К. А. Митрополиты и епархии Правосл. Антиохийской Церкви в описании Патр. Макария III аз-За " има (1665 г.)//ВЦИ. 2012. 1/2(25/26). С. 137.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

Подобная интерпретация мотивов, подтолкнувших князя к войне против владевших Херсонесом ромеев, не лишенная правдоподобия, представляется все же натянутой и уязвимой. Вне поля зрения выдающегося церковного историка осталось сочинение арабоязычного писателя XI века христианина Яхьи Антиохийского, в котором содержится упоминание о Крещении князя русов и его подданных: «И взбунтовался открыто Варда Фока и провозгласил себя Царем… и дошли войска его до Хрисополя. И стало опасным дело его, и был им озабочен Царь Василий, по причине силы его войск… И истощились его богатства, и побудила его нужда послать к Царю русов – а они его враги, – чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве, и женился Царь русов на сестре Царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился, и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону, и не признавали никакой веры. И послал к нему Царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили Царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у Царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку, и завладел Царь Василий приморскою областью» . О помощи русов ромеям в подавлении мятежа Варды Фоки упоминают и византийские писатели Иоанн Кедрин, Иоанн Зонара и Михаил Пселл. По оригинальной версии польского историка А. Поппэ, поход на Корсунь был предпринят не против законных Императоров, а против окопавшихся там мятежников . Встреча Владимира и Анны. Миниатюра Радзивиловской летописи Из сопоставления противоречивых сведений, содержащихся в «Повести временных лет» и у иностранных авторов, складывается следующая последовательность событий. Князь Владимир помог Империи справиться с мятежом, направив в распоряжение Императоров, по сообщению армянского историка, современника этих событий, Стефана Таронского, 6 тысяч своих отборных воинов, под обещание породниться с Императорским домом чрез женитьбу на Цесаревне, что подразумевало предварительное Крещение князя, к которому он и без того был готов. Но Императоры, находя подобный брак унизительным, тем более что, по словам Титмара Мерзебургского, их сестра Анна, которую немецкий хронист по ошибке называет Еленой, ранее «была просватана за Оттона III» , попытались уклониться от исполнения обещания, данного в трудных для них обстоятельствах. Ответом Великого князя на вероломство ромейских правителей стал поход на Корсунь.

http://pravoslavie.ru/157381.html

– Гораздо беднее в этом отношении источники иностранные. Показания напр., скандинавских саг представляют весьма мутный источник, и ими приходится пользоваться с большою осторожностью. Прямое отношение к истории княжения Владимира имеет сага об Олаве Триггвиеве сыне. Несколько ценнее данные, встречающиеся у западных летописцев, хотя и они крайне незначительны. Внимания русского историка заслуживают собственно известия, занесенные в хронику Титмара, епископа Мерзебургского, и письмо миссионера Бруна или Брунона к немецкому императору Генриху II Благочестивому. Что же касается россказней римского кардинала Петра Дамиани и Французского монаха Адемара о никогда небывалых успехах римско-католической миссии в Киеве, то их можно отметить лишь для того, чтобы показать, как тяжко было римскому престолу расставаться с мыслию о том, что ему не удалось подчинить своей власти нашу отечественную церковь . – Гораздо большего мы вправе были бы ожидать от историков византийских, – во-первых, потому, что они, как люди, сравнительно очень солидно образованные, отличались более широким умственным кругозором, во-вторых, потому, что наша Русь при Владимире вступила в тесную родственную связь с Византией. Наши ожидания, однако ж, оказываются напрасными. Византийские историки, как бы сговорившись, почти совершенно игнорируют наше отечество и только случайно, как бы мимоходом, упоминают о военной помощи, оказанной Владимиром императору Василию II, и о женитьбе Владимира на царевне Анне; а один из них, Лев Диакон, как бы нехотя, упоминает еще о взятии Русскими города Корсуня. Будем, впрочем, утешать себя надеждою, что византийская историография еще не вполне разработана: кое что, и может быть самое ценное для нас, еще хранится йод спудом. – Как бы в укор византийцам, арабские летописцы, стоявшие в данном случае в менее благоприятных условиях, сохранили для нас несколько – немного, правда – известий высокой ценности: в данных, встречающихся, напр., в летописи араба Яхьи антиохийского, русский историк получает твердое основание для того, чтобы некоторые события отечественной истории времен Владимира поставить в причинную связь с событиями, имевшими место в тогдашней Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе восстания болгары овладели территорией, расположенной между Дунаем и Стара-Планинскими горами. При осаде крепости Серес комитопул Моисей был убит камнем, брошенным с крепостной стены. Близ города Преспы от руки наемного убийцы пал старший из комитопулов – Давид. После гибели братьев Аарон правил на востоке Болгарии. Посланцы Императора ромеев Василия II вступили с ним в переговоры. Мир между ромеями и болгарами договорились скрепить династическим браком – женитьбой Аарона на сестре Императора. Из Константинополя к нему прибыл митрополит Севастийский, сопровождавший невесту. Но по прибытии гостей выяснилось, что невеста не была сестрой Императора. В наказание за участие в мошенничестве митрополит Севастийский был сожжен заживо. Переговоры Аарона с посланниками Императора дали основание Самуилу заподозрить своего старшего брата в том, что тот пытался, опираясь на поддержку ромеев, устранить его от власти и править Болгарией единолично. Самуил обвинил брата в измене. Разлад между ними обернулся междоусобной войной. 14 июня 987 г. в сражении под Дупницей Аарон погиб. За его гибелью последовало умерщвление почти всей его семьи. В живых был оставлен лишь один его сын – Иван Владислав. Самуил обвинил брата в измене. Разлад между ними обернулся междоусобной войной Когда «старшие комитопулы, Давид, Моисей и Аарон, один за другим сошли со сцены… власть перешла к младшему, Самуилу» . Свою новую столицу он устроил на острове, расположенном на озере Преспе, близ Охрида. В ходе войны с ромеями Самуил овладел не только теми землями, где жили болгары, но и многими городами в Эпире и Фессалии. Самым значительным из них была фессалийская Ларисса, жителей которой он, по словам Иоанна Кедрина, «переселил во внутренние области Болгарии целыми семьями и, зачислив их в свои воинские списки, пользовался их содействием в войне против Византии. Перенес же и мощи св. Ахиллея, епископа Лариссы при Константине Великом, и положил их в Преспе, где была его столица» . Развивая наступление на ромеев, Самуил к 989 г. овладел городами Берией и Сервией, окрестностями Фессалоники, и на западе Балкан – Эпиром. Кроме Черноморского побережья, Болгария приобрела выход на Эгейское море и Адриатику. Но в этом же году мятеж Варды Склира был окончательно подавлен, а сам Варда помилован. Василий II смог теперь направить основные усилия на войну с Болгарией; ромеи перешли в контрнаступление, шаг за шагом отвоевывая утраченные территории. В военных действиях участвовал и состоявший при Самуиле Роман, носивший титул Царя. В 991-м г. он снова оказался в плену у ромеев. В хронике сирийского христианского писателя Яхьи Антиохийского, писавшего на арабском языке, об этом поражении болгар помещено такое сообщение:

http://pravoslavie.ru/153693.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010