Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРЕСТ († Между 11.06 и 10.07.1005, К-поль), патриарх Иерусалимский (с янв./февр. 986). В научной лит-ре иногда упоминается как Иеремия, исходя из лат. перевода его имени (Ieremias) в издании хроники копто-араб. историка XIII в. аль-Макина Старшего (см. ст. Макин ) (в араб. оригинале такая форма имени могла возникнуть как результат описки при передаче имени Орест). Главный источник сведений об О.- летопись его младшего современника Яхьи Антиохийского († после 1034). Конец X в. был исключительно благоприятным временем для правосл. общины Сиро-Египетского региона, в значительной степени ввиду того, что фатимидский халиф аль-Азиз (975-996) был женат на правосл. христианке, сестре О. Халиф обеспечил братьям своей жены О. и Арсению блестящую церковную карьеру, сделав 1-го предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви , а 2-го - митрополитом Каира. О предшествующем периоде жизни О. точных сведений нет. Арабо-испан. историк XIV в. Ибн аль-Хатиб повествует о том, что халиф аль-Азиз отправил брата своей жены-христианки, к-рый был монахом и идентифицируется исследователями как О. или Арсений, с миссией к эмиру Сицилии Джафару ибн Мухаммаду аль-Кальби (983-985), чтобы добиться получения 3 крепостей, захваченных у византийцев сицилийскими мусульманами. Однако Джафар отказался отдавать крепости и грубо обошелся с послом, к-рый через неск. месяцев отправился в К-поль, откуда писал аль-Азизу о провале миссии (Contribution à l " histoire de l " Afrique du Nord et de la Sicile/Éd. H. H. Abdul-Wahab//Centenario della nascita di M. Amari. Palermo, 1910. Vol. 2. P. 478-479). Возведение О. на Патриарший престол датируется рамаданом 375 г. хиджры, что соответствует 15 янв.- 13 февр. 986 г. по Р. Х. Похоже, до того Иерусалимский престол некоторое время оставался вакантным после кончины патриарха Иосифа II († 984/5). Характерно, что Иосиф, как и один из его предшественников - Христодул II († 969), скончался и был погребен в Каире,- очевидно, Иерусалимские патриархи считали нужным пребывать в Египте, ближе к политическому центру мусульм. династий, владевших Палестиной. По-видимому, О. также длительное время жил в столице халифата.

http://pravenc.ru/text/2581517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ I († 12.05.1000, Каир), патриарх Александрийский (с июня/июля 964). До избрания на Патриаршество был игуменом лавры св. Харитона в Палестине. По всей видимости, происходил из арабо-христ. среды, хотя несомненно знал греч. язык и поддерживал контакты с Византией. По свидетельству Яхьи Антиохийского , Патриаршество И. началось на 19-м году халифата аль-Мутиа, в джумаде II (15 июня - 13 июля 964), и длилось 37 лет по счету лунной хиджры (в рукописи, положенной в основу издания летописи Яхьи, срок правления И. ошибочно указан как 72/3 года; эта ошибка присутствует также в рус. переводе Н. А. Медникова). За свое долгое Патриаршества И. был свидетелем мн. событий истории христ. Востока. Т. н. византийская реконкиста в 60-х гг. X в. привела к обострению межконфессиональных отношений в Вост. Средиземноморье. В 960 и 961 гг., после побед армий имп. Никифора II Фоки, в Фустате прошли погромы в христ. церквах различных исповеданий. Особенно пострадала мелькитская (правосл.) ц. св. Михаила, к-рая в течение долгого времени оставалась в полуразрушенном состоянии. Патриарх неоднократно обращался к мусульманским властям за разрешением восстановить церковь, но получал отказ. Не имея возможности совершать богослужения в ц. св. Михаила, мелькиты Фустата проводили службы в ц. св. Исидора в квартале Каср-эш-Шама. В собственности православной общины оставалась также ц. св. Феодора, где были похоронены скончавшиеся в Египте Иерусалимские патриархи Христодул (969) и Иосиф (984). В 969 г. династия Ихшидидов, правившая Египтом, была свергнута шиитской династией Фатимидов. Недалеко от Фустата Фатимиды основали новую столицу Каир, куда вскоре перенесли свою резиденцию Александрийские патриархи. Первые фатимидские халифы проявляли исключительную веротерпимость и широко покровительствовали немусульм. общинам; христиане и иудеи занимали видные посты в гос. аппарате. Халиф аль-Азиз (975-996) был женат на правосл. египтянке. Один из ее братьев, Орест , стал в 986 г. Иерусалимским патриархом, другой, Арсений (впосл. патриарх Александрийский),- митрополитом Каира и Фустата. По всей видимости, митр. Арсений оттеснил стареющего И. от реального управления Патриархатом. Пользуясь близостью к халифу, Арсений отнял у коптов ряд храмов и мон-рей, принадлежавших православным в визант. эпоху и утраченных после араб. завоевания. Видимо, ему удалось восстановить также ц. св. Михаила, т. к. она упоминается среди каирских церквей, пострадавших от погромов в мае 996 г. Нападения на церкви в 996 г. были вызваны пожаром, уничтожившим фатимидский флот, который готовился к походу на Византию. Каирская чернь обвинила в поджоге итал. купцов из Амальфи; 160 человек купеческой колонии было убито, а их имущество и нек-рые церкви разграблены. Власти, однако, сурово наказали участников погромов и добились возвращения расхищенного имущества.

http://pravenc.ru/text/389369.html

ибн Джами (Джумей) († 29.05.966, Иерусалим), патриарх Иерусалимский (с 964). Единственным источником сведений об И. является арабо-христ. хроника Яхьи Антиохийского (XI в.). Во время Патриаршества И. обострились межконфессиональные отношения на Ближ. Востоке. В 1-й пол. X в. завершился распад Аббасидского халифата, Палестина вошла в состав владений Ихшидидов (935-969), тюркской династии, правившей в Египте. Политический кризис мусульм. мира усилил антихрист. настроения, неоднократные погромы церквей (в 923, 937, 940) имели место в Сиро-Египетском регионе, в т. ч. в Иерусалиме. Межконфессиональную напряженность усугубляли успешная экспансия Византии в Вост. Средиземноморье, потеря арабами в 60-х гг. X в. Крита, Кипра и Киликии и переселение в Сирию мусульм. беженцев с утраченных территорий. Известия о победах византийцев спровоцировали новые погромы христ. церквей в Фустате в 960 и 961 гг. В такой обстановке правитель Иерусалима Мухаммад ибн Исмаил ас-Синаджи обложил Иерусалимскую Церковь тяжелыми поборами. И. сначала выплачивал требуемые суммы, потом поехал в Египет к правителю гос-ва эмиру Кафуру и через чиновников-христиан просил его разобраться в ситуации. Кафур отдал соответствующее указание наместнику Сирии аль-Хасану ибн Абдалле, а тот - ас-Синаджи. Однако градоначальник продолжал притеснять христиан и незадолго до Пятидесятницы 966 г. потребовал чрезмерных денежных выплат. Патриарх, надеясь на заступничество высших лиц гос-ва, отказался платить и отправился с жалобой в Рамлу, где тогда находился наместник Сирии. Оттуда И. вернулся в Иерусалим вместе с военачальником Текином, к-рого наместник откомандировал для защиты христиан от посягательств администрации города. Ас-Синаджи воспринял происходящее как прямой вызов и покушение на свои властные полномочия. Он собрал «толпу родичей, приверженцев и всякого сброда» и потребовал, чтобы патриарх явился к нему. И., видимо не вполне осознавая серьезность ситуации, пошел на обострение конфликта: он отказался встретиться с ас-Синаджи, велел своим людям запереть ворота храма Гроба Господня и быть готовыми к нападению. Градоначальник арестовал Текина и снова призвал патриарха, обещая ему неприкосновенность. И. не ответил на это приглашение. Тогда 28 мая толпа, возможно возглавляемая гулямами ас-Синаджи, подожгла двери в храм Гроба Господня и ворвалась в него. Церковь была разграблена, из-за пожара обрушились купол ротонды Воскресения и крыша базилики (храм был восстановлен христианами в несколько этапов в посл. трети X - нач. XI в.). Тогда же подверглась разграблению и разрушению ц. Пресв. Богородицы на Сионе. В нападениях на церкви наряду с мусульманами участвовали евреи. Именно они на следующий день обнаружили патриарха, прятавшегося в цистерне для масла в кладовой храма Гроба Господня, убили его, а тело сожгли во дворе храма, привязав к одной из колонн.

http://pravenc.ru/text/469642.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Патриарх Иерусалимский (до февр. 1122 - 26 янв. 1156). Окончательная идентификация Н. остается в науке нерешенным вопросом. Известно об участии патриарха с таким именем в К-польском Соборе 26 янв. 1156 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ). Вскоре после этого он, очевидно, скончался, поскольку на следующем К-польском Соборе (12-13 мая 1157) присутствовал уже его преемник Иоанн IX . Н. также упоминается в стихотворных диптихах Иерусалимских патриархов, составленных на греч. языке в кон. XIII в., между Иоанном VIII и Иоанном IX. Вместе с тем Иерусалимский патриарх Николай поминается в одной из молитв Святогробского Типикона 1122 г. А. И. Пападопуло-Керамевс считал, что речь идет о патриархе - участнике Собора 1156 г. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 3, 8 (греч. паг.)), в связи с чем в научной лит-ре время создания сохранившейся рукописи Типикона стало указываться в качестве terminus ante quem для начала Патриаршества Н. (см., напр.: Grumel. Chronologie. P. 452; Nasrallah. Histoire. Vol. 3(1). P. 104). По мнению же А. А. Дмитриевского , поддержанному Н. Ф. Красносельцевым , речь идет о патриархе, правившем в 932-947 гг. (со ссылкой на датировку церковного историка XIX в. архим. Григория (Паламы)); более того, эта интерпретация послужила одним из ключевых аргументов для датировки архетипа памятника X веком. Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара ( 1707), на сведения к-рого, вероятно, опирался архим. Григорий (Палама), также относил правление Н. к X в., уточняя, что он сначала был поставлен на Патриаршество по инициативе заболевшего патриарха Афанасия (очевидно, Афанасия I ), по его выздоровлении уступил ему престол, а по кончине - вновь занял кафедру и правил 15 лет. Информацию о патриархах этого периода Досифей Нотара черпал преимущественно из сочинений правосл. араб. хронистов Евтихия , патриарха Александрийского, и Яхьи Антиохийского , однако в их трудах нет упоминаний об Иерусалимском патриархе Николае в X в. Церковный историк архим. Максим Симский († 1810), учитывавший и труд Досифея Нотары, и его первоисточники, в перечне Иерусалимских патриархов указывает на возможное правление Николая в сер. X в., а также сообщает о 2 одноименных иерархах, о к-рых отсутствуют сведения у др. авторов: о епископе Кесарии Палестинской, к-рый занял Патриарший престол в 1056 г. и правил в течение 33 лет (по разным источникам на это время приходится правление др. предстоятелей, в частности Евфимия I ), и о патриархе, который был поставлен в 3-й год правления визант. имп. Алексея III Ангела Комнина (1195-1203) и правил 15 лет (судя по сроку правления, речь может идти о том же патриархе, что и у Досифея Нотары). Т. о., информация о существовании патриарха Николая Иерусалимского в X в., восходящая к Досифею Нотаре, не подтверждается первоисточниками и могла в свою очередь трансформироваться у последующих историков XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/2565944.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ II патриарх Антиохийский (1 апр.1032 - 8 сент. 1033). Происходил, по-видимому, из визант. Анатолии, был монахом в одном из монастырей Никомидии. Мелькитский униат. историк XVIII в. Юханна аль-Аджими без указания на источники сообщает, что И. был родом из Иерусалима. С кон. Х в. визант. императоры контролировали замещение Патриаршего престола недавно отвоеванной византийцами у мусульман Антиохии (969) и во избежание появления сепаратизма не допускали избрания на него местных уроженцев. Поставление И. на Патриаршество прошло в К-поле, после чего он в отличие от предшественника Николая II подписал томос К-польского Собора (от 3 мая 1030) против яковитов и их деятельности в Мелитине (RegPatr, N 839-840). Информация об И. содержится гл. обр. у Яхьи Антиохийского , который в свою очередь опирался на несохранившиеся церковно-политические хроники сирийских христиан. В свое недолгое Патриаршество И., похоже, мог контролировать только визант. половину Антиохийского диоцеза (Киликия, Юго-Вост. Анатолия, часть Сев. Сирии), т. к. в тот период отношения Византии с мусульманами были напряженными; в пограничной зоне продолжались военные столкновения. Политические успехи Византии сопровождались перенесением в К-поль почитаемых ближневосточных святынь. После присоединения Эдессы (1031) в имперскую столицу была перевезена местная реликвия - «Переписка Авгаря с Иисусом Христом» (см. в ст. Авгарь ). Мусульм. правитель Халеба, стремясь заручиться поддержкой Византии, ок. 1032/33 г. прислал императору мощи св. Иоанна Крестителя, хранившиеся ранее в Эмесе (Хомсе) и перенесенные оттуда в цитадель Халеба при появлении под Хомсом армии ромеев в кон. Х в. Ист.: Eutych. Annales. Pars 2: Accedunt Annales Yahia Ibn Said Antiochensis/Ed. L. Cheikho et al. P. 265, 269; Антиохийские патриархи в араб. списке свящ. Иоанна Жеми 1756 г.//ТКДА. 1875. Март. С. 475. Лит.: Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхъи Антиохийского/Изд., пер., коммент.: В. Р. Розен. СПб., 1883. С. 077-081, 72, 387-391. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/389375.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ патриарх Александрийский (953 - 7 сент. 960). Единственным источником сведений об И. является арабо-христианская хроника Яхьи Антиохийского (XI в.). В ней сообщается о кончине И. в 349 г. хиджры после 8 лет Патриаршества. Предыдущий патриарх Исаак занимал кафедру с месяца зу-ль-хиджа 329 г. хиджры (авг.- сент. 941) на протяжении 13 лунных лет. Учитывая приблизительность указанных сроков правления, начало Патриаршества И. можно отнести к рубежу 341 и 342 гг. хиджры, т. е. к весне 953 г. Патриаршее служение И. совершалось в период резкого обострения мусульмано-христ. отношений как на границах, так и внутри мусульманского мира. В сер. 50-х гг. Х в. войско нубийского христианского царя вторглось в Египет и взяло Асуан. Мусульмане отбили вторжение и, преследуя нубийцев, захватили их крепость Ибрим. На сев. границах мусульманских владений византийцы продвигались в глубь Вост. Анатолии и Сирии. Победоносное вторжение доместика Льва Фоки в Сирию в 959/60 г. спровоцировало в марте 960 г. погромы церквей в Фустате. В течение неск. дней была дважды захвачена, разграблена и осквернена православная ц. арх. Михаила в квартале Каср-эш-Шама; та же участь постигла и 2 копт. церкви; мн. христиане подверглись нападениям. Вскоре И. скончался и был погребен в ц. св. Феодора в Фустате. После И. Александрийская кафедра вдовствовала 4 года, в течение к-рых продолжались погромы. 29 марта 961 г. в Египет пришли известия о завоевании византийцами Крита. Чернь Фустата снова разгромила ц. арх. Михаила (после чего здание оставалось заброшенным мн. десятилетия), а также храмы несториан и коптов. Ист.: Yahya-ibn-Sa‘ ï d d " Antioche. Histoire/Éd. I. Kratchkovsky, A. Vasiliev. P., 1924. [Fasc. 1]. P. 726-727, 779-783. (PO; T. 18. Fasc. 5) (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам. СПб., 1897. Т. 2(1). С. 333, 335-336. (ППС; Т. 17. Вып. 50)). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/578164.html

Было также решено заключить брак между наследником герм. престола Оттоном II и визант. порфирородной царевной Анной , дочерью имп. Романа II и сестрой императоров Василия II и Константина VIII. В нач. 972 г. вместо Анны в Германию отправилась племянница И. Ц. Феофано вместе с многочисленной свитой. Бракосочетание состоялось в базилике св. Петра в Риме 14 апр. 972 г. Со смертью имп. Оттона I в 973 г. супружеская чета Оттон II и Феофано заняла престол Римско-Германской империи, и на несколько десятилетий установились союзнические отношения Византии с наиболее могущественным гос-вом Европы. При И. Ц. успешной была визант. экспансия на Ближ. Восток. В 970-971 гг. патрикий Николай отразил попытку войск Фатимидов вернуть Антиохию под контроль мусульман. В 972 г. И. Ц. совершил большой поход в Сирию. Византийцы перешли Евфрат у Мелитины (Малатьи), заняли Амиду и Майафарикин (Мартирополь) и вошли в Нисибин, который был покинут местными жителями; впервые за 300 лет они достигли вост. границы древней Римской империи. В честь этих побед в К-поле вновь устроили триумф. Весной-летом 975 г. И. Ц. организовал еще один поход, владения империи были существенно расширены на юг за счет территории, принадлежавшей Фатимидам. Византийцы захватили или принудили к сдаче и выплате дани Апамею, Баальбек (Илиополь), Дамаск, Библ, Сидон, Бейрут. Пройдя всю Сирию и Ливан, они вступили в Палестину и продвинулись на юг до горы Фавор в Галилее, заняли ряд городов, в т. ч. Кесарию Палестинскую; осаждали Триполи, но успеха не добились. Осенью войска были отведены в Антиохию, а И. Ц. отправился в К-поль. О результатах похода 975 г. известно гл. обр. из сохранившегося письма И. Ц. царю Армении Ашоту III. Столь крупные победы, о которых сообщал И. Ц., вызывают сомнение у большинства исследователей, поскольку не подтверждаются др. источниками. По сведениям араб. хрониста Яхьи Антиохийского (XI в.), И. Ц. получил выкуп с Баальбека и Бейрута, овладел крепостями Валанея и Габала (Джабла) на сир. побережье и неудачно осаждал Триполи.

http://pravenc.ru/text/469752.html

по приказу халифа О. был ослеплен, отправлен в «Вавилон» (Каир) и там умерщвлен. У фламанд. хрониста Теодориха Паули (кон. XV в.) этот сюжет еще более заостряется: О., некогда обратившийся в христианство из ислама (при этом его отцом якобы был наместник Авеллино (Юж. Италия)), за отказ отречься от веры был подвергнут бичеванию и др. пыткам, после чего усечен мечом. Теодорих также указывал на празднование памяти О. как мученика 17 мая, а современный ему рукописный календарь (Florarium sanctorum) отмечает эту память под 15 мая. Большинство этих сведений в нач. XVIII в. собрал франц. церковный историк М. Лекьен , и данная трактовка сохранялась до тех пор, пока в кон. XIX в. не была введена в научный оборот летопись Яхьи Антиохийского. О. считается автором греч. Житий семьи южноитал. святых X в.- прп. Саввы Нового с Сицилии († после 986; BHG, N 1611), с к-рым О. встречался (очевидно, во время дипломатической миссии на острове в нач. 80-х гг. X в.), его отца Христофора и младшего брата Макария из Калабрии (BHG, N 312), кондаков в честь этих святых (Саввы и Макария) и вмч. Пантелеимона, а также богородичных . Брату О. Арсению тоже приписывается неск. церковных песнопений, причем одно - в честь просветителя Сицилии сщмч. Филиппа Агирского ( Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. 319): именно в посвященном ему мон-ре приняли монашество прп. Савва Новый и его отец. Имя почившего О. упоминается в тексте Литургии апостола Иакова в созданных в Юж. Италии т. н. Мессинском свитке (Messin. gr. 177) и Россанском кодексе (Vat. gr. 1970), что служит основанием для датировки в 1-м случае самой рукописи, а во 2-м - ее протографа. По мнению В. фон Фалькенхаузен, эти упоминания, а также факт написания О. Житий местночтимых южноитал. святых позволяют предположить, что между 1000 и 1005 гг. он нек-рое время находился в Юж. Италии, о чем мог не знать Яхья Антиохийский, живший в тот период в Египте ( Falkenhausen. 2007. С. 593). Соч.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. 298-313; Cozza-Luzi I. Historia et laudes ss.

http://pravenc.ru/text/2581517.html

17 . – 1883. Значение византийской и южнославянской пронии. (Сборник статей по славяноведению в честь В. И. Ламанского по случаю 25-летия его ученой и профессорской деятельности. СПб., стр. 1–32; отдельно, СПб., 32 стр.). 18–1883. Материалы для истории землевладения в XIV веке. I. Хиландарский практик. II. Межевая опись владений Тетовского монастыря. III. Указатель слов с объяснением податных терминов. (ЗНУ, XXXVIII, стр. X 56; отдельно, Одесса, 56 стр.). 19 . – 1884. Документы, относящиеся к истории России. (Русск. истор. библ., VIII, стр. Х82). 20 . – 1884, Рецензия на книгу бар. В. Р. Розена, «Император Василий Болгаробойца. Извлечение из летописи Яхьи Антиохийского», СПб. 1883, (ЖМНП, CCXXXII, 4, отд. И, стр. 282– 319). 21 . – 1884–1885. Следы писцовых книг в Византии. I. Писцовые книги в Римской империи. II. Средневековые западноевропейские книги. III. Окладной лист города Лампсака. IV. Хиландарский практик. V. Выводы из рассмотрения византийских писцовых книг: зевгарат, воидат и организация военных участков. (Там же, CCXXXI, 1, отд. II, стр. 1–43; 2, стр. 289–335; CCXL, 7, отд. II, стр. 1–52). 22 . – 1884–1885. Сношения Рима с Москвой. (Разбор трудов по русской истории о. Павла Пирлинга). (Там же, CCXXXIV, 8, отд. II, стр. 368–412; CCXXXV, 10, стр. 316–340; CCXL, 8, отд. II, стр. 290–325). 23 . – 1885. На память тысячелетней годовщины славянских просветителей. Речь в торжественном собрании Одесского сла- вянского благотворительного общества 6 апреля 1885 г. (Новороссийский телеграф, 9 и 10 апреля, 3030, 3031; Киевская старина, май, стр. 107–126; Известия Славянского благотворительного общества, апрель, стр. 230–238; отдельно, СПб. 1885, 13 стр.). 24 . – 1885. Наказ царя Ивана Васильевича Грозного князю Елецкому с товарищами. (ЗНУ, XLII, стр. 248–278). 25 . – 1885. Сельская община в Англии. (Отзыв о книге Fred. Seebohm. «The English village community examined in its relations to the manorial and tribal, to the common or open field system of husbandry», London, 1883). (ЖМНП, CCXLI, 10, отд. II, стр. 253– 323; отдельно, СПб. 72 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В ходе восстания болгары овладели территорией, расположенной между Дунаем и Стара-Планинскими горами. При осаде крепости Серес комитопул Моисей был убит камнем, брошенным с крепостной стены. Близ города Преспы от руки наемного убийцы пал старший из комитопулов – Давид. После гибели братьев Аарон правил на востоке Болгарии. Посланцы Императора ромеев Василия II вступили с ним в переговоры. Мир между ромеями и болгарами договорились скрепить династическим браком – женитьбой Аарона на сестре Императора. Из Константинополя к нему прибыл митрополит Севастийский, сопровождавший невесту. Но по прибытии гостей выяснилось, что невеста не была сестрой Императора. В наказание за участие в мошенничестве митрополит Севастийский был сожжен заживо. Переговоры Аарона с посланниками Императора дали основание Самуилу заподозрить своего старшего брата в том, что тот пытался, опираясь на поддержку ромеев, устранить его от власти и править Болгарией единолично. Самуил обвинил брата в измене. Разлад между ними обернулся междоусобной войной. 14 июня 987 г. в сражении под Дупницей Аарон погиб. За его гибелью последовало умерщвление почти всей его семьи. В живых был оставлен лишь один его сын – Иван Владислав. Самуил обвинил брата в измене. Разлад между ними обернулся междоусобной войной Когда «старшие комитопулы, Давид, Моисей и Аарон, один за другим сошли со сцены… власть перешла к младшему, Самуилу» . Свою новую столицу он устроил на острове, расположенном на озере Преспе, близ Охрида. В ходе войны с ромеями Самуил овладел не только теми землями, где жили болгары, но и многими городами в Эпире и Фессалии. Самым значительным из них была фессалийская Ларисса, жителей которой он, по словам Иоанна Кедрина, «переселил во внутренние области Болгарии целыми семьями и, зачислив их в свои воинские списки, пользовался их содействием в войне против Византии. Перенес же и мощи св. Ахиллея, епископа Лариссы при Константине Великом, и положил их в Преспе, где была его столица» . Развивая наступление на ромеев, Самуил к 989 г. овладел городами Берией и Сервией, окрестностями Фессалоники, и на западе Балкан – Эпиром. Кроме Черноморского побережья, Болгария приобрела выход на Эгейское море и Адриатику. Но в этом же году мятеж Варды Склира был окончательно подавлен, а сам Варда помилован. Василий II смог теперь направить основные усилия на войну с Болгарией; ромеи перешли в контрнаступление, шаг за шагом отвоевывая утраченные территории. В военных действиях участвовал и состоявший при Самуиле Роман, носивший титул Царя. В 991-м г. он снова оказался в плену у ромеев. В хронике сирийского христианского писателя Яхьи Антиохийского, писавшего на арабском языке, об этом поражении болгар помещено такое сообщение:

http://pravoslavie.ru/153693.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010