В 1944 году я очень тяжело заболела, болезнь длилась долго, год я лежала в больнице, а когда выздоровела – война уже закончилась. Спустя почти четыре года, в 1948 году, я пришла в Преображенский храм ко всенощной, где служил Владыка Николай. В это время он стоял на кафедре и вел елеопомаэание, в храме было очень жарко, душно и слишком тесно, поэтому я не подошла к елеопомазанию, но он не щадя своих сил помазал всех до единого человека (так он делал всегда). Затем Владыка произнес чудесную проповедь; после этого начал всех благословлять, тогда я решила подойти к нему, думая, что он давно забыл меня, так как не видел около четырех лет. Владыко, стоя на амвоне, благословлял прихожан. Когда я подошла к нему, он широко развел руки в стороны, как бы желая обнять меня, и радостно воскликнул: «С праздником, дорогая моя! Давно вы у нас не были, Вы что – уезжали?» От неожиданности я растерялась, от волнения не зная, что сказать, но все-таки сказала, что я болела. Владыко узнал меня спустя четыре года, я была удивлена и растрогана до глубины души его вниманием ко мне недостойной. Величие больших людей проявляется в маленьких встречах. Встреча с незабвенным Владыкой не может изгладиться из моей памяти, я уверена, что эта встреча была особой милостью Божией ко мне грешной. С тех пор я снова стала посещать его службы, которые доставляли мне неописуемую радость. 13 ноября 1961 года Владыко Николай заболел. У него случился сердечный приступ. Вместо того, чтобы оказать помощь на дому, его срочно отправили в Боткинскую больницу! где ухода за ним не было. У входа в палату дежурили какие-то лица и никого к нему не пропускали: несмотря на его неоднократные просьбы и мольбы, безжалостные, жестокие люди не вняли его просьбе. И так он страдал в глубоком одиночестве. 13 декабря 1961 года Владыка Николай умер, в четыре часа сорок минут утра, вернее его умертвила медсестра уколом в вену по приказу Хрущева. Вечная память священномученику! Узнав о смерти любимейшего Владыки Николая, чада его с раннего утра поспешили в морг, желая присутствовать при выносе тела усопшего в церковь и присоединить свой голос к просьбе о невскрытии его тела. В морге нам сказали, что, учитывая просьбу верующих, Владыку не вскрывали и вскрывать не будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим. С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии. С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму). 30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм. В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций. В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию начались под руководством бывшего пиротехника В. И. Демидова утром 28 октября 1961 года, их проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков, Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапёр Валентин Николаев. Это была уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и незаурядного самообладания и мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Воскресе...

У многих, если не у большинства, архипастырей это решение вызывало тяжелые чувства. Навязанная Церкви реформа приходского управления, по замыслу ее действительных инициаторов, должна была привести к развалу приходской жизни и подорвать влияние Церкви в об-ве, чего опасались как участники А. С., так и все почти духовенство и сознательные миряне. Однако в сложившихся тогда условиях открытое неповиновение властям могло бы повлечь за собой разгром церковной орг-ции, появление при поддержке властей раскольнических группировок. Рисковать легальным статусом канонической Церкви священноначалие не могло, в этом оно следовало по пути, на к-рый Русская Церковь вступила в 1923 г. при Святейшем Патриархе Тихоне . Попытки неск. архиереев из зарубежных епархий РПЦ оспорить решение А. С. на Поместном Соборе 1971 г . не имели успеха, оно было отменено на Поместном Соборе 1988 г . в связи с принятием нового «Устава об управлении Русской Православной Церкви» . На А. С. Патриарх сказал также о необходимости увеличить число постоянных членов Синода за счет включения в него по должности Управляющего делами Московской Патриархии и председателя ОВЦС для более оперативного решения вопросов высшего церковного управления. Решение об увеличении числа постоянных членов Синода было принято на заседании Синода от 16 марта 1961 г. и было вызвано, в числе проч., тем обстоятельством, что после освобождения от обязанностей председателя ОВЦС митр. Крутицкого Николая (Ярушевича), постоянного члена Свящ. Синода по занимаемой кафедре, и утверждения в этой должности архим. Никодима (Ротова), с возведением в сан епископа Подольского, викария Московской епархии, возникла необходимость закрепить за должностью председателя ОВЦС постоянное членство в Свящ. Синоде. Управляющий делами архиеп. Пимен (Извеков) на том же заседании Синода был переведен с Дмитровского вик-ства Московской епархии на самостоятельную Тульскую кафедру. Это решение было связано с исключительно широким кругом обязанностей Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя ОВЦС, предполагавших постоянную рабочую связь со Святейшим Патриархом и высокое служебное положение. Доклад по этому вопросу на А. С. делал Крутицкий митр. Питирим, в прениях выступил Ленинградский митр. Гурий (Егоров) . А. С. утвердил решение Свящ. Синода, и такой состав Синода сохранился в последующие десятилетия.

http://pravenc.ru/text/76504.html

«предаются без всякого для себя удержа неистовой протестантской пропаганде, имеющей своей целью соединение Православия с протестантизмом и уничтожение Православной Церкви. Пользуясь огромными средствами, протестанты... обливают грязью наше иконопочитание, обряды и все Православие... В результате такой пропаганды в православных странах быстро растет множество протестантских сект адвентистов, баптистов, методистов, пятидесятников и других... Если от этой дружбы происходит вред для Православной Церкви , то ясно, что дружба проистекает от врагов Святой Церкви. В данном случае такими врагами являются масоны». В заключение архиепископ Серафим (Соболев) призвал Русскую Церковь: «Не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? (2 Кор. 6, 14–15). Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1,1)» . 5. ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ВСЦ в 1961 году В 1948 г. архиепископ Серафим назвал экуменизм ересью, а потому вопрос, поставленный в названии его доклада, мог бы прозвучать так: «Надо ли православным участвовать в еретическом движении?» , — что и было признано в 1948 году безусловно неприемлемым. Шли годы, и, вопреки решению Всеправославного Совещания Поместные Церкви одна за другой становились «членами» ВСЦ. Русская Православная Церковь стала членом ВСЦ в 1961 году под давлением соответствующего отдела ЦК КПСС и благодаря усилиям его экумениста и филокатолика митрополита Ленинградского Никодима (Ротова). В то время, после изгнания непокорного митрополита Николая (Ярушевича), митрополит Никодим уже был главой Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). Если о Всеправославном Совещании 1948 года сохранились документы и Резолюция, то о процедуре принятия решения о вступлении в ВСЦ, о том, кто и какое имел мнение, ничего неизвестно. Неизвестно, например, был ли поднят наиболее существенный вопрос: как возможно с канонической точки зрения «членство» Единой, Соборной, Апостольской Церкви, которая есть Тело Христово, не в ВСЦ или КЕЦ (Конференция Европейских Церквей), но вообще в какой бы то ни было организации?

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

В ответ на это мне с иронией заявили в Комитете, что митрополит Николай напрасно беспокоиться, никто и не думает присуждать ему премию». Так закончил свой монолог А.С. Буевский. Вечером того же дня в пятницу 29 июля в ресторане «Прага» был устроен банкет в честь отъезжающих гостей. На следующий день мне исполнялось 60 лет, и этот факт тоже отмечался на банкете. Среди присутствующих были епископ Никодим и протопресвитер Виталий Боровой, с которым я впервые познакомился. Отсутствовал Макарцев, который обычно бывал в таких случаях. Видимо он «обиделся», что я у него так и не побывал. После окончания ужина мне удалось на минуту подсесть к столику, за которым сидел А.В. Ведерников – лицо очень близкое к митрополиту Николаю (и как показало дальнейшее, оставшийся ему верным, в его опале, до конца). Я тихо спросил его: – «Скажите, какие подлинные причины отставки митрополита Николая?» Ведерников неожиданно для меня под столом сделал знак ногою и тихо произнёс мне почти на ухо: «Он Вам сам всё рассказал!» На следующее утро, 30 июля 1960 года я улетел в Париж. Глава 4 Последнее личное известие от митрополита Николая я получил 11 апреля 1961 года, то есть после того, как он в сентябре 1960 года был уволен на покой с должности митрополита Крутицкого и Коломенского. Я поздравил его с Пасхой телеграммой на его домашний адрес в Москве и получил в Брюсселе телеграфный ответ: «Воистину Воскресе! Взаимно, с любовью горячо поздравляю, обнимаю, митрополит Николай». Не буду сейчас писать об обстоятельствах смерти митрополита Николая 13 декабря 1961 года. Меня не было тогда в Москве и цель моя – не повторять газетные версии, а писать личные воспоминания. Скажу только, на нашего теперешнего Экзарха, митрополита Антония, который присутствовал на похоронах, произвело большое впечатление спешка и быстрота, с которой всё происходило. Сами похороны, отпевание, речь Патриарха, вся обстановка в Лавре, произвели на него даже тяжёлое впечатление. Экзарха также поразило не сочувственное, иногда даже враждебное отношение к покойному со стороны собравшихся на похороны архиереев и духовенства. Никто не сказал о нём доброго слова. Даже если допустить здесь некоторое «приспособленчество» к обстановке, несомненно, что митрополит Николай не был популярен среди своих собратий, особенно архиереев. Его не любили за недоступность, нежелание поддерживать человеческие отношения. Особенно не любил он, когда к нему обращались его старые друзья. «С тех пор как я стал архиереем, я порвал все личные отношения», – говорил он. Рассказывают, что он сохранял отношения только со своим братом, который жил в Ленинграде и скрывал от всех, что его брат это митрополит Николай. Говорят, что митрополит звонил ему в Ленинград из Москвы каждую неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Архиепископ Василий (Кривошеин) в своих воспоминаниях пишет: «всех нас, как громом, поразила внезапность и непонятность отставки митрополита Николая… Положение митрополита Николая на должности главы «иностранного» отдела казалось настолько прочным, деятельность его в этой области была всецело в русле политики советского правительства, а известность его за границей столь велика, что отставка выглядела совсем необъяснимой. Что-то важное происходит в стране, решили все, но что именно, было неясно. Вероятно, плохое!» 16 сентября 1960 года он был уволен на покой, а 13 декабря 1961 года скончался. Обстоятельства его смерти до конца не выяснены и поныне .   В 1960 году был осуждён на три года заключения архиепископ Иов (Кресович) (в 1973–1977 гг. Ивановский и Кинешемский) за то, что активно пытался противодействовать закрытию церквей в епархии. Он разъезжал по сёлам и призывал паству твёрдо стоять за свои храмы. Архиепископ Иов был обвинён в неуплате налогов и в сокрытии доходов. В беседе с архиепископом Брюссельским Василием (Кривошеиным), состоявшейся в июле 1960 года, митрополит Николай (Ярушевич) объяснил: «Согласно с установившимися правилами архиереи платят налог со своего жалования. Кроме того, они получают на представительство (куда часто входят содержание машины, секретаря, поездки и т.д.). Эти суммы налогами не облагаются и в инспекцию не заявляются. А вот к архиепископу Иову придрались, что он эти суммы на представительство скрывал, налогов с них не платил. Но даже в этих случаях, когда кто-нибудь скрывает доходы и не платит налогов, за это не сажают сразу в тюрьму, но предлагают уплатить недостающий налог, и только в случае отказа могут подвергнуть наказанию. Архиепископ Иов предложил всё уплатить что с него требуют. Тем не менее его приговорили к трём годам» .     Число арестованных и осуждённых священнослужителей составляло тогда несколько сот, среди них были и «повторники», уже отсидевшие за то, что во время войны служили на оккупированных территориях. Закрытие приходов в 1959 году приобрело массовый характер, в следующем году оно осуществлялось с ещё большим размахом, сравнимым разве что с кампаниями эпохи великого перелома.

http://pravoslavie.ru/67067.html

Am 13 . Dezember 1961, am Tage des Apostels Andreas des Erstberufenen, sagt er um vier Uhr morgens zu der Ärztin:‘Ich glaube, ich sterbe. Versprechen Sie mir, daß Sie,solange Sie leben und sie (die Fürstin Bebutova, eine alte Freundin des Metropoliten) lebt, sie nicht verlassen werden.‘ Die Ärztin versprach es. Der Metropolit bekreuzigte sich und schloß die Augen. Etwas später trat der Tod ein (S. 192f.). Nach dieser Version scheint uns ein Mord an Metropolit nikolaj unwahrscheinlich. Zur Charakterisierung des M Nikolaj schreibt A.E. Levitin: „Er blieb bis hin zu seinen letzten Tagen ein überzeugter Anhänger der Politik des ’Kompromisses‘... Man muß indessen anmerken, daß es eine Grenzlinie gab, die der Metropolit Nikolaj niemals überschritt. Eine solche Grenzlinie waren die Prinzipien der Ethik. Im Jahre 1922 versuchte sein alter Kamerad von der GA, Nikolaj F. Platonow, damals ein Agent der GPU, mehrfach, mit Drohungen und Versprechungen von BNikolaj zu erreichen, daß er zum Schisma der Erneuerer überginge. Der Bischof blieb (ungeachtet seines weichen Charakters) unbeugsam und zog die Verbannung in Syrjan [Zyrjanovsk] solch einer ehrlosen Handlung vor... In den 20er und 30er Jahren, als viele Geistliche (zur Rettung ihres Lebens in den Jahren der Jeshowschtschina) die Sünde des Judas Ischariot begingen, befleckte sich der BNikolaj kein einziges Mal weder durch Verrat noch durch schändliche Verbindungen zum MGB. Und im Jahr 1960 ging der M lieber in den Ruhestand (was ihm, einem aktiven und energischen Menschen, sehr schwer fiel), als daß er der Schließung der Kirchen zustimmte (ebda 199–200). In dem ersten Artikel nach seinem Tod – nach 21 Jahren! – schreibt V. Nikitin über ihn: «Sich keiner starken Gesundheit erfreuend, war er gezwungen, das letzte Jahr seines Lebens im Ruhestand zu verbringen. Er starb am Mittwoch, dem 13. Dezember 1961, um 6 Uhr morgens im Botkin-Krankenhaus, wohin er mit einem Herzinfarkt eingeliefert wurde» (mP 1982,1,44). Werke : Venaja radost‘, in: mP 1982,1,42–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Об антиканоническом вмешательстве уполномоченных Совета по делам РПЦ в церковную жизнь красноречиво свидетельствуют высказывания Святейшего Патриарха Алексия I: «Правящим в епархии по церковным канонам является архиерей. Но архиерей не управляет, а архиерействует, а уполномоченный управляет». В своём письме к Хрущеву в 1962 году архиепископ Ермоген (Голубев) сравнивал административный статус архиепископа со статусом старшего благочинного при уполномоченном. В результате давления государства, 1961-1962 годы стали периодом смерти многих прекрасных владык, некоторые из них ныне канонизированы как исповедники: святитель Афанасий (Сахаров), Лука (Войно-Ясенецкий). Тогда же скончались митрополит Николай (Ярушевич), митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Симон (Ивановский). Многие архиереи подверглись травле в СМИ из-за отказа закрывать храмы, двое попали в тюрьму. В газетах поносились даже скончавшиеся владыки. В 1970-е годы людей очень часто упекали в психушки за то, что они верят в Христа Бога. В 1968 году Синод без предупреждения провёл суд над архиепископом Ермогеном (Голубевым) под давлением В.А. Куроедова. Дух патриарха Тихона, который унаследовал архиепископ Ермоген, был ненавистен. Только законы государства должны были главенствовать, все, кто вспоминал об альтернативном законодательстве – о канонах, подвергались травле, как владыка Ермоген. В 1972 году заочно, лишённый возможности защищаться, Синодом был осужден архиепископ-реэмигрант Павел (Голышев). За всем этим стоял Куроедов, который разорял Церковь «церковными руками» и потом победно рапортовал в ЦК, что сама Церковь осудила смутьянов (то есть тех, кто не повиновался безбожникам). В 1965 году, когда десять архиереев после отставки Хрущёва направили патриарху просьбу пересмотреть приходскую реформу 1961 года, лишившую власти над приходом и священника и архиерея, им заявили, что обращения от групп архиереев – незаконны и сами группы архиереев тоже незаконны. Понятно, что с позиций канонического права ничего незаконного в обращении 10-ти архиереев не было… Но владыкам напомнили, что в 1937-м за участие в каких-то группах расстреливали, даже если этой группой была просто большая семья, где мужчин было от трех и более…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/08/o_...

В 60-ю годовщину преставления митрополита Николая (Ярушевича) братия Троице-Сергиевой лавры совершила панихиду на месте погребения архипастыря 14 декабря 2021 г. 11:43 13 декабря 2021 года, в 60-ю годовщину преставления митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) , братия Свято-Троицкой Сергиевой лавры совершила панихиду на месте его захоронения в крипте Смоленской церкви. Даже для далеких от Православия жителей СССР имя митрополита Николая всегда оставалось на слуху. Наряду с митрополитом Сергием (Страгородским) и митрополитом Алексием (Симанским) он участвовал в исторической встрече с И.В. Сталиным 4 сентября 1943 года. В том числе благодаря его таланту церковной дипломатии советское правительство передало Патриархии здание в Чистом переулке, разрешило избрание Патриарха, восстановление церковных учебных заведений и освобождение из лагерей ряда оставшихся в живых пастырей. Митрополит Николай являлся постоянным членом возрожденного Священного Синода. Он внес существенный вклад в возобновление выпуска «Журнала Московской Патриархии» , возглавлял издательскую деятельность Русской Православной Церкви. Благодаря высокой степени личной образованности владыка Николай был избран первым председателем Отдела внешних церковных связей , являлся доктором богословия honoris causa богословского евангелического факультета имени Яна Гуса в Праге, Софийской духовной академии, богословской академии Венгерской реформатской церкви, православного богословского института в Бухаресте и протестантского Богословского института в Клуже.   13 декабря 1961 года, на 70-м году жизни, владыка преставился ко Господу. Отпевание состоялось 15 декабря в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры, чин погребения в крипте Смоленской церкви Лавры возглавил  Патриарх Алексий I . Троице-Сергиева лавра /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5871739.ht...

поиск:   разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Архив. Тексты   13 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 3. 1959–1961 годы   12 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 2. 1956–1958 годы   11 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 1: 1949–1955 годы   19 марта 2012 Ольга Васильева: " В 1921-22 годах большевики последовательно создают из Церкви образ врага " К 90-летию со дня написания ленинского письма о событиях в Шуе   19 марта 2012 Андрей Зайцев Ольга Васильева: " Христиане не могли не защищать свои святыни, хотя силы были неравными " К 90-летию со дня написания ленинского письма о событиях в Шуе   30 июня 2011 Православные ждут гонений на Церковь   10 мая 2011 Ольга Юрьевна Васильева Церковный сталинизм: легенды и факты   09 сентября 2010 Александра Сопова Патриарх своего времени   14 января 2010 Патриаршее поздравление заведующей кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС при Президенте РФ О.Ю. Васильевой с днем рождения   29 июня 2009 Иеромонах Адриан (Пашин) О.Ю. Васильева: " Мы сейчас знаем только маленькую часть того, что было с нашей Церковью в ХХ веке "   11 июня 2009 Ольга Васильева " Для историка нет готовых рецептов " К 10-летию Сретенской духовной школы. Беседа с профессором О.Ю. Васильевой   07 сентября 2007 Ольга Васильева " Церковный сталинизм " : легенды и факты ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/25_217_101_2.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010