О владыке Николае (Ярушевиче) Воспоминания монахини Магдалины (Некрасовой) 31 декабря 1891 года (13 января 1892 г. по новому стилю) родился выдающийся иерарх Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич;1961). В сентябре 1945 года владыка Николай с визитом посетил Париж. Монахиня Магдалина (Некрасова ), насельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От во Франции,вспоминает, как русский Париж встречал владыку Николая и какую роль сыграл владыка в жизни ее семьи. Париж. 1945 год – Матушка Магдалина, сколько вам было лет в это время? – Мне было тогда 12 лет. Но я рано по духу, по сердцу повзрослела. В нашей нерелигиозной семье я с детства ощущала потребность в религиозном. Первой книгой, которую я читала на французском, была детская Библия графини де Сегюр. Я знала ее наизусть в свои 6–7 лет. Домашние надо мной посмеивались, но для меня это было совершенно особенное чтение. Мое сердце горело. И когда митрополит Николай приехал (в конце августа или сентябре, а занятия в школе у нас начиналась в октябре), меня трудно было удержать дома. Я ходила на все его службы. Это был первый официальный приезд высокого представителя Русской Православной Церкви. Помню, что вся наша эмиграция пришла в смятение. Всего несколько месяцев прошло после окончания войны, о положении Церкви в Советском Союзе ходили разные толки… – А где служил владыка Николай? – Служить московский митрополит мог, конечно, сначала только в храмах, состоящих в юрисдикции Московской Патриархии, а их в Париже и его предместьях было не так много. Собственно храмов тогда не было, а были «гаражи», переделанные под храмы… Их вместимость была весьма мала, и в большие праздники бывало очень тесно. Можете себе представить, какая давка там образовывалась, когда туда кинулась вся эмиграция, чтобы посмотреть и послушать московского митрополита! В первые дни мне пришлось слышать слова «приехал чекист в рясе», «чекист в митре». Но очень скоро русские люди сердцем своим почувствовали в приехавшем иерархе глубоко верующего, искреннего человека и стали проникаться к нему доверием

http://pravoslavie.ru/33528.html

Николай, митрополит (Ярушевич Борис Дорофеевич) Дата рождения: 12 января 1892 г. Дата смерти: 13 декабря 1961 г. Дата хиротонии: 25 марта 1922 г. Дата пострига: 5 ноября 1914 г. Страна: Россия Биография: Родился 31 декабря 1891 г. (по новому стилю 12 января 1892 г.) в г. Ковно Каунасского района Литвы, в семье потомственного священника, настоятеля ковенского Александро-Невского собора протоиерея Дорофея Ярушевича. В 1909 г. окончил с золотой медалью гимназию в Санкт-Петербурге. По окончании первого курса физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , которую окончил в 1914 г. со степенью кандидата богословия. 23 октября 1914 г. пострижен в монашество, 24 октября рукоположен во иеродиакона, 25 октября — в сан пресвитера. Вскоре после рукоположения выехал на фронт — сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндского полка. В 1915 г. в связи с тяжелой болезнью (ревматизм с осложнением на сердце) был отозван с фронта. С 1915 г. преподавал литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык в Петроградской духовной семинарии. В 1917 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года» (этот труд был его кандидатским сочинением). С 1918 г. — настоятель Петропавловского собора в Петергофе. В 1919 г. возведен в сан архимандрита, исполнял обязанности наместника  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры . 25 марта 1922 г. хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии . С 17 сентября 1927 г. по февраль 1928 г. временно управлял Ленинградской епархией. В 1935 г. возведен в сан архиепископа и поставлен архиепископом Петергофским с предоставлением прав епархиального архиерея. В 1936-1940 гг., оставаясь архиепископом Петергофским, по поручению митрополита Алексия управлял Новгородской и Псковской епархиями. С 1940 г. — архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх западных областей Украины и Белоруссии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198727...

митрополит Николай (Ярушевич) (12.01.1892–13.12.1961) Гомилетика Каноническое право Нравственно-аскетические труды Слова и речи митрополит Николай (Ярушевич) Проповедник и богослов, педагог. Первый председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.  Биография В миру - Борис Дорофеевич Ярушевич, родился в городе Ковно, в семье настоятеля Александро-Невского собора протоиерея Дорофея Ярушевича. Окончил петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета в Санкт-Петербургском университете и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914 году со степенью кандидата богословия. 23 октября того же года пострижен в монашество; 24 октября рукоположен во иеродиакона, 25 октября — во иеромонаха. Вскоре после своего рукоположения в священный сан он выехал на фронт — сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндского полка. С 1915 года преподавал литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1917 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года». В 1918 году — настоятель Петергофского собора. Весной 1919 года был возведен в сан архимандрита. В этом же году стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. 25 марта 1922 года хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. С 17 сентября 1927 года по февраль 1928 года временно управлял Ленинградской епархией. В 1935 году возведен в сан архиепископа и поставлен архиепископом Петергофским с предоставлением прав епархиального архиерея. С 1936 по 1940 год, оставаясь архиепископом Петергофским, по поручению митрополита Алексия управлял Новгородской и Псковской епархиями. В 1940 году — архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх Украины и Белоруссии. 9 марта 1941 года возведен в сан митрополита. С 15 июля 1941 года — митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

В процессе изучения истории Церкви целиком перешел на экуменические позиции (единство христианских Церквей). На этой почве в студенческие годы сблизился с Николаем Евграфовичем Пестовым (1892-1982). Интеллектуал, открытый миру, профессор, доктор химических наук, Пестов помог Александру узнать западное христианство. Уже вскоре после рукоположения (1960 г.) отец Александр сформировал все свои экуменические принципы, которым всегда следовал в своем пастырском служении. Он видел преимущества в других Церквах, но был истинно православным священником и, считая Церковь единой, всегда негативно относился к переходам в другие конфессии. История Церкви для него - это борьба подлинного христианства с языческими наслоениями. Мракобесие и обскурантизм считал позором для христиан. Рассказывал, что из богословов больше всего обязан русской религиозной мысли: В. Соловьеву, Н. Бердяеву, Н. Лосскому, П. Флоренскому, С. Булгакову (раннему) и С. Франку. Очень ценил С. Трубецкого. Из западных считал наиболее важными для себя К. Даусена, Гарнака (хотя его взгляды в целом не разделял), Честертона, Любака. В 1961 году познакомился с трудами Тейара де Шардена, который ему был очень близок. Из новых философов отцу Александру были наиболее близки Бергсон, Джеймс. В середине 50-х будущий отец Александр сближается с другом и прихожанином отцов Мечевых - отцом Николаем Александровичем Голубцовым, в прошлом дипломированным биологом. Его тогда называли пастырем московской интеллигенции. Николай Голубцов был человек открытый и демократичный, способный вести диалог с неверующими. Пастырское служение интеллигенции отец Александр наследовал от него. Отец Николай до самой своей смерти (1963 г.) был духовником Александра Меня. В 1958 году после отчисления из института Александр вернулся из Иркутска в Москву и был представлен А.В. Ведерниковым влиятельному тогда в Церкви митрополиту Николаю (Ярушевичу), который, несмотря на то, что Александр был молод и не окончил семинарии, благословил рукоположение. Александр был посвящен в дьяконы на Троицу 1июня 1958 года в храме Ризоположения преосвященным Макарием Можайским и направлен в приход села Акулово (под Одинцово). Там он прослужил два года.

http://lib.cerkov.ru/authors/684

Иисус Христос. Жизнь и учение Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Что говорят нам евангелисты о последних днях, часах и минутах Его жизни? Как описывают Его воскресение? Почему жизнь Иисуса закончилась столь мучительной и позорной смертью? На все эти и многие другие вопросы призвана ответить настоящая книга Рождественский подарок детям Автор рассказывает евангельскую историю Рождества Христова, объясняет смысл праздника простым, доступным для ребенка языком. Текст сопровождается загадками и стихами, которые делают чтение интересным и увлекательным. Митрополит Николай (Ярушевич) Книга посвящена митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу; 1892–1961), выдающемуся архиерею и проповеднику, первому председателю Отдела внешних церковных отношений Московского Патриархата, пастырю, богослову, дипломату. Митрополита Николая современники называли «Златоустом XX века». Божьи искорки. Невыдуманные истории Невыдуманные истории объединены одной мыслью. Исповедальные по сути, они представляют собой радостное откровение человека, который видит в течении обыденной жизни ее глубинную соединенность с Небом. Что бы ни случалось с автором этих рассказов, его родными и близкими, коллегами, а порой и вовсе малознакомыми людьми – все проникнуто ощущением Божественного смысла бытия. Тепло любимых рук Денис Ахалашвили Денис Ахалашвили пишет о своем духовнике схиархимандрите Власии (Перегонцеве), вспоминает Пафнутьев Боровский монастырь. Рассказывает о возрождении храмов, о чудесных событиях в своей жизни и жизни знакомых ему людей, о святынях, с которыми соприкоснулся. Чиновник архиепископов Новгородских Настоящий том содержит полный текст уникальной богослужебной рукописи – древнерусского Требника (точнее, Постригальника) конца XIV века Рождество Христово. Крещение Господне В сборник входят тексты богослужебных последований праздников Рождества Христова и Крещения Господня, а также последования часов, совершаемых накануне праздников. В приложении печатаются поучения святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Кирилла, архиепископа Иерусалимского, на дни этих церковных торжеств.

http://pravoslavie.ru/foto/image11296.ht...

Митрополит Николай (Ярушевич) Книга посвящена митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу; 1892–1961), выдающемуся архиерею и проповеднику, первому председателю Отдела внешних церковных отношений Московского Патриархата, пастырю, богослову, дипломату. Митрополита Николая современники называли «Златоустом XX века». Божьи искорки. Невыдуманные истории Невыдуманные истории объединены одной мыслью. Исповедальные по сути, они представляют собой радостное откровение человека, который видит в течении обыденной жизни ее глубинную соединенность с Небом. Что бы ни случалось с автором этих рассказов, его родными и близкими, коллегами, а порой и вовсе малознакомыми людьми – все проникнуто ощущением Божественного смысла бытия. Тепло любимых рук Денис Ахалашвили Денис Ахалашвили пишет о своем духовнике схиархимандрите Власии (Перегонцеве), вспоминает Пафнутьев Боровский монастырь. Рассказывает о возрождении храмов, о чудесных событиях в своей жизни и жизни знакомых ему людей, о святынях, с которыми соприкоснулся. Чиновник архиепископов Новгородских Настоящий том содержит полный текст уникальной богослужебной рукописи – древнерусского Требника (точнее, Постригальника) конца XIV века Рождество Христово. Крещение Господне В сборник входят тексты богослужебных последований праздников Рождества Христова и Крещения Господня, а также последования часов, совершаемых накануне праздников. В приложении печатаются поучения святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Кирилла, архиепископа Иерусалимского, на дни этих церковных торжеств. Прекрасная Аза Николай Лесков В 1880-х – самом начале 1890-х годов Николай Семенович Лесков работал над циклом легенд о ранних христианах Египта и Ближнего Востока. По сути, труд его явился художественным переложением пролога — сборника житий святых, составленного в Византии в X–XI веках (эти легенды и вошли в наш сборник). Иисус Христос. Жизнь и учение Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) В Ветхом Завете агнец был символом одновременно кротости и жертвы. Образ Агнца – один из тех образов, который придает цельность всему Евангелию от Иоанна, протягивая нить от его начала к его концу.

http://pravoslavie.ru/foto/image2172.htm

  По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Митрополит Николай (Ярушевич) (1892–1961) – один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви XX века, чья жизнь была, по определению одного из наших современников, «незримым миру мученичеством» за веру. Предлагаемая вниманию читателей книга основана во многом на оригинальных материалах, предоставленных духовными чадами Владыки. «Господь наградил его многими талантами духовными, и он эти таланты не зарыл в землю. Поэтому мы имеем возможность думать, что Господь, указавший пределы его земной жизни, примет его в Свои отеческие объятия и даст ему то место в Своем Царствии, которое он заслужил своими земными подвигами...» Святейший Патриарх Алексий I «В словах и поучениях митрополита Николая прозрачным ключом бьет его чистая вера, искренняя преданность Богу, благочестие, и это завладевает душой, потому что действует на нее непосредственно, с силой убеждения, превосходящей земной разум» Патриарх Болгарский Кирилл «Мы обязаны помнить тех, кто до конца прошел свой крестный путь, возделывая ниву Христову. Ныне они со Христом воскресают, прославленные в сонме святых новомученников, список которых еще далеко не закрыт» Н С. Георгиевский От издателей Несмотря на то, что время все больше отдаляет нас от земной жизни Митрополита Николая (Ярушевича) – прошло более сорока лет, – тема значимости жизни и творчества этого человека продолжает нарастать. Об этом говорит непрекращающийся поток людей, приезжающих к нему на могилу в Троице-Сергиеву Лавру, об этом же говорит и все увеличивающееся число публикаций о нем. Патриарх Алексий II на одной из панихид на могиле Владыки сказал: «Митрополит Николай жил в сложное время, и писать о нем было нельзя». Последние же десятилетия знаменательны изменением ситуации. Было широко отмечено 30-летие со дня кончины и 100-летие со дня рождения Владыки Николая. Организована фотовыставка и конференция в СПб Духовной Академии, опубликованы проповеди и очерк жизни в Журнале Московской Патриархии в 1992 году 1 – отчеты об этом см. в 1 части 5 тома «Слова и речи» Митрополита Николая (Ярушевича) : «Светлой памяти Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая» Константина Комарова (с. 4–8) и «Вечер памяти» архимандрита Сергия (с. 10–11). В 1994 году появляется сборник – часть 5-го тома «Слов и речей» (1957–1960) Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) Первые четыре тома вышли еще при его жизни и были переведены на многие иностранные языки. В 5-й том вошли не только собственно «Слова» Владыки Николая, но и «слова» о нем его современников и духовных чад. Эта книга, вышедшая тиражом 10000 экземпляров, сразу разошлась. В Приложении этого тома уместно воспроизведен некролог из Журнала Московской Патриархии за 1962 год «Памяти митрополита Николая» А. Ведерникова. В этом скорбном очерке вся жизнь митрополита Николая отражена как непрерывная цепь трудных и разнообразных послушаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Попытка Гитлера стать верховным распорядителем судеб человечества, столь дерзновенно начатая им 1 сентября 1939 года не удалась. Он сам погиб в огне зажжённого им пожара, но его подсобник Сталин не только сумел удержаться у власти, но даже распространить её на большую часть средней и восточной Европы. Он предстал перед миром, как мудрый правитель и гениальный стратег 134 . Союзники в полном ослеплении забыли о существовании сталинской деспотии и об его поведении в начале войны. Они согласились на раздел Европы и Азии на сферы влияния и отдали в руки кремлёвского владыки поляков, немцев, чехов, венгров, румын, югославов, болгар, албанцев, и корейцев. Все эти нации попали в школу обучения к «отцу народов», который сразу организовал во всех подвластных странах секретную полицию, тюрьмы и лагеря с их пытками заключённых, по уже твёрдо выработанному методу тоталитарного управления народом. Одновременно, американцы и англичане силой и обманом вернули под контроль чекистов сотни тысяч русских, оказавшихся за рубежом. Кончилась война, она принесла свободу одним и рабство другим. Мы с тревогой видели рост сталинизма далеко за пределами нашего многострадального отечества. Единственно, что обнадёживало нас, было улучшение положения Церкви в России. Сталину пришлось отступить на том фронте, где, как раньше казалось, он успел одержать полную победу 135 . Он склонился перед непреодолимой волей народа и позволил выбрать патриарха, открыть семинарии и вернуть верующим их храмы, включая Троицко-Сергиевскую Лавру. Ещё раз враги Церкви Христовой не смогли одолеть преграды, воздвигнутой безымянными страдальцами за веру. Православным иерархам пришлось дорого заплатить за те уступки, которые советская деспотия принуждена была сделать верующим. Они должны были по приказу своих беспощадных врагов восхвалять своих гонителей, отрекаться от мучеников, погибших в коммунистических застенках и лагерях, и уверять западный мир, что им дана религиозная свобода. Всем нам в эмиграции хотелось понять, что происходит с Церковью в России, мы пытались расшифровать декларации, исходившие от патриарха, проникнуть в намерения тех, кто взял на себя ответственность за сотрудничество с агентами секретной полиции. Вскоре по окончании войны нам неожиданно была дана возможность личной встречи с двумя выдающимися представителями восстановленной московской патриархии. Мы узнали, что в середине июня (11–21) ожидается приезд в Лондон церковной делегации в составе митрополита Крутицкого Николая (Бориса Дорофеевича Ярушевича 1892–1961) и настоятеля Елоховского собора в Москве, протопресвитера Николая Кольчицкого (1890–1961).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война Русская Православная Церковь в 1941–43 годы Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви Церковь на оккупированных территориях Русская Православная Церковь после перелома в Великой Отечественной войне Глава 13. Жизнь, деятельность и личность Патриарха Алексия Военные годы Сподвижники Патриарха Алексия Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) (1892–1961 гг.) Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) (1870–1955) Глава 14. Церковные Соборы 1940-х годов Поместный Собор 1945 года Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором 1945 года Глава 15. Ликвидация унии на Западной Украине Глава 16. Церковная жизнь в послевоенный период (1945–1958 годы) Глава 17. Русская Православная Церковь в 1958–1970 годах Глава 18. Русская Катакомбная Церковь Глава 19. Русская Православная Церковь за границей Русский Всезаграничный Церковный собор 1921 года в Карловцах и дальнейшие пути развития Русской Церковной жизни за границей Русская Православная Церковь за границей Личность и труды Святителя Иоанна (Максимовича) Русское Православие в Северной Америке Митрополит Евлогий (Георгиевский) Русский Экзархат в Западной Европе в послевоенный период Зарубежные Русские архиереи и общины, сохранявшие административно-канонические отношения с Московской Патриархией в 20–40-е годы нашего столетия Митрополит Литовский Елевферий и его деятельность в Литве и Западной Европе Митрополит Японский Сергий Православная миссия в Корее Глава 20. Русская Православная Старообрядческая Церковь: годы 1917–1996 Приложение I. Декреты Советской власти о новом правописании Порядок проведения реформы в жизнь Приложение II. (Документы ) 1. Утвержденная грамота великого московского собора от 21-го Февраля 1613-го года Список служащих св. Синода (со времени основания до 1917 года) Обер-Прокуроры Св. Синода Товарищи Обер-Прокурора Св. Синода: Управляющие Канцелярией Св. Синода: Директора Канцелярии Обер-Прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 29. Д. 1708. Л. 1. 5 Цит. по: Михайлов К. История одного взрыва. М., 2004. С. 50. 6 ЦГИА дела Техническо-строительного комитета. Ф. 1293. Оп. 167. Московская губерния. Ед. хр. 155. Чертежи Спасо-Преображенской церкви в Москве 1873 г. 1 л.; ед. хр. 165. Чертежи церкви Преображения Господня с показанием предполагаемого придела в г. Москве 1877 г. 6 л. 7 Письмо и.о. заместителя префекта Восточного административного округа Москвы В.И. Корнеева, 15 января 2004 г. 8 Синицын П.В. Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее. М., 1895. С. 78. На одном из этих надгробий было написано: " Под сим камнем погребено тело гвардии капитана поручика князя Данилы Кузьмича Мещерского, скончавшегося 1768 г. февраля 9-го дня и супруги его княгини Евфимии Яковлевны, которая скончалась 1756 г. апреля… а камень положен 1795 г. мая 22-го " , на другом надгробии указано о захоронении в 1753 г. лейб-конного сержанта Матвея Михайлова Ивинского и его супруги Екатерины Ивановны урожденной Шишковой, на третьем сильно разрушенном надгробии можно было прочесть, что в этом месте в 1754 г. был захоронен чин адмиралтейской конторы Тимофей Иванов. Как известно, Московская адмиралтейская конторе при Петре I находилась на территории Матросской слободы в Преображенском. Исследователь А.В. Бугров установил, что Синицын не является подлинным автором этой книги. Он издал под своей фамилией материалы, собранные историком Николаем Бочаровым (см.: Бугров А.В. Преображенское и окрестности. М., 2004. С. 8). Биографическая справка Митрополит Николай (Борис Дорофеевич Ярушевич) родился 13 января 1892 г. в Ковно (ныне Каунас). Сын настоятеля ковенского Александро-Невского собора. В 1914 г. окончил Петербургскую духовную академию, в том же году принял постриг. Во время Первой мировой войны служил на фронте полковым священником. С 1922 г. — епископ Петергофский. В 1923–1926 гг. — в ссылке. В 1930-е годы в сане архиепископа управлял Новгородской и Псковской епархиями. С марта 1941 г. — митрополит. Во время войны служил в Москве, находился в эвакуации в Ульяновске, работал в Государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. С 1943 г. — член Священного Синода. Доктор богословия. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Скончался 13 декабря 1961 г. Похоронен в крипте Смоленской церкви Троице-Сергиевой лавры.

http://e-vestnik.ru/analytics/preobrazhe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010