Для окончательного решения вопроса о каноническом положении ФПЦ в нач. 50-х гг. со стороны РПЦ неоднократно проводились переговоры с К-польским Патриархом Афинагором I (Спиру) , Г. и представителями церковного управления ФПЦ. 19 мая 1954 г. Патриарх Афинагор заявил об отсутствии к.-л. необходимости в изменении юрисдикции ФПЦ, что повлияло на решение Собора 1955 г., постановившего не вносить изменений в ее канонический статус. 30 апр. 1957 г. Свящ. Синод РПЦ ради братской любви к К-польскому Патриархату и ФПЦ постановил «предать забвению все канонические споры и недоразумения», имевшие место между ФПЦ и РПЦ, признать статус-кво ФПЦ и передать в ее юрисдикцию Нововалаамский мон-рь. 7 мая того же года Г. и Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич) подписали постановление о восстановлении молитвенно-канонических отношений между Церквами. 1 июля 1960 г. в связи с обострением болезни Г. ушел на покой. Отпевание Г., состоявшееся 17 янв. 1961 г. в Никольском кафедральном соборе Куопио, возглавил архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел (Олмари-Гусев) в сослужении с Гельсингфорсским еп. Александром и многочисленным духовенством ФПЦ. Погребен на городском кладбище Куопио. Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 138. Соч.: Женщина: ее значение и роль в жизни. Сортавала, 1929; Elämän myrskyssä. Savonlinna, 1940; Elämän matkaajille, Kuopio, 1941; Naisen voima. Kuopio, 1942; Loistakoon valonne! Porvoo, 1951; Ahdistuksessa kärsivällisinä. Jyväskylä, 1950-1953. Т. 1-2; Katoamaton nuoruus. Kuopio, 1959. Лит.: Шишкин А. Поездка Ленинградского митр. Григория в Финляндию (сент.-окт. 1945 г.)//ЖМП. 1945. 11. С. 5-13; Ведерников А. В. Горькие плоды церк. разделения: (К положению Правосл. Церкви в Финляндии)//Там же. 1951. 12. С. 34-43; Буевский А. С. Патриарх К-польский Мелетий IV и РПЦ//Там же. 1953. 3. С. 33-35; Николай (Ярушевич), митр. Радостное событие: (Финляндия, 3-11 мая 1957 г.)//Там же. 1957. 6. С. 17-20; Павинский Б. , прот. Архиеп. Герман: [Некролог]//Там же. 1961. 3. С. 76-77; Скурат К. Е. Финляндская Православная Церковь//Там же. 1979. 8. С. 55-56; Purmonen V. , pappi. Arkkipiispa Hermanin elämä: Ortodoksisen kirkon vaiheita Virossa ja Suomessa. Kuopio, 1986; Кырлежев А. И. Архиеп. Герман - Предстоятель Финляндской Православной Церкви//ЖМП. 1990. 4. С. 55-58.

http://pravenc.ru/text/164751.html

1960.21.6 Назначение еп. Никодима (Ротова) председателем отдела внешних церковных сношений Московской патриархии вместо митр. Николая (Ярушевича). Начало экуменических контактов. Закрытие Киево-Печерской лавры (под предлогом ремонта и реставрации). 1961, 1963, 1964 Первое, второе и третье Всеправославные совещания Поместных Церквей на острове Родос. 1961.18.7 Архиерейский собор в Троице-Сергиевой Лавре по требованию властей внес изменения в “Положение о Русской Православной Церкви”: настоятель с клириками устранялись от участия в приходском собрании и приходском совете, все хозяйственные и финансовые дела прихода оказывались в руках старост. 1961.30.3 Постановление Синода о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. Создание представительства РПЦ при Всемирном Совете Церквей. Константинопольская Патриархия упраздняет свой Экзархат в Западной Европе, однако, входившие в его состав приходы так и не восстанавливают нормальных отношений с Московской Патриархией. 1965.11–12 Открытые письма священников Н. Эшлимана и Г. Якунина Патриарху Алексию и председателю Президиума Верховного Совета Н.В. Подгорному с протестом против вмешательства государства во внутрицерковную жизнь. Диссидентское движение в СССР. Церковные диссиденты (священники С. Желудков, Дм. Дудко, Вас. Романюк и др.). 1965.12 Создание Совета по делам религий при Совете Министров СССР путем слияния Совета по делам Русской Православной Церкви с Советом по делам религиозных культов. Празднование 50-летнего юбилея восстановления Патриаршества. 1969.16.12 Определение Священного Синода, дозволяющее старообрядцам и католикам причащаться в православных церквях (впоследствии отменено). 1970.10.02. Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке. 1970.10.04. Дарование автономии Православной Церкви в Японии. 1970.10.4 Дарование автокефалии Американской Православной Церкви (часть приходов остались в юрисдикции Московской патриархии) и автономии Православной Церкви Японии. Канонизация просветителя Японии архиеп. Николая (Касаткина) .

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Архив Пн К 44-летию хиротонии во епископа Святейшего Патриарха Алексия 5 сентября 2005 г. 14:20 Ровно за полгода до хиротонии во епископы, 3 марта 1961 г., в Троице-Сергиевой Лавре был совершен монашеский постриг протоиерея Алексия с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Монашеское имя было вынуто по жребию из раки преподобного Сергия Радонежского. В то время о. Алексий служил в Успенском соборе в Тарту. Он не афишировал принятие им монашества и, по его словам, «просто стал служить в черной камилавке». В условиях начавшихся хрущевских гонений на Церковь для ее защиты и управления были необходимы молодые, энергичные епископы. К это времение мнение об отце Алексии уже сложилось у высшего Священноначалия. В 1959 г. он познакомился с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем), в то время председателем Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), и произвел на него положительное впечатление. Алексия начали приглашать сопровождать иностранные делегации в их поездках по России. 14 авг. 1961 г. постановлением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Алексием I иеромонаху Алексию определено было стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. Будущий епископ просил, чтобы его хиротония была совершена не в Москве, а в городе, где ему придется нести свое служение. И после возведения в сан архимандрита 3 сентября 1961 г. в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина состоялась хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского, хиротонию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). В речи при наречении во епископа владыка Алексий говорил о сознании своей немощи и неопытности, о своей молодости, о предчувствии трудностей служения в пределах Эстонской епархии. Говорил о заветах Христа Спасителя пастырям святой Церкви «душу свою полагать за овцы своя» (Ин. 10, 11), являться для верных образцом «словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4. 12), «в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости, подвизаться добрым подвигом веры» (1 Тим. 6, 11–12), свидетельствовал о своей дерзновенной вере, что Господь укрепит его и сподобит как «делателя непостыдна, право правяща слово истины» (2 Тим. 2, 15) дать достойный ответ на суде Господнем за души паствы, вверяемой водительству нового архиерея.

http://patriarchia.ru/db/text/38739.html

В результате в 1-й Ассамблее ВСЦ в Амстердаме участвовали только К-польская и Элладская Православные Церкви. В 1946 г. в РПЦ был создан Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС), к-рый тщательно изучал деятельность ВСЦ и поддерживал переписку и контакты как с правосл., так и с протестант. деятелями экуменического движения. Как положительный факт в развитии ВСЦ было воспринято принятие Торонтской декларации 1950 г., в к-рой ясно говорилось, что ВСЦ не является церковью и никогда не станет сверхцерковью. Было также положительно отмечено стремление ВСЦ выработать ясное определение, что же такое «единство Церквей», к-рое было бы приемлемо для всех христ. конфессий. К 1958 г. практически определилась положительная позиция РПЦ к вступлению во ВСЦ. До 1961 г. проводились долгие и интенсивные переговоры. В авг. 1958 г. в Утрехте состоялась встреча делегации РПЦ с делегацией ВСЦ. От РПЦ участвовали: митр. Николай (Ярушевич) , еп. Смоленский Михаил (Чуб) , заместитель Председателя ОВЦС, А. С. Буевский , секретарь ОВЦС. От ВСЦ - председатель ЦК ВСЦ д-р Ф. К. Фрай, д-р Виссер " т Хоофт, Генеральный секретарь ВСЦ, и митр. Митилинский Иаков (Клеомврот) , представитель К-польского Патриархата при ВСЦ. В марте 1959 г. для изучения деятельности и структуры ВСЦ в Женеву был направлен прот. Виталий Боровой , затем он как офиц. наблюдатель от РПЦ посетил заседание ЦК ВСЦ на о-ве Родос. В дек. 1959 г. в Москву прибыла 1-я офиц. делегация ВСЦ во главе с Виссер " т Хоофтом. В ходе переговоров по предложению РПЦ был выработан проект нового «Базиса» ВСЦ с ярко выраженной тринитарной основой. Позднее он был принят на 3-й Ассамблее в Нью-Дели. В нояб. 1960 г. еп. Никодим (Ротов) и Буевский встретились в Женеве с д-ром Виссер " т Хоофтом для подготовки вступления РПЦ во ВСЦ. В нач. марта 1961 г. в Женеву прибыли председатель ОВЦС еп. Никодим, прот. В. Боровой и Буевский для окончательного согласования с д-ром Виссер " т Хоофтом вопросов вступления РПЦ во ВСЦ. 30 марта 1961 г. Свящ. Синод РПЦ, заслушав доклад Председателя Комиссии по межхрист.

http://pravenc.ru/text/155520.html

  По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Митрополит Николай (Ярушевич) (1892–1961) – один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви XX века, чья жизнь была, по определению одного из наших современников, «незримым миру мученичеством» за веру. Предлагаемая вниманию читателей книга основана во многом на оригинальных материалах, предоставленных духовными чадами Владыки. «Господь наградил его многими талантами духовными, и он эти таланты не зарыл в землю. Поэтому мы имеем возможность думать, что Господь, указавший пределы его земной жизни, примет его в Свои отеческие объятия и даст ему то место в Своем Царствии, которое он заслужил своими земными подвигами...» Святейший Патриарх Алексий I «В словах и поучениях митрополита Николая прозрачным ключом бьет его чистая вера, искренняя преданность Богу, благочестие, и это завладевает душой, потому что действует на нее непосредственно, с силой убеждения, превосходящей земной разум» Патриарх Болгарский Кирилл «Мы обязаны помнить тех, кто до конца прошел свой крестный путь, возделывая ниву Христову. Ныне они со Христом воскресают, прославленные в сонме святых новомученников, список которых еще далеко не закрыт» Н С. Георгиевский От издателей Несмотря на то, что время все больше отдаляет нас от земной жизни Митрополита Николая (Ярушевича) – прошло более сорока лет, – тема значимости жизни и творчества этого человека продолжает нарастать. Об этом говорит непрекращающийся поток людей, приезжающих к нему на могилу в Троице-Сергиеву Лавру, об этом же говорит и все увеличивающееся число публикаций о нем. Патриарх Алексий II на одной из панихид на могиле Владыки сказал: «Митрополит Николай жил в сложное время, и писать о нем было нельзя». Последние же десятилетия знаменательны изменением ситуации. Было широко отмечено 30-летие со дня кончины и 100-летие со дня рождения Владыки Николая. Организована фотовыставка и конференция в СПб Духовной Академии, опубликованы проповеди и очерк жизни в Журнале Московской Патриархии в 1992 году 1 – отчеты об этом см. в 1 части 5 тома «Слова и речи» Митрополита Николая (Ярушевича) : «Светлой памяти Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая» Константина Комарова (с. 4–8) и «Вечер памяти» архимандрита Сергия (с. 10–11). В 1994 году появляется сборник – часть 5-го тома «Слов и речей» (1957–1960) Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) Первые четыре тома вышли еще при его жизни и были переведены на многие иностранные языки. В 5-й том вошли не только собственно «Слова» Владыки Николая, но и «слова» о нем его современников и духовных чад. Эта книга, вышедшая тиражом 10000 экземпляров, сразу разошлась. В Приложении этого тома уместно воспроизведен некролог из Журнала Московской Патриархии за 1962 год «Памяти митрополита Николая» А. Ведерникова. В этом скорбном очерке вся жизнь митрополита Николая отражена как непрерывная цепь трудных и разнообразных послушаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Говоря об исключительной проникновенности проповедей Митрополита Николая, отец Борис не может отделить их от личности самого Владыки: «Наше представление о проповедях Митрополита Николая, однако, было бы не полным, если бы мы не отметили личных качеств самого проповедника, которые являются главным источником силы и воздействия его проповедей. Эти качества отражены в его проповедях...» (с. 8). В том же году издательство «Правило веры» выпускает в 600 с лишним страниц сборник «Свидетель Православия» состоящий из двух частей: 1. Слова, речи, выступления Митрополита Николая (Ярушевича) и 2. Церковная печать о деятельности Митрополита Николая. В первую часть вошло многое, не публиковавшееся ранее. Вторая часть сводит воедино статьи и отзывы о деятельности Митрополита Николая, напечатанные в разные годы в ЖМП и других периодических изданиях, в том числе и иностранных. В 2001 году – в год сорокалетия со дня смерти Митрополита Николая – альманах «Православный летописец Санкт-Петербурга» в разделе «Петербургский отечник» начал публикацию рукописи православного писателя Валерия Филимонова «Святитель Божией Милостью», которая начинается такими словами: «13 декабря 1961 г. при не выясненных до сих пор обстоятельствах предал свою душу Господу Митрополит Николай (Ярушевич) . Дивный учитель Церкви и блестящий проповедник Слова Божия, которого называли «Златоустом нашего времени», более четверти века отдал служению в северной столице. По сей день с любовью и благоговением вспоминают о нем ныне здравствующие его духовные чада: «Поминая сегодня Владыку, веруем, что он молится за нас во Царствии Небесном», – говорят они, не скрывая искренних слез...» (с. 83). В том же году «Московский журнал» в рубрике «Свет памяти» публикует воспоминания Н. С. Георгиевского «Да ведают потомки православных...». Н. С. Георгиевский – крестник личного секретаря Владыки Алексея Ивановича Георгиевского – говорит: «...выбор имени для меня был обусловлен личностью Митрополита Николая» (с. 25). В своих воспоминаниях Николай Сергеевич особое внимание уделяет влиянию на паству проповедей Митрополита Николая, «собиравших буквально «всю Москву " » (с. 24); приводит ранее не публиковавшиеся сведения о последних годах жизни Владыки Николая и заканчивает статью знаменательными словами: «Мы обязаны помнить тех, кто до конца прошел свой крестный путь, возделывая ниву Христову. Ныне они со Христом воскресают, прославленные в сонме святых новомучеников, список которых еще далеко не закрыт» (с. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

поиск:   разделы   рассылка Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 2. 1956–1958 годы Источник:  Православие.ру " Холодная война " оставалась стержнем международных отношений и в конце 1950-х годов. Баланс сил зависел от наличия современных средств вооружений. Создание в августе 1953 года водородной бомбы давало нашей стране военно-стратегическое преимущество. После событий в Венгрии осенью 1956 года обеспечение мира " с позиции силы " стало ведущей внешнеполитической линией обеих супердержав, каждая из которых продолжала наращивать свое влияние. Только за 1957–1964 годы Советский Союз заключил более 20 соглашений о сотрудничестве с развивающимися странами. Победа кубинской революции 1959 года наглядно показывала притягательность социализма в мировом масштабе. В те годы появилась даже удивительная шутка: слово " Куба " расшифровывалось по первым буквам как " коммунизм у берегов Америки " – и это точно передавало дух времени. По-прежнему укреплялось и развивалось движение за мир. Как известно, на XX съезде партии Н.С. Хрущев провозгласил мирное сосуществование государств с различным общественным строем основным принципом советской внешней политики. Из этого следовало, что возможно сотрудничество со странами Запада, а война, если даже к ее развязыванию и будет стремиться капитализм, теперь не разразится с фатальной неизбежностью. В программе партии, принятой в 1961 году на XXII съезде, эти теоретические установки нашли свое дальнейшее отражение: " Либо мирное сосуществование – либо катастрофическая война " . Но в реальности мирное сосуществование с Западом понималось и принималось как новая форма противостояния, допускающая широкий спектр внешнеполитических мер: от мирных инициатив до силового давления. Но по-прежнему неизменным оставалось желание людей жить в мире. Миротворческое движение ширилось и укреплялось. И на фоне " хрущевской церковной реформы " , правда о которой станет известной лишь в начале 1990-х годов, Русская Православная Церковь продолжала свое миротворческое служение под твердым водительством председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Николая (Ярушевича).

http://religare.ru/2_98579.html

«Журнал Московской Патриархии». 1943 г. 2. Обложка «Журнал Московской Патриархии». 1943 г. 2. Обложка В 1935 г. с усилением в СССР гос. давления на религ. орг-ции издание было прекращено. Во время Великой Отечественной войны политика государства изменилась. 4 сент. 1943 г. на встрече И. В. Сталина с митрополитами митр. Сергий (Страгородский) среди проблем Церкви назвал отсутствие периодического издания. Сталин согласился с необходимостью издания церковного журнала. 1-й номер возобновленного ЖМП вышел 12 сент. 1943 г., в день восшествия митр. Сергия на Патриарший престол. Вплоть до кон. 80-х гг. журнал оставался единственным правосл. периодическим изданием на территории РСФСР и объединял всех, кто писали на церковные темы. С момента возобновления он выходил ежемесячно (за исключением 1994-1996). Кроме того, было подготовлено 6 специальных выпусков: в 1948 г. (в связи с юбилейными торжествами по поводу 500-летия автокефалии РПЦ и Московским совещанием Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей), 1963 г. (к 50-летию архиерейского служения Патриарха Алексия I ), 1968 г. (к 50-летию восстановления Патриаршества в РПЦ; номер был напечатан в 1971), 1995 г. (к 5-летию Патриаршего служения Алексия II ), 1997 г. (в связи со 125-летием Среднеазиатской епархии и ее посещением Предстоятелем РПЦ) и 1999 г. (к 70-летию со дня рождения Патриарха Алексия II). Тираж 40-х гг. составлял 15 тыс. экз. и постепенно увеличивался, в 1989 г. достиг 32 тыс. экз.; в последующие годы в связи с экономическими трудностями тираж снизился: в 1995 г. он составил 3 тыс. экз.; далее вновь начал возрастать (в 2008 - 9 тыс. экз.). Главными редакторами журнала были Патриарх Сергий (1943-1944), Патриарший Местоблюститель, впоследствии Патриарх Алексий I (1944-1946), Крутицкий митр. Николай (Ярушевич) (1946-1960), Подольский еп. (впосл. Ярославский архиеп.) Никодим (Ротов) (1960-1961), архим. (впосл. Волоколамский митр.) Питирим (Нечаев) (1962-1994), Бронницкий еп. (впосл. архиепископ) Тихон (Емельянов) (1995-2000), прот. В. Силовьев (с 2001). Обязанности ответственного секретаря выполняли прот. А. П. Смирнов (1943-1949), Л. Н. Парийский (1949-1950), А. И. Георгиевский (см. Георгиевские ) (1950-1953), А. В. Ведерников (1954-1962), Е. А. Карманов (1963-1981), В. П. Овсянников (1981-1985), К. М. Комаров (1986-1994), Е. С. Полищук (1995-1996), М. В. Жилкина (с 1996). В 1943 г. в редколлегию помимо Патриарха Сергия входили Ленинградский митр. Алексий (Симанский), Киевский митр. Николай (Ярушевич) и Горьковский архиеп. Сергий (Гришин) . В 60-х гг. XX в. в редколлегии состояли протоиереи Виталий Боровой и Всеволод Шпиллер , свящ. Николай Иванов, А. Ф. Шишкин и др. В 1985-1994 гг. зав. редакцией была А. Г. Чулюкина. Активное участие в редактировании ЖМП в 50-90-х гг. принимал ответственный секретарь ОВЦС А. С. Буевский , в 60-90-х гг.- П. В. Уржумцев .

http://pravenc.ru/text/182369.html

Так Леонид и сделал. Отцу Николаю, как председателю Учебного комитета, стали показывать помещения академии. И в какой-то момент он говорит: «Покажите, где занимается первый курс». Отвели его в те помещения. Отец Николай указал на парту и сказал Леониду: «Ты теперь здесь занимаешься». Так продолжил свое обучение Леонид Ролдугин, несмотря на противодействие соответствующих органов.    Два Николая Между митрополитом Николаем (Ярушевичем) и протопресвитером Николаем Колчицким было деликатное соперничество. Как говорили в те времена: «В Москве было два Николая: Ярушевич и Колчицкий». Внешне они общались очень вежливо, интеллигентно. Но какой-то теплоты между ними не было. Если неприязнь и была, то где-то глубоко внутри. Если митрополит Николай (Ярушевич) уходил в отпуск, то отец Николай заменял его на Крутицкой и Коломенской кафедре. А если отец Николай Колчицкий был в отпуске, то высокопреосвященнейший Николай заменял его в Москве. Тогда говорили, что если в Москве владыка Николай делал какое-то назначение, то с течением времени отец Николай Колчицкий переводил этого священнослужителя на другой приход. Последнее богослужение В 1960 году отец Николай перенес инсульт. Летом он всё же был на службе. Рука у него была подвязана, поскольку парализовало всю правую сторону. Во время чтения Апостола он подошел к мощам святителя Алексия, приложился к ним, потом к Казанской иконе Божией Матери. В народе поднялся страшный шум от восторга. Затем он вошел в алтарь и встал на свое настоятельское место. В тот день служил владыка Никодим. Увидев отца Николая, он стремительно сбежал с горнего места и подбежал поздороваться. Ранее отец Николай не допускал, чтобы кто-то служил без его разрешения, а тут смирился и мирно облобызался. Это было последнее посещение отцом настоятелем Богоявленского собора. Отпевали протопресвитера Николая Колчицкого в соборе в январе 1961 году при большом стечении верующих. Похоронен он в Переделкино. Рейтинг: 9.7 Голосов: 523 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Гордий 1 октября 2017, 22:04 О личности отца Николая Колчицкого написано крайне мало.

http://pravoslavie.ru/106661.html

«Мне хочется всем вам сказать: “Христос Воскресе!”» Монахиня Магдалина (Некрасова) о митрополите Николае (Ярушевиче) Николай Бульчук Митрополит Николай (Ярушевич) (1891–1961) – первый председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, пастырь, богослов, дипломат. На протяжении многих лет он оказывал сопротивление давлению безбожной власти. Монахиня Магдалина (Некрасова), насельница Марфо-Мариинской обители милосердия, поделилась с нами своими воспоминаниями об этом выдающемся владыке, о его роли в соединении трех юрисдикций РПЦЗ, а также о своей непростой судьбе.    Митрополит Николай (Ярушевич)      – Матушка, вы были знакомы с владыкой Николаем с детства, нам очень интересны ваши воспоминания… – Спасибо большое, я рада вашему горячему интересу и отношению к личности владыки Николая. Да, владыка приезжал в Париж, где я родилась, жила и выросла, в 1945 году. Это было сразу после войны, мне к этому времени еще не исполнилось 12 лет. Конечно, это было давно, поэтому многие впечатления стерлись, но владыку я запомнила прекрасно! – Детские впечатления ведь обычно очень яркие? – Да, впечатления неизгладимые. Но впечатления обычно переживают, а как о них рассказать, чтобы их могли хотя бы отчасти пережить другие?.. Не знаю. То, чем владыка Николай был для меня тогда, осталось и сейчас во мне, хотя мне уже вот 83 года. Я никогда ничего не забуду… Вы спросили о впечатлениях, которые он оставил – это были впечатления от его приезда в Париж. Остальные впечатления – когда уже мы вместе с родителями вернулись в Россию и видели владыку на Родине. Мы приехали в СССР в 1947 году… Недавно было где-то опубликовано письмо Сталина, в котором говорилось, что бывшие эмигранты (если только они не участвовали в военных действиях на стороне немцев во время Второй мировой войны) могут совершенно спокойно возвращаться на Родину и никаких проблем у них не будет из-за того, что они попали за границу во время первой эмиграции. В общем, они могут не бояться… – Расскажите немного о своей семье, о родителях. Как попали родители во Францию?

http://pravoslavie.ru/100251.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010