Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Николай (Ярушевич), митр. Крутицкий и Коломенский. Фотография. 50-е гг. XX в. Николай (Ярушевич), митр. Крутицкий и Коломенский. Фотография. 50-е гг. XX в. (Ярушевич Борис Дорофеевич; 31.12.1891, Ковно (ныне Каунас, Литва) - 13.12.1961, Москва), митр. Крутицкий и Коломенский. Сын настоятеля ковенского кафедрального Александро-Невского собора прот. Дорофея Филофеевича Ярушевича (1860-1930). С детства помогал отцу в храме, в 7 лет был посвящен в стихарь и начал прислуживать в алтаре, исполнял обязанности посошника, чиновщика, книгодержца. Окончил частный пансион В. Л. Владнецкой в Ковно и поступил в Ковенскую классическую гимназию, где учился до 8-го (выпускного) класса. После перевода в марте 1908 г. прот. Д. Ф. Ярушевича в С.-Петербург на должность законоучителя 9-й (Введенской) муж. гимназии его сын Борис продолжил там обучение. В 1909 г. окончил гимназию с золотой медалью и поступил на физико-математический фак-т С.-Петербургского ун-та. Одновременно с учебой в ун-те самостоятельно прошел курс духовной семинарии. В сент. 1910 г., после увольнения по прошению из числа студентов ун-та, был принят в СПбДА. Студентом академии участвовал как проповедник в работе Об-ва религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, организованного прот. сщмч. Философом Орнатским , миссионерствовал среди обитателей петербургских ночлежных домов и трущоб. Публиковал статьи богословского и историко-канонического содержания в журналах «Вера и разум», «Вера и жизнь», «Голос Церкви», «Церковные ведомости». Одновременно с учебой в академии с 1913 г. состоял вольнослушателем на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та (до 1916). В 1914 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за соч. «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича (1649)». Оставлен в академии на 1 год при кафедре церковного права в качестве стипендиата для подготовки к профессорскому званию.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98541.html 11 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 1: 1949–1955 годы Источник:  http://www.pravoslavie.ru/put/58034.htm Православие.ру 13 декабря 1961 года окончился земной путь одного из выдающихся архиереев ХХ века – митрополита Николая (Ярушевича) – первого председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, пастыря, богослова, дипломата. О первых годах жизни отдела написано много, наиболее изучена его деятельность в период подготовки и проведения Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей в июле 1948 года. Данная статья представляет ежедневную работу отдела и его председателя по основным внешнеполитическим направлениям, способствовавшим укреплению международного положения Церкви и страны. Вторая мировая война изменила геополитическую карту Европы. Новый образ нашей страны как победителя и миротворца вызвал искренний интерес к СССР. Для многих европейцев, переживших ужасы войны, представления о социализме были привлекательны: мир, свобода, социальная справедливость, равенство. Стремление к миру всячески подчеркивало и руководство Советского Союза. Крепла уверенность в том, что союзнические отношения сохранятся и в послевоенные годы. Но действительность оказалась суровее. Начавшаяся " холодная война " , ставшая формой существования в послевоенном мире и продолжавшаяся до распада СССР, вновь обострила противостояние проамериканского и просоветского блоков, которое усугублялось ядерным фактором. Ядерная монополия США, как известно, сохранялась до 1949 года, что не могло не волновать советское государство. " Доктрина Трумэна " (доктрина сдерживания социализма), " план Маршалла " как экономическая составляющая " сдерживания " только ускорили формирование биполярной геополитической модели.

http://religare.ru/2_98541_1_21.html

Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98591.html 13 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 3. 1959–1961 годы Источник:  http://www.pravoslavie.ru/arhiv/58101.htm Православие.ру 1959 год станет годом, который совпадет с подготовкой ухода Г.Г. Карпова с поста председателя Совета по делам Русской Православной Церкви и с отстранением митрополита Николая (Ярушевича) от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений. Г. Карпов будет отправлен на пенсию в феврале 1960 г., а новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви уже в июне подвергнет резкой критике внешнюю деятельность Церкви, назвав митрополита Николая виновником ее неиспользованных возможностей: " Патриархия за последние годы не провела ни одного крупного мероприятия по объединению Православных Церквей вокруг Русской Православной Церкви ...и усилению борьбы за мир " . Всё это было предвестником нового государственного курса в отношении Церкви, известного как " хрущевские гонения " . 1959 год 25 января папа Иоанн XXIII объявил о созыве в Ватикане собора Католической церкви. В условиях глубочайшей законспирированности была достигнута договоренность о начале негласных переговоров между представителями СССР и Ватикана о нормализации двусторонних отношений. " Без представления о том, как развивались эти контакты, какими были истинные побудительные причины, заставившие Н.С. Хрущева пытаться вовлечь Ватикан в орбиту советской внешней политики, вряд ли в полной степени можно понять характер отношений официальной Москвы к собору и к тем решениям, которые на нем были приняты " , – эти слова советский дипломат Ю. Карлов, чья служба в те годы проходила в советском посольстве в Италии, скажет 34 года спустя означенных событий. 22 февраля – первая реакция Русской Православной Церкви на объявление о соборе Католической церкви: на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве, устроенном настоятелем подворья епископом Василием (Самаха), патриарх Алексий подчеркнул, что " Русская Православная Церковь не может участвовать в соборе католиков и не считает такой собор Вселенским " . Его поддержал приглашенный на прием греческий посол (обо всем увиденном и услышанном Г. Карпов в секретной записке доложил ЦК КПСС тремя дням позже).

http://religare.ru/2_98591_1_21.html

День памяти Владыки Николая 13 декабря. В этот день, 30 лет тому назад, в 1961 г. перестало биться сердце доброго и любимого архипастыря Владыки Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского, а для нас, ленинградцев, Николая Петергофского. Это был необыкновенно любвеобильный, внимательный всем и всегда доступный пастырь, который душу свою отдал за Русскую Православную Церковь , за свою паству, за свою веру. Много испытаний выпало на его долю. Епископом он стал в самое трудное для Церкви время, в 1922 г. Борьба с обновленчеством, церковные нестроения, тяжелые бытовые условия, ссылка в далекие Зырянские края – все это он пережил в самом начале своего архипастырского служения. Многие ленинградцы помнят его благоговейные службы в многочисленных еще тогда храмах нашего города, его боговдохновенные проповеди, слушать которые съезжались со всего города. А служил он по преимуществу в самых отдаленных храмах, на окраинах города и в пригородах, так как будучи самым молодым из всех викарных архиереев, получал назначения от Митрополита именно в такие храмы, да и настоятели стремились заполучить на свои праздники именно его, любимого всеми архипастыря. И вот, в тесноте переполненных трамваев, с пересадками, чуть ли не вися на подножках, добирался он до места служения. В лучшем случае удавалось найти извозчика, а еще реже машину. Часто водители, узнав, что надо везти «попа», отказывались это делать. И несмотря ни на что, он был всегда аккуратен, никогда не опаздывал к богослужению, не раздражался и не сетовал. Остряки говорили: «По этим архиерейским часам можно проверять время». Богослужения Владыка совершал с каким-то особенным вдохновением и своей молитвенностью заражал всех сослужащих и молящихся. А его проповеди заставляли забывать и о времени, и об усталости, их можно было слушать без конца и запоминать надолго. После литургии Владыка обычно благословлял всех молящихся, которые бесконечной вереницей в течение полутора, двух часов подходили к нему. И каждому он находил приветное слово и дарил ласковую добрую улыбку. Отходили от него сияющие и умиротворенные излучаемой им благодатью. А за всенощной он всех до единого помазывал один, без помощников (тогда не было обычая помазывать в нескольких местах). Особенно любили верующие нашего города благотворительные службы, когда надо было поддержать нуждающийся храм. Приглашали Владыку Николая и хор духовенства под руководством диакона И. Г. Павлова. Собирались лучшие силы священнослужителей. Хор пел великолепно, очень духовно и стройно. И. Г. был прекрасным регентом, а в дни войны ему пришлось быть ректором Ташкентской консерватории. Апостол обычно читал протодиакон Феодор Юдин, поражая всех своей необыкновенной «тягой». Евангелие поручали читать протодиакону Феодору Алфимову, а после чтения Евангелия выходил на проповедь епископ Николай... Говорил он на евангельские темы, связывая их с нашей жизнью, говорил вдохновенно, образно и в то же время очень просто, понятно всем. Слушали его, затаив дыхание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

К 20-летию со дня кончины, Двадцать лет отделяют нас от дня кончины Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, почившего о Господе 13.12.1961 года. После его блаженной кончины прошло много лет, а душе нашей он кажется еще ближе. Владыка Николай всю жизнь благодарил Господа, «коснувшегося человеческих сердец» через его проповеди. Люди обращались к вере, к Господу Богу. За богословские и церковно-исторические труды Владыка был удостоен ученой степени доктора богословия Советом профессоров Московской Духовной Академии, богословским факультетом им. Яна Гуса в Праге, Софийской Духовной Академией св. Климента Охридского, Богословской Академией Реформатской Церкви Венгрии, Протестантским Богословским институтом в Клуже (Румыния), Православным Богословским институтом в Бухаресте, Богословским факультетом в Пряшеве (Чехословакия). Проповеди Владыки переведены на многие языки. Все это дает основание, чтобы признать, что Митрополит Николай был «Златоустом нашего времени». Сейчас, когда уже 20 лет нет с нами Владыки, он и его слово Божие, посеянное в наших душах, живы. Живы, пока бьются сердца людей, побывавших на Богослужении Владыки и слышавших его дивные проповеди. Жив Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай! Владыка говорил нам: «Дорогие мои и милые о Господе нашем Иисусе Христе духовные мои чада, я рад бы был, если хотя бы единое мое слово запало бы в вашу душу и принесло бы плоды». Запали в наши души и сердца все его заветы и основной из них – «Беречь веру в Бога как дар Божий». Наставляя своих чад, Владыка говорил: «Пусть ничто не смущает вас, никакие волны не выбивают вас из корабля Матери-Церкви ». Владыка Николай вдохновлял людей в годы войны, отирая слезы плачущим, озаряя сердца отчаявшимся. Сколько нас, входивших в те годы в переполненные храмы, не чувствовавших тесноты, поддерживаемых молитвами и благословениями Владыки Николая, и выходивших из храма с обновленной душой, с радостью в сердце после проповеди! Его слова и речи уносили душу каждого горе, ближе к Престолу Божию. И жизненные испытания легче переносились теми, в чьи сердца им были заброшены зерна и семена веры Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кипран (Зёрнов), еп.Дмитровский. Фотография. Ок. 1961 г. (Зёрнов Михаил Викентьевич; 25.01.1911, Москва - 5.04.1987, там же), архиеп. бывш. Берлинский и Среднеевропейский. Семья происходила из обедневшего купеческого рода. С 11 лет прислуживал в московском храме в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Барашах у Покровских ворот. Исполнял должности звонаря, пономаря, ризничего. В 15 лет лишился отца и стал единственным кормильцем семьи. В 1928 г. окончил среднюю школу и поступил с благословения духовника в театр-студию под рук. Р. Н. Симонова. Позднее был помощником режиссера на киностудии, работал заведующим костюмерным цехом в театре В. Э. Мейерхольда, актером в Театре сатиры. До 1938 г. одновременно с работой в светских учреждениях продолжал прислуживать в церкви, самостоятельно изучал курс духовной семинарии. Осенью 1943 г. подал прошение патриарху Сергию с просьбой о принятии в клир Московской епархии. К прошению было приложено сочинение «Как я верую», о к-ром дал положительный отзыв Саратовский и Сталинградский архиеп. Григорий (Чуков ; впосл. митрополит). Начал сотрудничать с «Журналом Московской Патриархии», где в дальнейшем многократно публиковался. После сдачи экзамена на священнический чин 10 авг. 1944 г. был рукоположен Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) целибатом во диакона, а 12 авг. того же года - во иерея. Получил назначение священником в храм во имя Св. Троицы в пос. Наташино (ныне в черте г. Люберцы Московской обл.). Одновременно являлся внештатным секретарем митр. Николая (Ярушевича). В мае-июне 1945 г. был членом церковной делегации, сопровождавшей патриарха Алексия I во время визита на Св. землю, написал о патриаршем паломничестве статью для «Журнала Московской Патриархии». 20 июля 1945 г. назначен настоятелем Троицкого храма в Наташине. 27 дек. 1945 г. переведен в Москву на должность настоятеля храма в честь Покрова Пресв. Богородицы в Черкизове. 12 мая 1948 г. назначен настоятелем московского храма в честь Преображения Господня на ул. Б. Ордынка (также известен по приделу в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» как Скорбященский храм), был возведен в сан протоиерея. Скорбященская ц. до того более 10 лет была закрыта и использовалась как складское помещение, однако ее внутреннее убранство сохранилось, что позволило в скором времени начать богослужения. Уцелела и святыня храма - икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С июня 1950 г. прот. М. Зёрнов являлся секретарем по приему посетителей в Управлении делами МП. Исполнял поручения в области межцерковных связей; неоднократно входил в состав делегаций РПЦ в зарубежных поездках, участвовал в приеме иностранных делегаций.

http://pravenc.ru/text/1684752.html

Н.С. Капчук, староста Елоховского собора в Москве ЖМП 2 февраль 2012 /  21 февраля 2018 г. 10:21 Николай Капчук: Приходилось делать многое, чего никто не мог себе позволить 18 февраля 2018 года на 87 году жизни отошёл ко Господу Николай Семенович Капчук   почетный староста Богоявленского кафедрального собора в Елохове. Николай Семенович в течение многих десятилетий неутомимо трудился во славу Святой Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования настоятелю Богоявленского кафедрального собора г. Москвы, протоиерею Александру Агейкину, клиру и прихожанам. В частности, Его Святейшество напомнил, что " С юных лет этот неустанный труженик и заслуженный ктитор одного из самых почитаемых народом храмов Москвы был воспитан в традициях христианского благочестия. Он прошел большой жизненный путь, который неразрывно был связан с Русской Православной Церковью " . В 2012 году Николай Семенович дал развернутое интервью «Журналу Московской Патриархии», которое и сегодня не потеряло своей актуальности, и мы вновь предлагаем его вашему вниманию. — Николай Семенович, вы свидетель церковной жизни ХХ века. Расскажите об одном из самых малоизученных ее периодов в 1960, 1970, 1980-е годы? — В 1960 году я закончил Московскую духовную академию и получил степень кандидата богословия. Вместе со мной академию окончили иеромонах Илия (Шиолашвили, ныне — Католикос-Патриарх всея Грузии) и иерей Анатолий Кузнецов (ныне — архиепископ Керченский Анатолий). Торжественный выпускной акт состоялся 14 июня. Вскоре началась череда очень драматичных событий. Под давлением Совета по делам религий от руководства ОВЦС был отстранен митрополит Николай (Ярушевич; + 1961) и на его место 21 июня назначен архимандрит Никодим (Ротов; + 1978), его епископская хиротония состоялась 10 июля. 5 июля епископ Дмитровский Пимен (Извеков; + 1990), у которого я давно был иподиаконом, был назначен управляющим делами Московской Патриархии. Владыка Пимен сразу взял меня в Патриархию личным секретарем.

http://e-vestnik.ru/db/nikolay_kapchuk_l...

О владыке Николае (Ярушевиче) Воспоминания монахини Магдалины (Некрасовой) 31 декабря 1891 года (13 января 1892 г. по новому стилю) родился выдающийся иерарх Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич;1961). В сентябре 1945 года владыка Николай с визитом посетил Париж. Монахиня Магдалина (Некрасова ), насельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От во Франции,вспоминает, как русский Париж встречал владыку Николая и какую роль сыграл владыка в жизни ее семьи. Париж. 1945 год – Матушка Магдалина, сколько вам было лет в это время? – Мне было тогда 12 лет. Но я рано по духу, по сердцу повзрослела. В нашей нерелигиозной семье я с детства ощущала потребность в религиозном. Первой книгой, которую я читала на французском, была детская Библия графини де Сегюр. Я знала ее наизусть в свои 6–7 лет. Домашние надо мной посмеивались, но для меня это было совершенно особенное чтение. Мое сердце горело. И когда митрополит Николай приехал (в конце августа или сентябре, а занятия в школе у нас начиналась в октябре), меня трудно было удержать дома. Я ходила на все его службы. Это был первый официальный приезд высокого представителя Русской Православной Церкви. Помню, что вся наша эмиграция пришла в смятение. Всего несколько месяцев прошло после окончания войны, о положении Церкви в Советском Союзе ходили разные толки… – А где служил владыка Николай? – Служить московский митрополит мог, конечно, сначала только в храмах, состоящих в юрисдикции Московской Патриархии, а их в Париже и его предместьях было не так много. Собственно храмов тогда не было, а были «гаражи», переделанные под храмы… Их вместимость была весьма мала, и в большие праздники бывало очень тесно. Можете себе представить, какая давка там образовывалась, когда туда кинулась вся эмиграция, чтобы посмотреть и послушать московского митрополита! В первые дни мне пришлось слышать слова «приехал чекист в рясе», «чекист в митре». Но очень скоро русские люди сердцем своим почувствовали в приехавшем иерархе глубоко верующего, искреннего человека и стали проникаться к нему доверием

http://pravoslavie.ru/33528.html

Патриарх Сергий как богослов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 Предисловие ПЕРВЫЙ НАМЕСТНИК ВОЗРОЖДЕННОЙ ЛАВРЫ Обитель преподобного Сергия, основанная в XIV веке, пережила на протяжении шести столетий различные славные и горестные страницы. В начале XV века Троицкий монастырь был разорен татарами при нашествии эмира Едигея. Трудное время пережила Лавра и в XX веке, будучи закрытой; монахи были изгнаны, колокола сброшены, святые мощи кощунственно поруганы. Святейший Патриарх Алексий I , êîòîðîìó Ãîñïîäü ñудил открывать позднее Лавру, еще будучи епископом Тихвинским, писал в 1920 году в одном письме в связи с закрытием Лавры: “Неужели мы лишимся этой святыни, и никто не сможет ее защитить?” 1 . В последующее время в Лавре был организован музей, а здания были заняты различными организациями или просто жильцами. Но вот прошло 25 лет, позади была тяжелая война, и стали говорить об открытии Лавры. На осенний праздник преподобного Сергия в 1945 году митрополит Николай (Ярушевич;1961), ñëóæèâøèé â Èëüèíñêîì õðàìå ðÿäîì ñ Ëàâðîé, ïîñëå Áîãîñëóæåíèÿ “ñîîáùèë îá îòêðûòèè Òðîèöå-Ñåðãèåâîé Ëàâðû è î íàçíà÷åíèè åå íàìåñòíèêîì àðõèìàíäðèòà Ãóðèÿ, êîòîðûé ñîñëóæèë ìèòðîïîëèòó ýòó Ëèòóðãèþ” 2 . Биография будущего отца наместника, прошедшего через горнило испытаний, типична для русского духовенства того времени. Он “родился 1(13) июля 1891 года в городке Опеченский Посад Боровического уезда Новгородской губернии. Родители его — Михаил и Екатерина — петербургские мещане” 3 . Он рано осиротел, в 1911 году окончил Петровское коммерческое училище в Петрограде, получив звание кандидата коммерческих наук и памятный подарок — книгу профессора М. Тареева Иеромонах Гурий (Егоров), один из создателей Александро-Невского братства. 1922 г. “ Основы христианства”. Затем в 1912 году он поступил в Петроградскую Духовную Академию. Перед поступлением в Академию он ездил в Оптину пустынь к старцу Анатолию (Потапову; †1922) 4 .

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-kak-bo...

Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98579.html 12 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 2. 1956–1958 годы Источник:  http://www.pravoslavie.ru/put/58067.htm Православие.ру " Холодная война " оставалась стержнем международных отношений и в конце 1950-х годов. Баланс сил зависел от наличия современных средств вооружений. Создание в августе 1953 года водородной бомбы давало нашей стране военно-стратегическое преимущество. После событий в Венгрии осенью 1956 года обеспечение мира " с позиции силы " стало ведущей внешнеполитической линией обеих супердержав, каждая из которых продолжала наращивать свое влияние. Только за 1957–1964 годы Советский Союз заключил более 20 соглашений о сотрудничестве с развивающимися странами. Победа кубинской революции 1959 года наглядно показывала притягательность социализма в мировом масштабе. В те годы появилась даже удивительная шутка: слово " Куба " расшифровывалось по первым буквам как " коммунизм у берегов Америки " – и это точно передавало дух времени. По-прежнему укреплялось и развивалось движение за мир. Как известно, на XX съезде партии Н.С. Хрущев провозгласил мирное сосуществование государств с различным общественным строем основным принципом советской внешней политики. Из этого следовало, что возможно сотрудничество со странами Запада, а война, если даже к ее развязыванию и будет стремиться капитализм, теперь не разразится с фатальной неизбежностью. В программе партии, принятой в 1961 году на XXII съезде, эти теоретические установки нашли свое дальнейшее отражение: " Либо мирное сосуществование – либо катастрофическая война " . Но в реальности мирное сосуществование с Западом понималось и принималось как новая форма противостояния, допускающая широкий спектр внешнеполитических мер: от мирных инициатив до силового давления.

http://religare.ru/2_98579_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010