«Меня в детдом вернули» Ярослав долгое время даже не догадывался, что у него есть и кровные родственники. Пока на пороге дома не появилась биологическая мать. Ярослав был потрясен. Женщина казалась ему абсолютно чужой. Что потом стало происходить в семье, он вспоминать не хочет. Психика подростка не справилась с информацией об усыновлении. — Плохо себя вел. Меня в детдом вернули. Вот и все. Обидно? Да нет. Сам виноват. Непривычно было, потом ничего… Привык, — говорит Ярослав. В школе мальчик тут же «съехал» по всем предметам. Не понимал, для чего все это нужно. На экзаменах в выпускном 9-м классе хоть и получил четверки, но, как сейчас честно признается, списал. После окончания школы он хотел поступить учиться на повара, а в итоге пошел в строительный колледж в Ковылкино вслед за другом. В общежитии по вечерам сам жарил яичницу, варил кашу и картошку. При этом мечтал однажды увидеть Италию и попробовать настоящие итальянские спагетти. — Обычные-то я пробовал, а там же делают вкуснее, интереснее, что ли, — улыбается Ярослав. Машина улетела в кювет 25 ноября прошлого года подросток чуть не погиб в аварии недалеко от Ковылкино. Куда и зачем они ездили с друзьями, Ярослав не помнит. Из рассказов знает, что водителем был их знакомый, которого за год до этого лишили водительских прав.  Машина улетела в кювет и врезалась в дерево. Удар был такой силы, что друг Ярослава, 15-летний Влад, вылетел через лобовое стекло и вскоре скончался на месте происшествия. Из трех выживших в ДТП меньше всех пострадал второй друг Ярослава — Женя. Его госпитализировали с переломом ключицы. Виновник ДТП получил инвалидность.  В критическом состоянии был и Ярослав. Спустя сутки его отправили на реанимобиле в Москву, в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии с открытой черепно-мозговой травмой, сломанным позвоночником и переломанными ребрами. Нижняя часть тела была полностью парализована. В глазах двоилось. — Медсестра рассказывала, что все 8 часов, пока меня везли, я разговаривал с ней, но я этого совсем не помню. Пришел в себя в больнице, но спросить, что со мной, не мог. У меня было сжато легкое, в горле стояла трахеостома, — рассказывает Ярослав.

http://pravmir.ru/vo-snah-ya-hozhu-kak-r...

В конце 1222 года на острове Сарема вспыхнуло восстание эстов, вскоре охватившее всю страну. Восставшие пригласили на помощь румсские войска из Новгорода и Пскова. В ходе последующих событий во главе новгородской внешней политики впервые выступает Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского), с именем которого мы столкнемся и при изучении борьбы против шведской экспансии. Одно только перечисление военно-политических мероприятий по борьбе с немцами, проведенных Ярославом, характеризует его как выдающегося руководителя внешней политики Новгородской Руси, как организатора активной обороны против немецкого наступления. И мы считаем нужным хоть вкратце показать роль Ярослава в борьбе с немецкой агрессией, ибо после этого нам более понятна будет его роль в борьбе со шведами. В 1223 году Ярослав решил воспользоваться эстонским восстанием, чтобы попытаться восстановить новгородское влияние в Прибалтике. С двадцатитысячным войском Ярослав двинулся через Эстонию на Ригу. Но в середине похода ему пришлось изменить маршрут и вместо удара на Ригу заняться осадой неприступного ревельского замка. Реальных результатов Ярослав добиться не смог, поход кончился неудачей. Ярослав продолжал борьбу и дальше: скорее всего именно ему принадлежит идея посылки в Юрьев князя Вячко с русской дружиной. Подавление эстонского восстания немцами и взятие Юрьева в 1224 году завершали немецкое завоевание Прибалтики и явились крупным поражением Новгородского государства. Граница, установившаяся по миру 1224 года по Чудскому озеру и реке Нарове, превратила немецкий рыцарский орден в непосредственного соседа коренных новгородских земель. Русская государственность не сразу примирилась с утратой своих владений в Прибалтике. В 1228 году Ярослав сделал попытку организовать новый поход на Ригу, но правящая верхушка Новгорода и Пскова выступила против князя, не желая нарушать уже налаживающиеся торговые связи с рижскими немцами. В 1234 году Ярослав добился все же организации успешного похода в Ливонию, но изменить границы в пользу Новгорода он уже был не в силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вот пошли войска друг на друга и столкнулись. Сильная была сеча; печенеги стояли за озером и не могли помочь Святополку. Воины Ярослава притиснули Святополкову рать к озеру, столкнули их на лед, который под ними проломился. И стал одолевать Ярослав. Видя сие, Святополк бежал к ляхам. Ярослав же сел на отцовском княжении в Киеве, после того как пробыл в Новгороде 28 лет. Через 2 года Святополк пошел против Ярослава с королем Болеславом и ляхами. Ярослав собрал войско из Руси, варягов и словен и пошел в Волынию. Войска встретились у реки Буга и стали на противоположных берегах. Был у Ярослава пестун, воевода Буды, и начал он укорять Болеслава: — Вот мы копьем проткнем твое чрево. Болеслав же был огромный и тяжелый и едва мог сидеть на коне. И сказал Болеслав дружине своей: — Если вы не оскорбились сим укором, я один погибну. И бросился на коне в реку, за ним пошли и воины его. Ярослав же не успел приготовиться к битве, и победил Болеслав Ярослава. Болеслав вошел со Святополком в Киев, а Ярослав бежал с 4-мя мужами в Новгород. Оттуда он уже хотел бежать за море, но посадник Константин, сын Добрыни, с новгородцами рассекли лодки Ярослава, говоря: «Мы еще можем биться с Болеславом и Святополком». И начали они собирать деньги, с каждого мужа по 4 куны, со старост по 9 гривен, а с бояр по 80 гривен. Затем призвали варягов и заплатили им собранные деньги. Так собрал Ярослав большое войско. Безумный же Святополк сказал: «Избивайте по городам ляхов». Так и сделали. Тогда Болеслав бежал из Киева, захватив с собою имущество и бояр. Ярослав же устремился на Святополка и победил его. Святополк бежал к печенегам. В лето 6527 (1019 г.) он возвратился со множеством печенегов. Ярослав собрал войско и выступил против него на Альту. Став на месте, где был убит святой Борис, он воздел руки на небо и сказал: — Вот кровь брата моего вопиет к Тебе, Владыко, как кровь Авеля. Отомсти за него Святополку так, как братоубийце Каину, на которого Ты возложил стенание и трясение (Быт.4:12). Молю Тебя, Господи, пусть Святополк получит то же.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Смолоду Ярослав отличался тем же неукротимым нравом, что и юный Владимир, его отец. Да и в усобицах ему пришлось участвовать не менее родителя своего. Летопись сообщает дату его рождения — 978 или 979 год. К Ярославу отец относился наилучшим образом — недаром он сначала получил из рук отца ростовский княжеский стол, а потом, перепрыгнув через головы старших братьев, оказался в Новгороде — втором «по чести» после Киева городе Руси. Ярослав очень рано почувствовал вкус самостоятельного правления. Летом 1015 года Владимир скончался. Незадолго до того Ярослав поднял против него мятеж — отказался платить дань с Новгорода. Ему грозила карательная экспедиция из Киева. Он даже набрал варягов для ее отражения. Но смерть сразила отца посреди хлопот о ее снаряжении. На Киеве вокняжился Святополк — старший по рождению. Братья — во всяком случае, некоторые из них, — согласились покориться Святополку. Но страх и неуверенность толкнули его на чудовищные поступки, благодаря которым он получил злое прозвище «Окаянный», то есть окаинившийся, уподобившийся братоубийце-Каину. По приказу Святополка были убиты его братья, святые Борис и Глеб. Еще один сын Владимира, Святослав, бежал к венграм, желая укрыться от гибели. Но его и там настигли подосланные старшим братом убийцы. Ярослав, человек отважный и гневливый, и мысли не допускал о бегстве. Два войска, Ярослава и Святополка, встретились у Любеча, осенью 1016 года. Новгородцы переправились через реку, оттолкнув лодки: так показали они, что ищут либо победы, либо смерти. Святополк бежал, не дождавшись конца битвы. Вслед за ним, дрогнув, начали разбегаться киевляне. Ушли, так и не начав боя, союзные им печенеги. Великий князь киевский укрылся от гнева своего брата у поляков, при дворе тестя. Ярослав же первый раз вошел в Киев как правитель. Два года спустя польский король Болеслав со Святополком привели польскую армию на Русь. Войско Ярослава не выдержало их напора. Едва сохранив при себе четырех ратников, Ярослав бежал в Новгород. Но Святополк скоро лишился главной своей опоры — иноземного войска. Ратники Болеслава, вставшие «на прокорм» по городам, скоро надоели местным жителям. Кормить чужую армию — кому в радость? Опасаясь потерять всякую самостоятельность, Святополк велел убивать рассеявшихся поляков. Тогда Болеслав отвернулся от него. Забрав остатки войска, он ограбил киевское боярство, выгнал киевлян пленниками, отобрал у зятя большую область. Между тем, новгородцы выставили новое войско. Под стягами Ярослава они опять попытали счастья на Киевщине. Святополк, выдавленный новгородской ратью из «стольного града», пошел за помощью к печенегам. Приведя их на Русь, он встретился с северным ополчением и вновь проиграл. Теперь ему пришлось навсегда покинуть Русь. Умер Святополк на чужбине. В 1019 году, Ярослав окончательно утвердился на киевском престоле. Оборонял Русь от степняков, строил города и крепости

http://foma.ru/5-vazhneyshih-faktov-iz-z...

В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории; в скандинавских сагах Ярослава называют скупым, но этот отзыв может служить ему только в похвалу: и отец его, который вовсе не был скуп, не любил, однако, удовлетворять жадности норманских наемников, которые особенно любили приобретать; раздача большой суммы денег новгородцам скорее будет свидетельствовать о щедрости Ярослава. По отзыву летописи, Ярослав был на своем месте: «он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр»; прибавлена еще замечательная черта, что он был христианин, и сам книги читал. Последнее обстоятельство было чрезвычайно важно для преемника Владимирова. В приведенном известии значение христианина тесно связано в Ярославе с чтением книг; Владимир не читал сам книг, он мог только слушать священное писание; сын его Ярослав сам читал книги, был представителем нового поколения грамотных христиан, выученных при Владимире, которые могли находить для себя утверждение в вере в книгах священных. Уже при Владимире греческое духовенство единственным средством распространения и утверждения христианства считало грамотность, учение книгам; сын Владимира сам читал книги, сам был утвержденным христианином, и потому, разумеется, в его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. И точно, по свидетельству летописи, христианство начало преимущественно распространяться при Ярославе; при нем начали также умножаться монахи. Ярослав, говорит летопись, любил церковные уставы, очень любил попов, но больше всего монахов; книги читал часто, ночью и днем, собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский, и переписали много книг, много он и купил их. Отец его Владимир распахал землю и умягчил, т. е. просветил крещением, Ярослав насеял книжными словами сердца верных людей, а мы, прибавляет летописец, пожинаем, принимая книжное учение. Сравнение очень важное: в нем ясно указано значение деятельности Владимира и Ярослава и постепенность движения: при одном имело место крещение, при другом – надлежащее наставление в вере. При книгах нужны были особенно церкви и грамотные священники, которые могли бы учить народ неграмотный. Ярослав строил церкви по городам и местам неогороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей и приходить часто к церквам. При Ярославе в Новгороде было сделано то же, что при Владимире в Киеве: князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Мьстислав изиде на ловы, разболеся и умре… Перея власть его всю Ярослав, и бысть самовластець Русьстей земли. Иде Ярослав Новугороду, и посади сына своего Володимера Новегороде, епископа постави Жидяту. И в се время родися Ярославу сын, нарекоша имя ему Вячеслав. Ярославу же сущу Новегороде весть приде ему, яко печенези остоять Киев. Ярослав събра вои многы, варягы и словене, приде Кыеву и вниде в город свой» . С иными подробностями излагают ход событий летописи НСГ; в НК1, где, как говорилось выше, содержатся ранние по происхождению фрагменты за 2-ю четверть – середину XI в., говорится: «В лето 6544 Мстислав, брат Ярославль, изыде на ловы и тамо разболеся и умре… По сем же прия власть его всю Ярослав, и бысть самовластець в Рускои земли. И иде Ярослав к Новуграду, и посади сына своего Володимира в Новеграде, и епископа постави Жиряту; и людемь написа грамоту, рек: «По сеи грамоте даите дань». И бяше хромоног, но ум бяше добр в нем, и храбр на рати, и христиан, понеже чтяше сам книгы. Ярославу же сущу в Новеграде, приде ему весть, яко печенези обьстоят Киев. Ярослав же събра вои многы, варяги и словены, и приде к Киеву весне» . Из обоих вариантов с несомненностью следует, что Новгородский епископ Лука, был избран на кафедру киевским князем Ярославом Владимировичем. Ярослав тем самым, несомненно, реализовал право светской инвеституры духовных лиц, свойственное эпохе повсеместного патроната светских правителей над местными церквами и характерное, как известно, для Запада христианского мира вплоть до григорианской реформы 2-й половины XI в. На Руси поставления князьями епископов было распространенным явлением и позднее, особенно в XII – 1-й половине XIII в. В списках Новгородских владык епископ фигурирует как Лука или Лука Жидята. Лука, как давно замечено в историографии, был 1-й известный по источникам архиерей Киевской митрополии славянского происхождения. В летописях сан и вообще род деятельности Луки до поставления не указывается, причем он фигурирует под своим славянским именем (Жидята или, как в летописях НСГ, Жи рята), как и многие упоминаемые в начальном летописании представители княжеского окружения (бояре, воеводы, и проч.; ср.: Вышата, Волчии Хвост и т.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

«Только подумал — как ловить, а она уже летит. Руки успел подставить и упал под ее весом» 27 октября. ПРАВМИР. Школьник из поселка Строймаш (Республика Башкортостан) Ярослав Адоньев спас жизнь годовалой девочке, выпавшей из окна. История произошла еще в апреле этого года, но СМИ узнали о героическом поступке Ярослава только сейчас, пишет «Стерлитамакский рабочий». О случившемся журналистам рассказал сам 11-летний мальчик и его бабушка Лариса Юрьевна. В тот весенний день Ярослав ждал на улице своих друзей и заметил, что на втором этаже жилого дома на подоконнике стоит маленькая девочка. «Я ее заметил и сразу понял: что-то плохое может произойти», — рассказывает Ярослав. «Смотрю, она все ближе к краю подходит, ну и я приближаюсь. Только подумал — как ловить, а она уже летит. Руки успел подставить и упал под ее весом. Девочка сильно плакала от испуга, да и я в шоке был, ничего не чувствовал», — признается он. Бабушка мальчика добавляет, что участок под окном забетонирован. «Для кого-то это «всего лишь второй этаж», но представьте последствия этого падения, не будь рядом внука. Он тогда с улицы пришел очень взволнованный, будто испуганный», — говорит Лариса Юрьевна. Позже выяснилось, что девочка почти не пострадала. Ярослав отделался царапинами на локтях и коленках. Немного придя в себя, он побежал в квартиру, откуда выпала малышка. Однако на стук в дверь никто не отзывался. Обратился к соседям, те дозвонились до матери девочки, а Ярослав побежал домой. «Сначала я не придала значения словам внука. Но затем приехали сотрудники полиции, опросили Ярослава, все запротоколировали. Стало ясно, что мой мальчик был прав. Как я отреагировала? Объяснила ему — какой он молодец! И соседи похвалили», — говорит бабушка. Ярослав рассказал, что потом видел маму девочки: «Она мне спасибо сказала». Ярослав Адоньев живет в поселке Строймаш вместе с бабушкой и сестрами. Этой осенью он пошел в пятый класс школы 8. Мальчику нравятся уроки технологии, математики и физкультуры. Также любит посидеть за компьютером, погулять с друзьями, поиграть в футбол и хоккей.

http://pravmir.ru/v-bashkirii-shkolnik-1...

Я приду через час… Наскоро отдавая кому-то этот приказ, деликатный Ярослав Ильич взял Ордынова под руку и повел в ближайший трактир. — Не успокоюсь без того, пока не перебросим двух слов наедине после такой долгой разлуки. Ну, что ваши занятия? — прибавил он, почти благоговейно и таинственно понизив голос — Всегда в науках? — Да, я по-прежнему, — отвечал Ордынов, у которого мелькнула одна светлая мысль. — Благородно, Василий Михайлович, благородно! — Тут Ярослав Ильич крепко пожал руку Ордынова. — Вы будете украшением нашего общества. Подай вам господь счастливого пути на вашем поприще… Боже! Как я рад, что вас встретил! Сколько раз я вспоминал об вас, сколько раз говорил: где-он, наш добрый, великодушный, остроумный Василий Михайлович? Они заняли особую комнату. Ярослав Ильич заказал закуску, велел подать водки и с чувством взглянул на Ордынова. — Я много читал без вас, — начал он робким, немного вкрадчивым голосом. — Я прочел всего Пушкина… Ордынов рассеянно посмотрел на него. — Удивительно изображение человеческой страсти-с. Но прежде всего позвольте мне быть вам благодарным. Вы так много сделали для меня благородством внушений справедливого образа мыслей… — Помилуйте! — Нет, позвольте-с. Я всегда люблю воздать справедливость и горжусь, что по крайней мере хоть это чувство не замолкло во мне. — Помилуйте, вы несправедливы к себе, и я, право… — Нет, совершенно справедлив-с, — возразил с необыкновенным жаром Ярослав Ильич. — Что я такое в сравнении с вами-с? Не правда ли? — Ах, боже мой! — Да-с… Тут последовало молчание. — Следуя вашим советам, я прервал много грубых знакомств и смягчил отчасти грубость привычек, — начал опять Ярослав Ильич несколько робким и вкрадчивым голосом. — В свободное от должности время большею частию сижу дома; но вечерам читаю какую-нибудь полезную книгу, и… у меня одно желание, Василий Михайлович, приносить хоть посильную пользу отечеству… — Я всегда считал вас за благороднейшего человека, Ярослав Ильич. — Вы всегда приносите бальзам… благородный молодой человек… Ярослав Ильич горячо пожал руку Ордынову.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Отец Ярослав: «У человека могут быть и еда, и медикаменты, и оснащение, но, если он пал духом, ничего хорошего не выйдет». Фото: личный архив игумена Гавриила Рожнова      Отец Ярослав вспоминает, как крестил в зоне СВО двоих бойцов. Одному из них было 26 лет, другому порядка 50. Тот, что помоложе, рассказал священнику, что на войне второй год. Что еще в прошлом году хотел креститься – такая потребность появилась у него именно на войне, но как-то все не получалось, священники к ним не заезжали. «Я, говорит, и раньше об этом думал, но как-то так жизнь текла, вроде все было нормально, думал, когда-нибудь покрещусь. А на войну попал и понял, что хочу креститься. Понял, что ”когда-нибудь” может и не случиться в моей жизни», – поделился иерей Ярослав. Божью помощь, рассказывают священнослужителям бойцы, они чувствуют в зоне боевых действий буквально на каждом шагу. «У человека могут быть и еда, и медикаменты, и оснащение, но, если он пал духом, ничего хорошего не выйдет. Ситуации случаются тяжелые – видишь, как товарищи погибают, как тела их лежат на поле боя, и ты не можешь их забрать, как крысы по телам бегают. Это все деморализует. Единственное, что в такие моменты спасает, – это вера в Бога и духовная помощь от священников. У меня было такое, что я приезжал на позиции, люди уже очень взрослые первый раз в своей жизни исповедовались и причащались. А в следующий раз приезжал и узнавал, что они погибли. То есть они успели исповедаться и причаститься до того, как уйти в иной мир, а это очень важно для православного христианина. В таких ситуациях я понимаю, что делаю все правильно, что обязательно нужно нам – священникам – туда ездить», – отмечает отец Ярослав. Отец Ярослав: «Если бы мог, я бы тоже поехал туда солдатом, но по канонам у меня свое служение». Фото: личный архив игумена Гавриила Рожнова      Отец Ярослав рассказывает, что, исповедуя бойцов на передовой, он видит большую разницу. К слову, многие исповедуются там впервые за всю свою жизнь. «Те, кто исповедуется там, на фронте, как правило, делают это очень искренно. Они понимают, что могут погибнуть в любой момент, их раскаяние самое настоящее. Я постоянно переживаю. Я получаю информацию, что там происходит, не из интернета или телевизора, а от самих ребят, порой даже слезы наворачиваются. Только Божьей помощью укрепляемся. Здесь за всех ребят молюсь. Если бы мог, я бы тоже поехал туда солдатом, но по канонам у меня свое служение, и как могу, так его и несу», – говорит иерей Ярослав Филиппов.

http://pravoslavie.ru/156111.html

На следующий год после победы над Святополком Ярослав похоронил Глеба рядом с братом в Вышгороде. Есть версия, что тогда же произошла канонизация, но все-таки это маловероятно. Скорее всего, они были канонизированы во второй половине XII веке. А вот почитание их скорее всего началось уже 1020 году. И если Борис и Глеб стали героями, то Святополк Окаянный - антигероем. И тут хочется обратить внимание на последствия канонизации Бориса и Глеба. На какое-то время братоубийство практически прекратилось. Да и просто Рюриковичи перестали убивать Рюриковичей. У Ярослава был родной брат, сын Рогнеды Мстислав Тьмутараканский. Между братьями разгорелась война. В основной битве Ярослав потерпел поражение, но Мстислав не стал продолжать конфликт и предпочел договориться. Братья поделили Русь по Днепру. Земли западней Днепра, включая Киев (Правобережье), получил Ярослав, земли восточней Днепра - Мстислав. Это был первый случай, когда конфликт между братьями закончился миром. Раньше такие войны шли по принципу «Русь слишком тесна для нас двоих». Либо один из братьев погибал, либо убегал за границу. Теперь выяснилось, что конфликты можно останавливать по обоюдному согласию. Мы не знаем, как бы поступил Ярослав, одержи победу он. Но, даже если мир с братом для него был вынужденным, то тут также можно увидеть Божий промысел и помощь святых братьев-страстотерпцев. В 1036 году Мстислав умер бездетным (его сын погиб на охоте) и Ярослав смог объединить земли. В том же году у Ярослава был конфликт с другим братом, Судиславом Псковским, который был кем-то оклеветан. Ярослав его посадил в тюрьму, ликвидировав Псковское княжество. Судислав просидел в тюрьме вплоть до смерти Ярослава, после которой его освободили. История, конечно, печальная, но здесь важны следующие моменты. Во-первых, много лет Судислав спокойно княжил в Пскове. То есть братья могли княжить одновременно и даже не конфликтовать (с тем же Мстиславом Ярослав стал жить вместе только после поражения). А во-вторых, Судислав не был убит. Он смог дожить до своего освобождения и умер в монастыре. Конечно, это тоже печальная участь. Но показательно уже то, что для него братоубийство стало чем-то недопустимым.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/06/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010