Закрыть itemscope itemtype="" > Русский язык возвращается 05.11.2013 833 Время на чтение 5 минут В Петербурге завершилась ассамблея «Русского мира». На встречу одной из самых авторитетных организаций, занимающихся сохранением и продвижением русского языка, собрались свыше 600 филологов, деятелей науки и культуры, представителей диаспоры. Владимир Путин направил форуму приветствие. Президент подчеркнул, что «на протяжении веков русский язык был не только средством общения, но источником сохранения национальной культурной идентичности». Как отмечалось на ассамблее, интерес к нему в последние годы растёт во всём мире. Год назад в форуме участвовали филологи из 65 государств, нынче - уже из 80. Размышлениями о значении нашего языка в историческом контексте и современной жизни с участниками ассамблеи поделился председатель думского Комитета по образованию, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав НИКОНОВ. - 1150 лет назад появилось письмо, с которым мы обрели культурную матрицу. С ним пришло Слово Божие, а затем литургия, иконопись, фреска, мозаика, богословие, архитектура, философия... Пришла Культура. Значение этого события трудно переоценить. Уже в XI веке Русь была в значительной мере грамотной, её элита - просвещённой. Ярослав Мудрый имел в Софийском соборе едва ли не самую крупную европейскую библиотеку, его дочь Анна Ярославна была, безусловно, самой образованной женщиной во дворе французского короля Генриха I. Хотя в последнее время мы слышим, что была совершена историческая ошибка: если бы Слово Божие и письменность мы получили от Рима, история России пошла бы совершенно иначе, и мы бы были «в славной семье западных народов». Но в тот момент Византия находилась на гораздо более высоком уровне развития. Именно оттуда пришли и христианская культура, и архитектура, в том числе, в Европу. И благодаря Кириллу и Мефодию, их последователям, мы приняли христианство и грамотность от самой развитой страны своего времени. Вот что об этом сказал Александр Сергеевич Пушкин : «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя, таким образом, от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного, но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей».

http://ruskline.ru/opp/2013/12/05/russki...

Можно понять, какое низкое мнение имеет проф. Соболевский об Иакове, как писателе. Этот автор, по суду ученого профессора, не более, как невежественный искажатель чужих сведений, писательская способность которого не могла возвыситься даже до различения выражений „созда» и „взя“. Но если мы примем во внимание, с какой любовью и благоговением к памяти св. князя собирал Иаков сведения о его жизни, собирал притом от многих и не с целью, конечно, искажать сведения; если представим себе крайнюю невероятность смешения вышеуказанных понятий, то неизбежно согласимся, что это только предположение Соболевского, едва ли заслужившее чье-нибудь доверие. Конечно, проф. Соболевский – доктор славянской филологии: на его филологические изыскания, скажут, можно вполне положиться; но поступить так – значит иметь великую веру к авторитетам и их мнениям, а главное, принять такое предположение – значит произвольно исказить текст древнего памятника без всякой надобности и без всякого сколько-нибудь сносного основания. Самая попытка объяснить, что „взя» явилось в „Похвале» вместо „созда», указывает вовсе не на серьезные филологические изыскания (в данном случае их совсем нет), а на то отчаянное положение, в котором оказались защитники летописи 297 в виду показаний Иакова, которым историки стали оказывать, наконец, должное внимание. Проф. Соболевский, впрочем, указывает возможность для Иакова смешать два города с именем Корсуни в том именно обстоятельстве, что вскоре по крещении (и вероятно, именно, „на третье лето») Владимир основал на Роси город, который, в память о завоеванном греческом городе, назвал Корсунью. Но откуда же Соболевскому известно, что Корсунь на Роси была основана св. Владимиром, и даже вскоре после крещения? В летописи об этом не имеется решительно никаких сведений. В ней, напротив, передается, что Владимир после своего крещения начал ставить города не на Роси, где стоял Корсунь, а „по Десне, по Востри, по Трубежеви, по Суле и по Стугне» 298 . Города на Роси начал ставить не равноапостольный князь, а сын его, Ярослав Мудрый, о чем летопись и сообщает под 1032 г. 299 Очень возможно, что в числе этих городов была и Корсунь 300 , хотя в точности неизвестно, каким городам в бассейне Роси начало положено при Ярославе, каким, может быть, и позднее. Во всяком случае, в 1032 г. сделан был лишь почин в заселении берегов Роси с целью, конечно, оградить южные пределы киевского княжества от нападения степных кочевников. Линия этих поселений при Ярославе идет южнее от Киева, нежели линия таких поселений при Владимире, и с какой стати св. князь стал бы выдвигать из нее Корсунь, основав ее на Роси, а не на Стугне, Трубеже и какой либо другой реке, заселяемой при нем?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Арабский путешественник Мухам Нумизмат замечает, что область Белозерская была так образованна, что имела возможность вести сложную денежную торговлю. По свидетельству древнерусских песен, женщины участвовали вместе с мужчинами в пирах княжеских, похваляясь своей хитростью и мудростью. У полоцкого князя Рогволода была дочь – Рогнеда. И Владимир и его старший брат Ярополк посватались к ней. Рогволод предоставил решение Рогнеде. Она гордо ответила, что не хочет выходить замуж за Владимира: «Не хочу за рабынича», то есть сына рабы, так как Владимир был сын Ольгиной рабыни Малуши. Владимир тогда захватил Полоцк, убил Рогволода и женился на Рогнеде. Она затаила озлобление на Владимира и решила его убить. Однажды, когда Владимир заснул у нее, она подняла руку с ножом, чтобы зарезать его. Но Владимир вдруг проснулся и схватил ее за руку. Владимир вышел и собрал бояр и старейшин, чтобы судить ее. Бояре единогласно сказали, что она достойна смерти. Владимир решил самолично убить ее. Она же подучила своего малютку-сына Изяслава выступить на ее защиту. Когда Владимир с мечом вошел в комнату, маленький Изяслав тоже с мечом обратился к нему: – Разве ты думаешь, что ты здесь один?! Владимир, сказав: «Кто же знал, что ты здесь?» – бросил меч и велел позвать бояр. Бояре сказали: – Не убивай ее ради этого ребенка. Когда святой Владимир принял христианство , он пришел к Рогнеде и сказал ей: – Я отныне крещен, и мне можно иметь только одну жену. Поэтому избери себе кого-либо из моих бояр, и я выдам тебя за него замуж. Но Рогнеда отвечала: – Или ты хочешь и земное царство и небесное себе забрать, а мне ни здешнего, ни небесного дать не хочешь? А я, бывши царицею, не хочу стать рабой земному царю или князю, но хочу уневеститься Христу, а для этого приму ангельский образ (монашество). Ее сын Ярослав (Мудрый), сидевший тут же, ибо не мог ходить, воскликнул: – О, мати моя, воистину еси царица царицам и госпожа госпожам. И с этими словами вернулась к нему способность ходить. От болезни у него осталась хромота и та мудрость, которой он прославился впоследствии, почерпнутая им от тесного многолетнего общения с матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Митрополит Климент: «Православные издания нужно постоянно совершенствовать...» 1 апреля 2008 г. 00:02 Митрополит Калужский и Боровский Климент , Управляющий делами Московской Патриархии, в интервью порталу «Православная книга России» делится своим мнением о роли книги и особенностях просветительского служения в современных условиях. — Ваше Высокопреосвященство! Разрешите нашу беседу начать с вопроса очень глобального: о роли и значении книги. Какую роль сыграла книга в истории нашей страны? Насколько важно книжное просвещение? — Книга в России всегда играла очень важную роль. Наша страна была и сейчас является одной из самых читающих в мире. Если мы обратимся к истории, то увидим, что после Крещения Руси на ее территории просвещение народа становится одной из первостепенных задач. Многие князья, особенно Ярослав Мудрый, любили книги, приобретали их для своих библиотек, хотя это было поистине дорогое удовольствие. Междоусобные конфликты князей оставили темные пятна на историческом поле нашей страны, но, с другой стороны, в отношении просвещения сыграли важную роль. Обособляясь от своих соседей, князья, тем не менее, не теряли связи с внешним миром и пытались сделать свое княжество не только центром политической власти, но и оплотом культурного и духовного просвещения. Важно было не уступить соседям не только в военной силе, но и в количестве монастырей, церквей, образованных людей, летописей, школ, и т. д. Следствием этого стало создание богатейших библиотек в монастырях, крупных соборах, княжеских палатах. Только благодаря сохранившимся летописям того времени мы знаем нашу историю с момента Крещения Руси. Произведения того времени «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона дают нам возможность прикоснуться к духу того времени и узнать о жизни и государственном устройстве того времени. Таким образом, в истории нашей страны, да и всего мира, книга имеет исключительное значение. Книга имеет особую ценность: и как средство фиксирования исторических событий, и как памятник интеллектуального наследия наших предков. Великие писатели, поэты оставили нам пример истинной любви к Отечеству, к нашей истории и культуре и к людям. Произведения многих поэтов и писателей доныне вдохновляет нас, пожилых и молодых, богатых и бедных, власть имущих и простых людей — на жизнь, наполненную красотой, правдой, созиданием и честью. В трудные времена провозглашенного государством атеизма русская литература помогла России сохранить нравственные ценности — в сущности, помогла сохранить веру в народе. И сейчас наши достойнейшие писатели несут свет духовности, возрождают Отечество в его историческом величии.

http://patriarchia.ru/db/text/387289.htm...

- Папа, мы это проходили в школе. И о памятниках культуры и быта, и о письменных источниках, - перебила меня Маша. - Я сейчас интересуюсь нашим конкретным случаем. - Молодец, задачу ставишь четко. Тогда давай порассуждаем вместе. 1057 год. Расцвет Киевской Руси. Три года, как умер великий князь Ярослав Мудрый. Двадцать лет исполнилось построенному здесь, в Чернигове Софийскому собору. Другой великий князь, Владимир Мономах, родится за четыре года до появления нашего монаха на Руси. А в Чернигове, куда, как ты помнишь, после Киева прибыл Фергюс-Корнилий, Мономах начнет княжить только в 1078 году, то есть двадцать лет спустя. И если данных в летописях о событиях в центральных городах Руси еще достаточно, то о происходящем в земле вятичей мы знаем очень немного. В своем завещании Мономах с гордостью сообщает сыновьям о том, что ему покорились вятичи, есть в православных святцах мученик, погибший от их рук, - это Кукша. Вот, пожалуй, и все. Не сомневаюсь, что именно в земле вятичей христианство встретило со стороны язычества самое ожесточенное сопротивление. - Получается, - сказала Маша, - что годы, когда Белый Кельт прибыл в Чернигов, для нас являются самыми темными? - Получается так. Хотя мы знаем, что летописцы в шестидесятых годах одиннадцатого века усиленно обращают внимание на различные " знамения " , все время повторяя, что они предвещают недоброе. И вот в самых разных концах Русской земли, то в Новгороде, то в Белоозере и даже в самом Киеве, появляются язычники-волхвы, предрекающие несчастья. В том числе и их агитация привела к восстанию в Киеве. Кстати, дочь, в каком году это было? - Сейчас. В 1068-м. - Молодец. Конечно, сказалось все - и неурожаи, и набеги половцев, но в любом случае влияние волхвов оставалось сильным по всей стране, а уж про вятичей я и не говорю. - Ты связываешь судьбу Фергюса с волхвами? - впервые подала голос Лена. - По крайней мере, это явная зацепка. Так что, дочка, для начала мы еще раз перечитаем все связанное с тем временем. Попробуем выписать новую литературу, если она появилась. Жизнь на месте не стоит и наука тоже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2107...

В отличие от западных проповедников христианства русские православные священники действовали в духе любви и мира, кротостью и убеждением, без всякого насилия и принуждения. Эту черту православного миссионерства в Прибалтике подчеркивали практически все авторы, писавшие на эту тему. «Финские народы Древней Руси были просвещаемы светом Евангелия особым путем: не мечом и огнем, не грабежом и обманом, не лестью и насилием, как вторгалось в Ливонию и Финляндию римское католичество» . По словам епископа Павла, обращение эстов в православие проходило в «чисто апостольском духе» . Такой стиль миссионерства всегда и везде был характерен для русского православия. Об этом ярко и точно писал архиепископ Филарет (Гумилевский): «В России евангельская проповедь также не опоясывала проповедников мечом, не проливала крови, не зажигала костров; греческий проповедник приходил к Владимиру не с войском, а с картиною Страшного суда Божия; он имел дело только с душой; сила его заключалась только в силе Слова Божия; он вводил совесть в права ее над страстями и заблуждениями; не требовал земных выгод; проповедь его не отягчала никого новою земною властью сверх одной законной» . Замечание немецкого историка XI в. Адама Бременского о характере западного миссионерства позволяет сравнить два пути приобщения к вере. «Прибалтийские славянские племена, без сомнения, давно были бы обращены в христианскую веру, если бы не препятствовало тому корыстолюбие саксонцев, которых душа больше чувствует охоты к десятинам, чем к обращению язычников. Они новообращенных христиан в Славонии сперва возмутили корыстолюбием, потом, покорив, довели до бунта жестокостью, и теперь, домогаясь только денег, нерадят о спасении тех, кто и захотел бы уверовать» . Нет данных о том, что кто-нибудь из русских князей насильно навязывал христианство местному населению, «русские князья придерживались присущей православию терпимости» и, довольствуясь получением согласно договорам причитающейся дани, оставляли местному населению свободу выбора вероисповедания. Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» особенно подчеркивал, что Ярослав Мудрый, собирая дань с жителей Эстонии, не хотел насильно обращать в христианство эстов, и это расценивалось историком как «благоразумие достохвальное, служившее примером для всех князей российских» . Далее Н. М. Карамзин повествовал о господстве полоцкого князя Владимира до самого устья Даугавы, «власть его над южною Чудскою землею была вообще столь известна, что благочестивый старец Мейнгард, усердный немецкий католик, приехав около 1186 г. с купцами немецкими в Ливонию, просил у него дозволения мирно обращать тамошних язычников в христианство, на что Владимир охотно согласился, не предвидя вредных следствий, которым скоро надлежало открыться для России от властолюбия пап и духовенства римского» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430070/

Столь же несомненно, наконец, наличие в Киевской Руси и настоящей культуры - по отношению к ней московские века могут даже рассматриваться, как упадок. Здесь тоже инициатива идет сверху - от князя, от иерархии. Сам Владимир, будучи неграмотным, строит школы, его сыновья являют пример уже вполне образованных людей - особенно Ярослав Мудрый, при котором Киев становится одним из мировых центров. При нем работает целая артель переводчиков, он отбирает детей в школы, сам, по преданию, читает день и ночь. Сын его, Святослав Черниговский, имеет у себя «полны клети книг», а писания его сына Владимира Мономаха свидетельствуют о несомненной и значительной начитанности автора в византийской литературе. В Киеве чувствуется сознательная тенденция - создать культуру, полностью овладеть христианским и эллинским населением. В основном, конечно, это культура заимствованная, переводная, но, во-первых, оригинальное творчество иссякает в то время и в самой Византии, а, во-вторых, этот «ученический» период неизбежен в истории всякой культуры. Важно то, что учениками русские оказываются хорошими. Митрополита Илариона Киевского, Голубинский, великий хулитель русской древности, сам назвал «не ритором худших времен греческого ораторства, а настоящим оратором времен его процветания». Проповеди Кирилла Туровского до наших дней сохраняют свою литературную, не только историческую ценность. Ранние летописи насыщены не одними фактами, но миросозерцанием, «идеологией». Их авторы «были люди с определенным и чутким миросозерцанием, совсем не наивные простачки. В развитии русского летописания мы чувствуем всегда определенную религиозно-историческую тенденцию или идею» (Флоровский). И, наконец, эпоху, в которой могло родиться «Слово о полку Игореве» вряд ли можно назвать, вслед за Голубинским, много-много разве грамотной... Для нас важно то, что тогда переносится на Русь и ею усваивается некая «квинтэссенция» православного византинизма, русское сознание включается в эту традицию, и она станет основоположным источником русской культуры.

http://sedmitza.ru/lib/text/436732/

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит четырехдневное плавание на судне «Паллада» по берегам Ярославском земли и возглавит в Ярославле торжества по случаю тысячелетия города. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит четырехдневное плавание на судне «Паллада» по берегам Ярославском земли и возглавит в Ярославле торжества по случаю тысячелетия города. Об этом сообщает Патриархия.ru . Патриарх посетит храмы Углича, Мышкина, Рыбинска и Тутаева. Представители администрации Ярославля вместе с духовенством встретят Патриарха в воскресенье у стен Успенского кафедрального собора Ярославля, отмечающего в 2010 году тысячелетие. Как сообщается, Патриарх освятит 16-тонный колокол «Ярослав Мудрый». Небольшое судно, на котором будет путешествовать Святейший Патриарх, было в свое время подарено Патриарху Алексию II и находилось на Валааме. Первой остановкой судна будет Углич, где «Паллада» пришвартуется уже в четверг. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-s...

160 …трудныхъ повстии… – По-древнерусски слово «труд» означало не только работу, но и подвиг, а также заботу, страдание, скорбь, горе (ср. ниже: «синее вино съ трудомь смшено»), боль, болезнь, недуг. 161 Боянъ. – Из упоминаний в «Слове» князей, которым пел «славу» Боян, можно заключить, что он жил во второй половине XI в. 162 …расткашется мыслию по древу… – Образ этот не народно-поэтический, а книжный. В дальнейшем автор «Слова» говорит о «мысленом древе» (см. стр. 198), и опять-таки, как и здесь, характеризуя поэтическую манеру Бонна. Отдельные книжные, риторические, искусственные выражения встречаются по преимуществу в начале «Слова». 163 …старому Ярославу… – Киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый (ум. в 1054 г.). При нем еще сохранялось в основном политическое единство Руси. 164 …храброму Мстиславу, иже зарза Редедю предъ пълкы Касожъскыми… – Мстислав Владимирович Великий, князь черниговский и тмутороканский, брат Ярослава Мудрого (ум. в 1036 г.). В «Повести временных лет» под 1022 г. рассказывается о его единоборстве с касожским князем Редедею. Касоги – племя, населявшее область Северного Кавказа. 165 …красному Романови Святъславличю. – Роман Святославич, князь тмутороканский, внук Ярослава Мудрого. Был убит половцами в 1079 году. 166 …отъ стараго Владимера до ныншняго Игоря… – то есть от Владимира I Святославича (ум. в 1015 г.) до Игоря Святославича Новгород-Северского. Автор «Слова» постоянно обращается от современных ему событий к событиям прошлого и охватывает русскую историю больше чем за полтора столетия. 167 Тогда Игорь възр на свтлое солнце и вид отъ него тьмою вся своя воя прикрыты. – Речь здесь идет о затмении солнца 1 мая 1185 г. 168 Стр. 196–198. …копие приломити… – Выражение, означавшее: «вступить в единоборство», «начать битву». 169 Стр. 198. …а любо испити шеломомъ Дону. – Выражение «испить шлемом из реки» нередко встречается в древнерусской письменности в одном и том же значении победы. Ср. в летописи: «Тогда Володимер Мономах пил золотом шеломом Дон, и приемшю землю их всю» (Ипатьевская летопись под 1201 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Общая характеристика древней десятины в пользу Церкви находится во вводной части Уставной грамоты Святослава Ольговича 1136/37 г.: «Оустав бывъши преже нас в Руси от прадед и от дед наших имати пискупом десятиноу от дании и от вир и продаж, что входить в княжь двор всего». Далее в грамоте встречается ссылка на такие же установления, касающиеся Новгорода и составленные «преже мене бывшими князи» . Формулировки, содержащиеся в этом тексте, позволяют говорить, что уже в XI в. стало общим правилом выделение епископским кафедрам десятины от дани и судебных штрафов. Подобной десятиной в XI в. могли наделяться, как и у западных славян, не только епископские кафедры, но и отдельные церкви. Так, в «Чтении о Борисе и Глебе», написанном в 80-х гг. XI в. Нестором, сообщается, что Ярослав Мудрый приказал посаднику Вышегорода выделять церкви Бориса и Глеба в этом городе «от дани... десятую часть» . От этих двух свидетельств отличается по своему характеру запись в летописном некрологе князю Ярополку Изяславичу под 1086 г., при этом в разных летописях сведения, упоминаемые в ней, не совпадают по содержанию. Если в Лаврентьевской летописи говорится, что Ярополк давал десятину «святеи Богородици» (Десятинной церкви?) «от всего своего именья», то в Ипатьевской упомянута десятина «от всех скот своих и от жита» . Учитывая, что в записи говорится о десятине от своего «именья» и «от всех скот... и от жита», можно предполагать, что речь идет о десятине зерна и скота, производившегося в личных княжеских владениях. Наиболее обстоятельные сведения о княжеской десятине в Древней Руси находятся в Уставной грамоте князя Ростислава Мстиславича Смоленской епископии, учрежденной в 1136 г. Епископу здесь была дана десятина «от всех данеи смоленских», но не предоставлены доля доходов от судебных штрафов (вир и продаж) и от «полюдья» , от доходов, взимавшихся князем с населения при объезде им подвластной территории . Подобные ограничения объема десятины проще всего объяснить тем, что епископия основывалась на давно христианизированной территории, где уже существовали и храмы, и монастыри, наделенные определенной долей государственных доходов .

http://sedmitza.ru/lib/text/442895/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010