Троицкий много потрудился по истории местного края. Из напечатанного им известно: В Ярославских губ. ведомостях: «Ростовский Белогостицкий монастырь» (1858 г. 1–4); «История Мологской страны, княжеств в ней бывших и города Мологи» (1863 г. 33, 34); 58 «История Белозерско-Пошехонской страны и города Пошехонья» (1868 г. 20–23); «Исторический очерк города Любима» 24); «История гор. Романо-Борисоглебска и его уезда» 25, 26, 29, 30); «Исторический очерк города Рыбинска» 31, 32). Кроме того, в тех же ведомостях за 1855 г. помещено им было несколько грамот и древних актов. В Ярославских епархиальных ведомостях: «О чудотворных иконах Божией Матери, обретенных в Ярославской епархии» (1860 г. 15); «Беседа по освящении храма в доме Ярославского училища девиц духовного звания» (1862 г. 30); «Древняя языческая религия в Ярославской епархии» (1863 г. 1–3); «Слово в день празднования» (8 июня) «Ярославских чудотворцев Василия и Константина» 24); «Ереси и расколы, бывшие и существующие в Ярославской губернии» (1864 г. 11, 12, 16, 19, 22–24, 27, 33); «Слово в день св. блоговерных кн. Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев» (1866 г. 11); «Слово при погребении архиеп. Нила» (1874 г. 27). В тех же ведомостях до 1872 г. (во многих номерах) печаталось «Церковно-историческое и статистическое описание Ярославской епархии». Труд этот составлен был по поручению Св. Синода В Лицее сказана была им в 1838 г. «речь» окончившим курс студентам. Речь напечатана при отчете лицея за тот год. М. 1839. Отдельно напечатана «проповедь при погребении бывшего Ярославского архиеп. Авраама». М. 1844. и «слово при погребении о. Иллариона Тихомирова» СПБ. 1857 г. В рукописи у И.А. Вахрамеева 59 сохранилось «Описание Югской пустыни». (Яр. еп. вед. 1871 г. 8; 1872 г. 16; 1873 г. 19; 1878 г. 10; Яросл губ. вед. 1878 г., март). Фивейский Павел Петрович Фивейский Павел Петрович , сын пономаря села Болобанова Рыбинского уезда. Окончил курс в Ярославской семинарии и Московской дух. академии. Службу свою начал он священником в Рыбинском соборе под руководством известного протоиерея Р.Т.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Вахитовский район. Церковь Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев Карта и ближайшие объекты Этот храм находится на Арском кладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди. Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др. Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы.

http://sobory.ru/article/?object=08647

курса. СПб., 1825. Ч. 3. С. 272-286; О крещении членов семейства Тайши 27 родов балаганских бурят и многих др. лиц того же племени, совершившемся в 1848 г.: (Извлеч. из донесения в Св. Синод)//ХЧ. 1849. Ч. 1. С. 301-304; Пустынь прп. Нила Столбенского в горах Саянских//Там же. 1852. Ч. 2. С. 29-34; То же//Ярославские ЕВ. 1860. Ч. неофиц. 37. С. 236 (336) - 240 (340); Слово на день Рождества Христова//ХЧ. 1858. Ч. 1. С. 125-132; Краткое сказание о свт. Иннокентии Чудотворце, 1-м Иркутском епископе//Ярославские ЕВ. 1860. Ч. неофиц. 27. С. 248-249; Мысли в день Преображения Господня//Там же. 18. С. 156-160; Общий взгляд на покорение Сибири под Рос. державу//Там же. 22. С. 194-202; 23. С. 208-212; 24. С. 223-230; 25. С. 236-238; Сказание о свт. Иннокентии, 1-м Иркутском епископе и чудотворце//ДБ. 1860. 44. С. 209-214; Слова и речи. Ярославль, 1860; Слово в день Успения Пресв. Богородицы//Ярославские ЕВ. 1860. Ч. неофиц. 20. С. 171-173; Беседа в день обнародования Высочайшего манифеста о даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве быта их//Там же. 1861. 12. С. 103-108; То же//ХЧ. 1861. Ч. 1. Отд. 1. С. 87-94; Беседа о благоговейном чествовании храмов Божиих//Ярославские ЕВ. 1861. Ч. неофиц. 4. С. 27-29; Житие св. блгв. князей: прп. отца нашего Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев//Там же. 26. С. 249-252; Иерархи, преемствовавшие Иннокентию Святому, на кафедре Иркутския паствы//Там же. 50. С. 537-540; 51. С. 554-560; Иннокентий Святый, 1-й еп. Иркутский//Там же. 48. С. 499-507; Начало и возрастание Иркутска//Там же. 43. С. 426-431; Слово в высокоторжественный день тезоименитств ее величества, благочестивейшия государыни имп. Марии Александровны//Там же. 30. С. 283-286; Слово в день восшествия на престол государя имп. Александра Николаевича//Там же. 8. С. 65-70; Слово на день Пасхи//Там же. 17. С. 155-157; Слово на день Покрова Пресв. Богородицы//Там же. 40. С. 385-387; Слово на Новый год//Там же. 1. С. 4-7; Учреждение Иркутской епархии//Там же.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Багримово. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Покрова Пресвятой Богородицы , Симеона Столпника Год постройки:1835. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская обл., Переславский район, с.Багримово Координаты: 56.575494, 38.896384 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В первый раз церковь здесь построена в 1705 году на средства местного помещика Стефана Астафьева Лопырёва и освящена во имя святого Николая Чудотворца. В 1735 году церковь обветшала, поэтому местный помещик капитан Давыд Лопырёв построил новую деревянную церковь во имя Николая Чудотворца с тёплым для зимнего времени приделом во имя святых Кирика и Иулитты. В 1779 году и эта церковь обветшала и вместо неё помещиками братьями Лопырёвыми и Николаем Редриковым построена была новая деревянная же церковь во имя святого Николая Чудотворца с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1835 году вместо деревянной церкви в Багримове устроен каменный храм с такою же колокольней. Престолов в нём три: в холодном во имя святого Николая Чудотворца, в приделах тёплых в честь Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Симеона Столпника. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии/В. Г. Добронравов — Владимир: Типо-литография В. Паркова, 1895. — Т. 2. — С. 182—183. Комментарии и обсуждение В с. Багримово в 60-х годах 18 века служил священник Багримовский Василий Иванович. Был у него сын, 1766 г.р. - Мартиниан Васильевич Багримовский , окончил Переславскую семинарию, служил священником на месте тестя в с. Покров, что в Павловских пустошах Александровского уезда. ВАсилий Иванович - мой прапрапрапрапрадед, т.е. его правнук - Лихарев Николай Яковлевич,1845 г.р., священник с. Старая слобода Александровского уезда - мой прапрадед. С уважением, Бабушкина Г.Л. 12 января 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19390

Моршанск. Церковь Николая Чудотворца. Рождественская церковь, Богородичная церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1803 г. во имя святителя Николая Чудотворца была построена однопрестольная церковь. В 1807 г. был освящен первый придел во имя святителя Николая Чудотворца. Никольская церковь в скором времени оказалась тесной для многочисленных прихожан и решено было построить новый просторный каменный храм. В 1813 г. завершилось строительство новой каменной церкви. Главный престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь стала называться Рождество-Богородичной, хотя народ по-прежнему называл ее Никольской. В 1818 г. с северной стороны выстроили еще один придел, который освятили только в 1824 г. во имя святого благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. В 1839 г. завершилось строительство каменной колокольни не без помощи купца Ефима Феодоровича Тюлюкина. К 1840 г. снова встал вопрос о расширении площади храма, ставшей тесной для растущего населения, но только в 1857 году начались строительные работы. Освящение храма состоялось в 1868 г. Он стал пятипрестольным: главный престол в честь рождества Богородицы; приделы – во имя святого благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев; в честь усекновения главы Иоанна Крестителя; во имя святого Димитрия Солунского; во имя святителя Николая Чудотворца. Пожар 1875 г. нанес серьезный ущерб церкви. Буквально через год ремонт уже был завершен. На средства купца Ивана Евсеевича Болдырева была восстановлена настенная живопись на сюжеты священного Писания. При храме существовало попечительство, работала библиотека. В 1893 г. на средства почетного гражданина Моршанска Леонида Григорьевича Фанталова внутри ограды было выстроено одноэтажное каменное здание церковно-приходской школы, одной из лучших в городе, а в 1897 г. – здание богадельни. На строительство богадельни, а также на обновление церковных иконостасов деньги пожертвовала Матрена Артемовна Фанталова. С 1907 по 1911 гг. в церкви проведено паровое отопление и электричество, пол выложен терракотовой плиткой, заменена железная кровля, приобретена новая церковная утварь. На столь капитальный ремонт средства выделены купцом Григорием Васильевичем Белоусовым.

http://sobory.ru/article/?object=39307

По-видимому, в период между написанием Жития митр. Арсением и созданием Синодальной редакции был составлен еще один вариант текста - Вторая краткая редакция - «Житие вкратце Димитриа Ростовскаго, новаго чюдотворца». Один из списков имеет запись, сделанную более поздним почерком: «Сочиненное настоятелем Лукой 1760 года» (РЯАХМЗ. КП-10055/923 (Р-932). Л. 1-1 об.; конволют 1760-1909 гг.). Вероятно, автором данной редакции был игум. Яковлевского мон-ря Лука (1760 - 30 сент. 1763). Исцеление ярославского купца Я.Т. Богомолова у гроба свт. Димитрия. Клеймо иконы " Свт. Димитрий Ростовский, с 36 клеймами чудес " Кон. XVIII в. (Мышкинский народный музей) Исцеление ярославского купца Я.Т. Богомолова у гроба свт. Димитрия. Клеймо иконы " Свт. Димитрий Ростовский, с 36 клеймами чудес " Кон. XVIII в. (Мышкинский народный музей) В кон. XIX - нач. XX в. на основе Синодальной редакции были составлены многочисленные жизнеописания Д., дополненные информацией из новых источников, сведениями, почерпнутыми из сочинений святителя. В этот период были созданы: «Жизнь святого чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского» Д. Приклонского; сочинение прот. И. Троицкого, преподавателя Ярославской ДС, вошедшее в поздние списки «Летописца о Ростовских архиереях» (Летописец о Ростовских архиереях. СПб., 1890. С. 23-36); «Краткое сказание о жизни, трудах и творениях свт. Димитрия, митр. Ростовского и чудотворца» иером. Пимена (Ярославль, 1884); «Воспоминание о жизни и трудах свт. Димитрия митрополита, Ростовского чудотворца» прот. Н. А. Тихвинского (Ростов, 1902, 1991р); «Житие св. Димитрия, митр. Ростовского» архиеп. Филарета (Гумилевского) (СПб., 1910); «Житие свт. Димитрия Ростовского», написанное А. Н. Муравьёвым (посл. изд.: Жития святых Российской Церкви. М., 2005. С. 665-703); «Житие св. Димитрия, митр. Ростовского», составленное А. А. Титовым (Ростов, 1902). Главным центром почитания Д. в XVIII - нач. XX в. являлся Яковлевский мон-рь. Канонизация святителя, в к-рой решающую роль сыграло вмешательство имп. Елизаветы, почитание его имп. Екатериной II и мн. представителями петербургской и московской знати оказали решающее влияние на судьбу обители. В ходе секуляризации церковных имений в 1764 г. имп. Екатерина запретила упразднение Яковлевского мон-ря, хранящего мощи Д. Поначалу мон-рь был утвержден заштатным, 9 марта 1765 г. Высочайшим указом получил ставропигиальный статус, а его настоятель - титул архимандрита, 26 марта был причислен ко 2-му классу. В 30-х гг. XIX в. мон-рь стал первоклассным и был переименован в Спасо-Иаковлевский Димитриев.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Arhiva De ziua pomenirii Sfântului Ierarh Gurie eful Districtului mitropolitan din Kazahstan a svârit Dumnezeiasca Liturghie lâng moatele Sfântului în Kazan 4 iulie 2019 18:13 3 июля 2019 года, в день памяти перенесения мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, Божественную литургию у мощей святого в храме благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, столицы Татарстана совершил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Глава Казахстанского митрополичьего округа посещал Татарстан по приглашению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана . В рамках двухдневного визита архипастырь поклонился святыням монастырей и храмов Казанской епархии . Его Высокопреосвященству сослужили почетный настоятель храма Ярославских чудотворцев протоиерей Виталий Марфушкин, благочинный I Казанского округа, настоятель прихода протоиерей Алексий Чубаков, настоятель Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев), ключарь храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии Патриаршего подворья города Москвы — Представительства Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан иерей Сергий Неретин, клирики храма Ярославских чудотворцев. Песнопения богослужения исполнялись смешанным приходским хором под управлением Александра Федотова. После Литургии у раки с мощами святителя было совершено славление. Затем архипастырь возглавил молебное пение перед чудотворной Казанской иконой Божией Матери с чином освящения точного списка образа Царицы Небесной. Новоосвященная Казанская — Алма-Атинская икона будет доставлена в обновленный после реставрации Вознесенский кафедральный собор города Алма-Аты. Образ был написан заслуженным художником России Сергеем Соколовым и украшен драгоценной ризой работы известного казахстанского ювелира Андрея Бакаева. В завершение молитвенных торжеств Предстоятель Православной Церкви Казахстана поздравил священнослужителей и прихожан храма с празднованием памяти небесного покровителя Казанской земли:

http://patriarchia.ru/md/db/text/5465004...

Москва. Домовая церковь Феодора Смоленского и сыновей его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев при Богадельне Морозова. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Феодора и чад его Давида и Константина Год постройки:Между 1888 и 1891. Архитектор:Н.И. Никифоров Ссылки:   Адрес: г. Москва, Шелапутинский пер., 3 Координаты: 55.747952, 37.663884 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью По Шелапутинскому переулку, дом 3, расположена Морозовская богадельня, которая была построена в 1889-1890 гг. по проекту М.И. Никифорова на средства Д.А. Морозова, на бывшей территории фабрики, основанной его дедом С.В. Морозовым. Церковь освящена 20 июня 1891 года единоверческим духовенством. В 1892 г. в богадельне, которая была рассчитана на 150 человек, содержалось более 120 призреваемых. После пожертвования вдовой Давида Абрамовича - Елизаветой Павловной - 135 тыс. руб. число мест увеличилось, и количество призреваемых достигло в 1906 г. 243 (и оставалось таковым до 1914 г.). Давид Абрамович отличался глубокой религиозностью, перенятой от родителей - отца Аврамия Саввича и матери Дарьи Давыдовны, ушедшей в конце жизни в монахини и окончившей свой земной путь в 1888 г. как " в инокинях схимница Девора " . В богадельне был устроен единоверческий храм (Д.А. Морозов принадлежал к единоверию) в честь святых благоверных князей Федора и чад его Давида и Константина, Ярославских и Смоленских Чудотворцев. Вначале храм был единоверческим, но из-за того, что большинство обитателей были православными, службы посещались плохо. После смерти Д.А. Морозова (в 1895 г.) его вдова - Е.П. Морозова - вошла в купеческую управу с заявлением о преобразовании храма в православный, после чего было разрешено (хотя и не сразу) проведение в храме православных служб (при оставлении его единоверческим), а единоверческие службы стали проводиться лишь в памятные дни семьи Д.А. Морозова (в день рождения и тезоименитства). Все остальное время в церкви шли православные службы.

http://sobory.ru/article/?object=25359

На Ярославской земле начались торжества, посвященные преподобному Кассиану Ярославль, 4 июня 2004 г. Храм во имя преподобного Кассиана Учемского, Угличского чудотворца и великомученицы Анастасии Узорешительницы На Ярославской земле начались торжества, посвященные 500-летию преставления преподобного Кассиана, Угличского чудотворца. В миру он носил имя Константин и происходил из знатного греческого рода князей Мангупских, сообщает наш корреспондент Ольга Кирьянова. В 1472 году, сопровождая царевну Софию Палеолог – невесту великого князя Московского Иоанна III, князь Константин прибыл в Москву. Отвергнув, предложенную ему великим князем почетную службу при дворе, византийский аристократ решил посвятить свою жизнь служению Богу. Некоторое время он служил боярином епископа Ростова Великого Иоасафа, а когда этот архиерей удалился на покой в Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь на Белом озере, за ним последовал Константин. В обители он проводил строгую подвижническую жизнь, однако долгое время не решался принять иноческого пострига. Произошло это лишь после таинственного ночного видения, в котором ему предстал преподобный Мартиниан Белоезерский, призвавший Константина к монашеству. Приняв схиму с именем Кассиан, инок вскоре оставил монастырь и основал новую обитель в честь Успения Божией Матери в 22 верстах от Углича, при слиянии рек Волги и Учемки. Святой Кассиан скончался в глубокой старости 2 октября 1504 года, а в царствование Михаила Феодоровича мощи его были обретены нетленными, и началось церковное почитание преподобного. В Угличской летописи записано много чудес, происшедших по молитвам святого, в частности, защита им своей обители от польских мародеров в период Смуты 1609 - 1611 годов. Часовня После революции разоренный Кассианов-Учемский монастырь использовался властями под разные нужды, одно время здесь располагалось отделение Волголага. В конце 30-х годов при строительстве Беломоро-Балтийского канала руины монастыря оказались навсегда похоронены под водами “Большой Волги”. Десять лет назад на месте бывшей обители, самая возвышенная точка которой небольшим островком выступает из воды, местным краеведом В.Г. Смирновым срублена деревянная часовня. В 1994 году рядом, на волжском берегу в бывшем подмонастырском селе Учма, был выстроен деревянный храм во имя преподобного Кассиана Учемского, Угличского чудотворца и великомученицы Анастасии Узорешительницы.

http://pravoslavie.ru/10031.html

Т. 2. С. 188; Храм Христа Спасителя: Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма/Сост.: Н. С. Кутейникова, С. Н. Репин. СПб., 2000. С. 106-107, 133; Лицевой летописный свод: Факс. изд. ркп. XVI в. М., 2006-2007. Кн. 7; Житие прп. и богоносного отца нашего игум. Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием: Факс. изд. [Серг. П.], 2010. 2 т.; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия; Путев. по Лавре. Серг. П., 2012. С. 169; Прп. Сергий Радонежский и образ Св. Троицы в древнерус. искусстве: Кат. выст./Сост.: Г. В. Попов, Н. И. Комашко. М., 2013. С. 64-65. Кат. 17; Армеева Л. А. Иконописная школа в Троице-Сергиевой лавре: История и современность. М., 2014. С. 196]; Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 11: 1393-1402 гг.; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014. С. 264, 393. Кат. 53, 129. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНДРЕЙ (ок.

http://pravenc.ru/text/2578419.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010