359 Уварова П. С. Каталог ризницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. М.,1887. С.9–10, табл.7. 360 Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892. С. 337–338. 361 Померанцев Н. Н. Русская деревянная скульптура и декоративная резьба/VBыcmabka произведений изобразительного искусства, реставрированных ГЦХРМ им. академика И. Э. Грабаря. Каталог. М., 1965. С. 70–71. 363 Соколова И. М. Об одной группе резных ростовских икон XVIb.//Сообщения ростовского музея. Вып. VI. Ростов, 1994. С. 121. 364 Высота креста без ручки – 1 м 05 см; длина средней перекладины – 83 см; верхней и нижней перекладин – по 26 см. 369 Иеромонах Владимир. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. Ярославль, 1913. С. 48. 370 Опись Спасо-Ярославского монастыря 1787 года. Лист 16, 223. ЯМЗ-15277; опись 1709 г. С. 15. ЯМЗ-15446. 371 Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVIIbb. в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. С. 72–75. 375 Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский Собор Московского Кремля. М., 1990. С. 86. 377 Подобный орнамент на меднолитой иконе «Никола Зарайский» XVIbeka (Русское медное литье. Вып. 1. М., 1993. С. 178, ил. 22); на иконе «Богоматерь Одигитрия» XVIbeka из частной коллекции (там же. С. 117, ил. 17); на новгородских меднолитых иконах (Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–XVbb. М., 1996. С. 398. Кат. 126). 383 Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики… С. 318–330; она же. Крест 1544 года… С. 258–260. 384 Резное изображение Федора, Давида и Константина на костяной пластине запрестольного креста первой половины XVIbeka из Спасо-Прилуцкого монастыря. См.: Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики… С. 74, ил. 21(а). 385 Согласно канону, установившемуся с момента появления первого изображения «ярославских чудотворцев» (1501 год), князья изображались стоящими во весь рост: в центре – Федор Ростиславович Черный в образе принявшего схиму, по сторонам от него – Давид и Константин в княжеском облачении и значительно меньшего роста (см., например, икону из собрания Ярославского музея-заповедника.Инв. 40948, ИК-141).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

585 ...Иоасафу, митрополиту Ростовскому и Ярославскому...– Иоасаф Лазаревич (?–10.11.1701) – архимандрит Чудова монастыря (1688–1691), митрополит Ростовский и Ярославский (1691–1701). 586 Просвещение– праздник Богоявления, или Крещения Господня, он называется также Просвещением от древнего обычая совершать накануне его (в навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. 587 ...в монастырь святаго Иакова, епископа Ростовскаго... – Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь был основан в кон. XIV в. епископом Иаковом (?–1392). Мощи св Иакова находятся под спудом у северной стены соборного храма, его местное почитание началось сразу же после преставления святого. С названием монастыря связаны следующие факты. В 1764 году был упразднен Спасо-Песоцкий Княгинин монастырь, основанный княгиней Марией, женой ростовского князя Василька, в в. княгиня была погребена под деревянной церковью Спаса на Песках (Преображенской), являющейся соборным храмом Княгининого монастыря. После упразднения монастыря его храмы в 1765 г. по распоряжению ростовского епископа Афанасия были переданы Яковлевскому монастырю, который с тех пор стал носить название Спасо-Яковлевского. В 1795–1801 гг в обители была построена церковь во имя Святителя Димитрия Ростовского , строительство велось в основном на средства графа Николая Петровича Шереметева. Официально монастырь стал именоваться Спасо-Яковлевским Димитриевым только в 1836 г. после удовлетворения Синодом прошения настоятеля обители архимандрита Иннокентия. 588 …в соборную Зачатия Пресвятыя Богородицы церковь ...– В кон. XIV в. в Яковлевском монастыре был построен первый деревянный собор в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы. В 1686 г. деревянный храм разобрали, на его месте построили каменный собор, освященный митрополитом Ионой Сысоевичем во имя Живоначальной Троицы. В 1725 г. при Ростовском епископе Георгии Дашкове был пристроен к Троицкому собору с северной стороны каменный придел, как определил А. Г. Мельник, посвященный Иоакиму и Анне, а в 1754 г. по указу святителя Арсения Мацеевича соборный храм обители был вновь переосвящен в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, а придел – в честь святителя Иакова. Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвященного Зачатию праведной Анны) или Яковлевским – по имени основателя обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев Источник I. Очерк обители На левом берегу Котрости, близ впадения ее в Волгу, высятся каменные стены и башни, блещут кресты и главы церквей. Это древний Спасо-Преображенский монастырь, нынешний Архиерейский Дом 1 . История его связуется с историею края. Еще град Ярославль младенчествовал, а в Спасовом уже курился фимиам, возносились мольбы. Ко Спасу притекали князья и народ. Пред образом Спаса давали обеты, слезы радостей и горя изливались пред Ним. При бедствиях народных искали все спасения под благодатию Всемилостивого Спаса, под сению обители Его. А в начале XIII века в нем было уже училище. Лаврентьевская летопись, говоря о деяниях Великого князя Константина Всеволодовича, прозванного, за любовь его к просвещению, мудрым, замечает, что он, при посредстве духовника своего, Игумена Ярославского Петровского монастыря Пахомия 2 , основал в Спасо-Преображенском монастыре первое на севере училище. Бывши первым по времени, училище это было таковым и по учебным пособиям, ибо Державный Основатель его завещал ему драгоценное собрание книг, в числе которых находилось более тысячи кодексов Греческих 3 . Сверх сего, Князь наделил училище и волостями; оставалось расти вертограду и укореняться. На беду, задумали пересадить его на новую почву, в Ростов. Это случилось в 1214 году, по вступлении помянутого Пахомия на кафедру Ростовскую. Тут прозябало оно, но не долго – всего 14 лет. Пожар, в 1227 году, истребил, к общей жалости, здания училища и его библиотеку 4 . Другой памятник священный, воздвигнутый в Спасском монастыре Константином, составляют две церкви. Одна из них – Преображенская заложена в 1216 году; другая Входо-Иерусалимская в 1218-м 5 . О церкви Преображенской известно, что она достраивалась сыном Константина Всеволодом и освящена Кириллом I-м, епископом Ростовским, 1-го Августа 1224 года 6 . Три с половиною столетия существовал храм сей, сохраняя во всех частях первобытный свой видь, затем в 1516 году обновлен он, а можно думать, что и распространен. Но в чем бы ни заключались возобновления сии, только основания храма доднесь остались не тронутыми. За это ручается совершенное сходство кладки и самых материалов с теми, какие усматриваются в Ростовском соборе, строенном, как известно, в одно время с церковию Преображенскою и одним и тем же Державным Князем. Должно полагать, что и самое стенное письмо Преображенской церкви, хотя многократно подновляемо было, но делалось это с мудрою осмотрительностию и с глубоким уважением к священной старине. Чтоб убедиться в этом, стоит только внимательно приглядеться к типам ликов, начертанных в паперти и в самой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Фестиваль авторской песни состоится в стенах Спасо-Преображенского монастыря, ныне музея Ярославль, 20 июня 2005 г . По сложившейся традиции в дни Святой Троицы Ярославская епархия проводит во второй раз Всероссийский фестиваль авторской песни «Исповедь сердца». Фестиваль состоится 23 июня в стенах Спасо-Преображенского монастыря (ныне Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Спасо-Преображенский монастырь»), сообщает пресс-служба Ярославской епархии. В 1998 году с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия, отделом по делам молодежи при Святейшем Синоде, было принято решение о возобновлении внелитургической работы с молодежью. Так появился всероссийский фестиваль православной авторской песни " Исповедь сердца " , который стал общероссийским достоянием. Первых лауреатов фестиваля " Исповедь сердца " Ярославская земля начала принимать с 2001 года. Концерты проводились в городском концертном зале, чему не мало способствовал директор МП " Старый Город " Валерий Михайлович Тычков, понимающий важность проводимых мероприятий. Многие зрители полюбили авторскую песню с ее индивидуальной непосредственностью. Ждали самородков со всех городов России – грядущий фестиваль, который с успехом прошел уже во многих городах России: Москве, Ульяновске, Твери, Костроме, Иваново, Вятке, Витебске. И вот 2004 год. По благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла всероссийский фестиваль православной авторской песни начал путь на ярославской земле в праздник Святой Троицы. Представители православного духовенства и мастера культуры, известные, одаренные молодые люди объединились, чтобы донести до своих современников мысли, чувства и духовное богатство русского православного мира. Одной из задач фестиваля является пробуждение патриотических чувств современной молодежи, которая способна раскрыть богатейший духовный потенциал и использовать его на благо родного Отечества. Известные имена – Евгения Смольянинова (Москва), Людмила Кононова (г. Вятка), Ирина Скорик (Санкт-Петербург), Андрей Селиванов (Москва), протодиакон Михаил (Спельник) (г. Кострома), Лидия Хомутова (г. Ярославль).

http://pravoslavie.ru/13816.html

Вопрос о возвращении Спасо-Преображенского храма верующим подняли ещё в конце 1980-х годов. В 1989 году сложилась обшина, но зарегистрировали её только после после двух лет настойчивых усилий. О передаче же самого собора епархии речи пока не шло. В нём хранились городские архивы, а колокольня находилась в ведении музея. Как раз в 1989 году началась её реставрация: предполагалось, что в верхнем ярусе будет оборудована смотровая площадка, а в нижних - постоянная экспозиция. В 1996 году, когда " одетое в леса " здание окончательно пришло в аварийное состояние, его передали общине, и здесь, в первом ярусе, в праздник Преображения Господня, служили первую за много лет литургию. На десятилетие нижний ярус соборной колокольни стал домом молитвы для прихожан Спасо-Преображенского собора. Совершать богослужения приходилось в спартанских условиях - в особенности зимой, когда в неотапливаемом помещении температура не поднималась выше нуля. Только в 1999 году Спасо-Преображенский собор был освобождён от архивов - к немалой радости сотрудников, поскольку здание храма, изначально не приспособленное для хранения документов, за годы, проведённые им без ремонта, совершенно износились. Через проржавевшую кровлю текли настоящие тропические ливни, а система отопления то и дело давала сбои. В таком состоянии собор вернули " на баланс " Ярославской епархии. Безотлагательного ремонта требовала кровля, а межэтажные перекрытия, устроенные в советское время " на века " , приводили почти в отчаяние. В активную фазу реставрация собора вошла только в 2003 году, когда удалось собрать средства. В результате комплексной реставрации, проведённой в 2003-2007 гг. на средства предпринимателя В.И. Тырышкина, Спасо-Преображенский собор был вновь открыт для верующих. В 2007 году возрождённый Рыбинский собор освятил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный). В плане собор Преображения Господня представляет собой равноконечный крест, вписанный в квадрат со стороной почти 43 м. Его центральная часть увенчана куполом с шестнадцатью люкарнами. С запада к храму примыкает узкая крытая галерея, соединяющая его с колокольней. В оформлении колокольни использованы 52 колонны, которые зрительно не только облегчают высокое сооружение (вторая по высоте в России после колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге), но и создаёт ощущение стремительного движения вверх. Собор расчитан на одновременное присутствие в нём до 4000 человек. Высота собора - 49 м, колокольни - 94 м.

http://sobory.ru/article/?object=01819

В Ярославской епархии прошли торжества, посвященные 400-летию основания Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря 1 сентября 2015 г. 12:11 29 августа 2015 года в Ярославской епархии прошли торжества, посвященные 400-летию основания Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря. Праздник начался с молебна в Преображенском храме бывшего Спасо-Преображенского монастыря г. Ярославля, ныне являющегося государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Богослужение совершил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин в сослужении духовенства Ярославской и Рыбинской епархий Ярославской митрополии . После молебна состоялся крестный ход с иконой Спаса Нерукотворного от Спасо-Преображенского к Кирилло-Афанасиевскому монастырю. Торжества продолжились Божественной литургией в Спасо-Пробоинском храме Кирилло-Афанасиевского монастыря Богослужение возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Рыбинский и Угличский Вениамин , секретарь Ярославской епархии и настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы архимандрит Адриан (Денисов), настоятель Никитского мужского монастыря г. Переславля-Залесского архимандрит Димитрий (Храмцов), наместник Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря г. Ростова Великого игумен Августин (Неводничек), настоятель Кирилло-Афанасиевского монастыря и руководитель отдела социального служения и благотворительности Ярославской епархии игумен Феодор (Казанов), благочинный приходов Ярославского округа иерей Александр Пчелкин, первый проректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Вознесенско-Благовещенского храма г. Ярославля иеромонах Агафангел (Шкуранков), настоятель храма пророка Божия Илии с. Кузнечиха иеромонах Антоний (Инюшин), настоятель храма Димитрия Солунского г. Ярославля протоиерей Олег Косолапов, клирики храмов Ярославской и Рыбинской епархий. За богослужением молились настоятельница Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк), настоятельница Казанского женского монастыря игумения Екатерина (Гаева), насельницы обителей, начальник Ярославской таможни полковник таможенной службы В.Н. Морозов, благотворители Кирилло-Афанасиевского монастыря, многочисленные прихожане и паломники.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

—341— 1887 г. города Ярославля к благолепию храмов Божиих. Теперь приступаю к делу. После отдохновения, я пошел, в сопровождении моего почтенного хозяина, преосвященнейшего Ионафана, прежде всего обозревать достопамятности его резиденции – бывшего Спасского монастыря. Спасо-Преображенский монастырь основан в 1216 году великим князем Константином Всеволодовичем, прозванным за любовь его к просвещению мудрым. В течение веков обитель эта много испытала перемен от разных печальных и грозных событий. В настоящее время она представляется в следующем виде. В ней семь каменных церквей. Из них главная церковь в честь Преображения Господня, украшенная пятиярусным иконостасом с старинными иконами. В ней почивают в одной раке св. мощи благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина 1167 . Не описывая прочие монастырские церкви, я перейду к ризничной и книгохранилищной палате. Здание каменное, находящееся близ северной стены архиерейского дома, построено преосвященным Антонием 1168 , архиепископом Ярославским в 1816–17 г. Оно разделяется каменною лестницею на две равные половины – восточную и западную. В восточной половине помещена ризница, а в западной – библиотека и архив. В той и другой очень много предметов, достойных внимания, но я, по краткости времени, не мог подробно их осмотреть. Для желающих ознакомиться с хранящимися там сокровищами могу указать следующие сочинения: 1) Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский Дом, иером. Владимира, М. 1881 г., и 2) Каталог Ризницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, Графини Уваровой, М. 1887 г., и при этом Каталоге —342— 1887 г. 43 фотографических снимка с наиболее достопримечательных предметов. В 10 часов мы отправились с преосвященным в Кафедральный Собор, где стояли литургию; а после литургии отслужили для меня соборне панихиду по добром и приснопамятном моем брате о Христе и друге, преосвященном архиепископе Леониде, скончавшемся 15 декабря 1876 года. С живейшим усердием помолился я о упокоении души: почившего иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После отдохновения, я пошел, в сопровождении моего почтенного хозяина, преосвященнейшего Ионафана,­ прежде всего обозревать достопамятности его резиденции – бывшего Спасского монастыря. Спасо-Преображенский монастырь основан в 1216 году великим князем Константином Всеволодовичем, прозванным за любовь его к просвещению мудрым. В течении веков обитель эта много испытала перемен от разных печальных и грозных событий. В настоящее ­время она представляется в следующем виде. В ней семь каменных церквей. Из них главная церковь в честь Преображения Господня, украшенная пятиярусным­ иконостасом с старинными иконами. В ней почивают в одной раке ­св. мощи благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина 447 . Не описывая прочие монастырские церкви, я перейду к ризничной и книгохранилищной палате. Здание каменное, находящееся близ северной стены архиерейского дома,­ построено преосвященным Антонием 448 , архиепископом Ярославским в 1816–17 г. Оно разделяется каменною лестницею на две равные половины – восточную и западную. В восточной половине помещена ризница, а в западной – библиотека и архив. В той и другой очень много предметов, достойных внимания, но я, по краткости времени, не мог подробно их осмотреть. Для желающих ознакомиться с хранящимися там сокровищами могу указать следующие сочинения: 1) Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский Дом, иером. Владимира, М. 1881 г., и 2) Каталог Ризницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, Графини Уваровой, М. 1887 г., и при этом Каталоге 43 фотографических снимка с наиболее достопримечательных предметов. В 10 часов мы отправились с преосвященным в Кафедральный Собор, где стояли литургию; а после литургии отслужили для меня соборне панихиду по добром и приснопамятном моем брате о Христе и друге, преосвященном архиепископе Леониде, скончавшемся 15­ декабря 1876 года. С живейшим усердием помолился я о упокоении души: почившего иерарха. Преосвященный Леонид погребен у южной стены собора. Над его могилою воздвигнут, по Высочайшему повелению, великолепный памятник из мрамора и других дорогих материалов, оставшихся от внутреннего украшения храма Христа Спасителя в Москве, так как покойный Владыка, в бытность свою викарием в Москве, состоял Членом Комиссии о построении означенного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Слобода. Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:1715. Перестроена в 1831-1835. Архитектор:П.Я. Паньков (перестройка) Адрес: Россия, Ярославская область, Любимский район, с. Слобода Координаты: 58.209271, 40.927591 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построенная в 1715 году каменная колокольня Спасо-Геннадиева монастыря была трехъярусной. В первом этаже ее располагались две 10 кладовые палатки, под которыми был устроен теплый погреб. Во втором находилась церковь Корнилия Комельского, которая после 1804 года была перенесена в теплую трапезную, пристроенную к соборной церкви с западной стороны. Освободившееся помещение было приспособлено под архив. Над церковью располагался третий открытый ярус звона, где помещались семь колоколов, а также излюбленный атрибут того времени – «боевые часы». Шатровое покрытие колокольня было деревянным на стропилах, между двумя слоями тесовой кровли прокладывалось широкое полотнище бересты. Над шатром устанавливалась главка, покрытая сначала деревянным лемехом, а позже опаянная белой жестью. Над главкой - крест железный позолоченный. К каменной колокольне примыкала деревянная паперть, в которой была устроена лестница для подъема в церковь и выше – на ярус звона. Длина колокольни с папертью составляла 6 саженей, а ширина 4 сажени. Высота паперти с кровлей достигала 6 саженей, а высота всей колокольни с шатром – 18-ти. Такой колокольня оставалась до 1830 года, когда было принято решение о ее перестройке, которое не ограничилось заменой деревянного завершения каменным, а придало всему сооружению совершенно новый облик. Какие же работы были проделаны в период с 1831 по 1835 год? Прежде всего, деревянный шатер был разобран и на его месте над ярусом звона возведены из кирпича еще два постепенно уменьшающиеся в размерах четверика, которые хорошо видны на старой фотографии и сохранились в натуре. Затем, фасады колокольни получили новое декоративное убранство, выполненное в духе архитектуры классицизма. Как видно на дореволюционных изображениях, фасады колокольни разделялись по высоте на четыре яруса. Причем, кирпичные стены первоначальной постройки сохранялись, но изменялись их пропорции. Высота бывшего первоначально невысоким нижнего четверика увеличивалась, его фасады оформлялись классицистическими портиками. До настоящего времени портики не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=35976

Симеон, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский В 1295 году (по другим источникам, в 1297 году) хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского митрополитом Киевским и всея Руси Максимом († 1305). В 1299 году митрополит Максим из-за частых набегов татар вынужден был оставить Киев и переселиться во Владимир со всем своим клиром. Здесь он, подобно предшественнику своему, сам сел на стол во Владимире, а епископа Владимирского Симеона посадил в Ростове. Это было только личное переселение митрополита Максима во Владимир, совершенно похожее на бывшее ранее переселение митрополита Кирилла († 1281), а не перенесение самой митрополичьей кафедры, которая по-прежнему оставалась в Киеве. С 1299 года – епископ Ростовский, Ярославский и Угличский. В 1300 году сопровождал митрополита Максима в Новгород, где 29 июня участвовал с ним в рукоположении Феоктиста в архиепископа Новгородского († 1310; память 23 декабря/5 января, 23 января/5 февраля). В 1311 году уволен на покой. В 1314 году скончался в городе Суздале. Литература: Крылов А. П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. – Ярославль, 1861. – С. 15. Нил (Исакович) , архиепископ. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев. – 2-е изд. – Ярославль, 1869. – С. 81. Титов А. А. Ростовская иерархия (материалы для истории Русской Церкви). – М., 1890. – С. 32–33. Титов А. А. Суздальская иерархия (материалы для истории Русской Церкви). – М., 1892, вып. 4. – С. 26–27. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4, кн. 1. – С. 14, 111. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). – 1853, 1859. – С. 346–348, 674–679. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 330, 653. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1417.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010