В 1787 г. по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 г. новой святыни - чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней - Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 г., после подавления белогвардейского мятежа. Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Сначала в его стенах был устроен концентрационный лагерь в котором содержались противники Советской власти. Затем здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-х г.г. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. В 1958 г. открывается областная выставка достижений народного хозяйства. С 1959 г. здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII в., о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 г. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора (1216-1224) и сопредельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим (1218-1224), расположенные ныне в подклети церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI в., являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля. Смысловой и географический центр Спасо-Преображенского монастыря - Спасо-Преображенский собор. Кроме него, к началу XVI в. относятся здания монастырской трапезной, звонницы и Святых ворот - главного входа на территорию монастыря (последние два со значительными перестройками и добавлениями). Трапезная (1516) построена по «типовому» образцу монастырских трапезных и представляет собой двухъярусное, квадратное в плане здание со сводами, которые опираются на мощный четырехгранный столп, расположенный в центре зала. Конструкция повторяется на обоих этажах.

http://sobory.ru/article/?object=00216

Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь Геннадьевский монастырь (Спасо-Преображенский Геннадьевский монастырь) — православный мужской монастырь Русской Церкви в Ярославской епархии. Находится рядом со стрелкой (слиянием) рек Обноры и Костромы в Любимском районе Ярославской области, в селе (монастырская) Слобода у озера Сурское. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан преподобным Геннадием, учеником преподобного Корнилия, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году. До этого времени здесь была только одна келия, в которой некоторое время жили затворниками преподобные Корнилий и Геннадий, после того, как они удалились из Комельской пустыни. В 1529 году Великий князь Василий Иоаннович упросил преподобного Корнилия остаться в прежней основанной им Комельской обители, а Геннадию с подвижниками позволил устроить монастырь на берегу Сурского озера. Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь (XIX век) Геннадий, получив благословение своего учителя, приступил к основанию монастыря. При помощи новой братии, он воздвиг деревянный храм Преображения Господня, к которому, в последствии, был пристроен другой – теплый в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Так основалась Спасо-Геннадиевская обитель. Преподобный Геннадий преставился после болезни 23 января 1565 года. В 1644 году при разборке старого деревянного храма произошло обретение мощей преподобного Геннадия. После революции в начале 1920 годов обитель была силой разогнана, а все иконы и имущество вывезены в Ярославль под конвоем. Здания обители неоднократно взрывались. В настоящее время ограды не осталось, некоторые башни сохранялись до 1980 годов. Братский корпус был использован под тюрьму, но ее расформировали, а корпус сломали. В Преображенском соборе пытались держать лошадей. Собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав его уцелели, а алтарь собора снесли тракторами в 1988 г. Алексеевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под зернохранилище и склад ядохимикатов.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Спасо-Преображенский собор (Углич) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор — кафедральный собор города Углича, расположенный на берегу Волги в Угличском кремле. Собор, построенный под руководством Григория Федорова в 1710-е гг на месте разобранного древнего храма, является характерным для ярославского зодчества XVII века. Содержание История [ править править код ] Спасо-Преображенский собор Угличского кремля стоит на самом берегу Волги и является главным храмом Углича. По преданию, когда-то в конце 10-начале 11 вв. князь Ростова Борис Владимирович, построил в Угличе соборный деревянный храм Константина и Елены с приделом в честь Похвалы Богородицы. В первой половине 13 в. рядом с этой церковью возвели Спасо-Преображенский собор, который и стал главным храмом города, а Константиноеленинская церковь долго еще была приписана к нему. Спасо-Преображенский собор сначала был деревянным. В 1485-1487 гг. его перестроили в камне. Он стал частью комплекса ранее выстроенного княжеского дворца. Храм располагался с запада от Палат. Собор был с одной главой и стоял на четырех столпах. Он поднимался на подклете. С трех сторон его окружала галерея. В Смутное время в соборе был похоронен царевич Димитрий, погибший в Угличе. В 1611 г., во время польского нашествия в храме укрывались жители города. Но враги ворвались в церковь и перебили их, а собор подожгли. После ухода поляков Спасо-Преображенский собор был восстановлен в числе первых. В конце 17 в. храм снова обветшал, и в 1700 г. было получено разрешение царя на строительство нового, более крупного храма. Уже в 1706 г. новый храм был освящен. Иконостас был установлен в 1853 г. и выполнен в стиле «нарышкинского барокко». Он украшен роскошной резьбой. Все его иконы являются древними. В 19 в. фасады храма были перестроены. Северный Похвальский придел, южный портик и западная паперть были возведены в 1830-1840-х гг. в классическом стиле. В 1929 г. собор закрыли и передали его в ведение музея. Начиная с 1990-х гг. в соборе время от времени совершались церковные службы. С 2004 г. службы проходят каждое воскресенье и в праздничные дни. Сегодня в Спасо-Преображенском соборе располагается экспозиция, посвященная древнерусскому искусству, для осмотра доступен интерьер храмовой части. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В начале 2000-х г.г. архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл поставил вопрос о возвращении храмов Кирилло-Афанасиевского монастыря и Спасо-Пробоинской церкви Ярославской епархии. Вопрос решался несколько лет. Только 31 января 2008 г. состоялось первое богослужение в храме Кирилла и Афанасия. В 2009 г. решением Святейшего Синода образован Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь. В его состав включена и Спасо-Пробоинская церковь. 29 января 2011 г. в Кирилло-Афанасьевском монастыре состоялась торжественная встреча иконы Нерукотворного Спаса - списка с древнего чудотворного образа, переданной монастырю из Троицкого храма посёлка Смоленское. Этот список XVIII в. некая раба Божия Александра принесла в Троицкий храм ещё в 1960-е г.г. Всё это время образ находился там. Настоятель и прихожане этого храма передали икону Спасителя с надеждой на духовное возрождение обители. Для встречи иконы в Святых вратах обители собралось большое количество ярославцев во главе с епископом Рыбинским Вениамином. После встречи владыка совершил в монастыре Всенощное бдение. А Божественную литургию на следующий день совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. 6 июня 2012 г., в день памяти обретения чудотворного образа Нерукотворного Спаса в Спасо-Пробоинском храме обители впервые после долгого перерыва была отслужена Божественная литургия, которую совершил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон в сослужении епископа Вениамина, настоятеля монастыря игумена Феодора (Казанова) и священнослужителей епархии. Затем в обители был заложен фруктовый сад. Первые фруктовые деревья посадили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон и епископ Рыбинский и Угличский Вениамин. В августе 2015 г. состоялись торжества, посвящённые 400-летию обители. Сначала в Спасо-Преображенском соборе был отслужен водосвятный молебен святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским. Затем состоялся крестный ход с иконой Нерукотворного Спаса и святителй Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, до Спасо-Пробоинского храма. Крестный ход возглавил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин. После крестного хода в Спасо-Пробоинском храме была отслужена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. Затем был освящён юбилейный колокол, подаренный таможенной службой.

http://sobory.ru/article/?object=05737

Богородицкий-Казанский-Нижнеломовский Архангельская Богоявленский-Костромской Вологодская Богоявленский-Голутвин-Старый Смоленская Богоявленский за Торгом Казанская Борисоглебский-Новоторжский Пензенская Борисоглебский на Устье-Ростовский Белбажский-Троицкий Костромская Введенский-Богородицкий-Тихвинский Московская Волосов-Николаевский-Царево-Константин. Московская Воскресенский-Новоторжский Тверская Высокопетровский-Московский Ярославская Десятинский-Богород. -Рождественский Евфимиев-Благовещ.-Плотинский Костромская Заиконоспасский-Московский Новгородская Зверин-Покровский Знаменский-Тобольский Владимирская Знаменский-Богород.-Рождественский Ивановский-Предтечевский на Кулижках Тверская Иоанно-Предтечевский или Иванский Московская Иосифов-Волоколамский Новгородская Крестный-Ставрос-Кийостровский Лужецкий-Рождество-Богородицкий Новгородская Макариев-Желтоводский-Троицкий Московская Николаевский-Вяжищский Новгородская Николаевский-Греческий Тобольская Отрочь-Успенский Курская Предтечев-Вяземский Псково-Печерский-Успенский Московская Ризположенский-Евфосиниевский-Суздальский Рождественский на Рву или на Трубе Псковская Солотчинский-Рождество-Богородицкий Спасо-Авраамиев-Богородицкий Московская Спасо-Андрониев Архангельская Спасо-Евфимиев-Суздальский Московская Спасо-Преображенский-Астраханский Нижегородская Спасо-Преображенский-Казанский Новгородская Спасо-Прилуцкий-Димитриев Московская Спасо-Яковлевский-Димитриев Тверская Спасский-Преображенский-Рязанский Смоленская Сретенский-Кашинский Псковская Старо-Вознесенский Владимирская Сырков-Владимирский-Сретенский Тихвинский-Богородицкий-Успенский Московская Трифонов-Успенский-Вятский Рязанская Троице-Сергиева пустынь Троицкий-Данилов-Переяславский Смоленская Успенский-Княгинин Московская Феодоровский-Переяславский Владимирская Астраханская Казанская Вологодская Ярославская Рязанская Тверская Псковская Новгородская Новгородская Вятская С.-Петербургская Владимирская Владимирская Владимирская 1786 год Благовещенский-Назарет-Богородицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Спасо-Преображенский собор по своей конструкции четерехстолпный крестово-куполный трехглавый храм, с позакомарным покрытием, на высоком подклете. С трех сторон окружен галереями - открытыми двухъярусными с запада и юга (последняя перестроена), с севера - закрытая двухъярусная, пристроена в XVII в. Главы собора шлемовидные, первоначально были покрыты «белым луженым немецким железом». В архитектуре Спасо-Преображенского собора встречаются элементы ордерной системы и фрагменты декора, указывающие на влияние итальянской ренесансной архитектуры, но в целом для декоративного решения памятника характерна простота и строгость, свойственные русской архитектуре XVI в. На протяжении своего существования Спасо-Преображенский собор неоднократно перестраивался, в результате чего его облик изменился до неузнаваемости. Наиболее значительные переделки были в 1709-1727, 1768-1780, 1811-1812, 1814, 1817 г.г. Архитектурная реставрация проводилась с 1919 г. в несколько этапов, самый главный и завершающий проходил в 1957-1961 г.г. под руководством архитектора Е.М. Караваевой. В результате древний облик Спасо-Преображенского собора полностью восстановлен. Интерьер Спасо-Преображенского собора расписан в 1563-1564 г.г. московскими и ярославскими мастерами. Об этом свидетельствует летопись, расположенная в двух круглых клеймах на внутренних гранях западных столпов: «…подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын да Третьяк да Федор Никитины дети да ярославцы Афанасий и Дементий Сидоровы дети». Братья Афанасий и Дементий Сидоровы - первые ярославские художники, имена которых известны. На сегодняшний день это единственный в России сохранившийся памятник монументальной живописи грозненского времени, имеющий точную дату росписи и имена мастеров. Система росписи Спасо-Преображенского собора традиционна. Живопись обладает высокими художественными достоинствами, характеризуется монументальностью и духовностью. Особенно интересны композиции: Преображение, Сорок мучеников Севастийских, Покров Богородицы, Семь Вселенских соборов и др.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Пензенская Пензенская Саратовская Смоленская Казанская Вологодская Рязанская Вятская Якутская Московская Тверская Вологодская Тверская Казанская Калужская Воронежская Тамбовская Московская Ярославская Пензенская Тамбовская Владимирская Воронежская Казанская Вологодская Владимирская Калужская Тамбовская Тамбовская Ярославская 1786 год Богословский-Козелецкий Черниговская Богуславский-Николаевский Киевская Виноградский-Успенский-Ирдынский Киевская Георгиевский-Белиловский Георгиевский-Лебединский Киевская Жаботинский-Онуфриевский Киевская Ильинский-Троицкий-Болдинский Киевская Мотронинский-Троицкий Черниговская Мошногорский-Вознесенский Киевская Никодимова-Троицкая-Каменская Киевская Николаевский-Каташинский Черниговская Николаевский-Лебединский Черниговская Николаевский-Медведовский -Пустынный Киевская Преображенский-Ржищевский Киевская Пустынно-Николаев.-Самарский Рыхловский-Пустынно-Николаевский Киевская Троицкий-Чигиринский-Скитский Екатеринослав. Черниговская Киевская 1795 год Благовещенский-Богоявленский-Друйский Виленская Борколабовский-Вознесенский Братский-Богоявленский-Полоцкий Могилевская Братский-Богоявленский-Могилевский Витебская Буйницкий-Свято-Духов Могилевская Воскресенский-Дисненский Воскресенский-Шкловский Могилевская Дерманский-Троицкий Виленская Загаецкий-Иоанна Милостивого Могилевская Иоанно-Богословский-Грозовский Волынская Кронский-Троицкий Волынская Кутеенский-Богоявленский-Оршанский Минская Кутеенский-Успенский-Оршанский Виленская Мазаловский-Спасо-Преображенский Могилевская Марков-Троицкий Николаевский-Бельский Могилевская Николаевский-Грозовский Могилевская Петропавловский-Старчицкий Преображенский-Невельский Витебская Преображенский-Бершадский Гродненская Преображенский-Головчинский-Меджибожский Минская Преображенский-Грановский Минская Рождество-Богородицкий-Коржовецкий Витебская Симеоновский-Берестейский Подольская Спасо-Преображенский-Дятловичский Подольская Спасо-Преображенский-Охорский Сурдегский-Духов Подольская Троицкий-Дрогичинский Подольская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Глава Ярославской митрополии открыл православную выставку, посвященную 800-летию Спасо-Преображенского монастыря Ярославля 30 марта 2016 г. 11:37 29 марта 2016 года в городе Ярославле открылась Международная православная выставка-ярмарка «Мир и клир». Возглавили торжественную церемонию открытия митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон , и.о. мэра г. Ярославля А.Г. Малютин и генеральный директор выставочного комплекса «Узорочье» С.Н. Алексеев. Выставка приурочена к празднованию 800-летия Спасо-Преображенского монастыря г. Ярославля и проводится в год празднования 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон. Перед началом работы выставки был отслужен молебен перед иконой Божией Матери «Ярославская» («Печерская»). Образ написан специально для выставки ее организаторами — выставочной компанией «Узорочье». Икона будет передана архиерейскому подворью Спасо-Преображенского монастыря Ярославля. Открывая выставку, митрополит Пантелеимон отметил, что форум проходит в юбилейный год, когда мы празднуем сразу несколько памятных дат: 1000-летие русского монашества на Святой Горе Афон, 800-летие Спасо-Преображенского монастыря, 400-летие преставления преподобного Иринарха Затворника, 150-летие со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого. «Главные участники выставки-ярмарки — православные монастыри и приходы, — сказал глава Ярославской митрополии . — Умельцы, подвизающиеся в Церкви, предлагают всем гостям удивительные изделия, сделанные с любовью в приходских и монастырских мастерских. Каждый желающий сможет познакомиться с многовековой традицией проведения постов и встречи праздников в Православной Церкви, задать вопросы священнику, узнать о жизни в той или иной обители, о приходских инициативах, социальном, просветительском и миссионерском служении Церкви». Выставка продолжит работу до 3 апреля. Время работы: 29 марта —12.00-19.00; 30 марта-2 апреля — 10.00-19.00; 3 апреля — 10.00-17.00. Адрес: г. Ярославль, ул. Б. Октябрьская, д. 30 А (возле площади Богоявления), выставочный центр «Старый город». Ярославская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

1. Благословить открытие Знаменского женского монастыря в городе Ковров Владимирской области. 2. Назначить монахиню Афанасию (Воловик) на должность настоятельницы Свято-Знаменского женского монастыря в городе Ковров Владимирской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об изменении названия Покровского женского монастыря на Мологский Покровский женский монастырь и о назначении монахини Феодориты (Марковой) на должность настоятельницы указанного монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Изменить наименование Покровского женского монастыря на Мологский Покровский женский монастырь. 2. Назначить монахиню Феодориту (Маркову) на должность настоятельницы Мологского Покровского женского монастыря Ярославской епархии. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа об освобождении игумении Евгении (Подолещенко) от обязанностей настоятельницы Свято-Никольского женского монастыря города Приволжска Ивановской области по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумению Евгению (Подолещенко) от обязанностей настоятельницы Свято-Никольского женского монастыря города Приволжска Ивановской области. СЛУШАЛИ: 8. Прошение Преосвященного епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина о назначении иеромонаха Нестора (Люберанского) на должность наместника Спасо-Преображенского монастыря города Пензы. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Нестора (Люберанского) на должность наместника Спасо-Преображенского монастыря города Пензы. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного епископа Саратовского и Вольского Лонгина об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря города Саратова и о назначении игумена Пимена (Хеладзе) на должность наместника указанного монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря города Саратова. 2. Назначить игумена Пимена (Хеладзе) на должность наместника Спасо-Преображенского мужского монастыря города Саратова. СЛУШАЛИ: 10. Прошение Преосвященного епископа Майкопского и Адыгейского Тихона о назначении игумена Герасима (Буняева) на должность наместника Свято-Михаило-Афонской мужской пустыни поселка Победа Майкопского района.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1434632...

Основные центры православного паломничества включены в Национальный атлас России Москва, 16 июня 2009 г. Основные центры православного паломничества впервые включены в четырёхтомный Национальный атлас России, изданный в 2008 году под эгидой Министерства экономического развития России и Федерального агентства геодезии и картографии, сообщает сайт Паломнического центра Московского Патриархата . Том 4 даёт последовательное раскрытие хода и результатов исторического процесса становления и развития Российского государства от момента его зарождения до настоящего времени, а также комплексную характеристику и свод современной пространственно-временной информации и знаний о культуре, культурном и природном наследии России. Именно в этом томе в разделе «Познавательный туризм» можно найти основные центры религиозного туризма и паломничества, включая Православие, ислам и буддизм. Раздел даёт информацию об основных туристско-рекреационных районах, а также зонах и территориях познавательного туризма. Описываются ключевые объекты культурно-познавательного туризма, природно-познавательного туризма, куда отнесён религиозный туризм и паломничество, а также объекты этнографического туризма. На представленной карте четвёртого тома Атласа указаны основные центры религиозного туризма и паломничества, из которых 30 центров относятся к Православию: Спасо-Преображенский Соловецкий и Троицкий Антониево-Сийский мужские монастыри Архангельской и Холмогорской епархии; Боголюбский, Покровский Суздальский и Спасо-Преображенский Муромский Новодевичий монастыри Владимирской епархии; Спасо-Прилуцкий Димитриев, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри Вологодской епархии; Залонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Липецкой и Елецкой епархии; Алапаевский монастырь по имя Новомучеников Российских Екатеринбургской и Верхотурской епархии; Введенская Оптина пустынь и Рождества Богородицы Пафнутьев Боровский мужской монастырь Калужской и Боровской епархии; Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Костромской и Галичской епархии; Свято-Троице-Сергиева Лавра, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастыри Московской епархии, Троицкий Серафимо-Дивеевский и Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женские монастыри Нижегородской и Арзамасской епархии; Успенский Псково-Печерский, Успенский Святогорский и Спасо-Преображенский Мирожский монастыри Псковской и Великолуцкой епархии; Троицкая Александро-Невская Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский и Троицкий Александро-Свирский мужские монастыри Санкт-Петербургской и Ладожской епархии; Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь Смоленской и Вяземской епархии; Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Саранской и Мордовской епархии; Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии; Толгский Введенский и Троице-Сергиев Варницкий монастыри Ярославской епархии.

http://pravoslavie.ru/30778.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010