энцикл. Уфа, 1996. С. 348; они же. Праздники православные//Там же. С. 476-477; они же. Часовни//Там же. С. 634; Борисова Т. В. Крестные ходы в прошлом: К престольному празднику чудотв. иконы Богородской Божией Матери//Уфимские ЕВ. 1999. 7/8. С. 4; она же. Пастырем стать помогла Богородская икона: (О репрессированном свящ. Петрове Петре Павловиче, расстрелянном 28 дек. 1937)//Там же. 2001. 11/12. С. 7; Васильева Т. Течет родник в жизнь вечную//Там же. 1999. 3/4. С. 5. Н. П. Зимина Казанская икона Божией Матери в Рыбной Слободе (К. Р. и.), получила название по месту прославления в Рыбной Слободе (ныне г. Рыбинск Ярославской обл.), у впадения рек Шексны и Черёмухи в Волгу; упоминается в Духовной грамоте 1504 г. вел. кн. Иоанна III Васильевича (ДДГ. 1950. С. 356); из слободы к царскому столу поставляли рыбу. Из Писцовой книги дворцовой ловецкой Рыбной Слободы 70-х гг. XVII в. «письма и меры» стольника М. Ф. Самарина и подьячего М. Русинова известно, что в Рыбной Слободе существовал Казанский мон-рь с деревянной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1680 г. москвичом И. Первовым в мон-рь было вложено Евангелие 1678 г., а ярославцем Д. С. Рукавишниковым - Пролог 1680 г. В кон. XVII - нач. XVIII в. монастырь был упразднен, на его месте появился «убогий дом» (богадельня). В 1697 г. в Рыбной Слободе возвели каменную Казанскую ц. Явление иконы Божией Матери в «огненных» лучах девице Матроне в Казани. Роспись юж. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. Явление иконы Божией Матери в «огненных» лучах девице Матроне в Казани. Роспись юж. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. В иконостасе Казанской ц. Рыбной Слободы располагалась храмовая чудотворная К. Р. и. (82,2×62,3 см), с ней совершались крестные ходы. До пожара 1735 г. в церкви хранилась книга с записью ее чудес. С 1791 г., памятуя о страшных июльских пожарах 1735 и 1752 гг., в день прор. Илии, 20 июля, в Рыбинске (в 1777 Рыбная Слобода преобразована в г. Рыбной (Рыбинск)) стали совершаться Большие крестные ходы из Спасо-Преображенского собора вокруг города с чудотворной Казанской Ярославской иконой Божией Матери. Ее встречали в Рыбинске 16-17 июля, а в нач. сент. провожали обратно (с 1816 по указу консистории носили ее список). В 1830 и 1848 гг. с К. Р. и. совершали крестные ходы по деревням во время холеры, после молебна перед иконой прекращался падеж скота. Образ был украшен серебряным позолоченным чеканным окладом с жемчугом и со стразами (их насчитывалось 1223). Местонахождение К. Р. и. неизвестно. |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Пресвятой Богородицы " Казанская Ярославская " Описания иконы Нынешнее местонахождение Казанской Ярославской иконы Источник: PRAVICON.COM На разных сайтах в интернете за Казанскую-Ярославскую икону выдают различные образы. Но на сайте Ярославской Епархии (http://www.yaroslavl-eparhia.ru/relic/relic.htm и указано, что местонахождение чудотворной Казанской-Ярославской иконы, чудесным образом привезеной из Казани в начале XVII века, ныне неизвестно, а в Казанском монастыре в Ярославле ныне находится чудотворный список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в иконописной - золотошвейной мастерской монастыря до 1918 г. Описание иконы Казанская Ярославская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Об обстоятельствах прославления Казанской (Ярославской) иконы Божией Матери известно следующее. В 1588 году одному благочестивому христианину по имени Герасим, страстно желавшему иметь у себя икону Успения Пресвятой Богородицы, во сне явилась Богоматерь и сказала ему: «Герасим, в Казани, в торговом дворе у одного юноши на левой стороне в его лавке есть Моя икона. Возьми ее у юноши, и благодатью Сына Моего и Бога она станет источником чудес. Иди с иконой в город Романов и скажи жителям, чтобы храм во имя Рождества Моего, который был перенесен ими на гору, они вернули на прежнее место – под гору и назвали его во имя принесенной тобой иконы. Сам же оставайся в городе Романове до кончины твоей». Герасим выполнил волю Божией Матери, отыскав святую икону в указанном месте. Едва он взял образ, правая рука его (давно болевшая) сразу же исцелилась. С чудотворной иконой отправился Герасим в Романов (ныне город Тутаев Ярославской области) и все исполнил по повелению Пресвятой Богородицы. Дв[...] Икона Казанская Ярославская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников |
Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 55; Строев. Списки иерархов. С. 362. 21; Зверинский. Т. 2. С. 414-415; Морев Ф. С., прот. Югская Дорофеева общежит. пустынь. Ярославль, 1895. Иконография Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Покрова Богородицы с. Покров Рыбинского р-на Ярославской обл.) Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Покрова Богородицы с. Покров Рыбинского р-на Ярославской обл.) Д. известна в произведениях XVIII - нач. XX в. в изводе «Прп. Дорофей Югский в молении пред иконой Божией Матери», в основе которого - «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Югской». Иконы Д. имеют традиц. композицию: слева (в редких случаях справа) представлен коленопреклоненный Д. в молении Югскому образу Божией Матери, стоящему на дереве, иногда вводится изображение Югской Дорофеевой пуст. Самой ранней из известных является икона 2-й пол. XVIII в. (РГИАХМЗ), где Д. изображен без нимба, с седыми волнистыми прядями волос и маленькой редкой бородой, в рясе, мантии и скуфье, припавшим к земле в молитве пред иконой (пальцы рук переплетены), на фоне пустынного пейзажа с рекой. Вдали на берегу р. Юги видна шатровая часовня - 1-я постройка пустыни, под к-рой был погребен Д. На иконе сер. XIX в. (частное собрание, Ярославль) коленопреклоненный святой представлен в профиль, с бородой средней величины, в полной схиме, с куколем, левая рука на груди, без нимба, с надписью: «Пре[подобный] Дорофеи». Слева на дальнем плане - фигура вмч. Георгия Победоносца, пронзающего копьем змия (по-видимому, тезоименитый святой заказчика иконы). На обороте надпись: «Сия св. икона освящена в Дорофеевской Югския пустыни Ярославския епархии в 15 верстах от города Рыбинска в соборной церкви во имя Живоначальныя Троицы, где находится чудотворный образ Божия Матери именуемыя Одигитрии, а ныне Югския». Прп. Дорофей Югский. Резная икона. Кон. XIX в. Югская Дорофеева пуст. (?) (частное собрание) Прп. Дорофей Югский. Резная икона. Кон. XIX в. Югская Дорофеева пуст. (?) (частное собрание) |
Абульская икона См. сведения о ней под 11 июня. 9 мая Перекопская икона Эта чудотворная икона находится в городе Варвы Лохвицкого уезда Полтавской губернии, в церкви, посвященной Рождеству Пресвятой Богородицы. По молитвам жителей Варвы перед этой чудотворной иконой Царица Небесная не допустила шведов ограбить их церковь, хотя те и пытались сделать это. Такое чудесное заступление Богоматери совершилось в 1709 году, во время похода Шведского короля Карла XII на Россию. Рассказ об этом событии записан на входных дверях варвинской церкви. У Перекопской чудотворной иконы совершилось много и других чудес, почему жители г. Варвы и относятся к ней с благоговением. 10 мая Киево-Братская икона Сведения о ней помещены под 6 сентября. 11 мая Константинопольская икона Об этой чудотворной иконе известно, что она явилась в 829 году в Константинополе, отчего и называется Константинопольской. Богоматерь изображена на ней с лилией в руке. 12 мая Кипрская икона в Нижнем Новгороде Кипрская икона находится в Нижегородской церкви св. Иоанна Предтечи, что на Слободке. Она прославилась многими чудесами. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде, свирепствовавшая там в 1771 году. Жители города брали св. икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления. Сведения о других Кипрских иконах помещены под 20 апреля. 14 мая Ярославская-Печерская икона На этой св. иконе Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем и с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием, чудотворцами Печерскими. О месте и времени ее явления известно следующее. Александра Димитриева Добычкина, мещанка города Ярославля, стала страдать ломотой в руках и во всех суставах. К тому же ее начала преследовать сильная душевная тоска. Семнадцать лет она мучилась этими болезнями и за это время не раз усердно молилась Божией Матери, прося у Нее исцеления. И вот однажды она слышит голос во сне, повелевающий ей отыскать св. икону Богоматери в храме, чтобы получить там исцеление. При этом ей представился в видении и храм с изображением в нем иконы Богоматери. Следуя указаниям таинственного голоса, Александра отправилась на поиски. Храм она обрела в архиерейском доме города Ярославля: он был посвящен Происхождению Честных Древ. Когда Александра вошла в эту церковь и увидела на стене явившуюся ей во сне икону Богоматери, то неожиданно упала на пол и стала биться в страшных судорогах и корчах. Это было 1 мая 1823 года. 2 мая Александра опять отправилась в архиерейскую церковь. Усердно и горячо молилась она перед иконой Богоматери. Когда затем она пошла приложиться к св. иконе, то сразу же почувствовала облегчение от своей мучительной болезни. Через несколько времени она совершенно выздоровела. С этого времени от Печерской Ярославской иконы стали совершаться многочисленные чудеса. |
В церкви в честь К. и. в Угличе Корсунская икона Божией Матери «Умиление» в ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери в Угличе. Фотография. Нач. XXI в. Корсунская икона Божией Матери «Умиление» в ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери в Угличе. Фотография. Нач. XXI в. Церковь с таким посвящением была построена в 1730 г. на месте разрушенного в Смутное время древнего мон-ря прп. Макария Египетского. Храмовым был образ, пользовавшийся «с давних времен» (в лит-ре XIX в. его относили к эпохе Иоанна IV и называли точным списком Корсунской иконы (?), находящейся в Риме) большим почитанием у горожан; считалось, что он был обретен на развалинах мон-ря. При церкви велось описание чудес от К. и., среди них были исцеления страдающих душевными недугами и одержимых телесными болезнями, в т. ч. диаконницы Е. Павловой, которая поправилась после того, как по ее просьбе К. и. принесли к ней в дом и совершили перед образом молебен. Прихожанка заказала для себя копию чудотворного образа. К. и. была «древнего письма», украшена жемчужной ризой с драгоценными камнями. В 1942 г. храм был закрыт. После реставрации (начатой в 1972) в 1994 г. в нем были возобновлены богослужения. В 2002 г. в церковь была передана храмовая К. и. Ее иконография относится к оплечному изводу «Умиление», где Богородица придерживает Младенца левой рукой. Лит.: Обозрение епархии преосв. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским (с 3 по 22 июня 1861): 47. Церковь Корсунской иконы Богоматери//Ярославские ЕВ. 1881. 46. Ч. неофиц. С. 359-360. В церкви вмч. Димитрия Солунского в с. Дмитровка (Дмитриевка) (ныне г. Дмитровск Орловской обл.). Икона находилась в церкви, построенной в 1721 г. на средства кн. Д. К. Кантемира в своем поместье. По преданию, икона была благословением Петра I Кантемиру по случаю перехода того в русское подданство. Местонахождение иконы неизвестно. Лит.: Историческое описание церквей, приходов и мон-рей Орловской еп. Орел, 1905. Т. 1. С. 177. В Крестовоздвиженском соборе г. Карсун (Корсунь) Симбирской губ. |
Одной из первых почитаемых в Казани (возможно, написанной здесь) стала икона Спаса Нерукотворного из некогда деревянной «обыденной» церкви у ворот крепости, поставленной на 2-й день после взятия города (4 окт. 1552) на месте, где было укреплено царское знамя ( Рычков. 1767. С. 161). Икона была «списана на доске с царского знамени» ( Шпилевский. 1873. С. 12; Пинегин. 1890. С. 351; Указатель г. Казани. 1890. С. 13; Спутник по Казани. 1895. С. 110-112). Икона прославилась тем, что не пострадала во время пожара 1815 г. и была возобновлена маслом с сохранением лика и абриса головы ( Пинегин. 1890. С. 352); позднее стала храмовым образом надвратной каменной церкви в крепости (после 1863 перенесена в часовню, устроенную перед фасадом башни и в 1900 выстроенную в камне ( Дульский. 1914. С. 62; ныне в ц. во имя Ярославских чудотворцев в Казани)). С основания К. и Т. е. ее города и храмы вошли в сакральное пространство Руси, освященное национальными святынями. Для кафедрального собора в Казани по царскому заказу были сделаны иконы-списки чудотворного образа Божией Матери «Тихвинская» («три иконы местные писаны с тихвинского образа Пречистые Богородицы…» - см.: Невоструев. 1877. С. 11). Весной 1555 г. по территории К. и Т. е. в Москву везли чудотворный Великорецкий (Вятский) образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского: «...и шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиазкой город и на Нижней-Новгород…» (ПСРЛ. Т. 13. С. 254-255), «...к Москве ездил с Вятки и мимо Казани и многих людей прощал по городом…» (ПСРЛ. Т. 37. С. 103). Иконы, написанные по заказу царя для первых храмов К. и Т. е.,- это образы Божией Матери «Одигитрия», повторения прославленной иконы, почитавшейся защитницей К-поля, и Тихвинская икона, к-рую предание признавало к-польской по происхождению. В то же время сохранившиеся иконы, принадлежавшие первым архипастырям К. и Т. е. или подаренные ими храмам,- это икона Божией Матери «Умиление»: Владимирская, пядничного размера - вклад архиеп. Гурия во Введенский собор Чебоксар «на соблюдение граду и всем православным» в 1555 г. ( Анисимов. 1920. С. 30-31); Владимирская икона в меру чудотворного образа, подаренная царем Иоанном IV игум. Кириллу, к-рый освятил в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери 1-й собор в Астрахани (1568; Васильев К., прот. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887. С. 8); икона из свияжского Богородицкого монастыря, почитавшаяся как моленный образ свт. Германа, архиеп. Казанского и Свияжского ( Анисимов. 1920. С. 33; ныне в ГМИИРТ). |
7 июня 2018 г. 17:40 В Ярославской митрополии проходит многодневный крестный ход с Казанской иконой Божией Матери В Ярославской митрополии начался традиционный многодневный крестный пеший ход с почитаемой иконой Казанской Божией Матери, который в течение семнадцати дней посетит несколько городов и сел Ярославской области (в частности, города Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск, где и была обретена святыня) и Рыбинск). Перед началом крестного хода в Казанском монастыре, где икона пребывает постоянно, клириком обители иереем Сергием Котовым был отслужен молебен. В первый день икона была перенесена в Толгский женский монастырь, куда участники молитвенного шествия переправились на теплоходе. До переправы они прошли около 10 км с остановками в трех древних храмах: Благовещения и Параскевы Пятницы в центре города и Спаса Нерукотворного в селе Иваньково. Крестный ход возглавил настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в селе Борисоглеб иерей Максим Викленко. Отец Сергий вместе с настоятельницей Казанского монастыря игуменьей Екатериной (Гаевой) проводили крестный ход до храма Благовещения, который находится в центре города. Шествие встретил настоятель Вознесенско-Благовещенского прихода, иеромонах Агафангел Шкуранков, где также был отслужен молебен. «Такая традиция - в каждом храме, где останавливается крестный ход, служат молебен, - рассказала корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» настоятельница Казанского женского монастыря, игуменья Екатерина, - из года в год что-то может меняться, в каких-то храмах служат молебен с акафистом или просто читают акафист». Согласно программе , два первых дня святыня путешествует по Ярославлю и его округе. На третий день паломники приходят в Тутаев. Руководит Казанским крестным ходом епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов). 7 июня владыка лично возглавил шествие, присоединившись к молящимся в ярославском селе Устье и прошел вместе со всеми 8 км по левому берегу Волги через поселок Летишовка и деревню Пищалёво, в котором сейчас восстанавливают храм. |
Чудотворный образ находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке. Читайте также: «Всех скорбящих Радость» — чудотворный образ родом из Москвы Икона Божией Матери «Новодворская» Храм мучеников Адриана и Наталии, Ярославское шоссе д. 61, корп. 1. День памяти: 2 января. Первый образ Новодворской иконы Божией Матери был написан святителем Петром, митрополитом Московским около 1320 года. Тогда он подвизался в молчании на реке Рать, в месте, которое называлось Новый дворец; впоследствии там вырос Новодворский монастырь. Особенность иконы — венцы (короны) на головах Богородицы и Младенца. Почитаемый список иконы находится в храме мучеников Адриана и Наталии на Ярославском шоссе. Икона святого Спиридона Тримифунтского Фото из открытых источников Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, Брюсов пер., д. 15/2 стр. 3. День памяти: 25 декабря. Святитель Спиридон жил на Кипре в конце III – начале IV века, вел простую жизнь и был близок к народу. Отличительная черта святого на иконах — скромная шапочка на голове. Верующие замечают, что святитель Спиридон особенно отзывчив на житейские просьбы— помогает выйти из трудных жизненных ситуаций, в том числе связанных с жильем, финансами, помогает найти работу, исцеляет от болезней. Случаи такой помощи святителя Спиридона известны из его жития, а также по рассказам множества людей, в том числе последних лет. Старинная икона святителя Спиридона Тримифунтского и частица его мощей в Москве находятся в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Икона Святителя Николая Чудотворца Фото www.xxc.ru Церковь Преображения Господня (Нижний храм Храма Христа Спасителя), ул. Волхонка, 15 День памяти: 19 декабря и 22 мая. Необычная, относительно новая, но уже прославившаяся среди верующих икона святителя Николая находится в нижнем (Преображенском) Храме Христа Спасителя.Эта икона была создана итальянским художником в 1994 году. Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, где покоятся мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, автор иконы решил передать ее Русской Православной Церкви. По благословению Патриарха Алексия II эта икона была принесена в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю. Икона святых благоверных князей Петра и Февронии |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Казанская Ярославская - описание Чудотворный образ КАЗАНСКОЙ иконы Божией Матери явился в Казани в 1588 году одному благочестивому человеку по имени Герасим. По велению Богородицы он отнёс икону в город Романов, где был построен для неё храм. Двадцать один год этот образ стоял в храме, но в 1609 году город Романов взят был литовцами, и поручик Стравинского полка Иаков Любский взял из церкви чудотворную икону и увез её с собою в Ярославль. Ярославцы предложили Любскому много денег за святую икону, но он отказался от денег и не отдал иконы. Немного времени спустя он сам принес её к старейшему гражданину Василию Лыткину. Икона с торжеством была перенесена в Дмитриевский храм, находившийся за городом. Затем в честь Казанской иконы в городе был воздвигнут храм, в котором от неё начали совершаться чудесные исцеления болящих. Ярославские жители общим усердием устроили при этом храме женский монастырь, где поселились 72 сестры, перешедшие из разорённой прежде поляками ярославской женской обители. В 1610 году жители города Романова, не перестававшие печалиться о лишении чудотворной иконы Богородицы, обратились с просьбою к царю Василию Иоанновичу Шуйскому, чтобы он дозволил им взять из Ярославля свою икону. Получив дозволение, романовцы готовились нести к себе святыню, а ярославцы с горестью и слезами провожать Заступницу своего города, но тут случилось два чуда, совершившиеся от иконы. Неожиданно для всех перед иконой исцелились инокиня Анисия, давно уже не владевшая рукой и ногой, и посадский человек Константин, бывший долгое время в исступлении ума. Эти исцеления дали дерзновение ярославским жителям просить царя, чтобы чудотворная икона была оставлена в их храме. Царь вытребовал подробные сведения о совершившихся событиях и по совету с патриархом Гермогеном повелел быть сей иконе в Ярославле с тем, чтобы жители Ярославля сделали точный список (копию) с чудотворной иконы и отдали его в Романов. Ярославские граждане исполнили всё указанное, и 2 марта 1611 года список с подобающей честью был препровождён в Романов и там поставлен на месте, где стояла прежняя икона. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Ярославская " . |
В этот день праздничную Божественную литургию возглавил Высокопреосвященнейший Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, ему сослужил собор архиереев: архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Феогност и находящиеся на покое митрополит Симон и архиепископ Михей. Многочисленное духовенство со всей Ярославской епархии и из других епархий России с трудом вмещал алтарь, который впервые был устроен прямо под открытым небом. Между Введенским собором и Крестовоздвиженским храмом возникла сень, украшенная цветами, и все молящиеся были свидетелями совершающегося Таинства Евхаристии. Для причастников было вынесено семь Чаш. По традиции состоялся крестный ход в кедровую рощу и молебен. После литургии владыка Кирилл вручил награды Церкви архиепископу Михею, игумении Варваре, губернатору А.И. Лисицыну за труды во славу Церкви. Губернатор подарил монастырю икону Толгской Божией Матери, недавно написанную к юбилейной дате в иконописной мастерской " Преображение " . Это первая икона Толгской Божией Матери, на которой написаны клейма с чудесами от этого образа и его история. Размер иконы - 90х75 см. Но дороже всех подарков было заверение губернатора о том, что Толгская икона больше не покинет свое место, для нее построенное нашими предками, " икона должна быть там, где была явлена миру " , - сказал Анатолий Иванович. Напомню, что в прошлом, 2003 году, состоялось событие историческое - Толгская икона Божией Матери была передана Толгскому монастырю из Ярославского областного художественного музея, но с массой условий и оговорок и на срок один год. Этот год истек, а никаких других документов больше не принималось. Вопрос о дальнейшей судьбе святой иконы был у всех на устах. Теперь хочется верить, что слова губернатора будут неложными, и чудотворная икона не станет предметом политических интриг. Нескончаемый людской ручеек медленно тек с монастырского двора в Крестовоздвиженский храм, к заветному месту, в котором пребывает образ Толгской Божией Матери. Ей, Царице неба и земли, Матери всем человекам, несли свои нужды и печали одни, благодарность за помощь другие, были и третьи, которых привело сюда пока только любопытство… |
| |