Архив Пн В Ярославской епархии прошли торжества в честь Толгской иконы Божией Матери 22 августа 2023 г. 12:28 20-21 августа 2023 года в Ярославской епархии состоялись торжества в честь Толгской иконы Божией Матери. Днем 20 августа в Крестовоздвиженском храме Введенского Толгского монастыря была совершена вечерня с акафистом перед Толгской иконой Божией Матери. В этот же день почитаемый список Толгской иконы был доставлен из Успенского кафедрального собора г. Ярославля во Введенский Толгский женский монастырь. Толгская икона ежегодно приносится на несколько месяцев в Успенский собор. Перед празднованием дня памяти Толгской иконы Божией Матери список возвращается в обитель. Крестный ход, совершаемый ежегодно 20 августа, установлен в память о возвращении святыни в Толгский монастырь. Почитаемый список был сохранен в богоборческие времена в приходском храме села Толгоболь и возвращен в открывшуюся обитель при участии архимандрита Павла (Груздева). В обители икону встречали митрополит Ярославский и Ростовский Вадим , митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл , митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , епископ Переславский и Угличский Феоктист , духовенство, паломники и сестры обители вместе с настоятельницей игуменией Варварой (Третьяк). Вечером 20 августа, в канун празднования Толгской иконе Богородицы, всенощное бдение в Толгской обители совершили митрополит Ярославский Вадим, митрополит Казанский Кирилл, митрополит Вологодский Савва, митрополит Смоленский Исидор, митрополит Волгоградский Феодор, епископ Рыбинский Вениамин, епископ Череповецкий Игнатий, епископ Переславский Феоктист. 21 августа, в праздник Толгской иконы Божией Матери, Божественную литургию в Толгской обители совершили митрополит Ярославский и Ростовский Вадим, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, епископ Галичский и Макарьевский Алексий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий, епископ Переславский и Угличский Феоктист, епископ Костомукшский и Кемский Борис . Архипастырям сослужили священники разных епархий Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6051140.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Лиддская (Римская) - описание В церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы: Лиддская (Римская) с празднованием 9 июля и ЛИДДСКАЯ (НА СТОЛПЕ В ЛИДДЕ) с празднованием 25 марта. Но и в том, и другом случае речь идёт об одной иконе. Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим образом. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов устроили храм в Лидде, недалеко от Иерусалима. Придя в Иерусалим, апостолы попросили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столпов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы. В IV веке по приказу римского императора иконоборца Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить – его вырубали каменотесы, но краска лишь глубже врезалась внутрь столба. В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел сделать список (копию) чудотворной иконы, но во время изгнания иконоборцами, предчувствуя свою скорую кончину, пустил его в море. На другой день икона чудесным образом достигла Рима, где явила немало чудес и исцелений. Через сто с лишним лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время одного из богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и опустилась в реку Тибр. Вскоре она прибыла в Царьград, была узнана римскими послами и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила ещё одно название – Римская с празднованием 26 июня (9 июля по новому стилю). После XI века следы Лиддской иконы теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно. На Руси список Лиддской иконы Божией Матери известен с XIV века. Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова Великого), в 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята. В настоящее время находится в Ростовском музее-заповеднике (Ярославская область). Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Лиддская (Римская) " .

http://pravicon.com/info-380

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Боголюбская Моление О Народе (c предстоящими) " Описания иконы Икона Боголюбская Моление О Народе - описание Источник: PRAVICON.COM В 16—17 веках особо почитались изображения Боголюбской иконы с коленопреклоненным народом (святыми), называемые «Моление о народе». Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона «Богоматерь Боголюбская с предстоящими свв. Симеоном Дивногорцем и Никитой столпником». Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. 25Х21. Ярославский регион, 1800 г. Файл 17067.jpg:   Размер: 837x1000, 0.84 MPix, 873 Kb. Дата: 2012-05-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (263) , (4) . Описание: Икона Божией Матери «Боголюбская» («Моление пресветей Богородицы о мире»). Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 89х69,3 см. Икона реставрирована. Имеются тонированные вставки грунта, преимущественно на полях, и потертости красочного слоя и золота. Иконографический тип, к которому принадлежит икона Богоматери «Боголюбская», — один из древнейших в христианском мире. Его появление относится к VI—VII вв. Он восходит к византийской иконе «Богоматерь Агиосоритисса» (греч[...] Файл 23036.jpg:   Размер: 634x800, 0.51 MPix, 130 Kb. Дата: 2014-01-09, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (162) , (6) . Описание: Икона Божией Матери " Моление о народе " (Боголюбская). Москва или Ростов. 1530—1540-е гг. Дерево, левкас, темпера. Древняя икона вклеена в новую доску 25,3х20,8 см. (врезок 22,3х18,8 см.). Происходит из собрания Рахмановых. Дар Л.К. Агафоновой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917г. Слева — Богоматерь, стоящая на красном облачке со свитком, на котором написан текст обращенной к Христу молитвы о снисхождении к людям. Перед нею молящиеся святые (в два ряда). Верхний ряд составляют св. Никол[...] Файл 24390.jpg:   Размер: 836x1024, 0.86 MPix, 201 Kb.

http://pravicon.com/icon-36

Праздник Знамения Пресвятой Богородицы установлен в память избавления Новгорода от врагов в 1167-м г., при Андрее Боголюбском и Новгородском архиепископе Иоанне. Икона Феодоровской Божией Матери явилась в 1239 г. 16-го августа князю Василию Ярославичу, и названа Феодоровскою потому, что некоторые благочестивые люди видели, что св. великомученик Феодор Стратилат нес ее по улицам города Костромы. Икона была поставлена в Костромском соборе и стала особенно известною с того времени, когда мать царя Михаила Феодоровича, инокиня Марфа Иоанновна, отпуская сына на царство, благословила его этою иконою на великое служение. Это совершилось 14-го марта; в этот день и положено праздновать Феодоровской Божией Матери. Иконе Устюжской Божией Матери празднуется 8-го июля в память чудесного истечения мира от иконы Божией Матери, находящейся в соборной Церкви города Устюга. Это чудо совершилось молитвами благочестивых граждан устюжских, и особенно св. Прокопия Юродивого. Икона Толгской Божией Матери явилась в 1814-м г. епископу Ярославскому и Ростовскому Трифону, в семи верстах от Ярославля, при потоке Волги, называемом Толгою. Это было 8-го августа. Икона Донской Божией Матери принесена была Донскими казаками великому князю Димитрию Иоанновичу, когда он шел на Мамая. В Куликовскую битву она была среди воинов, а потом перенесена в Москву. В 1591-м году молитвами царя Феодора Иоанновича пред этою иконою, Россия спасена от крымских татар и, в память этого, на месте, где, во время битвы стояла среди воинов икона, построен Донской монастырь, и установлен крестный ход, на время оставленный, но потом возобновленный в 1654-м г. при царе Алексее Михайловиче, который также молитвою пред этою иконою укрепил себя на борьбу с неприятелем. Икона Тихвинской Божией Матери явилась при Димитрии Донском и митрополите Пимене в 1383-м г. над водами Ладожского озера, и переносимая невидимою силою с места на место, остановилась при реке Тихвинке. Здесь построен был храм Успения Божией Матери и хотя он несколько раз сгорал, икона оставалась невредимою. При Василии Иоанновиче построен храм каменный, а в 1546-м году построен нынешний Тихвинский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери был написан по указу Казанского и Свияжского митр. Лаврентия и в 1661 г. помещен в Раифский Богородицкий мон-рь. Во 2-й пол. XVII в. у иконы происходили многочисленные исцеления, в Свияжске во 2-й пол. XVII в. принесение Грузинской иконы неск. раз останавливало эпидемии. В XIX - нач. XX в. со дня Св. Троицы до 31 июля икона находилась в храмах и мон-рях Казани, 14 сент., в день Воздвижения Креста Господня, начинался многодневный крестный ход с иконой в Свияжский у., собиравший тысячи паломников. После закрытия мон-ря икона сохранилась и мн. десятилетия пребывала в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани, в 1991 г. возвращена в Раифский Богородицкий мон-рь. Чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери , находившийся в Тихвинской ц. Казани, прославился в 1859 г., когда над храмом было видение образа Божией Матери, после чего прекратился пожар в этом районе. В результате приняли крещение нек-рые жители Старотатарской слободы. Ныне икона находится в Никольском кафедральном соборе. В церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище почитается образ прп. Сергия Радонежского (XVI или XVII в.) из 1-го на территории епархии свияжского Троицкого монастыря. Мощи свт. Гурия, ранее почивавшие в кафедральном Благовещенском соборе, находятся в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Мощи свт. Варсонофия из Спасо-Преображенского мон-ря утрачены. Исчезли также мощи свт. Германа, но сохранилась их частица (с 1849 в казанском Иоанно-Предтеченском мон-ре), сейчас частицы мощей свт. Германа находятся там же и в свияжском Успенском мон-ре. Прп. Гавриил (Зырянов) был похоронен в 1915 г. в храме Евфимия Великого и Тихона Задонского Седмиезерного Воскресенского мон-ря. В 20-х гг. в связи с предстоящим закрытием монастыря мощи были извлечены, позднее сохранены иеросхим. Серафимом (Кашуриным), ныне вновь находятся в мон-ре, частица - в храме прав. Иоанна Кронштадтского в Казани. Мощи преподобных Ионы и Нектария , а также неканонизированного, но почитаемого Казанского митр. Ефрема, похороненных в часовне у собора казанского Спасо-Преображенского мон-ря, были обретены в 1995 г. и переданы в кафедральный Петропавловский собор. Частица мощей мч. Авраамия Болгарского, ранее пребывавшая в приходском храме в с. Болгары, ныне в храме Авраамия Болгарского г. Болгар.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Ростов. Церковь Космы и Дамиана. Одигитриевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ростовский храм святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана находится в восточной «пролетарской» части города, той, что ближе к Ярославлю. Построенный в 1777 году, он был закрыт одним из первых в 1926 году. В начале 2004 года по благословению Высокопреосвященного Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского, был образован приход церкви святых Косьмы и Дамиана Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В храме приспособлена для богослужения теплая трапезная часть храма и, хотя храм не имеет особых замечательных святынь, он стал «домашним» для окружающего его жилого района. В старом Косьмо-Дамианском храме хранились очень древние иконы, ставшие в послереволюционные годы добычей музейных хранилищ. Среди них икона Спасителя 13 века. Впоследствии, в 14 веке эта икона была перевернута сверху вниз, и на ней был написан образ «Странноприимство Авраама», более известный нам как образ Пресвятой Троицы. Теперь эта икона в фондах Третьяковской галереи. Самая старая и подлинная икона из нашего храма находится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль». Это икона Божией Матери, датируемая искусствоведами 16 столетием. Икона называется «Одигитрия», хотя ее иконографический тип не относится к известной иконе «Смоленской-Одигитрии». По иконографии наша икона близка к иконе «Страстная», в ней Богомладенец Христос прижимается щекой к левой щеке Богоматери. Одной рукой Он берется за мафорий на Ее плече, а другая Его рука вложена в Ее руку. В старинном Ростове и его округе «Одигитрия» – универсальное название икон Божией Матери. Так называли икону из кафедрального собора, хотя по иконографии это «Владимирская». В 16 веке в Ростовский монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба привезли икону Божией Матери «Римскую-Лидскую», но иноки все равно называли ее «Одигитрией». В начале 17 века, после Смутного времени в Ростове была проведена первая перепись.

http://sobory.ru/article/?object=00601

Такова эта дивная святыня, в каждое лето приносимая в ярославский Собор. III. Тихвинская икона Божией Матери, К которому времени относится написание этого образа, принадлежащего ростовскому Рождественскому монастырю, записей об этом не находим. Местное же предание написание ее относит к концу XIV века, приписывая оное архиепископу ростовскому Феодору, племяннику преподобного Сергия Радонежского. И это предание кажется достоверным. В одном сборнике графа С. Г. Строганова есть сказание: «О святых иконописцах». Между ними упоминается и архиепископ ростовский Феодор (1389–1394 г.), основатель ростовской Рождественской обители. Еще будучи архимандритом основанного им московского Симонова монастыря, Феодор много занимался писанием икон. Так он «зело чудно написал образ преподобного Сергия и Деисус 53 ». Его кисти принадлежит также икона Богоматери с предстоящими угодниками Божиими, сохранившаяся в ростовском женском монастыре. В управление Феодора Симоновым монастырем, в 1383 г. явилась в лучезарном свет, в Новгородской области, близь реки Тихвинки (где теперь большой монастырь в г. Тихвине), икона Богоматери с предвечным Младенцем на левой руке чудесно перенесшаяся в эту область из Царьграда, в котором он был два раза, именно, в первый раз в 1383 году – в тот самый год, в которой явилась в Тихвине икона Божией Матери, и потом в 1389 г. Во все это время слава о чудесах, являемых от иконы Богоматери, уже привлекала к образу многих богомольцев, и, вероятно, редкий из них не желал иметь список с него. Так трудно не допустить, чтоб эта слава о чудесном явлении иконы Божией Матери не побудила и св. Феодора сделать список с нее и благословить этим снимком вновь основанную им во имя Божией Матери обитель 54 . Икона эта с явленным образом Тихвинской Богоматери иееет большое сходство. IV. Икона святителя и чудотворца Николая. Когда именно явился этот образ, принадлежащий Бабаевскому монастырю, точных сведений не сохранилось. Известно только, что Бабаевский монастырь основан на месте явления этой иконы, найденной на так называемых бабайках (веслах при плотах), сложенных на берегу Волги; но время основания этого монастыря неизвестно. Единственные сведения об этой обители находим в писцовых книгах, составленных Павлом Волынским в 1621 г., где сказано, что Бабаевский монастырь существует с давних лет. Бабаевский образ святителя Николая находится в списке чудотворных икон сего святителя 55 . Прибавление

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Умиление (Елеуса) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона Божией Матери Умиление. Середина 15 века. Москва. Иконография повторяет икону " Умление " иконостаса предела Николая Чудотворца, Благовещенского собора Московского кремля. Данная икона в древности была выносной. Икона находится в Государственом музее религии города Санкт-Петербург. Файл 12216.jpg:   Размер: 350x427, 0.15 MPix, 81 Kb. Дата: 2011-04-07, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (137) , (2) . Описание: икона ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ УМИЛЕНИЕ (с четырьмя Евангелистами в углах) происходит из семьи Мазараки Россия, середина XIX в.. Иерусалим, частное собрание. Файл 13256.jpg:   Размер: 496x640, 0.32 MPix, 136 Kb. Дата: 2011-08-24, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (326) , (26) . Описание: Умиление (Амолинтос).Средиземноморье, Критская школа.Вторая половина XV - начало XVI веков.Дерево (липа), смешанная техника.Размер - 67 х 49,9 см. Приобретена Николаем Лихачевым в Венеции. Файл 13946.jpg:   Размер: 550x759, 0.42 MPix, 227 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (199) , (5) . Описание: Умиление (Елеуса).Византия. Первая половина - середина XV века.Дерево (тополь), ковчег, темпера.Размер - 66,2 х 48 см. Из коллекции Николая Лихачева в Санкт-Петербурге. Файл 13947.jpg:   Размер: 550x756, 0.42 MPix, 141 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (127) , (3) . Описание: Икона Божией Матери УМИЛЕНИЕ XVII век. Москва Дерево, левкас, темпера. 33,3х26,5 см. Икона близка к " Умилению Ярославскому " , отличие - движение левой ручки Младенца, лежащей на плече Матери, что делает образ редким по иконографии. Файл 16774.jpg:   Размер: 815x1020, 0.83 MPix, 345 Kb. Дата: 2012-03-25, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (130) , (1) . Описание: Четырехчастная икона Всем Скорбящим Радость; Умиление; избранные святые Петр и Феврония Муромские, митрополиты Алексий, Петр и Иона; избранные святые Гурий, Самон и Авив, Вонифатий и Наталия. Первая четверть XIX в. Hebьяhck.JPG Файл 18138.jpg:   Размер: 2029x2289, 4.64 MPix, 1810 Kb. Дата: 2012-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (128) , (1) . Описание: Св.Богородица свящ.Емил Лилов.2019г./церковь " Св.Афанасий " ,г.Златоград,Болгария. Файл 33749.jpg:   Размер: 2488x3320, 8.26 MPix, 2718 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (59) , (1) .

http://pravicon.com/icon-325-photo

— Бывает, что неожиданно находятся утраченные списки? — Да. Например, в запасниках Иркутского художественного музея обнаружилась икона, которая почиталась в тех местах — Иркутская Казанская. Ее сразу нельзя было узнать, потому что она позднее была записана. Бывает наоборот, когда считалось, что образ древний, а он более поздний. Эта история связана с Казанским образом из церкви святых Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище в Казани — единственной действующей церкви в Казани в конце 1930-х годов и в военные годы. Эта Казанская икона происходит, по всей видимости, из Казанского девичьего монастыря. Считалось, что это один из ранних списков с Явленного образа. Поскольку икону закрывает оклад, а лики под слюдой, нельзя было понять, к какому времени она относится. В 2002 году удалось ее увидеть без оклада. Икона оказалась середины XVIII века. Ныне она, как и прежде, остается одной из самых почитаемых в Казани.  — Расскажите еще об образах иконы Казанской Божией Матери, связанных с царской династией Романовых.  — Одна из самых известных сохранившихся Казанских икон написана знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым в 1676 году для царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери царя Петра I. В 1694 году этот образ был помещен в киот и вложен в Иосифо-Волоцкий монастырь (сейчас икона в киоте находится в Государственном Эрмитаже). Поскольку дата киота совпадает с годом кончины царицы, то, по всей видимости, икона была вложена в монастырь на помин ее души. После первого покушения на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 года, в память об его избавлении, был написан образ святых, празднование которых совершалось 4 апреля — преподобных Иосифа Песнописца и Георгия Малеина, обращенных к иконе Богоматери Казанской (икона сейчас хранится в Третьяковской галерее). День преподобного Иосифа Песнописца, кроме того — день именин подмастерья Иосифа (Осипа) Комиссарова (из крестьян Костромской губернии), не давшего совершиться выстрелу террориста в шедшего из Летнего сада к карете императора Александра II. 

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Адрес: Ярославская область, г. Тутаев, Волжская наб., д. 25. Подробнее... Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Тутаев) [ править править код ] Каменный храм построен в 1654 году как соборный храм Новопокровского мужского монастыря, который был упразднен в 1771 году. У стен монастыря располагались торговые лавки, устраивались ярмарки в день святой Троицы. Традиция устраивать ярмарки в выходные дни сохранялась до начала 1970-х годов. Царем Михаилом Федоровичем храму была подарена икона великомученика Феодора и преподобного Михаила Малеина – соименных святых царя и его отца Федора. В XX веке храм не закрывался и в течение 30 лет оставался единственным действующим на Романовской стороне. Адрес: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Покровская, 3. Подробнее... Храм святителя Тихона, епископа Амафунтского (Тутаев) [ править править код ] Храм был возведен в 1914 году на личные средства старообрядцев города Романова-Борисоглебска, в числе которых были известные местные купеческие фамилии. В 1936 году Свято-Тихоновская церковь была закрыта, и в ней длительное время находился Тутаевский архив, поэтому здание сохранилось в хорошем состоянии. На сегодняшний день в городе нет старообрядческой общины. Храм передан РПЦ. Адрес: Ярославская область, город Тутаев, ул. Толбухина. Подробнее... Храм Рождества Христова (Артемьево) [ править править код ] Храм был построен старанием местных жителей Зои Александровны и Анатолия Дмитриевича Поповых по данному обету невдалеке от разрушенной Христорождественской церкви соседнего села Рождественского, что на Эдоме. Регулярные богослужения совершаются с 2011 года. Священномученик Николай Понгильский служил в Христорождественской церкви (село Рождественское-на-Эдоме). Адрес: Ярославская область, Тутаевский район, деревня Артемьево. Подробнее... Храм Смоленской иконы Божией Матери (Борисоглеб) [ править править код ] Смоленский храм был построен в 1806 - 1810 годы на средства местного помещика П.З. Лотова, владельца села Кощеева, на месте двух утраченных деревянных церквей. Строители храма – крепостные крестьяне Алексей и Григорий Михайловы.

http://azbyka.ru/palomnik/Тутаевский_рай...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010