Тогда, быть может, наука помогла бы старообрядцам открыть, какие из напевов, древность которых для них сомнительна, имеют действительно древнее происхождение. Невольно возникает мечта о том, что со временем могли бы раздаться в Киевском Софийском соборе напевы, сложенные во дни построения его, раздававшиеся в нём при Ярославе Мудром и дошедшие до нас в записях XII века. Если напевы, сохраненные в певческих знаменах Киевского периода, окажутся художественно прекрасными, то они могли бы способствовать к обогащению всего нашего церковного пения. II. Вторая задача касается всех рукописей и изданий, которые могут немедленно найти применение в богослужении, а также послужить для научно-художественных исследований. Цель издания таких рукописей намечена проектом, приписываемым Бортнянскому. Этот проект впервые напечатан Обществом Любителей Древней письменности, в 1878 году, в первый же год существования Общества, что показывает, какое значение основатели его придавали этой отрасли древней письменности, древним «российским» крюкам. До сих пор единственное цельное крюковое издание во всей России – это Круг знаменного пения, напечатанный в 1884–85 г. Обществом Любителей Древней письменности LXXXIII, в шести частях), при содействии А. И. Морозова. Итак, из более древних крюковых рукописей, т.е. из периода древнего истинноречия, и последующего периода раздельноречия, ни одна не напечатана подлинными крюками; нет и крюковых изданий позже исправленных рукописей, конца XVII века. Правда, есть у нас синодальные издания древних церковных напевов, в переводе с крюкового знамени на киевскую нотную систему, и эти нотные книги с конца XVIII века заменяют нам в храмах крюковые рукописи, по которым продолжают петь старообрядцы. Но издания эти не просмотрены со времени первого их напечатания в 1772 г.; они не полны по содержанию, так как, обнимая лишь Обиход, Октоих, Ирмологий и Праздники, а с конца прошлого (XIX) века и Триоди – постную и цветную, не включают в себе ни минеи общей, ни трезвонов, ни 12 месячных миней, ни кругов киевского, греческого и болгарского богослужебного пения. Главный же недостаток этих издании тот, что изложение напевов в них не точное, т. е. перевод с крюкового знамени на отменно-неуклюжую киевскую нотацию (в так называемом це-фаутном ключе) поневоле получился плохой, грубый, искаженный. Мелодия в этих изданиях утрачивает многие из своих поэтических оттенков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первые прибалтийские письменные источники известны только с XIII в., поэтому о периоде с конца I тысячелетия и в течение XI–XII вв., когда в Прибалтийском крае начали складываться раннефеодальные отношения и развиваться экономические и политические связи, можно судить только по древнерусским летописям. Особое значение имеют древнейшая Повесть временных лет и Новгородская первая летопись, освещающие события X–XIII вв., где упоминаются и события в Прибалтийском крае. В конце X и первой половине XI в. Киевская Русь при великих князьях Святославе, Владимире и Ярославе Мудром достигла особого могущества. Великие князья развернули энергичную деятельность по укреплению государства и более тесному объединению вокруг Руси окраинных территорий, в том числе и населенных эстами, ливами и латышами, через земли которых проходили торговые пути русских купцов на запад. «Не подлежит сомнению,— писал священник Н. Лейсман,— что уже до XI в. русские начали проникать в некоторые Остзейские области, собирать здесь дань и иногда пользоваться помощью туземцев в своих военных походах» . Действительно, по скандинавским сагам, около 977г. Владимир посылал одного из норманских выходцев, находившегося в его дружине, от имени князя собирать дань с жителей Эстонии . С. М. Соловьев комментировал это свидетельство следующим образом: «Несмотря на то что сага смешивает лица и годы, известие об эстонской дани, как нисколько не противоречащее обстоятельствам, может быть принято; но нельзя решить, когда русские из Новгорода впервые наложили эту дань, при Владимире ли, то есть при Добрыне, или прежде» . В Повести временных лет под 882 г. сообщается: «Поиде Олег поим воя многи варяги, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи, и приде к Смоленьску с кривичи, и прия град, и посади муж свои» . Под 907 г. мы читаем: «Иде Олег на грекы, Игоря оставив в Киеве; поя же множество варяг, и словен, и чюдь, и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тиверци, яже суть толковины: сии вси звахуться от грек Великая скуфь» . Под 980 г.: «Володимер собра вои многи, варяги и словене, чюдь, и кривичи и поиде на Рогъволода» . Под 988 г.: «И нача (Владимир) ставити городы по Десне ...и по Стугне. И поча нарубати муже лучшие от словень, и от кривичь, и от чюди, и от вятичь, и от сих насели грады» . Есть в Повести и свидетельства о данничестве Руси в XI в.: «Се суть инии языци, иже дань дают Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемиси, мордва, пермь, печера, емь, литва, зимегола, корсь, морава, либь» . В Новгородской первой летописи старшего извода содержатся свидетельства о победах русского князя над эстами под 1113 г.: «Сего же лета победи Мьстислав на Бору чюдь» ; под 1116 г.: «Иде Мьстислав на чюдь с новгородци и възя Медвежю голову на 40 святых» . И далее аналогичные записи под 1133 и 1191 гг. и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/430061/

Славянофильство, опираясь на единство происхождения славянских народов, не могло или не желало признать, что существеннейший геополитический водораздел проходит не между, скажем, Чехией и Германией и, тем более, Хорватией и Италией, а по западной границе России – Евразии. Но главное – в другом. Самой своей идеей славянской цивилизации, в чьем лоне русские должны выступить как часть (пусть и значительнейшая) целого, славянофилы по сути дела как бы «добавляли» к двум важнейшим европейским цивилизациям – романской и германской – еще одну, которая, в конечном счете, должна была, так сказать, мериться той же мерой, что и две первые. Но если эту меру и можно применять к собственно европейским славянским странам, для России такая мера не годится хотя бы уже потому, что Россия всегда была многоэтнической страной, включавшей в себя не только славянские, но и финно-угорские, тюркские и другие народы. Еще в XI веке, при Ярославе Мудром, Россия (тогда – «Русь») занимала пространство от Карпат до Урала, и уже в 1639 году, то есть более трех с половиной столетий назад, русские «землепроходцы», возглавляемые человеком с символическим именем Иван Москви тин, достигли берега Тихого океана точнее, принадлежащего к его бассейну Охотского моря (в 1647 году на его берегу появилось поселение, впоследствии ставшее городом Охотск). В последнее время, когда стало чуть ли не модой всяческое «очернение» России, ее вековое движение к востоку толкуется нередко как безнравственный и жестокий «колониализм», порабощавший и даже чуть ли не уничтожавший множество народов. Конечно, в ходе освоения гигантского евразийского пространства имели место всякого рода прискорбные явления, ибо история (да и человеческая жизнь вообще) – это отнюдь не идиллия, а драма, в которой к тому же неизбежны и открыто трагедийные коллизии. И вызывает решительные возражения вовсе не сама по себе констатация тех или иных заведомо «негативных» фактов истории России, но постоянно предпринимаемые в наши дни попытки представить Россию беспрецедентной «империей зла» – как «заклеймил» ее один из президентов США,– противостоящей-де неким «добрым» государствам.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/25/...

Мир, покой, тишь, всё как будто игрушечное. Но эта благодать, хотелось бы напомнить, — на поверхности. А под землею сокрыт огромный богатый город, намного больше нынешнего. Город, где христианство укоренилось намного позже, чем в Киеве и Новгороде, ибо еще при Ярославе Мудром в этих местах своевольничали волхвы. Город, пронизанный духом горделивого величия, а не смиренного благочестия. Великий боярский город. Археологический клондайк. Громада силы, роскоши и процветания, к которой сверху прилепился островок нешумной современности. Северная столица Юрия Долгорукого Никто не знает, когда именно родился Суздаль. История его имени и появления — загадка. Древнерусские исторические источники поминают его как уже существующий город в конце X — первой половине XI столетия. Более тысячи лет назад здесь уже стояла крепость с земляными валами, шел торг. xavi/www.flickr.com Северо-Восток Руси часто называют Ростово-Суздальской землей или же Ростово-Суздальским княжеством. В этом названии видно первенство Ростова — еще более древнего и когда-то более сильного городского центра. Ростов Великий долгое время считался столицей всего колоссального региона. Однако в середине XII века Суздаль его обошел. Город начал быстро расти и богатеть. Эпоха величия Суздаля длится, прерываясь, более двухсот лет и заканчивается на исходе XIV столетия, когда город склонил голову перед могуществом Москвы. Фото Екатерины Соколовой Взлет в судьбе Суздаля связан с деятельностью беспокойного, предприимчивого князя Юрия Владимировича, прозванного Долгоруким. Юрий Владимирович на протяжении нескольких десятилетий правил обширной Ростово-Суздальской землей. Позднее именно отсюда, из северного лесного края, вырастет государство Россия. Но в первой половине XII столетия Ростовский княжеский «стол» намного уступал в чести южнорусским. Глушь, дичь, невероятное отдаление от узловых областей древнерусской культуры и политики. Когда именно Юрий Владимирович вокняжился там, сказать невозможно. Звучали разные предположения, но даты в источниках нет, и нет никакой возможности определить ее даже приблизительно. Фото Екатерины Соколовой

http://foma.ru/suzdal.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Начало новой эпохи 24 ноября 1480 года, 530 лет назад окончилось «стояние на Угре». Конец монгольского ига 25.11.2010 553 Время на чтение 6 минут Тысяча четыреста восьмидесятый год в России - начало новой эпохи, но вместе с тем и завершение предыдущей: омрачённой междоусобицами, военным поражением и двухвековой зависимостью от татаро-монголов. Уже во второй половине XII века единое русское государство в результате завещания русского короля Лира, Великого князя Ярослава, словно в насмешку прозванного «Мудрым», поделившего в 1054 году Русь на уделы между сыновьями, ставшими сразу же непримиримыми врагами, рушится и возникает множество «суверенных» княжеств и земель. Как и в 1989-1991 годах XX столетия: на месте одного государства возникает 15. Пик суверенизации пришёлся на XIV столетие. Русь тогда дробится почти на 250 «государств». Безсильные сокрушить сравнительно небольшую армию монголов, «независимые» русские княжества пали одно за другим. Казалось бы, тогдашний распад государства и его последствия нельзя оценивать иначе, как трагедию. Но так ли это? Из исторических трудов можно узнать, что «единство древнерусского раннефеодального государства, выполнив свою историческую роль», было «помехой для поступательного движения вперёд» и период раздробленности был закономерным и прогрессивным процессом, он создавал «новые, более благоприятные условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития русских земель». Однако чем закончилось эта «благодать»? «Русь была разгромлена ничуть не меньше, чем Волжская Булгария. Её разоряли четыре года 1242], не считая позднейших разрушительных набегов. Население её также сократилось многократно, а размеры дани были таковы, что и крестьянский двор начала нашего столетия [ХХ-го] её не смог бы выплатить. Обширные области (в том числе Киевщина) практически полностью запустели. Потери же в культуре и, как теперь принято говорить, менталитете, и вовсе неисчислимы». (А. Г. Кузьмин). Разумеется, раздробленность - не русская болезнь. Экспансия монголов происходила в благоприятное для них время. Страны, куда они вторгались (Китай, Средняя Азия, Ближний Восток, Русь), переживали тот же «закономерный и прогрессивный процесс», от которого степняков избавили «железная воля, властолюбие и целеустремленность» Темуджина (Чингисхана), собравшего всех монголов в единое целое и спаявшго общество яссой - т. е. законами. Что мешало русским тоже сплотиться? Русской яссой была созданная при Ярославе Мудром «Русская Правда», вот только время русского Чингисхана - Ивана III - пришло двумя веками позднее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Появление нищенства современно началу нашего государства. Повидимому, откуда было взяться нищим в такой девственной и малонаселенной стране, какою представлялось тогда наше отечество? Вот как разрешает это недоумение один из наших историков. «Все обстоятельства древне-русской жизни, говорит он, так слагались, чтобы плодить нищую братию: их плодили и воеводы, и дьяки, и приказчики, и помещики, и ратные люди, и татары. Как набежит Ногайская орда из степей, да пожжет хлеб на полях, а в селениях избы, – жители, успев спастись от татарского аркана в болотах и лесах и очутившись без крова, и без хлеба, расходились по Руси просить милостыни» 252 . Впервые нищих мы встречаем при св. Владимире. Благоверный князь, по свидетельству летописца, дозволял всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать себе, что только нужно: пищу, одежду, деньги; повелел развозить по всему городу хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, мед и квас и раздавать все это тем несчастным, которые, по немощи, не могли сами приходить за милостынею на княжеский двор. Вместе с тем Владимир одевал нагих, посылал всякого рода утешения больным, искушал должников, освобождал содержимых в рабстве 253 . Митрополит Иларион, в своем знаменитом слове «О Законе и Благодати», подтверждает свидетельство летописца... «Кто изобразит, восклицает оратор, множество твоих милостынь и щедрот, которые ты днем и ночью оказывал убогим, сирым, болящим, обремененным долгами, вдовам и всем просящим милостыни?...» И в другом месте: ... " ты, честная главо, был одеждою нагим, ты был питателем алчущих, ты был прохладою для жаждущих, ты был помощником вдовицам, ты был успокоением странников, ты был покровом не имущим крова, ты был заступником обижаемых, обогатителем убогих» 254 . При Ярославе Мудром нищие получают уже юридическое значение в обществе, они становятся «людьми церковными». Постараемся проследить, на основании летописных и прочих подобных им указаний, как развилась благотворительность в последующие времена русской истории. В 1113 г. вдова Святополкова разделяет богатство свое «в монастыри, попам и убогим, яко дивитися всем человеком» 255 . Владимир Мономах поучает своих детей: «всего паче убогих не забывайте, но, елико могуще, по силе кормите, и придавайте сироте, и вдовицю оправдите сами» 256 . В 1154 г. Ростислав раздает монастырям, церквам и нищим порты, золота и серебро 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вятичи — одно из многочисленных племен, смешение которых и дало со временем русский народ. При Ярославе Мудром, хотя Русь уже считалась одним государством, люди еще помнили, кто из какого племени. Часто у племени был свой город и князь. Сейчас о племени вятичей нам напоминает город Вятка. Г Гайтан — шелковый шнурок для нательного креста. Гридень — воин из княжеской дружины. Д Десница — правая рука. А левая называлась шуйца. Дружина — армия тех времен, своя у каждого княжества. Очень маленькая, вся помещалась при княжеском дворе. В большей не было нужды, потому, что при набеге врагов шли на защиту своих земель все мужчины. Е Единорог — волшебный зверь. Похож на красивую белую лошадь с серебряным витым рогом на лбу. Очень опасен, почти неуловим. Но поймать его может девочка или очень юная девушка, если не побоится придти одна в глухой лес. Тогда единорог выйдет и захочет уснуть, доверчиво положив ей голову на грудь. З Запона — женская одежда без рукавов: надевалась через голову, по бокам не сшивалась, разве что подвязывалась пояском. Под запону надевали более длинную рубаху с рукавами. Зенденевый, зендень — легкая простая ткань, совсем не нарядная. К Китоврас — древнерусское название кентавра, волшебного существа, представляющего собою лолучеловека-полулошадь. Корзно — плащ, то есть длинное одеяние без рукавов. Л Ладанка — небольшой мешочек, который носят на груди под одеждой. В нем хранятся священные или секретные маленькие предметы. Ларь — вид сундука: в те времена, когда не было такой мебели, как диваны или кушетки, на сундуках сидели днем, а ночью иногда спали. Летник — свободная легкая женская одежда с длинными рукавами. Ловитва — охота. Любомудры — философы: буквальный перевод греческого слова. М Мусия — она же мозаика: разноцветные картины, выложенные из кусочков стекла или камешков. Н Навьи — у наших предков существовали два антонима: явь и навь. Они немного напоминают наши антонимы жизнь и смерть, но только напоминают. Для древних мертвые (навьи) сосуществовали рядом с живыми и могли вмешиваться в их дела, но незримо, потому, что мир нави невидим для обитателей яви. А мы сейчас говорим слова явно, явный как безусловный, не требующий доказательств. А в какой странной парочке слово явь когда-то ходило, мы давно позабыли.

http://azbyka.ru/fiction/gardarika/

Для повсеместночтимых святых необходимо было их житие, а при Ярославе Мудром оно не появилось. Это обстоятельство дает повод думать, что в то время еще не была составлена полная (с житием) служба Борису и Глебу, которая бы свидетельствовала об их официальной канонизации. (Подробнее об этом см.: Ужанков А.Н. О времени сложения служб и датировке житий святых Бориса и Глеба.) В определенной степени подтверждением такого положения дел может служить молчание о первых русских святых тех древнерусских произведений 30-40-х годов XI в., которые затрагивают проблемы русской Церкви. Прежде всего, это " Слово о Законе и Благодати " Илариона. Воздав хвалу Ярославу Мудрому, Иларион и словом не обмолвился о его стараниях по канонизации Бориса и Глеба, не упомянул и их самих, как первых русских святых и покровителей Руси, ибо, вернее всего, тогда, при Ярославе, его усилия не дали ожидаемых результатов: Византия не пошла на канонизацию невинноубиенных русских князей и не признала святыми кровных братьев Ярослава. На этот существенный факт уже обращали внимание исследователи. Когда же русские письменные источники стали называть Бориса и Глеба святыми? Никто прежде не задавался этим вопросом, а мне кажется, ответ на него поможет решить стоящую перед нами задачу. Древнерусские писатели - православные верующие, в большинстве своем - священники и монахи. И для них упоминание первых русских святых имеет особый смысл, подчеркивает достоинство русского христианина. Поэтому можно предположить, что сразу же после официальной (т.е. признанной и византийской Церковью) канонизации Бориса и Глеба, это событие нашло отражение в древнерусской литературе. И раз их не упоминает " Слово " Илариона, то, значит, официального признания святыми Бориса и Глеба в то время еще не было. Обратимся к основному нашему историческому источнику - " Повести временных лет " и посмотрим, когда в ней Борис и Глеб стали называться святыми. В летописной повести под 1015 г. сказано: " блаженый Борисъ венець приимъ от Христа Бога съ праведными, причетъся съ пророкы и апостолы, с ликы мученичьскыми водваряяся..., воспевая съ ангелы и веселяся с лики святыхъ " , то есть, попал в рай к праведникам, но на протяжении всей статьи ни разу не назван святым. Также и Глеб, который по кончине " прия венець, вшедъ въ небесныя обители " , в то время, как его убийцы возвратились к Святополку, как " грешници въ адъ " . Правда, нужно подчеркнуть, что летописец отметил проявление у них дара чудотворений, поскольку они " с верою даета ицеленье: хромым ходити, слепымъ прозренье, болящим целбы, окованым разрешенье, темницам отверзенье, печалным утеху, напастным избавленье " и т.д.

http://pravoslavie.ru/archiv/borisgleb.h...

Городенское княжество оставалось за потомками Всеволодка в течение XII в. и, очевидно, позднее; в него входили также, как можно думать, Волковыск и Новогородок (совр. Новогрудок). В Турове, считавшемся частью киевского княжения, с сер. XII в. прочно осел кн. Георгий Ярославич , внук киевского кн. Святополка Изяславича. И в дальнейшем Туров, Пинск и низовья Горыни (Дубровицкая волость) были владениями его потомства. В течение 2-й пол. XII в. Турово-Пинское и Городенское княжества были под верховной властью киевских князей, но в 1-й трети XIII в. вслед за Берестейской волостью, изначально связанной с Туровом, они оказались втянуты в орбиту Волыни. В церковном отношении турово-пинские и городенские земли входили в состав учрежденной скорее всего при Ярославе Мудром (возможно, ок. 1088) Туровской епархии (см. Туровская и Мозырская епархия ). Сходным было положение Переяславского княжества, располагавшегося на левом берегу Днепра, к югу от Остра (левого притока Десны), с тем, однако, отличием, что здесь во 2-й пол. XII в. не смогла образоваться собственная княжеская династия. Глеб Юрьевич после ухода в Киев передал в 1169 г. Переяславль своему сыну Владимиру, к-рый удерживал его (с кратким перерывом) до смерти в 1187 г. В дальнейшем переяславский стол замещался то киевскими князьями, то ближайшими родственниками или сыновьями Всеволода Большое Гнездо. Данные за 1-ю треть XIII в. отрывочны; похоже, что после 1213 г. до сер. 50-х гг. XIII в. Переяславль пребывал под верховной властью вел. князя Владимирского. Переяславское княжество играло ключевую роль в обороне юж. рубежей Руси от половцев. Черниговская земля была одной из важнейших частей Д. Р. Территориальную основу ее составляли земли, полученные в 1054 г. сыном Ярослава Мудрого Святославом. Они простирались на восток от Днепра, включая все Подесенье, вплоть до Ср. Поочья с Муромом. Лишенные, как видно, на Любечском съезде 1097 г. права участвовать в наследовании киевского стола, черниговские Святославичи (Давид, Олег и Ярослав), видимо, именно тогда получили в качестве компенсации Курское Посемье (отделенное от Переяславля), а также уступленные Киевом дреговичские земли к северу от Припяти с городами Клеческ, Случеск и Рогачёв. Эти области были утрачены Черниговом в 1127 г.- цена невмешательства киевского кн. Мстислава Великого в конфликт между захватившим черниговский стол Всеволодом Ольговичем и его дядей Ярославом Святославичем; но вскоре и Курск (в 1136), и упомянутые дреговичские волости (в сер. XII в.) вновь вошли в состав Черниговской земли. Несмотря на то что после захвата Всеволодом Ольговичем Киева в 1139 г. черниговские князья не раз успешно вмешивались в борьбу за него, они, как правило, не стремились к получению столов вне Черниговской земли, что говорит об известной замкнутости их династического сознания, сформировавшегося в 1-м поколении Святославичей.

http://pravenc.ru/text/180439.html

После торжественного всенародного исповедания государем православной веры, другим важнейшим моментом во время священного венчания русского царя на царство является возложение государем на самого себя и на супругу свою царской порфиры и короны и принятие государем в свои руки других знаков царского достоинства, символов самодержавной власти. Знаменательное действие! Не народ, а сам царь, пред лицем Живого Бога и в присутствии избранных сынов России, возлагает на себя знаки своего царского достоинства. Не народ, следовательно, а Провидение Божие и права, унаследованные от предков, дают царю священный царский сан. Что может быть яснее, трогательнее, торжественнее такого выражения идеи самодержавия, драгоценнейшей для русского народа, составляющей другую, после православной веры, коренную основу исторической жизни русского народа? Самодержавие и единодержавие, освящённое православною церковию и постоянно укрепляемое ею, создало историю русского народа и с ним неразрывно связаны важнейшия стадии в постепенном возрастании русского царства: принятие христианства, спокойное состояние и быстрый рост русского государства при равноапостольном князе Владимире и Ярославе Мудром, освобождение от татарского ига и удельной розни, поколебавшей было народившееся у нас, под влиянием христианства, неограниченное единодержавие и самодержавие, постепенное возрастание России до степени нынешнего её могущества. Избавление России от великих бедствий Московской смуты, преобразование России при Петре Великом, освобождение крестьян и другие великие преобразования царя-освободителя и царя-миротворца могли совершиться у нас только при самодержавной власти наших царей. И не только всё наше историческое прошлое должно приводить нас к непоколебимому убеждению в том, что самодержавие есть именно та форма правления, которая требуется всем складом и характером жизни русского народа, но и современное состояние нашего государства необходимо требует самодержавия в России. Стоит только взглянуть на карту современной России, чтобы понять всю необходимость самодержавия для целостного и прочного существования нашего отечества. Россия занимает громадное пространство, равняющееся 1/6 части всей суши и расположенное в двух частях света. На этом обширном пространстве живёт чрезвычайно разноплемённое, разноверное, разнохарактерное и разнообразное по языку, быту и степени умственного и нравственного развития народонаселение. Безусловно необходимо требовалась сильная единая власть для того, чтобы сплотить это разнообразное население в один целый государственный организм. Безусловно необходима единая самодержавная власть и теперь для того, чтобы этот организм не распался на части. Да будет же весь наш русский народ неизменно верен самодержавной царской власти, даровавшей ему столь великие благодеяния в прошлом и так необходимой ему и для дальнейшего благополучного, лучшего и счастливого развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/sl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010