Сам Великий Князь Георгий оскорбился сим криводушием и выступил с войском к северным пределам Черниговским: он возвратился с дороги; но Ярослав, предводительствуя Новогородцами, и сыновья Константиновы выжгли Серенск (в нынешней Калужской Губернии), осаждали Мосальск и сделали много зла окрестным жителям. Таким образом древняя семейственная вражда возобновилась. г.] Беглецы уверяли, что Ярослав ненавидим большею частию их сограждан, готовых взять сторону Ольговичей: для того Князь Трубчевский Святослав, родственник Михаилов, отправился в Новгород с дружественными предложениями; но сведал противное и с великим стыдом уехал назад. Последнею надеждою Новогородских изгнанников оставался Псков, где они действительно были приняты как братья. Там находился сановник Ярославов: они заключили его в цепи и, пылая злобою, желали кровопролития. Граждане стояли за них усильно, однако ж недолго. Ярослав, сам прибыв в Новгород, не пускал к ним купцов, ни товаров. Нуждаясь во многих вещах – платя за берковец соли около 10 нынешних рублей серебряных, – Псковитяне смирились. Ярослав не хотел дать им в наместники сына, юного Князя Феодора, а дал шурина своего, Георгия, которого они приняли с радостию, выгнав беглецов Новогородских. 1233 г. Сии мятежные изгнанники ушли в Медвежью Голову, или Оденпе, к сыну бывшего Князя Псковского Владимира, именем Ярославу, и с помощию Ливонских Рыцарей взяли Изборск: но Псковитяне схватили их всех и выдали Князю Новогородскому. В числе пленников находился и Ярослав Владимирович: подобно отцу то враг, то союзник Немцев, он считал Псков своим наследием и, хотев завоевать его с беглецами Новогородскими, был вместе с ними заточен в Переславль Суздальский. Чрез несколько лет супруга его, жившая в Оденпе, приняла смерть мученицы от руки злобного пасынка и, погребенная в монастыре Псковском Св. Иоанна, славилась в России памятию своих добродетелей и чудесами. Присутствие Ярослава Всеволодовича было нужно для Новогородцев; но пораженный внезапною кончиною старшего сына, он уехал в Переяславль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Построенный, полагают, в честь своего ангела великим князем Ярославом Всеволодовичем по близости нынешней Богоотцевской церкви, где долгое время городская жизнь била ключом, и ради скученного населения ставилось всего больше храмов Божиих, он служил на пространстве столетий религиозным средоточием города, был в нём главною церковью. Как таковой, св. Феодор был предметом самых теплых забот жителей и в числе их самих князей, местом их молитв и исключительных церковно-гражданских событий. Не без основания он, а не другой-какой храм удостоился чести стать первым селением явленной на Запрудне иконы Богоматери. Вел. князь Василий Ярославич после того, как деревянная церковь Феодора Стратилата дважды не в долгих сгорела, задумал «воздвигнуть церковь каменную соборную» на новом месте, «внутри града» – в кремле, «во имя пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения» с приделом, в диаконике её, в честь великомученика Феодора Стратилата и перенести в неё чудотворную икону Богоматери. В его средствах и силе было осуществить на деле задуманное предприятие, устроить новый храм, оградить его рвами и земляною осыпью, создать из Костромского кремля образцовую по тому времени крепость, за стенами которой в XIV–XV столл. укрывались от врагов и среди собственных усобиц сами собиратели Руси – московские князья, а в XVI–XVII вв. лучшие люди, знатные и богатые, имели на случай лихолетья свои осадные дома. Но не во власти Костромского, хотя бы и великого князя, было переместить разом центр церковно-общественной жизни целого и немаленького города, заставить жителей и в числе их соборян внезапно и беспричинно покинуть предками насиженные места, забыть вековую святыню. Понадобилось пройти не одному столетию, чтобы часть жителей постепенно раз- раставшегося древнейшего поселения естественно отлила от устья Костромы в направлении князем с боярами заложенного города; чтобы связанные с храмом св. Феодора – этим старым палладиумом города священные воспоминания сами собой перешли в новый каменный «пречистыя Богородицы чудотворныя иконы Феодоровския собор».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изяслав согласился на мир. И, однако, к. Георгий Долгорукий заставил Изяслава бежать из Киева на Волынь. 338 В 1150 г. «Кн. Святослав Ольгович перенес мощи брата своего Игоря в Чернигов и их положили у св. Спаса в тереме». Это было 5 июня. 339 – С того времени стали праздновать память благов. князя Игоря». 340 – Икона Божией Матери, пред которою молился блаж. князь–инок, ныне находится в великой церкви печерской лавры. 341 «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, а существующие власти от Бога учреждены. Посему противящийся власти противится Божию постановлению, а противящиеся подвергнутся осуждению» ( Рим.13:2 ). Таково заключение жития св. к. Игоря! Преставление благов. князя Феодора Святой кн. Феодор был старший сын к. Ярослава Всеволодовича, родившийся в 1219 г. По летописям он и младший брат его Александр в 1228 г. оставлены были отцом в Новгороде, как представители его власти. И не прошло года, как поднявшийся мятеж принудил их тайно уехать к отцу: в конце 1230 г. Ярослав снова призван был новгородцами и опять оставил у них княжить Феодора и Александра. В этот раз в Новгороде была жизнь весьма тяжелая. Страшный голод и мор истребляли людей; а страшный пожар опустошил почти половину города. В 1232 г. юный князь Феодор должен был отправиться на войну. В. к. Георгий посылал тогда сына своего Всеволода против Мордвы. – Кн. Феодор Ярославич и князья рязанский и муромский участвовали в походе Всеволода против мятежных дикарей. В следующем году видим Феодора опять в Новгороде. Юный князь, по воле отца, должен был вступить здесь в брак: для него уже готова была невеста и гости собрались и пир был готов. Но не свадебным весельем окончились приготовления, а плачем погребальным: жених скончался. Это было 5 июня 1233 г. 342 Тело юного князя положено было в Юрьеве монастыре. 343 – В 1614 г. во время нашествия шведов, ругавшихся над всем святым, гроб св. князя был вынут и открыт наглыми солдатами шведскими. По известью 1634 г. «Немцы в церкви великомученика Георгия, в монастыре, ищущи поклажи обрели человека цела и не разрушена в княжеском одеянии и вынув из гробницы яко жива, поставили у церковной стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ЖИТИЕ Св. Благоверных Князей: преподобного отца ФЕОДОРА и чад его ДАВИДА И КОНСТАНТИНА, Ярославских Чудотворцев 15 . Святый Благоверный Князь Феодор, сын Великого Князя Ростислава Мстиславича Смоленского, правнук Великого Мстислава и потомок Равноапостольного Князя Владимира, в благочестии от юных лет воспитываем был и научаем всякому доброму учению. Но вотще посевались семена сии. Отроком бывши, он уклонялся уже от детских забав, чуждался самых невинных развлечений. Чтение же Богомудрых писаний было пищею и услаждением непорочной души его. Радость родителей возрастала по мере преспеяния дитяти возрастом. Ибо глас народа был, что отрок Княжий не лишися ни во едином даровании духовном и телесном. По разделении Княжества, после смерти Ростислава, между тремя братьями – Феодором, Глебом и Михаилом, первому достался самый малый уезд. Он ограничивался одним Можайском. Однакож это не смутило Феодора. Он принял удел безропотно, помышляя паче всего о стяжании сокровища некрадомого, нетленного, вечного. К тому же и других располагал, как словом, так и житием своим. Народ благоговел пред Князем, радуясь покорствовал воле его, и любил его, как отца и общего благодетеля, и сам Господь возвеличил избранного от людей своих, приложил к державе его славный град Ярославль. Вот обстоятельства события сего. Наследником Великого Князя Константина Всеволодовича Ростовского был сын его Василий, скончавшийся 1245 года, по кратковременном правлении, в престольном граде Владимире. После него Великокняжеская власть перешла к вдове его Княгине Ксении, оставшейся с малолетнею дочерью Мариею. Когда же Княжна достигла совершеннолетия, Ксения пожелала сочетать ее с Феодором, укрепила за ним отчинное наследие, и потом имела утешение видеть Божие на брак сей благословение в рождении сына Михаила. Но годы, к которым относятся событии сии, не радость несли с собою в Рус Православную. Для отечества нашего это была година испытаний, година унижения для наших Державцев Татарский ярем лежал на всех, все бременил и крушил собою. Владетельные Князья принуждены были ходить в Золотую Орду, и там, у державствующих Ханов, рабски испрашивали грамот на утверждение за собою родовых своих отчин,

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры Шлем Ярослава Всеволодовича , потерянный им в Липицкой битве 1216 года и найденный в 1808 году. Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». Феодоровская икона была обретена, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца —позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь (Городец, по легенде, считался Малым Китежем, основанным князем Георгием Всеволодовичем в 1164 году). Князь Василий Костромской во время охоты увидел в лесу висящую на сосне икону. Он попытался снять ее, но образ взмыл в воздух. В это самое время костромичи увидели светлого мужа в богатых воинских одеждах, который нес по городу образ Пресвятой Богородицы. По одеянию он был похож на святого Феодора Стратилата. После этого князь, духовенство и народ отправились к той иконе в лес, отслужили перед ней молебен, и только тогда ее удалось снять с сосны. Святыню установили в храме в честь святого Феодора Стратилата, того самого, что видели жители Костромы в чудесном видении. С тех пор икону и стали называть «Феодоровской». Феодоровская икона Богоматери относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса ( греч. Γλυκοφιλοσα — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье. Богородица изображается с Младенцем Христом , сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Фильм «Мать рода человеческого» Код плеера Livejournal Liveinternet 16 августа 2007 г. 19:15 Великая православная святыня — чудотворная икона Божией Матери Феодоровская — будет находиться в Кемеровской епархии с 14 по 26 августа. Икона прибыла для поклонения верующих 14 августа в 22:00 в Кемеровский аэропорт специальным авиарейсом из постоянного места своего пребывания — кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора Костромской епархии . В здании аэропорта духовенство епархии во главе с епископом Кемеровским Аристархом  совершило перед иконой молебен, после чего святыня была доставлена в Знаменский кафедральный собор г. Кемерово, где будет находится до 17 августа. Принесение иконы в Кузбасс осуществляется по просьбе губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и приурочено к областному празднованию Дня Шахтера. Организаторы прибытия святыни в Кузбасс — Кемеровская и Новокузнецкая епархия, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Администрация Кемеровской области. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием в XIII веке близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения, князем был основан первый монастырь на костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя — лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева Пятница, покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой.

http://patriarchia.ru/db/text/282460.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Православные верующие Саратова смогут сегодня поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери 05.03.2007 Великая православная святыня — чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери — прибывает в Саратов в понедельник, 5 марта, сообщили в пресс-службе Саратовской епархии Русской Православной Церкви. " В течение недели лик будет пребывать в храме в честь Покрова Божией Матери. Чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери будет предложена для молитвенного поклонения верующим " , - сказали в пресс-службе. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя: лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, св. Александра Невского, на брак с полоцкой княжной. Широкое почитание Феодоровской иконы началось в 1613 году - после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки (копии). Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых. " В Саратов прибывает именно подлинник иконы, а не один из более поздних списков с нее " , - уточнили в епархии. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города.

http://drevo-info.ru/news/2497.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В Саратов прибывает чудотворная Феодоровская икона Божией Матери 26.02.2007 Великая православная святыня - чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери прибывает в Саратов в следующий понедельник, 5 марта, сообщили в пресс-службе Саратовской епархии Русской Православной Церкви. " В течение недели лик будет пребывать храме в честь Покрова Божией Матери. Чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери будет предложена для молитвенного поклонения верующим " , - сказали в епархии. Здесь напомнили, что по традиции перед этой иконой молятся о семейном благополучии и о даровании чад бездетным супругам, а также о благополучном разрешении от бремени. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен великим князем Василием Ярославичем близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения князем был основан первый монастырь на костромской земле - Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя - лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, св. Александра Невского, на брак с полоцкой княжной. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых.

http://drevo-info.ru/news/2457.html

Сын князя ростовского Константина Всеволодовича Всеволод, владевший Ярославлем, оставил по себе наследником князя Василия, который по кратковременном княжении в Ярославле скончался в 1261 году 4 в престольном городе Владимире, куда он зимой отправился (в феврале) для свидания с великим князем Александром Невским. Отсюда тело его, в сопровождении двоюродных его братьев Бориса и Глеба Ростовских и самого князя Александра, было перенесено в Ярославль и Кириллом, епископом Ростовским, погребено в соборной Успенской церкви на северной стороне. Василий Всеволодович не оставил после себя сыновей: вследствие этого обстоятельства дочь Василия Мария как единственная наследница Ярославского княжества начала княжить в Ярославле вместе с матерью, княгиней Ксенией, к которой за малолетством Марии и перешла великокняжеская власть. Несколько лет Ксения властвовала в Ярославле; между тем княжна достигла совершеннолетия и мать ее стала искать ей жениха. В это время в Смоленской волости княжили трое сыновей Ростислава Мстиславича: Глеб, Михаил и Феодор, которому достался один только Можайск. Этого-то Феодора Можайского Ксения, по совету своих родичей Бориса и Глеба Васильковичей Ростовских, избрала супругом своей дочери – это было около 1267 года 5 – и таким образом один из Ростиславичей смоленских получил в приданое за женой волость суздальских Юрьевичей. Можайский князь Феодор вскоре переехал в город Ярославль, наследие своей супруги, и княжил в нем вместе с тещей. Казалось, что этот союз брачный был счастливый; но теща Феодора любила быть первой, была женщина надменная, с характером жестким и причиняла много неприятностей в семейной жизни молодой четы. Несмотря на это, благопокорный своей судьбе, в уповании на помощь Божию и вследствие продолжавшихся неудовольствий со стороны братьев, князь Феодор продолжал жить и княжить в Ярославле, где имел утешение видеть Божие на брак свой благословение в рождении от Марии сына Михаила. «Сам же князь [по словам древней летописи – И.Б.] 6 живяще благочестно и богоугодно, измлада бо Христа возлюби и Пречистую Его Матерь; повелику чтяще священники, яко слуги Божия, и мнишеский чин вельми любляше и нищих миловаше, еще же от всякия неправды отгребашеся и якоже изящен воин во всем угождая своему Владыце, и бысть око слепым и нога хромым, отец сирым и вдовицам заступник, алчущим кормитель, нагим одежда, всем комуждо в нужде и беде помогая».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Феодосия (Евфросиния) Новгородская, св. Описания иконы Феодосия (Евфросиния) Новгородская, св. - житие Сведения о княгине Феодосии (в иночестве Евфросинии) Память ее празднуется месяца мая в 4-й день (по другим сведениям - 5 мая). Ростислава, в святом крещении Феодосия, дочь Мстислава Удалого, супруга великого князя Ярослава Всеволодовича, мать девяти сыновей, в числе которых были двое святых – Феодор и Александр Невский, в конце жизни постриглась под именем Евфросинии и скончалась 4 мая 1244 г. В Новгородском Юрьевом монастыре у южной стены собора, вровень с правым клиросом находится гробница, на которой положена плита из белого мрамора с надписью: «Лета 1244 мая 5-го в Великом Новгороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи святых благоверных князей Феодора и Александра Невскаго и иных седмь сынов, и на конец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители святого Георгия подле сына своего, святог[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3092

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010