В 1677 г. Вильгельм Оранский женится на 15-летней кузине Марии, дочери Якова Стюарта, своего дяди и буд. кор. Якова II. Этот шаг существенно укрепил положение принца как возможного претендента на англ. престол в связи с тем, что у Якова не было сына. Вильгельм был не только ближайшим родственником муж. пола, но и зятем короля. Яков воспитывал дочерей Марию и Анну в англикан. вере, тогда как сам открыто перешел в лоно католич. Церкви. Его политика по насаждению католицизма в Англии, противоречившая установившимся порядкам и грозившая положению гос. англикан. Церкви, спровоцировала возникновение острого политического кризиса. Вильгельм не поддержал Якова. Его послание к королю, где излагались соображения по этому вопросу, повысили в королевстве авторитет Вильгельма как защитника гражданских свобод и протестант. религии. В Англии распространялись памфлеты, в к-рых он изображался человеком, способным возглавить движение против Якова. С конца зимы и на протяжении весны 1687 г. голл. послом были установлены тесные связи с противниками короля. Ход событий ускорила т. н. тарифная война, начатая Людовиком XIV с целью предотвращения дальнейшего проникновения голл. товаров на франц. рынок и рождение в июне 1688 г. наследника у кор. Якова. Опасения, что он будет воспитываться в католич. вере, а это впосл. приведет к более глубокому конфликту в стране, объединили тори и вигов, к-рые обратились к Вильгельму с просьбой прибыть в Англию. С согласия Генеральных штатов принц Оранский начал подготовку к вторжению. В нояб. его войско высадилось на англ. побережье, практически не встретив сопротивления. Яков с семьей бежал во Францию. В Англии собрался конвент (парламент без короля), к-рый постановил, что в связи с тем, что Яков покинул своих подданных, трон переходил к Марии и Вильгельму Оранскому. Они согласились на условия, выдвинутые парламентом и изложенные в т. н. «Билле о правах» (1689), существенно ограничивавшем власть монарха в Англии. Отныне король не мог без согласия парламента вводить или отменять законы, а также приостанавливать их действие, вводить налоги и содержать армию.

http://pravenc.ru/text/158654.html

Проводя значительную часть времени при дворе принца Вильгельма в Гааге, К. регулярно консультировал его по различным вопросам политической жизни Англии и Шотландии, сообщал сведения, почерпнутые им из переписки с многочисленными друзьями, участвовал в обсуждении планов поддержки англ. и шотл. пресвитериан (см.: Story. 1874. P. 141-156). Ситуация в Англии была одним из основных объектов внимания принца Вильгельма с сер. 80-х гг. XVII в., когда после смерти кор. Карла II на престол вступил его брат Яков II (1685-1688), убежденный сторонник католицизма . Направленная на восстановление влияния католич. Церкви политика короля вызывала неудовольствие как у исповедовавшего протестантизм простого англ. народа, так и у мн. представителей знати, в т. ч. у англикан. епископов и аристократов. Вместе с тем, надеясь, что после смерти не имевшего сыновей кор. Якова принц Вильгельм, бывший мужем его дочери, сможет вместе с ней законно занять престол, англ. и шотл. противники короля воздерживались от активных действий против него. Ситуация изменилась, когда 10 июня 1688 г. было объявлено о рождении у кор. Якова во 2-м браке с Марией Моденской (1658-1718) сына Якова Стюарта (1688-1766), ставшего претендентом на англ. корону. В ходе интенсивных письменных переговоров, в к-рых К. принимал участие как посредник, англ. влиятельные протестанты, пообещав принцу Вильгельму поддержку широких слоев общества, убедили его начать активные действия против кор. Якова, впосл. получившие у историков название «Славная революция». К. был с принцем Вильгельмом, когда тот во главе 20-тысячной армии 5 нояб. 1688 г. высадился на территории Англии близ Бриксема (графство Девон); он возглавил благодарственное богослужение, совершенное сразу после высадки ( Dunlop. 1967. P. 60). В нояб.-дек. 1688 г. войска принца постепенно приближались к Лондону, почти не встречая сопротивления и без боя занимая мн. города; после серии небольших боевых стычек кор. Яков убедился в отсутствии у него широкой поддержки как в войсках, так и среди знати, мн. представители к-рой перебегали в лагерь принца. Сочтя дальнейшее сопротивление бесполезным, он с женой и сыном с дозволения принца Вильгельма бежал во Францию. В дек. 1688 г. войска принца заняли Лондон; в янв. 1689 г. принц Вильгельм и его супруга принцесса Мария были признаны парламентом королем и королевой Англии на равных правах. Во время событий «Славной революции» К. неизменно находился рядом с принцем Вильгельмом; по просьбе принца он формально отказался от должности проповедника в Лейдене (см.: Story. 1874. P. 158-159) и остался при его дворе, выполняя обязанности проповедника и религ. советника.

http://pravenc.ru/text/1681173.html

Как известно, с восшествием Якова I на английский престол число его проповедей продолжало расти. Важный момент, который следует помнить в связи с примирением этих двух людей, вновь касается духовного руководства в целом и исповедив частности. «Господин секретарь» – сэр Роберт Сейсил, пришедший в1598 г. на смену своему отцу лорду Уильяму Бурлею, наверное, был доволен толкованиями Андруза, поскольку в 1601 г. он предложил его деканом Вестминстерского аббатства в Лондоне. В этом качестве Андрузу, который все еще носил титул «аббата» Вестминстера (коронация Якова Стюарта впервые проходила на английском языке, и титул по-прежнему использовался), пришлось играть заметную рольне только на похоронах королевы Елизаветы, но и на коронации Якова I. Одна из традиционных обязанностей декана Вестминстера – выступать в качестве духовного наставника нового монарха во время бдения накануне коронации. Это время молитвы, раздумий, самоанализа и подготовки к несению тяжелых обязанностей по управлению страной. Андруз и король почти всю ночь провели в молитве и размышлениях. Мы не знаем, о чем именно они говорили. Однако нам известно, что Андруз всерьез относился к исповеди и духовному руководству. Из его проповедей, обращенных к Елизавете и королю Якову, мы также знаем, что он очень серьезно относился к обязанностям монарха, считая это его долгом, который должен исполняться под руководством Святого Духа. Начиная с этого дня, Яков, который и раньше восторгался Андрузом как, пожалуй, наиболее выдающимся английским богословом, проникся чувством глубокого уважения к духовному отцу, который и стал его исповедником. Современники единогласно свидетельствуют о том, что всякий раз, когда епископ Ланселот Андруз появлялся при дворе, который, как известно, славился дурной репутацией, грубостью речи и вульгарным поведением, все немедленно брали себя в руки и в присутствии праведника старались вести себя прилично. Однако после его ухода все, естественно, возвращалось на круги своя. Широко известен тот факт, что будучи деканом Вестминстерского монастыря, Андруз особо заботился о наиболее одаренных учениках Вестминстерской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Джеймса Фрэнсиса Эдуарда Стюарта, претендовавшего на англ. престол в качестве наследника кор. Якова II и признававшегося Римскими папами законным королем Великобритании и И. Признание в янв. 1766 г. папой Римским Kлuмehmoм XIII англ. королем Георга III вместо К. Э. Стюарта устранило одну из основных политических причин для преследований ирл. католиков. В 1768 г. в И. впервые после 1691 г. в католич. богослужение была включена молитва за англ. короля, а среди ирл. католиков возникли дискуссии о возможности принесения присяги, основанной на «Акте о супрематии» (1559). В 1771 г. ирл. парламент принял закон, существенно расширявший права католиков на аренду земли, в 1774 г. при содействии католич. комитета утвердил для католиков новый текст присяги на верность англ. королю, в к-ром не содержалось к.-л. вероучительных положений (в т. ч. относительно пресуществления), однако отрицалась светская власть папы Римского. Это вызвало неприятие текста присяги у мн. католиков, видевших в нем проявление галликанизма. Поскольку с началом в Сев. Америке войны за независимость (1775–1783) основная часть англ. гарнизона покинула И., опасность франц. вторжения в страну привела к созданию санкционированного англ. властями движения т. н. ирл. волонтеров, выполнявших функции охраны порядка и самообороны. Первые отряды волонтеров были созданы в марте 1778 г. в Белфасте из числа ирл. протестантов, к 1782 г. их было уже более 60 тыс. чел., в т. ч. большое количество католиков (вопреки запрету на ношение ими оружия). Движение было тесно связано с деятелями ирл. либеральной оппозиции, большинство волонтеров выступало с лозунгами предоставления И. автономии и отмены дискриминационных англ. законов. В окт. 1779 г. оппозиция в ирл. парламенте под рук. Г. Флада и Г. Граттана приняла обращение к англ. кор. Георгу III, призывая обеспечить свободный экспорт ирл. товаров. Угроза восстания в И. при поддержке вооруженных волонтеров привела к отмене англ. парламентом в 1780–1781 гг. большинства ограничений на импорт в И.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

Отделившись от господствующей Церкви, одни из пуритан учредили церковную организацию, управляемую выборными пресвитерами, отчего они стали называться пресвитерианами, другие пошли еще дальше. Считая пресвитерианство недостаточно радикальным, представители крайнего пуританства – конгрегационалисты, или индепенденты, отвергли пресвитерианское устройство и провозгласили полную самостоятельность отдельных общин (конгрегации) не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. За пределами общины не должно быть для верующего никаких авторитетов, никакой власти. До XVII в., при Елизавете Тюдор, оппозиция пуритан носила чисто религиозный характер. Положение изменилось в XVII в. при Стюартах, когда религиозная оппозиция соединилась с политической. Пуритане стали борцами за политическую свободу. Церковные представления их были перенесены на политическую почву и обратились в конституционные и республиканские теории; не допуская королевского верховенства в церковных делах, они боролись против абсолютизма в государстве. При восшествии на престол короля Якова I Стюарта (1603–1625) они вручили ему так называемую «Тысячную петицию» (то есть подписанную тысячей священников) с жалобами на притеснения кальвинистских проповедников и лишение их бенефиций, с критикой «Книги общих молитв» и англиканского духовенства. Король созвал конференцию представителей пуритан и англиканских епископов во дворце Хэмптон-Корт и обещал провести реформы. Однако если в богословском плане шотландец Яков I вполне разделял кальвинистские взгляды, то политические претензии пресвитериан на независимость от государственной власти были для него неприемлемы. В критике епископата и иерархической структуры Англиканской Церкви он видел подрыв его авторитета как главы Церкви. Обещания монарха при отсутствии реальных реформ вызвали разочарование пуритан: группа наиболее радикальных проповедников, открыто заявив о своем неприятии «Книги общих молитв» и незаконности церковных установлений, эмигрировала в Нидерланды, но большая часть пуритан пресвитерианского толка осталась в Англии. При Якове I были изданы Свод канонов (Code of Canons, 1604) и новый перевод Библии, получившей название Библии короля Якова, или Дозволенной версии (Authorised Version, 1611).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛ I [англ. Charles] (19.11.1600, Данфермлин, Шотландия - 30.01. 1649, Лондон), кор. Англии, Шотландии и Ирландии. Из династии Стюартов; второй сын кор. Англии и Шотландии Якова I Стюарта и Анны Датской. К. род. болезненным и хилым ребенком. По свидетельствам современников, старший брат, наследник престола принц Уэльский Генри, обещал сделать К. архиепископом Кентерберийским, видя его успехи на поприще изучения языков, риторики и теологии (кор. Яков I признавал авторитетность суждений юного К. в богословских вопросах). Карл, принц Уэльский. Гравюра. Нач. XVII в. Мастер С. де Пасс (Национальная портретная галерея, Лондон) Карл, принц Уэльский. Гравюра. Нач. XVII в. Мастер С. де Пасс (Национальная портретная галерея, Лондон) После смерти старшего брата в 1612 г. К. стал принцем Уэльским, унаследовав вместе с титулом земельные владения, коллекции предметов искусства и оружия. В этот период на него оказывали серьезное влияние Джордж Эббот, архиеп. Кентерберийский, и Джеймс Монтегю, еп. Бата и Уэльса, известные своими кальвинистскими воззрениями. С 1616 г. Яков I начал готовить наследника престола к управлению гос-вом: принц участвовал в заседаниях Тайного совета и парламента. Первым опытом международной деятельности стала его поездка в Испанию на переговоры о возможном браке с дочерью императора Свящ. Римской империи Фердинанда II. Этот династический союз по замыслу англ. двора был призван изменить ситуацию вокруг захвата войсками императора Пфальца и изгнания из него курфюрста Фридриха, женатого на сестре К. Елизавете. Главными условиями заключения брака, к-рые ставили испанцы, было смягчение политики англ. короны в отношении католиков, разрешение им открыто исповедовать свою веру и воспитывать детей в католич. вере. Англо-испан. переговоры вызывали сильное недовольство большинства англ. населения, для к-рого «испанец» и «католик» были синонимами врага со времен кор. Елизаветы I Тюдор (1557-1603). Переговоры затягивались, и К. вместе с фаворитом Якова I Джорджем Вильерсом, герц. Бакингемом, решил форсировать события и в февр. 1623 г. инкогнито отправился в Мадрид. Неожиданный приезд принца Уэльского вызвал удивление испан. придворных и, хотя и не оказал реального воздействия на переговоры, позволил К. ознакомиться с политической обстановкой и принять окончательное решение. Его возвращение спустя 7 месяцев в Лондон без инфанты и окончательный отказ от идеи брака с дочерью имп. Фердинанда II вызвало бурное ликование народа.

http://pravenc.ru/text/1681061.html

Несмотря на принятые меры, в кон. XVI - нач. XVII в. пуритане по-прежнему были довольно многочисленны в К. Особенно сильны были их позиции в Крайстс-колледже и в новых Эмманьюэл-колледже и Сидни-Сассекс-колледже. Много выпускников Эмманьюэл-колледжа было среди англ. эмигрантов в Сев. Америке. При участии одного из них, пастора-конгрегационалиста Дж. Гарварда, был основан колледж в поселении Нью-Таун (ныне Гарвардский ун-т), к-рое в 1638 г. было переименовано в Кеймбридж. Вместе с тем большое влияние на англикан. богословие в правление кор. Елизаветы I и кор. Якова I Стюарта (1603-1625) оказывал кальвинизм. В К. печатали труды европ. кальвинистов Теодора Безы (в 1581 он послал в дар университетской б-ке Безы кодекс ), Захарии Урсина, их англ. последователей (Уильяма Перкинса и др.). Одновременно К. являлся и центром противников учения об определении (т. н. англ. арминиан). Среди их лидеров были франц. иммигрант П. Баро, С. Харснетт, Л. Эндрюс , У. Баррет. Мн. лидеры Английской революции и идеологи парламентской партии (в т. ч. Оливер Кромвель, Джон Мильтон и др.) были выпускниками К., однако в самом ун-те большинство составляли роялисты. После победы парламента в руководстве ун-та и колледжей прошли масштабные «чистки», однако учебный процесс в К. был затронут мало. В этот период в ун-те сложился кружок философов, богословов и моралистов - кембриджские платоники. Со 2-й пол. XVII в. на 1-й план в ун-те выходит преподавание математики и естественных наук. Ведущим преподавателем в К. в это время был Исаак Ньютон. Создавались новые кафедры - математики, астрономии, физики, химии, геологии, анатомии, ботаники, музыки и др.; открылись ботанический сад, музей естественной истории, обсерватория. Выпускником К. был Чарлз Дарвин . Кавендишская лаборатория (основана в 1871) сыграла важную роль в развитии физики. Ок. 90 выпускников и сотрудников Кембриджского ун-та стали лауреатами Нобелевских премий (физики П. А. М. Дирак, Э. Резерфорд, Н. Бор, П. Л. Капица, биологи Дж. Д. Уотсон, Ф. Г. К. Крик и др.). В разное время в К. учились или работали английские поэты Дж. Г. Байрон, У. Вордсворт, С. Т. Колридж, А. Теннисон; философы Ф. Бэкон, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Дж. Э. Мур; экономисты А. Маршалл, Дж. М. Кейнс; этнолог Дж. Фрейзер; мн. брит. и зарубежные политические деятели.

http://pravenc.ru/text/1684165.html

Ф. Эгалите. Ок. 1777 г. Худож. М. Гарнье (Музей Конде, Шантийи) Ф. Эгалите. Ок. 1777 г. Худож. М. Гарнье (Музей Конде, Шантийи) В Англии 1-й случай посвящения в масоны зафиксирован в 1600 г., когда в шотл. ложу был принят ученый химик и математик Дж. Бозуэлл, лорд Окинлек. Распространению масонских лож в Англии способствовало утверждение на троне Якова I Стюарта (1603), к-рый покровительствовал «вольным каменщикам» Шотландии. С этого времени в Лондоне и в др. городах Англии (Йорк, Оксфорд, Уоррингтон) началось активное превращение «оперативных» масонских лож в «спекулятивные», к-рое патронировали влиятельные ученые-интеллектуалы (У. Стекли, Т. Вон (Воган), Э. Ашмоул, Р. Мюррей, Дж. Толанд и др.). Особая роль в процессе модернизации англ. М. принадлежала К. Рену, архитектору и строителю собора св. Павла в Лондоне - символа масонской гармонии. Главным итогом обновления масонских структур Англии стало учреждение 24 июня 1717 г. Великой ложи Лондона (эта дата считается началом офиц. истории М.), объединившей 4 ложи (наиболее ранняя из них, «Гусь и Противень», основана в 1691). Новая масонская структура заявила о своей лояльности Ганноверской династии, утвердившей в Англии дух либерализма и веротерпимости. С этого момента в истории М. помимо мифов и легенд появились архивы и уставные документы. В своей деятельности новые «вольные каменщики» руководствовались положениями «Книги конституций», к-рая была опубликована в 1723 г. благодаря усилиям инициаторов провозглашения Великой ложи - Дж. Андерсона, Дж. Пейна и Дж. Т. Дезагюлье. На страницах «масонской Библии» излагались история, идейные принципы М., устанавливались классические степени посвящения (ученик, подмастерье, мастер). Оппозицию Великой ложе Лондона составили представители «старого» М., не признавшие ее первенства. В 1729 г. Великая ложа Лондона была преобразована в Великую ложу Англии. В 1725 г. была основана Великая ложа Ирландии, в 1734 г.- Великая ложа Шотландии. В 1813 г. «новые» и «старые» масоны Соединённого Королевства провозгласили создание Объединенной Великой ложи Англии, к к-рой, сохраняя свою автономию, примкнули Великие ложи Ирландии и Шотландии.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

Имя его стало нарицательным для обозначения долголетия. 37 …клянусь Большой печатью… — Большая печать — королевская печать, вручаемая лорд-канцлеру, вступающему в исполнение своей должности. 38 Долгие каникулы суда. — В Англии с августа по ноябрь судебные заседания не проводились. 39 Ньюгетский рынок — во времена Диккенса центральный рынок Лондона (закрыт в 1861 году). 40 Виттингтон. — Ричард Виттингтон — герой легенды, рассказывающей о том, как ученик лондонского торговца мануфактурой, бежавший от своего жестокого хозяина, был остановлен в лондонском предместье звоном колоколов, в котором он явственно различил слова: «Вернись, Виттингтон, трижды лорд-мэр Лондона!» Вернувшись в Лондон, Ричард случайно разбогател, стал купцом и был трижды избран лорд-мэром Лондона. В основе легенды — биография Ричарда Виттингтона, в XV веке трижды избиравшегося лорд-мэром Лондона. 41 Барнет — городок в графстве Хэртфордшир в 11 милях к северу от Лондона, место смены карет на Большой Северной дороге. 42 Сент-Олбенс — старинный город в 20 милях от Лондона, находится на месте римского поселения Веруламиум. 43 «Смерть капитана Кука». — На упоминаемой Диккенсом гравюре изображена гибель известного английского мореплавателя Джемса Кука (1728—1779) от руки туземцев на Гавайских островах. Кук погиб во время своего третьего кругосветного плавания. 44 …во времена королевы Анны… — Анна (1665—1714) — английская королева с 1702 по 1714 год, дочь Якова II Стюарта. 45 Гарольд Скимпол. — По единодушному мнению современников Диккенса прототипом образа Скимпола являлся популярный журналист и эссеист Ли Хант, известный в литературных кругах Лондона удивлявшим всех умением жить на средства знакомых. 46 …несколько листов бристольского картона… — Бристольский картон изготовляется из бумаги высших сортов. 47 …арестован за неуплату долга. — Согласно английским законам несостоятельные должники, привлеченные к судебной ответственности, при наличии платежеспособных поручителей могли быть помещены на несколько дней — до уплаты долга — на квартиру к судебному исполнителю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Ц.- выбран срединный путь (via media) между католичеством и протестантизмом. Однако это не удовлетворяло как англ. католиков, так и пуритан - сторонников радикальной реформы Церкви. Репрессивное законодательство против католиков, выработанное в 70-90-х гг. XVI в., обязывало их посещать англикан. богослужение под страхом штрафов и тюремного заключения. Католики лишались права занимать гос. должности, поскольку это было связано с присягой правящему монарху как главе Церкви, а также не могли получать ученые степени в ун-тах. Почти одновременно, в 1571 г., Елизавета I издала антипуританский акт «О некоторых беспорядках в отношении священнослужителей». Пуритане в это время перешли к критике офиц. А. Ц., главными ее объектами были епископат, церковная иерархия и чрезмерная пышность богослужения. В пуританском движении наметилось разделение на умеренное пресвитерианское и радикальное индепендентское, или конгрегационалистское. Не выказывая открытого неповиновения властям, пуританские проповедники сохраняли видимость принадлежности к А. Ц., нелегально совершая при этом богослужение по «женевскому» кальвинист. молитвеннику, нарушая предписания Книги общих молитв. Для борьбы с подспудно распространявшимся пуританизмом был использован особый суд Высокой комиссии . В результате деятельности этой комиссии многие пропуритански настроенные священники лишились своих должностей. При первых Стюартах критика епископального устройства А. Ц. со стороны пуритан усилилась. При восшествии на престол кор. Якова I Стюарта (1603-1625) они вручили ему т. н. «Тысячную петицию» (т. е. подписанную тысячей священников) с жалобами на притеснения кальвинист. проповедников и лишение их бенефиций, с критикой Книги общих молитв и англикан. духовенства. Король созвал конференцию представителей пуритан и англикан. епископов во дворце Хэмптон-Корт и обещал провести реформы. Однако если в богословском плане шотландец Яков I вполне разделял кальвинист. взгляды, то политические претензии пресвитериан на независимость от гос.

http://pravenc.ru/text/115120.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010