После смерти 2 старших сыновей прп. Иулиания просила у супруга разрешение принять монашеский постриг, Г. не согласился, но святые дали обет воздерживаться от супружеской жизни. По свидетельству Повести, после кончины Г., похороненного в Лазаревской ц. «честно», прп. Иулиания почтила его память «пением, и молитвами, и сорокоусты, и милостынею», впосл. посвятила свою жизнь служению Богу (Скрипиль. С. 280, 296). Согласно Повести, прп. Иулиания прожила во вдовстве 9 лет, до эпидемии, случившейся в царствование Бориса Феодоровича Годунова, очевидно в 1601-1603 гг. Следов., Г. скончался ок. 1592-1593 гг. Правда, в Повести говорится о том, что Г. и прп. Иулиания «по разлучении плотьне» прожили 10 лет (Скрипиль. С. 280-281, 300), но это известие представляется хронологически неправдоподобным. 2 янв. 1604 г. скончалась прп. Иулиания, 10 янв. она была погребена рядом с могилой Г. После окончания Смутного времени, по-видимому между 1613 и 1615 гг., над могилами супругов была возведена теплая ц. во имя арх. Михаила. Рядом с родителями похоронили схим. Феодосию (Осорьину). 8 авг. 1614 (или 1615) г., во время похорон сына Г. и прп. Иулиании Георгия, был обретен гроб с нетленными мощами святой, полный «мира благовонна». После помазания миром мн. больные исцелились. В связи с этим событием Каллистрат (Дружина) Осорьин написал Повесть о прп. Иулиании («Месяца генваря в 2 день успение святыя праведныя Улиянеи, Муромскиа чюдотворицы» или «Житие и преставление святыя, и преподобныя, и праведныя матере нашея Иулиании Лазаревския»), в к-рой биографии Г. уделяется большое внимание. Каллистрат Осорьин способствовал распространению и утверждению почитания Г. и прп. Иулиании в муромских землях. Хранителями памяти о св. супругах стали члены семьи Осорьиных (с сер. XVII в. называвшихся Осоргиными), в роде к-рых в честь Г. старшего сына всегда называли Георгием. Источники XVIII в. (иконописный подлинник Г. Д. Филимонова) свидетельствуют о том, что наряду с прав. Иулианией в муромских землях почитался и ее супруг, а также дочь Феодосия, к-рых изображали на иконах. Под 2 янв. Г. вместе с др. членами семьи Осорьиных упоминается в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского: «Преподобная Иулияния, Георгии, Димитрии, Феодосия Муромския, в селе Лазоревском. И Авраамий Стародубский, внук Иулиянии» (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 7, 1807-1811 гг.).

http://pravicon.com/info-2048

294 Музеи Московского Кремля, инв. Ж-149. А. В. Силкин предположил, что шитая «Троица» была не пеленой, а хоруговью. Однако хоругви были несколько меньшего размера, возможно, это пелена с утраченной каймой под икону местного ряда. 296 В 1640 г. Михаил и Иван Гурьевы основали на Ямке рыбные промыслы, где в 1662 г. был построен каменный город, названный Гурьевым (см: Бахрушин 1954; а также: Силкин 1993 (1). С. 107–108). 297 Элементы этого динамизма сказались и в направленности крыльев среднего ангела в «Троице», и в клубящихся завитках волос Макария Желтоводского. 298 Несомненно вышли из мастерской И. Гурьева совершен-но однотипные с кремлевскими воздух «Положение во гроб» и два покровца «Агнец Божий» и «Богоматерь Знамение», хранящиеся в Рязанском музее (инв. 3500,3501 и 3502) и фелонь с шитым оплечьем (Там же, инв. 3452). Такое оплечье имеется и на фелонях в музее «Новый Иерусалим» (инв. 1224) и в Переславском музее (инв. 1825). См.: Силкин 1988. С. 154–155, 354, 355; Силкин 1993 (1).С. 107–108, 115–116, 13–16. 301 Кроме трех упомянутых, это плащаница 1698 г. переславского Никитского монастыря (Переславский музей, инв. 28); плащаница 1702 г. Новодевичьего монастыря (музей «Новодевичий монастырь», плащаница 1710 г. Владимиро-Суздальского музея (инв. В-2161). 302 Следует назвать: покровы с изображениями Сергия и Никона Радонежских (Сергиево-Посадский музей, инв. 2430 и 2424); Исайи и Леонтия Ростовских (Ростово-Ярославский музей, инв. и 922/753); Евфимия Суздальского (Владимиро-Суздальский музей, инв. СМ-1094); Антония Римлянина (Новгородский музей, инв. Пафнутия Боровского (ЦМиАР, кп-927); Александра Невского (ГРМ, инв. ДРТ-290) и Александра Свирского , ранее считавшегося вкладом царя Михаила Федоровича 1644 г. (ГРМ, инв. ДРТ-399; см.: Лихачева 1999. С. 270–273). Л. Д. Лихачева уточняет и дату покрова Александра Невского – 1695 г. (См.: там же. С. 278). 303 Кроме Музеев Московского Кремля, они хранятся в Муромском (инв. М-5643, М-5675, М-5710) и Кирилловском музеях (инв. 36/623 И 35/622).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

5) ЯМЗ, 15016. Сборник (л. 161–221 об.), бумага с датой 1808 г. Между «жительством» Давида и Константина и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. В конце читается Сказание о переложении мощей в 1704 г. 6) ЯМЗ, 15615. Служба и Житие Федора Ярославского (л. 22– 58 об.), 1810 г. Список с рукописи ЯМЗ, 15173. 7) ГАЯО, 561. Сборник (л. 25–66), бумага с датой 1809 г. Список с рукописи ЯМЗ, 15173. 8) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей), 319. Сборник (л. 25– 56 об.), 1816–1818 гг. Список с рукописи ЯМЗ, 17649. 9) ЯМЗ, 15140. Сборник (л. 22–48 об.), 1820 г. После описания чудес помещены Сказание о переложении мощей в 1704 г. и Сказание о пожаре 1658 г. 10) Государственный архив Тверской области, ф. 1409, оп. 1, 1448. Служба и Житие ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина (л. 30–114 об.), нач. XX в. Рукопись происходит из Тверского Желтикова монастыря. На л. 28–29 об. – неизвестное литографированное издание первых четырех страниц рукописи ЯМЗ, 15483. Редакция XVII в. дополнена (между Похвальным словом и Синаксарем) Сказанием о пожаре 1658 г., после Поучения на память Федора, Давида и Константина помещена грамота об установлении праздника переложения мощей 22 июня. После Жития Федора Ярославского помещены «Род Смоленских князей» и «Род князей Ярославских», заключающиеся записью: «Выписано из Хронографа книги, глаголемой Летописец Русский, хранящейся в ризнице Спасо-Преображенскаго монастыря при Архиерейском доме за 189–176». Упомянутая рукопись Летописца Русского – это ЯМЗ, 15443 560 . 482 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 171–175, 354–355. 484 Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 222– 234; Приложение. С. 90–99, 183–184. 485 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 179– 181 (статья Л. А. Дмитриева о Житии Федора Ярославского); Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 38–40 (статья Л. А. Дмитриева о редакции Андрея Юрьева); С. 42–46 (статья М. Д. Каган о редакции иеромонаха Антония).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Инв. 4318), «Сказание о святых Савве Вишерском, Ионе, архиеп. Новгородском, и др.» XVII в. (Инв. 4197), «Сказание о чудесах Богородицы Тихвинской» XVII в. (Инв. 4198), «Синодик Успенской пустыни на Березовом бору» 1627 г. (Инв. 4200), «Сборник сказаний о чудотворных иконах, мощах и святых» XVIII в. (Инв. 4314), «Беседа Бога с грешником» XVII в. (Инв. 4315), «Книга Симеона Нового Богослова» нач. XVIII в., вклад мон. Сергия 1712 г. (Инв. 4196), «Акафист Божией Матери» XVIII в. (Инв. 4201). Большой интерес представляет «Синодик Никольского монастыря» XVII-XVIII вв. (Инв. 1272). В нем находятся записи родов кн. Андрея Голицына, старицы кнг. Марии Турениной, стольника Ивана Федоровича Буторлина (Бутурлина), боярина Льва Кирилловича Нарышкина, князей Федора Гундорова, Ивана Ромодановского и др. представителей знати кон. XVII - нач. XVIII в., а также московских и переславских купцов (Обуховых, Холщевниковых, Щелягиных, Садовниковых и др.), настоятелей мон-ря и проч. В Синодике зафиксированы также роды мастеров Оружейной палаты Московского Кремля ( Сукина Л. Б., Левицкая Н. В., Герасимова Н. Р. Московские художники в Переславле-Залесском XVII-XVIII вв.: (По рукописным и эпиграфическим мат-лам Переславского музея)//Филевские чт.: Тез. докл. 22-25 дек. 1997 г. М., 1997. С. 55-57). Одним из крупнейших вкладчиков был гравер Леонтий Бунин, подаривший мон-рю свой печатный стан с комплектом награвированных досок ( Сукина Л. Б. Запись рода Леонтия Бунина в синодике переславского Никольского мон-ря//Румянцевские чт.- 2011. М., 2011. Ч. 2. С. 148-151). На нач. XX в. в б-ке мон-ря числилось более 60 старопечатных книг и книг гражданской печати XVII-XVIII вв. ( Косаткин. 1906. С. 304). К 2019 г. часть из них хранится в Переславль-Залесском музее-заповеднике. В ризнице хранились печатные книги в серебряных окладах: Евангелие 1668 г., вклад казначея старца Феодосия (ПЗИХМЗ. Инв. 2116), и Евангелие 1698 г., «построенное» на средства вкладчиков игум. Варлаамом и казначеем Питиримом (Инв. 1332).

http://pravenc.ru/text/2580000.html

171 Вывезенный из России в Смутное время (в начале XVII в.), покров этот в XIX в. находился в собрании князя Орсини во Флоренции (см.: Шитый покров во Флоренции 1894). 172 ГРМ, инв. ДРТ-314–322 (см.: Маясова 1976. С. 46–49, ил. 6, 7; Лихачева 1980. С. 46–48, ил. на с. 73, 74, здесь же библ.). 175 ГРМ, инв. ДРТ-36 (см.: Маясова 1976. С. 54–56, ил. 11; Лихачева 1980. С. 48–49, ил. с. 75). 176 Муромский музей, инв. 1734 (см.: Осмоловская 1966; Маясова 1976. С. 56, ил. на с. 55; Сухова 1995. С. 82–85). 180 ГРМ, инв. ДРТ-266 (см.: Лихачева 1980. С. 80. 109); музей «Новодевичий монастырь», инв. 750/3335 (см.: Косицына 1995. С. 123–125, ил. 7). 181 Останки Бориса Годунова, похороненного вначале в алтарной части Архангельского собора рядом с Иваном Грозным, в 1606 г. перенесли на Ваганьковское кладбище, а затем в присутствии его дочери Ксении, в то время уже монахини Ольги, гробы Бориса, а также его жены Марии и сына Федора, убитых при подходе к Москве Самозванца, перевезли в Троице-Сергиев монастырь и поставили под западной папертью Успенского собора. По разборке ее в XVIII в. над ними соорудили усыпальницу. 183 Сергиево-Посадский музей, инв. X? 391 (сударь «Богоматерь Знамение»); инв. 396 (сударь «Агнец Божий»); инв. 397 (воздух «Христос во гробе»); инв. 392 (сударь «Троица»), См.: Маясова 1968 (1). С. 132–133; Манушина 1983. С. 75–77, X? 19–20 и с. 98–99, X» 38. 184 Сергиево-Посадский музей, инв. 395. См.: Маясова 1968 (1). С. 132; Манушина 1983. С. 97–98, 37. По заказу Бориса Годунова была написана копия «Троицы», на которую были перенесены грозненский оклад и, по-видимому, пелена. Годунов же приложил к древней иконе драгоценный оклад, пелену, живописные створки, роскошный подсвечник (см.: Маясова 1960 (2). С. 170–174). 185 Как уже говорилось, по описям церквей вв. под большинством икон местного ряда находились пелены с Голгофским крестом. Многие иконы имели по нескольку «сменных» пелен. Некоторые из них были украшены камнями и жемчугом, однако годуновская «Жемчужная пелена» по своей роскоши превосходила прочие

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Святыней П.-З. Н. м. считалась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, происхождение и датировка к-рой не установлены ( Меморский. 1851. С. 67; Косаткин. 1906. С. 298; Делекторский. 1904. С. 23). К 2019 г. ее местонахождение неизвестно. В настоящее время чтимой иконой обители является житийный образ свт. Николая кон. XVIII в. Др. святыня - выносной запрестольный Корсунский крест, принесенный, по монастырскому преданию, из Киева в Ростово-Суздальскую землю в кон. X - нач. XI в. Как и когда крест оказался в обители, неизвестно. Скорее всего он появился здесь не ранее кон. XVII в. По художественным особенностям крест относится к памятникам 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 157-163). Из П.-З. Н. м. происходят иконы письма Кирилла (в монашестве Корнилия) Иванова Уланова, с 1926 г. хранящиеся в Переславль-Залесском музее-заповеднике: «Спас Вседержитель на престоле» 1716 г. (ПЗИХМЗ. Инв. 2529), «Димитрий Прилуцкий» 1719 г. (Инв. 2534), «Богоматерь Владимирская с чудесами» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2530), «Богоматерь Владимирская» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2531), «Николай Чудотворец» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 5589). В музей из Никольского собора поступили также иконы письма Стефана Довментиева (Дементьева) Нарыкова: «Святые Ирина, Агафья и Иония» 1706 г. (Инв. 1683), «Богоматерь Иверская» 1707 г. (Инв. 1685), «Вседержитель поясной» нач. XVIII в. (Инв. 1658), «Богоматерь Одигитрия» нач. XVIII в. (Инв. 1659). С 2000 г. в монастырском Никольском соборе находятся мощи святых, перенесенные из прежних мест их почитания (Никольской ц. у городских ворот и Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля): св. блгв. кн. Андрея Переяславского и прп. Корнилия Переяславского. Библиотека Библиотеку мон-ря составляли книги XVII-XVIII вв.- времени материального благополучия обители. Из П.-З. Н. м. происходят рукописные книги: «Житие Димитрия Прилуцкого» XVII в. (ПЗИХМЗ.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

254 Например, пелены инв. ТК-2501, TK-2510, TK-2516 (см.: Вишневская 1989. С. 123, кат. 43, 44, 45, ил. на с. 94, 95, 96) 255 ГТГ инв. 23032 (см.: Опись Покровского монастыря Табл. XVII; а также: Свирин 1963. Ил. на с. 95 и 97). 256 См., например: епитрахиль митрополита Петра (Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2551), саккос 1558 г. митрополита Макария (там же, инв. ТК-8) (см.: Вишневская 1989. С. 122–123, кат. X? 39,41). 261 Сергиево-Посадский музей, инв. Пелена выполнена до 1563 г. (см.: Маясова 1960 (1). С. 53–54, табл. 6). 262 ГИМ, инв. 86. На пелене также еще мирское имя княгини (см.: Маясова 1960 (1). С. 55–56, табл. 8). Во Вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря значится «въздух... меншей» (Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602, л. 29). На самом произведении в надписи – «пелена». Вероятно, это была выносная пелена. 263 Кирилловский музей, инв. 42/629 (см.: Маясова 1989 (1). С. 214–215; Силкин 1985. С. 80–94). Во Вкладной книге числится как «плащаница», видимо, выносная пелена (Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602, л. 29). Впоследствии переделана в хоругвь. 264 ГРМ, инв. ДРТ-103. Во Вкладной книге также – «плащаница» (выносная пелена), переделанная впоследствии в хоругвь (см.: Лихачева 1989. С. 225–231). Два последних произведения, как и пелена « Василий Великий », выполнены уже в монастыре. 270 РГАДА, ф. 1201, on. 1, л. 8. Воздух имеет вкладную надпись, хранится в ГРМ, инв. ДРТ-286 (см.: Лихачева 1080. С. 51. Автор считает Феогнию вкладчицей и старицей Алексеевского монастыря). Действительно, на покрове Арсения Тверского 1600 г. Феогния Огневых уже значится игуменьей московского Алексеевского монастыря (см.: Описания Желтикова монастыря 1852. С. 36; Забелин 1901. С. 558). См. также: Маясова 2003. 273 Попов 1979. С. 220. Следует отметить, что покровы епископов суздальских Иоанна (1578) и Федора (1581), с которыми, как со столичными произведениями, Г. В. Попов сравнивает покров Симеона Бекбулатовича, были шиты не в Москве и не в мастерской Старицких, которая в 1569 г. перестала существовать, а в суздальском Покровском монастыре, куда в 1555 г. была пострижена первая жена князя Владимира Старицкого (см.: Маясова i960 (1). С. 61–63, табл.14:15). По тонкости трактовки образа, по изяществу рисунка и шитья покров тверского князя Симеона уступает таким московским произведениям, как покров «Митрополит Петр» 1574 г. (кат. или покров «Зосима Соловецкий» 1583 г. (кат. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

96 Это пелена Сергиево-Посадского музея (инв. 413; см.; Маясова 1971 (1). С. 21–22, ил. 29–31). В том же музее хранятся: сударь «Распятие» (инв. 370); сударь «Агнец Божий» (инв. поручи «Благовещение, Флор и Лавр» (инв. см.: Средневековое лицевое шитье 1991. Кат. 14 и 15). Во Владимирском музее находятся также сударь «Распятие» с теми же признаками (инв. 1807). В ГРМ – фрагмент шитья со святыми Екатериной и Димитрием (инв. Д1Т-26), поступивший из Кирилло-Белозерского монастыря (см.: Маясова 1989 (1). С. 209 и примеч. 36; а также: Хлебникова 1977). 97 О возникновении этой композиции на русской почве см.: Лазарев 1966 (2). В Византии композиция «Отечество» известна с XI в.; в Новгороде, видимо, – с XIV в., в Москве – с конца XV в. 98 Так, на двух полосах итальянского шитья в собрании ГЭ имеются силуэтные изображения на темы «Времена года» и «Сотворение мира», расшитые однотонными пятнышками, на одной – зеленым, на другой – красным шелком (см.: Верховская 1961. Ил. 31–82). 100 Произведения великокняжеской мастерской этого времени рассматривались нами в диссертации: (Маясова 1971 (3). С. 73–93, примеч. 24–106), а также в докладе на конференции в Загорском музее г. 103 ГРМ, ими. ДРТ-276 (см.: Маясова 1971 (1). С. 20, ил. 40). Пелена предназначалась под икону того же содержания, выполненную в 1514 г. по заказу тех же вкладчиков художником школы Дионисия для Успенского собора монастыря (ГРМ, инв. 2741). 105 См.: Николаева 1968. С. 24, ил. 25. Икона передана в 1990-х гг. Московской патриархии. В последнее время некоторые исследователи (Э. К. Гусева, И. А. Кочетков) склонны относить икону к концу XV – началу XVI в., так что, возможно, и она выполнена по заказу Василия III. 109 Об «уповании» на Петра свидетельствует и тот факт, что в 1514 г. по указу Василия III в Москве на Неглинке Алевизом Новым была заложена каменная церковь Петра Митрополита (ПСРЛ. М„ 1965. Т. 13. С. 18). 110 Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2465. Саккос передан из храма Христа Спасителя в 1931 г. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1931 г., д. 14). Ткань саккоса – западноевропейский узорный золотный атлас XVII в., оплечье и передник украшены золотным орнаментальным шитьем, а зарукавья – полосами зеленого бархата с шитой надписью от надгробного покрова XVII в. Бориса Ивановича Морозова (см.: Вишневская 1998).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

275 К первому периоду работы светлицы в доме боярина Дмитрия Годунова относится и другая плащаница, хранящаяся в Костромском музее (инв. 6087), а также хоругвь с изображением на одной стороне Святой Троицы, а на другой – апостола Филиппа, Ипатия и Димитрия Солунского (Там же, инв. 13941). См.: Маясова 1984. С. 34–37, ил. 1, 2 и с. 41. 276 Створки вложены Борисом Годуновым в 1601 г. к рублевской «Троице» (Сергиево-Посадский музей, а створки к «Троице» 1586 г. вклада Дмитрия Ивановича – в Ипатьевский монастырь (см.: Антонова, Мнева 1963, 547. С. 152–154, ил.49:51). 278 Плащаница до 1929 г. находилась в Костромском музее. Настоящее ее местонахождение нам неизвестно. 279 Интересно, в свою очередь, отметить, что н делах царицыной светлицы XVII в. значится несколько произведений шитья, выполненных специально для посылки в Астрахань: 3 июля 1640 г. «иконники Баженко Савин, Марк Матвеев знаменовали образ Богородицы Влади-мирской, что велено по государеву указу послать в Астра-хань»; 16 января 1641 г. «иконописец Федька Тимофеев знаменил под шитье около пелены Богородицы Одегитрея коймы, что послана в Астрахань, 6 дней» (Забелин 1901. С. 720). 281 Из той же мастерской вышли: хоругвь с изображением Троицы и Спаса Нерукотворного 1648 г. вклада Фетиньи в Новоспасский монастырь (Музей «Коломенское», инв. и Т-44), сударь «Богоматерь Воплощение» (Там же, инв. Т–11), набедренник с орнаментальным шитьем, вложенный в 1659 г. в Чудов монастырь (Музеи Московского Кремля, инв. ТК-1282). 282 В описях Архангельского собора других покровов с изображением князя Михаила Черниговского не упоминается. 283 Кирилло-Белозерский музей, инв. К мастерской Одоевских относится также покров на гроб Ивана Ивановича Одоевского 1629 г. (Сергиево-Посадский музей, ни». 2429), палица «Распятие» (кат. 125), покров «Кирилл Белозерский» (Кирилло-Белозерский музей, инв. 40/627, см.: Маясова 1989 (I). С. 222); а также напрестольная пелена «Похвала Богородицы» 1671 г. (Музей «Ново-девичий монастырь», инв. 750/8335, см.: Косицына 1995. С. 123–125).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

1558 года), северная алтарная дверь с трёхчастной композицией (1570-е годы) и «Огненное восхождение Ильи Пророка» (1570-е годы) (см., Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы. Каталог выставки. М., 1991. Кат. 1. 2. 41). 1354 На некоторых восьмиконечных крестах в серебряных окладах середины XVI – первой четверти XVII века работы новгородских мастеров нижняя перекладина сделана прямая без наклона. Например, кресты: 1553 года (ГММК. Инв. 1193); середины XVI века (НГМ. Инв. 810); 1553 года (ГММК. Инв. 1199); XVI века (НГМ. Инв. 1372); XVI века (ГММК. Инв. 16186 охр.); 1617–1618 годов (НГМ. Инв. 1363); конца XVI – начала XVII века (НГМ. Инв. 802). Подробнее см.: Игошев В. В. Новгородские богослужебные кресты XVI–XVII веков (К вопросу о типологии церковной утвари)//Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII веков/Под ред. И. А. Стерлиговой. М. (В печати). Аналогичную форму имеют кресты московской работы. Например, золотые сканые кресты 1593 и 1598 годов (см.: Мартынова М. В. Московская эмаль XV–XVII веков. Каталог. М., 2002. Кат. 19. 20). 1355 Макаренко Н. Указ. соч. Петроград, 1918. С. 121: Степановский И. К. Вологодская старина. Вологда, 1890. С. 33. 1356 Макаренко Н. Указ. соч. Петроград, 1918. В книге представлена фотография лицевой стороны креста и его описание без атрибуции. Ил. 99. С. 130–131. 1357 Древнерусское искусство. Каталог/Авт.-сост. Π. П. Балакин. Нижний Новгород. 2001. Кат. 19. С. 124–125; Постникова-Лосева Μ. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI–XIX веков. М., 1974. С. 83. 1358 См.: Постникова-Лосева Μ. М. Русская золотая и серебряная скань. М., 1981. Ил. 7. С. 27; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея//Ставрографический сборник. Кн. II. М., 2003. С. 213. 1359 Это местной работы серебряные предметы церковной утвари конца XVI – начала XVII века из собрания Сольвычегодского музея: венец с высокой пятизубчатой коруной на иконе «Богоматерь Владимирская» (инв.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010