2007 В толковании на 1 пр. Василия Великого , в котором говорятся, что относительно крещения наватиан (кафаров), «подобает следовати обычаю каждой страны, потому что о крещении их различно думали, рассуждавшие о сем предмете в свое время», Зонара пишет: «А последнее правило 2-го собора говорит, что не должно снова крестить их, а только помазывать миром. Без сомнения должно действовать это последнее правило, так как оно есть позднейшее и соборное, и притом вселенского собора». 2008 В толковании на 47-е правило Василия Вел. Зонара, указывая на 7-е правило 2 собора, замечает: «И это правило без сомнения должно иметь больше силы, как позднейшее и соборное». 2009 Напр. в толк. на 11 пр. Неокесарийского собора Зонара говорит: «Но я думаю, что правила Василия В. и Карфагенского собора более имеют силы, как позднейшие и согласующиеся с Апостольским правилом». 2010 См. толк. на правила Апост. 31, 62, Халкид. 2; Анкирск. 19, 21, 22, 23, 24; Карф. 10; Васил. Вел. 78, 83. 2011 «Но не во всем настоящее правило согласно с Апостольским», говорит Зонара и потом указывает, в чем состоит несогласие. 2014 Деяния четвертого и шестого собора должны были возбудить особое внимание Зонары, ибо на соборе 1166 года были анафематствованы не принимающие акты 4-го и 6-гó соборов (См. выше, примеч. 1343), a это показывает, что вопрос об этих деяниях был возбужден именно в то время, когда Зонара писал свои толкования, если только он писал их после 1159 года. 2015 В толков. на 8 пр. первого собора и в историческом предисловии к правилам собора Антиохийского. 2017 Такие ссылки в толков. на Апост. 5, 6, 19, 20, 24, 67, 82; I соб. 6, IV соб. 3, 27; Трулл. 86; VII всел. 8; Анкир. 16; Неокес. 9; Гангрск. 21; Лаод. 29; Карф. 41, 103, 107, 144, 146; перво-второго 8, Васил. В. 25, 31, 46. 2018 Апост. 84 (36 тит. 60 кн. гл. 13 Василик); II всел. соб. 3 (131 новелла Юстин. в V кн. 3 тит. Василик), Халкид. 10 (16 нов. Юст. в III кн. 8 тит. Василик), 18 (60 кн. 36 тит. 4 гл. и тит. 51), 24 (4 кн. 1 тит.) Трулл. 16 (3 кн. 2 тит. постановл. Юстиниана и Ираклия, и 1 тит.), 93 (28 кн. 7 тит. 7 гл.), 94 (22 кн. 5 тит. 4 гл.) 97 (12 гл. 1 тит. 5 кн.); Антиох. 4 (3 кн. 1 тит. 22 гл.); Лаод. 1. (22 Юст. новелл. в 28 кн. 14 тит.); Карф. 15–18 (3 кн. 1 тит. 44 и 9 книгу), 31 (1 кн. 53 гл.; 5 кн. 3 тит. 11 гл.), 110 (21 кн. 1 тит.), 82 (8 кн. 1 тит.), 92 (131 новел. в 5 кн. 3 тит. гл. 10), 115 (Новел. Юстин. в 28 кн. 7 тит.), 119–120 (22 пр. 10 тит.), 136 (7 кн. 2 тит. 19 гл.); перво-второго 1 (5 новел. в 4 кн. 1 тит. (гл. ; 5 кн. 2 тит. 14 гл,); Васил. Вел. 9 (новелла Юстин. в 28 кн. 7 тит.), 22 (60 кн. 58 тит. 4 гл.), 87 (2 кг. 1 тит. 22 гл.); Григор. Нисск. 7 (60 кн. 23 тит.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

А. Из законов гражданских в Синтагме много таких, источники которых обозначены именем того, или другого из Византийских Императоров. Многие, или вернее – большая часть этих законов – приведены у Властаря не по подлинному их тексту, а по изложению их у Вальсамона в его толкованиях – или на правила, или на Номоканон патриарха Фотия, или по тексту самого Номоканона. – В предлагаемом здесь исчислении мы будем отмечать таковые и указывать источники их непосредственного заимствования. Из законов гражданских, излагаемых в Синтагме с именем того или другого из Визанийских императоров, – встречаем: 1) Императора Константина Великого – под именем – «определения» (θσπισμα) – «подложная грамота о даре папе Сильвестру» (в гл. 11 бук. «ε»), изложенная по Nomoc. Photii. tit. VIII, с. 1. (см. Synt. canon. Rhalli et Potli. tom. 1, p. 144–149; Patrol. Curs. Complet. tom. 143, p. 753 ct. sq.); 2) Императора Ираклия и Константина: а) новелла XXII (612 г.) о числе клириков великой Церкви (в гл. 5 бук, «δ». См. Jus Graeco-Rom. ed. Zachar. Pars. III, p. 33 ct sq. и толкование Зонары на 16 пр. VI Всел. соб. Patrol. Curs. Complet. t. 137, p. 569); б) Новелла XXV (629 г.) – о неподсудности лиц духовного звания суду светскому (в гл. 9 (7) бук. «δ»), изложенная буквально по толкованию Вальсамона на с. 1 tit. IX. Nomoc. Phot. (ср. Jus Graec.-Roman. Zach. P. III, p. 44 et. Synt. Rhalli et. Potli. Tom. 1, p. 165); 3) С именем императора Юстиниана (527–565) в Сннтагме Властаревой излагаются некоторые новеллы; из них – одни с обозначением их номера, другие без обозначения. Обозначенные номерами, – в Синтагме приводятся в известных частях следующие новеллы Юстиниана: а) Новел. ΙΙΙ-й гл. 3-я (в гл. 24 бук. «ε»); б) Нов. СХХ-й гл. 5 (в гл. 8 бук. «ε») и гл. 10-я (в гл. 16 бук. «ε»); CXXIII новеллы α) гл. 1 (в гл. 1 бук. «λ»); β) гл. 10 (в гл. 35 бук. «κ»); γ) гл. 13 (в гл. 2 бук. «η»); δ) гл. 22 (в гл. 9 (7) бук. «δ»); ε) гл. 36 (в гл. 15 бук. «μ»), и ζ) гл. 42 (в гл. 32-й бук. «κ»); в) Нов. СХХХ (под именем новеллы 131-й) гл. 2, 3 и 4 (в гл. 11 бук. «ε»);

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Следует, впрочем, отдать должное и самой императорской власти: многие ее носители также осознавали (возможно, из чувства самосохранения) необходимость каким-то образом смягчить жесткость «царского закона». Типичным в этом смысле и ставшим на многие столетия путеводной нитью для византийских императоров было высказывание Северов, которые, согласно «Институциям», «очень часто» замечали в своих рескриптах: «Хотя мы и не связаны законами, но живем тем не менее по законам» (Inst. 2.17.8), а Феофил, излагая в своей парафразе это латинское изречение Северов на греческом языке, добавляет, что речь идет о достойном восхищения и постоянного цитирования божественном изречении (Theoph. Inst. 2.17. β). 96 Нередки в новеллах предписания императоров не принимать во внимание их указы, идущие вразрез с существующим законодательством. Например, в новел- ле Мануила Комнина от 1158г. сказано: «Если вовремя нашего самодержавного правления моей царственностью будет предписано устно или письменно что- либо, противоречащее праву или смыслу законов, то пусть оно будет недействительным и во всех отношениях бездейственным». 97 На исходе византийской эры эта позиция наиболее отчетливо обозначена императором Андроником II Палеологом. Излагая в своем пространном хрисовуле принципы судебной реформы, целью которой провозглашалось «благосостояние государства», «достижение справедливости», он оговаривается: «Хотя василевс стоит выше закона и всякого принуждения, и ему позволительно делать все, подобно тому как василевсы предшествующего времени считали единственным и самым сильным законом лишь свою волю», он, Андроник, «презрел такое властителъство, признававшееся справедливым как в силу обычая, так и по многочисленности примеров, и поставил правду выше своей власти». 98 Не правда ли, налицо снова некий добровольный либерализм императоров, их сознательное самоограничение, подаваемое как милость по отношению к подданным, царская добродетель, некий моралистский proprium imperii 99 , весьма далекий от того, чтобы служить эквивалентной заменой праву и закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того запрещено было употреблять в пищу все мертвое, издохшее, удавленное. Не должно было, по закону, есть крови какого бы то ни было животного и ничего нельзя было есть с кровью. Есть с кровью было прямым нарушением закона Моисеева, который строго запрещал есть заколотое животное с кровью под угрозою явного или тайного наказания Божьего: „А душа того, кто будет есть кровь, истребится от народа его“, гласил закон ( Лев. 17:10–14, 7:27 ). Со всею строгостью и торжественностью воспрещалось употребление крови прежде всего потому, что, по библейскому взгляду, в крови– седалище жизни – душа животного (ср. Быт. 9:4 ). В виду этого запрещение вкушать кровь имеет и религиозное основание, так как кровь животных предназначалась Богом для жертвенника, чтобы очищать души людей. Кроме этого запрещение могло быть направлено и против суеверия язычников, которые придавали крови животных какое-то особенно таинственное значение при своих обрядах, а языческие жрецы иногда и пили кровь. Мог, наконец, закон руководиться и гигиеническими требованиями, так как употребление крови в жаркой стране вредно отражается на здоровье человека (Властов, Св. Лет. Прим, к Лев. 3:17 ). В связи с запрещением есть кровь находится запрещение употреблять мертвечину (новела) и звероядину (трефа). Это запрещено и в постановлениях Апостольского собора ( Деян. 4: 23–25 ). По мнению Талмуда Треф и Новела запрещаются потому, что из животного в таком случае не бывает удалена кровь. В Талмуде есть особая глава–о Треф и Новел, именно трактат Хуллин (в пер. Переферковича, изд. 1903 г. 174, 224). Не должно было есть тук жертвенных животных. Запрещалось варить козленка в молоке его матери. „Не вари козленка в молоке матери его.» ( Исх. 23:19 ). Религиозное усердие собравшихся на великие праздники могло выражаться желанием употребить лучшие способы приготовления в пищу тех частей жертвенных животных, которые были оставлены для пиршества как представивших в жертву животное, так и священников. Евреи и сами опытом могли дознать и от иноземцев получить сведение, что мясо, сваренное в молоке, особенно любимое мясо козленка ( Быт. 27: 9 , Суд. 4, 9, 3, 15 , 1Цар. 16:20 ), получает особую нежность. В большой праздник, при святилище, приготовить мясо наиболее вкусным образом было достаточно побуждений. Закон и не воспрещает варить мясо в молоке, он только воспрещает употреблять для этого молоко матери козленка, потому что и естественное чувство может возмущаться этим употреблением матернего молока для наиболее вкусного изготовления ее детенышу. Кроме того это постановление вероятно было направлено против какого-нибудь языческого злоупотребления. Запрещалось, наконец, употреблять пищу идоложертвенную. (Солярский, 5, 362 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

В России и на постсоветском пространстве существуют два харизматических телеканала: ТВН («Телеканал Благих Новостей») во главе с президентом Ассоциации Христианских Церквей И. Никитиным 443  и казахский спутниковый канал CNL («Канал «Новая Жизнь»), созданный пастором М. Максимовым в Алма-Ате 444 . «Миссия «Благая весть» церкви ЕХДА в Санкт-Петербурге (пастор Д. Шатров) обладает телевизионными студиями и ведёт регулярное вещание на телеканале ОТВ. Все харизматические студии и каналы предоставляют телеэфир для проповедников «ДВ», в первую очередь А. Ледяева, С. Аделаджи и других. М. Максимов и Д. Шатров не являются прямыми участниками «ДВ», но испытали сильное влияние его идей. Одной из миссионерских задач «ДВ» является проведение ежегодных конференций. Ежегодные конференции крупного «служения» могут собирать сотни тысяч человек в США и до нескольких миллионов по всему миру 445 (Дж. Мэйер) 2.1.1. Зачатки деноминации: Международное Соглашение Церквей и Служителей Веры (МСЦСВ) В организации «ДВ» можно выделить формальные и неформальные центры. Формальным центром Движения является ассоциативная организация Международное Соглашение Церквей и Служителей Веры (МСЦСВ) 446 , созданная в 1979 г. Организация ставит целью координацию, коммуникацию и взаимопомощь независимых церквей Веры. МСЦСВ насчитывает сегодня свыше 800 пасторов 447 , представляющих более сотни церквей 448 . Многие из участников одновременно являются членами ассоциативных пятидесятнических союзов, не входящих в «ДВ». Организация была основана 13 мая 1979 г. в г. Талсе. Возглавил её Д. Харрисон, зять К. Хейгина, пастор Международного Христианского Содружества Веры и президент Харрисон-Дома, главный издатель книг «ДВ». Организация создавалась, прежде всего, для консолидации усилий отдельных церквей в деле возвещения Слова Веры американской нации и всему миру. «То, какие именно «служения» присутствовали в этом «историческом решении» точно неизвестно, но вероятно это были основатели и попечители «ДВ»: Кеннет Хейгин старший, Кеннет Хейгин младший, Кеннет Коупленд, Фред Прайс, Джон Остин, Новел Хейс, Джерри Савелль, Чарльз Коун и т.д.» 449 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Но секретарь даже бровью не новел. — Говорю вам, я не богат, — повторил мистер Боффин, — и я этого не допущу. — Вы не богаты, сэр? — с расстановкой повторил секретарь. — Ну, если даже и богат, так это мое дело, — возразил мистер Боффин. — Я не собираюсь швырять деньги зря для вашего или чьего бы то ни было удовольствия. Вам бы это тоже не понравилось, будь это ваши деньги. — Даже и в таком маловероятном случае, сэр… — Помолчите лучше! — сказал мистер Боффин. — Ни в каком случае вам это не должно нравиться. Ну вот! Я не хотел быть грубым, но вы меня рассердили, да и в конце концов я тут хозяин. И останавливать я вас не хотел, прошу прощения. Так что говорите, только не противоречьте мне. Вам никогда не попадалась жизнь Элвса, — вернулся он, наконец, к своей излюбленной теме. — Скряги? — Да, люди зовут его скрягой. Всегда надают каких-нибудь прозвищ. Так вам приходилось читать о нем? — Кажется, да. — Он никогда не сознавался, что богат, а между тем мог бы купить двоих таких, как я. Приходилось вам слышать про Дэниела Дансера? — Тоже скряга? Да, приходилось. — Вот это был молодец, да и сестрица от него не отставала, — продолжал мистер Боффин. — Они тоже не говорили, что богаты. А если бы назвались богачами, то, может, и богатства не было бы. — Они жили и умерли в самой жалкой нищете. Разве не так, сэр? — Нет, это мне неизвестно, — отрезал мистер Боффин. — Тогда это не те скупцы, о которых я говорю. Эти жалкие твари… — Не бранитесь, Роксмит, — сказал мистер Боффин. — …эти примерные братец и сестрица жили и умерли в самой ужасающей грязи. — Значит, им так нравилось, — сказал мистер Боффин. — И сколько бы они ни тратили денег, думаю, им жилось бы не лучше. Но все-таки я не собираюсь швырять свои деньги за окно. Тратьте поменьше. Дело в том, что вы здесь мало бываете, Роксмит. Тут каждая мелочь все время требует внимания. А то, пожалуй, кому-нибудь из нас придется умереть в работном доме. — Насколько я помню, сэр, так думали и те люди, о которых вы говорили, — спокойно заметил секретарь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Паисий учил не идеям, основанным на умственных построениях, новел к переживанию духовных опытов, которые распространяются на жизнь Церкви как постоянная основа, на которой зиждется духовная жизнь ее избранных сынов – монахов. Опять-таки не случайно, что век спустя Иван Васильевич Киреевский (1806–1856), 521 неудовлетворенный идеалистической философией Шеллинга, в ходе бурной дискуссии «О возможности и необходимости новых начал в философии» 522 приходит в конце концов к " духовной философии восточных отцов Церкви». 523 Однако к познанию мысли и учения этих отцов Киреевский приходит через духовный мир, созданный Величковским. Новые начала, которые ищет Киреевский для оживления философской мысли в России, это не что иное, как обновляемый мир православного мистического опыта, открытый ранее старцем Паисием при изучении святоотеческих писаний, найденных на Афоне. Через мистический опыт старец Паисий приходит к познанию богословский истины, т. е. к созерцанию Божественных энергий и причастию к ним. Это созерцание составляло сторону богопознания, которая была совершенно неизвестна православному богословию XVIII в., находившемуся под глубоким влиянием схоластики. Особое значение имеет развитие именно этого богословского знания для славянского мира. До XIV в. у Паисия еще не было полной возможности понять учение современных великих богослововисихастов Византии о несозданных энергиях, ибо отсутствовала богословско-терминологическая база для этого. Базу эту он получил в последние десятилетия XIV в., 524 когда сербский сятогорский монах Исаия перевел с греческого на славянский язык сочинения, подписанные именем Дионисия Ареопагита . 525 Сочинения эти были средством для углубления в мистическое богословие. В России встречаемся с обновлением и усилением богословия мистического опыта в деятельности и учении преп. Нила Сорского . 526 Затем, хотя встречаются отдельные случаи сохранения этого богословия, 527 круги, официально представляющие догматическое учение Церкви, сторонились его. Огромная переводческая деятельность школы Величковского 528 вновь извлекает на свет забытое богословие, которое, однако, являлось единственной положительной основой для диалога с Западом и западниками и единственным способом отмежевания православной традиции от западных идеологических и богословских течений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Повесть состоит из двух коротких новел (притч), основанных на восточном фольклоре. Оба сюжета были включены в конце XVII в. в «Книгу мудростей и лжи» мусульманского кавказского писателя Сулхана Сабы Орбелиани (1658–1725), состоящую из собранных им народных повестей и притч. Рассказ о двух совах широко распространен в азербайджанском фольклоре и зафиксирован в классических бейтах великого азербайджанского поэта XII в. Низами, в его эпосе «Сокровищница тайн» («Рассказ о шахе Хосрове Нуширване и его везире»); текст повести весьма близок тексту Низами (см.:Низами Гянджеви. Сокровищница тайн. Баку, 1947. С. 56–59/Пер. М. Шагинян). В раскрытии основной идеи фольклорного источника (похвала человеческому разуму, помогающему людям защитить свое достоинство в условиях деспотического правления, похвала мудрому – «золотому» – слову, спасающему человеческую жизнь) повесть близка таким выдающимся памятникам переводной и оригинальной русской литературы XI–XVI вв., как «Повесть об Акире Премудром» и «Повесть о Петре и Февронии», также выросшим на основе эпического нравственного идеала. Время написания повести может быть определено лишь приблизительно как начало XVII в. (один из двух известных списков повести датируется 1629–1640-ми гг.). Заглавие повести, имеющееся в списках («От книг бытей татарских»), указывает не только на источник, но и на среду возникновения повести она была написана в кругах книжников, имевших доступ к «татарским книгам» или к устным пересказам восточных притч (известно, что русские посольства в Персию в первой четверти XVII в. – Ивана Петлина, Федора Котова – записывали «татарские» рассказы). Древнейший список повести находится в конце рукописи, содержащей Пискаревский летописец, созданный в 1610-х гг. в кругах московских приказных (автор его, по гипотезе акад. М.Н. Тихомирова, – знаменитый книгопечатник Никита Фофанов, закончивший работу над ним в Нижнем Новгороде в 1612–1615 гг.). Предположение об авторе повести как о человеке, связанном с печатным или посольским делом, хорошо согласуется с ее основным смыслом образованные люди – «в государстве годны», разум спасает души.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец он назвал меня по имени. Тогда скрываться было уже нельзя. Я подошел к нему и поклонился, чтобы принять благословенье. Но он, взявши крепко меня за руку, стал спрашивать меня: „куда ты, чадо, идешь, а? Скажи мне, чадо, куда ты идешь? “ На мой ответь, что иду по делу, он сказал: „чадо, скажи мне правду, я не начальник твой, меня нечего бояться. Ты говоришь „по делу“, а дело-то ведь не доброе. Посмотри, вон кто понуждает тебя идти по этому делу, чтобы за тем взять душу твою!“ При этом он указал вниз к трапезному корпусу. Я взглянул туда, и моим глазам представилось страшное зрелище: около каменного быка, поддерживающего корпус, я увидел диавола, в безобразнейшем виде: черный, очи огненный, зубы выдающееся из рта, внутренности наружи и нисколько прикрыты длинною бородою; весь он был в пламени. При виде такого гнусного страшилища, я затрепетал от ужаса; кровь как будто застыла во всех моих жилах: я не мог двинуться с места, не мог проговорить ни одного слова и стоял, как окаменелый. Помню только, что старец, держа меня за руку, новел с собою, говоря; „пойдем, чадо! пойдем ко мне!“ Приведши в свою келию, он посадил меня на стул, где я стал уже приходить в себя и успокаиваться. Чтобы ободрить меня, он распорядился подать самовар и, сидя за чаем, убеждал и укреплял меня, чтобы я был на будущее время осторожнее, и про держал в своей келии до утреннего благовеста.“ В 1863 году старец Илиодор осуществил свое давнее желание уединиться, чтобы вне всяких развлечений всем существом своим предаться сосредоточенным религиозным созерцаниям и добродетелям строго-подвижнической жизни. Испросивши согласие настоятеля, он иждивением своих благотворителей построил в лесу, в уединенном месте, келию и поселился в ней на жительство, взяв в послужение себе одного послушника 15 . С переселением в пустынную келью, старец Илиодор усугубил свои подвиги, и образ его жизни сделался суровее: молитва, воздержание и удручение своего тела были непрерывными его подвигами. Относительно молитвословий церковных он держался обыкновенно следующего порядка: с вечера, вместе с келейником, он читал девятый час и вечерню; часов в 8 или в 9-ть вечера читал повечерие, Канон Божией Матери и молитвы на сон грядущий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

B тот же день вечером и в следующий утром начальник русской миссии снова принимал участие в торжественном богослужении, по случаю недели православия, которая празднуется в св. граде с некоторыми особенностями. Последние подробно описывает преосв. Кирилл в своем письме к м. Григорию от 15 апреля 1858 года. «В полдень (т. е. субботы первой недели великого поста), – говорит он здесь, – я получил официальное приглашение от наместников блаженнейшего патриарха и от всего Синода совершить службу в неделю православия. Я с благодарностью принял приглашение. В половине второго часа пополудни архидиакон пришел за мною и новел в патриархию. В патриаршей церкви, в притворе, выслушали мы 9-й час и пошли к храму. При входе, у места миропомазания св. тела Господня, встретили нас певчие с пением, диаконы с дикириями и трикириями, священники с евангелием, иконами, крестом. Когда мы приложились к камню помазания, диаконы в стихарях с узкими, как у наших подризников, рукавами возложили на меня великолепную и величественную мантию из патриаршей ризницы, дали в левую руку драгоценный посох, а в правую – крест. Шествие двинулось среди толпы народа, с пением, к Христову Гробу. Преосвященные шли вместе со мною и вместе вошли в кувуклию гроба приложиться к живоносной святыне. От гроба шествие направилось в (прекраснейший) храм Воскресения. Преосвященные остановились вместе со мною посреди храма против кафедры – патриаршей с правой стороны и архиерейской – с левой. Помолившись, я осенил крестом на четыре стороны и пошел к архиерейской кафедре, а преосвященные в алтарь. После разных перезвонов, началась вечерня, которую всю я должен был простоять с жезлом в руках на очень возвышенной кафедре, по временам принимая участие в службе. После начального благословения священнического, прочитал я вслух псалом: «благослови, душе моя, Господа» по-славянски. – Через несколько времени, пред стихирами и в продолжение пения их, сначала диаконы, а потом архимандриты, иеромонахи, священники приходили попарно принимать благословение на облачение и выход. Священников было на сей раз более 80. Все это делается весьма чинно и благоговейно. «Сподоби, Господи» прочитал я по-гречески. Пред литиею возложили на меня омофор и дали свечу. Молитву «Услыши ны Боже», прочитал я по-гречески; «Владыко, многомилостиве Господи» по-русски; молитву на благословение хлебов по-гречески, – все стоя на кафедре. Участвовали и наши певчие-поклонники, хотя на этот раз немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

   001   002     003