4872 Византия – мегарская колония, основанная в 658 г. до Р. Х. на европейской стороне Босфора; замечательная по своим удобствам бухта золотого рога и господствующее положение на узком проливе, соединяющем Черное море с Мраморным, обеспечивали за ней важное торговое и промышленное значение. Император Константин Великий , оценив выгоды положения Византии, перенес сюда (в 330 г.) столицу Римской империи, благодаря чему Византия приобрела всемирно-историческое значение; она прервала связь с прошлым и стала называться Константинополем, Новым Римом. 4874 Диакониссы были уже во времена Апостолов. Апостол Павел в послании к Римлянам ( Рим. 16:1 ) упоминает о Фиве, бывшей «служительницею церкви Кенхрейской»; в послеапостольское время о диакониссах упоминают часто соборы (I Всел., пр19; IV Всел., прав. 15; VI Всел., прав, 14), а также отцы и учители церкви и императоры в своих законах (Юстиниан, новел. 3, 6 и 123). В диакониссы сначала избирались преимущественно девы, а из вдов лишь «верные и благоговейные, бывшие замужем только один раз» (Пост. Апост., кн. VI, 18); но при императоре Юстиниане дозволено было избирать из тех и других и притом ранее 40 лет, хотя действительное служение поручалось им по достижении этого возраста. (IV Всел, пр. 15; Юстиниан новел. 123); лишь женщины, отличавшиеся благочестивою жизнью, сразу назначались в диакониссы без всякого испытания. Обязанности диаконисс заключались в следующем: 1) они приготовляли женщин к крещению, 2) помогали служителям церкви при самом крещении женщин, 3) исполняли разные поручения епископа касательно женщин, – посещали больных и впавших в несчастия, 4) наблюдали за благочинием в храме среди женщин и детей. 4875 Св. Евпраксия скончалась около 413 г.: когда Евпраксия, написав царю письмо с отречением от брачного союза, избрала еще строжайшие прежних подвиги, ей было 12 лет, царь около того времени умер в 395 г.; Евпраксия же скончалась 30 лет, подвизаясь еще 18 лет, отсюда 18†395 дают 413 г. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Житие Антония Печерского 10 июля. их совершает церковь под 2 мая. в Киеве. упоминаемый Летописью с 1182 по 1197 гг. Житие преподобной девы Евпраксии Великий — император 379–395 гг. мегарская колония, основанная в 658 г. до Р. Хр. на европейской стороне Босфора; замечательная по своим удобствам бухта Золотого Рога и господствующее положение на узком проливе, соединяющем Черное море с Мраморным, обеспечивали за ней важное торговое и промышленное значение. Император Константин Великий, оценив выгоды положения Византии, перенес сюда (в 330 г.) столицу Римской империи, благодаря чему Византия приобрела всемирно-историческое значение; она прервала связь с прошлым и стала называться Константинополем, Новым Римом. мера веса около фунта. были уже во времена Апостолов. Апостол Павел в послании к Римлянам (16:1) упоминает о Фиве, бывшей «служительницею церкви Кенхрейской»; в послеапостольское время о диакониссах упоминают часто соборы (I Всел., прав. 19; IV Всел., прав. 15; VI Всел., прав. 14), а также отцы и учители церкви и императоры в своих законах (Юстиниан, новел. 3, 6 и 123). В диакониссы сначала избирались преимущественно девы, а из вдов лишь «верные и благоговейные, бывшие замужем только один раз» (Пост. Апост., кн. VI, 18); но при императоре Юстиниане дозволено было избирать из тех и других и притом ранее 40 лет, хотя действительное служение поручалось им по достижении этого возраста. (IV Всел, пр. 15; Юстиниан новел. 123); лишь женщины, отличавшиеся благочестивою жизнью, сразу назначались в диакониссы без всякого испытания. Обязанности диаконисс заключались в следующем: 1) они приготовляли женщин к крещению, 2) помогали служителям церкви при самом крещении женщин, 3) исполняли разные поручения епископа касательно женщин, — посещали больных и впавших в несчастия, 4) наблюдали за благочинием в храме среди женщин и детей. Евпраксия скончалась около 413 г.: когда Евпраксия, написав царю письмо с отречением от брачного союза, избрала еще строжайшие прежних подвиги, ей было 12 лет, царь около того времени умер в 395 г.; Евпраксия же скончалась 30 лет, подвизаясь еще 18 лет, отсюда 18+395 дают 413 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Житие святой Олимпиады диакониссы 379–395 гг. император, между прочим, носил титул «епископа внешних дел церкви»; слово епископ в переводе с греческого значит надсмотрщик, наблюдатель, надзиратель. заботами о спасении души. Константинопольский 381–397 гг. были уже во времена Апостолов. Апостол Павел в послании к Римлянам (16:1) упоминает о Фиве, бывшей «служительницею церкви Кенхрейской»; в послеапостольское время о диакониссах упоминают часто соборы (I Всел., прав. 19; IV Всел., прав. 15; VI Всел., прав. 14), а также отцы и учители церкви и императоры в своих законах (Юстиниан, новел. 3, 6 и 123). В диакониссы сначала избирались преимущественно девы, а из вдов лишь «верные и благоговейные, бывшие замужем только один раз» (Пост. Апост., кн. VI, 18); но при императоре Юстиниане дозволено было избирать из тех и других и притом ранее 40 лет, хотя действительное служение поручалось им по достижении этого возраста. (IV Всел, пр. 15; Юстиниан новел. 123); лишь женщины, отличавшиеся благочестивою жизнью, сразу назначались в диакониссы без всякого испытания. Обязанности диаконисс заключались в следующем: 1) они приготовляли женщин к крещению, 2) помогали служителям церкви при самом крещении женщин, 3) исполняли разные поручения епископа касательно женщин, — посещали больных и впавших в несчастия, 4) наблюдали за благочинием в храме среди женщин и детей. 13 ноября. находился на полуострове Пропонтиды (Мраморного моря) Арктониссе. город в области Вифинии на берегу Мраморного моря, в северо-западной части Малой Азии. Св. Олимпиада была заточена в Никомидии в 405 г. св. Иоанна Златоуста дошли 17 писем к Олимпиаде. 409 года, 25 июля. первый патриарх этого имени в Константинополе в 610–638 гг. Житие преподобного отца нашего Моисея Угрина из Венгрии. Название угры-венгры могло явиться в русском зыке приблизительно в начале IX b., когда русские славяне впервые встретились с мадьярами; очевидно тогда в русском языке еще существовал носовой звук и слово произносилось «нгр»; отсюда объясняется и нынешнее венгр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Нижеисчисляемые законы относим к числу изложенных по тексту частью толкователей на правила, частью – Номоканона Фотиева и Вальсамоновых на него схолий – на том основании, что текст их, какой они имеют в Синтагме, сравнительно с текстом их первоисточников, имеет отличия, иногда довольно значительные, иногда же содержит в себе такие варианты, которые, при всей своей незначительности, несомненно свидетельствуют о прямом и непосредственном источнике их заимствования. Из законов гражданских, изложенных в Синтагме по тексту их в толкованиях Вальсамона на церковные правила встречаем: 1) в отделе буквы «α» в гл 13-й, § 6-й (из предисловия к Нов. Юстиниана CXLIII), – изложенный буквально по толкованию на правило 92 собора Трулльского (ср. Corp. Jur. Civ. v. II. Imperat. Just. Augusti Nov. Constitut. p. 292 и Patr. Curs. Compl. t.137, p. 829): 2) в отделе буквы «γ» гл. 13-й § 8-й (из гл. 11 Новел. Юстин. CXXXIV-й); изложен буквально по толкованию на правило 48 св. Василия Великого (Ср. Corp. Jur. Civ. v. II, p. 282 и Patr. Curs. Compl. t.138,p. 732): 3) § 1-й гл. 29-й буквы «γ» (XXXI Lib. Basil, tit. VI. с. 4), – излож. по толкованию на пр. 33 св. Вас. Велик. (Ср. Bas Lib. ed. Heimb. tom. III, p. 521 и Patr. Curs. Compl. t. 138, p. 697): 4) в отделе буквы «δ», гл. 9 (7): а) § 9 (из гл. 6 Новел. Юстин. CXXXI), – по толкованию на 17-е правило IV Всел. собора (Ср. Corp. Jur. Civ. v. II, p. 271 – 272 и Patr. Curs. Compl. t. 137, p. 452); б) § 11-й– по толкованию на прав. 4 соб. Сардик. (Patr. Curs. Comp. t. 137. p. 1437); в) § 12, – по толкованию на прав. 121 (134) соб. Карф. (Р. С. С. t 138, р. 389), г) в той же главе в отделе: «об избранных судьях», § 1-й, – по толкованию на пр. 123 (136) соб. Карф. (ibid. р. 379 et. sq.); – § 3-й, – по толк, на 15 пр. соб. Карф. (ibid. р. 73): 5) в отделе буквы «ε»: а) гл. 1-й § 1, – по толкованию на пр. 20 св. Апостол (Р. С. С. t. 137, р. 80); б) гл. 21, § 1-й, по толкованию на пр. 38 соб. Трулльского (ibid. р. 645–648): 6) в отделе буквы «κ», гл. 23, § 4, – по толкованию на пр. 4 св. Григория Неокесарийского (ibid. tom. 138, p. 533):

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

129 Житие ее – в Четь-Минее, ноября 9. Метафрастово, очень недачное сочинение ар. Syrium 8 Novemb. Славянский старинный перевод у Царского 398. 614. Более полезны – канон Иосифа песнописца пр. Матроне и сказание Менолога. 130 Память преп. Вассиана октября 10. Краткое известие о нем в Менологе Basnagii р. 478. В Прологе ноября 9: «св. Василий» – ошибка. 131 Менолог Василия под 8 ноября: «св. Матрона была из Пергии Памфилийской и жила при императоре Льве. Когда от мужа родила дочь, пришла с ним в Константинополь, будучи 15 лет. Здесь, пользуясь дружеством с девою Евгениею, подражала житию ее, никогда не отходила от церквей Божиих. Разжженная еще более сильною любовию к Богу, чем та, когда услышала Евангельские слова: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет, отдала дочку свою на воспитание благочестивой женщине. Оставив супруга и надев на себя одежду мужчины, вступила в монастырь св. Вассиана и приняла монашество. Когда же здесь была узнава, как женщина, святый послал ее в Иерусалим. После нескольких годов возвратясь в Константинополь, проводила жизнь уединенную и так скончалась». 134 Имп. Юстиниана новелла 117, § 8–13. Новел. 123, § 40. Новел. 127, § 4. Новел. 134, § 10, 11. П. Фотия Syntagma canonum in 71. Specilegii Bomani p. 419–421 ed. Romae 1842. Неволина ист. гражд. заков. I, 172. 173. Свб. 1853. Св. Назианзен писал: «закон дает развод по всякой вине; во Христос – не по всякой, а дозволяет мужу отделиться от жены только прелюбодейной» Orat. XXXI. Блаж. Иероним, после того, как привел слова Спаснтеля о разводе, говорит: «иные законы императора, другие – Христовы; иное говорит Пипиниан, другое предписывает нам Павел». Ер. 89 de morte Fabiolae. 135 Патерик сборный под знам. М. гл. 25. Пролог мая 1. Пр. Марк, рассказывавший об этом событии, был основателем обители Марковой, находившейся в столице, близ храма м. Агафоника. Дионисий, игумен обители Марковой, подписался под определением собора, бывшего при п. Мине († 552 г.). Du-Cangii Const Chr. p. 158. Кажется, преп. Анна и сын ее Иоанн, поминаемые церковию июня 13, в Прологе без жития, – те самые лица, которые найдены были на острове.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке. Делегация синайских монахов обратилась к императору Юстиниану I с просьбой построить на Синае укрепленный монастырь для защиты иноков от кочевников. Император Юстиниан отправил на Синай чиновника, который выстроил церковь в Аджруде у Суэцкого залива, монастырь святого Иоанна Предтечи в Раифе и монастырь Неопалимой Купины у подножия горы Синай. На вершине горы Синай возведена небольшая церковь в честь Преображения Господня или, по другой версии, Святой Троицы. Однако местоположение монастыря, находившегося в долине между горами, было признано Юстинианом неудачным. Со склона соседней горы святой Епистимии простреливался внутренний двор обители. После этого Юстиниан послал на Синай другого чиновника. Ему было приказано взять с собой сотню рабов из Фракии с семьями, еще 100 человек из Египта и поселить их рядом с монастырем для его обслуживания и охраны. Они были размещены к востоку от обители в укрепленной деревне (впоследствии Дейр-эль-Абид). Наместнику Египта предписывалось выделять на содержание монастыря по 3 фунта с каждого модия пшеницы, проходящего через египетские таможни. Современные стены монастыря, сложенные из крупных блоков красного гранита, базилика Преображения Господня и ряд других построек обители восходят к VI веку. Над главными монастырскими воротами сохранилась надпись: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царем ромеев Юстинианом на вечное поминовение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нем игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527». Строительство базилики было завершено между 548 и 565 годами. Надпись на одной из ее балок сообщает имя архитектора Стефана из Айлы. Монастырское предание приписывает Юстини ану возведение в епископский сан игумена монастыря и дарование обители особых привилегий. Позднейшие церковные историки утверждали, что власть Синайского епископа была ограничена, он не мог посягать на самоуправление монашеского сообщества. Символом этого ограничения было соборное решение запереть архиерейский горний престол в монастырской церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1870. Июль-Сентябрь. Книга третья I. Исследования Княжеская и докняжеская Русь. Василия Пассека II. Материалы отечественные Журнал пребывания Его Величества, Короля Польского, Станислава Августа, в Гродно, в 1795–1796 годах, веденный Приставом при нем, Генерал-Поручиком Графом Ильей Андреевичем Безбородком. Извлечен из Архива Виленского Генерал-Губернатора М.Ф. Де Пуле III. Материалы Славянские Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким и издан-ные О.М. Бодянским. Часть Третья: разночтения и дополнения Оглавление к русским народным песням, собранным П.В. Шейном IV. Материалы иностранные Материалы для истории России, извлеченны из рукописей Британского Музея в Лондоне Н.И. Стороженком. С предисловием О.М. Бодянского V. Смесь Православный монастырь Житомысляч в Герцеговине. Н. Иларионова Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске в Верб-ное Воскресение. Протоиерея Алексея Сулоцкого Дело Гадяцкого Полковника, Михаила Милорадовича, с Генеральным Судьей, Иваном Чернышом 1716 года. С предисловием О.М. Бодянского Страдальческая кончина М.М, Путилова в 1773 году О взятках, взяточниках и доносчиках. И.П. Липранди Московский Митрополит Филарет в письмах своих к равным лицам. Н.В, Сушкова Объяснения. О.М. Бодянского Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1870. Октябрь-Декабрь. Книга четвертая I. Исследования О соборном управлении в Христианской Церкви. С предисловием О.М. Бодянско-го Сочинения Блаженного Феофилакта Болгарского , Архиепископа Первой Юстини-аны. Д. Члена Архимандрита Леонида Последний Патриарх Болгарского Царства, Блаженный Евфимий, и его сочинения. Д. Члена Архимандрита Леонида II. Материалы отечественные Олонецкий монастырь Клименцы, с приписными к нему пустынями, Царскими и Иераршими грамотами. Соревнователя Е.В. Барсова III. Материалы славянские Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким и издан-ные О.М. Бодянским. Часть Третья. Разночтения и дополнения: Думы господарские и скотарские, нравственно-поучительные и религиозные

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец Г. Примечания, в которых представляются суждения о разных предметах, удовлетворяющие одной любознательности. Так в прим. к 13 пр. Петра Алекс. говорится о причинах убиения Иудеями Захарии, отца И. Предтечи; в 3-м Афанасия Великого – о подлинности, содержащейся в 8-й гл. Иоаннова Евангелия, истории о жене, ятой в прелюбодеянии; в 7-м Григория Нисского – о причинах продолжительного неразложения некоторых тел в земле; в 63-м Апост. о причинах запрещения употреблять в пищу кровь животных; во 2-м Дион. Алекс. – о причинах, по которым как Моисеевым законодательством, так и правилами христианской церкви признаются нечистыми женщины во время очищений, равно и прикасающиеся к ним в это время; в 89-м 6-го – о причине употребления в праздник Пасхи красных яиц. Вот что говорится в Пидалионе в объяснение этого обычая; «много неосновательного (δσποτα) говорят об этом предмете. Но мудрый (σοφς νρ) Паисий Газский в своих ответах Русскому царю говорит: как только Евреи произнесли слова: кровь Его на нас и на чадах наших, тотчас же все, что было у них в домах, окрасилось в красный цвет, а, следовательно, и яйца. Это чудо, говорил Паисий, известно из древнего предания, и в воспоминание его то мы и употребляем красные яйца в день Воскресения». 4) Соглашения кажущихся противоречий. Издатели Пидалиона в примечаниях излагают, так сказать, остальные соглашения правил, кажущихся противоречащими одно другому, те, которые не вошли в состав толкований и симфонии, и потому число их здесь незначительно. Между ними есть соглашения, взятые: а) из Зонариных толкований, как соглашение 12-го пр. 6-го Соб. с 5-м пр. Апост., 59-го пр. 6-го Соб. с 31-м того же Собора, 19-го 7-го с 2-м 4-го, 20-го Сард. с 8-м того же собора, 12-го Карф., с 4-м Антиох. (почти буквально), 1-го Афан. с мнением Вас. Великого, 22 Вас. В. с 59-м его же, 73 Вас. Великого с мнением других отцов. б) из Вальсамоновых толкований: соглашение 3-го пр. 4-го Соб. с 123 новел. Юст., 40-го 6-го с 18-м В. В., 15 Ант. с 4-м Сардик., 10-го Сард. с 2-м 1-го Соб., 11-го Сард. с 16-м Двукр., 60 Карф. с 1-м Антиох., 1-го Гр. Неокес. с 14-м Петра Алекс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

После того в течение 12 лет пресвитер совершал помазание и крещение без всякого нечистого возбуждения плоти, даже не замечая, что пред ним – женщина. И таким образом скончался». К главе 3 При. Афанасий, подвизавшийся в лавре Саввы Освященного, жил в VI веке. Он отличался даром назидания. См., напр., главу 130-ю Луга Духовного. Киликия – провинция в Малой Азии. Иерусалимский архиепископ Петр, «муж отличных добродетелей», по словам епископа Феодора, занимал патриарший престол в Иерусалиме с 524 до 546 года или, по другому мнению, до 550 года. Монофизитские волнения в Церкви еще не прекращались. Император Юстиниан, по просьбе палестинских иноков, приказал собрать собор в Константинополе, на котором окончательно были осуждены крайние приверженцы монофизитства. Соборные постановления были доставлены иноками Петру, который выслушал и принял их в созванном им в Иерусалиме поместном соборе, почти в присутствии всех палестинских епископов, в 536 году. В древности как мужчины, так и женщины крестились нагими. (Послан. Иоанна Златоуста к Иннокентию. Т. IV, Стр. 596. Августин: «О граде Божием», кн. 22, гл. 6). Перед крещением совершалось, как и теперь, помазание елеем. (Кирилл Иерусалим. Оглаш. 2, § 3. Шестая беседа Иоанна Златоуста на послание к Колос. 200.) При крещении жен, согласно постановлению императора Юстиниана, прислуживали обыкновенно диакониссы (Новел. 6, гл. 6). По правилам апостольским, диакон, при крещении жен, помазывал только чело, после чего совершали помазание диакониссы (Книга 3, гл. 15). Но патриарх не счел удобным поставить диакониссу в помощь Конону, дабы не нарушить обычая, не допускавшего пребывание женщин в обители. Об авве Кононе см. главу 15 «Луга Духовного». Память его 19 февраля. Преподобный Савва Освященный родился около 436 или 437 года в Каппадокии, в селении Муталаске. Восьми уже лет он удалился в обитель прп. Флавиана, в 20 стадиях от Муталаски. Под мирным покровом обители он вырос и развился; там сложились его убеждения и определилось его религиозно-нравственное настроение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

По греко-римским законам такого рода гражданские чиновники лишались должностей и подвергались отлучению от церкви (VII всел. 6. Сравн. 137 Новел. 10 ст.). Что же касается власти поместных соборов, то она для каждой поместной церкви была высшею, хотя всякий такой собор, как собор частной церкви, в своих постановлениях должен был сообразоваться с голосом вселенских соборов, являвшихся в древней церкви высшей административной инстанцией. В частности, как и в современной американско-епископальной церкви, и в древней церкви собор обладал высшей административной, юридическою и учительной властью. В сфере административной он имел право открывать новые епархии (Карф. 100), замещать вакантные епископские кафедры (I всел. 4; VII всел. 3; Антиох. 19, 23 и проч.), увольнять провинившихся епископов, перемещать их из одной епархии в другую (Апост. 14; Антиох. 16), наблюдать за правильным ведением хозяйства в епархии (Апост. 25) и проч. В сфере судебной поместному собору принадлежало право: издавать новые законоположения, поскольку ими конечно не затрагивались полномочия вселенской церкви, решение споров между епископами известной церкви (IV всел. 17), рассмотрение жалоб клириков и мирян на епископов по поводу их противозаконных действий (Ап. пр. 12; IV вселенск. 9) и проч. В сфере учительной поместным соборам принадлежало право подвергать рассмотрению все вопросы христианского вероучения, возникавшие в поместной церкви, каковое решение для этой церкви имело обязательную силу до созвания вселенского собора (Апост. 37), исправление церковно-богослужебных книг и вообще наблюдение за порядком общественного и частного богослужений (VII всел. соб. прав. 6 в Толк. Зонары и Вальсамона) 535 и проч. Утверждая таким образом близость американско-епископальной церкви в рассматриваемом нами отношении к древне-вселенской церкви, вместе с тем следует однако же отметить и некоторые разногласия между ними в том же вопросе. Дело в том, что в генеральных конвенциях, имеющих в этой церкви значение соборной власти, как мы уже видели, решающее значение по всем поступающим на эту конвенцию вопросам имеют с епископами одинаково и миряне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010