Рубеж 40-50-х гг. XVI в. ознаменовался кратковременным возвышением А. и его близостью к Иоанну Грозному, увлеченному идеями гос. преобразований. Собираясь вынести на обсуждение Стоглавого Собора (1551) вопрос о секуляризации монастырских вотчин, царь и его окружение стремились опереться на нестяжателей. В 1550/51 г. епископом Рязанским был назначен архим. Юрьева новгородского мон-ря Кассиан, открытый противник иосифлян (см. Иосиф Волоцкий ). По царскому указу весной 1551 г. А. был рукоположен во иеромонаха и поставлен игуменом Троице-Сергиева мон-ря; старец долго отказывался от игуменства и согласился с крайней неохотой. Перед назначением с А. по приказу царя беседовал в Чудовом мон-ре протопоп Сильвестр , проверяя его благонадежность, тогда А. не был замечен ни в чем предосудительном. А. изложил взгляды нестяжателей в несохранившемся послании Иоанну IV «на Собор» 1551 г. А. был против землевладения мон-рей, но считал, что земли не следует отнимать силой, монахи сами должны отказаться от них. 2 мая на Соборе было принято постановление о вотчинах, ограничившее рост церковного землевладения. По «молебному словеси» А. Иоанн IV приказал перевести из тверской ссылки в Троицкий мон-рь прп. Максима Грека (2-я пол. 1551 или 1547-1548). Во время игуменства А. просил царя за своего товарища по Порфириевой пуст. прп. Феодорита. К этому времени игум. Феодорит был изгнан из основанного им Троицкого мон-ря монахами, не выдержавшими сурового устава, введенного преподобным. Феодорита вызвали в Москву и в нач. 1551 г. поставили архимандритом Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале. Как и на Коле, архим. Феодорит стал вводить нестяжательный устав, по словам Курбского, заставляя жить суздальских монахов по «Книге о постничестве» свт. Василия Великого. Приблизительно в то же время А. писал Иоанну IV, что «святии отци уставляют жити» по «Книге о постничестве» Василия Великого, и советовал царю читать ее «со прилежанием всяким» (РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 1388, 1440). Нестяжатели видели в этом сочинении наилучшее руководство к совершенной иноческой жизни. Очевидно, не без влияния А. еретик Феодосий Косой , отвергавший всю святоотеческую лит-ру, признавал «Книгу о постничестве». В кон. 1551 г. А. самовольно оставил Троицкий мон-рь и возвратился в Порфириеву пуст. Причина ухода заключалась в противоречии между взглядами А. и жизнью одного из крупнейших мон-рей России. Близкие А. старцы объясняли его поступок именно так: «Его силно царь и государь на игуменьство взял… а он-де… видит, что душе его не в пользу игуменьство, и того ради игуменьство оставил, хочет себе внимати… и от своею руку питатись, пищею и одежею доволитися» (ААЭ. Т. 1. С. 249). Курбский сообщает, что А. пришлось оставить игуменство «многаго ради мятежу и любостяжательных… мнихов» (РИБ. Т. 31. Ч. 1. Стб. 335).

http://pravenc.ru/text/76378.html

В вышедшей из скриптория Псково-Печерского мон-ря 3-й Псковской летописи упомянуты имена практически всех духовных лиц, присутствовавших на торжествах, к-рые были устроены в Ивангороде и Нарве по царскому повелению; это может лишний раз указывать на причастность к созданию летописи игумена Псково-Печерской обители прмч. Корнилия - непосредственного участника событий: «А по т образы чюдотворныя царь и великии князь велл богомольцу своемоу архиепископоу Пиминоу послати из Новагорода юрьевского архимандрита Варфоломея да протопопа з диакономъ, а изо Пскова печерского игоумена Корнилья да святыя Троица (Троицкого собора в Псковском кремле.- Авт.) протопопа Илариона да протодиякона Ивана в Роугодиво: и по его государеву наказоу около градовъ Иванягорода и Ругодива со кресты ходили, и молебны пли, и церкви свящали» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. C. 236; то же - Там же. Т. 4. С. 310). В Никоновской же и Новгородской II летописях на торжествах упомянуты только присланные свт. Пименом новгородцы - архимандрит Юрьева мон-ря и протопоп собора Св. Софии, имена обоих не приведены (Там же. Т. 13. С. 295). В свою очередь псковский хронограф далее сообщает о перенесении икон в Вел. Новгород (очевидно, тем же собранием духовных лиц: «…и за тми образы и до Новагорода послдовали»), где близ города «архиепископъ Пимин съ всм священным собором и з боляры и со гражданы стртили т образы оу скуделницы» (Там же. Т. 5. Вып. 2. C. 236; то же - Там же. Т. 4. С. 310). Повествование продолжено в Новгородской II летописи (кон. XVI - нач. XVII в.); сообщается, что 23 июля, в субботний день, иконы прибыли в Вел. Новгород. Также есть уточнение о том, что привез их архимандрит Юрьева мон-ря (без имени) и после встречи икон свт. Пименом, архиеп. Новгородским, «со всем собором со множеством народом» иконы были внесены в собор Св. Софии и положены «на налои»; в Вел. Новгороде иконы пребывали 3 дня, а затем были отправлены в Москву: «…того же месяца июль 26 вторник поехал архимандрит Юрьевскои к Москве повез иконы те, кои привезли из Ругодиво… к царю государю великому князю» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2564680.html

К 1574-1595 гг. относятся документы, тематически связанные с Н. С. м., они сохранились в составе монастырской копийной книги кон. XVII в. (НГОМЗ. 11217; см.: Тихомиров М. Н. Рукописи Новгородского музея//НИС. 1939. Вып. 5. С. 28. 82). Среди них следует отметить жалованную грамоту царя Феодора Иоанновича, выданную игум. Ионе и строителю Варлааму на устроение соляной варницы в Ст. Руссе с освобождением Н. С. м. от «лубничной» пошлины (20 дек. 1586), а также грамоты того же правителя о приписке к Н. С. м. Богоявленского мон-ря на р. Веряже (12 сент. 1587) и о пожаловании Н. С. м. вотчины приписного Троицкого мон-ря на Исаде (10 янв. 1589); обе грамоты подтверждены царем Борисом Годуновым 11 янв. 1599 г. ( Анкудинов, Баранов. 2003. С. 348-349. 5-7). Нек-рые документы Н. С. м. 2-й пол. XVI в. (в т. ч. жалованные грамоты царя Феодора Иоанновича) были обнаружены архим. Макарием (Миролюбовым) в б-ке Юрьева новгородского мон-ря. В 1582 г. царь Феодор Иоаннович освободил Н. С. м. «от ямских податей и приметных денег и зелейной и котельной поделки, от городового дела, от найма подмоги охотникам, от полоняничных денег и подъема архиепископов, от татарского корма и от иных государевых податей», в 1584 г. пожаловал ладожскую тоню рыбной ловли на Исаде для поминовения царя Иоанна IV Васильевича Грозного и царевича Иоанна Иоанновича , в 1587 г. отдал в безоброчное владение (кроме 2 «лубяных» денег) 2 соляные варницы в Ст. Руссе. Царь Феодор Иоаннович также выдал Н. С. м. ободную тарханную грамоту на монастырские вотчины, в к-рой, в частности, говорилось о снабжении игумена подводами при поездках в Москву на день Св. Духа «со святою водою и с просфирою» и на обратный путь «о Дмитриеве дне»; все указанные пожалования подтверждались последующими государями. Мон-рь был ружным. Как следует из царской грамоты 1627 г., в 1589 г. игумену, диакону и пономарю полагалось панихидных и кормовых денег по окладу 9 р. 18 алтын с деньгою ( Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 1. С. 125-127). По жалованной грамоте 1589 г. царя Феодора Иоанновича, к обители был приписан Богоявленский мон-рь с Водской дороги с вотчинами, располагавшимися в Деревской и Обонежской пятинах. В 1586-1591 гг., при игум. Ионе и строителе Варлааме, Н. С. м. принадлежали сады, дворы, амбар и лавка, к-рая являлась собственностью одного из старцев (Вел. Новгород во 2-й пол. XVI в. 2001. С. 61, 69, 102, 177, 187).

http://pravenc.ru/text/2577781.html

Поведский Ю.Н. ”Валдайское приселье”. Историко-краеведческие очерки Проект общины на месте рождения свт. Тихона с 3-престольной церковью на 650 чел., трапезной на 150 чел., «с помещением жилья… а также приемных и рукодельных зал» был составлен архитектором Мин-ва гос. имуществ и юстиции акад. А. А. Редковским († 1887) не позднее 1863 г., утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и Высочайше одобрен (Отчет Имп. АХ c 1 сент. 1863 г. по 4 нояб. 1864 г. СПб., 1865. С. 66). Главное каменное здание мон-ря строилось в 1865-1871 гг., в середине корпуса соорудили каменный 2-престольный 5-главый соборный храм с вызолоченными крестами и главкой над алтарем. Главный престол собора был освящен 1 окт. 1871 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение совершил митр. Исидор в сослужении еп. Старорусского Феоктиста (Попова), валдайского архим. Лаврентия, архимандритов боровичского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Виталия и Юрьева новгородского мон-ря архим. Иоакима. Юж. престол был освящен во имя свт. Тихона 2 окт. того же года еп. Феоктистом. Общая композиция и декоративное оформление здания представляет собой пример русского тоновского стиля и отчасти напоминает оформление главного здания (архит. Н. Е. Ефимов, 1849-1861) с.-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова мон-ря. В отделке присутствуют элементы русского стиля и классицизма. Собор по своему объему кубический (длина и ширина - 15,7 м, высота внутри - 15,4 м), был увенчан глухим луковичным пятиглавием c вызолоченными крестами, большая средняя глава на восьмерике поднималась над 4-скатной кровлей на высоту 34,1 м. Еще одна главка возвышалась над 3-частной, с пониженными боковыми объемами алтарной апсидой. С западной стороны к храму примыкала широкая, но более низкая квадратная в плане 3-ярусная трапезная. Над ней возвышалась колокольня (ок. 36 м) с одним ярусом звона и завершением в виде вытянутого шатра со слухами, увенчанного луковичной главкой. Вместе с крытой папертью общая длина здания составляла 32 м. Вход в собор оформлен треугольным фронтоном. Западный фасад разделен на 3 части плоскими лопатками, окна 2-го яруса полуциркульные. Боковые фасады были акцентированы большими 2-частными полуциркульными «флорентийскими» окнами. В зап. трапезной части собора боковые фасады фланкированы более низкими, чем храм, протяженными 3-этажными келейными корпусами в 9 осей, расположенными по линии «север-юг», высотой около 12 м, со 118 окнами. Этажи келий разделены горизонтальной профилированной тягой, по вертикали - лопатками, окна заключены в наличники с лучковыми и полуциркульными (в виде валиков) навершиями. Профилированный карниз келий и собора украшен декоративным поясом. Торцевые части келий в 5 осей были выделены декоративным кокошником по центральной оси. Большие филенки на них в верхних частях, как и на объеме собора, украшены своеобразным «зубчатым» поясом, напоминающим деревянные резные карнизы.

http://sobory.ru/article/?object=17695

Письменные известия о ранней истории Л. м. наиболее полно представлены в Новгородской 4-й летописи, созданной ок. 1430 г. Из летописи известно, что деревянная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1389) после литургии 27 мая 1392 г. сгорела, а в следующем году была выстроена, вероятно в камне; 9 июля 1400 г. в мон-ре умер «владычень брат» (т. е. брат архиеп. Новгородского Иоанна (Стухина) ) Василий; в 1403 г. ц. Пресв. Богородицы «подписана бысть» (т. е. расписана фресками); под 1406 г. к упоминанию Илариона , еп. Коломенского, летописец добавляет, что он «бывъ преже игуменомъ Лисицкои лавры»; в 1410 г. архим. Варлаам в Л. м. построил каменную надвратную ц. прп. Варлаама Хутынского; в 1421 г. «владычень ключник с Лисьи горки» Арсений упоминается в числе 3 кандидатов на архиепископскую кафедру; в 1429 г. др. кандидат на аналогичных выборах - Евфимий II Вяжицкий - был избран архиепископом из игуменов Л. м. Согласно Летописи Авраамки, в 1457 г. в Л. м. «повелениемь владыкы Еуфимия» была построена деревянная трапезная ц. свт. Иоанна Златоуста (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197), а в следующем году заболевший архиеп. Евфимий поселился в Л. м.; в марте 1458 г. он скончался. Агиограф Пахомий Серб писал, что мн. новгородцы, услышав о смерти архиерея, отправились в Л. м., и «вси путие, иже к тому монастырю ведущии, речным быстринам подобяхуся; вси скорбяху и вси тужаху» (Повесть о Евфимии. 1862. С. 21). Под 1496 г. в Новгородской 2-й летописи игумен Л. м. в перечне настоятелей, принимавших участие в ритуальном обходе Новгорода, назван 5-м (после архимандрита Юрьева мон-ря и игуменов Антониева, Хутынского и Вяжищского мон-рей), что определялось, видимо, не богатством, а авторитетом обители ( Бобров. 1991. С. 97). В XIV - нач. XVI в. Л. м. был связан с домом Св. Софии, в мон-ре проживали «владычень брат» Василий и «владычень ключник» Арсений; дважды представители обители являлись претендентами на Новгородскую кафедру. Настоятель Л. м. Иларион, совершивший паломничество на Афон, в 1396/97 г. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (впосл. епископ Коломенский). Прп. Варлаам после него выполнял игуменские обязанности, в 1410-1419 гг. упоминался уже в качестве юрьевского архимандрита. С именем архим. Варлаама связывается создание летописного свода 1411 г. ( Бобров. Новгородские летописи. 2001. С. 111-128). Другой настоятель Л. м., св. Евфимий II, в нояб. 1429 г. стал Новгородским архиепископом, и его участие в создании различных летописных произведений также не вызывает сомнений у исследователей (Там же. С. 160-237; Он же. 2008. С. 124-151).

http://pravenc.ru/text/2110554.html

Феодора (крестильное имя Мстислава, отца В. М.) - на оборотной (к наст. времени обнаружено 60 экз.), к-рые убедительно атрибутируются В. М. Новгородское летописание сообщает о военных походах В. М., они, как правило, были направлены в соседние области, обязанные Новгороду данью: в 1123-1124 гг.- на емь (на сев. побережье Финского зал.), весной 1131 г.- на чудь (вероятно, эстов), зимой 1131/32 г.- снова на чудь, в нач. 1134 г.- еще раз на чудь со взятием г. Юрьева (совр. Тарту). Эти походы В. М. были продолжением новгородской политики его отца и частью военных мероприятий киевских князей в Сев.-Зап. Руси, резко активизировавшихся после временной ликвидации Мстиславом самостоятельности Полоцкого княжества в 1127 г.; так, В. М. участвовал в общерус. войне против Полоцка, в поход 1131 г. он был отправлен отцом вместе со своими братьями Изяславом (Пантелеимоном) и Ростиславом (Михаилом) Мстиславичами, а в поход 1131/32 г. выступил почти одновременно с походом на Литву Мстислава. Благоверные князья Всеволод (Гавриил) и Мстислав Ростиславич. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Благоверные князья Всеволод (Гавриил) и Мстислав Ростиславич. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Нельзя не заметить характерных признаков явно подчиненного положения В. М. в Новгороде по отношению к сидевшему в киевском пригороде, а затем в Киеве отцу: в 1118 г. все новгородские бояре приехали в Киев присягать Владимиру Мономаху и Мстиславу; в 1119 г. В. М. заложил в Новгороде Георгиевский собор Юрьева мон-ря , но грамоту о материальном обеспечении обители ок. 1130 г. (дарение мон-рю вол. Буйце на юге Новгородской земли) издал не он, а его отец, тогда как новгородский князь упоминается в документе только как даритель серебряного блюда. Показателен и брак Мстислава с дочерью влиятельного новгородца Дмитра Завидовича, заключенный уже в новгородское княжение В.

http://pravenc.ru/text/155468.html

В 1786 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, 11 янв. 1787 г. прибыл в столицу. С 1787 по 1791 г. произнес 15 проповедей, 12 из них в церквах Зимнего дворца в присутствии высочайших особ, две - в Петропавловском соборе и одну проповедь в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря. Высочайшим указом от 6 мая 1788 г. И. был назначен членом Святейшего Синода. 21(30?) июня 1788 г. определен архимандритом Юрьева новгородского мон-ря , который посещал лишь во время отпуска и по разрешению, напр., с 3 дек. 1789 по 1 янв. 1790 г.- по собственному ходатайству «для исправления экономических по нему надобностей». 30 авг. 1790 г. И. сослужил при освящении Троицкого собора столичного Александро-Невского мон-ря, во время процессии нес жезл св. блгв. кн. Александра Невского, а после литургии, к-рую возглавлял митр. Гавриил (Петров) , произнес проповедь. 18 мая 1792 г. императорским указом И. был определен на Тверскую кафедру, 22 мая состоялось наречение, а 26 мая в Богородице-Рождественской ц. на Невском проспекте - хиротония И. во епископа Тверского и Кашинского. В епархии И. учредил цензуру проповедей. Согласно его предписанию, консистория избрала по всем городам «ученых цензоров» и составила для них инструкцию, в к-рой рекомендовалось в проповедях избегать «политических предметов», «неприличных из истории примеров» и не намекать на к.-л. конкретное лицо при повествовании о грехах. В 1794 г. И. утвердил эту инструкцию. 28 окт. 1793 г. И. участвовал в совершении таинства бракосочетания вел. кн. Александра Павловича и вел. княжны Елисаветы Алексеевны в Спасском соборе Зимнего дворца (богослужение возглавлял митр. Гавриил). В 1794 г. вышел второй сборник И. «Продолжение поучительных слов» с 10 проповедями 1791-1794 гг., произнесенными в с.-петербургской и петергофской придворных церквах, в Андреевском соборе на Васильевском о-ве. По предписаниям императрицы от 3 дек. 1795 г. участвовал в торжествах по случаю образования Курляндской губ. в г. Митаве, от 10 авг. 1796 г.- Виленской и Слонимской губ. (в Вильне находился в нояб.-дек. 1796 г., когда был вызван имп. Павлом I).

http://pravenc.ru/text/674015.html

Территория Слободской Украины, присоединенная в 1656 г., в церковном отношении также была подчинена патриарху (города Чугуев, Карпов, Хотмыжск, Обоянь, Вольный, Алешня, Каменный, Недригайлов - РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 39). В 50-х гг. XVII в. 4 уезда Новгородской епархии - Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский - были приписаны к вотчинам патриарших Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря (12 мон-рей и 45 приходских церквей в Тверской (см. Тверская и Кашинская епархия ), Новгородской (см. Новгородская и Старорусская епархия ), Полоцкой (см. Полоцкая и Глубокская епархия ) епархиях) и Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря (земли в Каргопольском и Турчасовском уездах) (ПСЗ. С. 286, 367-368, 437-449). Решением Собора 1666-1667 гг. эти земли были возвращены епархиальным архиереям. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. новые города, возникшие на юж. окраинах страны, включены в состав П. о., пополнив пограничную Темниковскую десятину (г. Красная Слобода (ныне Краснослободск), Троицкий острог, Наровчатское городище, а также города Керенск (ныне с. Вадинск), Инсар, Саранск, Корсунь, Пенза, Белополье). К 90-м гг. XVII в. количество новых городов так возросло, что в составе П. о. возникли новые десятины: Пензенская (44 церкви), Верхне- и Нижнеломовская (77 церквей), Саранская, Мокшанская и Починковская (134 церкви), Керенская (28 церквей), Белопольская (17 церквей). В 60-х гг. XVII в. территория П. о. начала изменяться вслед. затяжной епархиальной реформы. Решением Собора 1666-1667 гг. в старых границах была восстановлена Коломенская епархия, создана Белгородская митрополия (см. в статьях: Белгородская и Старооскольская епархия , Курская и Рыльская епархия ), сформированная из земель П. о. (20 городов: Белгород, Курск, Ст. Оскол, Обоянь, Болхов, Карпов, Хотмыжск, Вольный, Алешня, Короча, Яблонов, Нов. Оскол, Верхососенск, Усерд, Ольшанск, Коротояк, Недригайлов, Валуйки, Чугуев, Каменный (МДИР. Т. 2. С. 428)). В 1668 г. произошел обмен землями между П. о. и Суздальской епархией . Близкие к Москве города Таруса, Калуга и Оболенск составили Калужскую десятину П. о. В 1668-1671 гг. Суздальской епархии из П. о. переданы десятина г. Юрьева-Польского, 32 церкви Медушской десятины, 10 церквей в вотчинах Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и 20 церквей в Суздальском у. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 74. Л. 329 об.- 346). В 1672 г. учреждена Нижегородская епархия (см. Нижегородская и Арзамасская епархия ), которой отошли патриаршие города Н. Новгород, Алатырь, Курмыш, Ядрин. За патриархом были сохранены нижегородский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудотворца монастырь .

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г. Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г. К сер. XV в. В. м. был одним из самых богатых и влиятельных наряду с Юрьевым , Антония Римлянина и Варлаамиевым Хутынским мон-рями. В нем существовала книгописная мастерская, устроенная, вероятно, свт. Евфимием. Сохранилась Триодь Постная (РГБ. Ф. 255. 438), в к-рой имеется авторская запись: «Боголюбивому архиепископу Еуфимию Великого Новаграда, а писал поп Дионисие у святаго Николы на Вежищах» (Л. 305-305 об.). Сохранился также исполненный по заказу свт. Евфимия Служебник с миниатюрами (1438-1441) ( Смирнова Э. С. С. 76, 88). В 1464 г. в В. м. свящ. Иона переписал для Юрьева мон-ря Евангелие учительное (собр. РНБ) (Там же. С. 93). В. м. принадлежали обширные владения в Новгородской земле. Согласно писцовым книгам 1582 г., крупнейшие вотчины находились в Водской пятине: Заверяжском, Лузском и Гдицком погостах. В Шелонской пятине В. м. принадлежала вотчина в Сутоцком погосте, в Деревской - в Понедельском и Кременицком погостах, в Обонежской - в Рождественском Вороновском погосте. Почти все деревни и вотчины, находившиеся в Водской и Шелонской пятинах, числились в 1582 г. пустошами (запустение связано прежде всего с Ливонской войной). Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г. В. м. был разорен в 1580 г. войсками Стефана Батория и во время швед. оккупации нач. XVII в. О постройках В. м. в этот период дает представление рисунок 1615 г. участника голл. посольства Антониса Хутеериса (см.: Малков. 1993): здание Никольского собора имело 8-скатное пощипцовое покрытие, к-рое, вероятно, возникло в XVI в. (первоначально кровля была посводовой), стены разделены на 3 части плоскими пилястрами. На рисунке изображены пристроенные по углам собора контрфорсы, крест на главе снесен.

http://pravenc.ru/text/161147.html

Обе редакции жития рассказывают о посещении А. Н. царем Иоанном IV Васильевичем Грозным во время похода на Новгород в 1570 г. По сообщению ранней редакции, царь после беседы со святым дал ему мешок серебра, но блаженный на следующее утро вернул деньги, сказав, что они ночью «вопиют велми» в его келье. Узнав об отказе святого от денег, царь предложил ему села, но тот попросил весь Новгород. Перед походом на Псков царь вновь посетил юродивого, прося его благословения. «Завтра, государь, готов я в путь за тобою»,- ответил А. Н. Это было предсказанием собственной кончины: наутро А. Н. преставился. Погребение с почестями совершил Новгородский архиеп. Александр. Рассказ содержит ряд хронологических противоречий: царь находился в Новгороде с 6 янв. по 13 февр., поход на Псков состоялся 13-20 февр., а преставился А. Н. 12 июля; архиеп. Александр был поставлен на Новгородскую кафедру в 1576 г. (хотя можно предположить, что он участвовал в погребении святого, будучи еще архимандритом новгородского Юрьева мон-ря ). Возможно, встреча А. Н. с царем произошла летом 1572 г. 31 мая этого года царь вместе с новой женой Анной Колтовской, сыновьями и двором прибыл в Новгород и жил здесь 2 месяца, пребывание царя сопровождалось новыми казнями. Не только казни, по сообщению поздней редакции жития, привели к столкновению между государем и подвижником. 13 марта 1570 г. на Торговой стороне Новгорода, где стоял Арсениев мон-рь, началась расчистка места для строительства «государева двора». Иоанн Грозный пришел к А. Н. с щедрыми дарами, желая, чтобы тот удалился. А. Н. не принял дары, обличив царя словами: «Многих неповинных души послал ты в Царствие Небесное». Царь смирился перед подвижником и не тронул его и мон-рь. (Предположению о встрече царя с преподобным в 1572 противоречит то обстоятельство, что царь в этот приезд не намеревался идти во Псков.) По версии поздней редакции жития, последние годы жизни А. Н. провел в затворе в основанном им мон-ре, где и был погребен, над местом погребения А. Н. поставили каменную часовню ( Барсуков. Стб. 59), затем ц. в честь Рождества Христова. А. Н. был весьма почитаем среди новгородцев. Первое из чудес, описанных в житии ранней редакции, рассказывает о спасении жены благочестивого новгородца Ивана Мартынова. Переправляясь через Волхов на плоту, она поскользнулась и упала в воду. Сильным течением ее затянуло под плот, в отчаянии женщина взмолилась А. Н., пообещав ежегодно совершать ему молебны, и неведомо как оказалась на др. плоту ( Шляпкин. С. 4-5).

http://pravenc.ru/text/76310.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010