К северо-восточному углу церковной ограды примыкает отдельно огороженный участок с кладбищем. К востоку от Троицкой церкви показаны еще две постройки – часовни. Одна – поставленная над кельей-землянкой основателя монастыря, другая – надкладезьная, расположенная на берегу озера. На запад от церковной ограды обозначена тропа, ведущая к небольшому Заднему озеру, соединенному с Юрьевым озером Новой речкой. Здесь на чертеже показан крест, поставленный на месте избиения Диодора одним из недовольных монахов, завершившегося чудесным выздоровлением Преподобного и прощением виновного. Прежде чем рассматривать два другие чертежа, где церковь показана более подробно, обратимся к материалам натурного обследования. Сейчас бывшая деревня Юрьева гора не менее труднодоступна, чем раньше. В декабре 2007 г. с помощью сотрудников национального парка «Водлозерский» автору удалось побывать на месте. На берегу стоит несколько жилых и подсобных строений, оставшихся от деревни. Церковные постройки утрачены, но в некоторых местах можно обнаружить их следы. Местоположение домов причта угадывается ориентировочно. Возвышение – «Юрьева гора», куда от берега ведет тропа, по склонам окружено искусственным валом, высотой не более метра, очевидно, бывшим основанием ограды, правда отнюдь не прямоугольных очертаний. На вершине – ровная площадка с остатками нижних венцов, очерчивающих план церкви. На месте алтаря – простой деревянный крест на небольшом срубе, поставленный в 2000 г. сотрудниками парка и жителями бывших на Илексе деревень. В мае 2004 г. исследователем-энтузиастом В.И. Казаковым были произведены обмеры основания церкви. Им же была идентифицирована яма на восточном склоне, как остаток часовни, стоявшей на месте кельи-землянки, где обнаружен частично сохранившийся нижний венец размером примерно 3 х 3 м. Также были найдены следы еще нескольких строений, в частности восьмигранный в плане венец (в поперечнике около 4 м) на берегу Новой речки, очевидно, оставшийся от креста-часовни на месте избиения Диодора. Наибольший интерес представляют обмеры нижних венцов церкви.

http://sobory.ru/article/?object=41551

СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Алтайского и Барнаульского Антония об освобождении монахини Екатерины (Пашковой) от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря в Барнауле по состоянию здоровья и о назначении на эту должность монахини Надежды (Чановой). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить монахиню Екатерину (Пашкову) от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря. 2. Утвердить монахиню Надежду (Чанову) настоятельницей Знаменского женского монастыря в Барнауле с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Архангельского и Холмогорского Тихона о благословении на открытие Богоявленского Кожеозерского мужского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Богоявленского Кожеозерского мужского монастыря на Кожозере (Онежский район Архангельской области) для возрождения в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Новгородского и Старорусского Льва об освобождении иеромонаха Феодора (Тараскина) от обязанностей наместника Свято-Юрьева мужского монастыря в Великом Новгороде по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить иеромонаха Феодора (Тараскина) от обязанностей наместника Свято-Юрьева мужского монастыря в Великом Новгороде. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Рязанского и Касимовского Симона о назначении монахини Сергии (Масляевой) настоятельницей Покровского женского монастыря в городе Михайлове Рязанской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить настоятельницей Покровского женского монастыря в городе Михайлове Рязанской области монахиню Сергию (Масляеву) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона о благословении на открытие Аланского Свято-Успенского мужского монастыря в городе Беслане (Республика Северная Осетия - Алания). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Аланского Свято-Успенского мужского монастыря в городе Беслане (Республика Северная Осетия - Алания) для возрождения в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона о назначении монахини Антонии (Бобылевой) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря в Кабардино-Балкарской Республике.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Прихожане храма Тихвинской иконы Божией Матери побывали в Новгородской епархии июля 2015 Путешествие началось с посещения Варлаамо-Хутынского женского монастыря, куда паломники прибыли под колокольный звон прямо к началу Божественной литургии. После богослужения духовник монастыря иеромонах Макарий отслужил молебен, и все верующие были помазаны святым елеем. Отец Макарий - харизматичный и яркий священник, он нашел возможность сказать каждому слово утешения или вразумления. После посещения монастыря паломники остановились на обед в одном из гостеприимных кафе Новгорода: эта трапеза, как и вся поездка, была организована при содействии муниципального образования " Гражданка " , на территории которого находится храм Тихвинской иконы Божией Матери. МО " Гражданка " также предоставило в безвозмездное пользование комфортабельный автобус, на котором передвигались паломники. Следующим пунктом программы было посещение Юрьева монастыря и Перынского Рождества Богородицы скита. В этих святых местах была организована экскурсия новгородскими экскурсоводами из краеведческого музея, в ходе которой паломникам рассказали не только об истории монастыря и скита, но и всей Новгородской земли. Экскурсоводы любезно напомнили, что само название " Новгород " означает, что был еще и старый город, и продемонстрировали паломникам предполагаемое место, где он находился. Всем запомнилось и то, что суффикс " ище " означает прошедшее время. В частности, городище - означает место бывшего города. Начальник Перынского скита лично встретил паломников. Каждый получил в подарок брошюру, составленную насельниками скита, в весьма оригинальной форме излагающую историю Руси. В Юрьевом монастыре верующие вместе с экскурсоводами и братией монастыря разделили скорбь о том, что до сих пор не была обретена водная жила, которая раньше наполняла колодезь в центре монастыря водой, тем более что жара в тот день стояла изрядная, и пустой колодезь в центре монастыря настраивал на грустный лад. Поклонившись святыням скита и Юрьева монастыря, паломники вернулись в Новгород Великий, где было запланировано свободное время для знакомства с городом.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

1043. Арсения , епископа Архангелогородского и Холмогорского, из архимандритов Троицкаго Макарьева Колязина монастыря, 1773 г. декабря 22, 21 л., 21-й лист чистый, в бумажной цветной обложке. 1044. Афанасия , епископа «Богоспасаемых городов Вологодии и Белаозера», из архимандритов Спасо-Ярославского монастыря, 1726 г. октября 9-го, в четвертку, 14 лл., без переплета. 1045. Афанасия , епископа Тверского и Кашинского, из архимандритов Свято-Троицкия Сергиевы лавры, 1758 г. апреля 23-го, 12 лл., 12 лист чистый, без переплета. 1046. Варлаама , епископа Тобольского и Сибирского, из архимандритов Новоторжского Борисо-Глебского монастыря, 1768 г. октября 5-го, 15 лл., 15 лист чистый, в папке цветной. 1047. Варфоломея , епископа Вятского и Велико-Пермского, из архимандритов Спасо-Ярославского монастыря, 1758 г. июня 19-го, 12 лл., в цветной бумажной обложке. 1048. Вениамина , «епископа Богоспасаемых городов Коломни и Кошири», из архимандритов Печерского монастыря, что в Псковской епархии, 1731 г. 25 июля, в четвертку, 16 лл., 15 и 16 листы чистые, без переплета. 1049. Вениамина , епископа Нижегородского и Алатырского, из архимандритов Спасо-Казанского Преображенского монастыря, 1748 г. августа 14, в цветной папке. 1050. Вениамина , епископа Олонецкаго и Каргопольского, из архимандритов Троицкой пустыни, 1774 г. июля 13-го, 23 лл., 23-й лист чистый, в папке, обтянутой шелковою материею. 1051. Виктора , епископа Олонецкаго и Каргопольского, из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря, 1782 г. июля 3-го, 27 лл., 26-й и 27-й листы чистые, в папке, обтянутой шелковою материею. 1052. Виктора , епископа Переяславского и Бориспольского, из архимандритов Свято-Троицкаго Слуцкаго монастыря, 1785 г. июня 9-го, 18 лл., 18-й лист чистый, без переплета. 1053. Гавриила , епископа Рязанского и Муромского, из архимандритов Троице-Сергиева монастыря, 1726 г. октября 30, в четвертку, 16 лл., без переплета. 1054. Гавриила , епископа «Богоспасаемых городов Суждаля и Юрьева, из архимандритов Рождествена монастыря что в Володимире», 1731 г. 24 ноября, в четвертку, 12 лл., без переплета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXXVII. Епархия Оренбургская Оренбургская епархия учреждена в 1799 г. Двадцать вторая в третьеклассных. Епископы Оренбургские и Уфимские 1. Амвросий Келембет хирот. 13 нояб. 1799 из архим. Юрьева монастыря, а 25 мая 1806 перев. в Тобольск. 2. Августин Сахаров хирот. 10 июня 1806 из архим. Троицкой Петергофской пустыни; 6 янв. 1819 уволен на покой; † 1 янв. 1842, в Варницком Ростовском мнтре. 3. Иннокентий Смирнов 2 мар. 1819 хирот. из архим. Юрьева монастыря, а 22 числа перев. в Пензу. 4. Феофил Татарский 23 мар. 1819 хирот. из архим. Донского монастыря, а 19 мая 1823 перев. в Екатеринославль. 5. Амвросий Морев хирот. 17 июня 1823 из архим. Мценского Петропавловского монастыря, а 1 дек. 1828 перев. на Волынь. 6. Аркадий Федоров 8 дек. 1828 хирот. из архим. Пинского Богоявленского монастыря, а 8 авг. 1831 перев. в Пермь. 7. Михаил 27 сент. 1831 хирот. из архим. Отроча монастыря, а 30 окт. 1835 уволен на покой. (После в Уфе). 8. Иоанникий Образцов 16 нояб. 1835 перев. из Вятки, а 20 нояб. 1849 – в Кавказскую епархию. 9. Иосиф Богословский 20 нояб. 1849 перев. из викариев Московских, а 27 авг. 1853 – в Воронеж. 10. Антоний Шокотов , 27 авг. 1853, из викариев Новгородских, а 17 мар. 1858 перев. в Кишинёв. 11. Антоний Радонежский 15 июня 1858 хирот. из архим. Ростовского Богоявленского монастыря, а 21 мар. 1859 перемещён на ново-учреждённую епархию Оренбургскую и Уральскую. (См. ниже). Епископы Уфимские и Мензелинские 12. Порфирий Соколовский 21 мар. 1859 перев. из викариев Московских, а 13 сент. 1860 перев. в Томск. 13. Филарет Малышевский 13 сент. 1860 перев. из епископов Ковенских (викариев Литовской епархии), а 28 февр. 1869 – в Нижний-Новгород. 14. Пётр Екатериновский , епископ, перев. из Нового Иерусалима 4 апр. 1869. Оренбургская и Уральская Епархия Оренбургская и Уральская епархия, 3-го класса, учреждена 21 мар. 1859, а прежняя Оренбургская наименована «Уфимская и Мензелинская»; сюда перемещён прежний еписк. Антоний Радонежский 314 , а в мае 1861 уволен и поручен ему Новоиерусалимский мнтрь. В 1868 жил в Трегуляеве мнтре. Варлаам Денисов с 6 мар. 1862 член синодальной конторы; 19 мая 1862 перев. из Пермских викариев, а 11 мая 1866 уволен на покой. 9 нояб. 1866 перев. в Чернигов. С 24 апр. 1870 – в Смоленском архиерейском доме. Митрофан Вицинский 9 нояб. 1866 перев. из Екатеринбурга (викарий Пермской епархии). Пётр Екатериновский , бывший викарий Якутский, член Московской синодальной конторы, с 4 апр. 1869. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  ЖУРНАЛ 88 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об освобождении архимандрита Досифея (Даниленко) от обязанностей наместника Свято-Лукиановой мужской пустыни близ г. Александрова Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Досифея (Даниленко) от обязанностей наместника Свято-Лукиановой мужской пустыни близ г. Александрова Владимирской области. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об освобождении иеромонаха Сергия (Горского) от обязанностей наместника Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря г. Юрьева-Польского Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить иеромонаха Сергия (Горского) от обязанностей наместника Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря г. Юрьева-Польского Владимирской области. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о благословении на открытие Свято-Георгиевского женского монастыря в г. Унгены Республики Молдова и о назначении настоятельницей обители монахини Варвары (Матеевич). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Свято-Георгиевского женского монастыря в г. Унгены Республики Молдова. 2) Назначить монахиню Варвару (Матеевич) настоятельницей Свято-Георгиевского женского монастыря г. Унгены Республики Молдова с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония о назначении иеромонаха Никанора (Анфилатова) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Енисейска Красноярского края. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Никанора (Анфилатова) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Енисейска Красноярского края. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о назначении иеромонаха Паисия (Яцко) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Арзамаса Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Паисия (Яцко) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Арзамаса Нижегородской области.

http://pravoslavie.ru/27828.html

3. Подчеркнуть объединяющее значение состоявшейся передачи Якобштадской иконы Божией Матери для укрепления православной традиции в государствах Балтии.   ЖУРНАЛ 88 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об освобождении архимандрита Досифея (Даниленко) от обязанностей наместника Свято-Лукиановой мужской пустыни близ г. Александрова Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Досифея (Даниленко) от обязанностей наместника Свято-Лукиановой мужской пустыни близ г. Александрова Владимирской области. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об освобождении иеромонаха Сергия (Горского) от обязанностей наместника Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря г. Юрьева-Польского Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить иеромонаха Сергия (Горского) от обязанностей наместника Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря г. Юрьева-Польского Владимирской области. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о благословении на открытие Свято-Георгиевского женского монастыря в г. Унгены Республики Молдова и о назначении настоятельницей обители монахини Варвары (Матеевич). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Свято-Георгиевского женского монастыря в г. Унгены Республики Молдова. 2) Назначить монахиню Варвару (Матеевич) настоятельницей Свято-Георгиевского женского монастыря г. Унгены Республики Молдова с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония о назначении иеромонаха Никанора (Анфилатова) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Енисейска Красноярского края. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Никанора (Анфилатова) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Енисейска Красноярского края. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о назначении иеромонаха Паисия (Яцко) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Арзамаса Нижегородской области.

http://patriarchia.ru/db/text/470180.htm...

Льготы, дарованные сею грамотою, утверждены вполне Великим Князем Феодором Иоанновичем 7093 (1585) года, 14 генваря, при игумене Геннадии; о чем сделана на подлинной, описанной выше грамоте особая надпись, за подписом дьяка Богдана Ксенофонтова. Список с грамоты Царя и Великаго Князя Феодора Иоанновича и Царицы и Великой Княгини Ирины, данной игумену Давиду 7106 (1598) года, 18 ноября, об устроении в Валаамском монастыре царскою казною «для раззорения свейскаго» церкви, келлии и ограду по-прежнему; вместе с тем подтверждались права монастыря старинными вотчинами, рыбными ловлями и иным всяким угодьям, пожалованным грамотам «владеть по прежнему». — Дана на Москве за подписом дьяка Бориса Ксенофонтова. Список с грамоты Государя Алексия Михайловича Новгородскому воеводе Князю Василью Григорьевичу Ромодановскому, данной 7185 (1677) года, 11 декабря. — Этою грамотою предписано о колоколе Васильевского монастыря строителю Евфимию с архимандритом Юрьева монастыря и братиею дать суд, из суда разыскать всякими иски до пряма, а по сыску об отдаче того колокола из Юрьева монастыря в Васильевский монастырь учинить по Великого Государя указу и по Соборному уложению и по рассмотренью Ромодановского; и проч. Дана на Москве за подписом дьяка Евстрата Фролова.   Копии с некоторых древних актов Копия с Межевой записки, учиненной Валаамским игуменом Макарием и прочими старцами с посадскими людьми Сванского волока, в 7114 (1606) году, 25 мая, о полюбовном решении возникшего между ними спора о земле и лесе, что они в той «спорной земле и в лесу с теми посадскими людьми полюбовно помирились и межи разъехали и грани учинили и записи полюбовныя промеж собя пописали с обеих сторон». — Далее следует описание самых границ и прочие условия. Запись эта заключена так: «А си грани и ся запись промеж нами во веки, а на то послуси Епископа Корельскаго дьяк Яков Григорьев, сын Руккульской, да государев подьячий третьяк Иван Пентюшин, да Сакульскаго Михайловскаго погоста священник Ефрем Иванов сын, да Василей, а запись писал Валаамскаго монастыря казенной дьячок Иванко Григорьев».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Юрьев монастырь — один из древнейших монастырей России. Основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. В прошлом — духовный центр Новгородской республики, ныне — действующий мужской монастырь Русской Православной Церкви. Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. При монастыре действует трапезная и гостиница. Содержание История [ править править код ] По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году. Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи. В 1125 году Мстислав наследовал престол киевский. Уже став великим князем, он женился на дочери новгородского посадника. В 1130 году он наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, написанная на пергаменте от лица Мстислава и его сына Всеволода, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится в Новгородском музее. При реставрации монастыря в 1990-е годы была обнаружена надпись на штукатурке (в бытовой графике) о посещении Мстиславом Великим (в крещении Феодором) на свои именины Юрьева монастыря: «Конязь былъ на Феодорово дьне Мстиславо». Стены Юрьева монастыря впервые упоминаются в летописи 1333 года. В XII—XIII веках монастырь стал государственным монастырём Новгородской республики, а её глава — новгородский архимандрит — главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных феодалов. После секуляризации монастырских вотчин в 1770-х монастырь потерял значительную часть своих владений и пришёл в запустение.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Юрьев_му...

Следовательно, там ещё до того времени был монастырь. В 1615 году в монастыре были церкви следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, построенная в 1196 году, и при ней три придела: а) Покрова Божьей Матери; б) Св. Николая Чудотворца и Св. Князей Бориса и Глеба; 2) ЦЕРКОВЬ во имя св. Леонтия, Епископа Ростовского, с трапезой. В настоящее же время существуют: 1) посреди монастыря ЦЕРКОВЬ во имя Св. Афанасия и Кирилла каменная о пяти главах. Церковь сия первоначально построена в 1196 году, как выше сказано, а в 1754 году разобрана по нижние окна и надстроена так, как и теперь находится. В 1756 году, Января 17, освящена Юрьева монастыря Архимандритом Павлом и пристроен к оной с северной стороны придел во имя Св. Леонтия, Епископа Ростовского. Придел этот освящён в 1756 году, Октября 1, Иверского монастыря Архимандритом Дамаскиным, с южной и западной стороны приделана паперть. В 1792 году иждивением Игумена монастыря сего Порфирия Симонтовского в паперти южной устроен храм во имя Преподобного Арсения Новгородского, коего и св. мощи в оном почивают. В 1793 году, Сентября 4, придел этот освящён Юрьева монастыря Архимандритом Иоакинфом Карпинским. Церковь , приделы, паперть и главы крыты листовым железом; 2) от Соборной к югу ЦЕРКОВЬ во имя Покрова Божьей Матери с трапезой, папертью и колокольней, при входе в оную каменная же, построена в 1753 году и в 1754 году, Января 22, освящена Иверским же Архимандритом Дамаскиным. Церковь сия в 1803 году при Игумене Афанасии Савинском покрыта железом; 3) КЕЛЬИ Настоятельские в два этажа и братские при воротах монастырских в один этаж каменные. 4) ОГРАДА кругом монастыря была деревянная, но в 1807 году при разлитии рек разнесло оную водой; ныне же строится вновь каменная. 5) К сему монастырю принадлежит упразднённый Ситецкий Андреевский МОНАСТЫРЬ, отстоящий к югу в полутора версте (см. о нём в своём месте). Из достопримечательнейших вещей в этой обители имеются: 1) в Соборной церкви, к северной стене под аркой в деревянной резной и золочёной раке – ЧАСТЬ СВ. МОЩЕЙ Афанасия, Архиепископа Александрийского, укреплённая в деснице образа Святителя сего, изображённого на верхней деке; над ракой сень резная золочёная;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010