Василий Ермолин заново сложил своды храма, но добиться прежней горделивой торжественности собора ему не удалось. В своем нынешнем виде Георгиевский собор кажется массивным и грузным, как бы врастающим в землю. Существующая сейчас огромная луковичная глава и широкий тяжелый барабан давят на и без того приземистый кубический объем храма. Несмотря на кажущуюся массивность, храм очень невелик и полностью сохраняет размеры первоначальной постройки 1152 года - времен Юрия Долгорукого. Внутри храм очень просторен. Этот простор достигнут за счет того, что столбы, на которые опираются своды собора, широко расставлены и придвинуты к стенам. С пространством храма сливается помещение алтаря, отделенное невысокой алтарной преградой с каменным резным Деисусом. В соборе сохранилась усыпальница строителя храма - князя Святослава Всеволодовича, пережившего татарское нашествие и умершего в 1352 г. Но, конечно, интерьер собора не идет ни в какое сравнение с убранством его фасадов. На серебристо-желтых белокаменных стенах можно бесконечно любоваться причудливым хаосом каменной резьбы и скульптур. Многолетние исследования специалистов - искусствоведов и реставраторов - сегодня позволили практически полностью раскрыть первоначальный замысел строителей собора и восстановить первоначальную систему резьбы Георгиевского собора. Главными композициями, украшавшими фасады собора, были " Преображение " , " Троица " и " Семь отроков эфесских " - на западном фасаде, " Распятие " , " Три отрока в пещи огненной " и " Даниил во рву львином " - на северном, " Вознесение " , " Богоматерь Оранта " и " Вознесение Александра Македонского " - на южном фасаде. В пролетах аркатурного пояса находилась целая вереница фигур святых - этот прием напоминает готические соборы Европы. На северном фасаде изображены святые воины-покровители князей владимирской династии (характерно, что среди них нет патрона князя Константина Ростовского, сына Всеволода Большое Гнездо - родичи не простили, что Константин в битве на реке Липице выступал против своих братьев). Здесь же находится большой рельеф Георгия Победоносца, небесного патрона князя Юрия Долгорукого - основателя Юрьева. Святой Георгий изображен в воинских доспехах, с копьем и миндалевидным щитом. На щите - эмблема владимирской княжеской династии: вздыбленный барс.

http://sobory.ru/article/?object=00203

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАНИЯ ( 1406/07, Торжок, ныне Тверской обл.), мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), Вяземская, Новоторжская, супруга вяземского кн. св. Симеона Мстиславича . Источники Мц. Иулиания Вяземская. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Торжке) Мц. Иулиания Вяземская. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Торжке) Рассказ об убийстве кн. Симеона и его супруги по приказу новоторжского (бывш. смоленского) кн. Георгия (Юрия) Святославича содержится в Софийской I летописи старшего извода (1-я четв. XV в.), в московских летописных сводах 2-й пол. XV - нач. XVI в. О гибели вяземских князя и княгини рассказывается также в лит. повести, известной в 3 редакциях (изд.: Скрипиль. 1940. С. 170-175). По мнению М. О. Скрипиля, старшая редакция, читающаяся в «Книге степенной царского родословия» ,- «О великом князе Юрье Светославиче Смоленском, и о князе Симеоне Мстиславиче Вяземском, и о княгине его Ульяни, иже мученически скончашеся» (далее - «Сказание о Юрии Святославиче») - была написана между 1530 и 1533 гг. для Степенной книги. В центре повествования - судьба кн. Георгия Святославича. «Сказание о Юрии Святославиче» состоит из 4 частей: родословная князя и изложения обстоятельств взятия Смоленска Литовским вел. кн. Витовтом в 1404 г., описание гибели кн. Симеона и И. в Торжке, рассказ о последующих скитаниях кн. Георгия, о его раскаянии и смерти, сообщение о возвращении Смоленска в Русское гос-во в 1514 г. В основе 1-3-й частей «Сказания о Юрии Святославиче» лежат летописные статьи под 1401, 1404 и 1406 гг., 4-я ч. написана как летописная статья с элементами агиографии. «Сказание о Юрии Святославиче» известно не только в составе Степенной книги, но и в отдельных списках XVII-XVIII вв. В «Сказании о Юрии Святославиче» образ кн. Георгия и связанные с ним события представлены иначе, нежели в летописях. В летописях смоленский князь осуждается за убийство кн. Симеона и его добродетельной супруги, Георгию Святославичу приписываются сговор с Витовтом и сдача Литовскому вел. князю Смоленска. В созданном для Степенной книги «Сказании о Юрии Святославиче» поступки кн. Георгия, близкого родственника Московских вел. князей (брат Василия I Димитриевича звенигородско-галицкий кн. Георгий (Юрий) был женат на дочери Георгия Анастасии), получили иную трактовку: Смоленск был взят литовцами вслед. хитрости Витовта; бывший смоленский князь, скорбя об убийстве кн. Симеона и И., конец жизни провел в покаянии и богоугодных делах.

http://pravenc.ru/text/1237847.html

– Действительно, о ней много написано, но, тем не менее, не будем забывать, что она жила почти 1000 лет назад, и поэтому многие события и ее государственные подвиги во многом заслонили женщину. А ведь она, прежде всего, была именно женщиной, которая управляла боевыми бригадами грубых рыцарей. Это были витязи в тигровых шкурах, с мечами и очень серьезными намерениями. Скажу вам, что Тамар нужно сравнить со святой Жанной д’Дарк, их разделяет всего 200 лет, но по силе, мужеству и святости они схожи. Невероятно себе представить, что Тамар – хрупкая, нежная, красивая и очень религиозная женщина – смогла так преуспеть, объединить Грузию и создать на ее территории христианское государство. Для Кавказа это еще сильнее, чем для Европы. Она разрушила уклад «домостроя» и, может быть, внесла своего рода струю «эмансипации». Вспомним, как она терпела издевательства своего первого супруга Георгия-Юрия (порочного красавца и брутального пьяницы, сына Андрея Боголюбского). Она молилась за него, советовалась с Патриархом, но в результате ее двухлетнего терпения она, проливая слезы, отправила его в изгнание, одарив его несметными сокровищами. В моей книге я описываю Георгия и уделяю ему достаточно много страниц, а милость его жены, ответ ее на его жестокость не имеет границ. Есть глава «Конец Юрия» посвященная его гибели. При всей своей телесной хрупкости Тамар обладала «стальным» характером. Она была как бы обречена на это царство, поставлена Богом для укрепления христианского мира в период после ослабления Византии. Ведь в 1195 году она одерживает победу над иранским султаном Ардебильским, а в 1203 году – над султаном Алеппским (сирийским), что приносит ей великую славу. Но, несмотря на все эти победы, она оставалась царицей прощающей врагов своих. Когда войско повстанцев было уничтожено: « Она не высказала ни одной претензии Чиаберу, чьи войска были разбиты несколько раз. Она послала патриарха Феодора во главе посольства Гугути для мирных переговоров. Во имя Всевышнего и самых священных принципов чести, верности своему слову, родоначальников царства, династии и себя самой, она попросила повстанцев покаяться, разоружиться и прийти для церемонии благодарения и примирения ».

http://pravmir.ru/tsaritsa-tamar-hristia...

Новгородскому еп. Аркадию , который в 1156 г. первым из местных иерархов был избран в Новгороде с участием горожан, пришлось более 2 лет ожидать своей хиротонии, которая состоялась в Киеве 10 авг. 1158 г. По всей видимости, промедление было вызвано как новизной процедуры избрания владыки, так и первоначальным желанием К. видеть на рус. кафедрах своих, а не местных кандидатов. В 1156/57 г. на Переяславскую кафедру (Переяславля Русского) был поставлен Василий (Василец). Черниговским епископом не позднее 1159 г. стал Антоний Гречин, также, вероятнее всего, поставленный К. Возможно, К. поставил и Туровского еп. Георгия - преемника упомянутого последний раз под 1146 г. Иоакима и предшественника хиротонисанного не позднее 1169 г. свт. Кирилла II Туровского . Свт. Константин, митр. Киевский, наставляет еп. Черниговского Антония о своей кончине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 152 об.) Свт. Константин, митр. Киевский, наставляет еп. Черниговского Антония о своей кончине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 152 об.) К. внушал князьям понятие о милости, печаловался о несчастных. В 1157 г. митрополит с духовенством молил княжившего в это время в Киеве Юрия Владимировича не выдавать кн. Ивана Берладника его врагу - галицкому кн. Ярославу. «Он же, послушав их, пусти опять Суждалю окована» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 488). М. Д. Присёлков полагал, что К. канонизировал св. кн. Игоря (Георгия) Ольговича , убитого киевлянами в 1147 г. и погребенного в 1150 г. в Чернигове, однако местное почитание святых в то время не требовало обязательного утверждения в митрополии. 15 мая 1157 г. кн. Юрий Долгорукий скончался в Киеве и был погребен, вероятно с участием К., в Спасской ц. в пригородной княжеской резиденции Берестово. Преемник Юрия кн. Изяслав Давидович в 1158 г. был изгнан из Киева сыновьями кн. Изяслава Мстиславича Ярославом и Мстиславом. В решении вопроса о будущем Киевской митрополии церковные нормы переплелись с семейными обстоятельствами княжеских родов. Изяславичи предложили киевский престол старшему в роде - своему дяде смоленскому св. кн. Ростиславу Мстиславичу . Он выдвинул условие, что Климент Смолятич не будет при нем митрополитом («не хочю Клима у митропольи видети, [зане не] взял благословения от святыя Софья и от Патриарха»). Напротив, Мстислав Изяславич, настаивая на кандидатуре Климента, не соглашался на первосвятительство К.: «Не будет Костянтин в митропольи, зане клял ми отца» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 503; Т. 25. С. 66; основанное лишь на данном тексте мнение нек-рых исследователей, что К. анафематствовал Изяслава, аргументировано недостаточно). В марте 1159 г. князья приняли компромиссное решение просить в К-поле о поставлении нового предстоятеля Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2057012.html

Главным украшением архитектурного комплекса на Свято-Юрьевской горе является конечно же собор Святого Юра архитекторов Бернарда Меретина, Мартина Урбанека и Себастьяна Фесингера. Планировка основания храма представляет собой форму греческого равностороннего креста с правильной подкупольной окружностью по центру. Купол держится на высоких арках. Особенностью храма считают расположение алтарной части на запад, а не на восток, как в большинстве православных храмах. Высота собора - 56 м, длина - 42 м. К величественному зданию собора ведёт двухмаршевая лестница с баллюстрадой, на которой находятся фигурки путти (не ангелы, а т.н. младенцы, которые сплошь встрчаются в католических храмах, построенных в стиле барокко). Кроме того, вдоль лестницы очень много красивых фонарей. Под лестницей есть пещера, в ней - Св. Онуфрий, символизирующий отшельников, некогда живших здесь. Главный фасад украшен пилястрами ионического ордера, пилонную арку которого венчает конная статуя Юрия (Георгия) Змееборца, визуально поддерживаемая святыми Афанасием и Львом (дань фундаторам Атанасию и Льву Шептицким) - произведение величайшего скульптора той эпохи - Иоганна Георга Пинзеля (1707-1761). Доминантой богатого внутреннего убранства собора является алтарная часть, где композиции " Христос Архиерей " , " Распятие " , " Тайная вечеря " , кисти Юрия Радивиловского, обрамляют статуи первосвятителей Аарона и Мелхиседека, созданные скульптором Клеменсом Ксаверием Фесингером. В монастырском ансамбле Святоюрской горы выделяется также колокольня 1828 года, построенная архитектором И. Гаеком. Она была сооружена после сноса деревянной колокольни, украшавшей тогда всё монастырское подворье с момента строительства храма, которая представляла четырёхколонную каркасную конструкцию с шестью колоколами. Единственным уцелевшим напоминанием о старой деревянной церкви стал сохранившийся медный колокол " Дмитрий " , отлитый Яковом Скоры в 1341 году. Он находится в рабочем состоянии и до сих пор является древнейшим на Украине. Новая колокольная башня, расположившаяся с северо-запада от Святоюрского собора, была выстроена на средства Галицкого религиозного фонда в виде четырёхъярусного строения, которое венчал кардинальский крест (в честь первого кардинала, митрополита Михаила Левицкого (1816-1858). А свой нынешний вид квадратная в плане колокольня приобрела уже после реконструкции 1865 года, уменьшившая количество ярусов до трёх и максимально приблизив стиль её архитектуры к остальным зданиям ансамбля.

http://sobory.ru/article/?object=29365

П. Д. был верным вассалом старшего брата, что подтверждают тексты завещаний Василия I Димитриевича. В первом из них (1406-1407) П. Д. фигурирует в роли душеприказчика завещателя вместе с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем Храбрым и можайским кн. Андреем Дмитриевичем (ДДГ. 20. С. 57). В том же статусе он назван в проекте духовной грамоты (1-я пол. 1423) и в окончательном ее варианте (2-я пол. 1423 - 1-я пол. 1424). В них список душеприказчиков пополнен вел. кн. Литовским Витовтом, угличским кн. Константином Дмитриевичем и 2 старшими сыновьями скончавшегося к тому времени серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго. Эти документы были скреплены 5 печатями, в т. ч. сохранившейся печатью П. Д. (ДДГ. 22. С. 62 (проект); 21. С. 59-60, 568-569 (окончательный вариант); см.: Горский. 2017). Следование в делах распоряжениям Василия I Димитриевича († 27 февр. 1425) и преданность его 10-летнему сыну-наследнику вел. кн. Василию II Васильевичу Тёмному П. Д. доказал весной-летом 1425 г., когда активно участвовал с войсками в походе объединенных московских сил против кн. Георгия (Юрия) Дмитриевича, оспаривавшего права Василия II на великокняжеский стол. П. Д. также принял участие в выработке опекунами Василия II (прежде всего митрополитом Киевским и всея Руси свт. Фотием и вел. кнг. Софией Витовтовной ) единой политики в отношении действий кн. Георгия (Юрия) Дмитриевича, к-рая была реализована в рамках посольства свт. Фотия в Галич. Размер территории собственно Дмитровского удела П. Д. не изменялся на протяжении более 70 лет вне зависимости от того, владели ли им удельные князья из московских Рюриковичей (серпуховской кн. Василий Ярославич; кн. Юрий Васильевич; см.: Назаров. 1975) или же вел. князья Московские. В XV в. Дмитров был стратегически важным центром речных и сухопутных коммуникаций (был перевалочным пунктом грузов), обеспечивавшим Москве речной доступ к Верхнему и отчасти Ср. Поволжью (до Ярославля и Костромы), а также по Шексне к Белозерью, вологодским волостям и Подвинью. С этим, видимо, связан масштаб денежных эмиссий П. Д., имевшего, по мнению В. В. Зайцева, собственный монетный двор ( Зайцев. 2004). Выявлено свыше 500 серебряных монет 2 номиналов (деньга и половина деньги) 22 типов и еще большего числа их вариантов, а также неск. медных пулов, охватывающих, по датировке Зайцева, весь период правления П. Д. в своем уделе (Там же). Поступления от торговых и проездных пошлин помогли князю преодолеть тяжелые последствия набега Едигея в 1408 г. и неск. пандемий (1408, 1417-1418, 1425-1427).

http://pravenc.ru/text/2580388.html

Невеля и участвовал на съезде князей, русских и польских в Тернове, в 1262 г.; помотал Волшелгу, князю литовскому, против Миндовга, в 1264 г.; овдовел, в 1265 г.; воевал с Ляхами и разбил их, у Червева, в 1268 г.: ум. во Владимире-Волынском, в 1269 г. Тело его погребено там же в Богородицком храме, кафедральном тогдашней владимиро-волынской «епископии». – Был женат, с 1226 г. на Доораве-Елене Юрьевне (Георгиевне), княжне суздальской 702), от брака с которой оставил сына: Владимира-Ивана, князя волынского 531) и дочь Ольгу ), за Андреем Всеволодовичем, князем черниговским 309). 515. Василько (Василий) Святославич 515. Василько (Василий) Святославич, князь полоцкий, по г. Соловьеву, старший из трёх сыновей Святослава-Юрия (Георгия) Всеславича, князя полоцкого ), от брака с неизвестной, праправнук св. Владимира 54) и Рогнеды 164). – О времени и месте его рождения сведений нет; летописно посажен Полочапами на стол полоцкий, вместо изгнанного ими князя Святополка Мстиславича ), в 1131 г.; выехал на встречу св. Всеволоду Мстиславичу, князю новгородскому 36), сыну Мстислава I Владимировича, великого князя киевского 143), гонителя князей полоцких, шедшему мимо Полоцка, и, забыв великодушно злобу его отца, целовал к нему крест, «яко не поминати, что ся деяло преже сего», в 1138 г.; выдал свою дочь, неизвестную по имени, за Святослава Всеволодовича, князя северского ), в 1143 г. – Время его смерти н место погребения тела не указываются. – Примечание. По г. Соловьеву, князь этот, именуемый у Карамзина Васильком (Василием) Рогволодовичем 512), от брака с неизвестной, оставить, кроме дочери, трех сыновей: Всеслава 592), Брячислава 414) и Володшу (Владимира 569), князей полоцких, – к которым, у Карамзина, прибавлен еще Изяслав, князь полоцкий же 915). – Слич. 512. 516. Василько Юрьевич (Василий Георгиевич) 516. Василько Юрьевич (Василий Георгиевич), князь поросений (на Поросье), средний из трёх сыновей Юрия (Георгия) I Владимировича Долгорукого, князя суздале-ростовского и, троекратно, великого князя киевского 191), от второго брака с царевной греческой, именуемой в некоторых сказаниях, Ольгой, в иночестве Евфросинией 155).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Во-вторых, отцы-Рюриковичи называли своих новых детей именами детей умерших в младенчестве. Так Иван Грозный назвал своего сына Дмитрия (1552-1553) в честь пращура - Дмитрия Донского, а когда тот умер, назвал в честь обоих Дмитриев - и Донского и рано умершего сына, - своего другого потомка - царевича Дмитрия Угличского (1582 - 1591). Основываясь на этом материале мы можем уверенно говорить о том, что сын Василия Третьего и монахини Софии Юрий Васильевич был назван в честь своего двоюродного деда - Юрия Васильевича Молодого. Царевич Юрий прожил недолго, и к 1533 году его уже не было в живых , что позволило Василию Третьему назвать своего второго сына от Елены Глинской. Тем самым, Юрий Васильевич Молодой (1533-1563) получал не только имя Юрия Васильевича Старшего (1526-ок.1533), но и его права на великокняжеский стол. Как видите, генеалогические и ономастические исследования дают нам дополнительные указания на некоторые факты биографии сына Соломонии. Что еще мы имеем? У великих князей (и не только у них) существовал обычай давать обет - построить храм или монастырь в честь рождения сына. Причем делалось это необязательно в год рождения ребенка. Так, в 1531 году Василий Третий построил церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове, которая была посвящена рождению у него сына Ивана в 1530 году. Не построил ли Василий Третий храм в честь рождения своего первенца - сына Соломонии? Действительно, в Воскресенской летописи мы находим упоминание об этом: в апреле 1527 года у Фроловских ворот Московского Кремля была поставлена церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца . Здесь была помещена знаменитая скульптура святого Георгия (работы Ермолина), которая с 1464 года находилась на Фроловской (ныне Спасской) башне Кремля. Через несколько дней - 7 мая 1526 года, - Суздальский Покровский монастырь, в котором жила преподобная София, получил в подарок село Павловское Суздальского уезда («Се яз князь великий Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми Пречистые Покрова святые Богородицы игуменью Ульянею и всех сестр, что есми их пожаловал, дал есми им в дом Пречистые Покрова в Суждале, свое село Павловское с деревнями и с починки...» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

Если показания Ивана Сабурова отвечают исторической правде, в таком случае нужно предположить, что Соломония действительно использовала заговоры как средство для того, чтобы зачать ребенка. В современном сознании образ не только святых людей, но даже простых священнослужителей, очень легко рушится при малейшем намеке на грех, ими совершенный: «Как же батюшка может так себя вести?», «Какой же он святой, ведь он делал то-то и то-то?» - такие голоса слышатся часто. Однако, это именно либеральный, искаженный взгляд на рассматриваемый предмет. Примеры израильской, византийской, русской, и любой другой истории говорят о том, что как это не банально звучит - служители Церкви Христовой тоже люди, со своими грехами и слабостями. Что же удивительного в том, что они иногда падали? Ведь главное не упасть, а суметь подняться. Ученик и духовное чадо афонских и оптинских старцев Константин Николаевич Леонтьев (в последствии сам - инок Климент) очень верно понял это: «Многие из святых, многие из мучеников, быть может, хитрили в минуты падения; они были люди; считать святых безгрешными - грех. Апостол Петр схитрил от страха и отрекся от Христа на мгновение» . Это нужно четко понимать, прежде чем выносить свое суждение по поводу свидетельства о том, что Соломония - будущая преподобная София Суздальская, - призывала на помощь знахарок. ДЕЛО О ЮРИИ-ЦАРЕВИЧЕ За пределами России неслыханный прецедент развода князя с супругой был воспринят сугубо практично - как информационный повод, который можно использовать в борьбе с Россией. В 1526 году из Суздаля в Москву пришла ошеломляющая новость - в монастыре великая княгиня родила сына - Георгия (Юрия, это одно и тоже имя). Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн писал, что возникла молва, - Соломония скоро разрешится. «Этот слух подтвердили две почтенные женщины, супруги первых советников, казнохранителя Георгия Малого (Юрия Дмитриевича Траханиота. - Е.-Л. М.) и Якова Мазура (постельничего Якова Ивановича Мансурова. - Е.-Л. М.)», и уверяли, что они слышали из уст самой Соломонии. Желая узнать дело с достоверностью, великий князь послал в Суздаль «советника Федора Рака (дьяк Третьяк Михайлович Раков. - Е.-Л. М.) и некоего секретаря Потата (дьяк Григорий Никитич Меньшой Путятин. - Е.-Л. М.), поручив им тщательно расследовать правдивость этого слуха... Она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребенка... Некоторые же упорно отрицали что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

Юрия Долгорукого в Залесской земле возникали новые укрепленные города и храмы, во Владимире западнее двора Мономаха был устроен новый великокняжеский двор с дворцовой ц. вмч. Георгия (достроена в 1157). Успенский собор и часовня во имя равноап. кн. Владимира. Фотография. 1913 г. (РГБ) Успенский собор и часовня во имя равноап. кн. Владимира. Фотография. 1913 г. (РГБ) Старший сын кн. Юрия, кн. Андрей Боголюбский, в 1155 г. покинул данный ему отцом в удел Вышгород и обосновался во Владимире. Он перенес и поставил в построенном им Успенском соборе икону Богородицы, ставшую позднее известной как Владимирская икона Божией Матери. В его правление Владимир стал одним из крупнейших городов Сев.-Вост. Руси. Кн. Андрей обновил Мономаховы валы и возвел новые стены («город заложил больший»). Теперь Владимир состоял из 3 частей: Печерний (Средний) город, в к-ром находился Успенский собор; Новый (с XVII в. Земляной), где были княжеский двор и церкви Спаса Преображения (1164; сгорела в 1778; отстроена в посл. четв. XVIII в.) и вмч. Георгия (1152 или 1156-1157), посад, или Ветчаный город, также опоясанный валами (сохр. остатки Зачатьевского вала в районе ул. Б. Нижегородской - см.: СПАМИР. С. 153). Кн. Андрей стремился превратить небольшой укрепленный город в пышную столицу, к-рая самим расположением, названием местностей и храмов была подобна Киеву: княжеская «гора» господствует над низменным «подолом» вост. части, к западу от посада, подобно киевскому Печерску, на самом высоком холме сверкают белокаменные стены и золотые главы храма Успения Пресв. Богородицы - «десятинной» церкви, буд. кафедры епископа. Величием и красотой архитектуры и внутреннего убранства собор стремились уподобить главным киевским храмам - соборам Св. Софии и Успения Пресв. Богородицы в Киево-Печерской лавре. Так же как в Киеве и К-поле (с воспоминанием о св. граде Иерусалиме), в наружных стенах были поставлены ворота: Золотые, Серебряные, Медные и Иринины. До наст. времени Золотые ворота (XII в.) с надвратной ц.

http://pravenc.ru/text/154964.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010