6. После этого Ирод вернулся назад в Иудею. Пока он был в отсутствии, значительная часть, а именно область Трахонская, отпала от него. Впрочем, оставленные в ней военачальники вскоре опять справились с нею и побудили ее к повиновению. Когда Ирод с сыновьями приплыл к киликийскому городу Элеусе, который теперь переименован в Себасту, он встретился тут с каппадокийским царем Архелаем; тот радушно приветствовал его, радуясь его примирению с сыновьями и особенно тому обстоятельству, что именно его зять Александр опроверг возведенное на них обвинение. Тут они обменялись истинно царскими дарами. Отсюда Ирод поехал в Иудею и, прибыв туда, вступил в храм, где сообщил о всем случившемся во время путешествия, упомянул о расположении к нему Цезаря и о всем прочем, что считал полезным довести до сведения народа. Закончил он речь свою увещанием жить дружно и обратился с этим увещанием не только к сыновьям своим, но и к придворным и ко всему прочему населению и объявил, что назначает себе в преемники по престолу сыновей своих, сперва Антипатра, а затем и сыновей от Мариаммы, Александра и Аристобула. Пока же он просил смотреть на него одного как на царя и властелина, так как ему не мешают ни его старость, являющаяся наилучшим моментом для царствования ввиду приобретенного опыта, ни что другое держать еще бразды правления: он еще в силах управлять государством и держать в повиновении детей своих. Затем он обратился к военачальникам и войску с указанием, что, если они будут пока смотреть на него одного как на государя, – жизнь их потечет спокойно и они сами будут способствовать собственному благополучию. С этими словами царь распустил собрание. Большинству присутствовавших речь его понравилась. Впрочем, были также некоторые, не оставшиеся довольными ею, потому что вследствие его борьбы с сыновьями и надежд, возлагавшихся на них, многое в государстве изменилось и население допускало возможность коренного переворота. Глава 5 1. Около этого времени закончилась отстройка города Цезарей Себасты, которую вновь отделал Ирод 1038 ; десятый год со времени начала работ близился к концу, а освящение города пало на двадцать восьмой год правления царя, в сто девяносто вторую олимпиаду. Для ознаменования освящения города был устроен необычайный праздник, к которому были сделаны блестящие приготовления. Царь обещал при этом случае устроить музыкальные и гимнастические состязания, заготовил огромное число гладиаторов и диких зверей, позаботился о конском ристалище и вообще обставил все празднество большим блеском, чем то было принято даже в Риме или в других местах. Эти игры он посвятил Цезарю и распорядился, чтобы они повторялись каждые пять лет. Император, в свою очередь, желая почтить преданность Ирода, посылал ему из личных средств все нужное для игр. Равным образом и жена Цезаря, Юлия 1039 , послала от себя много особенно ценных [в Палестине] вещей, дабы ни в чем не было недостатка. Стоимость всех этих даров исчислялась в общем до пятисот талантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

145 Эту историю, относя ее к Еврипиду, излагает Плутарх. См.: Плутарх, О благочестивой жизни, 532. 147 Влияние пифагорейско-платоновского представления о земном теле как темнице души. Ср.: Платон. Государство, VII, 514 ab. 149 Гай Фабриций Лусцин – римский консул и легат. В 280 г. до н. э. участвовал в битве при Гераклее и вел переговоры с царем Эпира Пирром о выдаче военнопленных. Пирр, как утверждает молва, предлагал ему большие сокровища и звал его к себе на службу, но легат отказался. Фабриций стяжал славу человека честного, прямого и неподкупного. 150 Брут – Боэций, вероятно, имел в виду или Луция Юния Брута (VI в. до н. э.), который, согласно легенде, возглавил восстание против этрусского царя Тарквиния Гордого и основал в Риме республику (Тит Ливий. История, I, 5), или Марка Юния Брута (85–42 гг. до н. э.), римского политического деятеля, одного из убийц Цезаря. Потерпев поражение от Октавиана в сражении при Филиппах, Брут покончил с собой (Тацит. Анналы, I, 2; Плутарх. Жизнеописание Брута). 151 Катон – не вполне ясно, кого из двух знаменитых Катонов имел в виду Боэций. Катон Марк Порций (Старший) (234–149 гг. до н. э.), консул и цензор, известен тем, что был поборником старины и защитником аристократических привилегий. Снискал известность своими неизменными требованиями в сенате разрушить Карфаген, который был политическим соперником Рима. Вошел в историю как символ непреклонности. См. Плутарх. Жизнеописание Катона. Катон Марк Порций (Младший), или Катон Утический (96–46 гг. до н. э.), правнук Катона Старшего, римский политический деятель и философ – стоик, противник Юлия Цезаря. Когда Юлий Цезарь одержал победу, покончил жизнь самоубийством. См.: Плутарх. Жизнеописание Катона. 152 Связью единой скрепляет все лишь любовь в этом мире – представление о любви как связующем начале всего сущего, великой надмировой силе, управляющей космосом, характерно для античной философии. Так, например, древнегреческий философ Эмпедокл считал, что именно любовь гармонизирует мир, соединяя начала, разделенные враждой, в единое целое. Эта же идея пронизывает диалоги Платона «Тимей», «Федр». См. также: Аристотель. О небе, II, 2, 258 а; Лукреций Кар. О природе вещей, I, 1–40. Такими же представлениями о любви, лежащей в основе космической гармонии, почерпнутыми у любимого им Боэция, вероятно, руководствовался Данте, завершивший свою «Божественную комедию» словами: «Любовь, что движет солнце и светила», которые являются практически цитатой из «Утешения».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/anit...

был отравлен его старший сын цезарь Крисп, а затем убита жена К. Фавста (точные даты этих событий неизвестны; обычно говорят о весне или лете 326). Обе жертвы были подвергнуты damnatio memoriae, и позднее ни К., ни кто-либо из его сыновей не пытались их реабилитировать. Античные источники сохранили в основном лишь анекдотическую версию объяснения этих событий. Историки Аврелий Виктор (сер. IV в.) и Зосим оставили наиболее подробные сообщения о том, что Фавста была влюблена в Криспа, а когда тот отверг ее, оклеветала цезаря перед его отцом. К. расправился с сыном: он был отравлен ядом в г. Пиетас-Юлия (ныне Пула, Хорватия), когда возвращался с Востока в подконтрольную ему Галлию. Чуть позже, узнав об обмане Фавсты, К. приказал задушить ее жаром, когда она находилась в термах ( Aur. Vict. De Caes. 41; Zosim. Hist. II 29). Евсевий обошел эти события молчанием; остальные авторы позднеантичной эпохи оставили лишь краткие сообщения, не позволяющие установить причины и ход событий ( Amm. Marc. Res gest. XIV 11. 20; Hieron. Chron//PL. 27. Col. 677; Philost. Hist. eccl. II 4; Chron. Pasch. P. 525.17-18). Эта история, напоминающая древнегреческий миф об Ипполите и Федре, а отчасти библейское предание об Иосифе и жене Потифара, едва ли может быть достоверной, да и найти в ней «рациональное зерно» также не представляется возможным. Вслед за источниками большинство совр. исследователей оценивают эти события как семейную трагедию ( Guthrie. 1966; Austin. 1980; Polsander. 1984; Woods. 1998; Drake. 2000. P. 237; Odahl. 2004. P. 178-185). Однако можно предполагать, что у столь жестоких решений К. все же были не только личные, но и политические причины. Состояние источников не позволяет полностью отрицать возможность участия цезаря Криспа в заговорах против К. Известно, что к этому времени К. все чаще выдвигал на почетные посты своих младших сыновей от брака с Фавстой, и Крисп по той или иной причине мог почувствовать себя обиженным. Но, возможно, родственники лишь пали жертвами подозрительности К., особенно обострившейся в атмосфере борьбы с различными группировками восточной оппозиции и общей неспокойной обстановки сер.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

543 Диомед – знаменитый греческий герой, воевавший под Троей. Встретясь в бою с Главком, сражавшимся на стороне троянцев, и видя его редкое мужество, он остановил юношу и стал расспрашивать, кто он и откуда. Оказывается, дед Диомеда был другом и гостеприимцем Главкова деда. Оба героя заключают дружбу и тут же на поле боя обмениваются подарками: В свое время у Главка рассудок восхитил Кронион: Он Диомеду герою доспех золотой свой на медный, Во сто ценимый тельцов, обменял на стоящий десять. Илиада, VI, 234–236.: 545 ...упрекали меня за то, что я писал такое и рецитировал. – Это казалось непристойным для сенатора. Плиний, оправдывая свое поведение, ссылается только на сенаторов. 546 ....я слушаю комедии, я и смотрю мимы...– Плиний «слушает» комедии, а не «смотрит» их: драматические произведения все реже появляются на сцене. – Мимы – веселые, бойкие сценки из народной жизни, часто непристойные. – Сотад – греческий поэт IV в. до н. э., грубый и непристойный. 547 Кальв – современник и друг поэта Катул... и сам поэт. –Азиний Поллион – видный государственный деятель времени Цезаря и Августа; основатель первой публичной библиотеки в Риме. Он же ввел обычай публичных чтений (рецитаций). Писал трагедии, речи, оставил сочинение о междоусобной войне, – Валерий Мессала Корвин (64 г. до н. э.–9 г. н. э.), друг Октавиана, оратор и поэт; к его литературному кругу принадлежали Овидий и Тибулл. – Гортензий – знаменитый оратор, соперник Цицерона. – Брут – убийца Юлия Цезаря.– Сулла – диктатор (последний век республики). О любовных стихах Брута и Суллы ничего неизвестно. – Катулл – консул 101 г. до н. э., победитель комаров.– Сцевола – консул 93 г. до н. э. Крупный юрист и прекрасный оратор. – Торкваты: консул 65 г. до н. э. и его сын, которому Катулл написал «Свадебный гимн», одно из лучших своих произведений. О стихах Сцеволы и Торкватов нет никаких упоминаний. – Сервий Сульпиций – консул 51 г. до н. э., юрист и оратор. – Варрон – писатель I в. до н. э., автор «Менипповых Сатир». – Меммий – патрон Лукреция.– Корнелий Лентул Гетулик: о том, что он писал «языком эпиграмм», т. е. весьма вольно, свидетельствует Марциал (I, предисл.). – Сенека – философ-стоик, воспитатель Нерона. – О Вергинии Руфе см. 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

—201— существовало 370 лет 196 ; и после него до шестнадцатого года Тиверия Цезаря 60 лет 197 . А от Артаксер- —202— кса 198 до времени Христа протекло семьдесят седьмин, если примем счисление Иудейское. Именно, от Неемии, который отправился строить Иерусалим в сто пятнадцатом году царства Персидского, он же двадцатый год царствования Артаксеркса и четвертый год восемьдесят третьей олимпиады 199 , до того времени, когда шел второй год двести второй олимпиады, а царствования Тиверия Цезаря шестнадцатый, насчитывается четыреста семьдесят пять лет, которые по еврейскому счислению составят четыреста девяносто. Евреи имеют обычай измерять годы по течению луны, и потому год у них имеет триста пятьдесят четыре дня, тогда как год солнечный состоит из трех сот шестидесяти пяти дней с четвертью. Отсюда видно, что солнечный год больше лунного на одиннадцать с четвертью суток 200 . Поэтому и Греки и Иудеи к каждому восьмому году прибавляют три добавочных месяца; потому что одиннадцать с четвертью дней, взятые восьмикратно, составят три месяца. Таким образом, четыреста семьдесят пять лет составляют пятьдесят девять восьмериц лет и три месяца. Из дополнительных к каждому восьмилетию трехмесячий составится пятнадцать лет —203— без немногих дней. Прибавив их к четырем стам семидесяти пяти, получим семьдесят седьмин» 201 . По поводу этого рассуждения Юлия Африканск ого о седьминах Данииловых заметим, что в настоящее время принято седьмины исчислять не лунными или еврейскими годами, а солнечными; и потому теперь принимаемое протяжение времени семидесяти седьмин больше принятого Юлием Африканск им на пятнадцать лет. Разность же между четырьмя стами семидесятые пятью солнечными годами, которые насчитал Юлий Африканский от двадцатого года царствования Артаксеркса до начала общественного служения Иисуса Христа, и четырьмя стами девяноста солнечными годами, которые насчитывают теперешние хронологи, станет понятною, если мы примем во внимание следующие обстоятельства. Во 1-х, двадцатый год царствования Артаксеркса Юлий относит к 444 году до Рождества Христова, между тем как новейшие хронологи, относят его к пятидесятым годам. Во 2-х, он полагает, что до начала общественного служения Иисуса Христа прошли все семьдесят седьмин, между тем как теперь допускается, что до этого времени прошло только шестьдесят девять седьмин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем он пошел против Парфян, перешел в 54 г. чрез Ефрат, но был разбит полководцем Суреною близ Карр и в 53 г. убит. Победители, потешаясь над его трупом, залили ему рот золотом. Авлет, после смерти своей, оставил дочь Клеопатру и двух малолетних сыновей – Птоломея XII Дионисия и Птоломея XIII. Согласно его завещанию, 18-летняя Клеопатра принуждена была выйти замуж за 10-летнего брата Дионисия, именем которого правили вельможи. – Муж и жена жили во вражде (52–48=4 г.) Помпей хотя и взял в управление Испанию и Африку, но жил постоянно в Риме и пользовался обширною властью. По смерти супруги своей Юлии, дочери Юлия Цезаря, он стал явно вредить сему последнему. Сенат, по его требованию, обязал Цезаря сложить с себя верховную власть в Галлии и распустить армию, а его Помпея облек неограниченною властью. Оскорбленный Цезарь пришел в Италию, и Помпей бежал в Македонию. В 48 г. Клеопатра изгнана из Александрии и бежит в Сирию. Приготовляясь идти на Помпея войною, Цезарь отпустил из Рима Аристовула II и дал ему два легиона, чтобы иметь себе союзника против своего противника. Но по проискам Помпея Аристовул II был отравлен, а его сын Александр убит. Устроивши дела в Италии, Цезарь переправился с войском в Фессалию. На ее равнинах, при Фарсале, разбил Помпея, который на корабле отплыл со своею семьей в Египет. В это время Птоломей XII Дионисий стоял с войском при Пелузии. Туда и поплыл Помпей. Приближаясь к берегу, он отправил посланного с просьбою об убежище. На совете царя было положено принять беглеца и умертвить. Тотчас, под предлогом мелководья, отправили к кораблю Помпея лодку, чтобы перевести в ней Помпея. Когда лодка причалила к берегу и Помпей хотел встать, убийца сзади поразил его кинжалом на глазах жены и детей, остававшихся на палубе корабля. Труп его был оставлен на берегу без погребения. Его голова и кольцо отосланы к Цезарю. Цезарь прибыл в Египет, куда не замедлила воротиться из изгнания и Клеопатра. Его сделали третейским судьей в ее споре о престоле с ее братом Дионисием. Увлеченный прелестями Клеопатры, Цезарь решил дело в ее пользу. В следствие этого он должен был вести 9-месячную с Александрийскою чернью борьбу, известную под именем «Александрийской войны». Сперва он держался в Александрии, а потом перебрался на остров Фарос. Положение его было тяжелое, но, когда к нему прибыли подкрепления из Месопотамии и Сирии, и когда после одного несчастного сражения Птоломей XII Дионисий утонул во время бегства в реке Ниле, Александрия безусловно сдалась победителю. Цезарь утвердил Клеопатру на престоле, для вида, придав ей в помощь младшего ее брата Птоломея XIII, в качестве супруга и соправителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Новый К. было решено сделать солнечным, очевидно под влиянием древнеегип. традиции. Кроме того, у александрийских астрономов уже был опыт построения солнечных К. (напр., т. н. зодиакальный К. Дионисия, III в. до Р. Х.). Начало года было привязано ко дню вступления консулов в должность, которое с 153 г. до Р. Х. проходило 1 янв., и в следующем за годом объявления реформы, 45 г. до Р. Х., было совмещено с новолунием. Сосиген исходил из продолжительности года в 365,25 дня, что требовало считать високосным каждый 4-й год. Однако после гибели Цезаря в течение нек-рого времени коллегия понтификов назначала таковым каждый 3-й год, что могло вновь разбалансировать К. Ошибку исправил Август Октавиан, отменивший високосные годы с 9 г. до Р. Х. по 8 г. по Р. Х. и давший четкие распоряжения об их назначении в дальнейшем. Кроме того, несколько видоизменилась структура года: вместо строгого чередования месяцев в 30 и 31 день, с 29-дневным февралем, возникла совр. система. Имена Юлия Цезаря и Августа Октавиана были увековечены путем переименования в их честь 7-го и 8-го месяцев года соответственно. В дальнейшем практику переименования месяцев в честь правителей попытались продолжить: в частности, сентябрь получал имена в честь Тиберия, Антонина Пия и Коммода, а октябрь - в честь Домициана. Однако эти новшества уже не прижились. На подчиненных Риму территориях юлианский К. вводился постепенно и с учетом местных традиций. Существовали компромиссные К. и практики двойного датирования - «по-новому» и «по-старому», «по-гречески» и т. п. Далеко не во всех регионах был принят отсчет нового года с 1 янв., имевший смысл только в контексте собственно рим. политико-адм. системы. Но юлианский К. выгодно отличался от предшествовавших ему лунных и лунно-солнечных К. за счет простоты и четкой схемы чередования простых годов с високосными. Местные системы времясчисления, более сложные, постепенно деградировали и забывались, а юлианский К. стал своеобразным стандартом счисления времени в странах европ.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Он говорит мне, что Путин с его помощью создал «государство нового типа». Своего бывшего начальника он считает современным Октавианом, римским правителем, сменившим Юлия Цезаря. «Октавиан пришел к власти, когда нация, люди опасались войны. Он создал государство другого типа. Он больше не было республикой…. Он сохранил формальные институты республики — там был сенат, был трибун. Но все подчинялись одному человеку, повиновались ему. Таким образом, он объединил желания республиканцев, убивших Цезаря, и желания простых людей, которые хотели прямой диктатуры» — говорит он. «Путин сделал то же самое с демократией. Он не отменял ее. Он совместил ее с монархическим архетипом российского правления. Этот архетип работает. Это никуда не денется…. В нем достаточно свободы и достаточно порядка». Ему легко это говорить. Чего не скажешь о тех, кто противостоит скрытной автократии Путина, таким как Алексей Навальный , лидер российской оппозиции, который мобилизовал против режима сотни тысяч протестующих, несмотря на постоянные покушения. В прошлом году его отравили боевым нервно-паралитическим веществом. По его словам, это покушение было совершено по указанию Кремля. После того, как он выздоровел, его арестовали и посадили в тюрьму. В ответ этой зимой десятки тысяч россиян вышли на улицы, а омоновцы жестоко избивали их и задерживали. Является ли это элементом демократии, созданной по сценарию Суркова? «Когда в 2000 году я начал свою работу, я предложил очень простую систему, обеспечивающую закон и порядок. Мы делим оппозицию на системную и несистемную. А что такое системная оппозиция? Это оппозиция, который подчиняется правилам, законам и обычаям», — говорит он, имея в виду оппозиционные партии, руководимые Кремлем. Я обращаю его внимание на этот очевидный парадокс. Оппозиция, лояльная тем, кто устанавливает правила, вовсе не является оппозицией. Он продолжает, настаивая на своем. «Второе требование — они не работают на иностранные правительства. Если они это делают, они не могут представлять россиян,… это нарушает наш суверенитет, — говорит он. — Как не допустить этого, как запретить — это дело вкуса и зависит от характера определенных людей».

http://ruskline.ru/opp/2021/06/21/surkov...

В дополнение к тому, что сказано нами об этом предмете в нашей книге под названием «Из области таинственного», приведем еще следующие факты и соображения. Цель наших исследований там состояла в том, чтобы доискаться – существует ли душа, как нечто независимое от тела и переживает ли она разрушение тела? И что же! Многочисленные факты почти все говорят в пользу существования души. Несомненно, что одна душа может влиять на другую на расстоянии и без посредства чувств. О многих случаях смерти было оповещено путем телепатических сообщений, видений (субъективных и объективных), слышанных голосов, пения, шумов, движений (фиктивных или реальных), словом – путем различных впечатлений. На этот счет не может быть никаких сомнений. Итак, душа действует на расстоянии; точно так же несомненно и мысленное внушение. Психические сообщения между живущими не менее достоверно доказаны множеством наблюденных фактов. Обилие свидетельств недавних и современных помешало нам привести примеры из древности, примеры также очень многочисленные, из коих многие представляются по всем признакам бесспорно достоверными. Напомним лишь самые главные. Телепатия была явлением почти заурядным в древней литературе. В произведениях Гомера, Еврипида, Овидия, Виргилия, Цицерона сплошь и рядом говорится о манифестациях умирающих и умерших, о явлениях вызывания духов, об исполнении вещих снов и т. п. У Плутарха читаем трагическую историю убийства Юлия Цезаря и вещего сна его жены, Кальпурнии, всеми силами старавшейся не пустить его в сенат. У того же автора часто встречаются любопытные предзнаменования (внезапно распахнувшиеся окна в спальне Цезаря и т. д.), схожие с явлениями, приведенными нами. Брут и Кассий, без сомнения, были люди мужественные, скептики, сторонники эпикурейской школы. Прочтите у того же Плутарха о явлении призрака Бруту в его палатке, – призрака, который назначил ему местом свидания равнину при Филиппах, где он должен был найти смерть. Если бы Юлий Цезарь относился с меньшей недоверчивостью к снам, то он, может быть, послушался бы просьбы своей жены. Императору Августу более посчастливилось перед сражением при Филиппах. Повинуясь сну, виденному его другом, он, больной, покинул свою палатку. Лагерь его был захвачен неприятелем, а носилки его были изрублены сабельными ударами (Светоний, «Август»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ни того, ни другого нельзя было сказать о христианстве. Христианские общины составились из лиц разных национальностей, и исторические их традиции не шли далее царствования Августа, при котором родился Основатель христианской религии, и царствования Тиберия, при котором Он был распят на кресте. Затем, христианство распространялось с чрезвычайной быстротой и силой, так что государственные люди, видевшие в древне-римской религии основу государственной жизни, не считали возможным допустить существование в государстве массы людей, принципиально отвергавших эту религию. Поэтому лучшие императоры, которые систематически стремились к укреплению колебавшегося государственного порядка на фундаменте римской религии, были вместе и систематическими гонителями христиан. Для органов власти законным основанием к возбуждению против христиан уголовного преследования служили: lex Julia majestatis, законы Цезаря и Августа против запрещенных обществ и рескрипт Марка Аврелия против лиц, составляющих новые секты и вводящих неизвестные религии. Юлиевский закон о преступлении против величества угрожал смертной казнью или конфискацией имущества за враждебные предприятия против римского народа и его безопасности, а так как религия и сакральное право принадлежали к фундаментальным государственным учреждениям (fr. 1 gfhfuh& 2 D. I. 1: publicum jus in sacris, in sacerdotibus, in magistratibus consistit), то христиане, которым совесть воспрещала участвовать в актах римской религии, могли быть привлекаемы к суду на основании указанного закона, тем более что, при императорском культе, отказ участвовать в нем прямо представлялся оскорблением величества. Законы Юлия Цезаря и Августа о коллегиях, хотя и не имевшие в виду христиан, могли и к ним применяться, насколько вообще недозволенное составление коллегий воспрещалось, и притом опять под страхом наказания за преступление величества, а рескрипт Марка Аврелия, как полагают, прямо направлен был против христиан. Вообще, если христианские общины, в течение первых трех столетий, могли пользоваться иногда спокойствием, то отчасти это оказывалось возможным в те светлые промежутки, когда гонения ослабевали и даже приостанавливались, отчасти возможно было и во времена гонений, поскольку христианам удавалось легитимировать себя пред правительством под видом коллегий недостаточных людей или похоронных коллегий (cjllegia tenuiorum, collegia funeraticia), составление которых, для целей погребения, не воспрещалось в римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010