Западный фасад также делится на 2 уровня. Верхний аналогичен той же части вост. фасада и украшен 3 арками. В средней арке помещено 4-угольное орнаментированное окно, в боковых - аналогичные восточному фасаду треугольные в плане ниши с канелюрованными лучами. Во время переделки кафоликона в мечеть мусульмане заменили зап. вход более широким проломом. Юж. фасад состоит из 2 частей. Выступающий юж. рукав храма украшен 3 арками, в каждой сделано по окну, в средней, более высокой, арке устроено также круглое окно. Юж. часть зап. рукава имеет 4 арки, в 3 из них находится по окну. Во 2-й арке устроена дверь. Фасад выступающего сев. рукава обустроен аналогично южному. В сев. части зап. рукава окон нет, она представляет собой древний придел, облицованный мелким камнем. Скульптурный декор Изысканное декоративное убранство кафоликона И. (аркатура, рельефы, резьба по камню) позволяет причислить памятник к одному из лучших образцов груз. архитектуры этого времени. Лев, борющийся с драконом. Рельеф юж. окна кафоликона мон-ря Ишхани Лев, борющийся с драконом. Рельеф юж. окна кафоликона мон-ря Ишхани Особенно изящно украшен барабан. Резные колонки граней, сообщающиеся плетеными 2-ступенчатыми арками, имеют базы и капители с орнаментацией различных мотивов. Круглые окна украшены резьбой по всей окружности, окна с полуциркульной аркой - в верхней части. Карниз барабана решен оригинально (прямых аналогий в архитектуре нет): по плоско профилированной горизонтальной линии фриза сверху проходит линия зубчато-лиственного орнамента. Между карнизом и аркатурой тянется фриз из кругов. Пилястры аркатуры опираются на 2-полосный пояс рельефных кругов и жгутообразный валик (Там же. Табл. 13). Карниз храма по всему периметру имеет одинаковый профиль, его скос между 2 жгутами орнаментирован. Св. царица Нана. Роспись вимы алтарной апсиды кафоликона мон-ря Ишхани Св. царица Нана. Роспись вимы алтарной апсиды кафоликона мон-ря Ишхани Основной ритм украшения фасадов задает аркатура. Арки опираются на сложные базы, заканчиваются капителями тонкой обработки. Окно жертвенника имеет 4-угольный резной наличник с процветшим крестом (Там же. Табл. 8); окно диаконника, очевидно, также было выделено, но резьба утрачена. Орнаментированы 2 верхних окна вост. фасада: окно в средней арке украшено резьбой и плетением наличника, дополнительным навершием с зубчатым орнаментом и плетеным равнобедренным крестом над ним, вырезанным на одном камне (Там же. Табл. 12); круглое окно под коньком фронтона также имеет резное украшение (Там же. Табл. 3). Четырехугольное окно средней арки западного фасада орнаментировано (Там же. Табл. 6-2). Арки выступающей части фасада полуциркульные, боковых углубленных частей - стрельчатые. Западный фасад в общих чертах повторяет декор восточного (аналогично разделение фасада 3 арками). Окно в средней арке декорировано широким 4-угольным орнаментальным обрамлением. В боковых арках имеются глубокие ниши.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Молите милостиво, да нас избавит от агарянских обстояний». Очевидно, эта служба составлена была под гнетом татарского ига. В каменном храме обители один придел посвящен пр. Аврамию. Но мощи его; во время польского разгрома 1609 года, не известно где сокрыты (Четьи-Минеи. Русс. свв. Филарета, ар. черн. Жит. свв. Муравьева. Ист. Росс. иер. ч. 3, стр. 65). Пр. Феоклиты чудотворицы Родиною св. Феоклиты была провинция оптиматов, в малой Азии. Родители ее, Константин и Анастасия, были искренние христиане и воспитывали дочь свою с раннего возраста в благочестии. Вышедши замуж за Захарию, она уговорила его жить с нею, как с сестрою, вследствие чего никогда не узнала удовольствий брачного ложа и осталась навсегда девственницею. Феоклита усердно занималась чтением душеполезных книг; все свои средства, свои труды и силы она посвящала преимущественно на пользу ближних. Родина ее доставляла ей много случаев к тому: провинция оптиматов (вельможей) называлась так в насмешку. Эта была самая бедная страна; жители ее, по словам императора Константина Порфирородного, денщики офицеров и высших придворных чиновников; они же погонщики при походах войск; при бедности они грубы. В такой-то стране совершала подвиги милосердия св. Феоклита. Оптиматы с их разнородными нуждами находили в ней неисчерпаемый родник утешений. Св. Феоклита не утомлялась трудами служения другим, не оскорблялась не признательностью людскою; каждому помогала с любовью и радостью. Подвигами самоотверженной любви она настолько возвысилась в духовной жизни, что, когда приблизилось время ее кончины, объявила знакомым о дне своей смерти и частных будущих ее обстоятельствах. По смерти ее, мощи ее прославились множеством чудес. Подвиги догробного ее милосердия совершались при пмператоре Феофиле, а потому кончину ее относят к 1 пол. IX века. (Подв. вост. церк. Филарета, арх. чер. стр. 249–252) Пр. Ефрема смоленского, ученика пр. Аврамия Пр. Ефрем был самым любимым учеником пр. Аврамия; он в особенности из всех учеников его прославился святостью жизни и описал жизнь своего учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оформление порталов и рельефы на фасадах были выполнены одновременно с возведением церкви. Тимпан юж. входа украшен удлиненным процветшим крестом; схожий крест меньших размеров высечен над входом в юж. придел обходной галереи. Зап. (главный) вход фланкирован подчеркнуто объемными парными полуколоннами и декорирован орнаментальным рельефом, изображающим виноградную лозу, высеченную под углом 45°. Тщательность обработки указывает на связь О. с закавказскими памятниками 30-40-х гг. VII в. (Мрен, Мастара, Джвари). Уникальность облику храма придают крупные рельефные вставки над оконными бровками южного, восточного и северного фасадов. Они композиционно связаны. На рельефе вост. фасада, напоминающем процветший крест, изображена полуфигура Христа, держащего в левой руке раскрытое Евангелие с арм. текстом (Ин 1. 1), правой рукой Он указывает на текст; вокруг - симметричные пальмовые ветви. Голова и плечи утрачены, отчетливо читается очертание нимба. Одеяние моделировано мелкими графичными складками, схематично отмечающими контуры тела. Справа и слева от полуциркульного обрамления входа расположены полуфигуры ангелов. Изначально композицию замыкал арочный козырек, напоминавший тот, что украшал храм в Джвари и впосл. был сбит. На несохранившемся рельефе юж. фасада просматриваются лишь очертания фигуры в рост, в к-рой ряд исследователей склонны видеть изображение Богоматери. Однако более вероятно, что здесь был представлен апостол, парный лучше сохранившемуся на сев. фасаде (различимы нимб, кодекс, свисающий плат). Т. о., на фасадах О. изображен своеобразный триптих (аналогичный принцип использован в Джвари) - Спаситель и апостолы Петр и Павел, который представляет сцену «Даяние Закона» (Traditio Legis), известную в раннесредневек. скульптуре и стенописи Армении и Грузии (Мрен, Аруч, Цроми). Фигуры апостолов дополнены изображениями летящих ангелов (юж. фасад) и детализированных виноградных лоз (сев. фасад). В нише крещальни имеется рельеф «Богоматерь с Младенцем», названный С. Тер-Нерсесяном каменной иконой. Стилистическая общность с др. рельефами позволила Г. Овсепяну и Г. Шахкяну предположить, что изначально этот рельеф размещался над бровкой зап. фасада. Пропорции фигур, характер трактовки складок, крыльев, листьев винограда близки к закавказским памятникам VII в.- храмам Мрен и Джвари в Мцхете.

http://pravenc.ru/text/2578197.html

Интерьер одностолпной палаты при Введенской ц. Фотография. 2004 г. Интерьер одностолпной палаты при Введенской ц. Фотография. 2004 г. Трапезная палата многократно перестраивалась. Во 2-й пол. XVII в. окна 2-го этажа были украшены наличниками с фронтонами. В 1-й пол. XIX в., при игум. Никодиме, на месте сводов одностолпной палаты появились 2 этажа братских келий, а в 1843 г. келарская палата была преобразована в придел во имя свт. Митрофана Воронежского. Реставрационными работами 1919-1927 гг. была усилена конструктивная основа древнего сооружения, открыты парные килевидные кокошники по каждой грани основания шатра, а также карниз, охватывавший келарскую и трапезную палаты. Сооружение консервационной кровли над руинами трапезной палаты Введенской ц. завершилось в 1966 г., а к кон. 1975 г. были расчищены все завалы и полностью восстановлен подклетный этаж. Одностолпная палата 2-го этажа, келарская палата и четверик Введенской ц. с апсидой и восьмериком, а также сев. паперть с крыльцом были восстановлены в 1995-1997 гг. Шатер из-за недостатка средств выполнен из дерева (ниже древнего на 6 м) и должен рассматриваться как консервационный. В 2003 г. восстановлена юж. паперть. В 1999-2001 гг. Введенская ц. и одностолпная палата расписаны бригадой иконописцев во главе с С. Н. Петровым. Колокольня. Фотография. 2005 г. Колокольня. Фотография. 2005 г. Колокольня была построена к северу от трапезной палаты в сер. 80-х гг. XVI в., при настоятеле Антонии (Алексееве). Это было столпообразное, высотой ок. 25 м, 6-гранное в плане, 3-ярусное сооружение. Цоколь кирпичного сооружения был отделен от 1-го яруса 2 лентами разновеликих валиков, разделенных рядом плоской кладки и завершенных полочкой. Между 2-м и 1-м ярусами проходил пояс из валика, заключенного между 2 полочками. Средний ярус завершался широким поясом из лент бегунца и поребрика. Арки проемов звона 3-го яруса обрамляли фигурными архивольтами, а парапет каждого проема звона был украшен 3 ширинками. Завершалось сооружение карнизом и 3 ярусами кокошников, поставленных на сомкнутый свод, несущий открытый барабан главки. Количество кокошников в 1-м ярусе - 18, по 3 на каждой грани, во 2-м - 13, в 3-м - 11. Палатки 1-го и 2-го ярусов также были перекрыты сомкнутыми 6-лепестковыми сводами и имели каждая по 1 двери и неск. окон. Доступ на 2-й и 3-й ярусы был по внутристенной лестнице. В сев.-вост. грани колокольни находился гиревой колодец для часов, установленных в проеме звона. Работа с фрагментами взорванной колокольни началась в 1969 г.; в 1976 г. расчищено от завалов основание колокольни, сохранившееся в отдельных местах до уровня подоконника окон 1-го яруса. Восстановление колокольни продолжалось с 1977 по 1988 г. Другие постройки

http://pravenc.ru/text/164627.html

Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 1680–1686 гг. Фотография. 2017 г. Согласно ведомости 1732 г., в М. С. м. были Успенский собор, Знаменская и Сергиевская церкви, храм Происхождения Честных Древ и ц. во имя преподобных Ксенофонта и Марии и чад их Аркадия и Иоанна (ОДДС. Т. 12. Прил. С. 1, 2, 3). Т. о., в сер. XVII - 1-й трети XVIII в. были упразднены престолы Преображенский и Одигитриевский. В 1774 г. при ц. прп. Ксенофонта был устроен придел в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 7 окт. 1798 г. престол прп. Ксенофонта был перенесен в трапезную Сергиевскую ц. как придельный. Тогда же там был устроен придел во имя святых Афанасия и Гликерии. Ксенофонтов храм был переосвящен в Свято-Духовский (устроенный в 1774 придел стал основным алтарем). В 1806 г. к трапезной Сергиевской ц. был пристроен придел святых Валентина и Пасикрата. В 1819 г. Знаменская ц. над вост. вратами была переосвящена в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1831 г. Тихвинский престол был перенесен в трапезную церковь в качестве основного алтаря, а Сергиевский престол временно упразднен. В 1834 г. церковь над вост. вратами была кардинально перестроена в стиле позднего ампира Е. Д. Тюриным и переосвящена во имя свт. Николая Чудотворца. Тогда же к ней присоединили кельи. В 1834-1845 гг. к Успенскому собору были пристроены палатка для ризницы и придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1839/40 г. площадь трапезного храма расширилась благодаря приделам святых Валентина, Параскевы, Василия Блаженного (вместо сломанного тогда же придела святых Валентина и Пасикрата) и прп. Сергия Радонежского (освящен в 1843). Наиболее знаменательным событием того времени было возведение в 1835-1844 гг. по проекту К. А. Тона колокольни с храмом во имя свт. Иоанна, патриарха К-польского, и св. блгв. кн. Александра Невского - одного из наиболее высоких зданий в Москве. При ее возведении была снесена церковь-колокольня 40-х гг. XVI в. (уже более 100 лет существовавшая без престола) и частично разобраны больничные кельи в сев. части мон-ря. В 1853 г. Свято-Духовская ц. была переосвящена во имя прп. Александра Свирского. Т. о., в сер. XIX в. в мон-ре имелись следующие храмы и престолы: Успенский собор с приделом Казанской иконы Божией Матери; трапезная Тихвинская ц. с 4 приделами: святых Валентина, Параскевы и Василия Блаженного; прп. Сергия Радонежского; святых Афанасия и Гликерии; святых Ксенофонта и Марии; ц. Происхождения Честных Древ над зап. вратами; Никольская ц. над вост. вратами; ц. прп. Александра Свирского у сев. ограды; ц. свт. Иоанна, патриарха К-польского, и св. Александра Невского в колокольне. Такая система престолов не менялась до упразднения мон-ря (после 1917).

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАХЕРНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВЛАХЕРНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Св. врата и колокольня собора в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2004 г. Св. врата и колокольня собора в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2004 г. (Московской епархии), в пос. Деденёво Дмитровского р-на Московской обл. Основан в сер. XIX в. в с. Новоспасском (Деденёве) - усадьбе князей Головиных при родовом храме в честь Нерукотворного образа Спасителя (по преданию, Нерукотворным образом Спасителя вел. кн. Василий I Димитриевич благословил перешедшего к нему на службу мангупского кн. С. В. Комрина - родоначальника Ховриных и Головиных). 12 окт. 1713 г. в усадьбе была освящена деревянная Спасская ц. с приделом во имя прп. Сергия Радонежского, 1 окт. 1795 г.- деревянный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. С 1798 г. на месте обветшавшей Спасской ц. шло возведение каменного храма, сев. придел был освящен в апр. 1818 г. во имя прп. Сергия, юж.- в окт. 1832 г. в честь Влахернской иконы Божией Матери (строительство основного объема храма было закончено позже). В 1840 г. престол сгоревшей в 1818 г. Покровской ц. был перенесен в трапезную Спасского храма, в иконостасе Покровского придела находились фамильные иконы Головиных. Церковь во имя вмч. Димитрия Солунского. Фотография. 2004 г. Церковь во имя вмч. Димитрия Солунского. Фотография. 2004 г. В результате реконструкции 1843-1850 гг. Спасский храм был расширен, украшен 4 куполами. 8 нояб. 1852 г. в трапезе на хорах храма был освящен придел во имя Сил бесплотных, 14 июня следующего года устроен придел в честь Всех святых, 13 окт. 1853 г. в куполе освящен придел в честь Страстей Христовых, 15 июля 1855 г. в вост. куполе освящен придел во имя святых Кирика и Иулитты. 30 авг. 1860 г. Сергиевский придел собора был переосвящен в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, 20 окт. 1867 г. устроен придел во имя свт. Николая Чудотворца, 29 июня 1869 г.- придел во имя прп. Сергия. К 70-м гг. XIX в. в соборе существовало 10 престолов. В храме хранился выполненный в 1705 г. чудотворный список с Влахернской иконы Божией Матери (ныне в ЦМиАР), др. фамильные святыни Головиных. Под храмом находилась родовая усыпальница.

http://pravenc.ru/text/155033.html

В результате археологических раскопок, предпринятых в 1969-1974 гг. и в 1975 г. разными экспедициями, были установлены основные этапы строительства Н. с. ц. В кон. XIV в. на этом месте находилась деревянная церковь - видимо, именно она упоминается в папской булле 1399 г. Однонефное строение небольших размеров (ок. 5×4 м) в вост. части имело апсиду радиусом 2 м. Деревянная конструкция опиралась на каменные фундамент и цоколь. Ок. 1440-1444 гг. над разобранной деревянной церковью была воздвигнута каменная, более обширная (7,5×5,4 м), в традициях готической архитектуры, также однонефная, с 4-гранной апсидой. Ок. 1450 г. был пристроен асимметричный притвор с контрфорсами, расположенными с юж. и сев. сторон. До 1495 г. при содействии валашского господаря Влада IV Монаха (Кэлугэрула) церковь перестроили. Работы были продолжены после 1512 г. (возможно, при содействии валашского господаря св. Нягое Басараба , о чем говорят поздние источники): церковь была расширена за счет величины стен предыдущей, поскольку новое строение фактически огибало по периметру старое, с той лишь разницей, что на 3 углах 4-гранной апсиды появились наклонные контрфорсы, притвор был значительно удлинен в зап. направлении. В притворе возле вост. стены был обнаружен фундамент 2 столбов; это позволило предположить, что в то время над этим местом была сооружена колокольня. Ок. 1584 г. при содействии валашского господаря Петру III Церцела (Серьги) (1583-1585) церковь была вновь значительно удлинена в зап. направлении, она стала 3-нефной, с 2 рядами столбов (по 4 в каждом); также к сев. стене был пристроен небольшой придел ( Moisescu. 2001. Р. 181). На средства молдавского господаря Арона Тирана в 1595 г. над притвором была построена башня-колокольня. В 1651 г. в башне был устроен придел во имя св. Иоанна Предтечи. В данном виде церковь просуществовала до нач. 30-х гг. XVIII в. В 1733-1734 гг. свящ. Раду Темпя II, использовав средства, выделенные Анкуцией, дочерью валашского господаря мч. Константина Брынковяну, пристроил к сев. фасаду Благовещенский придел. В 1740 г. церковь была удлинена в вост. направлении, на месте алтарной апсиды появился дополнительный 3-конховый неф, увенчанный главой, опирающейся на 2-ступенчатые арки. Так же как и боковые, центральная апсида приобрела полукруглое очертание. Между северной и центральной апсидами был пристроен жертвенник. В 1750-1752 гг. стараниями прот. Раду Темпя III к юж. фасаду был пристроен придел в честь Вознесения Господня. В 40-х гг. XX в. в зап. части храма появился балкон для певчих (кафас), установлены новые входные врата и кресла на клиросах - скульптурные работы по дереву выполнил мастер Моисей Шкьопул (Хромой) из Рупя. Настенная живопись

http://pravenc.ru/text/2566146.html

Безапсидный храм, расположенный в сев.-вост. углу здания, первоначально был ориентирован на север (с заметным смещением к востоку), имел позакомарное покрытие и главу. Древний трапезный зал представлял собой почти квадратную в плане одностолпную палату (13×14 м), перекрытую крестовыми сводами. Сохранились раздаточное окно и нижняя часть входа в келарскую, заложенного при расширении трапезной и переделке сводов. Фасадные окна имели перспективные обрамления в виде прямоугольных уступов, одно из них сохранилось на вост. фасаде; на сев. фасаде и вост. стене келарской такие окна восстановлены в 1968 г. Ок. сер. XVI в. трапезная была перестроена на средства архиеп. Новгородского Феодосия (в 1551-1563 он проживал на покое в И. В. м.). Она была расширена к западу и югу (ее новый размер - 22×20 м) и перекрыта вспарушенными крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп. Окна с гладкими откосами были выложены на юж. и зап. фасадах. В подклете было устроено 6 дополнительных помещений. Вход в подклет храма - с северной стороны, в подклет трапезной - с южной и западной. В 1682 г. верх ц. Богоявления был переделан в соответствии с формами завершения надвратной церкви: получил пятиглавие на 2-ярусной горке кокошников. Одновременно были расширены окна, обрамленные богатыми наличниками, сделаны «пяличные связи» через центральный столп, с севера устроено крыльцо. Позднее от угла юж. паперти вновь выстроенного Успенского собора к сев. порталу был устроен арочный переход, разобранный в 1785 г. В 1780 г. в бывшей келарской, где в то время находились братские хлебная и пирожная, на средства артиллерийского капитана Николая Арцыбашева был устроен ориентированный на север придел вмц. Варвары. В 1806 г. на средства гр. А. И. Чернышёвой трапезная палата была обращена в храм: ц. Богоявления переориентирована на восток; устроен дополнительный придел - во имя прп. Сергия Радонежского, освященный Платоном (Левшиным), митр. Московским. Вост. стена трапезной палаты превратилась в общую алтарную преграду храма и придела.

http://pravenc.ru/text/673721.html

По свидетельству Витсена, на Голгофу можно было «подняться и снаружи». Существенно его замечание о том, что «каждую зиму недостроенное здание теряет 1-2 фута». Новоиерусалимский Воскресенский мон-рь. Акварель Ф. Я. Алексеева. Нач. XIX в. Новоиерусалимский Воскресенский мон-рь. Акварель Ф. Я. Алексеева. Нач. XIX в. К 1666 г. стены центрального, крестообразного объема храма не достигали сводов, над ротондой не было покрытия, а та часть собора, к-рая была завершена, имела плоские кровли с временным покрытием. Приделы в заалтарном обходе и ц. Успения Пресв. Богородицы в сев.-вост. части храма были завершены 8-гранными главками. В вост. части с юга и севера на кровлях галерей находились главки-приделы, остававшиеся еще не освященными. Вход в них осуществлялся с кровли, куда можно было попасть по винтовой лесенке в круглой башенке, к-рая шла со 2-го яруса, из палаты над ризницей Голгофы. Из 14 приделов, устроенных в соборе в XVII в., патриархом Никоном было освящено 3: придел Воздвижения Креста Господня на Голгофе, придел Усекновения главы св. Иоанна Предтечи под Голгофой (вторично освящен в 1690, обновлен на средства царевны Татианы Михайловны) и ц. Успения Пресв. Богородицы в сев.-вост. части храма. В соборе, а также в 3 приделах заалтарного обхода и в ц. Всех святых под колокольней были поставлены высокие изразцовые иконостасы. Возможно, керамическим был и иконостас на Голгофе. Двухъярусные иконостасы приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и арх. Михаила, расположенных под Голгофой, более поздние: они были собраны из изразцов 1-го строительного периода в кон. XVII в. Строительство собора было продолжено в 1679 г.: завершенную центральную, крестово-купольную часть храма увенчала глава диаметром более 13,2 м. Над ротондой был воздвигнут кирпичный шатер, перекрывающий пролет в 22 м. Шатер завершала полуглава, покрытая вызолоченной медью. Кровли храма оставались плоскими. Их ограждали парапеты из балясин. Полы в соборе и кровли галерей были устланы чугунными плитами. Главный престол собора освящен патриархом Московским и всея Руси Иоакимом 18 янв. 1685 г. в присутствии царского семейства. В 50-80-х гг. XVII в. сложилась система керамического убранства собора. Снаружи и изнутри он был декорирован многоцветными рельефными изразцами. Описи кон. XVII в. свидетельствуют о том, что «внутри и снаружи учинены в церкви и в дверях и в окнах везде столпы и рамы, и фрамуги, над ними гзымс, ценинными разными образцами, а в иных местах над окнами и под поясом нижним херувимы сделаны из ценинных же образцов самым добрым мастерством... внутри же всея великой церкви и двора церковного и во главе иметь поясы и подзоры видением и красотою зело различны, и летопись написание вкруг всей церкви и о таинствах церковных, ценинными словами образчатыми…» ( Леонид (Кавелин). 1876. С. 78, 80).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Архитектурный тип, созданный на примере ц. Рождества Христова, впосл. был повторен в др. храмах А. Многочисленные ктиторские надписи позволяют проследить фазы обновлений храма. К сер. 70-х гг. XVII в. он был расширен: с запада пристроили притвор, т. н. жен. отд-ние, с юга - придел св. Иоанна Предтечи с притвором, а также открытую галерею, арки к-рой впосл. были заложены. Первоначальная роспись храма сохранилась фрагментарно: ктиторская надпись, образы 2 святых воинов в наосе и композиция «Страшный Суд» на вост. стене притвора; в 1681 г. наос был расписан заново. Придел св. Иоанна Предтечи расписан в 1632 г., притвор в 1638 г., галерея между 1643 и 1649 г. Программа росписи храма является одной из самых богатых в поствизант. искусстве на Балканах. В притворе изображены композиции «Страшный Суд» и «Древо Иессеево», цикл Акафиста Божией Матери, в приделе - житийный цикл св. Иоанна Предтечи, в его притворе и в галерее - минологий. В галерее также представлены композиции, иллюстрирующие события свящ. истории от Сотворения мира до Вселенских Соборов. Богатство программы росписи подтверждает предположение о том, что храм в XVII в. был резиденцией Тырновского митрополита. Все надписи в церкви выполнены на греч. языке. Мастера, создавшие этот фресковый ансамбль, возможно, были выходцами из Греции. В 70-х гг. XX в. в храме были проведены реставрационные работы. Ц. вмч. Георгия по своей архитектуре повторяет, в частности, близко расположенную к ней ц. Рождества Христова. Наос с притвором построены, вероятно, в кон. XVI в., придел с притвором сооружен в сев. части церкви в кон. XVII - нач. XVIII в. Возникновение храма в кон. XVI в. удостоверяет происходящая оттуда икона арх. Михаила, 1569 г. (Художественная галерея. Велико-Тырново). К росписи первого периода относятся фрески алтарного пространства; наос и вост. часть притвора были украшены фресками в 1709 г. художниками Христо (в посвятительной надписи назван «даскал» - учитель) и Стойо. В сер. 70-х гг. XX в. по распоряжению Мин-ва культуры Болгарии была предпринята попытка снятия фресок на время строительной реставрации храма.

http://pravenc.ru/text/75842.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010