110-119 119-120 120-122 122-125 125-127 127-131 КОРНИЛИЙ (Синяев Владимир Александрович; род. 22 дек. 1976), митрополит Архангельский и Холомогорский 131-133 133-136 136-137 137-138 КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.) 138-143 143-144 КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края 144-145 145-147 «КОРОЛЕВСКАЯ КНИГА» (офиц. название «A necessary doctrine and Erudition for Апу Christian Man» («Необходимое учение и наставление для христианина»)), катехизис Церкви Англии, составленный в 1543 г. по приказу и при участии кор. Генриха VIII 147-148 148-149 КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского 149-155 CORPUS IURIS CANONICI офиц. свод канонического права Римско-католической Церкви, изданный папой Римским Григорием XIII 155-156 156-166 166-167 167-169 КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом) 169-188 КОРСУНСКИЕ ВРАТА внутренние двери собора Св. Софии в Вел. Новгороде, отделяющие придел в честь Рождества Пресв. Богородицы от Мартириевской паперти 188-189 189-192 КОРСУНСКИЙ Николай Николаевич (1843-1899), правосл. богослов, публицист, переводчик трудов авторов древней Церкви 192-193 193-194 194-199 КОРЧИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Корицкая митрополия], епархия Албанской Православной Церкви, расположена в юго-вост. части Албании 199-203 203-207 КОСИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца женский монастырь в Старорусском р-не Новгородской обл. КОСКОНИЙ (Конкордий), мч. Никомидийский (пам. визант., пам. зап. 2 сент.) - см. ст. Зинон, Косконий (Конкордий), Меналап (Меланипп) и др. мученики Никомидийские

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

В ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле (1363) К. и Д. были представлены в нижнем регистре росписи сев. стены и сев.-вост. пилона так, что их фигуры фланкировали вход в жертвенник. В ц. Спаса Преображения на Ильине ул. (1378), расписанной греч. мастером Феофаном Греком, придел К. и Д. располагался в юж. камере на хорах, очевидно, там были изображения св. врачей (живопись придела не сохр.). В ц. Спаса Преображения на Ковалёве (1380) образы К. и Д. располагались в зап. притворе на юж. стене, рядом со святыми Борисом и Глебом. В ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре (60-70-е гг. XV в.), расписанной в память об умерших в моровом поветрии 1465 г. новгородцах и представляющей собой монументальный минологий, К. и Д. представлены дважды: в замке сев. подпружной арки (под 1 нояб.- Асийские мученики), в нижнем регистре юго-зап. столба (под 1 июля - Римские мученики); изображения, находившиеся на зап. своде и в люнете (исключение - образ прор. Осии), соответствующие Минее на 2-ю пол. окт., утрачены. Изображения К. и Д. в медальонах рядом со святыми Аникитой и Киром располагались на сев.-зап. столбе в ц. свт. Николая Чудотворца в Гостинопольском мон-ре (ок. 1475 - кон. XV в.). Свт. Николай Чудотворец, святые Косма и Дамиан в молении Богоматери. Икона. XVI в. (МИИРК) Свт. Николай Чудотворец, святые Косма и Дамиан в молении Богоматери. Икона. XVI в. (МИИРК) Сохранившиеся изображения К. и Д. в древнерусском искусстве в целом следуют визант. иконографии. Представление о ней можно составить по новгородским домонг. иконам. На иконе «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми» из Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (кон. XII - нач. XIII в., Новгород, ГТГ) К. и Д. изображены на верхнем поле по сторонам «Этимасии», по пояс, в левой руке у каждого ларец, на который они указывают правой рукой; облик св. бессребреников соответствует ранней византийской иконографической традиции (средовеки, с темными короткими волосами, бородой и усами). На боковых полях - ростовые изображения святых Бориса, Глеба, Флора, Лавра, Евдокии, Домны; на нижнем - поясные образы святых Параскевы и Фотинии.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архитектура КАРАН ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы - см. Белая церковь Каранская в честь Благовещения пресв. Богородицы КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЖИ (Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), архитектурный комплекс, сооружения к-рого относятся к XVIII-XIX вв. КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОНХА свод в виде четверти сферы, перекрывающий пространство над полукруглой частью здания: нишей, апсидой или экседрой КОНЬ Федор Савельевич (посл. четв. XVI - нач. XVII в.), рус. строитель и архитектор («государев» и «городовой мастер») КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского КОРСУНСКИЕ ВРАТА внутренние двери собора Св. Софии в Вел. Новгороде, отделяющие придел в честь Рождества Пресв. Богородицы от Мартириевской паперти КРЕПОСТЬ (др. слав. названия: град, город; позднее - детинец, кремль, вышгород и др.), монументальное ограждение, построенное с военно-оборонительной целью; имеет также статусную и символическую функции КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ, исторически восходит к Сарайской и Подонской епархии Киевской (со 2-й пол. XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (сер. XIV в. - 1799) КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества КУПОЛ архитектурная конструкция сводчатого покрытия, по форме близкая к полусфере и образованная вращением кривой вокруг вертикальной оси

http://pravenc.ru/rubrics/123090_8.html

Во 2-й пол. XVI в. в диаконнике собора была устроена особая царская усыпальница. В ней были похоронены царь Иоанн IV Грозный и 2 его сына - царевич Иоанн Иоаннович и царь Феодор Иоаннович, а также царь Борис Годунов, останки к-рого были вынесены из собора при Лжедмитрии I. Здесь сохранилась стенопись XVI в. В сюжетах нижнего яруса росписей раскрываются темы бренности земного бытия и посмертного воздаяния. В кон. XVI в. вплотную к апсидам собора были пристроены небольшие храмы-приделы. В 1610 г. в юго-вост. Предтеченском приделе был похоронен полководец М. В. Скопин-Шуйский. В 2008 г. в придел мч. Уара были перенесены мощи св. кнг. Евфросинии Московской (в миру Евдокии), жены св. вел. кн. Димитрия Донского, и помещены в подготовленный для этого металлический ковчег-раку. Рядом был поставлен белокаменный саркофаг, в котором княгиня была погребена в 1407 г. в Вознесенском монастыре. В 2014 г. в верхнем помещении юж. пристройки к собору открылась экспозиция, посвященная Вознесенскому монастырю. Благовещенский собор. 1485–1489 гг. Благовещенский собор. 1485–1489 гг. III. Благовещенский собор. Согласно преданию, домовая церковь появилась в Кремле, возможно, уже при основателе московской княжеской династии кн. Данииле Александровиче в 1291 г. Правнук князя Димитрий Донской, как предполагается, в 60-х гг. XIV в. приказал выстроить каменный домовый храм. Это была небольшая одноглавая церковь на высоком подклете, часть к-рого сохранилась в структуре ныне существующего Благовещенского собора. В 1416 г. этот храм был перестроен так, что увеличился его объем. В 1484-1489 гг. теми же псковскими мастерами, что возводили ц. Ризоположения на дворе митрополита, было построено ныне существующее здание Благовещенского собора. Храм был увенчан 3 главами, с 3 сторон его окружали крытые галереи, с востока со стороны алтаря примыкала Казенная палата, с к-рой, так же как и с дворцом вел. князя, собор соединялся каменными переходами. В 60-х гг. XVI в. по велению царя Иоанна IV Грозного Благовещенский собор был значительно перестроен. На сводах галерей поместили 4 придельных храма с небольшими главками, а центральная часть собора была увенчана 5 главами. В архитектуре собора присутствуют черты московского и псковского зодчества. Его камерный объем был рассчитан на небольшое количество молящихся и предназначался для церковных служб с участием царя и его ближайшего окружения. Настоятелем храма был священник, пользовавшийся доверием монарха и традиционно являвшийся царским духовником.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Собор во имя прав. Прокопия, Христа ради юродивого. 1668 — 1-я пол. XVIII в. Фотография. 1902 г. Собор во имя прав. Прокопия, Христа ради юродивого. 1668 — 1-я пол. XVIII в. Фотография. 1902 г. Рака с мощами прав. Прокопия, Христа ради юродивого. Фотография. Нач. ХХ в. С величественным зданием Успенского собора соседствуют соборы, построенные над мощами небесных покровителей Вел. Устюга, св. Прокопия (возведен на средства братьев В. Ф. и А. Ф. Гусельниковых) и Иоанна, Христа ради юродивых (сооружен на средства купца, представителя гостиной сотни Н. Ф. Ревякина). Иоанновский собор сохранил древние фасады, его завершение в виде 5 глухих цилиндрических глав относится к 1830 г. и рядом с пластичным украшением стен, пилястрами и арками ложных закомар производит грузное впечатление. Между ним и набережной разместилась небольшая одноглавая ц. во имя Богоявления (некогда свт. Власия Севастийского) с крыльцом в псевдорус. стиле на зап. фасаде. Дальше к югу расположен Прокопиевский собор. Известны не только имена заказчиков этого здания, но и имя мастера, его построившего, устюжанина Петра Дмитриева Котельникова. Собор традиц. типа: 5-главый, с 4-скатной кровлей, 3-апсидный храм, внутри 2-столпный, с 4-лотковым сомкнутым сводом (сооружен в 1720), увенчан световой главой. Наружные стены украшены окнами, лопатками, соединенными карнизом, над ним 2 яруса кокошников: нижние - крупные, с росписями, верхние - более мелкие и декоративные. Колокольня собора была разобрана в 1697 г., с юга в 1867 г. был пристроен придел, с севера - ризница, на западе возвели трапезную с крыльцом, обновленную в 1901-1902 гг. в псевдорус. стиле. В 1903 г. в связи с празднованием памяти св. Прокопия в соборе у юго-вост. столпа между центральным пространством и галереей был поставлен мраморный киот. Церковь во имя св. Жен-мироносиц. 1714–1722 гг. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Церковь во имя св. Жен-мироносиц. 1714–1722 гг. Фотография. 70-е гг. ХХ в. К соборному дворищу с юга примыкает комплекс архиерейского подворья, созданный в связи с открытием в 1682 г.

http://pravenc.ru/text/150143.html

Кириакон, центральный храм скита, представляет собой характерную постройку в визант. стиле, распространенном в рус. храмостроении в сер. XIX - нач. ХХ в. Построен в 1900-1914 гг. по проекту одесского епархиального архит. Л. Ф. Прокоповича. Главный престол освящен во имя св. прор. Илии, правый придел - ап. Андрея Первозванного, левый - мц. Александры. Храм, облицованный афонским камнем и серым мрамором, остался нерасписанным. Четырехъярусный иконостас, как и иконостасы в приделах, был изготовлен в Москве на фабрике Фроловых. Кириакон И. п. с.- 2-й по величине храм Св. Горы (длина 54 м, ширина 34 м, высота 36 м) после собора рус. Андреевского скита (1867-1900, архит. М. А. Щурупов). Храм выполнен в византийском стиле и представляет собой неск. упрощенный вариант 1-й постройки стиля - Владимирского собора в Киеве (проект 1853, архит. И. В. Штром, дополнен П. И. Спарро и Р. Б. Бернгардом, построен в 1862-1879). Так же как и образец, он 7-главый, но дополнительные 2 главы поставлены не у зап. фасада, а по центральной оси храма с востока и запада - как в основном объеме кириакона Андреевского скита. Кириакон Ильинского скита. 1900-1914 гг. Архит. Л. Ф. Прокопович Кириакон Ильинского скита. 1900-1914 гг. Архит. Л. Ф. Прокопович К западу от кириакона находятся св. врата с каменной 3-ярусной колокольней (1848-1849), по сторонам к-рой в 2-этажных корпусах расположены 2-этажные кельи, трапезная, б-ка, приемный зал, хозяйственные помещения, иконописная мастерская и лавка, где продаются изделия, выполненные монахами. К 2009 г. в вост. корпусе располагались архондарик, синодикон (зал для торжественных приемов), кельи, ризница, канцелярия и хозяйственные службы. Ранее в подвале этого корпуса размещались трапезная, поварня, пекарня, кабинет эконома, мастерские и жилые помещения. Внутри монастырских стен кроме собора находятся церкви св. праведных Иоакима и Анны (бывш. свт. Митрофана Воронежского; в юж. корпусе), свт. Николая Чудотворца (на 1-м этаже сев. корпуса), Благовещения Пресв. Богородицы (1761; в юго-зап. углу монастырского комплекса) и ц. в честь Воскресения Христова.

http://pravenc.ru/text/389269.html

2000. С. 164), по другим - в 1780 г. ( Дмитриев. 1909. С. 45). После пожара 1812 г. храм был вновь расписан только в 1877 г. В. Д. Фартусовым ; стенописи поновлялись в 1898 г. М. В. Титовым и в 1907 г. А. А. Алексеевым (Памятники. 2000. С. 164). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1791–1795 гг. Архит. Е. С. Назаров Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1791–1795 гг. Архит. Е. С. Назаров На нижнем этаже, под главным престолом, в 1843 г. на месте монашеской рухлядной на средства московского купца Н. П. Титова над могилой его супруги была устроена церковь во имя вмц. Екатерины ( Дмитриев. 1909. С. 48). В 50-х гг. XIX в. в Н. П. м. был перенесен домовый храм Мельгуновых в честь Печерской иконы Божией Матери и устроен над семейным склепом в юго-вост. углу трапезной, у ц. во имя вмц. Екатерины ( Круглик. 1999. С. 72). С запада к Покровской ц. примыкает устроенная на подклете 2-этажная одностолпная трапезная (типологически близка к Грановитой палате), в к-рой размещались хлебная, поварня и кладовая, погреба ( Морозов. 1982. С. 30). По предположению Морозова, трапезная была сооружена ранее храма, в сер. XVII в. (Там же). Позднее она утратила свое назначение и стала частью Покровской ц., там были устроены 2 придела: во имя свт. Димитрия Ростовского и во имя вмц. Варвары (1758) (Там же); в 1863 г. они были достроены до уровня главного алтаря, у них были сделаны собственные завершения в виде небольших главок, нижний этаж храма с ц. св. Екатерины получил аналогичные верхнему этажу алтарные апсиды. В 1907 г. в правую из этих апсид был перемещен алтарь ц. в честь Печерской иконы Божией Матери, а в левой возобновлена ц. во имя прп. Саввы Освященного ( Дмитриев. 1909. С. 45-52). С севера к трапезной примыкает Хлебодарная палата (Памятники. 2000. С. 162). Во 2-й пол. XVIII в. в связи с разборкой старой колокольни в нее был перемещен престол во имя прп. Саввы Освященного, к-рый находился там до 1812 г., а после пожара был перенесен в ц. свт. Николая Чудотворца ( Дмитриев. 1909. С. 51-52; Круглик. 1999. С. 69). В 1843 г. престол возобновлен в палате на прежнем месте, а в 1907 г. перемещен к ц. во имя вмц. Екатерины (Там же. С. 47-48, 52; Снегирёв. 1863. С. 50). В янв. 1913 г. было получено одобрение на освящение придела Нерукотворного образа Спасителя (до перестроек 1900-х гг. одноименный престол находился в ц. во имя свт. Николая Чудотворца), устроенного на средства московского купца 2-й гильдии П. Д. Грачёва близ Покровского храма, на месте, где до 1907 г. находился престол прп. Саввы Освященного ( Круглик. 1999. С. 97-98). Придел Нерукотворного образа Спасителя отмечен в репортаже о посещении Н. П. м. имп. Николаем II 26 мая 1913 г. как воздвигнутый вблизи Покровского храма «в память 300-летия царствования Дома Романовых» (Правительственный вестн. 1913. 114, 28 мая. С. 4). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение»

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Изучение новгородской архитектуры 1-й трети XVI в. показывает определенную живучесть традиц. архитектурных типов, однако параллельно приезжими мастерами строились здания, не имеющие новгородских черт. В ряде построек заметно соединение новгородской и среднерус. традиций. В это же время возникает новый для Новгорода тип сооружений - столпообразный храм-колокольня, а также необычный тип храма без алтарной апсиды, соединенного с трапезной палатой. Сер.- 2-я пол. XVI в. Церковь во имя прп. Варлаама Хутынского в Хутынском мон-ре. 1550–1552 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя прп. Варлаама Хутынского в Хутынском мон-ре. 1550–1552 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В эпоху становления и развития общерус. архитектуры новгородское зодчество постепенно лишилось самобытных черт и существовало уже в рамках архитектуры Русского государства. В 40-60-х гг. XVI в. на Новгородской земле возводилось большое количество каменных храмов, однако точные даты их постройки неизвестны. В 40-х гг. XVI в., после разрушительных пожаров, восстанавливали городские церкви, тогда же архиеп. Феодосием был проведен основательный ремонт Софийского собора, в т. ч. устроены контрфорсы, поддерживавшие стены главного храма епархии. Среди новгородских храмов сер.- 2-й пол. XVI в. выделяются соборы Сыркова и Клопского монастырей и ц. вмч. Никиты. Заказчиком строительства собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Сырковом мон-ре (вероятно, 1548-1554) был Федор Сырков. Четырехстолпный 3-апсидный 5-главый храм, завершенный 2 ярусами палаток, имеет широкий и невысокий притвор, примыкающий к зап. фасаду (подцерковья в храме нет). По горизонтали фасады разделены тягами-карнизами, прясла завершают арки с килевидным подвышением, в центральных пряслах находятся 3-частные киоты и круглые окна, характерный для этой эпохи декор имеют апсиды и барабаны. Образцом для постройки Сыркова, возможно, стал хутынский Спасо-Преображенский собор. Особое место в зодчестве Н. о. занимает сложнейший комплекс ц. вмч. Никиты (1555-1557), возведенный на старой основе, согласно надписи, находившейся в паперти храма, по заказу жителей 3 соседних улиц (нек-рые исследователи предполагают, что заказчиком мог быть царь Иоанн IV Васильевич, двор которого находился рядом). Поставленный на подцерковье 6-столпный 3-апсидный, видимо, 5-главый объем храма с юга и запада окружала 2-ярусная галерея, у сев.-зап. угла был устроен Никольский придел, к юго-вост. углу примыкает 3-ярусная церковь-колокольня во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Подобная сложная композиция характерна для нек-рых среднерусских памятников сер. XVI в. (Богоявленский собор Авраамиева мон-ря в Ростове). На фасадах храма аркатурой и горизонтальной тягой-карнизом выделен ярус подцерковья.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Основные части карты были обнаружены диак. К. Кикилидисом в 1896 г. во время проведения работ по облицовке пола нового правосл. храма. Кикилидис сделал неск. пометок и зарисовал карту, к-рая была опубликована францисканским изд-вом в Иерусалиме в 1897 г. Когда новость об открытии стала достоянием общественности, Иерусалимский патриарх Герасим отправил в М. исследователя Г. Арванитаки, чтобы сделать точную копию карты. Значительный вклад в изучение мозаики внесли П. Пальмер и Г. Гюте, к-рые в 1902 г. сделали ее цветную копию и опубликовали ее в Лейпциге в 1906 г. Следующее эпиграфическое исследование и фиксация новых открытий стали возможными лишь в 1965 г., во время реставрации карты. Точная датировка создания карты не определена. В соответствии с тем, что изображенная на ней Новая базилика Пресв. Богородицы в Иерусалиме была построена в 543 г. (см. ст. Иерусалим ), считается, что карта была создана после этой даты. В южной части М. исследователи идентифицировали крупную постройку, к-рая на основании ее размеров предположительно была определена как кафедральная городская церковь. Раскопки храма проводились в 1968, 1973 и 1979-1981 гг. Первое известное христианское строение этого комплекса - небольшой баптистерий, поставленный, вероятно, на месте набатейского мавзолея при еп. Кире (нач. VI в.), открытый под основанием более позднего баптистерия. В 1968 г. поблизости был обнаружен порог центрального дверного проема большой базилики и стало ясно, что баптистерий был частью крупного церковного комплекса. Рядом с порогом найдена мозаика с изображениями морских чудовищ и рамы из аканфовых медальонов с включенными в них лицами неких мифологических существ. В 1973 г. была раскрыта вост. часть главного нефа церкви, к-рая также была украшена мозаикой с изображениями агнца и птицы в виноградных лозах. Основные части постройки сформировались во 2-й пол. VI в.: она представляла собой 3-нефную базилику с апсидой и 2 пастофориями, с нартексом и атриумом с западной стороны (общие размеры 40×25 м). Согласно одной из посвятительных надписей, в 562 г., при еп. Иоанне, к базилике с юго-запада был сооружен придел мч. Феодора. Согласно др. надписи, при еп. Сергии, в 575/6 г. к северу от придела мч. Феодора был пристроен открытый двор над подземной арочной цистерной; пол двора покрыт простой белой мозаикой. Различные перестройки и доделки продолжались до сер. VII в.; одна из реконструкций была проведена в 603 г. при участии еп. Леонтия. Весь комплекс был особенным образом ориентирован на проведение таинства Крещения. На это указывает необычная ориентация придела мч. Феодора на запад. В посвятительных надписях цитируются библейские строки, в которых упоминается об освящении воды (Пс 77. 10; 2 Цар 2. 21). Среди мозаичных изображений важное место занимают 4 райские реки, к-рые начинаются от углов зала: Гихон, Фисон, Евфрат и Тигр. Значительная часть мозаичных изображений пострадала, вероятно, в VIII в. Церковь Пресв. Девы Марии и «зал Ипполита»

http://pravenc.ru/text/2561204.html

В 1829 г. был устроен придел в честь Преображения Господня на месте придела в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (отделан заново в 1864). В 1821-1822 гг. к востоку от храмов был построен каменный корпус (46 кв. м) на 12 келий. В 1826 г. О. м. был обнесен новой каменной оградой с 3 башнями и 2 вратами, ее продлили в 1852 г. Длина ограды составляла 456 м. В 1827 г. в сев. части обители был сооружен настоятельский корпус, расширенный в 1840 г. В числе благотворителей, жертвовавших на постройку, был митр. Серафим (Глаголевский) . На 1-м этаже и в мезонине находились также 10 братских келий. Асимметричное здание в формах безордерного классицизма в плане делится на квадратную часть и примыкающую к ней с запада прямоугольную. Вход оформлен крыльцом. При строителе Израиле (Андрееве) (с 14 февр. 1839; игумен с 27 апр. 1851 по 24 авг. 1859) построены каменные кельи, гостиница, подсобные помещения, колокольня с 11 колоколами (1857-1859). Самый большой колокол весил 195 пудов (1851), самый старый был отлит в 1763 г. тщанием столичного купца Н. Х. Насонова, еще один (54 пуда 33 фунта) - в 1848 г. на средства с.-петербургского купца А. В. Клинова. Двухъярусная колокольня в позднеклассицистическом стиле (четверик звона на массивном прямоугольном в плане основании, где находилась ризница) оформлена треугольными фронтонами, лопатками и орнаментом в виде арочек, сухариков и филенок. Она завершена шатром со слухами и луковичной главкой. Высота составляет более 39 м. Кирпичный 2-этажный келейный корпус (1851) на высоком подклете с деревянным мезонином выстроен к югу от церкви на средства благотворителей. Этажи здания в формах позднего провинциального классицизма разделены тягами с картушами, над окнами 2-го этажа - пояс из стилизованных изображений греч. креста в филенках. Трехчастное деление 30-метрового фасада подчеркнуто рустом по вертикали: по углам здания и по сторонам центрального ризалита. В юго-вост. углу расположен еще один 2-этажный братский корпус - с кладовыми и кузницей в нижнем этаже (1854), его фасады разделены лопатками. В 1853 г. к северу от ограды было построено здание гостиницы с 5 кельями на 1-м этаже для работников и шестью - на 2-м для паломников.

http://pravenc.ru/text/2581787.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010