прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 1. Православие в Эстонии до учреждения Рижского викариатства (1836) Славяне и прибалтийский край Историки и археологи считают, что древние эстонские племена находились, в общем, на одной ступени развития со славянскими племенами, которые обитали в Верхнем Поволжье и Приднепровье и с которыми у них существовали постоянные связи, в середине 1-го тысячелетия после Рождества Христова славяне из верховьев Днепра стали продвигаться к северу, в район реки Великой и Псковского озера. Кривичи заселили территорию, которая вклинивалась на юго-востоке современной территории Эстонии в районы, населенные племенами эстов, что способствовало более тесному их сближению со славянами. На территории между современными городами Тарту, Выру и Ватга найдены каменные захоронения эстонского тина и славянские курганы, распространенные в Псковской области. Эти курганные насыпи встречаются рядом с древнеэстонскими каменными могильниками и в районе Пыльвы, Урвасте, Выру, Рыуге, в них найдены предметы обихода и искусства как славянских, так и эстонских образцов – свидетельства того, что на этих территориях жило бок о бок славянское и эстонское население по крайней мере с середины 1-го тысячелетия после Рождества Христова, то есть с момента, когда в юго-восточной Эстонии появились смешанные поселения 1 . Укрепление и развитие феодальных государственных начал, материальной и духовной культуры у славян шло значительно быстрее, чем у эстов. Одним из основных и решающих факторов, способствовавших этому процессу, было Крещение Руси в 988 г. святым равноапостольным великим князем Владимиром. Вслед за этим событием на Русь пришли священники и монахи из Византии, имевшей высокий уровень развития материальной и христианской духовной культуры. Монахи помимо проповеди Слова Божия несли грамотность, искусство землепашества и огородничества, строительства и ремесел. Православие быстро распространялось на Руси и способствовало укреплению страны. Духовенство, как правило, было грамотнее и выше по уровню развития, чем мирские правители, поэтому играло весьма важную роль советников князей в делах не только веры, но и политики и торговли. Все это в какой-то мере способствовало усилению влияния славян на Прибалтийский край.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Сретения Господня в Жулебине г. Москвы 12 марта 2023 г. 14:35 12 марта 2023 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Сретения Господня в Жулебине г. Москвы (Влахернское благочиние Юго-Восточного викариатства Московской епархии ) и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Были освящены два престола: центральный — в честь Сретения Господня, южный — в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющий Центральным викариатством столицы; архиепископ Егорьевский Матфей , управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Анатолий Родионов, благочинный Влахернского округа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине г. Москвы; иерей Марк Кравченко, и.о. настоятеля храмов праведного Иоанна Кронштадтского и Сретения Господня в Жулебине, войсковой священник Центрального казачьего войска в составе Коллегии войсковых священников при Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством ; протоиерей Вячеслав Горобец, клирик храмов праведного Иоанна Кронштадтского и Сретения Господня в Жулебине; иеромонах Ермоген (Бурыгин) , и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор храма Сретения Господня в Жулебине под управлением Е.А. Кудрявцевой. В храме присутствовали: депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; префект Юго-Восточного административного округа г. Москвы А.В. Цыбин; глава управы района Выхино-Жулебино г. Москвы С.В. Никитин; и.о. командира 4-й Гвардейской танковой дивизии подполковник А.А. Рыжак.

http://patriarchia.ru/db/text/6009416.ht...

Αρχεο Епископ Воскресенский Савва: Для нас смыслом жизни стала Церковь 30 Σεπτεμβρου 2017 τος 16:01 У епископа Воскресенского Саввы большой круг обязанностей. Он — первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник одной из древнейших обителей Москвы — Новоспасского ставропигиального мужского монастыря . Владыка также управляет сразу двумя викариатствамиЮго-Восточным и Новых территорий. Как идет строительство новых храмов на присоединенных к столице территориях, чем живет Новоспасский монастырь сегодня и о многом другом епископ Савва рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (интервью опубликовано в сентябрьском номере ). — Ваше Преосвященство, задолго до того, как было принято решение ознаменовать 100-летие с начала гонений на Русскую Православную Церковь и отметить вековой юбилей восстановления Патриаршества, Новоспасский монастырь начал работу над большим издательским проектом — публикацией деяний Всероссийского Собора 1917-1918 годов. Поэтому первый вопрос — о новом выпуске материалов Собора. Что можно сказать о результатах вашей работы на этот момент? Каковы сроки окончания проекта? — Историческое значение Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов очень велико. Мы и сегодня не можем полностью осмыслить важность для людей и всей Церкви тех документов, которые были рассмотрены и приняты на Соборе. В наше время появилась возможность обстоятельно изучить документы, которые принимались в то непростое для нашего Отечества время. XX век стал для Русской Церкви серьезным испытанием. Не только было нарушено соборное начало, но и само существование Церкви как института в русском обществе оказалось под большим вопросом. Именно поэтому сегодня, спустя целое столетие, для нас является актуальным и важным тот соборный труд, который стал не только залогом сохранения, но и прочным фундаментом для дальнейшего развития свободной церковной жизни на Руси. Для того чтобы понять тот контекст, в котором соборные решения вырабатывались и принимались, в настоящее время проводится большая работа по научному изданию документов Собора. Это наследие нам еще предстоит осмыслить и актуализировать в современной церковной жизни. Можно сказать, что соборные деяния — это завет новомучеников и исповедников о сохранении и непрерывности соборности в нашей Церкви. Для Новоспасского монастыря этот проект — и честь, и почетная обязанность, и большая ответственность. Думаю, что это издание будет своего рода памятником Собору.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5020575...

Глава четвертая Пределы Сибирской епархии к началу XVIII в. Колонизации Сибири со второй половины XVII в. до половины XVIII в. Постройка городов, крепостей, слобод, заводов. Укрепленные линии Западной и Восточной Сибири. Колонизация Приморской области и Камчатки и укрепление их за Русью с постройкой городов. Административное деление Сибири в половине XVIII в. с разделением на провинции и дистрикты. Христианская миссия в Сибири в конце XVII и в XVIII в. Даурская-Забайкальская миссия. Миссионерские труды Тобольского митроп. Филофея-схимонаха Феодора и его сотрудников и продолжателей его дела – в лице иркутских архиереев к половине XVIII в. Камчатская миссия. Постройка храмов в Сибири. Состав и пределы Тобольской епархии в начале XVIII в. Иркутское викариатство. Прикрытие его и присоединение области Иркутского викария к Тобольской епархии. Трудность управления Сибирской епархией одному архиерею. Открытие самостоятельной Иркутской епархии (1727 г.); её состав. Присоединение к ней от Тобольской епархии Илимска и Якутска с их округами. Состав и пределы Тобольской и Иркутской епархий к половине XVIII в. Их постоянство. Неосуществившийся проект открытия Камчатской или Якутской епархий в половине XVIII в. XX Сибирская епархия (Тобольская митрополия) к началу XVIII века представляла собой громадное пространство. В течение XVII в. в своих крайних пределах она успела подойти к естественным границам на севере – к Ледовитому океану, на востоке приблизилась к Великому океану, на юге она сомкнулась с землями, подвластными Китайской Империи – в, так называемой, Даурии. Юго-западная граница Тобольской епархии шла по киргиз-кайсацким и калмыцким степям, примыкавшим к южному Уралу. Уральский хребет на всем своем протяжении составлял естественную западную границу Сибирской епархии почти за весь XVIII-й век. Сибирская епархиальная территория, заключенная в этих границах, раскидывалась во все стороны более, чем на 300 000 квадр. миль. Новые приобретения в XVIII в. увеличили ее еще почти на 50 000 квадр. миль. 378

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Моно - значит один 23.10.2012 621 Время на чтение 8 минут ВИЗИТКА: Епископ Воскресенский Савва (Михеев Александр Евгеньевич) Родился 10 мая 1980 г. в Перми. В 2001 г. окончил Московскую духовную семинарию. 27 ноября 2001 г. митрополитом Рязанским Симоном пострижен в мантию с именем Савва, в честь преподобного Саввы Освященного. 2 декабря 2001 г. рукоположен во иеродиакона, 4 декабря - во иеромонаха. В 2007 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена. С 8 октября 2009 года наместник Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря города Ростова Великого. С 22 марта 2011 г. является наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы . 11 июля 2011 г. - хиротония во епископа Воскресенского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. С 2011 г. окормляет приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы и викариатство в пределах территорий, включенных в административные границы г. Москвы. О том, что такое монашество, кто такие монахи, почему они сознательно выбирают то, чего обычные люди стараются избежать, мы беседуем с наместником Новоспасского мужского монастыря в Москве епископом Воскресенским Саввой. - Кто такие монахи? Вот, монах - от «моно» - один, однако известно, что в монастыре он живет не один. Монахи живут все вместе. Почему? - «Моно» - это тот человек, который один, в смысле без семьи, он дал обет безбрачия, целомудрия и не имеет никаких обязанностей в отношении к другому человеку, то есть к супругу, и отвечает только сам за себя. Супруги - «сопряжены», соединены вместе, а монах - один. - А почему, когда приходят в монастырь, то живут сначала вместе, и лишь потом живут уже отдельно? Всё-таки монахам хочется жить по одному? - Есть некие степени в монашестве. Есть степень трудника, который приходит в монастырь просто пожить, потрудиться и присмотреться. Естественно, этих трудников бывает много, они живут вместе. Потом те, кто захотел остаться в монастыре уже на более длительный срок, становятся послушниками, их может быть меньше в келье, по нескольку человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Праздник был приурочен к Православному женскому дню и Престольному празднику храма святых Жен-мироносиц в Марьино. Торжества начались во временном храме накануне вечером с Всенощного бдения, которое возглавил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси – архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Юго-Восточным викариатством. В день праздника, 30 апреля, состоялась Божественная литургия, которую возглавил благочинный Влахернского округа города Москвы, протоиерей Анатолий Родионов. По завершении Божественной литургии под звон колоколов состоялся Крестный ход вокруг храма, по окончании которого, отец благочинный поздравил всех прихожанок с православным женским днём. Затем на месте строительства основного храма состоялся праздник, который посетили как прихожане храма и жители района Марьино, так и многочисленные гости, которые специально приехали в этот день на праздник святых Жен-мироносиц со всей Москвы и ряда регионов России. Собравшихся приветствовал хор храма святых Жен-мироносиц, исполнивший тропарь праздника Пасхи и тропарь праздника святым Женам-мироносицам. В рамках официальной части выступили: Настоятель патриаршего подворья Храма святых Жен-мироносиц в Марьино, иерей Михаил Сергеев; Председатель комитета Совета Федераций по социальной политике, депутат Московской государственной думы Инна Юрьевна Святенко; Сопредседатель международной общественной организации «Союз православных женщин» Нина Борисовна Жукова; Председатель правления Женского патриотического общества, ответственный секретарь попечительского совета строящегося храма Жен-мироносиц в Марьино Галина Васильевна Ананьина; продюсер Русского народного телеканала «Жар Птица» Илья Александрович Новиков. По завершении официальной части состоялся праздничный концерт, подготовленный Русским народным телеканалом «Жар Птица» и Женским патриотическим обществом, в котором приняли участие мастера искусств, певцы и певицы: Заслуженный артист Мордовии Валерий Исляйкин, солистка музыкального театра им.Н.Сац Вера Азикова, финалист ТВ-проекта «Голос» Александр Бичёв, солистка Центрального образцового оркестра ВМФ России им. Римского-Корсакова Юлия Малинова, Валерия Янковская, Елена Пятницкая, Анастасия Шутова, Сергей Корепанов, Еремей Бочкарёв, композитор Александр Пужайкин, вокальный ансамбль «Степь». Ведущими праздника выступили народные певицы Ангелина Василевская и Анна Сизова, которые также подарили гостям праздника свои песни. Телеканалом «Жар Птица» осуществлялась телевизионная съёмка, а это значит, что совсем скоро многомиллионная аудитория телезрителей смогут увидеть телеверсию праздника.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/02/de...

Праздничный молебен в День знаний ЖМП 1 январь 2019 /  1 марта 2019 г. 17:40 Под покровом святого князя Владимира КАК ОБЫЧНЫЙ ГОРОДСКОЙ ХРАМ СТАЛ ДОМОВЫМ ДЛЯ КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА Небольшой деревянный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира по улице Маршала Чуйкова в воскресные и праздничные дни переполнен. Ничего удивительного: в 100-тысячном столичном районе Кузьминки ныне это единственная действующая православная церковь. Случаются и будние дни, когда тут негде яблоку упасть: дом молитвы заполняется молодыми людьми в униформе. Они прилежно выстаивают всю Божественную литургию и строгим порядком приступают к Святой Чаше. И в этом тоже нет ничего странного: Князь-Владимирский храм — это еще и домовая церковь Президентского кадетского училища Росгвардии имени М. А. Шолохова. Так называемые кадетские Литургии здесь совершаются регулярно, по заранее согласованному с администрацией учебного заведения расписанию. В интервью корреспонденту «Журнала Московской Пат­риархии» духовник училища настоятель Князь-Владимирского храма священник Марк Кравченко рассказывает как в этом храме верстаются казаки (церемония посвящения в казака, предполагающая принятие в храме присяги Отчизне и Православной вере) и почему кадетам неинтересно общаться с бывшими одноклассниками. PDF-bepcuя Храм домовый, вход свободный — Ваше Преподобие, храм стоит на изломе улицы Маршала Чуйкова. Несмотря на официальный статус домового, он словно бы обращен к жилым кварталам Кузьминок, а от территории кадетского училища его отделяет забор и контрольно-пропускной пункт. Почему так получилось? — Князь-Владимирскому храму в Кузьминках семь лет. Малым чином он освящен в нояб­ре 2011 года, а великого освящения мы пока еще ожидаем. Идея его возведения принадлежит мит­рополиту Тверскому и Кашинскому Савве, в бытность его епископом управлявшем тогда Юго-Восточным викариатством города Москвы. Воплощаться в жизнь она начала еще до моего назначения настоятелем. Училище тогда было Московским казачьим кадетским корпусом имени М. А. Шолохова. Исторически казаки Российской державы всегда воспитывались в патриотическом духе, основанном на православной вере. Неслучайно одна из самых распространенных пословиц про казачество звучит так: «Казак без веры — не казак». Московских казачат из кадетского корпуса воспитатели и раньше водили в близлежащие храмы. Вот только близлежащими их можно назвать с известной долей условности: и Николо-Перервинский монастырь , и Влахернская церковь в парке Кузьминки-Люблино находятся в нескольких автобусных остановках. И такие внутригородские паломничества в любом случае согласовывались и разрешались под личную ответственность взрослого сопровождающего.

http://e-vestnik.ru/society/kadetskiy_ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую О проекте документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков» 28.10.2013 470 Время на чтение 13 минут Священник Павел Гумеров 17 октября сего года в Петропавловском благочинии г. Москвы прошло обсуждение документов Межсоборного присутствия. Мне было поручено подготовить доклад о проекте документа «Упорядочение практики совершения браков» на собрании Юго-Восточного викариатства. В докладе я постарался выразить не только и не столько свои мысли, но мнение священнослужителей нашего благочиния, среди которых много весьма опытных и мудрых как в пастырской, так и в семейной жизни отцов. В целом все отцы выразили согласие с изложенными в этом документе положениями, но были высказаны пожелания и предложения внести определенные дополнения. Я думаю, нет нужды останавливаться подробно на всем тексте документа и полностью его приводить, многие уже ознакомились с ним, к тому же проект документа «Упорядочение практики совершения браков» можно легко найти в интернете. Рассмотрим лишь некоторые детали. В пункте 2 данного проекта говорится: «Венчание совершается после государственной регистрации брака». Хотелось бы, чтобы этот очень правильный пункт был усилен. Например: «только после государственной регистрации...» И еще: «священник, венчающий брак без наличия государственной регистрации, совершает антиканоническое деяние». Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую. Апологет II века святой Афинагор Афинский говорит: «Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам» (здесь и далее выделено мной. - свящ. П.Г. ). «Апостольские постановления», документ IV века, предписывает христианам «заключать брак в согласии с законом». С самых первых веков христианства в Римской империи благословению брака в Церкви предшествовало его заключение на государственном уровне. Подписывался специальный брачный документ в присутствии свидетелей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Участники представят 6 храмов Юго-восточного московского викариатства. Победитель будет награжден кубком епископа Воскресенского Саввы, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Новоспасского монастыря. 18 апреля. ПРАВМИР. В Светлую субботу, 21 апреля, в 10:00, в спорт-комплексе при МВА им. Скрябина пройдут спортивные соревнования «Георгиевские игры» среди православных молодёжных команд ЮВАО Юноши и девушки примут участие в таких состязаниях, как эстафета, перетягивание каната, мини-футбол и волейбол. В Юго-восточном московском викариатстве такие соревнования состоятся в первый раз. В этом году в них примут участие 6 команд. Участники представят 6 храмов Юго-восточного московского викариатства. Победитель будет награжден кубком епископа Воскресенского Саввы, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Новоспасского монастыря. Мероприятие проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Юго-Восточного Московского викариатства, Синодального отдела по работе с молодёжью и центра физкультуры и спорта ЮВАО. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/georgievskie-igry-proj...

Во время совещания в президиуме 6 марта 2013 г. 14:39 В московских школах родителям учащихся разрешат сменить образовательный модуль в курсе ОРКСЭ В московских школах завершается подготовка к обязательному преподаванию курса Основ религиозных культур и светской этики. С 1 сентября этот предмет в объеме одного часа в неделю начнут изучать все четвероклассники (курс рассчитан на учебный год). А к 1 апреля родители нынешних третьеклассников должны выбрать, на какой из шести модулей (основы светской этики, основы мировых религиозных культур либо основы культур одной из четырех традиционных для России конфессий — православия, мусульманства, иудаизма, буддизма) определить ребенка. Как показывает опыт, «выборы» происходят гладко далеко не везде. Этой проблеме было посвящено прошедшее вчера в столичном Департаменте образования совещание, в котором принял участие глава профильного синодального отдела митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . Сотрудники аппаратов московских викариатств привели несколько вопиющих фактов нарушения разработанного департаментом регламента родительского анкетирования. Так, по словам ответственного за преподавание курса Основ православной культуры (ОПК) по Сергиевскому благочинию (Северо-Восточное викариатство) Ивана Приходько, в некоторых окружных школах до сих пор не в курсе, что предстоит проводить родительское собрание (а 3-я четверть меж тем на исходе). «Не было собрания в 1987-й школе (район Марьино), - встревожен ответственный по Юго-Восточному викариатству священник Михаил Сергеев. - Заявления там родителям раздали в декабре, никакого протокола до сих пор нет». Чудовищные примеры озвучил ответственный по Успенскому благочинию (Северо-Западное викариатство) протоиерей Георгий Крылов. «Из 37 наших школ в 24 собраний еще не было, в две нас категорически отказались пускать, а из остальных в каждой второй родительское волеизъявление саботируют, - рассказал о. Георгий. - Так, в кадетском корпусе 1700 накоплен богатый опыт преподавания основ православной культуры, есть прекрасный учебный кабинет по этому предмету. Но сменился директор, и новый руководитель, собрав завучей и учителей, открытым текстом приказал: " Выбираем светскую этику " . Взбунтовались, к счастью, родители, и только после их открытого протеста собрание удалось провести. Но выбравших ОПК оказалось меньше по сравнению с добровольно изучавшими этот предмет в прежние годы...»

http://e-vestnik.ru/society/moduli_orkse...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010