Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя 7 января 2023 г. 17:24 7 января 2023 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Рождественскую елку в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве.  На елку были приглашены дети военнослужащих, побывавших и находящихся в зоне специальной военной операции, дети-воспитанники школ-интернатов и учащиеся воскресных школ.  Пролог праздничного представления был посвящен 140-летию со дня освящения Храма Христа Спасителя. В ходе этой части представления выступили добровольческий молодежный хор «Гефсимания» Юго-Восточного викариатства Московской епархии под управлением Марии Герего, а также учащиеся воскресной школы храма святителя Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы.  Затем со сцены Зала церковных соборов к собравшимся обратился Предстоятель Русской Православной Церкви.  Дети преподнесли Его Святейшеству аппликацию-коллаж «Рождественская елка добрых пожеланий», изготовленную своими руками. На поделке в виде игрушек свисают рукавички, на которых дети написали свои добрые пожелания Патриарху. Затем состоялся рождественский спектакль «Чудо горячего сердца». По завершении спектакля детям были вручены подарки. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...». 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5993830.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) ИОСИФ (Шумлянский Иван; ок. 1643 - 1708), еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий (Западнорусская митрополия) ИОСИФЛЯНЕ Иосифляне, постриженики Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря; сторонники последователей прп. Иосифа Волоцкого ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии, издатель КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИПРИАН (Старорусенков (Старорусенников); † 1634), митр. Новгородский, автор посланий, исторических и церковных сочинений КИРИЛЛ (Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл; †1646), архим., униат. (первоначально православный) проповедник, издатель КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; †1726), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОНДИНСКИЙ (КОДИНСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Кодинский) Во Имя Святой Троицы Монастырь, находился в с. Кода (ныне пос. Октябрьское Ханты-Мансийского АО) КОРЕЛЬСКАЯ И ОРЕШСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (Корельская и Орешковская, Корельская и Копорская), основана в кон. XVI - нач. XVII в. в границах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли и Ореховского у., отделена от Новгородской епархии (с 1589 митрополия) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " ») КОРЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1685-1690 гг., затем оставалось вакантным до открытия в 1708 г. преемствующего ему Ладожского вик-ства КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского

http://pravenc.ru/rubrics/121748_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.) ИОСИФ (Иезекииль) (Курцевич Иван Дмитриевич; 80-е гг. XVI в.- 1642), архиеп. бывш. Суздальский и Тарусский ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий КИПРИАН (Старорусенков (Старорусенников); † 1634), митр. Новгородский, автор посланий, исторических и церковных сочинений КОНДИНСКИЙ (КОДИНСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Кодинский) Во Имя Святой Троицы Монастырь, находился в с. Кода (ныне пос. Октябрьское Ханты-Мансийского АО) КОРЕЛЬСКАЯ И ОРЕШСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (Корельская и Орешковская, Корельская и Копорская), основана в кон. XVI - нач. XVII в. в границах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли и Ореховского у., отделена от Новгородской епархии (с 1589 митрополия) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " ») КОРЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1685-1690 гг., затем оставалось вакантным до открытия в 1708 г. преемствующего ему Ладожского вик-ства КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ I (Чёрт; † 1.05.1497), митр. Киевский, сщмч. (пам. 1 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121756_5.html

Одновременно с исполнением обязанностей викария являлся настоятелем Ново-Афонского монастыря. С 1912 г. – епископ Старицкий, викарий Тверской епархии. С 1917 г. – епископ Приазовский и Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии. С 1919 г. – член ВВЦУ Юго-Востока России. На Юго-Восточном Русском Церковном Соборе Приазовское викариатство преобразовано в Ростовскую и Таганрогскую епархию, на которую назначен правящим архиереем. 24 марта 1922 г. ростовские чекисты первыми отчитались перед руководством ОГПУ об успехах по сталкиванию между собой групп духовенства и начале организационного оформления обновленческого раскола на Дону. Телеграмма из Ростова сообщала, что арестованы «сподвижники» епископа Арсения, а «лояльное духовенство организовало бюро для оказания противодействия епископской власти». 217 Владыка отказался благословлять обновленческое исполнительное бюро и за два дня до подписания «акта» от 26 апреля о подчинении духовенства епархии бюро предупредил духовенство не иметь отношений с самочинным учреждением. 218 В 1922 г. отношение владыки к изъятию церковных ценностей было близко позиции сщмч. Вениамина (Казанского). Возражение вызывало не само изъятие, которое он считал необходимым и неизбежным в тот момент, а методы его проведения: церковные предметы не должны изыматься лицами, не принадлежащими к духовному званию. Священник Николай Феодосьев в ходе судебного процесса свидетельствовал: «Епископ говорил, что не хотел бы, чтобы кто-либо из духовенства погиб, и потому следует подготовить ценности к изъятию, а самому держаться в стороне». 219 В начале мая был арестован и отдан под суд по обвинению в противодействии кампании по изъятию церковных ценностей, но истинной причиной следует считать непризнание обновленцев. 30 августа 1922г. приговорен к расстрелу, замененному на 10 лет лагерей. 220 В 1922–1925 гг. отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения. После освобождения в 1925 г. назначен временно управляющим Саратовской епархией, с 13 июля по 12 сентября 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

444-445 ОСОГОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Сарандапорский), во имя прп. Иоакима Осоговского обитель Кумановско-Осоговской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви (МПЦ) 445-446 446-448 ОСОРЬИН Дружина (Каллистрат) Георгиевич (ок. 1578 - сер. XVIII в.), сын прп. Георгия Васильевича Осорьина и прп. Иулиании Осорьиной (прав. Лазаревской), рус. агиограф XVII в. 448-449 ОСРОЕНА историческая область в Сев. Месопотамии (юго-восток совр. Турции и север совр. Сирии), эллинистическое царство (2-я пол. II в. до Р. Х.- сер. III в. по Р. Х.), первое известное гос-во, в к-ром на рубеже II и III вв. христианство получило офиц. покровительство властей 449-450 450-451 451-454 454-455 ОСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ (III в. ?) (пам. 30 янв.; пам. греч. 30 янв.; пам. зап. 5 сент., 22, 23, 24 авг., 20 мая), пострадали в эпоху гонений на христиан в г. Остия близ Рима 455-458 ОСТОИЧ Тихомир (1865-1921), серб. историк лит-ры, педагог, музыкант, церковный певец и регент, собиратель церковных песнопений и народных напевов 458-461 461-463 ОСТРОГ муж. мон-рь во имя свт. Василия Острожского Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви 463-465 465-466 466-470 ОСТРОГОРСКИЙ Георгий Александрович (1902-1976), немецкий и югославский ученый-византинист российского происхождения; один из основателей школы византиноведения 470-471 ОСТРОЖНИЦКИЕ ЛИСТКИ (кон. XI - нач. XIIb.), фрагменты 2 пергаменных листов из Минеи праздничной восточнослав. (древнерусского) извода, памятник книгописания и книжной культуры юга Руси, возможно, галицко-волынского происхождения 471-477 ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. 477-479 ОСТРОЖСКАЯ И САРНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви - см. в статьях Острожское викариатство, Ровенская и Острожская епархия 480-482 ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (Рнб. F.n.I.5) 1056-1057 гг., краткий апракос, древнейшая точно датированная рукописная книга на церковнослав. языке рус. извода

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

архиеп. Иоанн впервые назван с титулом «Кубанский и Черноморский», очевидно, в связи с присоединением Черноморско-Новороссийской кафедры к Кубанско-Екатеринодарской. В этот день архиерей возглавил совещание духовенства Кубанско-Черноморской епархии в связи с кампанией изъятия церковных ценностей (Красное знамя. Краснодар. 1922. 25 марта). Такой же титул отразился и в воззвании от 14 апр. 1922 г., в к-ром архиеп. Иоанн призвал духовенство не препятствовать изъятию ценностей (опубликовано в бюллетене «На помощь», издававшемся в Краснодаре). В мае 1922 г. архиеп. Иоанн присоединился к обновленчеству , после чего викарий Кубанской епархии Ейский еп. Евсевий (Рождественский) объявил об отстранении архиепископа от управления епархией. В связи с отпадением архиеп. Иоанна в раскол было возрождено Черноморско-Новороссийское вик-ство Ставропольской епархии, 21 авг. 1923 г. по решению Синода еп. Черноморским стал вернувшийся из обновленчества еп. Иннокентий (Летяев) (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 320). В том же году еп. Иннокентий был переведен на Ставропольскую кафедру. В докладе от 4 марта 1924 г. Ставропольский и Кавказский еп. Иннокентий сообщал патриарху, что вакантная Кубанская (Краснодарская) кафедра управляется при помощи викарных епископов: Ейского (очевидно, Евсевия (Рождественского)) и Армавирского. Еп. Иннокентий ставил вопрос о назначении епископов на Черноморско-Новороссийское и проектируемое Прикаспийское вик-ва с предоставлением им полусамостоятельного статуса (Там же. Д. 247. Л. 10). В 1927-1933 гг. Кубанско-Черноморскую кафедру занимал архиеп. сщмч. Феофил (Богоявленский) . Следующий архиерей, Памфил (Лясковский) , в 1933-1936 гг. имел титул «епископ Краснодарский и Кубанский». Ист.: Православная Церковь на Кубани: (кон. XVIII - нач. ХХ в.): Сб. док-тов. Краснодар, 2001. Лит.: Шептун С. В. Из истории правосл. Церкви на Кубани. Краснодар, 1995; Крячко Н., прот. Архив Юго-Восточного рус. церк. Собора 1919 г. как источник по истории РПЦ периода Гражданской войны//ВЦИ. 2012. 1/2(25/26). С. 159-216. В. Г. Пидгайко Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462171.html

Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий и члены сопровождающей его делегации молились в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке за Божественной литургией, которую совершил митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. По завершении богослужения, обратившись к Предстоятелю Албанской Православной Церкви со словами приветствия, митрополит Иларион преподнес Блаженнейшему Владыке русский перевод его книги, который готовится к публикации в России. Торжественное богослужение в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре возглавил Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , которому сослужили: митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ; архиепископ Бельский Григорий; наместник обители, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва ; епископ Люберецкий Серафим ; братия монастыря в священном сане и клирики Юго-Восточного московского викариатства. Епископ Воскресенский Савва приветствовал Предстоятеля Польской Православной Церкви от лица братии обители и прихожан, пожелав ему здравия, мира и долгоденствия. В воскресный день Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершил Божественную литургию в Никольском храме в Котельниках . За богослужением на подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии ему сослужили: митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий ; архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил; настоятель подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве архимандрит Серафим (Шемятовский) ; настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк; клирики подворья. Диаконский чин возглавил член делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии архидиакон Максим (Дурила). В алтаре храма молился епископ Бронницкий Парамон . На богослужении присутствовали Апостольский нунций в Москве архиепископ Челестино Мильоре, Чрезвычайный и Полномочный посол Чешской Республики в России В. Ремек и Чрезвычайный и Полномочный посол Словацкой Республики в России П. Припутин, председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций С.А. Гаврилов, президент Фонда единства православных народов В.А. Алексеев и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5077696.ht...

епископ Уфимский и Мензелинский; с 1902 г. епископ Волынский и Житомирский; с 1906 г. архиепископ; с 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., товарищ председателя Собора. Первый из трех кандидатов на Патриарший Престол. С 28 ноября (11 декабря) 1917 г. в сане митрополита Киевского и Галицкого. В июле 1918 г. председатель Всеукраинского церковного собора. В декабре 1918 г. арестован по распоряжению правительства С. В. Петлюры. До лета 1919 г. в униатском монастыре в г. Бучаче (Польша). В августе 1919 г. возвратился в Россию, избран почетным председателем Юго-Восточного ВВЦУ. В начале 1920 г. эвакуирован и около пяти месяцев жил на Афоне. В сентябре 1920 г. вернулся на родину, но вскоре эмигрировал вместе с армией П. Н. Врангеля. Глава РПЦЗ, сначала ВЦУ, а после его упразднения Св. Патриархом Тихоном в 1922 г. Архиерейского Синода РПЦЗ. В сентябре 1927 г. Зарубежный Синод, главой которого митрополит Антоний оставался до своей кончины, формально разорвал каноническое общение с Московской Патриархией. В 1934 г. запрещен в священнослужении по постановлению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) . Араки Садао (1877–1966), японский политический и государственный деятель. В 1931–1934 гг. военный министр, в 1938–1939 гг. министр просвещения Японии. Идеолог экспансионизма и милитаризации страны. В 1948 г. приговорен Международным военным трибуналом в Токио к пожизненному тюремному заключению. Освобожден в 1955 г. Арсений (Жадановский Александр Иванович ; 1874–1937), епископ. Духовный писатель. С 1904 г. наместник Московского Чудова монастыря в сане архимандрита. В 1911 г. при Чудовом монастыре открыл Московский отдел Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В 1914 г. хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, оставлен в должности наместника Московского Чудова монастыря. В 1923 г. уволен от управления Серпуховским викариатством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

1. В каких церковно-приходских общинах (приходах) викариатства организованы группы помощи лицам, осужденным по решению суда к уголовным наказаниям и лицам, осужденным к альтернативным видам наказаний без лишения свободы? 2. Дать характеристику проблем относительно духовно-пастырского окормления сотрудников Уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России, а также осужденных к альтернативным видам наказаний без лишения свободы, состоящих в ведении данного учреждения УИС, в том числе, несовершеннолетних правонарушителей, а именно: В ходе совещания участниками дискуссии были проанализированы направления работы и оценены перспективы развития взаимодействия с УИИ УФСИН России по г. Москве. Было отмечено, что духовно-просветительская работа среди сотрудников уголовно-исполнительной инспекции является приоритетным видом взаимодействия, а также духовно-пастырское окормление осужденных к альтернативным видам наказаний без лишения свободы, состоящих в ведении указанного учреждения, в том числе несовершеннолетних правонарушителей. В ходе подведения итогов совещания были намечены дальнейшие пути взаимодействия Синодального отдела по тюремному служению, Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы и УИИ УФСИН России по г. Москве по духовному просвещению и окормлению сотрудников уголовно-исполнительной инспекции, ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к альтернативным видам наказаний без лишения свободы. Московская (городская) епархия поделена на городские викариатства во главе с управляющими викариями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. На территории каждого из викариатств проживает до полутора млн человек, а в некоторых и более полутора млн человек. В каждом из городских викариатств (Центральном, Южном, Западном, Восточном, Северном, Северо-Западном, Северо-Восточном, Юго-Западном, Юго-Восточном и викариатстве Новых территорий) согласно резолюции Святейшего Патриарха ПК-02/25 от 6.02.2017 г.) назначены ответственные священнослужители — тюремные капелланы из числа клириков викариатств, на которых возложена ответственность за организацию миссии тюремного служения в викариатствах, на которые поделена Московская (городская) епархия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6063593...

русские крестили некоторых эстов в Отепя и обещали прислать священников для крещения остальных, но обещание не выполнили. Позднее эстонцы приняли католических священников из Риги, которые их крестили 17 . Русские князья, налагая дань на прибалтийские племена, не затрагивали их религиозной и внутренней политической жизни, не принуждали в вопросах веры. Православие не распространялось насильно, к нему присоединялись только те местные жители, которые изъявляли желание принять христианскую веру, и такие случаи были не редки. Известно, что уже в первой половине XII в. в Новгородской и Псковской епархиях существовали правила, какими следовало руководствоваться при оглашении новокрещеных эстов. Так, в ответах епископа Новгородского Нифонта на вопросы Кирика предписывается начать оглашение чудина наравне с болгарином за 40 дней до крещения 18 , значит уже во времена епископа Нифонта (1130–1156) среди эстов были случаи обращения в Православие, о большом религиозном влиянии православных славян на эстов и латышей свидетельствует и то обстоятельство, что в языке этих народов, особенно в диалектах юго-восточной Эстонии и Латвии, издавна укоренились русские слова, относящиеся к религиозным понятиям. Например, в латышском: boznica (божница), kristit (крестить), krusts (крест), krustmate (крестная мать), gavit (говеть), klanities (кланяться), zvans (звон, колокол), zvanit (звонить) и др.; в эстонском: rist (крест), ristima (крестить), nadal (название семидневной педели) и др. Калькой русских слов являются наименования некоторых дней недели (вторник, четверг), слово raamat (книга) – заимствование славянского слова «грамота» через русских монахов и священников, ведь своей письменности у эстонцев тогда еще не было. Можно с большой долей справедливости утверждать, считал Г. Трусман, «что значительная часть туземцев края гораздо лучше была знакома с христианством в форме православия, чем в форме католицизма». Но для окончательного утверждения подобного вывода, продолжал ученый, еще «недостает прямых исторических данных» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010