Мужчина или женщина, возложившие на себя такой обет, обязывались в продолжение его исправлять дела служения при храме или вместо того выкупать себя. В этом случае платили выкуп по возрасту. От двадцати до шестидесяти лет мужчина должен был платить за себя 50 сиклей серебра; от пяти лет до двадцати – 20 сиклей; от одного месяца до пяти лет – 5 сиклей; шестидесятилетний – 20 81 . Женщина платила в каждом случае половину. Если кто, давши обет, обеднял и не мог заплатить должной суммы, тому закон делал снисхождение ( 4Цар.23:35 ). Собственность, которую евреи могли посвящать Богу по обету, были животные чистые и нечистые и имение недвижимое, напр., дома и нивы. Если назначали в обет животное чистое, то закалали его в жертву, а нечистое выкупали, прилагая к цене животного пятую ее долю. Закон относительно обетных животных был тот же, какой и о животных, отдаваемых в десятину: не должно выменивать хорошее худым или худое хорошим. Если же станет кто заменять скотину скотиною, то и она, и замен ее будет святынею. Но никто не имел права обещать Богу первородных от людей и скота, которые принадлежали Ему по закону. По постановлению об обете относительно животных должен был поступать обещавший Богу дом свой или ниву. «Если владелец дома, обещавший его Богу, хотел оставить за собою: то обязан был к цене за дом приложить пятую долю этой цены, и тогда будет его. Если поле из своего владения посвятил кто Господу: то оценка должна быть по мере посева; где высевается хомер 82 ячменя, то место оценивается в пятьдесят сиклей серебра. Если кто в юбилейный год посвящает поле свое, должно состояться по оценке владельца. Если же после юбилея посвящает кто поле свое, то священник должен рассчитать серебро по мере лет, оставшихся до юбилейного года, и должно убавить из оценки твоей. Если же захочет выкупить поле, посвятивший его, то пусть он прибавит к цене его пятую часть серебра оценки твоей, и оно останется за ним. Если же не выкупит поля и продадут его другому человеку, то уже нельзя выкупить.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Наконец, и во время служения рабов закон требовал в отношении к ним снисходительности и мягкости. Замечательно постановление: не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего – конечно, вследствие притеснений; пусть он у тебя живет, среди вас – на месте, которое он изберет; не притесняй его (23:15,16). Особенно требовал закон кротости и милости в отношении к рабам еврейского происхождения. Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе; то не налагай на него работы рабской. Он должен быть у тебя, как наемник, как поселенец до юбилейного года пусть работает у тебя ( Лев.25:39,40 ). Еще решительнее в этом отношении постановление закона касательно положения в семье владельца дочери, проданной отцом вследствие бедности. Владельцу предлагалось взять ее себе в жену; в противном случае позволялось выкупить ее отцу, когда он захочет, и, безусловно, запрещалось господину продать ее чужому народу. Если она обручалась с сыном владельца, то вступала во все права дочери господина. Она удерживала за собой права супруги и тогда, когда сын владельца брал себе еще другую жену. Если же господин не находил возможным исполнить эти требования, т. е. сделать ее женой своей или своего сына и лишал ее прав члена семьи, или хотел продать иноплеменнику, то она могла, когда пожелает, уйти на свободу даром и без выкупа ( Исх. 21:7–11 ) 335 . Даже рабу–пленницу закон советовал брать в жены и, если потом не понравится, отпустить, куда она захочет, но не продавать ее и не обращать в рабство после того, как она была женой ( Втор. 21:10–14 ). Вообще, запрещалось господство брата над другим братом–евреем с жестокостью ( Лев. 25:46 ) 336 . Можно сказать, что у евреев рабы не были в строгом смысле невольниками; их положение было похоже на положение римских клиентов. А раб еврейского происхождения был обязан работать только на время. Чем дальше, тем больше слабело рабство под влиянием воззрений закона, который и имел в виду уничтожать его постепенно. К концу древней еврейской истории оно совсем почти исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Неповиновение детей родителям, причем не только отцу, но и матери, каралось сурово, вплоть до побиения камнями, однако к смертной казни буйный и непокорный сын приговаривался не отцом, но на основании жалобы родителей по приговору общественного суда, и казнь совершал народ (см.: 21:18–21). Ветхозаветная правовая система включает детально разработанные нормы гражданского права, своего рода гражданский кодекс, который по тщательной дифференциации казусов и по полноте своей может быть поставлен рядом с классическим римским правом, при этом решительно отличаясь от римского права своей приверженностью высшей Божественной справедливости, своим человеколюбием, заботой о бедных и неимущих. В отличие от римского права в законе Моисеевом не абсолютизируется право частной собственности – ему поставлены определенные границы. Главным богатством народов в доиндустриальную эпоху была земля. Земля в соответствии с законом Моисеевым признавалась исключительной собственностью Господа Бога, и потому она была принципиально неотчуждаемой: Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня ( Лев. 25:23 ). Израильтянин мог продать свой участок земли только до определенного срока, до юбилейного года, в который этот участок непременно возвращался первому владельцу, что предотвращало глубокое имущественное расслоение израильтян. Ради поддержки бедных и малоимущих установлен был субботний год, когда пользование плодами предоставлялось исключительно бедным. С этой же целью полагалось прощать долги в седьмой год. Следствием этих законодательных норм было несравненно большее имущественное равенство среди израильтян, чем это имело место в Египте, у народов Месопотамии, а также в античном мире. Во Второзаконии содержится запрет давать в рост своему соплеменнику израильтянину: Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого (23:19), но по отношению к иноплеменнику ростовщичество не запрещалось: Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост (23:20).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Но различие между людьми в трудолюбии и бережливости, в способностях и нравственности, образе жизни, наконец, многие непредвиденные случаи – болезнь или преждевременная смерть главы семьи, неизбежно должны были создавать экономическое неравенство – обогащение одних и обеднение других; и богодухновенный законодатель понимал это. Но не думая устранить то, что является естественным, неизбежным и неотвратимым следствием греховной природы нашей, он установил закон, по крайней мере предупреждающий развитие обогащения на счет других с одной стороны и обеднения других, с другой, до чрезвычайной крайности. Наследственный участок земли или дом в деревне могли быть проданы только на время; продавец всегда мог выкупить их на основании самого законного расчета, а в юбилейный год они должны были отходить к прежним владельцам без всякого выкупа: в юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое ( Лев.25:13 ). Если некому выкупить наследственное имение, то пусть проданное останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно ( Лев.25:28 ); дома в селениях должно считать наравне с полем; выкупать их всегда можно, а в юбилейный год они отходят ( Лев.25:31 ). К этому основному социальному закону присоединяются еще многие другие, как бы вспомогательные, в тех же видах предотвращения усиления пролетариата: это, во-первых, обязательное прощение долгов в седьмой и юбилейный годы ( Втор.15:1–2 ), во-вторых, освобождение на свободу единоплеменника, продавшегося в рабство, и не с пустыми руками, а снабженного плодами от полей и садов и прочее, снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему чем благословил тебя Господ Бог твой ( Втор.15:13–14 ). Но бедность, несмотря на какие бы то ни было мероприятия против неё, неизбежна и неотвратима на земле; это закон греховного мира, пока он существует: нищие всегда будут среди земли твоей ( Втор.15:11 ). И вот целый ряд самых гуманнейших, можно сказать, трогательных законоположений направлен Моисеем к обеспечению горькой участи бедняков.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obs...

О домах Левитов находящихся в этих городах, к которым прирезаны были и поля или выгоны по 430 саженей во все стороны кругом (ср. ст. 4 гл. XXXV Числ. по 2000 локтей или по 3000 фут во все стороны), и говорится в этих стихах. Левиты не имели уделов, единственное их богатство заключалось в доме, с правом пользования городском выгоном. Вот почему этот семейный приют Левитов дозволяется к выкупу и к возврату в юбилейный год, как мы понимаем, даже в огороженных городах. 1236 (Ст. 35–38). Поддержи брата своего..... пришлец ли он или поселенец..... чтобы он жил с тобою….не бери от него роста и прибыли….. Я Господь…..который вывел вас из земли Египетской. Здесь, по-видимому, указывается случай, когда Израильтянин продал уже свой участок и не имел где жить. Господь повелевает не отталкивать его, дать ему приют и не пользоваться его беспомощностью и нуждою, чтобы насчитывать на него проценты за вещи или деньги, ссужаемые ему, и не рассчитывать на прибыль в этом деле И не только Израильтянину, но поселенцу и пришлецу бездомному и бесприютному приказано Господом также оказывать такую же помощь и не спекулировать на нищету и нужду его. Иноземцу (Второзак. XXIII, 20) можно было отдавать серебро за проценты, но здесь случай обнищавшего иноземца, к которому приказывается также быть милосердным, как к брату своему Израильтянину. В первом случае, это был обыкновенный коммерческий оборот, но в 36 стихе указан случай вымогательства у бедного. Повеления эти заканчиваются напоминанием, что Тот, Кто повелевает вам, это есть Тот, Который вас спас от рабства Египетского. 1237 (Ст. 39–43). Ср. гл. XXI, 2–4 (и пр. 1–3) и гл. XXII, 3 (и пр. 3)Исхода. Здесь сказано: «до юбилейнаго года пусть работает тебе», По-видимому выражение это допущено здесь потому, что говорится об юбилейном годе, но основный закон был, что более шести лет Израильтянин не мог быть рабом, как ясно высказано во Второзаконии, XV, 12 и в Исходе XXI, 2. «Пусть будет у тебя, как наемник или поселенец, не налагай на него работы рабской (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Однако Заимодавец не с тем окружил себя должниками, чтобы разорить их в конец. Нет, Он пришел и стал среди них, чтобы взыскать и спасти погибших. Он богат Своей милостью. Должники пред Господом! У Него есть средства загладить отвратительную жизнь грешников. У Него есть взамен вашего позорного одеяния риза оправдания, пред которой самые звезды нечисты. Будь грехи ваши красны как кровь, а совесть черна, как ад, – у Него есть чем сделать все в вас белым как снег и чистым, как небо в утренний час погожего весеннего дня. Как добр, милостив заимодавец в притче Иисуса Христа – вот одно из свидетельств. Оказался пред лицом его страшный должник в количестве 10 000 талантов. Еврейский талант равнялся 3 000 сиклей. Сикль равнялся по нашему счету 60 коп. серебром, а 10 000 талантов – около 18 000 000 руб. серебром. Ну, словом, неоплатный должник: заплатить этой суммы он не мог. Сообразите, что и грешный человек, если станет пред лицом правды Божией, то он окажется неоплатным должником. Этому небрежному должнику были указаны законы, угрожавшие наказанием за нарушение честного слова, за обман, за невнимание к общественным обязанностям. Статьи этого закона в Ветхом Завете были грозны. Для примера укажем следующие. В книге Левит написано: «Когда обедневший брат твой (т.е. иудей) будет продан тебе, то пусть до юбилейного года (т.е. семь лет) работает тебе, а тогда отойдет от тебя сам и дети его с ним» ( Лев.25:39–41 ). В книге Исход, гл.21: «Должника еврея, если купишь и как господин дашь ему жену, а она родит ему сынов или дочерей, то жена и дети его пусть останутся у господина его, а он на седьмой год выйдет один» ( Исх.21:2–4 ). Но если раб скажет: «Люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю», то пусть господин его приведет его пред судей, и поставит его к двери или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно ( Исх.21:5–6 ). " Когда услышал должник, что заимодавцу угодно было дать распоряжение о применении этих законов к нему, то ужаснулся ожидавшей его неминуемой участи. Все в жизни дорогое и милое утрачено. Несчастный не знал, что ему с собой делать. «Светоносный дух добродетели, Ангел-Хранитель, – учит св. Кирилл Иерусалимский , – вложил в душу несчастного благую мысль, которую он не замедлил осуществить. Он со смирением, в покаянии и слезах повергся пред господином и говорил: Государь, потерпи на мне, и все тебе уплачу» ( Мф.18:26 ). Бедный должник в своей усиленной просьбе, чтобы склонить заимодавца к милости, дал обет, для исполнения невозможный. Однако в этой просьбе подавляющего бедствия слышатся тон, звуки смирения, страха Божия, раскаяния, надежды. Вопль этого должника напоминает слезную мольбу, отголосок стенаний совести кающегося грешника при выслушании определения, изреченного о его наказании.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Отпевание в больнице имеет своей целью напомнить живым о скоротечности земных дней, о связи понятий «жизнь, болезнь, смерть», настроить живых жить богоугодной жизнью. Приложения Проблемы биоэтики Из основ социальной концепции Русской Православной Церкви. По материалам Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, гл. XII XII. 2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» ( Пс. 138, 13, 15–16 ). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» ( Иов. 10:8–12, 18 ). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер. 1, 5–6 ), — сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш» — это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», — писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», — утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смерто убийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», — сказано во 2м и 8м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91м правилом VI Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennik-v...

Поле то, когда оно в юбилей отойдет, будет святынею Господу, как поле заклятое; священнику достанется оно во владение. Если кто посвятит Господу поле купленное, которое не из полей его владения, то священник должен рассчитать количество цены по оценке твоей до юбилейного года, и, во что будет оценено, должен он отдать в тот же день, как святыню Господню. Поле же в юбилейный год перейдет опять к тому, у кого купил он, кому принадлежит владение той земли» ( Лев.27:15–24 ). Хотя от воли каждого зависело дать или не дать обет Богу, но давший строго обязывался к непременному исполнению своего обета. «Аще обещавши обет Господеви, Богу твоему, да не умедлиши воздати его, яко взыскал взыщет Господь, Бог твой, от тебе, и будет на тебе грех: аще же не восхощеши обещати, несть ти греха. Исходящая из уст твоих сохрани и сотвори, имже образом обещал еси Господеви, Богу твоему дар, егоже глаголал устами твоими» ( Втор.23:21–23 ). Для беспрепятственного исполнения обетов Богу закон возбранял произносить их людям, не имевшим свободы или полной над собою власти, напр., детям без позволения родителей, женам без согласия мужей ( Чис.30 ). Постановления против идолопоклонства Все священные постановления ветхого завета располагали евреев к жизни в Боге и для Бога, – таковы постановления и против идолопоклонства. Всегдашнею обязанностью евреев было любить всем сердцем, всею душою, всеми силами ( Втор.6:5 ) и почитать Единого Истинного Бога, освободившего их из рабства египетского; Ему Единому служить ( Исх.34:14 ): с благоговением произносить Его св. имя ( Исх.20:7 ). Все уклонения от этих священных обязанностей Господь убедительным и милосердым образом преграждал. «Если кто из природных жителей (т. е. евреев) или из пришельцев дерзкою рукою сделает то, что он хулит Господа: истребится душа та из народа своего. Он слово Господне презрел и заповедь Его нарушил: истребится душа та; грех ее на ней» ( Чис.15:30–31 ). «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше и вы не уклонились, и не стали служить другим богам, и не поклонились им.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Послание Синода Белорусской Православной Церкви по случаю 1020-летия Крещения Руси 24 жовтня 2008 р. 18:57 По случаю празднования 1020-летия Крещения Руси 23-25 октября 2008 года в Минске Синод Белорусской Православной Церкви направил послание клиру, монашествующим и пастве Белорусского экзархата. Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры — клир, монашествующие и паства Белорусской Православной Церкви, дорогие соотечественники! Два десятилетия назад произошло событие, положившее начало возрождению Православной Церкви на исторических землях Святой Руси и послужившее духовному преображению народов Руси Великой, Белой и Малой. В 1988 году весь христианский мир пытался понять, чем станет 1000-летняя годовщина Крещения русичей в водах Днепра святым равноапостольным князем Владимиром? Будет ли празднование этой даты значимым лишь для узкого в те времена круга верующих людей, или же оно найдет более широкий отклик в обществе? Жива ли память народа о своих православных корнях и великой истории и ждёт ли она часа своего пробуждения? Сама история ответила на эти вопросы в год 1000-летия Крещения Руси. Семьдесят лет, которые предшествовали этой величественной дате, стали исполнением Библейского образа, явленного пророку Илие на горе Хорив (3 Цар. 19:8-14). Так и революция была подобна большому и сильному вихрю, «раздирающему горы и сокрушающему скалы». Вслед за ней последовало коренное преобразование уклада жизни, сравнимое с землетрясением. А затем был огонь нескончаемой войны — войны друг с другом, с внешним врагом, с самими собой. Святая Церковь на нашей земле выживала, буквально следуя словам Божественной книги Псалтири и повторяя их вслед за страждущим Псалмопевцем: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась». Но вот, в юбилейном году Крещения Руси с прореченной точностью стали сбываться и следующие строки тридцать восьмого псалма Давидова: «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим» (Пс. 38:2-4).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208463...

Поэтому нужно очень взвешенно относиться к подобным рассказам о «спецэффектах», сопровождающих парусию. Что, тем не менее, с большой долей вероятности мы можем ожидать? То, что парусия будет явлением Христа в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 ). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным: …как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ). Ап. Павел говорит, что все эти события произойдут величественно: …Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба… ( 1 Фес.4:16 ). Здесь труба напоминает о созывании войска звуком трубы или о возвещении Юбилейного года, как это происходило у иудеев. Отношение людей ко Второму Пришествию будет различно: одни обрадуются и будут торжествовать, хулители же веры и злые грешники возрыдают, потому что Второе Пришествие означает для них вечный приговор и погибель. Христос говорит Своим ученикам: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ). Христос приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших ( 2 Фес. 1:10 ), то есть, для святых Его Пришествие будет окончательным и совершенным прославлением, для простых верующих – потрясением и надеждой на Спасение, для грешников – осуждением. Поэтому в этот момент, осознав, что придется держать отчет за свою жизнь перед Богом, восплачутся все племена земные… ( Мф. 24:30 ). Далее произойдет всеобщее воскресение из мертвых. Это не метафора, не поэтический оборот речи, это твердое убеждение христиан, и основывается оно на уникальнейшем событии реального Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Часто, когда я совершаю отпевание, я говорю собравшимся у гроба людям, что сейчас мы свидетели того факта, что у нашего любимого человека душа отделилась от тела. Потом я рассказываю о том, как по учению Православной Церкви душа будет жить в этом состоянии в мире ином.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010