В отношении к ним право выкупа ограничено, а существенный закон юбилейного года – о неотчуждаемости недвижимой собственности – на них вовсе не простирается. «Если кто продает жилой дом в городе, огражденном стеной, то выкупить его можно до истечения года от продажи его; в течение года выкупить его можно. Если же не будет он выкуплен до истечения целого года; то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его, и в юбилей не отойдет от него» (ст. 29–30). Разница в отношении закона о праве выкупа и неотчуждаемости к двум родам недвижимой собственности – земле и домам (в укрепленном городе) объясняется разной степенью права собственника на тот и другой род владения. Между тем как по отношению к земле, которая для владельца ее есть лишь временный дар Иеговы, настоящего собственника ее, этот закон выражается в ограничении произвола в распоряжении ею, по отношению к дому (в укрепленном городе), как полному произведению самого владетеля и следовательно полного собственника по праву производителя, закон менее или даже вовсе не ограничивает свободу распоряжения и потому, предоставляя собственнику право на полную продажу, назначает только годовой срок на выкуп, по истечении которого проданный дом становится полной собственностью покупщика. Что же касается собственно установленного законом различия в отношении к домам в селениях и городах, причем первые вполне подходят под категорию законов о земле, а вторые получают особые законы, то это объясняется тем, что дома в селениях находятся в более тесной связи с полями, чем дома в городе. IV Несколько другой характер Моисеево законодательство принимает в отношении к домам левитов. Но это определяется особенным социально-экономическим положением их в среде израильского народа. Известно, что все владение левитов состояло в 48 городах, данных им при разделе земли ( Чис. 35:1–8 ). Эти города с незначительным количеством окружающих их полей и должны были служить для них основой экономического благосостояния, вместо поземельных участков, и по тому самому они имели для них то же значение, какое для простых израильтян имели земельные участки.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zemlja...

Весь седьмой год был праздничным. В этот год умножались дела благочестия и милосердия к ближнему. Год юбилейный      Слово йовель собственно означает бараний рог, так как в него трубили, возвещая начало юбилейного года. Праздничное значение пятидесятого года установлено Господом: освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя (Лев 25, 10). Пятидесятый год отличался от субботнего (седьмого) обширнейшим распространением права Божия относительно покоя земли, освобождения рабов и возвращения прав на наследственную собственность. Все, что предписывалось относительно субботнего года, к юбилейному относилось особо. Верховным обладателем священной земли и ее обитателей был Сам Бог. Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня (Лев 25, 23). Начальники земли были только Его приставниками и слугами. В пятидесятый год, как и в седьмой, произведения земли и садов были общим достоянием народа: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных [лоз] ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее (Лев 25, 11–12). Закон о юбилее имел одной из главных целей облегчить участь бедных, попавших в рабство. В юбилейный год положено было освобождать всех рабов-евреев. В год юбилея восстанавливались первоначальные права всех евреев на наследственную собственность. Наделы, которые получили колена Израилевы при разделе земли, нельзя было передавать навсегда, так как земля была собственностью Божией. В иные годы человек, имевший наследственные права, мог возвращать первоначальные уделы путем выкупа. А в юбилей все земли возвращались без выкупа, по закону. Благоприятным следствием субботних и юбилейных лет было периодическое уравнение евреев, сближение их между собой, ибо крайнее неравенство состояний в обществе всегда было источником социальных напряжений и общественных нестроений. Эти праздничные годы у одних отнимали силу и гордость, а другим доставляли радость и утешение. Богатые лишались излишка, а бедные приобретали необходимое пропитание. Богатые помнили, что и над ними есть Господь и Владыка.

http://pravoslavie.ru/104164.html

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 октября 2004 года 7 июня 2008 г. 08:00 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. (2 Кор. 4, 5-6) Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства — возлюбленные о Господе собратья архипастыри, участники настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Прошло четыре года со времени Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 году, когда мы стояли на рубеже времен, вступая в новый век и новое тысячелетие. Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова стало событием в жизни каждого человека, вехой в истории всего человечества и его духовной путеводительницы — Святой Церкви Божией. Всякая юбилейная дата располагает к размышлению и осмыслению прошедшего периода, подведению его итогов, а рубеж столетий, и тем более тысячелетий, особенно. Во всех странах христианского мира ушедшее столетие было временем дальнейшего отступления от христианства и наступления на христианство, временем торжества секуляризма. Безрелигиозное мировоззрение объявляло христианские истины несостоятельными с точки зрения науки; психология рассматривала веру как патологическую форму сознания; социальные учения объясняли деятельность Церкви исключительно утилитарными, земными целями. Религию часто обвиняли в невежестве, в том, что она паразитирует на необразованности и бедности людей, а потому должна отмереть в ходе научного прогресса и всеобщего повышения уровня жизни. Однако только в России и других странах, где воцарился государственный атеизм, христиане столкнулись с сатанинской ненавистью антихристианских сил лицом к лицу. Для Русской Церкви минувшее столетие стало временем испытания твердости веры, сравнимого только с преследованием христиан в Римской империи, а по масштабу гонений во много раз его превосходящего.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Юбилей Юбилей (протяжный, трубный звук) ( Лeb. XXV, 10–13 , Чuc. XXXVI, 4 ) – у евреев каждый пятидесятый год. Как каждый седьмой год назывался субботним, так после семи субботних следующий пятидесятый год назывался юбилеем. Повеление Господа о юбилее было следующее: Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И освяти пятьдесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятьдесятый год да будет у вас юбилей; не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным он да будет для вас; с поля ешьте произведения ее ( Лeb. XXV, 8–12 ). С большой подробностью далее изложены особенности субботнего и юбилейного года и требования от народа, предъявляемые законом, которые заключаются в следующем: 1) не возделывать полей и право на самородные плоды распространить на всех без всяких ограничений, как сказано выше ( Лeb.XXV,11, 12 ); 2) прощать долги единоплеменным и отпускать единоплеменных рабов на свободу ( Bmop. XV, 2 ); 3) возвращать наследственные земли и имения прежним их владельцам с некоторым вознаграждением лицу, пользовавшемуся ими пред началом юбилея, и с соблюдением некоторых условий (ст. 30–34). Как в субботний год, так и в юбилей предписывалось всенародно читать Закон Божий. Субботний год начинался праздником Кущей, юбилей – празднованием Дня очищения и трубным звуком, от которого и получил свое название. Причины учреждения юбилея в основании своем были весьма мудрые, а именно: 1) Хозяйственные. Земля возделываемая нуждается в покое, без чего она истощалась бы и могла отказывать человеку в дарах своих. В субботний год на один год, а в юбилейный на два года прекращалось земледелие. Во все это время земля покоилась и возвращала истощенные свои силы и делалась способной к обильнейшему плодородию в следующие годы. Если скажете, говорит бытописатель, что же нам есть в седьмый год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я (Господь) пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года. И будете сеять в осмый год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

а) Приглашение Соломона к торжеству освящения храма старейшин и начальников колен Израилевых (ст. 1–3). б) Перенесение священниками ковчега завета с Сиона в Иерусалимский храм, в предшествии царя и при бесчисленных жертвах (ст. 4–5). в) Поставление ковчега под крылья херувимов, и замечание о том, что содержалось в ковчеге (одни скрижали Моисеевы) (ст. 6–9). г) Облако славы Господней, наполнившее храм (ст. 10–13). д) Речь Соломона к народу (ст. 14–21). е) Торжественная молитва Соломонова перед жертвенником Господним (ст. 22–53). ж) Молитвенное благословение Соломона, громогласно произнесенное им на собрании Израильтян (ст. 54–61). з) Число жертв, принесенных царем по случаю освящения храма (ст. 62–64). и) Двухнедельный праздник народный (ст. 65–66). Ст. 1. Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых,... в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова... Это было через год по окончании всех работ по постройке храма. Храм был окончен в одиннадцатое лето царствования Соломонова, в восьмом месяце 457 . Освящение же храма произошло в седьмом месяце следующего года, который приходился, к тому же, юбилейным годом. Эго был девятый юбилей от занятия Евреями земли Ханаанской и шестьдесят третий субботний год 458 . Таким образом, понятной становится цель, с какой замедлил Соломон освящение храма на целый год. Оп хотел, чтобы двойной покой субботнего и юбилейного года наиболее способствовал народному торжеству. Ст. 2. ...И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц… Это был месяц Тисри, – седьмой в священном году, и первый в гражданском. Первая половина этого месяца проходила в священных торжествах праздников Труб, Очищения и величайшего праздника Кущей 459 , к которому обязан был и без того являться, по закону Моисееву, весь мужеский пол. Таким образом, торжество освящения храма, по намерению Соломона, должно было получить наибольший блеск от стечения великих годовых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Выражение: Господь помазал мя указывает на древний священный обряд помазания царей, первосвященников и священников. Елей помазания обыкновенно изливался на главу помазуемого и тем освящал его 270 . Но слово помазание не всегда в Ветхом Завете имело лишь прямой и буквальный смысл; это слово иногда употреблялось в метафорическом значении вообще избрания на священное служение. Так в 3Цар. 19 главе читаем: И сказал Господь Илие... Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя“ ( 3Цар. 19:16 ). А между тем из дальнейшего повествования не видно, чтобы Илия действительно помазал Елисея. У пр. Исаии в ( Ис. 45:1 ) помазанником называется Кир и несомненно потому, что он был избран Иеговою орудием божественной воли, хотя священного помазания не получал. В рассматриваемом пророчестве “помазание“ должно принимать в значении обильного излияние Св. Духа. Благовествовать (=ассир. bussuru или bisru) – приносить радостные известия“ соответствует новозаветному εαγγελζειν, и как часто в Новом Завете употребляется последнее, так же часто встречается первое в 40–66 главах пр. Исаии (ср. Ис. 40:9 ). Нищим () LXX переводят понятием – πτωχος чему следует евангелист Лука; у евангелиста Матфея в 5:5 ( Мф. 5:5 ) соответствует ему πραες. Термин проповедати отпущение ( ) заимствован из определения книги Левит о праздновании юбилейного года. В Законе выражение указывает на провозглашение свободы 271 , которую приносит юбилейный год. И освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее, читаем в 25 главе кн. Левит: да будет это у вас юбилей: и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя“ ( Лев. 25:10 ). Пр. Иезекииль называет этот год годом освобождения, когда говорит: если он даст из наследие своего кому-либо из рабов своих подарок, то это будет принадлежать ему только до года освобождения, и тогда возвратится к князю“ ( Иез. 46:17 ). Раб Иеговы не только провозглашает приближение великого момента всеобщего освобождения, но и действительно освобождает мир от греховного рабства, как свидетельствует третий стих той же главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

И освятите пятидесятый год, да будет у вас юбилей» ( Лев. 25:8–11 ). Если следовать буквальному смыслу текста этого закона, то не может быть и вопроса о том, когда праздновался этот год. Прямой, буквальный смысл закона тот, что юбилей положен был на 50-й год, после последовательного ряда семи седьмиц лета, и был отличен от седьмого субботнего года. Но при таком понимании представляется возможность еще большего экономического затруднения, чем какое представляется в законе о субботнем годе, так как тогда пришлось бы допустить, что земля оставалась без обработки в продолжение двух лет к ряду. Затрудняясь согласить такое понимание с законодательною мудростью, некоторые ученые исследователи доказывают, что юбилей мог быть только в 49 год, т.е. он был не что иное, как седьмой субботний год, как заключительный пункт всего субботнего круга. Но древность, за исключением некоторых позднейших ученых, не за это мнение. Филон и Иосиф Флавий ясно говорят о юбилейном годе, как пятидесятом 656 . Главный мотив к этому натянутому объяснению заключается, как сказано выше, в опасении возникновения экономических затруднений от оставления полей без обработки и посева в продолжение двух лет к ряду. Натуралистическая тенденция этой теории указана была выше и там же показана ее несостоятельность. Здесь мы дополним только сказанное, указав причины несостоятельности такой теории в ее частном применении к юбилейному году. Опасение возможности возникновения экономических затруднений, при полном господстве обычных экономических условий, предполагается самим законодателем ( Лев. 25:20 ), но им же оно и устраняется: «Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и оно принесет произведений на три года» ( Лев. 25:20–21 ). Следовательно, здесь, кроме рассмотренных нами выше естественных средств Палестины для устранения экономических затруднений, полное значение получает теократический принцип, к сущности которого относится между прочим и подчинение естественных условий высшему руководительному началу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Кроме того, назначалась подать с каждого мужчины по полсикля в год ( Исх.30:12–16 ). В целом законодательство относительно материального обеспечения левитов и священнослужителей с одной стороны обеспечивает их материальную независимость от остального населения Иудеи, а с другой – не дает возможности левитам безудержно обогащаться. Исполнение Моисеева закона в истории избранного народа. Итак, законы Моисея были, как бы сейчас сказали, в высокой степени социально ориентированными. Надлежащее исполнение этих норм должно было привести к созданию общества социальной справедливости. Это был закон, фиксирующий довольно высокий уровень нравственности, в том числе – и в экономических отношениях. Но падшесть человеческая брала свое, и в истории еврейского народа начался процесс постепенного их забвения и замены их новыми, менее гуманными нормами. Закон о юбилейном годе почти никогда не соблюдался в Истории Израиля. Законодательство седьмого года также часто не соблюдалось. Иудеи даже считали, что 70-летнее вавилонское пленение – наказание за 70-кратный пропуск субботнего года. Искажения закона не раз наблюдали ветхозаветные писатели: « И какой мир у богатого с бедным? Ловля у львов – дикие ослы в пустыне, так пастбища богатых – бедные » ( Сир.13:22–23 ). Пророческие книги полны обличений разного рода свидетельств попрания Закона, причем, не только в уклонении от веры в Единого Бога, но и уклонения от исполнения хозяйственных установлений. Пророк Амос, предсказавший гибель царства Израильского, говорит: « Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих – вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви » ( Ам.8:4–6 ). Пророк Исайя гневно восклицает: « Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах. Что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф » ( Ис.3:14–15 ).

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Отметим, что отказ в милостыне закон рассматривает как грех. И даже указывает, что давая милостыню « не должно скорбеть сердце твое ». Это уже определенное выражение нравственной нормы любви к ближнему. На протяжении всего ветхозаветного периода пророки призывают творить милостыню: « Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся » ( Ис.58:7 ). « Ибо я милости хочу, а не жертвы » ( Ос.6:6 ). « Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою » (Пр.25:21). « Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте » ( Зах.7:10 ). Оценивая в целом хозяйственные нормы Синайского законодательства, мы видим следующие особенности. Таким образом, можно утверждать, что законы Моисея вводят принцип хозяйственной теократии , предполагающий подчинение Богу в повседневной хозяйственно-экономической деятельности. Рабство в Ветхом Завете. Имеет смысл немного остановиться на характере бытовавшего среди ветхозаветных евреев института рабства. В окружавших еврейский народ государствах – Ассирии, Вавилоне, Египте – существовали очень суровые законы для рабов, фактически превращавших их в бесправный рабочий скот. Иную картину мы видим в Израиле. Мы уже упоминали о гуманных нормах седьмого года, предписывавших отпускать раба после шести лет работы. Но дело даже не столько в этом. Сама жизнь раба была иной. Раб в древнееврейском языке «эвед» означает «работник». Перевод этого слова как «раб» («дулос») впервые появился в Септуагинте и был перенесен затем в Синодальный перевод/7:161/. «Раб» был в достаточной мере свободной личностью, сравнимой в этом смысле с нашими крепостными крестьянами. Поэтому случаи «попадания в рабство» за неуплату долгов или продаже в рабство своих детей следует понимать с учетом этого обстоятельства. Фактически рабство было продажей труда, либо собственного, либо своих детей, в уплату за долг. Вот как закон Моисеев требует обращаться с рабом: « Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: Он должен быть как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, А тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, Потому что они – Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего » ( Лев.25:39–43 ).

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

856 См. матер. по этому вопросу: Е. Зульце. «Как покончить борьбу о значении лица и дела Иисуса?» Л. Класен. «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» М. Реймле. «Вера в Иисуса Христа и историческое исследование Его жизни». С. Екк. «О значении воскресения Христа для первообщины и для нас». Ф. Лоофс. «Сказания о воскресении и их ценность». Изд. И. Мор (В. Зобин) Лейпциг. 1898–1901. 863 Лев.16:8–10 : «И бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа ( ), а другой жребий (син. пер. – для отпущения); и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грехи, а козла, на которого вышел жребий для отпущения (тоже слово), поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать в пустыню для отпущения (тоже слово). 870 Толстой, бывший обер-прокурор Св. Синода (1856–1862 г.), см. о нем т. II и III Хроники по указателям. 876 Книга озаглавлена так: «Пятидесятилетний Юбилей Высокопреосвященнейшего Арсения, Митрополита Киевского и Галицкого, и проч.» Киев, 1873 г. Книга эта напечатана под наблюдением профессора Академии В. Ф. Певницкого . 880 Стр. 21. Но эта уступка, столь приятная для белого духовенства, не была одобрена покойным Московским Митрополитом Филаретом, не одобрялась первенствующим Членом Св. Синода Новгородским Митрополитом Исидором и досточтимым преемником Митр. Арсения Высокопреосвященным Митрополитом Филофеем. Примечание Высокопр. Саввы. 881 † 28 ноября 1876 г. См. о нем Русский Архив, ч. III, стр. 373–384, и «Вятские Епарх. Ведомости» 1892 г., стр. 667 и сл. 895 Не так поступил с документами, относящимися к пятидесятилетнему юбилейному торжеству своему (5-го авг. 1867 г.), в Бозе почивший Владыка Московский, митрополит Филарет.   Вот что писал он по этому поводу к своему Викарию преосвящ. Леониду от 18 авг. 1867 года:   «У меня составляется Записка о 5-м дне августа, которая представляет его как он был. Но есть ли бы в ней поместить все письма и адресы, полученные в сей день, это была бы книга. Итак, надобно было устранить обилие милостивых слов, выписать только дело, и поставить выписку в порядке: и это, по множеству материалов, потребовало бы много времени.  

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010