В 1442 году, в день памяти святых седми Эфесских отроков (4 августа или 22 октября), святитель Марк был освобожден по распоряжению императора. В стихотворении по этому случаю архипастырь благодарит святых Эфесских отроков за предстательство и помощь. Вернувшись в Константинополь, святитель Марк прожил здесь до своей блаженной кончины в 1457 году (по другим сведениям, святитель Марк преставился в 1444 году). Божий Промысл судил ему быть борцом за Православие до последнего часа. В надгробном слове святителю Марку Георгий Схоларий сказал: «Я могу свидетельствовать о праведности усопшего отца нашего, что, будучи еще юношей, и прежде чем он умертвил свою плоть о Христе, он был уже праведнее пустынножительствующих отшельников, и что, отбросив от себя все мирское для Христа и приняв иго послушания Богу, он никогда не уклонился от него, никогда не увлекся суетою мира сего, не прельщался временною славою его и до самой смерти сохранил пламенную любовь ко Христу». Воздержание По мысли святителя Амвросия Медиоланского , воздержание состоит «в спокойствии духа, в кротости и смирении, в укрощении порывов в обращении с другими, в приличии поведения и строгой регулярности в образе жизни», то есть сохранение порядка в жизни вообще и сохранение меры в отдельных вещах. «Соответственно этому святитель Амвросий предписывает во всяком деле смотреть, что подходяще лицу, возрасту, времени или нашим способностям, ибо то, что может быть прилично и удобно для одного, для другого может быть совсем неприемлемо». «Корень воздержания – благонравие и стыдливость; венец же его – телесное и духовное целомудрие, чистота души и святое девство». Святитель Амвросий Медиоланский говорит здесь о целомудрии как целостной добродетели, охватывающей все силы человека, которую преподобный Иоанн Лествичник определял как «всеобъемлющее название всех добродетелей». «Целомудрием святые отцы называют «здравость [целость] ума, не потемняемого страстями всеми вообще, но в особенности страстью плотской, которая сильнее всех помрачает ум, больше всех увлекая сердце… целомудрие также означает чистоту сердца от нечистых слов, пожеланий и привязанностей». Средствами к сохранению целомудрия являются страх Божий, телесный труд, воздержание в пище и питии (особенно удаление от пьянства), частая исповедь. Причащение Святых Христовых Таин… Но «истинное целомудрие есть дар Божий, подаваемый вследствие постоянной усерднейшей молитвы».

http://azbyka.ru/deti/osobennosti-vospit...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ефесские отроки, свв. Описания иконы Ефесские отроки, свв. - житие Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них - святой Иамвлих, одеваясь[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6101.jpg:   Размер: 748x1212, 0.91 MPix, 146 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (188) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6102.jpg:   Размер: 768x1200, 0.92 MPix, 197 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (197) , (3) . Описание: Четырехчастная икона. Похвала Богоматери, Нечаянная Радость, Страстная. Семь спящих отроков Эфесских. Середина XIXb. Hebьяhck..JPG Файл 18476.jpg:   Размер: 2025x2393, 4.85 MPix, 1925 Kb. Дата: 2012-06-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (149) , (4) .

http://pravicon.com/icon-1810

В 1910 году к храму был пристроен придел, который освятили во имя святителя Иннокентия Иркутского чудотворца и преподобного Серафима Саровского чудотворца. Иконостас придела также сохранился оригинальный. Кладбищенская церковь Семи отроков Ефесских – единственная из всех храмов Тюменской области, которая не закрывалась в тяжелые годы гонений. В 1930-е годы здесь размещался центр Тобольско-Тюменской епархии вплоть до ее упразднения в 1937 году, когда по делу «Союз спасения России» архиепископ Артемий (Ильинский) и все священники храма были расстреляны. Их общая могила находится перед храмом с левой стороны. Но верующие не дали закрыть храм: сторож закрылась внутри и несколько дней выдерживала осаду комсомольцев. В конце концов, храм оставили в покое, побив окна и посшибав кресты на могильных памятниках. До 1943 года прихожане сами собирались на молитву. В 1943 году Патриархом Московским и всея Руси Сергием настоятелем храма был назначен прот. Сергий Симановский, который сразу развернул бурную деятельность по сбору пожертвований на нужды фронта. За 1944 год Тобольской кладбищенской церковью для фронта было собрано 110 600 руб. за это настоятель прот. Сергий Симановский получил благодарственную телеграмму от тов. Сталина «за выражение патриотических чувств». А в декабре 1945 года прот. Сергий получил разрешение на открытие Покровского собора ввиду того, что кладбищенская церковь маловместительна. Таким образом, храм Семи отроков стал матерью для всех современных храмов г. Тобольска. Община храма перешла в Покровский собор. Сюда же были перенесены многие святыни храма. (Покровский собор несколько десятилетий перед этим был закрыт. Здесь жили спецпереселенцы, была столовая, затем размещались склады). После возрождения Тобольско-Тюменской епархии в 1990 году новый владыка, Епископ Димитрий, поселился в домике при храме на кладбище. Таким образом замкнулся духовный круг: там, где в 1937 году епархия прекратила свое существование и был погребен последний епископ, там начал служение первый епископ возрожденной епархии. После передачи епархии Каминного здания Кремля Владыка переехал в Кремль.

http://sobory.ru/article/?object=00969

В первые века христианства факты воскресения случались иногда по молитвам великих угодников Божиих, и, быть может, самый замечательный их этих фактов передается в жизнеописании так называемых семи Эфесских отроков. Во время страшного гонения на христиан, воздвигнутого императором Децием, семь юношей, принадлежавших к лучшим и знатнейшим семьям города Эфеса, спасаясь от мучений, скрылись в пещере уединенной горы Охлон, находившейся неподалеку от города. К несчастью, их местопребывание было обнаружено, и, по приказу Деция, вход в пещеру был заложен камнями и замурован, чтобы погубить беглецов голодом и жаждою. К замурованному входу была приложена царская печать, чтобы никто не смел освободить узников. Но Господь хранил избранников Своих от страданий, и в тихий, глубокий, долгий сон погрузились они. Прошло двести лет с тех пор, и память о семерых заживо погребенных отроках смешалась с памятью о всех остальных мучениках, погибших во время гонения Деция. Проходили годы, а с ними сменялись и императоры и события. На Византийском престоле воцарился Константин, и отживающее язычество уступило место христианству. Жестокий раскол потряс церковь, и при Феодосии II возникла опасная секта еретиков, отвергавшая воскресение мертвых. Как раз в то время, то есть двести лет спустя после того как семь отроков были замурованы в пещере, какой-то поселянин взобрался на гору Охлон в поисках материала для постройки конюшни. Увидел хорошо обтесанные и прилаженные камни, закрывавшие вход в пещеру, он разломал стену и, набрав камней, сколько мог, увез к себе. Через пробитое отверстие дневной свет волной хлынул в пещеру. И тогда семь отроков, внезапно разбуженные, поднялись на ноги и приветствовали наступление дня обычными молитвами. Продолжая ежедневную свою жизнь, словно заснули только накануне, они начали совещаться о том, что следует им предпринять и решили послать одного отрока из своей среды, по имени Иамвлих, на рынок для закупки съестных припасов, запас которых у них истощился. Появление Иамвлиха на рынке вызвало всеобщее изумление и волнение. Его лицо, бледное, как у мертвеца, его странный костюм, фасон которого уже давно был оставлен всеми, серебряные монеты, чеканенные 200 лет тому назад, которыми он хотел расплатиться с торговцами рынка, — все это показалось необыкновенным и подозрительным. Иамвлиха схватили и привели к епископу Эфеса, святителю Стефану. Здесь отрок рассказал все, что произошло с ним и его друзьями. Рассказ юноши показался до такой степени невероятным, что епископ и проконсул с толпой стражников пошли проверить его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Муж Евлалии Михайловны Геннадий Хилков был родом из Самары, возможно, что из семьи священника, и в Тобольск уехал из-за преследований власти. О том, что стало с ним после ареста, сведений нет. В характеристике на Феодора Михайловича Иванова, подписанной заместителем председателя горсовета, говорилось, что он является религиозным фанатиком, квартира которого стала очагом, где шла… подготовка к вооруженному восстанию против советской власти, в чем принимал активное участие и сам Иванов… В тюрьме Феодора ни о чем не спрашивали, на допросы не носили, следователь в камеру не приходил. И никого из 136 арестованных в одно с ним время также не спрашивали о Феодоре. Все обвинения основывались на данной характеристике. В обвинительном заключении говорится, что все 136 человек состояли членами белогвардейской организации, которая готовила свержение советской власти вооруженным путем в момент нападения Японии на СССР. Феодор расстрелян в Тобольской тюрьме 11 сентября 1937 года. Там же и погребен. Русская Православная Церковь причислила Феодора Михайловича Иванова к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 7 октября 2002 года. Сестры К сожалению, сохранилось не так много воспоминаний о мученике Феодоре. Уже нет никого в живых из тех, кто мог что-либо поведать о его жизни. Но Промыслом Божиим остались воспоминания людей, хорошо знавших его сестер Клавдию, Капитолину и Евлалию. Их духовное становление проходило в той же самой атмосфере веры и благочестия, что и мученика Феодора. Сами они, как и их брат, пронесли веру через всю свою многострадальную жизнь. Клавдия Михайловна Церковь семи отроков эфесских (Тобольск)      Клавдия Михайловна замуж не выходила, жизнь свою посвятила Богу и людям. Пела на клиросе в храме Семи отроков Эфесских – это был единственный открытый храм в Тобольске в годы советской власти. По ее одежде определяли, какой праздник: если приходила в голубом – значит, Богородичный. Сохранилось письмо, написанное Феодором Михайловичем в утешение Клавдии Михайловне: ей предстояла сложная операция, и она очень боялась. И хотя письмо незамысловато по форме, от него веет теплотой, участием и искренней любовью.

http://pravoslavie.ru/108503.html

Санкт-Петербург. Церковь Сошествия Святого Духа на Митрофаниевском православном кладбище. Кекинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Духа Святого Сошествия , Семи отроков Эфесских Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1885 и 1902. Год утраты:1928 Архитектор:С.И. Андреев Адрес: г. Санкт-Петербург, Митрофаньевское шоссе. Координаты: 59.898549, 30.302532 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Напоминавшую большую часовню церковь выстроил собственным иждивением столичный купец Алексей Леонтьевич Кекин над могилой своего сына Максимилиана, студента университета, умершего 22 октября 1885 г. Содержалась церковь на деньги семьи Кекиных. Проект двухэтажной постройки был утвержден 12 декабря 1885 г. Нижний придел во имя Семи эфесских отроков освящен 22 октября 1887 г., в день их памяти, верхний Свято-Духовский – через три дня, настоятелем Митрофаниевского храма. В 1902 г. церковь по своему проекту и на свои средства перестроил гражд. инж. С.И. Андреев. Храм закрыт летом 1927 г. и в следующем году снесен. Кроме церквей, на кладбище стояло несколько часовен: св. Александра Невского у ворот, часовня для отпеваний (1905 г., гражд. инж. С.И. Андреев), часовня-палисад над могилой популярного в народе странника Александра Михайловича Крайнева (1817–1889), вологодского крестьянина, носившего на себе пудовые вериги, часовня над склепом адмирала В.М. Головнина и его сына – министра народного просвещения. Кладбище неоднократно расширялось и к началу XX века стало одним из самых больших в городе. Здесь были похоронены контр-адмирал В.И. Рыков, военный историк генерал Н.С. Голицын, генерал П.П. Липранди, сенатор П.И. Сумароков, инженер Д.И. Журавский, пианистка М. Шимановская, писатели – А.К. Михайлов-Шеллер и М.И. Пыляев, поэт Л.А. Мей, критик А.А. Григорьев, артисты – Н.Н. Арди, Я.Г. Брянский, В.И. Виноградов.

http://sobory.ru/article/?object=37670

К июлю 1916 г. изображения святого украшали храмы Тобольска и Тобольской епархии. Одна из икон была использована в чине канонизации, износилась из собора в день праздника во время литии. В многочисленных прошениях, направленных в ЕУ, говорилось о заказных иконах и об их освящении на мощах святого. Так, напр., настоятель ц. прор. Илии с. Седельникова Тарского у. Тобольской губ. свящ. Петр Ланитин просил дать частицу мощей И. для вложения в икону, заказанную у тобольского живописца Колмогорова. С ходатайством о выделении частицы гроба и одежд И. обратился также проф. Московского ун-та И. С. Плотников (ГАТОТ. Ф. 156. Оп. 29. Д. 2528. Л. 493, 503). Т. о., новопрославленного святого начали почитать не только в Сибири, но и в европ. части страны. В авг. 1917 г. в Тобольске образ И. был поднесен игуменией Иоанновского монастыря Марией (Дружининой) имп. мч. Николаю II. В мае 1918 г. дети подарили имп. мц. Александре Феодоровне икону И., освященную на мощах святителя в день ее именин; др. образ («в благословение от святителя Иоанна») государь получил от них в день рождения. Царственные страстотерпцы передавали близким 2-сторонние серебряные образки с изображением И. и Тобольской иконы Божией Матери. В Ипатьевском доме было 8 икон И.- больше, чем др. святых ( Фомин. 2003. С. 521-528). Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Семи отроков Эфесских, г. Тобольск) Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Семи отроков Эфесских, г. Тобольск) Черниговская коллегия. 1700–1702 гг. Сохранившиеся иконы И. 10-х гг. XX в. представляют 2 типа иконографии. Первый извод, опиравшийся на черниговскую парсуну, вероятно, появился на Украине и оттуда попал на восток. Однако широкого распространения в Сибири подобные иконы не получили (исключение - образ из Церковно-археологического кабинета Тобольской и Тюменской епархии). Другой, более устойчивый иконографический вариант создан на основе синодального образца и тобольских портретов - поясное или ростовое изображение благословляющего святителя в небольшом повороте влево, с жезлом в левой руке.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Кончено, я видел ее молодой на фотографиях. Но судьба человеческая может быть оценена по кончине его. И сестра святого Феодора оказалась достойной того мученического венца, который понес брат. На ее кончину мы собрали регентский класс – на отпевание в храм Семи отроков. Это в те годы было необычно. Еще же не было прославления мученика Феодора, и поэтому тогда не говорили, что она сестра святого. Но по какому-то внутреннему убеждению мне подумалось, что регентский класс должен пойти на отпевание почившей Евлалии в храм Семи отроков Эфесских. Некоторым это было непонятно, ведь она не была ни классной дамой, ни преподавателем… Просто было вот такое внутреннее убеждение, и оно оказалось правильным. А для нас наука. И это связь с мучениками и с той эпохой, последняя связь, больше у нас таких связей нет. Она умерла в субботу утром, до отпевания в ее избушке читалась Псалтырь. Никто никого туда не отправлял и не заставлял, все шли сами. И ночью ни на минуту не прекращалась молитва. Это свидетельство о духовной силе человека. И люди видят это и сами хотят к этому прикоснуться. Ведь на самом деле праведность рядом с нами. Слава Богу, я для себя получил такую науку, что очень редко бывает в жизни». Господь Сам прославляет Своих святых. Тысячи безымянных мучеников за веру покоятся в земле Сибирской. Не обретены и мощи мученика Феодора Тобольского, а мощи нередко становятся подтверждением праведной жизни. Но безропотное несение креста болезни, стояние за веру, верность Богу даже до смерти стали зримым подтверждением его жизни во Христе. Читаю воспоминания отца Алексия Сидоренко, которого тоже уже нет в живых, и отчетливо чувствую эту незримую связь с мучениками XX столетия. Века, который принес беспрецедентные гонения на последователей Христовых, но их кровь стала тем семенем, которое взросло в душах наших современников. И совсем не случайно после разрушительных годов перестройки Ханты-Мансийский автономный округ, в течение многих лет входивший в состав Тобольско-Тюменской епархии, был в числе первых по количеству строящихся храмов, открывающихся православных гимназий… Молитвенники и заступники о нас молятся у престола Всевышнего, как когда-то написал в стихотворении Феодор Тобольский в письме сестре Клавдии, за наше мирное благоденствие, но в первую очередь – о спасении душ наших. А наш долг – следовать тем путем верности Христу и жизни во Христе, который они нам указали.

http://pravoslavie.ru/108503.html

Вскоре и император Феодосий Младший (408–450) лобызал святых в пещере. Вдруг отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули. На этот раз – до всеобщего воскресения. Предание о спящих отроках эфесских широко распространилось в V веке в Малой Азии и Сирии. Самым древним источником называют текст сирийского монаха по имени James Saruc (род. в 452 г.). Его сведениями воспользовался известный английский историк Эдуард Гиббон в своем труде «История упадка и разрушения Римской империи» (XVIII в). Этот же сюжет о спящих отроках встречается в работе агиографа Иоанна Колобо (V в.). На Западе в VI веке на этот источник опирался Григорий Турский. Немало литературных переложений и сказаний появилось во времена крестовых походов. Для примера можно вспомнить хотя бы «Золотую легенду» Иакова Ворагинского. В пещере Спящих Само слово «пещера» часто упоминается в Священном Писании. В далекой древности пещеры служили жилищем и укрытием, они были также и местом для погребения усопших. В пещерах поселялись отшельники и пустынножители, в них основывались монастыри. Амманская пещера Спящих напоминает собою тот «мартириум» (усыпальницу мучеников), о котором рассказывает (ок. 388 г.) в своем повествовании о христианских святынях Востока паломница IV века Сильвия (или Этерия). В первые века христианства мартириумы (храмы-усыпальницы почитаемых святых и мучеников) получили довольно широкое распространение. Храм в амманской пещере – в форме равностороннего креста (что свидетельствует о его немусульманском происхождении), его потолок и стены выложены камнем. Слева стоят три белокаменные гробницы, справа – другие четыре, причем в одной из них чернеет застекленное отверстие. Вероятно, когда-то и здесь, как и в других мартириумах, на гробницах с останками святых совершалось таинство евхаристии: каменные гробницы мучеников за Христа символизировали собой гроб Самого Спасителя. И семь святых отроков потому и решили умереть за Христа, что верили, в свое воскресение в Нем и с Ним. Мощи святых покоятся сейчас как раз в той самой гробнице с застекленным отверстием. Мусульманин, служащий охранником и служителем в пещере, рассказал, что «в 1963 году все семь гробниц пещеры были вскрыты, и в каждой из них обнаружены череп и кости, а также некоторые предметы быта». Останки переложили в одну гробницу, в торце которой неаккуратно пробили отверстие. Мусульманин направил луч карманного фонарика, и сквозь пыльное стекло мы их и увидели, ссыпанные грудой.

http://pravoslavie.ru/3328.html

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Локотня) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Локотня). Каменная одноглавая церковь эклектичных форм с трапезной и колокольней, выстроенная по типовому проекту. Построена вместо известной с XV в. деревянной церкви в соседнем селе Покровском, сгоревшей в 1913 г. В трапезной были приделы Никольский и Семи Отроков Эфесских. Закрыта в 1930 г., с годами пришла в тяжёлое состояние. Открыта в 2002 г., отремонтирована. Содержание История [ править править код ] Древнее с.Локотня на реке Локотенка известно с 1470 года как вотчина Саввино-Сторожевского монастыря. В селе уже стояла деревянная церковь Покрова Божией Матери. В смутное время село и церковь были уничтожены. Образовавшаяся пустошь в начале 17 века была отдана на оброк княгине Ульяне Ивановне Голицыной «владеть по свой живот». Она поселила крестьян и в 1655 году вновь выстроила деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами равноапостольной Марии Магдалины и святителя Николая Мирликийского. После смерти княгини (1762г.) селом снова, до 1764 года, владел Саввино-Сторожевский монастырь, потом оно управлялось ведомством экономии. В 1762 году была выстроена новая деревянная, на каменном фундаменте,однопрестольная Покровская церковь с деревянной колокольней. В 1877 году вместо обветшалой деревянной была построена каменная церковь с тремя приделами: главный – Покрова Божией Матери, правый – Святителя Николая Мирликийского и левый – во имя Святых Семи Отроков Ефесских. Население села возросло до 700 жителей. Здесь же возникла земская школа, в начале 20 века, переименованная в земское училище. В 1908-1915гг. в Покровском храме служил псаломщиком Священномученик Василий (Озерецковский), расстрелянный в 1937 году на полигоне в Бутово. В советское время храм был закрыт и разграблен. Во время войны в 1941 году в здании уже полуразрушенной церкви располагался штаб 144 дивизии 5-й армии генерала Л.А.Говорова. Во время военных действий храму был причинен значительный ущерб: в каменном своде церкви, а также в стене колокольни имелись большие пробоины от бомб и снарядов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_П...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010