Тобольск. Церковь Семи отроков Эфесских. Карта и ближайшие объекты Построена церковь в 1776 году " тщанием и иждивением " сибирского губернатора Дениса Ивановича Чичерина (1720-1785) и геодезии сержантом Андреем Абариным. Церковь сооружена трёхчастной, причём единственный северный придел, построенный в 19 веке, связан с трапезной лишь дверным проёмом. В собственно храм попадаешь, лишь пройдя анфиладу трёх тесных помещений - притвора, первого яруса колокольни и трапезной. Все перекрытия плоские, лишь ярусы колокольни имеют цилиндрические своды. С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Кладбищенская церковь каменная, одноэтажная, построена в 1776 г. тщанием бывшего губернатора Д.И. Чичерина. В храме два престола: св. семи отроков Эфесских и в приделе (построен в 1909—1910 гг.) - во имя св. Иннокентия Иркутского и св. Серафима Саровского. Прихода при храме нет. Церковного капитала 1150 руб. Причтовый капитал 11 005 руб. Штат: священник и два псаломщика. Жалованье причту не положено. Для причта имеется деревянный двухэтажный дом. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. В 2016 году исполнилось 240 лет со дня освящения храма св. Семи отроков Эфесских. Храм св. Семи отроков находится на Завальном кладбище г. Тобольска. Храм небольшой, скромный, и, к сожалению, часто туристические группы и гости города проходят мимо. А ведь храм этот уникальный. Чтобы показать духовное значение храма Семи отроков в жизни города, окунемся немного в историю. В России вплоть до XVIII в. усопших хоронили рядом с приходскими храмами. Людей знатного происхождения, высшее духовенство хоронили под сводами соборов. (С этим, кстати, столкнулись реставраторы при восстановлении подгорных храмов). В 1723 году Петр I издал указ, запрещающий захоронение внутри города всех лиц, кроме «знатных персон». Но этот указ не сразу вступил в действие, поначалу он практически не исполнялся. В период правления Екатерины II повторно издается указ о создании городских кладбищ. В указе было определено, что место для кладбища «для погребения мертвых тел отводить за городом». Тогда и появилось завальное (за городским валом) кладбище в Тобольске. Вскоре на кладбище была заложена деревянная церковь во имя Семи отроков Ефесских, а в 1772 году было объявлено о строительстве каменной церкви на кладбище. Строительство храма поручили геодезии сержанту Андрею Абарину.

http://sobory.ru/article/?object=00969

Т.Ю. Царевская. «Семь спящих отроков эфесских» в литургической программе церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах») В жертвеннике новгородской церкви Благовещения на Мячине (росписи 1189 г.) 522 рядом с обширным богородичным циклом, размещенным на стенах апсиды, на западной перемычке над арочным проходом в наос сохранилась редкая для храмовых росписей композиция «Семь спящих отроков эфесских». В ней представлены расположенные полукругом, «веером», головами от центра к внешнему краю композиции, фигуры семи лежащих или сидящих юношей в разнообразных свободных позах, в коротких туниках, с нимбами. Вся сцена имеет своеобразное обрамление в виде широкой арки с зазубренными краями, имитирующей пещеру, где уснули отроки. Рядом с уснувшими изображены плетеные сумки, а в нижней части композиции, по центру – еще несколько дорожных предметов, по-видимому, оставленных юношами у входа в пещеру, – брошенный плащ, посох и еще одна сумка. Возникает вопрос: какое значение отводилось этой сцене в росписях жертвенника и в связи с чем она могла появиться в Аркажах? Легенда о семи юношах-христианах из Эфеса, укрывшихся в пещере на горе Охлон от гонений императора Леция (249–251), чудесно уснувших в ней «смертным сном» и пробудившихся спустя двести лет при императоре Феодосии Младшем (408–450), в эпоху торжества христианства, известна c V в. 523 . В ней наглядно раскрывается идея грядущего воскресения во плоти: «Бог воскресил нас, чтобы показать, что воскресение возможно», – говорит один из персонажей легенды 524 . Именно эта идея, а также смыкающаяся с ней тема спасения верных от всех бед всемогуществом и милосердием Господа, обеспечили легенде необычайно широкое распространение. Самые ранние из сохранившихся изображений этого сюжета в византийском искусстве принадлежат греческим псалтирям IX в.: Хлудовской, gr.129 (f.29) и монастыря Пантократора, gr.61 (f.36v) 525 . В обеих рукописях маргинальные миниатюры с семью спящими отроками поясняют текст псалма 32 (18–19): «Се Очи Господни на боящихся Его, уповающих на милость Его, избавити от смерти души их, и препитати я в глад». В таком же значении – иллюстрации-комментария к этому псалму – изображение семи отроков фигурирует в Феодоровской псалтири 1056 г. (Британский музей, add. 19352, f.36v) 526 и выполненной между 1092–1118 гг. псалтири Барберини (Vatican, gr.372, f.54) 527 . Миниатюра c семью отроками содержится также в Менологии Василия II (Vatican, gr. 1613, f. 133) конца X –

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Семь Эфесских отроков: увидевшие мир иным Память 17 августа 16.08.2022 609 Время на чтение 3 минуты 17 августа Русская Православная Церковь вспоминает семерых Эфесских отроков. Чудо, связанное с ними, произошло во IIIbeke после Рождества Христова, а продолжилось через два столетия. Богословский смысл его прост и, в то же время, глобален: юноши из Эфеса преодолевают по воле Божией барьеры времени, утверждают нас в надежде на воскресение и жизнь вечную. Итак, в городе Эфесе, который некогда стоял на берегу Эгейского моря, а ныне покоится на дне болот, жили семеро друзей. Звали их Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Самым старшим был Максимилиан, младшим - Иамвлих. Юноши дружили с самого детства - кто знает, может, они в отроческих своих играх были так же похожи на современных греческих или турецких мальчиков? Хотя вряд ли они босоногими бегали по улицам малоазийского города - отец Максимилиана был градоначальником, остальные мальчики тоже происходили из аристократических семей. Скорее всего, все они получили хорошее образование и их родители желали им самого радужного будущего. Так или иначе, но история умалчивает подробности жизни Максимилиана и остальных, оставляя нам только скупую информацию о том, что Эфесские отроки были столь дружны, что вместе поступили на военную службу. А еще они были христианами. Когда юноши приняли Святое Крещение? Мы не знаем. Но то, что они стали истинными воинами Христовыми, доказывает их подвиг. Однажды в Эфес прибыл с визитом император Декий (иначе он известен как Деций Траян) - именно он первым из правителей Рима организовал систематическое преследование христиан. Император повелел всем горожанам принести жертву языческим богам, чтобы вычислить непокорных. Доносчики указали на семерых юношей, отказавшихся участвовать в этом обряде, исповедавших себя последователями Христа. За это они немедленно были лишены воинских поясов - знаков отличия эфесских военных. Однако больше никакого наказания Декий для отроков придумывать не стал - отпустил с мыслью, что они вскоре одумаются. Но надежды императора не оправдались.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/16/...

протоиерей Михаил Браверман Казанская икона и семь эфесских отроков Прославлять Богородицу и святых означает прежде всего прославлять Христа Спасителя. Любовь и святость Девы Марии послужили Воплощению Сына Божиего, а во святых просиял Своей благодатью Сам Христос. И каждая икона Богородицы или святых открывает нам Бога, обитающего с человеком. Па иконах Девы Марии Она чаще всего изображается с Богом, родившимся от Нее. Быть может, самая чтимая в России Богородичная икона – Казанская, названная так по месту обретения. Было это в середине XVI века; десятилетней Матроне, дочери стрельца, во сне было указание – искать образ на пепелище. Это событие описано очевидцем, иереем Ермолаем; позже, с монашеским именем Гермоген, он стал Московским Патриархом и был заморен голодом польскими интервентами в Смутное время. Вот что написал будущий святитель о чудесном обретении иконы: «Не яви убо образа своего Владычице ни святители града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви свое честное сокровище, источник неизчерпаемый приходящим с верою,чудный свой образ, некоего мужа от простых, имуща мудрость на войне стрелебную, сего дщи юнна, десяти лет суща,именем Матрона» 51 . С Казанской иконой связано множество исторических событий: освоение российским государством новых земель, освобождение Москвы ополчением князя Дмитрия Пожарского, Полтавская битва и Бородино. В честь этого образа было построено множество храмов, среди них самые известные – Казанский собор на Красной площади и Казанский собор в Санкт – Петербурге. А совсем недавно, в 2011 году, в праздник Благовещения (7 апреля) Казанский образ был доставлен космическим кораблем «Юрий Гагарин» на МКС (международную космическую станцию). И не только память о славных страницах истории привела к прославлению этой иконы, но и особая ее красота! Взор Богомладенца обращен к нам, и Он нас благословляет! Лик же Девы Марии склонен к Сыну. Конечно, это соответствует молитвенной жизни Церкви: Господь смотрит на нашу жизнь, а за нас ходатайствует Его Пречистая Матерь – Дева Мария Богородица. К Ней обращаемся мы в молитве: «Заступница усердная, Мати Бога Вышнего! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим…» 52

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вологда. Церковь Константина и Елены. Царевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вологда, храм Свв. Равноапостольных царей Константина и Елены Деревянный храм был построен в 1503 году на месте встречи вологжанами чудотворного образа прп. Димитрия Прилуцкого, который помог русскому войску во главе с Иоанном III одержать победу над татарами. Существующая сегодня церковь была возведена в 1690 году. Верхний храм имел престол в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены и придел в честь святителя Филиппа Московского. Нижний храм имеет престолы в честь прп. Димитрия Прилуцкого и Семи отроков Эфесских. Храм был закрыт 24 февраля 1930 года, и в нём были размещены учреждения культуры. В 1997 году началось восстановление храма, который является памятником культуры республиканского значения. 10 апреля 2008 года на колокольню были подняты восемь новых колоколов весом от 10 до 430 килограммов, привезённых из города Тутаева. В 1998 году регулярные богослужения проходят в нижнем храме, а в 2008 году открыт верхний храм. В храме Успения Божьей Матери находятся мощи Киево-Печерских святых дальних и ближних пещер (более 80 частичек), частица ложа Пресвятой Богородицы, камня 1000 дневного моления прп. Серафима Саровского и другие. В Цареконстантиновском храме находится частичка мощей святой мученицы Татианы. Источник: http://vologda-eparhia.ru/category/1/9/ Церковь Константина и Елены - один из лучших архитектурных памятников Вологды. Она находится между улицами, которые прежде назывались Константиновской (ныне - Проспект Победы) и Кобылкиной (ныне - К. Цеткин), близ Владимирской и Спасоболотской церквей. Согласно писцовой книге, до 1600 года церковь была деревянной и уже к этому времени имела древнюю историю: она была построена в 1503 году на месте сретения (встречи) вологжанами местной святыни - иконы Чудотворца Дмитрия Прилуцкого, помогшей Ивану III одержать победу в казанском походе. Этот образ, взятый из Прилуцкого монастыря, после дарованной чудотворным образом победы был возвращен обратно, и на месте его встречи вологжане построили деревянную церковь. Отголоском этого события служит первоначальное название храма - в честь преподобного Дмитрия Прилуцкого, а позднее - одноименный придел. Как долго существовала деревянная Дмитриевская церковь и когда была построена каменная точно неизвестно. Судя по характеру архитектуры последней ее можно отнести к концу XVII века (впервые храм упоминается в 1691 году).

http://sobory.ru/article/?object=01085

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛИ [араб. близкостоящий, приближенный, находящийся под божественным покровительством, святой], набожный человек. В суфизме В.- мистик, достигший наивысшей ступени на пути познания Бога. Термин В. появляется в Коране и в мусульм. традиции трактуется как «божий избранник». Приближенных к Аллаху лиц в Коране можно разделить на 4 категории: пророки, последним из к-рых считается Мухаммад ; «искренние», или «праведные»,- первые 4 халифа, наиболее почитаемым из к-рых был Абу Бакр (572-634). Сюда же относятся сподвижники (асхабы) Мухаммада, мученики (шахиды), для причисления к к-рым не обязательно было умирать за веру, т. к. шахидом мог считаться и человек, жертвующий всем без остатка ради Аллаха; набожные - низшая ступень «приближенности» к Аллаху, когда человек старается очиститься от всех грехов - ненависти, зависти, лицемерия и т. д. Вначале «культ святых» в исламе развивался исключительно как народное верование, зародившееся еще в доисламские времена. Авторитетными офиц. богословами - муджтахидами и факихами - он не признавался, но постепенно появляется целостное учение об иерархии святых. На ее вершине находится Мухаммад, которому приписывались многочисленные чудеса, всеведение и сверхъестественное могущество; затем следовали др. пророки, сподвижники Мухаммада, и т. д. Исламом было усвоено почитание и некоторых христианских святых: Мариам (Богородицы, к-рую мусульмане почитают как мать пророка Исы (Иисуса)), св. Джурджиса (Георгия), семи отроков Эфесских и др. Поддержке и развитию «культа святых» в исламе особенно способствовали суфизм и связанные с ним дервишеские братства. Суфийские шейхи составили наиболее многочисленную группу мусульм. В., наделенных даром чудотворения: способностью воскрешать мертвых, спасать путников от опасности, исцелять болезни и т. д. В древнейшем из сохранившихся суфийских сочинений, труде аль-Мухасиби (ум. 857), отчетливо видны христ. влияния, а одну из помещенных в ней притч А.

http://pravenc.ru/text/153991.html

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля 22 июня 2014 г. 16:00 22 июня 2014 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, и День памяти и скорби — 73-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Тобольск. В Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Перед началом богослужения Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Иоанна Тобольского и старинному образу — списку чудотворной Абалакской иконы Божией Матери. По традиции, накануне 23 июня, дня памяти святителя Иоанна Тобольского, чудотворный образ был принесен крестным ходом из Абалакского Знаменского мужского монастыря через Иоанно-Введенский женский монастырь близ Тобольска в Тобольский кремль. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Никанора (Анфилатова)  во епископа Енисейского и Лесосибирского. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Омский и Таврический Владимир ;  митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий ;  митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон ;  митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим ;  епископ Евтихий (Курочкин) ;  епископ Елецкий и Лебедянский Максим ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай ;  епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ;  епископ Канский и Богучанский Филарет ;  епископ Костомукшский и Кемский Игнатий ;  епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген ;  епископ Ишимский и Аромашевский Тихон , а также председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин ; клирик храма Семи отроков Эфесских г. Тобольска протоиерей Михаил Денисов, ответственный секретарь  Управления делами  Московской Патриархии  иеромонах Мисаил (Сарафанов) , духовенство  Тобольской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/3679197.ht...

Скачать epub pdf Глава вторая «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников» ( Откр.2:1 ). Семь светильников, или семь Церквей, – это христианские общины, которые существовали в разных городах Малой Азии. Эфесскую общину основал апостол Павел. Это был главный город всей провинции. Город и сейчас существует как город-памятник в районе Сельчук Измирской области, недалеко от курорта Кушада-сы. В Эфесе находилась главная Церковь всей Азии. Там же проходил III Вселенский Собор. Город также известен чудом семи отроков в Эфесской пещере, которая до сих пор сохранилась. В этом городе жила некоторое время Пречистая Богоматерь. Там был казнен апостол Тимофей, там умерли апостолы и евангелисты Лука и Иоанн. В Эфесе Иоанном Богословом было написано Святое Евангелие. Но вместе с тем сохранилось древнее предание, согласно которому семь Церквей, упомянутых в Откровении, представляют собой семь этапов в жизни Церкви. Существуют различные гипотезы о периодизации жизни Церкви. Сама Эфесская Церковь считалась Церковью времен апостолов. Она жила вплоть до казни последних из них, и к ней обращен голос Христа в этом фрагменте из Апокалипсиса. Почему же Господь обращается не к Эфесской Церкви, а к Ангелу ее? Дело в том, что каждому храму в момент освящения Господь дает своего Ангела Хранителя до скончания мира. В каком состоянии храм – неважно, даже если он разрушен или перестал существовать, Ангел Хранитель никуда не уходит. Ангел Хранитель Церквей особенно заботится об управителях этих Церквей – епископах. Поэтому существует и второе толкование этого текста, согласно которому понимать под Ангелами Церквей следует не столько их Ангелов Хранителей, сколько возглавляющих их епископов. Архиерей является ангелом хранителем данной Церкви. В таком случае становится понятным, почему ангел обличается в грехах. Здесь речь идет о епископе. Но почему ангела (епископа) обвиняют в грехах всей Церкви? Дело в том, что грех одного ранит и других. Когда человек грешит, он грешит не только против себя, он приносит боль и окружающим. Особенно страшно, когда грехи имеют место в Церквах – за эти грехи Бог обличает всю Церковь и подвергает наказанию всех христиан. Точно так же и плоды добродетели не принадлежат одному человеку: мы знаем, что весь мир держится на молитвах святых, живущих по воле Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Содержание От редактора Томас Метьюз. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ пантократора в куполе A. M. Лидов. Схизма и византийская храмовая декорация Нэнси Паттерсон Шевченко. Иконы в литургии Л.М. Евсеева. Византийские иконы proksynesis в богослужебном обиходе Джудит Херрин. Женщины и иконопочитание в ранней церкви А. Ю. Казарян. Ротонда воскресения и иконография раннесредневековых храмов Армении Τ. Μ. Васильева. Traditio legis и иконография алтарной преграды св. Софии Константинопольской B. H. Залесская. К интерпретации символики литургических сосудов из собрания Государственного Эрмитажа А.Я. Каковкин. О литургической интерпретации ранних апсидных программ (росписи часовни 28 в Бауите) Л.И. Лифшиц. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписи Софийского собора в Новгороде 1108 г. Т.Ю. Царевская. «Семь спящих отроков эфесских» в литургической программе церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах») Л.А. Щенникова. Силы небесные: иконография и литургические тексты Э.Н. Добрынина. «Врата заключенные» в иконографии миниатюр московского акафиста Богородице И. Л. Бусева-Давыдова. Толкования на литургию и представления о символике храма в Древней Руси А.В. Рындина. О литургической символике древнерусских серебряных панагий И. А. Стерлигова. О литургическом смысле драгоценного убора русской иконы И.А. Шалина. Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей Н.Ю. Маркина «Четырехчастная» икона в контексте богослужебного чина Н.М. Турцова. История освящения ярославских храмов в программах икон Семена Спиридонова Холмогорца Л.С. Миляева. Иконография и красноречия украинского барокко (росписи надвратной церкви Киево-Печерской лавры) Конотоп А.В. Литургическое многоголосие в богослужебной практике и идейной полемике XVII в. Список сокращений     От редактора Настоящий сборник составлен на основе материалов международной конференции «Восточнохристианский храм. Литургия и искусство», прошедшей в мае 1993 г. в Москве. Сборник дополнен тремя переводными статьями ведущих американских исследователей (Т. Мэтьюз, Н. Паттерсон-Шевченко, Дж. Херрин), которые представляют значительный интерес с точки зрения современной методологии, демонстрирующей совершенно разные подходы к обсуждавшейся на конференции проблеме.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

«Станьте святыми!» — звучал призыв в аудиториях светских студентов. Они узнали, что есть бесконечный простор для творческого служения Богу — Творцу жизни. «Будьте миссионерами, и вы можете стать равноапостольными, как святая Нина. Мужчины могу стать святителями через монашество», — призывал тобольскую молодёжь столичный миссионер. 19 октября. 14-17 октября в Тобольске прошел форум «Служение в защиту жизни: миссионерский и организационный аспекты», сообщает Православие.ru . Идею проведения выдвинул Просветительский антиабортный центр в составе православного общества «Азбука Веры». В течение четырех дней проходили встречи с учащимися и рабочими коллективами предприятий, обучающие семинары с православной общественностью. Со студентами Тобольского медицинского, сельскохозяйственного и рыботехнического колледжей, учащимися лицея были проведены занятия, представлена презентация о внутриутробном развитии человека, способах совершения абортов и их последствиях. Основой доклада лектора стала мысль о том, что человек не может лишить жизни невинных детей, так жизнь — подарок, дар Божий. «Жизнь дают не родители, а Бог», — соглашались к концу занятий учащиеся. Особенно актуальными эти занятия оказались для лицея — за последний год среди его учеников был отмечен не один случай самоубийств. «Станьте святыми!» — звучал призыв в аудиториях светских студентов. Они узнали, что есть бесконечный простор для творческого служения Богу — Творцу жизни. «Будьте миссионерами, и вы можете стать равноапостольными, как святая Нина. Мужчины могу стать святителями через монашество», — призывал тобольскую молодёжь столичный миссионер. В двух храмах города — Семи отроков Эфесских и святой Ксении Петербургской — прошли обучающие семинары для прихожан и городской общественности. Их курировали настоятели приходов протоиерей Михаил Денисов и иерей Петр Овсянников. Семинары состояли из двух частей: «Как организовать антиабортную деятельность?» и «Как провести уличную миссионерскую акцию?» После семинаров их участники активно разбирали комплекты антиабортных листовок для раздачи, наклейки, футболки Движения «Воины Жизни». Православная общественность была воодушевлена той работой, которую ведут православные миряне в столицах и теперь намеревается развивать её в своём городе.

http://pravmir.ru/v-tobolske-poyavilos-d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010