1814 - 28 нояб. 1827); еп. Моисей (Богданов-Платонов; 28 нояб. 1827 - 24 нояб. 1828); еп. Стефан (Романовский; 24 нояб. 1828 - 1 марта 1841); еп. Иннокентий (Борисов; 8 марта 1841 - 12 янв. 1842); еп. Иринарх (Попов; 12 янв. 1842 - 12 нояб. 1844); еп. Евлампий (Пятницкий; 12 нояб. 1844 - 15 июня 1852); еп. Феогност (Лебедев; 13 июля 1852 - 31 июля 1856); еп. Христофор (Эмаусский; 31 июля 1856 - 17 июня 1866); еп. Павел (Доброхотов; 21 авг. 1866 - 7 июля 1869); еп. Палладий (Раев ; 15 июля 1869 - 13 июня 1873); еп. Феодосий (Шаповаленко; 13 июня 1873 - 22 авг. 1883, в нач. 1883 возведен в сан архиепископа); еп. Израиль (Никулицкий; 25 окт. 1883 - 23 апр. 1894); еп. Антоний (Флоренсов; 30 апр. 1894 - 12 июня 1895); еп. Алексий (Соболев; 12 июня 1895 - 21 апр. 1906); еп. Никон (Рождественский; 25 апр. 1906 - 29 марта 1912); еп. Александр (Трапицын; 16 мая 1912 - 1921); еп. Александр (Надеждин; март 1921 - нояб. 1922); архиеп. Сильвестр (Братановский ; 29 марта 1925 - 1928); архиеп. Амвросий (Смирнов; 28 нояб. 1928 - 10 мая 1931); архиеп. Венедикт (Плотников; 1931 - 16 июня 1933 в. у., 16 июня 1933 - 18 окт. 1933); еп. Стефан (Знамировский; 18 окт. 1933 - окт. 1936); еп. Иоанн (Соколов ; окт. 1936 - 23 мая 1937); еп. Алексий (Сергеев ; 5 июля 1937 - 16 авг. 1937); еп. Георгий (Анисимов ; 1938 - сент. 1940); еп. Иустин (Мальцев; 8 янв. 1945 - нач. 1949); еп. Гавриил (Огородников ; 11 авг. 1949 - 27 июля 1959); Мстислав (Волонсевич ; 27 июля 1959 - 25 мая 1965, с 25 февр. 1965 архиеп.); архиеп. Сергий (Ларин ; 12 мая 1965 - 2 июня 1965 в. у.); еп. Мелхиседек (Лебедев; 17 июня 1965 - 7 окт. 1967); еп. Мефодий (Мензак; 7 окт. 1967 - 13 янв. 1972); архиеп. Павел (Голышев ; 13 янв. 1972 - 11 окт. 1972); архиеп. Михаил (Чуб ; 11 окт. 1972 - 3 сент. 1974); еп. Дамаскин (Бодрый; 3 сент. 1974 - 4 окт. 1979); архиеп. Феодосий (Дикун ; 4 окт. 1979 - 27 дек. 1979); архиеп. Михаил (Мудьюгин ; 27 дек. 1979 - 22 февр. 1993); архиеп. Максимилиан (Лазаренко; 10 апр. 1993 - 30 мая 2014); еп.

http://pravenc.ru/text/155162.html

12) Лермонтова: «Герой нашего времени» (с необходимыми пропусками). 13) Гоголя: отрывки из «Мертвых душ», «Тарас Бульба», «Шинель». 14) Тургенева: «Бирюк», «Бежин луг». 15) Григоровича: «Антон-горехмыка». 16) Мельникова: «Поярков», «Красильниковы». 17) Несколько песней из «Божественной Комедии» Данта, в переводе Мина. Для практического знакомства с древним языком читаны: I. – Проповедь Луки Жидяты (по исторической хрестоматии Галахова). II. – Отрывок из проповеди Илариона (по истор. хрест. Галахова). III. – Отрывок из проповеди Ионна Болгарского (о частях речи), по издан. Калайдовича. IV. – Сазаво-Эмаусского евангелия (по изданию Ганки). V. – Остромирова евангелия (по изданию Ганки). VI. – Супрасльской рукописи (по изданию Миклошича). VII. – Святослава Изборника (по изданию Буслаева). VIII. – Русской Правды (по изд. Калачова). IX. – Несторовой летописи (по Лаврентьевскому списку). X. – Несколько народных сказок (по историч. хрестом. Галахова). XI. – Письмо царя Алексея Михайловича к Никону (по изданию Бартенева). Кроме того его высочество занимался переложением некоторых «псалмов» и «Соломоновых притчей» на современный русский язык. Примечание. В этот перечень не вошло читанное его высочеством с г. Гротом (почти в продолжение 5 лет), с г. Гончаровым (в продолжение 7 месяцев) и друг. Классовский занимался с его высочеством: 1) с 8 дек. 1856 г. по 17 ноября 1857 г.; 2) с сентября 1858 г. до 22 октября того же года; 3) с мая (за вычетом семинедельных каникул) 1859 г. до 23 октября того же года. Всего около 15 месяцев». В половине декабря 1859 г., закончив лекции в московском университете, я переехал со своим семейством в Петербург и поместился в одном из домов графа, находящемся в Саперном переулке, между Надеждинскою улицею и саперными казармами. Теперь решительно не могу припомнить, чем был я занят и что делал до 27 декабря, когда получил от графа следующее уведомление: «Ф. И. Ваша первая лекция будет завтра в 12 часов. Приходите ко мне в ½ двенадцатого, чтобы вместе поехать во дворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

20 нояб. Н. назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским с управлением Александро-Невской лаврой, 30 нояб. 1848 г.- членом секретного комитета о раскольниках и отступниках от правосл. веры. 9 дек. 1848 г. Н. выехал из Варшавы, утром 17 дек. прибыл в С.-Петербург. «Все ожидали от него много доброго и ожидания эти сбылись, по крайней мере, отчасти: он не употреблял мер строгих и жестоких, хотел быть доступным и внимательным к своим подчиненным и был с ними кроток» ( Морошкин. 1901. С. 131). За 8 лет пребывания на С.-Петербургской кафедре Н. освятил 13 церквей, в т. ч. ц. Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в санкт-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Христова женском монастыре (28 июля 1854), ц. ап. Никанора при доме призрения малолетних убогих; совершил 10 епископских хиротоний: Христофора (Эмаусского) (25 марта 1850), Антония (Шокотова) (2 апр. 1850), Макария (Булгакова) (28 янв. 1851), Димитрия (Муретова) (4 марта 1851), Григория (Миткевича) (9 дек. 1851), Антония (Павлинского) (8 июля 1852), Никодима (Казанцева) (14 февр. 1854), Парфения (Попова) (14 марта 1854), Иоанникия (Горского) (16 янв. 1855), Платона (Фивейского) (24 мая 1856). В 1849, 1851, 1853 и 1855 гг. проводил ревизии СПбДА и дважды (28 сент. 1851, 13 нояб. 1853) получал благодарность Синода за «отчетливое и подробное обозрение» и предоставление мн. полезных предложений по усовершенствованию преподавания академических наук (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 200, 201). Обращаясь к выпускникам 1849 г. (18-й курс), в числе которых были И. Л. Янышев (буд. протопресвитер) и А. И. Поповицкий, буд. писатель и издатель духовных журналов, Н. говорил: «Церковь, как возродившая вас и воспитавшая, потребует от вас многого; от ваших познаний Богословских - христианской деятельности по учению веры, философских - здравых суждений, согласных с учением веры, исторических - подражания святым своим учителям и пастырям, от познаний церковной словесности - не пышных слов и надутых фраз, но благочестивых мыслей и чувств в простоте и ясности слова» (Избр. слова и речи. 1857. Т. 3. С. 415). 26 янв. 1854 г. конференция СПбДА по предложению ректора Макария (Булгакова) единогласно ходатайствовала перед Синодом о возведении Н. в степень почетного доктора богословия, и указом Синода от 6 июля он был удостоен степени, а 12 июля получил диплом.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Начало II столетия ознаменовалось появлением Симона Бар-Кохбы (Сына Звезды), в Талмуде называемого Бар-Козибой (Сыном Лжи). Отношение к этому человеку было неоднозначным, но самый авторитетный раввин того времени – равви Акиба принял его, уверовал, благословил и провозгласил Мессией. Объявленный Мессией, Бар-Кохба поднимает второе восстание против римлян. В то время римский император Адриан начинает восстановление Иерусалима под названием Элия Капитолия. На месте Голгофы и Храма Соломона он воздвигает капища римских богов и богинь. Иудеи восприняли это как величайшее осквернение своих святынь. И вот Бар-Кохба, как Мессия, поднимает восстание, и ведет иудеев. Интересна его молитва, сохранившаяся в Талмуде: «Господи, можешь не помогать, только не мешай!» Эти слова очевидно проникнуты духом антихриста. «Я пришел во имя Отца, и Меня не приняли. Другой придет во имя свое, и его примите…» Ждать пришлось недолго; со времени Христа прошла всего сотня лет. Закончилось все разгромом восстания римской армией. С тех пор иудеи рассеяны по всей земле. Сама иудейская синагога была вынуждена признать Бар-Кохбу лжемессией. Представьте себе трагедию эмаусских путников. Мы редко задумываемся о ней. Ведь они уверовали в живого Христа, и вот уже третий день как оказывается, что Иисус из Назарета, Тот Иисус, Который насытил пятью хлебами пять тысяч человек, Тот Иисус, Который произнес Нагорную проповедь, исцелял и изгонял бесов, мертв! Неужели Он оказался, страшно вымолвить это слово, обманщиком? Уже третий день, как Его нет на земле, значит, пророчества не сбылись! Путники говорят об этом Воскресшему Иисусу, и, как мы знаем, Господь открывается им в преломлении хлеба. Но какое испытание веры! Какую трагедию духа суждено было пережить этим людям! Так же пришлось разувериться в Бар-Кохбе и иудеям. Но на этом антихристианство не закончилось. Саббатей Цви в заключении История иудаизма знает еще одного лжемессию – Саббатея (Шабтая) Цви. Шел XVII век. Это время было неласковым к иудеям. Еще полыхали костры инквизиции, существовали гетто – еврейские кварталы, за пределы которых иудеям выходить запрещалось, систематически устраивались погромы, вызывая ответную ненависть иудеев по отношению к христианам.

http://pravoslavie.ru/58221.html

Вкушение Господа есть вкушение ослепительного сиянии правды и чистоты. Как блаженны мы, что не отнято от нас это, что, сколь хотим, можем мы приобщаться свету. Только им мы уврачевываем наше слабое и грешное человеческое естество. Тьма врачуется не от самой себя, но от входящего в нее света. Сами мы не можем соединиться с Богом. Но Богу все возможно. Бог соединяет нас с Собою в таинстве евхаристии, причастии. Пока мы живем на земле, нам надо пользоваться жизнью. " Пользоваться жизнью " , - это значит приступать к причастию животворящих Тайн. Ученики Христовы, вошедшие со Христом в эммаусский дом, приняли Христа. Они были сердцем своим верны. От этого так горело их сердце на дороге в Эммаус. Перерожденные, они вернулись в смятенный город человечества. И для всего мира вынесли из маленького эмаусского домика, где явился им Христос, свидетельство соединения Бога с человеком, - чрез живого навеки Богочеловека... Невидимый, для нашего физического зрения, Господь наш и Спаситель встречает нас на всех дорогах и идет с нами рядом, входит в наши дома и благословляет всех у кого открыто сердце для веры и любви. Что такое чудо? В сороковых годах скончалась в городе Вараждине, в Югославии, старшая сестра писателя Алексея Николаевича Толстого - Елизавета Николаевна. Я хорошо знал ее. Незадолго до своей кончины она прислала мне свою рукопись. Вот что она говорит о смысле и значении чуда. " В нашем языке слово " чудо " соответствует понятию прекрасного, необычного, удивительного. Есть и другое слово, сходное с ним наружно, но в корне глубоко различное, это " знамение " , то самое знамение, о котором книжники и фарисеи просили Учителя. Помните суровый ответ Его? " Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему " (Мф. 12,39). Оба эти слова часто смешивают в разговорной речи, подменивают одно другим, забывая, что Спаситель употребляет их раздельно, когда говорит о втором Своем пришествии: " Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса " (Мф. 24,24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1926...

С. С. P.S. Вчера получил я Статуты Чешской Матицы и дополнение к Остромирову Евангелию из Евангелиста. Благодарю Вас душевно за Вашу заботливость о полноте присланных Вами в Веймар экземпляров. _________ Высокопочтенный благоприятель, милостивый государь Вячеслав Вячеславович! Отправляя к Вам пожалованные Вам ее императорским Высочеством, нашею Всемилостивейшею княгинею золотые часы, я не имел времени написать Вам даже приличного поздравления с пожалованным подарком. От всей души поздравляю Вас с ним и желаю, чтобы труды Ваши, употребляемые на распространение древних памятников славянской письменности, вознаграждались более и более. Ее императорское Высочество думала, что Вы почти настоящий русский Раскольников и табачища не курить, ни нюхать не изволите, и потому она заменила ее золотыми часами, наилучшими, какие нашлись у часопродавца в Веймаре, и притом с условием, как я сказал Вам прежде, чтобы Вы носили их при себе и измеряли ими золотое время. Прошу принять подателя моего письма, как своего родного. Он настоящий чех, недавно переселившийся из Праги в Веймар, и услаждает наш слух сладкозвучною игрою на скрипке; он так же, как и я, член Чешской Матицы. Несмотря на краткость своего пребывания в Веймаре, он уже знаком со мною и моим семейством. Он доскажет Вам обо мне, чего не говорит письмо. Теперь позвольте мне предложить Вам мою покорнейшую просьбу и попросить Вас исполнить ее, если это возможно. Именно: нет ли у Вас одного, еще одного непереплетенного экземпляра Сазаво-Эмаусского Евангелия, изданного Вами? Если такой экземпляр найдется у Вас, то прошу Вас прислать его мне с подателем моего письма; он конечно не откажется взять его с собою и доставить мне. Такой экземпляр мне очень нужен, и присылкою его Вы обяжете меня очень много. Прося Вас о продолжении дружеского расположения ко мне, посылаю Вам тысячу благословений с искренним желанием исполнения их и имею честь быть всегда и везде Вашим усерднейшим слугою протоиерей Стефан Сабинин. Веймар, 6 марта 1853 года.

http://pravmir.ru/protoierey-stefan-sabi...

Начало II столетия ознаменовалось появлением Симона БарКохбы (Сына Звезды), в Талмуде называемого БарКозибой (Сыном Лжи). Отношение к этому человеку было неоднозначным, но самый авторитетный раввин того времени – равви Акиба принял его, уверовал, благословил и провозгласил Мессией. Объявленный Мессией, БарКохба поднимает второе восстание против римлян. В то время римский император Адриан начинает восстановление Иерусалима под названием Элия Капитолия. На месте Голгофы и Храма Соломона он воздвигает капища римских богов и богинь. Иудеи восприняли это как величайшее осквернение своих святынь. И вот БарКохба, как Мессия, поднимает восстание, и ведет иудеев. Интересна его молитва, сохранившаяся в Талмуде: «Господи, можешь не помогать, только не мешай!» Эти слова очевидно проникнуты духом антихриста. Я пришел во имя Отца, и Меня не приняли. Другой придет во имя свое, и его примите… Ждать пришлось недолго; со времени Христа прошла всего сотня лет. Закончилось все разгромом восстания римской армией. С тех пор иудеи рассеяны по всей земле. Сама иудейская синагога была вынуждена признать БарКохбу лжемессией. Представьте себе трагедию эмаусских путников. Мы редко задумываемся о ней. Ведь они уверовали в живого Христа, и вот уже третий день как оказывается, что Иисус из Назарета, Тот Иисус, Который насытил пятью хлебами пять тысяч человек, Тот Иисус, Который произнес Нагорную проповедь, исцелял и изгонял бесов, мертв! Неужели Он оказался, страшно вымолвить это слово, обманщиком? Уже третий день, как Его нет на земле, значит, пророчества не сбылись! Путники говорят об этом Воскресшему Иисусу, и, как мы знаем, Господь открывается им в преломлении хлеба. Но какое испытание веры! Какую трагедию духа суждено было пережить этим людям! Так же пришлось разувериться в БарКохбе и иудеям. Но на этом антихристианство не закончилось. История иудаизма знает еще одного лжемессию – Саббатея (Шабтая) Цви. Шел XVII век. Это время было неласковым к иудеям. Еще полыхали костры инквизиции, существовали гетто – еврейские кварталы, за пределы которых иудеям выходить запрещалось, систематически устраивались погромы, вызывая ответную ненависть иудеев по отношению к христианам.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

На подобное содержание ветхозаветнаго Писания указывал Господь Эмаусским спутникам и ранее того говорил иудеям: Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне. Но и в приложении к узкоисторическому толкованию псалма ничто не препятствует понимать аль в смысле предлога о (ком), ибо и царственный псалмопевец мог сказать, что о нем написано в свитке книжном: там находилось пророчество, вообще касавшееся царей, оно гласило о преимущественном положении колена Иуды и об его власти до явления Искупителя; кроме того аляй места можно было бы сближать с Второз. XVII, 18–20, где излагается обязанность царя иметь при себе особый список с книги закона, дабы царь научался бояться Господа Бога своего и исполнял повсление Его, но во всяком случае при историческом толковании псаломскаго места более данных изяснять его по аналогии Быm. II. 6 : и заповедал Бог Адаму (человечеству) – аль гаадам и Ездры I, 2 – и он повелел мне – аляй. Из частных выражений псаломской цитаты требует нарочитаго толкования слово «свиток», особенно в виду своеобразной передачи у LXX – во главе книги. Еврейское слово мегилла происходит от глагола галал – скатывал, свертывал, ближайшее же слово в еврейском подлиннике (соединенное маккефом) – сефер значит книга; так определяется, какой свиток имеется в виду; древняя книга вообще представляется свитком, так как полиптихическая форма из отдельных страниц встречалась редко в письмах и домашнем быту (т. н. иггерет) но выражение κεφαλις – глава у LXX нуждается в разъяснении на почве данных археологии; книжные свитки обычно навертывались па деревянный или металлический цилиндр, которого концы делались для удобства перенесения свитка в форме закругленных выступов, называвшихся в синагогах эллинистов κεφαλιδες – головками. У классиков, например у Диогена Лаэрция, подобные книжные свитки именуются по форме своей – цилиндрами. Но некоторые толкователи не удовлетворяются таким метонимическим значением κεφαλις – часть вместо целого и предлагают свое понимание, чуждое археологических соображений и более лингвистического свойства; они считают, что κεφαλις – оставленное LXX в транскрипции слово кефель – нечто согнутое, сложенное, от кафаль – сгибал, складывал, причем переводчики этим словом заменили мегилла подлинника, не находя соответствующаго греческого слова, но во-первых галаль и кафаль – совсем не синонимы, они различаются, как обозначающие один глагол свертывание, а другой – скатыванье, дериваты этих глаголов означают один – сверток, другой – складку; во-вторых и при предполагаемой, но в сущности мнимой невозможности передать мегилла греческим словом совершенно непонятно, почему транскрибировано не это слово, но совсем неподходящее кефель.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Скачать epub pdf Слово на второй день Св. Пасхи «Небеса убо достойно да веселятся, земля оке да радуется: да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное» Что это за веселие вечное, ради которого св. Церковь словами прп. Иоанна Дамаскина , составителя пасхального канона, призывает праздновать и ликовать весь мир, видимый и невидимый. Это веселие есть наше будущее вечное райское блаженство Небесного Царства Христова, наследниками коего являются все истинно верующие христиане. Оно есть самая высшая и последняя цель всех наших трудов, всей нашей жизни. Это вечное небесное веселие началось на земле со времени воскресения Христа в жизни самых близких к Нему лиц. Первая из всех людей испытала это веселие как небывалую, несказанную и бесподобную божественную радость Пречистая Божия Матерь, и притом – в самый момент этого воскресения. Не раз Господь говорил ученикам и даже прочим лицам, что Он после своей смерти в третий день воскреснет. Мог ли Господь не сказать этого Своей возлюбленной Пречистой Матери и оставить ее без утешения в Ее величайших сердечных муках, когда Она более всех других страдала у креста, взирая на Него, распятого и истекавшего кровью? По свидетельству церковного предания, Божия Матерь, зная, что Божественный сын Ее воскреснет в третий день, не отходила от Его гроба и потому была свидетельницей самого воскресения Христа. «Надлежало, – говорит св. Иоанн Златоуст , – Той, которая больше всех любила Господа и больше всех страдала от Его распятия, первой быть обрадованной от лицезрения Христа воскресшего». После Нее это вечное веселие, или небесное блаженство, испытали жены мироносицы, апостолы и все прочие ученики Христовы, причем и им Господь являлся в течение сорока дней после своего Воскресения, исполняя их божественною радостью. Трудно и даже невозможно нам представить всего блаженства от этих дивных явлений. Из евангельского повествования о явлении воскресшего Господа двум эмаусским спутникам, Луке и Клеопе, видно, что их сердца горели, таяли от этого блаженства даже тогда, когда явившийся им Христос не был еще узнан ими, а только передавал им свидетельства Свящ. Писания о том, что Ему надлежало пострадать, умереть и в третий день воскреснуть. Какое же блаженство эмаусские спутники в себе почувствовали, когда Господь, приглашенный к ним на вечерню, был узнан ими в преломлении хлеба, а затем стал невидим. От небесной радости они позабыли о своей усталости и, несмотря на поздний час, тут же бросились бежать обратно в Иерусалим к апостолам, чтобы возвестить им сию великую радость. Войдя к апостолам с этой вестью, они услышали из их уст восклицание: «...воистину воста Господь иявися Симону» ( Лк. 24,34– 35 ). Когда эмаусские спутники передавали апостолам о случившемся с ними, то вдруг всем им предстал Господь Воскресший, исполнив их Своею божественною радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В 1847 г. было опубликовано «Введение в православное богословие». М. первоначально подготовил сочинение в виде 3 выпусков, каждый из которых поэтапно отправлял на рассмотрение духовных цензоров. В С.-Петербургском духовном цензурном комитете рукописи рассматривал архим. Аввакум (Честной). Далее рукописи поступали на рассмотрение в Синод, поручивший изучение текстов Курскому архиеп. Илиодору (Чистякову) . Архиерей допустил к печати все 3 выпуска, но в 1-м отзыве порекомендовал заменить первоначальное авторское название «Энциклопедия православного богословия» другим, «более сообразным с существом дела» (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 1-14). По поручению Синода в 1847 г. архиеп. Иннокентий (Борисов) должен был просмотреть сочинение М. и сообщить, можно ли эту книгу преподнести императору. Архиеп. Иннокентий отметил, что «книга сия и по важности своего содержания, и по способу изложения предметов, и по значительности труда, коего стоила она сочинителю» может быть преподнесена в качестве дара главе гос-ва, и одновременно высказал мнение, что будет справедливо М. «как за сей новый ученый труд, так и за предшествовавшие,- особенно по истории Русской Церкви», удостоить докторской степени (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 17-19). Ходатайство архиеп. Иннокентия и митр. С.-Петербургского Антония (Рафальского) было удовлетворено, и 31 окт. 1847 г. М. был удостоен степени доктора богословия. В 1849 г. был опубликован 1-й том «Православно-догматического богословия». 20 дек. 1850 г., после перевода бывшего ректора СПбДА еп. Евсевия (Орлинского) в Самару, М. был определен ректором СПбДА с присвоением степени настоятеля первоклассного мон-ря и оставлением за ним должности профессора богословия (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1925). 20 янв. 1851 г. последовал указ о хиротонии М. во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии, и о назначении настоятелем первоклассного Шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря с оставлением на посту ректора СПбДА. На вакантную кафедру Синод на выбор предложил еще 2 кандидатов: настоятеля рязанского в честь Преображения Господня монастыря , ректора Рязанской ДС архим. Антония (Смолина) и настоятеля одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , ректора Херсонской ДС архим. Парфения (Попова) . М. оказался самым младшим, но император из 3 кандидатов выбрал именно его. 24 янв. 1851 г. состоялось наречение М., а 28 янв.- хиротония, к-рую совершил в Казанском соборе С.-Петербурга митр. Никанор (Клементьевский) в сослужении архиеп. Казанского Григория (Постникова) , архиеп. Астраханского Евгения (Баженова) , еп. Тамбовского Николая (Доброхотова) , митр. Неофита Илиупольского и еп. Ревельского Христофора (Эмаусского) (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1955).

http://pravenc.ru/text/2561378.html

  001     002    003