Со времени не позднее нач. XVII в. О. Б. м. возглавляли игумены, в 1705-1779 гг. и с 1819 г.- архимандриты, в 1779-1819 гг.- строители. Первым известным игуменом О. Б. м. являлся Серапион, упомянутый в писцовой книге 1627 г. Первым архимандритом обители стал Сергий (1705-1719), его преемниками были Лаврентий (1719 - не ранее 1729) и Кирилл (не ранее 1729-1732). Одним из наиболее известных настоятелей О. Б. м. был архим. Никодим (Мерцалов, 1732-1779) - уроженец Болхова, с 8 лет живший в О. Б. м.; в 1748-1764 гг. он одновременно состоял наместником Крутицкого архиерейского дома. 19 сент. 1743 г. еп. Сарский и Подонский Платон пожаловал архим. Никодиму и его преемникам право служения в митре с палицей и набедренником на ковре ( Пясецкий. 1875. 16. С. 1010-1012). Духовная дружба связывала архим. Никодима с известным подвижником - старцем (позднее настоятелем) Площанской в честь Казанской иконы Божией Матери пустыни иером. Серапионом. Почитаем жителями Болхова был настоятель О. Б. м. в 1799-1832 гг. архим. (с 1819) Ириней. Его преемниками стали архим. Филарет (Ефесский; 1832-1834), переведенный из строителей Одрина Николаевского мон-ря, архим. (впосл. епископ) Христофор (Эмаусский ; 1834-1836; управлял мон-рем до 1837), архим. Венедикт (Курковский; 1839-1842), известный деятель духовного образования, ректор Тобольской (1842-1851) и Харьковской (1851-1855) ДС, и архим. прп. Макарий (Глухарёв ; 1844-1846). Во время настоятельства архим. Иеремии (1847-1869) в мон-ре развернулись масштабные строительные работы, продолженные его преемником, архим. Димитрием (1869 - не ранее 1875). Долгое время О. Б. м. возглавлял архим. Патермуфий (не позднее 1880-1910), преемниками к-рого последовательно стали иером. Аркадий (1910-1912), иером. Мефодий (1912-1913) и иером. Ипполит (1913 - не ранее 1916). В 1917-1921 гг. настоятелем О. Б. м. был архим. (с 1918) Даниил (Троицкий). Братия обители в разное время насчитывала: 4 чел. (1627; см.: Конокотин. 1859. 40. С. 295), 9 чел. (40-е гг. XVIII в.), 28 чел. (1755; из них 14 послушников; Там же. 42. С. 313), 7 чел. (1765; Пясецкий. 1875. 17. С. 1098), 44 чел. (1875; из них 11 послушников; см.: Там же. С. 1112), 22 чел. (1895; из них 5 послушников; см.: Путевые заметки. 1895. С. 1094). Материальное обеспечение

http://pravenc.ru/text/2581449.html

Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава. Это был критический момент для чехов: поведи себя Людмила, принявшая власть де факто, неправильно – и на этом существование династии Пршемысловичей закончилось бы. Однако ей удалось выстроить политические отношения с моравским князем и удержать Чехию для своих сыновей. После смерти Сватоплука в 894 г. начался распад Великоморавской державы, и Чехия снова вышла из ее состава – чтобы тут же попасть под влияние немецкого короля Арнульфа. За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех». Именно стремление к возрождению богослужения на славянском языке стало одной из главных причин гуситских войн XV в. Гуситы искали союза с Восточной Церковью, и только завоевание Константинополя турками привело к тому, что переговоры были прерваны и гуситы обратились к союзу с немецкими протестантами. Касательно правления сыновей Людмилы хронисты сильно противоречат друг другу – документальных свидетельств этого периода почти не сохранилось. Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.

http://pravmir.ru/muchenica-lyudmila-pok...

глаголических рукописях с кон. XIV в.; предлагались варианты от IX до XIV вв. (обзор мнений: Tkadl ik. (II) 1977. S. 85-86, 121-122). В наст. время (на основании анализа литургических указаний ранних хорват. Месяцесловов и сопоставления лексики памятника с глаголической частью (1395) Реймсского Евангелия) можно считать установленным, что служба первоначально была написана не ранее 1347 г. (вероятно, в 1360-1370) в населенном хорват. бенедиктинцами-«глаголашами» Эмаусском мон-ре «на Славянах» (Прага), основанном имп. и чеш. кор. Карлом IV Люксембургом для возрождения слав. богослужения в Чехии (Там же. С. 87-95, 102-120). Ее создание являлось частью программы офиц. оформления собора наиболее чтимых святых (преимущественно слав.) - покровителей Чешского королевства. В Хорватии во 2-й пол. XIV - сер. XVI в. первоначальная служба, написанная в Чехии, получила широкое распространение и даже были созданы новые ее редакции. Служба издавалась в 1493 и 1561 гг. в составе глаголического Бревиария (Там же. С. 86-87). (I) Ист. [кроме стандартных изд. богослужебных книг]: Правила молебная святых сербских просветителей [Рымник], 1761. [Венеция] (на тит.: М.), 17652; Белград, 1861; Ягич. Служебные Минеи; Сырку П. А. Евфимия патриарха Терновского служба прп. царице Феофане: По ркп. XIV в. Хиландарского мон-ря. СПб., 1900; Kalu niacki E. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393). W., 1901. S. LXXXVIII-XCVIII, 255-277; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 290-305, 314-315, 322-327, 345-368, 383-394, 424-431; Лавров П. А. Мат-лы по истории возникновения древнейшей слав. письменности. Л., 1930. С. 122-147. (Тр. Слав. комис.; Вып. 1); Ангелов Б. С. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1967. Кн. 2. С. 4-23, 36-43, 67-74; 1978. Кн. 3. С. 17-37, 131-155; он же. Климент Охридски - автор на общи служби//Константин-Кирил Философ: Юбил. сб. по случай 1100-годишнината от смъртта му. София, 1969. С. 237-260; Мошин В. Служба и жumuje св.

http://pravenc.ru/text/165013.html

В большинстве своем это были исследователи славянофильского направления: В. А. Елагин, Е. П. Новиков, А. С. Клеванов, которые в 40-х годах XIX века посвятили гуситскому движению ряд своих научных трудов. Все они почти тождественно видели в деятельности Яна Гуса попытку возрождения древней кирилло-мефодиевской православной традиции. Присутствие византийских миссионеров в чешских землях обо-значилось к середине IX века благодаря прибытию в Великую Моравию святых Кирилла и Мефодия. Правитель Великой Моравии князь Ростислав, опасаясь политического и культурного влияния немецкого духовенства на свой народ, обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать ученых мужей для перевода Священного Писания и богослужебных текстов на славянское наречие. После смерти святого Мефодия в 885 году его ученики были изгнаны, а, следовательно, влияние восточного христианства в Моравии стало заметно ослабевать. Воспользовавшись этим, Римский папа Адриан III вдовствующую епископскую кафедру вручил немецкому епископу Вихингу, который был противником святого Мефодия. Соответственно, наряду с принятием католического вероучения о Святом Духе, было прекращено совершение богослужения на славянском языке. Лишь спустя триста лет, к середине XIV века, чехи снова услышали богослужение на родном языке благодаря трудам Эмаусского монастыря в Праге, где и познакомился со славянской азбукой Ян Гус. Но в чем конкретно заключалось влияние кирилло-мефодиевской традиции на деятельности Яна Гуса? Как выражалось оно в его пастырской деятельности? Во-первых, это стремление Гуса создать Поместную Церковь в Чехии, что входит в явное противоречие с основными принципами римо-католической экклезиологии с ее универсализмом и в полной мере соответствует церковному устройству православного Востока. Святитель Николай Сербский , прозванный «Златоустом ХХ века», прямо говорит, что «Ян Гус сгорел на костре за то, что желал национальной Церкви в Чехии» 74 . Во-вторых, это желание литургической реформы, что подразумевало бы использование национального родного языка в богослужении и проповеди, что является одним из основополагающих принципов миссионерства Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иногда и нам приходится остаться в таком одиночестве. Бывает это, когда нас оставят ближние, когда сделается вокруг нас пусто. Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы ни были мы окружены заботой, мы чувствуем, что одиноки, потому что мы стоим перед лицом жизни и смерти, там, где каждый человек один за себя будет решать вопрос жизни и смерти — не только временной, но и вечной. Бывает, что мы удалимся сами, для того чтобы прийти в себя, и тогда — мы знаем, как трудно бывает остаться одному с самим собой, когда к этому не привык: делается боязно; тогда открывается перед нашим собственным взором внутренняя наша пустота, и в эту пустоту, в эту пустыню нам надлежит войти. Там будет одиноко, там будет пусто, там будет трудно жить, но только если мы сумеем жить в этой пустыне, с Богом одним, сможем мы вернуться к людям, никогда не теряя Бога и способными, победив себя, победить всё. И вот Иоанн, в течение свыше тридцати лет пребывая одиноко в пустыне, боролся с своим сердцем, боролся с своей жизнью, и вышел на проповедь, и засвидетельствован Богом как величайший — но не только. Евангелие называет его не пророком, а ГЛАСОМ. Он так сроднился с волей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое ему надлежит произнести для спасения людей, для пробуждения людей, для того, чтобы в них тоже воссияла жизнь, возродилась радость, что он — ТОЛЬКО голос. Это уже не человек, который говорит, это Бог, Который вещает его гласом. Так говорили святые. Один из подвижников Афона, не так давно умерший — всего лишь тридцать лет тому назад — говорил: “Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только”. Иоанн отверг всё земное для того, чтобы принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле, Господь не оставил его в далекой пустыне; когда Он стал с ним неразлучным, Он его послал к людям, чтобы люди зажили той жизнью, которую познал Иоанн. И вот ставится вопрос перед каждым из нас: есть ли во мне такая жизнь, которой я могу зажечь другого человека? Где эта жизнь во мне? Когда меня люди встречают, они загораются, что ли? Когда люди меня слышат, трепещет ли их сердце — как Евангелие говорит о спутниках Эмаусских: горело сердце в них? Когда люди видят нашу жизнь, разве они говорят о нас, как они говорили о первых христианах: КАК они друг друга любят!.. Разве дивятся, слыша, видя нас, тому, что у нас есть что-то, чего ни у кого нет? А если это так, то мы не пошли даже путем предшественника, мы не готовы принести Христа людям, мы не готовы даже проложить Ему дорожку, чтобы Он нашел как-то путь Себе. А мы призваны быть теми, кто готовит радость людям, радость встречи с Богом, радость, которой никогда не будет конца и которой никто, ничто не может отнять. Почему? Потому что мы хотим жить на своих правах, мы хотим жить для себя, мы не хотим сходить на нет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1281...

   001    002   003