3. И все они по одному принесли, и возложили на меня, и сказали мне: «Отныне будь иереем, ты и все семя твое». 4. И первый помазал меня елеем святым и дал мне жезл. 5, Второй омыл меня чистою водою, и напитал хлебом и вином святым, и возложил на меня одежду святую и славную. 6. Третий возложил на меня виссон, подобный ефуду (нарамнику). 7. Четвертый же опоясал меня поясом, подобным пурпуру. 8. Пятый дал мне ветвь маслины плодовитой. 9. Шестой венец мне на главу возложил. 10. Седьмой возложил на меня диадиму священства, и наполнил руки мои фимиамом, чтобы священствовать мне Господу Богу. 11. И говорят они мне: «Левий! На три начала разделится семя твое в знамение славы Господа грядущего. 12. И первый жребий будет велик, и выше его не будет другого. 13. Второй же будет во священстве. 14. Третий – ему наречется имя новое, ибо восстанет царь от Иуды и учредит новое священство по образцу народов для всех народов. 15. Пришествие же его желанно, (ибо он явится) как пророк Всевышнего от семени Авраама, отца нашего. 16. Итак, все вожделенное во Израиле будет тебе и семени твоему; и вы будете вкушать все прекрасное на вид; и трапезу Господню будет делить семя твое. 17. И из них будут священники, и судии, и книжники, и устами их будет приниматься святое». 18. Итак, пробудившись от сна, я уразумел, что это подобно первому сновидению. 19. И я сокрыл и это в сердце своем и не поведал сего никакому человеку на земле. Глава 9 И после двух дней взошел я и Иуда вместе с отцом нашим Иаковом к Исааку, деду нашему. 2. И благословил меня отец отца моего согласно видениям тем, которые я видел; и он не захотел отправиться с нами в Вефиль. 3. Когда же мы пришли в Вефиль, видел отец мой Иаков видение обо мне, что я буду им во священника. 4. И вставши рано поутру, он отделил десятину от всего чрез меня Господу. 5. И таким образом мы пришли в Хеврон, чтобы остаться там. 6. И Исаак призывал меня постоянно, чтобы напоминать мне закон Господень, как показал мне Ангел. 7. И он учил меня закону священства, жертв, всесожжении, начатков, добровольного дара, спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

4Цар.23:4 .  И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль. Как некогда при Иоасе по заключении завета немедленно последовало искоренение языческого культа ( 4Цар.11:17–18 ), так то же повторилось и теперь: по словам Иисуса Сираха ( Сир.49:3 ), Иосия «успешно действовал в обращении народа и истребил мерзости беззакония», хотя, конечно, реформа, произведенная насильственными и чисто внешними мерами, без приемов убеждения и духовного перевоспитания массы, не могла быть ни глубокой, ни прочной. Очищение начинается с храма и возлагается на Хелкию – первосвященника ([гак] коген – [гаг] гадал в 4Цар.25:18 ; Иер.52:24 ; первосвященник по евр. коген – [га] рош – «главенствующий священник»), «вторых священников» (когане – [гам] мишне, cp. 4Цар.25:18 ), т.е. подчиненными первосвященнику и «стоящим на страже у порога» (ср. 4Цар.22:4 ; 1Пар.23:5 ) – из Левитов. Вынесена была из храма вся утварь, посвященная Ваалу, всей силе небесной (см. 4Цар.21:3 и комментарии ) и Ашере-Астарте (ср. 3Цар.14:23,15:13 ) и, по предписанию ( Втор.7:25,12:3 ), все это было сожжено, как нечистое, вне Иерусалима в долине (евр. шадмот – «поля», LXX-m и слав. оставляют без перевода: ν σαδημωθ, «в садимофе») Кедрон, где уничтожены были предметы идолослужения при Асе ( 3Цар.15:13 ) и Езекии ( 2Пар.29:16 ). Но пепел сожженных идолов не должен был оставаться в долине Кедрон, поблизости к Иерусалиму: он отнесен был в Вефиль – для выражения решительного презрения и омерзения к этому средоточию противозаконного культа тельцов ( 3Цар.12:29–33 ), послужившему началом и источником всех последующих отпадений Израиля в язычество. 4Цар.23:5 .  И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, – и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

88 Некоторые исследователи думали, что это второе указание на памятник Иакова в Вефиле есть только повторение первого, по другому древнему документу; но из хода истории патриарха Иакова ясно видно, что 35-я глава Бытия повествует о новом посещении Иаковом Вефиля и о новом каменном памятнике; новое обстоятельство вызывает постановку нового мегалита. Подобным образом Исаак, придя к кладязю клятвенному, ставит там «свой жертвенник», 89 не смотря на то, что в этом месте был уже готовый жертвенник, построенный там Авраамом. Да и в Вефиле, на месте столбов Иакова, еще прежде был поставлен жертвенник Авраама. 90 Таким образом в Вефиле постепенно образовалась группа мегалитических памятников священных воспоминаний. По древним обычаям, дальнейшие потомки патриархов выражали свое почитание этого места постановкой на нем своих новых мегалитов. Потому-то впоследствии Вефиль, как большой и известный центр патриархальных памятников, избирается местом религиозных собраний для десяти израильских колен, отпавших от иерусалимского храма. Хотя в настоящее время в Вефиле не видно ясных следов мегалитических памятников, но их довольно сохранилось в Дане, другом пункте десятиколенного царства, по значению равном Вефилю. Но Вефиль был не единственным центром каменных памятников, связанных с именем патриарха Иакова. В Быт. 31:44–51 говорится о создании им еще других каменных памятников на восточной стороне Иордана. «И сказал Иаков Лавану: вот с нами нет никого; смотри, Бог свидетель между мною и тобою. И взял Иаков камень и поставил его в виде столба ( ). И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни и сделали холм (кэрн, ), и ели и пили там, на холме. И сказал ему Лаван: холм сей свидетель сегодня между мною и тобою. И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа, а Иаков назвал его Галаадом ( ). И сказал Лаван Иакову: сегодня этот холм и столп, который я поставил, свидетель между мною и тобою; (посему и наречено имя ему Галаад); если ты будешь худо поступать с дочерями моими и если возьмешь жен сверх дочерей моих, то хотя нет человека между нами, который бы видел, но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

LXX: Вы вошли в Вефиль и поступали беззаконно, в Галгале умножили преступления, и с утра приносили жертвы ваши и в третий день десятины ваши. И они извне читали закон и взывали с исповеданиями. Провозглашайте, ибо это полюбили сыны Израилевы, говорит Господь Бог . И Я дам вам оскомину зубов во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех местах ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Сначала положим историческое основание. Твое пленение, несчастный Израиль, уже близко; уже приближается ассирийское войско: делай, что угодно, – совершай беззакония, свободно блудодействуй с идолами, и чем более ты будешь бесстыдным, тем более в твоих страданиях обнаружится справедливость Моего определения. Идите, говорит, в Вефиль, в котором вы поставили золотого тельца, и поступайте беззаконно в отношении к Богу. Идите в Галгал, место идолослужения, о котором Я чрез Осию сказал: вся злобы их в Галгалех. ( Ос9:15 ); и еще у него же: «тщетно они в Галгале приносили жертвы тельцам» ( Ос12:11 ). И когда вы придете в Галгал, то умножайте преступление. Ибо все то, что вы там делали, было преступлением против Бога, которому вы предпочли идолов. И приносите жертвы ваши с утра, чтобы не было никакой отсрочки для преступления, и десятины ваши в три дня или, как перевел Симмах, десятины ваши в третий день. Это место, как нам кажется, можно объяснить следующим образом: в левитском законе ( Лев7:11–18 ) предписано, чтобы одни жертвы не сохранялись до другого дня и чтобы другие не оставлялись до третьего дня; если же кто-либо оставит их, то они будут нечистыми. Таким образом это имеет следующий смысл: закалайте ежедневно нечистые жертвы, и совершайте оскверненные приношения, и приносите в жертву хвалы квасное, что, по предписаниям Моисея, вовсе не приносится Богу. Вместо хвалы Акила перевел Ευχαρισταν, то есть благодарение, что по-еврейски называется thoda. Провозглашайте, говорит, о добровольных приношениях, которые евреи называют nadaboth, то есть доброхотными. Добровольное приношение служить выражением радости, и по латыни мы можем назвать его epulum (пиршеством).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Ст. 13—15. Так как ты надеялся на пути твои, на множество сильных твоих, то произойдет смятение в народе твоем, и все укрепления твои будут разрушены, подобно тому как Салмана был истреблен домом того, кто отмстил Ваалу (или произвел суд над Ваалом) в день брани, когда мать была убита в след за детьми; это причинил вам Вефиль за крайнее нечестие ваше. LXX: Так как ты надеялся на колесницы твои, на множество силы твоей, то произойдет погибель в народе твоем, и все укрепления твои погибнут; как князья Салманы из дома Иероваала в день брани убили мать в след за детьми; так Я поступлю с вами, дом Израилев, за крайнее нечестие ваше.    Вы ели плод лжи, и тщетная надежда обманывала вас во всех планах ваших; потому что ты, Ефрем, надеялся на пути идолослужения своего, — ибо таковы пути твои, — и на множество сильных твоих, возлагая надежду не на Бога, а на силу войска. Поэтому произойдет смятение в народе твоем, которое по-еврейски называется saon, то есть крик и шум войска, при кликах которого все укрепления твои будут разрушены, и то, что ты считал огражденным и находящимся в безопасности, будет открыто для врагов, и так будет истреблено, как был истреблен и сокрушен Салмана, князь мадианитян, убитый домом Иероваала (Суд. гл. 8). Без сомнения, этим указывается на Гедеона, который за то, что разрушил капище Ваала и вырубил рощу, при чем тот не мог отмстить за себя, получил наименование Иероваала, то есть пусть отмстит за себя Ваал (Суд. гл. 6). И как Салмана убивал детей пред глазами матерей их, убивая затем и самих матерей; так и твои дети, Ефрем, будут убиты пред твоими глазами, а после того также и ты сам будешь убит. Спрашивается: где написано, что Салмана убил мать в след за детьми? Вь книге Судей (сн. гл. 8) мы читаем, что Гедеон сказал князю мадиамскому: «как меч твой многих матерей лишал детей, так мать твоя между женами будет лишена сына“ (сн, 1 Цар. 15. 33). Таким образом, как Салмана был истреблен Иероваалом, которого некоторые несправедливо считают за Иеровоама, сына Наватова, управлявшего десятью коленами, а по еврейскому тексту был истреблен Арбелом, означающим тоже самое, что и Иероваал, но в более краткой и ясной форме; то же причинил вам, Израиль, за крайнее нечестие ваше, Вефиль, в котором вы поставили золотого тельца и кланились богам египетским.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Ам.4:4—6. Идите в Вефил и поступайте беззаконно, — в Галгал, и умножайте преступление, и приносите жертвы ваши с утра, десятины ваши в три дня. Приносите в жертву хвалы квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте [о них]; ибо этого вы желали, сыны Израилевы, говорит Господь Бог. За то и дал Я вам оскомину (stuporem) зубов во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех местах ваших: но вы не обратились ко Мне, говорит Господь. LXX: Вы вошли в Вефиль и поступали беззаконно, в Галгале умножили преступления, и с утра приносили жертвы ваши и в третий день десятины ваши. И они извне читали закон и взывали с исповеданиями. Провозглашайте, ибо это полюбили сыны Израилевы, говорит Господь Бог. И Я дам вам оскомину зубов во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех местах ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь.    Сначала положим историческое основание. Твое пленение, несчастный Израиль, уже близко; уже приближается ассирийское войско: делай, что угодно, — совершай беззакония, свободно блудодействуй с идолами, и чем более ты будешь бесстыдным, тем более в твоих страданиях обнаружится справедливость Моего определения. «Идите», говорит, «в Вефиль», в котором вы поставили золотого тельца, и поступайте беззаконно в отношении в Богу. Идите в Галгал, место идолослужения, о котором Я чрез Осию сказал: «вся злобы их в Галгалех». (Ос. 9:15); и еще у него же: „тщетно они в Галгале приносили жертвы тельцам (гл. 12, ст. 11)“. И когда вы придете в Галгал, то «умножайте преступление». Ибо все то, что вы там делали, было преступлением против Бога, которому вы предпочли идолов. И приносите жертвы ваши с утра, чтобы не было никакой отсрочки для преступления, и десятины ваши в три дня или, как перевел Симмах, «десятины ваши в третий день». Это место, как нам кажется, можно объяснить следующим образом: в левитском законе (Левит. гл. 7) предписано, чтобы одни жертвы не сохранялись до другого дня и чтобы другие не оставлялись до третьего дня; если же кто-либо оставит их, то они будут нечистыми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Арабы называют эти пещеры: Уюнуль-Харамие, т. е. разбойничьи очи. Дорога идет вдоль двух долин, смежных между собою; тут паслись стада; они сбивались в кучи, ища укрыться от полуденного зноя; мы сами очень терпели от жара; два пастуха с большим дружелюбием надоили нам молока от своих коз. Вскоре открылась мне таинственная дебрь древнего мира – Вефиль. Развалины Вефиля разбросаны на горной оконечности, как на мысе, – промежду двух горных долин. У подошвы виден большой каменный бассейн. На востоке, на противоположном хребте, за лощиною, возвышается груда развалин, образующая фантастическую фигуру сидящего исполина. Это место необыкновенно дико! Подымаясь к развалинам Вефиля, я припоминал торжественную картину этого места, описанную в Книге Бытия. Вефиль теперь есть ни что иное как пастушеское кочевье на грудах развалин; тут нет ни одной хижины. Самая заметная развалина есть остаток Христианской церкви, от которой существует только полукруглый ниш алтаря; там приют арабских пастухов, которые называют это место Бетен. Поруча им наших лошадей, я расположился под сенью заглохшего алтаря и раскрыл Библию : «Иаков же вышедши из Беэр-шавы, чтоб идти в Харран, пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. Он взял один из бывших на том месте камней, и положил себе в головы, и лег на том месте. И видит во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается небес; и се, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И се, Иегова стоит на ней, и говорит: Я Иегова, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как прах земный; и распространится к западу, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земныя… Тут Иаков пробудился от сна своего, и сказал: точно Иегова на месте сем! а я не знал! И убоялся и сказал: Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий; это врата небесные. Встав по утру, Иаков взял камень, который был у него в головах, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Беероф , отечественный город Вааны и Рихава, предводителей войска Иевосфеева. Они вошли в дом Иевосфея, когда он спал, отрубили ему голову, отнесли ее к Давиду в Хеврон и сказали: «Вот голова Иевосфея, сына Саулова, врага твоего, который искал души твоей». Давид приказал убить их, отрубить им руки и ноги и повесить над прудом в Хевроне ( 2Цар.4 ). Гаваон , город, принадлежавший во время Иисуса Навина Аморреям. Гаваонитяне владели городами: Кефирою, Беерофом и Кириафиаримом ( Нав.9:17 ). После разрушения Иерихона и Гая, Гаваонитяне, посредством хитрости, вступили в союз с Израильтянами ( Нав.9:4–15 ). Когда хитрость их обнаружилась, Израильтяне, чтобы сдержать свою клятву, оставили их в живых, но заставили их рубить дрова и черпать воду для всего общества и для жертвенника Господня ( Нав.9:21 ). Гаваон был отдан левитам, потомкам Каафовым ( Нав.21:17 ), и в нем долгое время находилась скиния Господня ( 2Пар.1:3 ). В Гаваоне Бог ночью явился Соломону и сказал: «Проси, что Мне дать тебе?» Соломон просил у Бога мудрости ( 2Цар.1:7–10 ; 3Цар.3:4–9 ). Беф-Авен , город, около которого собрались Филистимляне, чтобы сразиться с Израильтянами. Последние пришли в такой ужас, что попрятались в ущельях гор. Один Ионафан, сын Саулов, не поддался страху, вышел против врагов со своим оруженосцем и произвел такое смятение в лагере их, что они обратились в бегство ( 1Цар.14:12–13, 23 ). Аиалон , город, первоначально отданный колену Данову ( Нав.19:42 ), в котором он был левитским городом ( Нав.21:24 ). Близ этого города была долина Аиалонская, над которой Иисус Навин повелел остановиться луне, чтобы дать время Израильтянам докончить поражение армии царей Аморрейских ( Нав.10:1–24 ). Вефиль ; этот город прежде назывался Лузом. Иаков, убегая от гнева Исава, имел на этом месте видение, в котором Бог обещал ему умножить потомство его, как песок морской, и дать его потомкам землю, в которой он находился. Иаков, проснувшись, воздал благодарение Господу «и нарек имя месту тому Вефиль (Дом Божий), а прежнее имя того города было: Луз» ( Быт.28:19 ). Иеровоам поставил в Вефиле золотого тельца ( 3Цар.12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Взяв жену, племянника Лота и всех своих слуг и имущество, Аврам вышел из Харрана и пришел в землю Ханаанскую. У дубравы Море (Мамре) близ Сихема произошло важное событие – Господь явился Авраму и обещал отдать эту землю его потомству (Быт.12:7). В благодарность Богу Аврам соорудил там жертвенник и совершил жертвоприношение. В последствии он обосновался около места, впоследствии называемого Вефиль (см. Быт.28:19), где также соорудил жертвенник Богу. Но в то время настал голод в Ханаане, и Аврам со всем его домом ушел в Египет. В Египте и Аврам, и Лот обзавелись еще большим количеством скота, и после возращения их в Палестину, в Вефиль, не нашлось им места для совместного проживания (Быт.13:6). Тогда они разделились, и Лот ушел на восток, к Иордану, где было много хороших пастбищ, и поселился в Содоме. Аврам же остался в Вефиле, и там Господь вновь дал ему обетование: « Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной.. .» (Быт.13:14–16). После этого Аврам поселился в дубраве Мамре, близ Хеврона, где жил уже постоянно и где воздвиг Господу жертвенник. Царь Еламский Кедорлаомер и другие цари пошел войной против тех городов, рядом с которыми поселился Лот, и нанес им страшное поражение. Завоеватели взяли в плен и Лота с его семьей и имуществом (Быт.14:1–12). Когда до Аврама дошло известие о таком страшном бедствии племянника , он, не задумываясь, бросился его выручать, обратил врага в бегство и преследовал до самого Дамаска, освободив при этом множество пленных, в том числе и Лота. Когда Аврам возвращался с победой, навстречу ему с хлебом и вином вышел Мелхиседек, царь Салимский(т.е. царь города Иерусалима)и « священник Бога Всевышнего » (Быт.14:18). Мелхиседек преподнес Авраму хлеб и вино и благословил его именем Божиим, а Аврам, в свою очередь, дал Мелхиседеку десятую часть из всего завоеванного им, после чего возвратился к месту своей стоянки в дубраву Мамре.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Вместе с Иерусалимской Библией можно и иначе разуметь этот текст. Горы и холмы Иудеи, горной страны, откуда явится Возлюбленный Друг и возвестит спасение и лето Господне благоприятно, в грядущие мессианские времена. Об этом говорит и Исаия: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» ( Ис. 52:7 ). «Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! Возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся, скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью» ( Ис. 40:9–10 ). Возлюбленный Израиля не только скачет по горам, прыгает по холмам , но «и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» ( Ис. 40:12 ) – кто же подобен Ему?! Таков Возлюбленный Израиля! Возлюбленный Израиля подобен серне и молодому оленю на горах Вефильских. (Вефиль=Дом Божий.) Ягве имеет в Израиле Свое жилище, Свой дом. И оттуда, от сего священного жилища, от сей божественной горы Ягве скоро, подобно серне или молодому оленю, спешит к Своему народу. Вефиль – это место, где Иакову было видение лестницы, по которой ангелы от Бога нисходили на землю. Подобно серне и младому оленю Господь спешил на помощь уходящему из отеческого дома Иакову. В Вефиле долгое время находился ковчег Завета (дом Божий), там судил свой народ пророк Самуил. Это место близ гор, о которых здесь говорит Соломон. Туда обращали свои взоры благочестивые израильтяне, ожидая помощи Божией. «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» ( Пс. 120:1–2 ). Невеста слышала голос Возлюбленного (ст. 8). Он спешит к ней как серна, как молодой олень. И вот уже стоит перед нею (ст. 9): 2:10–14 Отвещает брат мой и глаголет мне: восстани, прииди, ближняя моя, добрая моя, голубица моя. Яко се, зима прейде, дождь отиде, отиде себе: цвети явишася на земли, время обрезания приспе, глас горлицы слышан в земли нашей: смоквь изнесе цвет свой, виногради зреюще даша воню. Восстани, прииди, ближняя моя, добрая моя, голубица моя, и прииди. Ты, голубица моя, в покрове каменне, близ предстения: яви ми зрак твой, и услышан сотвори ми глас твой: яко глас твой сладок, и образ твой красен.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010