Пустыня же, находившаяся возле Иерусалима, имела свою собственную историю и предысторию, о которой Иероним, по всей видимости, умалчивает. В конце второго столетия престарелый епископ Наркисс бежал от клеветы в пустыню и провел там несколько лет. 73 Несколько позже в пещерах Каламона близ Мертвого моря появляются бежавшие от преследований люди, ведущие отшельническую жизнь. 74 Сама Иудейская пустыня призывала их к такой жизни. Пустыня, помнившая Илию, Елисея и Иоанна Предтечу (в которых со времени написания Vita Pachomi 75 стали видеть прообраз монашества) и искушение Самого нашего Господа Иисуса Христа. Кумранские находки и сведения о ессеях, живших в этой и в других частях пустыни, свидетельствуют о том, что евреи уже тяготели к чемуто, подобному монашеству. И, хотя у нас нет никаких оснований для того, чтобы считать христианских монахов преемниками ессеев, трудно поверить, что на этой земле в течение длительного времени не было аскетов. Примыкающий к пустыне Иерусалим заставляет вспомнить о другом элементе монашеского призвания о ξενιτεα или о жизни на чужбине. Именно к Иерусалиму, прежде всего, обращается тот, кто внемлет призванию Авраама: «Изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу» ( Быт. 12:1 ). По меньшей мере, дважды стих этот приводится в жизнеописаниях монахов, живших в Иудейской пустыне. 76 Но его можно было бы включать в каждое из них. Сложенные из известняка стены глубокого ущелья, идущего от южной оконечности Вифлеема под западным склоном Джебель Фередис, искусственной горы, в которой был похоронен Ирод, испещрены множеством пещер, одна из которых до недавнего времени была широко известна как «Пещера Адулламма», а ныне именуется ВадиХаритун или ВадиМуаллак, в то время как развалины на западном склоне носят название ХирбетХаритун. Это – лавра преподобного Харитона, которая оставалась монастырем по меньшей мере до двенадцатого столетия, 77 в то время, как МуаллакХаритун в точности соответствует κρεμαστν Χαρτωνος «нависающей» пещере Харитона, о которой мы читаем в житии святого, 78 которое, возможно, было написано в шестом веке одним из монахов так называемой Старой Лавры, именуемой также Суккой (сирийское Сукка, эквивалентное арабскому Сук (рынок или базар), переводимому греческим λαρα).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

и Фустата (986). Пользуясь близостью ко двору, митр. Арсений восстановил разрушенную в 961 г. ц. св. Михаила и забрал у коптов ц. Богородицы в Бабальюне, ставшую кафедральным собором православных патриархов (позднее возвращена коптам). В 1000 г. митр. Арсений по указанию халифа был избран на Александрийский Патриарший престол. Он сделал своей постоянной резиденцией в К. мон-рь Эль-Кусайр, где развернул масштабное строительство. Процветание зиммиев спровоцировало подъем антихрист. настроений и масштабные гонения на иноверцев в правление халифа аль-Хакима (996-1021). С нач. XI в. против них вводились дискриминационные законы, их изгоняли с гос. службы (обычно это сопровождалось пытками и казнями отставленных чиновников-христиан), было разрушено много храмов и мон-рей (хроники приводят фантастическую цифру - 30 тыс. в Египте, Палестине и Сирии). Известно о разрушении в 1004-1005 гг. 2 коптских и несторианской церквей в квартале Эр-Рашид около Мисра (на их месте были выстроены мечети), о разгроме церкви в квартале Эль-Макс на берегу Нила, о принудительном выселении жителей мелькитского квартала К. в р-н Эль-Хамра за городскими стенами (территория квартала была присоединена к мечети Эль-Азхар). В авг. 1009 г. в Мисре были разрушены, видимо православная, ц. Марьям-эль-Кантара, и соседняя копт. ц. св. Космы, осквернены находившиеся при них христианские кладбища; в апр. 1010 г. мусульмане разрушили мон-рь Эль-Кусайр, резиденцию патриарха Арсения, к-рый был убит через неск. месяцев. Были захвачены почти все церкви Фустата (Мисра), в т. ч. Эль-Муаллака, конфисковано их имущество. Коптская ц. св. Шенуте была обращена в мечеть. Из-за репрессий мн. христиане приняли ислам, причем, по свидетельству источников, это происходило преимущественно в К., где преследования были наиболее активными. Впосл. аль-Хаким изменил свою политику, в 1020 г. разрешил восстановить разрушенные мон-ри и вернул им собственность. После смерти халифа все ограничения, касавшиеся христиан, были отменены, церкви возвращены общинам.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

св. Сергия. Это также 3-нефная базилика (длина 26 м, ширина 14,5 м, высота 15 м) с 2 продольными колоннадами (5 колонн в каждой) и 1 поперечной (2 колонны); центральный неф вдвое шире боковых. На пересечениях колоннад с зап. стороны поставлены крещатые опоры. План ц. св. Варвары План ц. св. Варвары Вост. опоры, находящиеся за алтарной преградой, имеют Г-образную форму. Центральная апсида фланкируется пастофориями (характерная черта сир. архитектуры), к-рые дополняются небольшими нишами с вост. стороны. С юж. стороны к храму примыкает галерея из нескольких комнат, с северной - небольшой придел святых Кира и Иоанна, достроенный в поздний период. В связи с наличием большого числа пристроек ц. св. Варвары считают монастырской. Над 3 нефами возведен П-образный галерейный обход, аналогичный галереям ц. св. Сергия. В полу центрального нефа есть омфалос в виде мраморного плоского круга и 2 дополнительных кругов из др. видов камня. Облицовка пола едва ли сохранилась от 1-го строительного периода, но стоит отметить ее оригинальную кладку: блоки уложены по диагонали. Подобный прием часто применялся для мощения улиц, но в интерьере храма встречается крайне редко. Большинство капителей колонн коринфского ордера (сполии). Среди них есть одна с листьями пальметт. Подобный вид капители считается египетским по происхождению. Один из пьедесталов колонн имеет 8-гранную форму, к-рая редко встречается в христ. храмах (аналогичной формы храм-синагога в Герасе, V-VII вв.), однако неоднократно использовалась в рим. святилищах. В центральном нефе расположен амвон, к-рый был довольно грубо отреставрирован в XX в. Ступенчатая кафедра ведет на площадку, поддерживаемую 12 колонками. Стилистически амвон близок к аналогичному сооружению в Эль-Муаллаке, но единственная древняя деталь амвона ц. св. Варвары - нижняя поверхность площадки. Она украшена изображением большого креста в окружении малых в виде «соломонова узла» из переплетающегося жгута. Данная деталь может относиться к XI-XII вв., в то время как остальная конструкция амвона создана, видимо, в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

святых Сергия и Вакха, связанная с преданием о пребывании Св. Семейства в Египте. Церковь Эль-Муаллака была возведена между бастионами, обрамляющими юж. ворота Вавилона, предположительно в 80-х гг. VII в. Храмы святых Кира и Иоанна (позднее вмц. Варвары), вмч. Георгия и ряд других построил в кон. VII в. сириец Афанасий, секретарь араб. наместника Египта ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 41). В первые века мусульм. правления, вероятно, небольшое число христ. храмов существовало на территории Фустата, к северу от Вавилона. Стены крепости Вавилон ограничивали пространство, из-за чего храмы теснились среди др. построек. В Фустате, не имевшем стен, на просторных площадях строились церкви, однако их незащищенность заставляла возводить высокие ограды. Основание ц. св. Мины к северу от Фустата в 724 г. спровоцировало вооруженный конфликт одного из местных араб. лидеров с эмиром Египта, разрешившим ее строительство. Негативное отношение части мусульман к сооружению новых церквей побудило наместника Египта Али ибн Сулеймана в 785 г. разрушить ц. Пресв. Богородицы (Эд-Дамширия) и ряд др. храмов в Фустате. Копты предлагали 50 тыс. динаров за разрешение восстановить церкви, но получили отказ. Однако уже через неск. лет новый наместник Муса ибн Иса позволил отстроить разрушенные храмы. Кафедра копт. епископа была перенесена из Вавилона в ц. св. Меркурия в Фустате (ранее 743, точная дата неизвестна). Хотя резиденция коптского патриарха формально оставалась в Александрии, патриархи часто и подолгу жили в Фустате. Здесь же состоялось избрание на Патриаршество неск. предстоятелей Коптской Церкви: в 743 г. в ц. св. Шенуте в Фустате, в 858 и 975 гг. в ц. святых Сергия и Вакха. Интерьер ц. св. Меркурия Интерьер ц. св. Меркурия В городе проживало и некоторое количество православных. В кон. VII в. придворные наместника Абд аль-Азиза из мелькитов получили разрешение построить церковь в Хелуане ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 41). Православные приближенные халифа аль-Мамуна, находившегося в Фустате в 832 г., выстроили ц.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Церковь арх. Михаила (Эль-Кибли) расположена южнее мон-ря св. Феодора. Она была построена при халифе аль-Хакиме (996-1021), во время Патриаршества Филофея (979-1003); позднее неск. раз перестраивалась. В этом храме в 1268 г. был возведен на престол патриарх Гавриил. От оригинального здания сохранились лишь немногочисленные мраморные детали и некоторые части наружных стен. Ряд рукописей XIII-XIV вв. из этого храма ныне хранятся в Национальной б-ке в Париже, в Британской б-ке и в Ватикане. Интерьер старого собора св. Марка Интерьер старого собора св. Марка Старый коптский кафедральный собор св. Марка в районе Эль-Эзбекия был построен в кон. XVIII в. по разрешению мусульм. властей, которое получил Ибрахим аль-Гухари. Церковь стала патриаршей резиденцией при Марке VIII (1796-1809). При патриархах Кирилле IV (1854-1861) и Димитрии II (1862-1870) комплекс реконструировали. Интерьерная отделка храма была завершена при Кирилле V (1874-1927). Патриархи Коптской Церкви проживали в апартаментах при храме с 50-х гг. XIX в. до 1968 г., когда был освящен новый собор св. Марка в Эль-Аббасии. Конструкция и стиль декора собора близки к греческим церковным постройкам XIX в. Его отличительной особенностью, характерной для христ. храмов Египта, являются 2 колокольни, фланкирующие зап. фасад здания, как, напр., в ц. Эль-Муаллака. Собор представляет собой 3-нефную базилику с 2 рядами белых мраморных колонн. На одной из колонн укреплен деревянный амвон с витой лестницей. В алтарной части храма устроено 3 престола: в честь ап. Марка (центральный), вмч. Георгия Победоносца (северный) и вмч. Меркурия (южный). 2-ярусный иконостас собора выполнен в близком к итало-византийскому стилю иконописи XIX в. Купол украшен живописным изображением Христа Пантократора. Коптское Патриаршее подворье Анбы Рувайса в районе Эль-Аббасия представляет собой крупный комплекс церковных зданий и орг-ций, включающий новый кафедральный собор св. Марка, патриаршую резиденцию, Ин-т копт. исследований, церковный колледж, копт. культурный центр, б-ку и неск. храмов. Этот участок был передан коптам мусульм. властями в 969 г. взамен той земли, на которой был построен дворец халифа аль-Муизза. Вскоре рядом был основан мон-рь Дейр-эль-Хандак (Дейр-Анба-Рувайс), в к-ром к XIII в. было 8 храмов. Всего же в этом районе в XIII в. существовало 12 храмов, но в 1280 г. они были уничтожены мусульманами; в нач. XIV в. лишь 2 были восстановлены. Название подворья связано с одним из наиболее почитаемых копт. святых Анбой Рувайсом, который подвизался в этих местах в XIV - нач. XV в. и чьи мощи находятся здесь в отдельном храме. В 1943 г. копты получили разрешение на строительство нового храма в этом районе.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

По словам автора Мученичества, он сам перенес тело И. в Тифре, где на месте дома святого была возведена церковь во имя мученика. Согласно Абу-ль-Макариму (кон. XII - нач. XIII в.), в церкви г. Эль-Кейс, или Дафу, хранились мощи мч. Исаака; это сообщение исследователи обычно относят к И., предполагая, что Дафу является искаженным написанием топонима Дифра. В 1386 г. мощи И. были перенесены в ц. Пресв. Богородицы «аль-Муаллака» в Ст. Каире. Сказание о перенесении мощей сохранилось в араб. рукописи XV в. ( Graf G. Catalogue de manuscrits arabes chrétiens conservés au Caire. Vat., 1934. P. 56. (ST; 53)). Часть мощей И. находится в монастыре Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Вади-эн-Натрун. И. также считается покровителем монастыря Голубя (Дейр-эль-Хамам; Дейр-Абу-Исхак) в Файюме; во имя мученика освящена часовня обители. В ц. св. Меркурия одноименного мон-ря в Ст. Каире имеется икона XIII в. с изображением Христа, архангелов, пророков и 6 мучеников-всадников (первоначально их было 10), в т. ч. И. В нижней части иконы изображены в миниатюре спеленатые мощи И. на повозке, в к-рую впряжены быки ( Sk á lov á Z., Gabra G. Icons of the Nile Valley. Cairo, 2003. Cat. 9). Исследователи считают это изображение одним из древнейших свидетельств копт. традиции устраивать парадное шествие с мощами святого в день его памяти. Ист.: The Martyrdom of Isaac of Tiphre/Ed., transl. E. A. W. Budge//Transactions of the Society of Biblical Archeology. L., 1893. Vol. 9. P. 74-111; The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries: Attributed to Ab û -S â lih the Armenian/Ed. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. Piscataway (N. J.), 2001r. P. 210, 253; Martyrio do abba Isaac de Tiphre: Versão ethiopica/Ed., trad. F. M. E. Pereira. Lisboa, 1903. Coimbra, 1903; Acta Martyrum/Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. Louvain, 1950, 1953r. T. 2. (CSCO; 86, 125. Copt.; 6, 15); SynAlex. Vol. 4. P. 356-358; SynAlex (Forget). Vol. 2. P. 103-104. Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 534; Sauget J.-M. Isacco di Tiphre//BiblSS. Vol. 7. Col. 923-925; Baumeister T. Martyr Invictus: Der Märtyrer als Sinnbild der Erlösung in der Legende und im Kult der frühen Koptischen Kirche. Münster, 1972. S. 115-116; Orlandi T. Isaac of Tiphre, Saint//CoptE. Vol. 4. P. 1304-1305; Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999. P. 249, 315; Aubert R. Isaac de Tiphré//DHGE. T. 26. Col. 93-94.

http://pravenc.ru/text/674121.html

Долгое время мощи И. переносили с места на место, пока они не были положены в монастыре Самуила Каламунского (см. об этом мон-ре: Simon J. Le Monastère copte de Samuel de Kalamon//OCP. 1935. Vol. 1. P. 46-52). В 1333 г. копт. Александрийский патриарх Вениамин II послал в монастырь свящ. Авраама, чтобы тот забрал мощи И., которые находились под спудом,- скитские монахи, боясь лишиться святыни, скрыли ее в земле. Великомученик явился во сне свящ. Аврааму и указал место захоронения, повелев раскопать могилу и взять мощи. Свящ. Авраам перенес их в келью патриарха, расположенную при ц. Пресв. Богородицы «аль-Муаллака» в Ст. Каире. Оттуда мощи были перенесены 7 тубаха (2 янв.) в мон-рь прп. Псоя (Дейр-Анба-Бишой) в Вади-эн-Натрун самим патриархом, который постановил ежегодно совершать память этого события. Согласно описанию Х. Дж. Эвелин-Уайта, в 1-й пол. XIV в. в монастыре прп. Псоя были проведены работы, которые входили в общий план реконструкции монастыря, осуществленной по инициативе патриарха Вениамина II; в главной церкви (во имя прп. Псоя) был устроен придел для мощей И. ( Evelyn-White. 1933. Vol. 3. P. 135-136). По мнению П. Гроссмана, придел может датироваться XI в. (CoptE. Vol. 3. P. 735). Не сохранилось сведений о том, каким образом мощи И. попали в монастырь Самуила Каламунского. Коптский историк александрийский диак. Мавхуб ибн Мансур ибн аль-Муфарридж, посетивший мон-ри Вади-эн-Натрун ок. 1088 г., приводит подробный список святых, мощи к-рых находятся в местных обителях, однако не упоминает об И. ( Evelyn-White. 1932. Vol. 2. P. 363-365). О. Бурместер предполагает, что какое-то время мощи находились в мон-ре прп. Макария, т. к. в этой обители имеется ц. во имя И. ( Burmester. 1937. P. 59-60; Evelyn-White. 1933. Vol. 3. P. 113). Остается неизданным и неизученным рассказ о перенесении мощей И. в Скит, содержащийся в рукописи 487 из мон-ря прп. Макария 74 в собрании агиографических рукописей, XVI в.; конец не сохр.). В др. рукописи (Cair. Mus. 718 (Hist. 475). Fol.

http://pravenc.ru/text/1237701.html

С момента хиротонии св. Фрументия, совершенной св. Афанасием Великим  и его архиереями устанавливается многовековая связь между Александрийской Церковью и церквями Эфиопии, между коптами и эфиопами. Кстати говоря, эта хиротония отражена в текстах самого Афанасия, в его «Апологии», где он упоминает о послании императора Констанция II к царям Аксума, с призывом изгнать «кафолического» епископа, поставленного св. Афанасием и направить туда арианского епископа – Григория. Однако этого так и не произошло, т.к. царь Эзана и его преемники оставались верны никейскому, апостольскому христианству. По крайней мере с IX в. и вплоть до 1959 г. Эфиопская Церковь оставалась отдаленной, самобытной митрополией Александрийской Коптской Церкви. Между христианском Египтом и христианской Эфиопии на некоторые время возникает еще одно уникальное звено – это Нубия. Причем Нубия принимает крещение гораздо позже Аксумского царства (Эфиопии); христианство становится господствующей верой в Нубии лишь во времена Юстиниана I Великого, т.е. в середине VI в. То есть господство христианства в Нубии утверждается на два века позже, нежели в Эфиопии; при этом, христианское нубийское царство Макурия было уничтожено к началу XV в. В Эфиопии же по сей день около половины населения принадлежит к Эфиопской Православной (до-халкидонской) Церкви. Кто-то вам скажет, что христиан там 65-75%, однако это не совсем так; невзирая на непрекращающиеся давление ислама, ок. 49-50% населения Эфиопии сохраняет христианскую веру. В цифрах это примерно 45,000,000 верующих, включая многотысячную диаспору. Связь Александрийской Церкви с ее дочерьми на юге, с верными Александрийскому престолу христианами Нубии и Эфиопии находит прямое отражение в росписи вышеупомянутого Антониева монастыря. Здесь вы видите Александрийского архиерея, рядом с которым предстоит чернокожий (нубийский или эфиопский) иерей. Эфиопы и нубийцы прибывали на земли Египта, они подвизались вместе с коптами и сирийцами в монастырях Египта и Палестины. В Верхнем Египте сохранялся удивительный монашеский центр – Вади аль-Натрун; это место можно в принципе назвать «египетским Афоном», поскольку в монастырях этой области совместно подвизались копты, сирийцы, нубийцы, эфиопы. Конечно же, для эфиопов копты оставались основными учителями, наставниками. Для эфиопа, настоящим «окном» в христианский мир, в сокровищницу Вселенской Церкви служили коптские монастыри, церкви Каира и Александрии, и, конечно же, Иерусалим. В Каире в вышеупомянутой «Висящей церкви Пресвятой Богородицы» (церкви Аль-Муаллака), находился отдельный предел для эфиопов; предел Св. Таклы Хайманота – святого аскета (+1314), изображаемого с крыльями, предстоящим на одной ноге. В Иерусалиме же у эфиопов, изначально подвизавшихся совместно с коптами и нубийцами, со временем появятся собственные владения; им отойдет часть Храма Гроба Господня. Эфиопами же будет основан и великий иерусалимский монастырь Дар эль-Султан.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Иосиф был схвачен в церкви во время богослужения, избит на глазах у сотен богомольцев и доставлен к Афшину, однако сумел убедить его в своей невиновности. Др. возмутителем церковного порядка был богатый архонт Исхак ибн Андуна, женатый мирянин, тем не менее домогавшийся Патриаршества. Иосиф «откупился» от соперника, сначала рукоположив его во диакона и сделав своим секретарем, а затем возведя на кафедру епископа Авсима с включением в его юрисдикцию диоцеза Миср. Авторитет Исхака, до конца жизни управлявшего 2 епархиями, был непререкаем ввиду его влияния при дворе араб. губернаторов. После смерти Исхака его сын Феодор добивался той же кафедры при содействии подкупленного араб. губернатора, который начал разрушать церковь Эль-Муаллака в Фустате, чтобы побудить патриарха поторопиться с хиротонией. Патриарх Шенуда (Шенуте) I (859-880) также немало пострадал от интриг и доносов на него мусульм. властям со стороны христ. шейхов, клириков и новообращенных мусульман из христ. среды. Мон-рь Дейр-эс-Суриан. Фотография. XXI в. Мон-рь Дейр-эс-Суриан. Фотография. XXI в. Упадок церковного просвещения в копт. среде был засвидетельствован яковитским патриархом Дионисием, лично общавшимся с копт. иерархами. Шенуде I приходилось много бороться с возродившимися в Марьюте и Саиде древними ересями, а также с заблуждениями относительно даты воскресения Христа. Культурная деградация вела к исламизации. Однако в кризисной ситуации копт. общество выработало свои механизмы сопротивления. Одним из них была активизация культурных контактов с единоверными народами, прежде всего с сирийцами-яковитами. Регулярный обмен посланиями между монофизитскими патриархами Александрии и Антиохии способствовал духовному самоутверждению обеих сторон. В нач. IX в. сир. монахи поселились в мон-ре Пресв. Богородицы (ныне известном как Дейр-эс-Суриан - мон-рь Сирийцев) в Вади-Хабиб. Монахи Матфей и Авраам восстановили обитель после бедуинского разгрома 817 г. и основали знаменитую б-ку, ставшую одним из центров сир.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Ист.: Bonnet M. Narratio de miraculo a Michaele Archangelo Chonis patrato//AnBoll. 1889. Vol. 8. P. 285-307. Лит.: L ü ken W. Michael: Eine Darst. und Vergleichung der jüdischen und morgenländisch-chrislichen Tradition vom Erzengel Michael. Gött., 1898; Berefelt G. A Study of Winged Angel: The Origin of a Motif. Stockh., 1968; Rohland J. P. Der Erzengel Michael: Arzt und Feldherr. Zwei Aspecte des vor- und frühbyzant. Michaelskultes. Leiden, 1977; Meinardus O. F. A. St. Michael " s Miracle of Khonae and its Geographialc Setting//Εκκλησα κα Θεολογα. L., 1980. T. 1. P. 459-469; Saxer V. Jalons pour servir а l " histoire du culte de l " Archange st. Michel en Orient jusqu " а l " iconoclasme//Noscere sancta: Miscellanea in memoria di A. Amore. R., 1985. Vol. 1. P. 357-426; Mango C. St. Michael and Attis//ΔΧΑΕ. 1986. Τ. 12. Σ. 39-62; Baumeister T. Religionsgeschichtliche und kulgeographische Aspekte der westlichen Michaelsverehrung//Memoriam sanctorum venerantes: Miscellanea in onore di V. Saxer. Vat., 1992. P. 11-19; Martin-Hisard B. Le cult de l " Archange Michel dans l " empire byzantin (VIIIe-XIe siècles)//Culto e insediamenti micaelici nell " Italia meridionale fra tarda antichità et medioevo. Bari, 1994. P. 351-373; Peers G. Apprehending the Archangel Michael: hagiographic methods//BMGS. 1996. Vol. 20. P. 100-121; idem. Subtle Bodies: Representing Angels in Byzantium. Berkeley, 2001; Афиногенова О. Н. Культ арх. Михаила в Визант. империи: Дис. М., 2007; она же. Арх. Михаил - хозяин священных мест//Sacrum et profanum. Севаст., 2005. Вып. 1. С. 23-27; она же. К изучению богомильского мировоззрения на примере переводного греч. источника//Славяноведение. 2008. 5. C. 84-87; она же. Богомильское сказание об архангеле Михаиле//Ludová próza na Slovensku v kontexte dejín slavistiky/Ed. K. euchová. Brat., 2015. S. 159-165. О. Н. Афиногенова В славянской литературной традиции Арх. Михаил. Роспись в приделе во имя св. Иоанна Предтечи в ц. Пресв. Богородицы Эль-Муаллака в Каире. XIII в.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

   001    002    003    004   005     006