Наместники патриарха поправляют старые церкви и строят новые на счёт казны святогробской. Ибо православные арабы, и особенно сельские, по бедности своей не в состоянии делать сего; при том они издавна привыкли надеяться на чужую помощь. Городские церкви в Палестине, кроме яффской, крепки, пристойны и даже украшены, но сельские находятся в самом жалком состоянии. В епархии самого патриарха, в деревне Бир-ес-Зет богослужение совершается в яме (sic), неплотно покрытой хворостом (два пошатнувшиеся, кривые столба, обмазанные глиной, обозначают в ней алтарь); а в деревне Эн-Арик недавно построенный храм в виде сельского дома не имеет ни иконостаса, ни св. образов, ни риз. Во всей епархии архиепископа фаворского считаются только три церкви. Одна из них в деревне Меджетел кое-как устроена в полуразвалившейся надгробной храмине древних времён. В ней нет ничего похожего на святилище Господне. В трёх гробницах, устроенных в толстых стенах внутри её, лежат солома и ячмень для скота. Первый наместник патриарха, митрополит петроаравийский, несколько лет собирается посетить единственный епархиальный город свой Карак, но откладывает посещение, потому что тамошние христиане, как сам говорил, будут просить его о постройке храма. У второго наместника, архиепископа лиддского, – только две церкви. Одна из них в самой Лидде, без окон, темна, закопчена и безобразна, как тюрьма. Что же сказать о храмах Божиих, находящихся в епархиях прочих архиереев? Почти во всех их нет ни иконостасов, ни святых образов, ни уставных престолов, ни утвари, ни риз. Богослужебные книги, писанные с ошибками, крайне обветшали. Ни патриарх, ни наместники его никогда не заботились не только о напечатании, но даже о замене их новыми рукописями. Поразительна нечистота в храмах и на престолах, покрытых грязными ветошками. Но гораздо поразительнее равнодушие владык иерусалимских, оставляющее алтари Господни в столь плачевном состоянии, В нынешнем году испрошен у султана фирман для починки всех монастырей в Иерусалиме в течение пяти лет. Эта починка, производимая щедрой рукой, надолго отдалит поправку и постройку церквей сельских. Здесь должно сказать правду, что монастыри хотя и нуждались в переделках и расширении для успокоения поклонников, но ещё могли бы стоять несколько годов и в прежнем виде. Предварительное употребление небольших сумм на церкви сельские, кои суть не что иное, как порядочные дома, было бы гораздо справедливее и полезнее. Этим благодеянием греческое духовенство снискало бы любовь туземного народа и его священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Карак – главный город, в нем считается до 800 православных; в школе, где даже и Евангелие не толкуется, бывают едва 80 учеников. Салт – в нем две испорченных церкви; православных 1,300 человек, от которых ходит в школу менее 80 детей! Лефхес – теперь там лишь 150 православных, а прежде было все селение православных. Тип прииорданских бедуинов, благодаря многоженству, мешаный и некрасивый, женщины же чистые ведьмы по наружности. Это счастливое сходство усугубляется благодаря их обычаю татуировать свои лица синими разводами и точками. За небольшое вознаграждение они готовы проплясать перед вами остервенело-дикий танец, который, однако, я не смотрел. У подъема в горы налево высится Сорокадневная гора. Здесь диавол показал Спасителю все царства мира и искушал его властью. Она поднимается крутой обрывистой стремниной, мало чем отличаясь от окрестных вершин. На ней кроется во впадине маленький монастырь. Попадались по дороге стайки горных куропаток. Прежде вместо этих невинных созданий здесь бродили львы, теперь исчезнувшие. Из хищников в прииорданских зарослях встречается только одна пантера, – ее шкуру изредка можно увидеть в палатке бедуина, – зато это самая кровожадная пантера, пантера черная. Мертвое море ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА, в конце октября, я снова был в Иерихоне и ночевал в каком-то русском приюте. Я приехал в него поздно ночью и уехал ранним утром и потому не знаю даже имени его, но только это был не приют архимандрита Антонина. Как мне сказали, приют этот был построен одной из русских поклонниц. Помню, маленький домик, кругом его несколько деревьев; под остроконечными лопухами бананов хлопотала с самоваром пожилая русская женщина, из поклонниц. Ее товарка, смотрительница приюта, в это время рассказывала события их местности за последнее время. Это все те же разговоры о святых местах, греках и русских поклонниках, патриархе, бедуинах, опять бедуинах и т. д. Летом и осенью бедуинов мало бывает на этой стороне Иордана. Они появляются и знаменуют свое появление нападениями и разбоями лишь с наступлением зимы, когда стада их приходят на зимовье, работы же в поле заканчиваются и освобождают им головы для сравнения своей нищеты с состоятельностью ближнего, а руки для работы по большим и малым дорогам. Впрочем, грабежей бывает сравнительно немного по количеству грабителей. Здесь каждый бедуин – грабитель, т. е. каждый бедуин, встретив вас без оружия в темноте, особенно, когда он с товарищем или двумя, вас непременно ограбит. Но все знают это за бедуинами и всегда берегутся их, почему и слышно о насилиях здесь нечасто. В зиму 1889 г. бедуины отбили в окрестностях Иерихона 60 баранов и пару верблюдов у двух арабов-горожан, которые приходили сюда с семьями из Иерусалима, чтобы снять жатву на своих участках. Один из братьев ни за что не хотел отпустить веревку своего верблюда и бедуины зарезали его; убит был ими и другой брат. Убийц не нашли и едва ли искали: убитые были не «франки».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слухи слухами, а дело делом! Очи всех обывателей Св.Града теперь обращены на меня. Мое присутствие здесь пока успокаивает их, а выезд мой послужит поводом к общему унынию. Сегодня я, по должности попечителя училищ, подписал счет расходов на здешнее патриаршее училище с 11 мая прошлого года по 1 мая настоящего года. Всего издержано на жалованье учителям и прислуге 30487 пиастров, на одежду и обувь 9339 пиастров, на стол 6356 пиастров, итого 46182 пиастра. Но в счет столового расхода не внесены издержки на хлеб, мясо, масло, рис, дрова и угли, потому что они особо записаны в числе расходов монастыря Святогробского. Наконец им удалось убедить наместника преосвященного Мелетия увеличить число воспитанников здешней патриаршей школы так, чтобы они не жили в ней, а только ходили бы из родительского дома слушать уроки. По предложению моему, наместник согласился считать этих воспитанников внешними и избрать для них среди святогробского духовенства покровителей, которые будто бы на свой счет желают содержать их, а на самом деле из казны святогробской будет им выдаваемо ежемесячно небольшое денежное жалованье. Эта благоразумная мера принята с восторгом о.Клеопой. Недавно таким образом определены к нему в школу два воспитанника, а сегодня назначены пять. Был у меня абиссинский игумен и говорил, что по старинному пророчеству, известному в христианской Эфиопии, русский царь Иоанн овладеет Константинополем и вместе с абиссинским королем Феодором разделит власть над всем Востоком, женившись на его дочери. Итак, не только белые медведи, но и черные кроты желают поживиться на счет Турции. 6, суббота. Сегодня отправился в Карак тамошний шех Абдалла с отцом Хрисанфом, которого здесь называют маленьким Меццофанти, потому что он знает много языков. Преосвященный Мелетий снабдил их азбуками и Псалтирями арабскими и греческими в количестве 95 экземпляров и красными фесками (шапочками) для привлечения мальчиков в школу. Там торгует один мусульманин хевронский. Посредством его Мелетий снабжает деньгами духовенство и школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В отношении к остальному духовенству греческому Архимандрит держал себя так, что оно смотрело на него, как на монаха, любящего безмолвие и науки, как на приверженца патриаршего и как на ревнителя духовных польз арабского единоверного племени. Православные туземцы сначала воображали, что русский Архимандрит прислан в Иерусалим с уполномочением обратить в их домашнюю пользу милостыню Российской Церкви, высылаемую ко Гробу Господню, и видя противное, перестали надеяться на него и даже выразили безнадёжность свою в известном послании Святейшему Синоду нашему. Но когда впоследствии узнали, что из кельи его ни один арабский священник не выходил с пустыми руками, что сельские церкви снабжаются от него ризницами и что попечением его устрояются училища, учреждается арабская типография, увеличивается жалованье наставникам и даётся пособие сирым ученикам, тогда увидели в нём своего благодетеля. Но тогда и Архимандрит дал им почувствовать, что от усердия его они должны ожидать лишь духовных польз. Верный этому началу, он не вмешивался в житейские дела Иерусалимских христиан и не ходатайствовал за них пред Наместником, когда они просили то переместить их из одного монастырского дома в другой, то понизить плату за квартиру, то определить кого-либо к должности при монастыре греческом, то ссудить их заёмом денег для торговых оборотов и т.п. Такого рода просьбы отклоняемы были тем решительнее, чем своенравнее, или неблагословнее, или подозрительнее, или несбыточнее казались они. Архимандрит сильно скорбел о жалком состоянии православных христиан в Палестине, как духовном, так и вещественном. Эта скорбь побуждала его часто являться к Патриарху и Наместнику и дружески советовать им делать всё, что только можно, для блага туземцев. Припоминаются здесь советы, просьбы и предложения его, видоизменённые, неисполненные и приведённые в действие. Советовано было им водворить архипастырей в Газе, Набулузе, Назарете, и за Иорданом – в Караке или Сцалте, для наставления тамошних священников и их паствы в законе Евангельском и церковном, для призрения вдов, сирот и бедных и для отпора влиянию протестантов. Но этот совет не исполнен был под тем предлогом, что там нет архиерейских домов, и дорого обойдётся содержание епископов, живущих в Иерусалиме на свой счёт. Впрочем, в Карак и Набулуз посланы два греческие монаха управлять делами тамошних христиан, собирать с них подати в султанскую казну и ходатайствовать о них пред мусульманскими властями. Набулузскому поручена и Назаретская епархия. Архимандрит рад был и этой полумере, после которой легче переместить архиереев на их кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

паломнические маршруты. В XIII в., пока Заиорданье было относительно густо заселенным и безопасным, мн. богомольцы следовали из Иерусалима через Иерихон к св. местам Иордана, пересекали реку и шли по плато над вост. берегом Мёртвого м. в К., а далее - на Синай и в Египет. Синайский монастырь вмц. Екатерины имел недвижимость в К., в т. ч. предположительно гостиницу для паломников. Возможно, именно там останавливался нем. странник Титмар, проходивший через К. на Синай в 1217 г. Свт. Савва I , архиеп. Сербский, во время 2-го путешествия на Св. землю (1235) отправился из Иерусалима в Каир также через К. (Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского: 1225-1237 гг./Ред.: архим. Леонид (Кавелин). СПб., 1884. С. 18. (ППС; Т. 2. Вып. 2)). Возможно, с паломничеством на Синай было связано появление в К. арм. церкви. В 1878 г. была открыта надпись 1257 г. о строительстве царем Киликийской Армении Гетумом в К. церкви св. Иакова (содержание надписи и ее аутентичность остаются спорными). Известен колофон 1329 г. о вкладе царем Левоном IV Библии в арм. церковь св. Георгия в К. Правосл. архиерейский престол в К. был восстановлен после ухода крестоносцев. «Греческий епископ» К. упоминается Титмаром в 1217 г. По синайскому преданию, в 1312 г. епископ К. Гавриил направил в монастырь вмц. Екатерины караван с рабочими и стройматериалами для ремонта храма; чудесным образом караван прибыл вскоре после того, как часть стены мон-ря рухнула от землетрясения. С помощью каракских каменщиков пролом был быстро заделан, и обитель спасена от разграбления бедуинами ( Порфирий (Успенский), архим. Синайский полуостров//ЖМНП. 1848. Ч. 60. Нояб. Отд. 2. С. 158). В айюбидско-мамлюкскую эпоху, когда Иерусалимский Патриархат переживал тяжелый кризис, его окраинные епархии, включая К., перешли под окормление Александрийского патриарха. С сер. XIV в. Иерусалимские патриархи добивались возвращения этих территорий в свою юрисдикцию. Окончательный отказ Александрийской кафедры от претензий на К., Шаубак, Газу и Синай был зафиксирован грамотой Александрийского патриарха свт.

http://pravenc.ru/text/1470395.html

Оттуда отправился он в замок Карак, или аравийскую Петру, на южной оконечности Мертвого моря и по трудном шествии чрез пустыню достиг наконец Вавилона (египетского). Он послал учеников своих к владевшему тем краем султану - просить себе дома для жилища, и хотя этот сарацинский властитель враждебен был христианам, однако смирился пред ним, как бы объятый невольным страхом, и велел приготовить ему приличное жилище. В Церкви трех вавилонских отроков, с любовью принятый христианским митрополитом, святой Савва вместе с ним представился султану, который встретил его с особенной честью, велел удовлетворить всем его нуждам и проводить со всей безопасностью к египетскому султану в Каир. И этот властитель принял его также благосклонно, назначив ему для пребывания древнюю митрополию, где Матерь Божия три года пребывала с предвечным Младенцем в Египте.    Утешенный пришествием святого Саввы, дивился митрополит Каира, какими почестями осыпал его султан, еще никому из христиан до того времени так не благоприятствовавший. Испросив себе благословение у митрополита, старца-инока, Савва углубился опять в пустыню, посетил обители великих подвижников Антония и Арсения и со слезами любви приветствовал вольных страдальцев, спасавшихся там по следам святых отцов. Египетский султан, узнав, что святитель хочет посетить Синайскую гору, ради царского его рода послал к нему своих вельмож с богатыми дарами индийских ароматов и фиников, коней для пути и охранную стражу. Вельможи сарацинские с благоговением прикасались к его одежде и говорили, что еще никто подобный ему не приходил к ним из христиан и что воистину это - человек Божий. Благополучно достигнув Синая, он поклонился месту Неопалимой Купины. Епископ синайский, заступавший место игумена, любезно принял его и возвел на вершину горы, где беседовал Господь с Моисеем. В обители пустынной святой Савва провел всю Четыредесятницу, в строгом подвиге, и всякую субботу восходил на вершину священной горы, совершая там всенощное бдение, к утру же возвра щался в обитель Преображения к Божественной службе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

(Есть выметки). 1814, Июня 2. Есфигм. Сигил. П. Григория, коим он подтверждает подлинность и силу одиннадцати актов, относящихся к метоху Флорешти. 1819 Мая 7 Есфигм. Его же сигил. о подлинности актов м. Стовроникитского. (Есть выметка). 1819, Июля. Ставрон. Его же сигил. О земле на Карее, принадлежащей м. Рускому. 1820 Апр. 8. Сигил. П. Константия, коим он подтверждает киновию м. Рускому и избрание Иеромонаха Герасима в Игумна. 1833 Март. 6. Прошение Патр. Каллиста к Царю (имя рек) о том, чтобы Великий Етериарх Траханиотис не отнимал у м. Дохиарского имения а Ермилии, которое монастырь купил у Сирмурина. Дохиар. Статья 9. Несколько древних актов, составленных на Афоне Монастыри. Афанасия Афонского . Он подарил другу своему Иоанну Ивару христовул Царя Василия, предоставляющий право иметь мореходное судно. 6493 Декаб. Инд. 13. Лавра. Евстратия Игумна Лавры. Он подарил Вумвтирийской обители на Афоне монастырек на острове Скиррос. Лавра. Монаха Георгия Харзаны о передаче Афонского монастырька Пифира другому монаху. 6538, Февр. Инд. 7. Лавра. Продажа земли м. Есфигменскому монахами Германом и Петром за 20 новых стойных Илиоселинат. 6543 Декабр. Инд. 3. Есфигм. Дело о продаже монастырька Ади – Иоанна Лавре монастырем Филофеевским. Филоф. Дело о возобновлении м. Ксенофонтского Стефаном, великим Друнгарием Никифора Вотаниата. 6591 Июля Инд. 12. Ксеноф. Прота. Св. горы Саввы и прочих Игумнов о ските Халду. 6595, Август. Инд 10. Филоф. Дамиана Игумна о передаче его монастыря Калафатского Лавре. 6610 Инд. 10. Лавра. Опись имущества м. Руского, называемого Ксилургу. 6651 Дек. 14. Инд. 2. Дело о передаче Руского монахам монастыря Св. Пантелеймона Солунского на Афоне с удержанием за ними обители Ксилургу. 6677, Август. Инд. 2. Дело о келлии Ексиполита, отданной м. Каракальскому. 6832, Февр. Инд. 7. Карак. Дело о передаче обители Филадельфа м. Кутлумушскому. 6842, Июля. Инд. 2. Кутлум. Дело о выкупе четырех Афонских старцев от пиратов за 500 монет. (Замечено содержание). 6853, Июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

После сего Савва возвратился в Иерусалим и предпринял новое странствование в Вавилон, чтобы оттуда пройти на Синайскую гору. Миновав пустыню иорданскую, успокоился он в обители Богоматери Каламони, где Сама Пречистая Дева с предвечным Своим Младенцем и обручником Иосифом отдыхала во время бегства в Египет. Оттуда отправился он в замок Карак, или аравийскую Петру, на южной оконечности Мертвого моря и по трудном шествии чрез пустыню достиг наконец Вавилона (египетского). Он послал учеников своих к владевшему тем краем султану – просить себе дома для жилища, и хотя этот сарацинский властитель враждебен был христианам, однако смирился пред ним, как бы объятый невольным страхом, и велел приготовить ему приличное жилище. В Церкви трех вавилонских отроков, с любовью принятый христианским митрополитом, святой Савва вместе с ним представился султану, который встретил его с особенной честью, велел удовлетворить всем его нуждам и проводить со всей безопасностью к египетскому султану в Каир. И этот властитель принял его также благосклонно, назначив ему для пребывания древнюю митрополию, где Матерь Божия три года пребывала с предвечным Младенцем в Египте. Утешенный пришествием святого Саввы, дивился митрополит Каира, какими почестями осыпал его султан, еще никому из христиан до того времени так не благоприятствовавший. Испросив себе благословение у митрополита, старца-инока, Савва углубился опять в пустыню, посетил обители великих подвижников Антония и Арсения и со слезами любви приветствовал вольных страдальцев, спасавшихся там по следам святых отцов. Египетский султан, узнав, что святитель хочет посетить Синайскую гору, ради царского его рода послал к нему своих вельмож с богатыми дарами индийских ароматов и фиников, коней для пути и охранную стражу. Вельможи сарацинские с благоговением прикасались к его одежде и говорили, что еще никто подобный ему не приходил к ним из христиан и что воистину это – человек Божий. Благополучно достигнув Синая, он поклонился месту Неопалимой Купины. Епископ синайский, заступавший место игумена, любезно принял его и возвел на вершину горы, где беседовал Господь с Моисеем. В обители пустынной святой Савва провел всю Четыредесятницу, в строгом подвиге, и всякую субботу восходил на вершину священной горы, совершая там всенощное бдение, к утру же возвра щался в обитель Преображения к Божественной службе.

http://isihazm.ru/1/?id=1822

Рассказ сей весьма правдоподобен, по тому, что не было причины франкам владеть исключительно собором Вифлеемским, когда Саладин, после их изгнания, уступил все святилища православным сириянам и они, вместе с греками и грузинами, удержали их за собою в бедственную эпоху мамелюков. Между тем арабы, завидуя грекам, опасались, чтобы они не овладели исключительно Св. местами, и пользуясь их упадком после того, как прекратилось для них покровительство императоров Византийских, строго наблюдали, чтобы никто из греков не был посвящен не только в патриархи, но даже в епископы. Такое положение продолжалось около ста лет, до святительства Германа, уроженца Морейского. Изучив в совершенстве язык арабский в Египте, он принят был диаконом в монастырь патриарший, где его почли сперва за природного араба, а потом, по необычайным дарованиям, избрали единодушно на кафедру Св. града, преемником патриарха Дорофея 57 . Герман начал опять, мало-помалу, посвящать епископов из греков, в течение долгого своего святительства, и со смертью последнего члена Синода Иерусалимского, из местных арабов, постановил за правило, чтобы и впредь не смели посвящать в епископы Иерусалимского престола кого-либо из арабов. Правило сие соблюдается с тех пор, с такою строгостью, что и поныне не только епископы, но даже все иеромонахи и иеродиаконы родом греки; местным жителям Сирии не вверяется никакая хозяйственная должность по монастырям Палестинским. Для укрепления сего правила Герман постановил также, чтобы наследство духовенства греческого в Иерусалиме всегда оставалось Св. гробу. С избранием Германа единоплеменные ему греки стали опять посещать во множестве Св. места и обогащать их своими приношениями; он сам ходил в Константинополь и другие места за сбором милостыни и вместе со Вселенским патриархом Дионисием совещался о подчинении епархии горы Синайской престолу Иерусалимскому; – однако епископы её ныне опять почитаются самостоятельными. Герман посещал часто и заиорданские области, принадлежавшие его пастве; ибо туда, в укрепленный город Карак, большая и богатейшая часть православных жителей Иерусалимских укрылась, в правление мамелюков. Помощью их обновил он мраморные колонны обветшавшей часовни Св. гроба, и покрыл ее сверху свинцом, чтобы защитить от дождя, потому что всегда был отверст главный купол храма Воскресения. Когда же францисканские монахи, воспользовавшись его отсутствием за Иордан, устроили железный кивот, наподобие часовни, над местом снятия со креста, и стали исключительно в нем служить, Герман, возвратившись в Иерусалим, заставил их уничтожить такое нововведение. Во время его святительства Церковь Иерусалимская испытала еще тяжкое бедствие от землетрясения: высокая колокольня храма Воскресения обрушилась и повредила купол над Св. гробом; то же случилось с колокольнею Вифлеемскою, и с тех пор обе они находятся в развалинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Кириакополь, (из сего слова произошло испорченное название Карак) именуется в Св. Писании камнем пустыни и градом Моава; здесь была родина Руфи, праматери царя Давида. Он лежит против Мертвого моря, на восток, на высоких горах Моавских; здесь воздух весьма здоровый, и протекает река с хорошей и чистой водой. Глава V Птолемаида, престол четвертый Сия епархия находится в Финикии, начинается с запада от приморского местечка Зипы, простирается на восток до вершины горы Раммона, на которой к югу есть деревня Рамми; оттуда обращается к юго-западу и оканчивается у устья потока Кисского, близ Каифы. Здесь находится город Птолемаида, известный в древности под именем Аки, Акры и Акри, по причине близ стоящего крутого мыса, называемого по-арабски Атлил, на котором построены крестоносцами хорошая крепость и церковь , превращенная впоследствии в мечеть. После поражения, претерпенного здесь Наполеоном и возвращения его, знаменитый Мегемет-паша Джезаэрли, не щадя ни стараний, ни денег, укрепил двойной стеной крепость, поставил великолепные здания и завел все, что служит к украшению города. Он умер в 1804 году. При Абдалах-паше, она была превращена в кучу камней в 1833 году, когда отнята у него Ибрагимом-пашою, сыном Мегемета Алия. Однако он же Ибрагим восстановил ее и украсил, и ныне заботится о возобновлении ее. Монастырь наш превращен в развалины; мы частью его возобновили. Храм св. Георгия остался невредим, не смотря на множество брошенных в город ядер. Только одно попало на кровлю церкви, пробило ее, и вырвалось из церкви: но конечно, содействием свыше, не произвело в ней ни малейшего повреждения. Здесь около 100 семейств православных; у них есть и священник. Мы имели там более 20 домов; но правительство присвоило их себе. Римлян тут до пятидесяти, магометан множество, ибо Ибрагим-паша сделал сей город портом к складным местом военных снарядов. Назад тому три года, умер архиерей Афанасий и, по приказанию блаженнейшего патриарха, вызван был нами протосингел Аравии Прокопий, который рукоположен во Епископа сего города, куда и отправился, дабы пасти стадо свое. Он объезжает и другие епархии, как эксарх, утверждая в вере православных и посещая церкви. Селения, в которых живут православные, лежат на западных равнинах, и суть следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010