Это с особенной отчетливостью выражено в Евангелии Иоанна, которое — каково бы ни было его историческое происхождение и его ценность в качестве источника о жизни Христа — для всякого, «имеющего уши, чтобы слышать», совершенно очевидно есть (как и Послания Иоанна) самое глубокое и адекватное выражение существа Христова откровения. Как сам Христос знает Бога («Я знаю Отца..., если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (10, 15; 8, 55); «Я знаю, откуда Я» (8, 14); «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3, 11)), так и ученики Его должны знать Бога («Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (8, 19); «овцы идут за истинным пастырем, потому что знают голос его» (10, 4), «вы знаете Его (Духа истины), ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (14, 17), «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (17, 3)). Ср. слово синоптических евангелий «Вам дано знать тайны царства небесного» (Матф.:13, 11; Марк:4, 11; Лк.:8, 10).    Так же и в первом Послании Иоанна «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (2, 20), «знающий Бога слушает нас» (4, 6), любящий рожден от Бога и знает Бога (4, 7), и замечательное обоснование веры, как знания. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (4, 13, 3, 24). Все учение о Святом Духе есть не что иное, как раскрытие той силы или ипостаси Бога, через которую Бог имманентно присутствует в человеческой душе и открывается ей. Таковы именно, по слову Христа, те «истинные поклонники», которых ищет себе Отец: это — те, которые поклоняются Отцу «в духе и истине» (Ев. Иоан.:4, 23). В обозначении Мессии-Христа именем «Эмману-Эль», (Ис.:7, 14; Мтф., 1, 23) выражено, что через Него и Его Новый завет в мир вошло соотношение, определяемое словами «с нами Бог» — имманентное присутствие Бога в нашей душе, имманентная его близость и явственность.    Именно на вере-знании, на вере, свободно удостоверенной самой человеческой душой, основана провозглашенная христианским откровением свобода человека — «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор.:3, 17) — та свобода, которую так настойчиво внушает апостол Павел Галатам и которую провозгласил сам Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ев. Иоан.:15, 15) (1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3868...

Авраам призывал Единого Бога, он обращался к Нему, как к Богу, к Эль Шаддаю, но он не знал Его имени. Незримое Присутствие и Божественный Страх были ведомы Исааку. Бога он знал, как Бога отца своего Авраама. И Бог, являясь ему, говорил: Я Бог Авраама, отца твоего ( Быт. 26:24 ). Но как имя Его?.. Иаков получает от Боровшегося с ним другое имя – Израиль, и имеет великое дерзновение, борется с Борющимся с ним. Боровшийся дал ему имя – спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: на что спрашиваешь о имени Моем?., и далее молчание. Семьдесят толковников добавляют еще: оно, имя Неименуемого, чудно ( Быт. 32:29 ). Осталась тайна. А Бога так и именовали: Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Но кто Он? Каково Его имя?.. У горящего куста пастух сопротивляется Говорящему, не решается принять великое поручение, ищет, как бы уклониться. И сказал Моисей Богу [Элогиму]: вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог [Элогим] отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог [Элогим] сказал Моисею: Я Тот, кто Я есть [ , эхиех ашер эхиех]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Я есть [, Эхиех ] послал меня к вам. И сказал еще Бог [Элогим] Моисею: так скажи сынам Израилевым: Ягве [], Бог [Элогу] отцов ваших, Бог [Элогу] Авраама, Бог [Элогу] Исаака и Бог [Элогу] Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род ( Исх. 3:13–15 ). Попытку Моисея уклониться от призвания Божия посредством того, что он не знает имени Говорящего, и народ может ему не поверить, что он послан Богом отцов их, Господь обращает в откровение великой тайны Своего имени. Имя мужа сообщается жене. В европейском обычае жена, выходя замуж, принимает фамилию мужа. У немцев в еще недавнем прошлом существовал обычай обращения к женщине по имени и фамилии мужа. Например: Frau David Klassen. При этом имя и фамилия мужа даже сохранялось в именительном падеже, т.е. можно было говорить о жене (даме) Давид Классен! И это не просто родовая патриархальность. В браке жена возвращается мужу и принимает его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Беседы о праведном Аврааме Друг Божий В Священном Писании имя Аврам, по-арабски «Эль-Халиль», означает «друг Божий», «возвышенный». Немногие древние праведники сподоблялись называться другом Божьим. Святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея говорит, что древние не имели нужды в Писании, ибо общались с Богом непосредственно, лицом к лицу. Среди тех, кто был возвышен Богом до возможности непосредственно общаться со своим Творцом, были Авраам, Исаак, Иаков и все патриархи израильского народа. Авраам в переводе на русский язык означает «отец множества». Но не сразу Аврам стал называться Авраамом. Когда Господь решил возвеличить этого человека, Он как бы распространил, увеличил его имя – и оно стало звучать Авра-ам, с двумя «а». Аврам был сыном Фарры, потомка Сима. Родился он в Уре Халдейском, где прожил первые семьдесят лет своей жизни. Можно сказать, что вся жизнь Аврама прошла в языческом окружении. Ур Халдейский – это языческий центр, это город, в котором процветали оккультные науки, магические обряды. Когда человеку семьдесят лет, то кажется, что жизнь уже прожита и ничего нельзя изменить в ней. Я знаю людей, которые считали, что в тридцать пять – пятьдесят лет жизнь уже закончена. Человек неправильно понимает свою жизнь. Любой период жизни, будь то детство, юность, молодость, зрелость, преклонный возраст или глубокая старость, – все принадлежит Богу. И Господь призывает людей в любом возрасте – это Его воля, Он Сам знает, когда лучше тебя призвать. Важно, чтобы человек стремился к Богу. Никогда не поздно начать свою жизнь заново, никогда не поздно попытаться исправиться. И если вам сейчас тридцать, сорок или пятьдесят лет, то не жалеть о прошедшей жизни надо, а принимать свой возраст как волю Творца, ведь кто-то и не дожил до этого возраста. Мы должны благодарить Бога за то, что имеем. Авраму семьдесят лет. Многие считают, что жизнь идет к закату. Но настоящая жизнь Аврама начинается именно с этого момента. Сказано в Писании: «Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка… И Сара была неплодна и бездетна» ( Быт.11:27–30 ). Мы видим, что три сына было у Фарры: Аврам, Аран и Нахор. Аран умирает. Как мы говорили уже, жизнь человека в руках Бога. И если Бог решает, что кто-то должен умереть, тот умрет. Нахор не может преодолеть соблазна земной жизни, привязанностей к месту, где родился и жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Феофилакт Болгарский писал в толковании на Евангелие от Матфея 5 -я глава, 5-й стих: «Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются, таковые бывают только лишенные разума, но те, которые могут гневаться, и воздерживаются, а гневаются только тогда, когда должно». Исх.2:16–17 . «У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора]. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их». Здесь много непонятного! Если дочери «священника Мадиамского», т. е. священника той земли, «пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора]», то почему «пришли пастухи и отогнали их»? Разве пастухи Мадиама не уважали своего священника? Существует ветхозаветное предание о том, что Моисей пришел в землю Мадиама именно тогда, когда священник-жрец той земли переживал глубочайшее разочарование в своей языческой религии. В том числе, кстати, и по этой причине тоже Господь Бог привел в Мадиамскую землю Моисея: чтобы пророк Божий наставил этого ищущего человека! На это обстоятельство намекает неожиданное изменение имени этого человека. Если в 16-м стихе по Септуагинте, он называется «Иофор», что означает: «Превзошедший», то уже с 18-го стиха его имя меняется на «Рагуил», что означает: «Друг Бога» (Рэу Эль). Далее по тексту Пятикнижия его имя превращается и в «Путиэль», и в «Ховав» и в «Кейни». Далее мы находим следующие слова: Исх.2:18 . «И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня?». То есть Иофор-Рагуил привык, что его дочерей подвергали дискриминации на религиозной почве. Но теперь они пришли неожиданно рано, и он хочет понять, почему. Исх.2:19 . «Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших]». Хотя в духовном смысле, как учит нас святитель Амвросий Медиоланский , Моисей уже «истребил в самом себе «египтянина»», внешне он по-прежнему как «какой-то Египтянин». Такое возможно, когда внутренние перемены не сразу обнаруживаются во внешнем обличии человека. Но рано или поздно это происходит. Сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них…» ( Ис.3:9 ). И еще: «Выражение сердечного изменения – лице. Четыре состояния выражаются на нем: добро и зло, жизнь и смерть, а господствует всегда язык» ( Сир.37:21 ). То есть лицо показывает, а речь свидетельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бога никтоже виде нигдеже, говорит Евангелие ( Ин. 1:18 ); стало быть, ни в каком случае Бог Отец, или Елогим, не мог быть видим. Многие, и в том числе Блаж. Августин, полагали, что Авраму явился Ангел, говорящий именем Божиим; но большая часть отцов церкви держались мнения, что явление Авраму было явление второй Ипостаси Св. Троицы. Явление Бога видимым образом, как эманация Божества, но от него отличная, древнейшими учителями Израиля называлось Шешина, Метатрон и Мемра Иеговы, говорит тот же комментарий. Мы присовокупим, что Метатрон, по объяснению Франка (La cabbale, ch. 1), признавался каббалистами за высшего Ангела, управляющего Иезира, миром сфер, который находится непосредственно под миром Брия, или миром чистых духов, в котором престол славы Божией. Мемра же, по учению каббалистов, означало Слово, логос, т. е. оно означает слово и мысль и может быть поставлено вместо высокого имени Иеговы. Ещё у каббалистов есть странное указание, что Бог создал небесного человека, называемого колесница, ибо посредством его Елогим спустился на землю и явил себя людям (La cabbale, section II, ch. 3). Шешина обозначает Божественное присутствие в сотворённом предмете или лице (Id; ibid). Быт. 12 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; Вефиль, или Бет-Эль, назывался при Авраме Луза, или Луз, как явствует из Быт. 28:19 . Вефиль означает Дом Божий, и это название дано было этому месту уже впоследствии. О. Герлах говорит, что оно находится в 5 милях на юг от Сихема и в 3 часах пути от Иерусалима, в долине, обильной пастбищами. и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; Слова курсивом означают слова, вставленные против еврейского текста нашими переводчиками, но верно передающие мысль подлинника. По переводу м. Филарета, вместо «запад» поставлено слово «море», которым израильтяне, жившие в Палестине, означали эту страну света. Гай, по указанию Англиканского комментария, есть местечко, известное и теперь под именем Мединет-Гай. и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Будущий патриарх родился 3 августа 1923 года в Асьюте в семье землевладельца. Мать его скончалась при родах, поэтому ребенок воспитывался старшей сестрой и братом. Окончив коптскую начальную школу в Даманхуре, юноша обучался в американской школе в Каире, после чего поступил на историко-археологический факультет Коптского университета и даже служил пехотным офицером в армии. Однако светская карьера не удовлетворяла духовных потребностей глубоко религиозного молодого человека. В 1955 он принял сан священника и в течение многих лет прожил отшельником сначала в маленькой келье в Вади-Натруне, а затем в монастыре Антония Великого у Красного моря. Наконец в 1971 году поместный собор из самых известных монастырских духовников, много лет подвизавшихся в пустыне, избирал его пожизненно главой коптской Церкви. Обладая непререкаемым авторитетом среди коптов, папа одновременно весьма доступен. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в каирском соборе святого Марка. Громадный храм заполняется народом, Шенуда III произносит пространную проповедь, и затем около часа терпеливо отвечает на записки, заранее опущенные мирянами в специальный сосуд, стоящий в храме. В старейшем квартале Каира компактно проживают копты. Попасть туда можно на метро, приобретя желтый билетик с магнитной полосой и проехав до станции " Мари Гиргис " (Святой Георгий), или пешком. Копты-христиане жили здесь задолго до прихода арабов в VII веке, и само это место тесно связано с земной жизнью Спасителя. Там, где сейчас находятся " хрущобы " Миср-эль-Кадим, некогда скрывались от царя Ирода праведный Иосиф с Девой Марией и Младенцем Иисусом. Вот что говорится об этом в Евангелии от Матфея: " Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет. И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: " Из Египта воззвал Я Сына Моего " (Матф. 2:13).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Быт. 13:11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; Т. е. долину довольно широкую, в которой находится русло Иордана и в которой, вероятно, Мёртвого моря ещё не существовало, а Иордан разливался несколькими рукавами и достигал (как думает О. Герлах) посредством долины (Вади-эль-Акаба) залива Акаба Аравийского (Чермного) моря (О географии долины Иордана сравни вступление в главу XIX). и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Быт. 13:12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Быт. 13:13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. Содом, Гоморра, Адма, Цевоим и Лаша упомянуты в Быт. 10как древнейшие поселения хамитов. В древней истории старейшие поселения во всех странах замечательны необычайно быстрым упадком нравственности. Здесь преимущественно быстро развивалось идолопоклонство с самыми циническими и безнравственными обрядами. Плодоносная долина Иордана и изнеживающий климат имели такое влияние на жителей Содома и Гоморры, что они превзошли все современные им города в наглом разврате. Заметим ещё, что Библия присовокупляет, что они были и злы. Глубокий разврат сопровождается обыкновенно жестокостью и даже каким-то кровожадным сумасшествием (Нерон, Калигула, Гелиогабал и проч.), и надо предположить, что жители Содома пали так глубоко, что в них не осталось уже места для доброго чувства. Быт. 13:14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; «После того, как Лот отделился», т. е. Лот не был участником в благословении и обетовании, данном Авраму; он избрал долю по сердцу своему и человеческим расчётам. К одному Авраму обращается Иегова. Вероятно, Аврам, подымая очи, стоял опять на горе близ Вефиля, где был жертвенник. Быт. 13:15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, Исполнение Божьего обетования относится к потомству Аврама по вере. Исполнение всех обетований во Христе, Который кровию своею соделал сию землю священною и приобрёл её для всех верующих, соделав её отчизною души христианина. Вот почему, независимо от неисчислимых остатков избранного и потом рассеянного по всему земному шару народа, Аврам по вере имеет ещё другое потомство, для которого Палестина есть земля спасения, поистине земля обетования для всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 35 и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл-Вефиль, Митрополит Филарет замечает, что не надо смешивать это новое название Ель-Вефиля, которое присвоялось жертвеннику, воздвигнутому Иаковом, с именем места Богоявления – Вефилем, которое означало неопределённо всю эту местность. Эль-Вефиль в переводе – Бог Вефиля, т. е. Элогим, явившийся Иакову в местности, названной дом Божий ( Быт. 28:19 ). «Тут явился ему Бог». Англ. Библия говорит, что в еврейском тексте множественное число слова Элогим согласовано с глаголом, чего не встречается в других местах Св. Писания. Поэтому, вероятно, Онкелос передавал это место так: «ибо тут явились ему Ангелы», т. е. высшие существа. Но этот перевод не одобряется комментаторами, тем более, что в самаританском списке Пятикнижия и в переводе LXX глагол употреблён, как обыкновенно, в единственном числе. ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица [Исава] брата своего. Быт. 35:8 И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача. Дуб плача – Аллон Бакут. В комментарии к Быт. 30мы уже говорили, что предание, сохранённое в книге Яшар, объясняет, почему Девора, приехавшая с Ревеккою в Ханаан ( Быт. 24:59 ), находилась в стане Иакова, шедшего из Месопотамии. Мы приводили это предание, которое говорит, что по прошествии 14 лет от бегства Иакова Ревекка послала Девору в Падан-Арам к Иакову сказать ему, что он может безопасно возвратиться в Ханаан. Быт. 35:9 И явился Бог Иакову [в Лузе] по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, Быт. 35:10 и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. Когда Иаков вышел из дому отцовского, то на том самом месте, где он теперь находился, имел видение и произнёс обещание ( Быт. 28:12–22 ). Он исполнил теперь свой обет Богу, и Бог явился ему, укреплял его, обещал ему благословение в потомстве его и владение обетованной землёю и наконец утвердил за ним имя Израиля, данное Иакову, боровшемуся с ним на потоке Иавок. Это развитие нравственной и духовной жизни Иакова, высшее воспитание которого началось с видения в Вефиле и которое после долгого времени труда и искушений выработало из него нового человека – отца Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В древности, когда люди заключали между собой договор, они разрубали жертвенное животное и проходили между двумя его половинками (Иер 34,18). Авраам поступил так же, заключая Завет с Господом, и вот «дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными» (15,17). Это означало, что на сей раз не человек, а Бог устанавливает союз с избранником. В час заключения Завета Авраам переживает мистический страх от близости Бога («напал на него ужас и мрак великий»). В вещем сне он слышит пророческие слова об испытаниях, которые ждут его потомков: путь народа Божия будет нелегким. Но обещанное исполнится вопреки всему. Что же требовалось от самого Авраама по этому Завету? Первая его заповедь: «Я Бог Всемогущий (Эль Элион): ходи передо Мной и будь непорочен» (17,1). В Быт 18,19 Господь говорит: «Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд » (т. е. правду и справедливость). Знаком Завета стало имя патриарха — Авраам . Прежде он именовался Аврам, что значит «Высший (Бог) — Отец»; новое имя переводится как «Отец множества». Само переименование, как мы знаем, указывало на то, что отныне патриарх принадлежит Богу (см. §17,б). Другим знаком было . Обряд этот очень древний. Он был распространен среди многих народов (египтян, хананеев и др.). Знаменовал он посвящение человека божеству. Для Авраама обрезание было символом посвящения Богу Всевышнему. Впоследствии, когда иудеи соприкоснулись с грекоримским миром, не знавшим этого обычая, оно стало отличительным вероисповедным знаком иудеев. В Новом Завете обряд этот утратил свой прежний религиозный смысл, ибо был заменен крещением (в некоторых древневосточных церквах он, однако, сохранен). 5. Испытания Авраама. Долгая жизнь Авраама представлена в Библии как путь человека, которого испытывает Бог. Вера его проходит через очищающее горнило. I. Ничто не доказывало, что у Авраама или его потомков явится возможность окончательно закрепиться на богоизбранной земле. До самой смерти патриарха на это не было почти никакой надежды. Авраам со своими людьми и стадами странствует по Ханаану, направляясь с севера на юг, и нигде не может прочно обосноваться. Кн. Бытия отмечает следуюшие этапы его кочевья:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

В одном называет Мессию-Христа сыном Человеческим, в другом – Сыном Божиим. - Где? – спросил Самуэль. - В 25 стихе 3 главы книги пророка. И Самуэль, открыв, прочитал: «На это он сказал: вот я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертаго подобен Сыну Божию ». - О ком идет речь? – спросил я. Самуэль сказал: «О трех святых отроках – Седрахе, Мисахе и Авденаго, – по-еврейски же именуемых Анания, Азария и Мисаил, которые по причине верности Живому и Истинному Богу не поклонились золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор на поле Деире и, призванные царем, несмотря на его угрозу: «Какой бог избавит вас от руки моей?» с дерзновением отвечали: «Нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся!», и по сей причине этой были ввержены в огненную печь, которую царь повелел разжечь в семь раз сильнее, нежели обыкновенно разжигали ее. - Однако Сын Божий был с ними в камине и не один волос у них не сгорел ! Святый пророк Исайя называет Его «Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог Крепкий». Так что, как видишь, Самуэль, христиане, знающие истину, у пророков Исайи и Даниила заимствовали имена «Сын Божий» и «Сын Человеческий», которыми именуют Мессию. - И, однако, иудеи, пребывая в ожесточении, ожидают Мессию как простого человека. Но если Мессия – простой человек, то значит, он будет грешник, поскольку все люди грешные, и, таким образом, не сможет спасти других. Тогда каким образом может быть сопоставлен сей псевдомессия, которого ожидают иудеи, с истинным Мессией, Который, как говорит пророк Исайя, «не сделал греха, и лести не было в устах Его» и именуется Эль-Гибор – Бог Крепкий? Ясно, что только по причине ожесточения и помрачения иудеи, как свидетельствует история, принимали за истинного Мессию псевдохристов, подобно Цви Шабтаю, который около 200 лет назад объявил себя Мессией в Фесалониках.

http://azbyka.ru/istoriya-o-chudesnom-ob...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010