Особое явление в эпоху К. в. представляют рукописи из скрипториев Сев. Франции, основанных в VII-VIII вв. ирл. миссионерами. Традиции нортумбрийско-ирландской школы перенимались на континенте, где под их влиянием сложилась «франко-саксонская школа». Декор рукописей восходит к орнаментальному искусству островного типа; основное внимание мастера уделяли украшению инициалов. Наиболее значительные скриптории в IX в. находились в мон-рях Сен-Ва в Аррасе и Эльнон (Сент-Аман-лез-О). Вторую Библию Карла Лысого (Paris. lat. 2; 871-877 гг.), выполненную в скриптории Эльнона, украшают полностраничные инициалы, в к-рых можно видеть все орнаментальные мотивы островного искусства: плетенки, спирали, зооморфные элементы. Эти же черты отличают и Евангелие из Сен-Ва (Arras. Bibl. municip. 233). Расцвет скриптория монастыря Санкт-Галлен пришелся на рубеж IX и X вв. Среди произведений этого скриптория - Псалтирь Фольхарда (St. Gallen. Stiftsbibl. 23; 883-888 гг.) и «Золотая псалтирь» (Ibid. 22; 890-900 гг.). Полностраничные сложные инициалы из рукописей скриптория аббатства Санкт-Галлен будут впосл. востребованы оттоновским искусством. В эпоху К. в. продолжают работать старые скриптории, связанные с местными традициями - нортумбрийско-ирландскими, франко-саксонскими. Лит.: Landsberger F. Der St. Galler Folchart-Psalter. St. Gallen, 1912; Omont H. Manuscrits illustrés de l " Apocalypse aux IXe et Xe siècles//Bull. de la Société française de reproduction des manuscrits à peintures. P., 1922. Vol. 6. P. 62-65; Goldschmidt A. German Illumination. Firenze; P., 1928. 2 vol.; idem. An Illustrated Evangelistary of the Ada School and its Model//J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1952. Vol. 15. N 1/2. P. 48-66; Koehler W., Hrsg. Die karolingischen Miniaturen. B., 1930-2009. 7 Bde; Carey F. M. The Scriptorium of Reims During the Archbishopric of Hincmar (845-882 A. D.)//Classical and Mediaeval Studies in Honor of E. K. Rand. N. Y., 1938. P. 41-60; Bout é my A. Le style franco-saxon, style de Saint-Amand//Scriptorium.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Рукописи изготавливались на заказ в монастырских или епископских скрипториях. Существенные изменения произошли в культуре письма. На смену меровингскому письму (полуунциал) пришел каролингский минускул, сформировавшийся в скрипториях Сев. Франции во 2-й пол. VIII в. В IX в. унификация богослужебных книг в ходе литургической реформы Каролингов способствовала распространению нового стиля письма по территории Франкской державы. К лучшим образцам каролингских рукописей относятся Евангелие Карла Великого (Евангелие Годескалька; придворная школа, 781-783), Евангелие из Сен-Медара (придворная школа, ок. 800), Первая Библия Карла Лысого (Библия Вивиана; Сен-Мартен в Туре, 845-846), Вторая Библия Карла Лысого (Эльнон, 871-877), Псалтирь Карла Лысого (придворная школа, до 869), Сакраментарий Карла Лысого (придворная школа, 869-870), Евангелие Луазеля (Реймс, 1-я пол. IX в.), Евангелие Эббона (Овиллер, 20-30-е гг. IX в.), Сакраментарий Дрогона (Мец, 844-855) и др. Античная традиция и каролингская литература Формальное возрождение империи, потребность в новом идеологическом обосновании власти и ее церемониальном оформлении, унификация богослужения и богослужебной лит-ры способствовали росту интереса к наследию рим. культуры. С кон. VIII в. поиск, копирование и тиражирование памятников античной лит-ры стали целенаправленной гос. политикой. Ряд произведений античных авторов являлся обязательным для изучения в школах («Энеида», «Георгики» и «Буколики» Вергилия, стихотворения Горация, прозаические и поэтические произведения Овидия, речи Цицерона, пьесы Теренция, эпическая поэма «Фарсалия» Аннея Лукана, «Сатиры» Ювенала и проч.); в IX в. эти сочинения во многих экземплярах встречаются на всей территории державы Каролингов. Рабан Мавр преподносит соч. «Похвала Кресту» папе Римскому Григорию IV. Миниатюра. До 840 г. (Vindob. 652) Рабан Мавр преподносит соч. «Похвала Кресту» папе Римскому Григорию IV. Миниатюра. До 840 г. (Vindob. 652) В кон. VIII - IX в. активно переписывались исторические труды многих античных и раннесредневековых авторов, как христианских, так и языческих.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Враги св. Мефодия умирают: Архиепископ Адальвин Зальцбургский в 873 г.; Епископ Германрих Патавийский (Пассауский) в 874 г.; Епископ Ландтфрид Сабионский в 874 г.; Епископ Аннон Фрейзингенский в 875 г. (Ср. Житие св. Мефодия, 12.) 871 г. Немцы пленяют великоморавского князя Святополка. Моравия на некоторое время перестает существовать (до 872 г.). 10.XI.871 г. Письмо папы Адриана II Императору Василию I и Патриарху Игнатию с угрозами в связи с поставлением греческого духовенства в Болгарию. 871 г. Письма Императора Василия I и Патриарха Игнатия папе Адриану II – ответы на его угрожающие письма в связи с болгарами. 871 г. Св. Мефодий был осужден собором немецких Епископов на заточение и его заключили в Баварии, в гор. Элльванген, во Фрейзингенском монастыре на три года. 871–872 гг. Восстание в Моравии против немцев во главе со священником Славомиром. Моравяне провозглашают Славомира своим князем. Немцы поспешили освободить Святополка и послать его с немецким войском против восставшего моравского народа. Святополк, однако, присоединился к восставшим. Немцев перебили и Святополк снова установил свою власть в качестве моравского князя. Святополк возглавил войну против немцев, которая продолжалась до 874 г. и окончилась Форгеймским миром между Германией и Моравией, признанием Моравией своего вассалитета перед Германией, а Германия признавала внутреннюю автономию Моравии. 872 г. Византийское посольство к Людвигу Немецкому. г. Папа Иоанн VIII. Декабрь 872 г. Первое письмо папы Uoahha VIII св. Царю Борису с угрозами отлучения и с обвинениями в фотинианстве. (ЛИБИ, т. II, с. 137.) Ок. 873 г. Монах Лазарь из окружения св. Мефодия успел уведомить папу Uoahha VIII о суде над св. Мефодием и о заключении св. Мефодия. Немцы убили Лазаря. 873 г. Второе византийское посольство к Людвигу Немецкому во главе с Архиепископом Агафоном, рукоположенного ок. 871/2 гг. Патриархом Игнатием во Архиепископа Моравского, вместо томящегося в заключении св. Мефодия! (Тот же Агафон подписался как Архиепископ Моравский под решениями Константинопольского собора в 879/80 гг. – ГИБИ, т. IV, с. 117; E. Honigmann, Un archê vé que ignatien de Moravie, Byzantion, XVII, 1944–45; Ив. Снегаров, Кратка история на съвременните Православни Църкви. С., 1946, т. II, с. 27.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, благодаря работе над Житием св. Колумбана и общению с влиятельными церковными деятелями И. стал известным лицом в Галлии. В нояб. 659 г., исполняя поручение кор. Нейстрии Хлотаря III и его матери Бальтхильды (Батильды), он отправился в г. Кабиллон (ныне Шалон-сюр-Сон). Остановившись в мон-ре Реомай, настоятелем к-рого был Хуннан, выходец из мон-ря Луксовий, И. по просьбе аббата составил Житие св. Иоанна Реомского. О последующей жизни И. сведений нет. В Житии св. Иоанна Реомского И. называет себя аббатом (Ionas abbas), но не упоминает о месте служения. Исходя из того факта, что он выполнял королевские поручения, исследователи предполагают, что И. стал настоятелем крупного мон-ря в Нейстрии. В перечне аббатов Эльнона (ркп. XII в.- MGH. SS. T. 13. P. 386) указано, что еще при жизни св. Аманда настоятелем монастыря был Ионат (имея в виду это упоминание, Ж. Мабильон отождествил И. с Ионатом , настоятелем муж. обители двойного мон-ря Мархианы (ныне Маршьен) - ActaSS Bened. Т. 4/1. P. LXXIX). Л. ван дер Эссен указывал на то, что сведения об Ионате, аббате монастыря Эльнон, скудны и представлены только в поздних источниках, поэтому серьезных оснований для того, чтобы считать его и агиографа И. одним и тем же лицом, нет ( Essen. 1907. P. 270-272; Moreau. 1927. P. 225-226). Мн. исследователи, в особенности де Вогюэ (Vie de saint Colomban. 1988. P. 21-23), допускают отождествление И. и Ионата, однако твердых доказательств в поддержку этой гипотезы не приводят. По мнению И. Пагани, отсутствие сведений о последнем периоде жизни И. объясняется средневековой традицией, ошибочно разделившей агиографа И., известного преимущественно как автор Жития св. Колумбана, и аббата И. (или Ионата), память о к-ром сохранилась только в мон-ре Эльнон ( Pagani. 1988). В аббатстве Боббио память об И. была почти утрачена. Так, автор «Чудес св. Колумбана» (ок. 970) высказывал недовольство тем, что «некий Иона» (Ionae cuiusdam) недостаточно подробно описал историю основания обители (Miracula S. Columbani//MGH. SS. T. 30. Fasc. 2. P. 997). Сочинения

http://pravenc.ru/text/578294.html

Одного философа, шедшего в поту, встретили люди и спросили: отчего ты так вспотел? С грубыми людьми вел спор, отвечал философ». Беззаконно начатый суд над Мефодием, беззаконно и злостно окончился. Мефодий лишен архиепископства и осужден на заточение. По произнесении приговора, епископы-судьи бросились на Мефодия и начали наносить ему удары по лицу. Затем он закован в кандалы и отправлен под стражей в Швабию, зимой во время снежной стужи и заключен в тюрьму. Это было, вероятно, в начале 871 года в тюрьме Мефодий пробыл два с половиной года, терпя тяжкие насилия и истязания. Заступиться за Мефодия прежде всего следовало папе, который сам поставил и своей властью послал его на архиепископство. Папа, без сомнения, скоро узнал о судьбе Мефодия, но не спешил заступиться. Конечно, при настоящем положении дел в Моравии, нелегко было и папе бороться с немецкой иерархией, далеко не всегда послушной Риму в те времена. Но папа мог бы отозваться хотя словом участия к страдальцу, своему поставленнику: но и с этим словом медлил папа. Более, чем судьба Мефодия, интересовала теперь папу судьба его власти в Болгарии. Собор константинопольский 869–870 годов, осудивший Фотия и восстановивший Игнатия в интересах мира с Римом, тем не менее не пошел на уступки крайним притязаниям Рима, не в его пользу решил и вопрос о Болгарии, которая в последних заседаниях собора в конце февраля и начале марта, согласно пожеланию самих болгар, бывших здесь во главе с тем же боярином Петром, признана принадлежащей к области константинопольского патриарха. Игнатий в вопросе о Болгарии оказался последователем Фотия, прислал болгарам архиепископа Иосифа, предоставив ему и болгарам удалять латинских священников и заменять их греческими. С извещением о решениях собора в середине 871 года отправлено было из Царьграда в Рим посольство во главе с архимандритом Феогностом, с подарками и письмами к папе. Папа был разгневан; в письмах от 10 ноября 871 года требовал, чтобы Игнатий отказался от иерархической власти в Болгарии, отозвал своего архиепископа, предоставил Болгарию латинскому духовенству, грозя в случае непослушания наказаниями по канонам, делал Игнатию и другие упреки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Андрея (§ 28). Вместе с иноками он соорудил здесь храм ап. Андрею с пределами Иоанну Предтече и Евфимию Великому. Во время постройки демоны сбросили строителя с лесов, но Евфимий запретил им наносить вред. Храм и монастырь был выстроен в 6379 г., на 4-м году царствования имп. Василия и Константина, 5-го индикта (§ 29). – Первые два определения говорят о 871 годе, но индикт, а равно год от Рождества Христова, указанный в рукописях (879), 641 противоречат этому. О. Л. Пти правильно заключает, что дата 871 имеет самые большие шансы быть истинною датою построения монастыря. Ученый августинец старается еще точнее подойти к определению, полагая, что построение (то есть освящение) монастыря могло произойти 30 ноября 871 года, в день памяти св. ап. Андрея. Датчанин K. F. Kinch при своих археологических исследованиях в этой местности нашел основание монастыря, построенного Евфимием, в 20 километрах к востоку от Солуни. – Во время постройки Евфимий сам таскал камни, которые с трудом тащили бы двое или трое рабочих; сам таскал, воду для поварни (§ 30). На четвертый год от создания монастыря (в 875 г.), поучив братию, Евфимий постриг своего ученика Василия (агиографа) в τ Σερμυλ κμ (ныне Ormylia) в храме св. Димитрия (Солунского). Новопостриженный должен был отречься от всего мирского, но это было ему тяжело, и сжег манихейскую книгу заблудшегося монаха Антония το ν Κραναις (не далеко от Иериссо), под заглавием «Τ πκρυφα το εαγγελου» (§ 34), ныне уже не существующую. После своего пострижения Василий увидел св. Евфимия, который предсказал ему скорый выход из монастыря (из-за любви к наукам) и поставление в архиерея, прося его не забывать как Евфимия, так и братию (§ 35). О чудесах Евфимия Василий говорит немного. Однажды агиограф вместе с Иоанном τ Τσγαστ путешествовал. Их постиг голод, от которого они чуть не умерли; чудом св. Евфимия они были насыщены. Когда Василий был в заливе Коронийском (Κορωνα λμνη, по Kinch’y залив св. Василия), Евфимий предрек удаление из монастыря Иоанна и Антония, что и случилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

В результате деятельности св. Мефодия в немецких монастырях остались песнопения на болгарской мелодической основе, означаемые как sequentia bulgarica. Междувременно, в 871 г. немцы схватили и князя Святополка, и Моравия на некоторое время перестала существовать. В 871/2 гг. в Моравии вспыхнуло народное восстание против немецких поработителей во главе со священником Славомиром. Немцы освободили Святополка и послали его с немецким полком против восставших моравян. Святополк отметнулся от немцев, присоединился к своему народу, истребил немецкое войско и восстановил моравскую государственность. Началась новая война с Германией, которая закончилась в 874 г. Форгеймским миром между Моравией и Германией, с признанием со стороны Моравии ее вассальности к Германии, а Германия признавала внутреннюю автономию Моравии. Пока св. Мефодий находился в заключении, он получил чрезвычайно подлый и коварный удар от «своих» – от Ромейской империи и Вселенской Патриархии. В 871/2 гг. Вселенский Патриарх Игнатий (обиженный на св. Фотия и его враг), попирая каноны, рукоположил некоего Агафона во Архиепископа Моравского при живом титуляре Моравской кафедры – Мефодия (Ап. пр. 35; II Вс. соб. 2; Антиох. 23; Серд. 4), находившегося в заключении! Так как отношения Вселенской Патриархии с Римской Церковью снова испортились из-за решения Константинопольского собора 870 г. о принадлежности Болгарии к юрисдикции Вселенской Патриархии, Византийский император Василий I и Вселенский Патриарх Игнатий решили атаковать Римскую Церковь в Моравии, учредив в свою очередь Моравскую Архиепископию Вселенской Патриархии, послав туда на сей раз Архиерея. (Напомним, что посылая Моравскую миссию Святых братьев среди них Архиерея не было. Тогда Вселенская Патриархия осторожничала, чтобы не дразнить римских пап.) Возможно, что в Константинополе расценили рукоположение св. Мефодия Римской Церковью как его отход от Вселенской Патриархии и переход в юрисдикцию Римской Церкви и решили ударить по Западной Церкви именно снова в Моравии. В 873 г. было послано византийское посольство германскому королю Людвигу во главе с параллельным дублером св. Мефодия «Архиепископом Моравским» Агафоном (E. Honugmann, Un archêvèque ignatien de Moravie, Byzantion, XVII, 1944–45). Как видно, церковные каноны бесцеремонно нарушались и безоглядно попирались, не считаясь с тем, что бесчинщики сами ставят себя в ложное положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он сознательно выбрал довольно сложный для миссионерской деятельности регион. Язычники в этой области были столь свирепы, что ни один другой проповедник не отваживался столкнуться с их яростью лицом к лицу. Именно это вдохновило его на работу с ними. Он работал очень упорно, на протяжении долгого времени, безрезультатно. Его нередко избивали и несколько раз бросали в реку. Однако, в конце концов, его терпение и упорство принесли результат. Бог позволил ему на глазах у народа воскресить умершего человека (повешенного преступника). После этого события толпы людей пошли к нему, чтобы принять крещение – люди разрушили языческие храмы своими собственными руками. К 633 г. он уже построил несколько церквей, основал «два больших монастыря в Генте, оба под покровительством Св. Петра». Во Фландрии он построил много учреждений, посвященных служению Богу. Одним из наиболее известных является «большой монастырь в Эльноне», который находится «в девяти милях от Турнея». (Монастырь, а также находящийся поблизости город и минеральные источники позже были переименованы в Сен-Аманд). Традиция, не вполне, впрочем, вызывающая доверие, говорит, что в 649 г. он был избран епископом Маастрихта, но через три года отказался от руководящего поста в своей епархии в пользу св. Ремаклуса и вернулся к миссионерской деятельности. Он продолжал работать среди язычников до восьмидесятилетнего возраста. Потом вернулся Эльнон, где пробыл четыре года аббатом. Он преставился в Лорде в 675 г. По ходу своей деятельности св. Амандус проповедовал также в Утрехте и воздвиг там маленькую часовню, посвященную Св. Мартину. После того, как он отбыл, чтобы продолжать свою миссию в других местах, Дагоберт передал укрепленный пункт в Утрехте Епископу Кёльнскому, Куниберту, на том условии, что он будет заниматься обращением фризов. Однако епархия Кёльна не проводила никакой миссионерской работы среди фризов. Другие миссионеры Нидерландов, включая Ахариуса, св. Элигиуса и св. Моммолинуса, работали в окрестностях Нуайона (сегодня северная Франция) и Турнея (сегодня Бельгия).

http://pravoslavie.ru/2000.html

На начальном этапе на изменения в списке имен святых, к к-рым обращались в Л., оказывали влияние перечни имен из канона мессы (разделы «Communicantes» и «Nobis quoque»). В нач. VIII в. в текст Л. наряду с именами апостолов и мучеников включали имя свт. Григория Великого (The Earliest Life of Gregory the Great by an Anonymous Monk of Whitby/Text, transl. and notes by B. Colgrave. Camb., 1985. P. 138). К нач. IX в. складывается неск. устойчивых типов Л. Их классификация приводится в сочинении Ангильберта, аббата Сен-Рикье ( 814) (Institutio de diversitate officiorum//CCM. Vol. 1. P. 295-299). Главной (generalis) в тот период считалась Л., к-рую пели во время процессии к крещальной купели в Великую субботу. Такие Л. встречаются в литургических книгах с кон. VIII в. Они начинаются с 3-кратного «Christe audi nos», далее следует список имен святых, где первым стоит имя Девы Марии, после каждого имени - рефрен «ora pro nobis», в конце - ряд кратких прошений о прощении грехов, о мире и т. д. с особыми рефренами, «Agnus Dei», 3-кратное «Christe audi nos» и «Kyrie» (Liber Sacramentorum Gellonensis. 344. 2313//CCSL. 159. P. 332-333; Liber Sacramentorum Augustodunensis. CVI 537-538//CCSL. 159B. P. 66-68). Если в Л. из Желлонского Сакраментария приводится всего 13 имен святых, то Ангильберт расширил их число до 135 (не считая имен ангелов, библейских патриархов и пророков). Главную Л., по мнению Ангильберта, должно петь также во время проведения Rogationes. Процессия Великой Л. с пением Л. всем святым описывается в Ordo из аббатства Сент-Аман-лез-О (Эльнон) (Paris. lat. 974, нач. IX в.): первыми выходят из ксенодохия бедняки с деревянным раскрашенным распятием и поют «Kyrie», «Christe audi nos», затем «Sancta Maria ora pro nobis» (весь список имен святых не приводится); после этого ставрофоры выносят 7 стациональных крестов с 3 горящими свечами в каждом, следом идут епископы, пресвитеры и субдиаконы, далее - папа с диаконами, перед к-рыми субдиаконы несут 2 серебряных креста, а мансионарии - кадила; завершает шествие схола певцов; перед входом в храм Л. повторяется (изд.: OR. XXI 10-12// Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 248). Эта Л. по структуре напоминает, с одной стороны, Л. из чина Крещения в каролингских Сакраментариях VIII-IX вв., с другой - Л. из дополнений к ирл. Миссалу Стоу (The Stowe Missal/Ed. G. F. Warner. L., 1915. Vol. 2. P. 3, 14).

http://pravenc.ru/text/2110565.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА [Иона из Боббио; лат. Ionas] († после 659), церковный писатель, агиограф. Немногочисленные и зачастую отрывочные сведения об И. содержатся в его сочинениях. Род. в г. Сигузия (рим. Сегузион, ныне Суза, Сев.-Зап. Италия) (Vita Columbani. II 5). Вероятно, ок. 618 г. (по мнению А. де Вогюэ, не позднее февр. 617) вступил в монастырь Бобий (ныне Боббио), расположенный в 140 милях от его родного города. В это время мон-рем управлял аббат Аттала (615-626/7), уроженец Бургундии и ученик св. Колумбана . Возможно, И. был секретарем аббата. Преемника Атталы Бертульфа (626/7-642) И. сопровождал в Рим, где аббат добился от папы Римского Гонория I привилегии, освобождавшей Бобий от епископской юрисдикции (июнь 628). Вскоре после этого И. покинул Бобий и некоторое время жил в мон-ре Луксовий (ныне Люксёй, Франция). Об этом может свидетельствовать и упоминание о личных беседах с прп. Евстасием († 629), учеником св. Колумбана и аббатом мон-ря Луксовий (Vita Columbani. Praefatio). Евстасий мог посещать мон-рь Бобий, однако более вероятно, что И. беседовал с ним, находясь в аббатстве Луксовий ( Krusch. 1905. P. 49). Не менее 3 лет И. провел в мон-ре Эльнон (совр. Сент-Аман-лез-О), основанном в 30-х гг. VII в. епископом-миссионером св. Амандом († 675/6), и принимал участие в миссионерской деятельности епископа среди язычников на территории совр. Бельгии. По мнению ряда исследователей, именно приглашение св. Аманда, искавшего сподвижников для христ. миссии, послужило причиной переселения И. в Галлию ( Krusch. 1905. P. 49; Leclercq H. 1927. Col. 2633). Возможно также, что знакомству И. и св. Аманда способствовал Ахарий, епископ г. Новиомаг (ныне Нуайон), выходец из монастыря Луксовий ( Stancliffe. 2001. P. 191). И. вновь посетил мон-рь Бобий незадолго до кончины аббата Бертульфа, к-рый поручил ему составить Житие св. Колумбана. Собирая сведения о жизни святого, И. обращался к его современникам, беседовал с теми, кто лично знал св. Колумбана, посетил ряд центров, связанных со святым: основанный им монастырь Луксовий, ряд аббатств, во главе которых стояли его ученики и последователи (напр., Эбориак (Эвориаки, ныне Фармутье)), епископские кафедры, к-рые занимали некогда близкие к св. Колумбану священнослужители (Донат, еп. Везонция (ныне Безансон)) и т. д. Возможно, И. посетил Алеманнию, где встретился со св. Галлом , учеником св. Колумбана. Ок. 642 г. И. завершил основную часть работы и направил ее для утверждения Вальдеберту, настоятелю мон-ря Луксовий, и Боболену, аббату мон-ря Бобий.

http://pravenc.ru/text/578294.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010